Развитие речи. лексическая тема "транспорт"

Наталья Бажитова
Задания логопеда воспитателям логопедических групп по лексической теме «Транспорт»

Сентябрь – 2 неделя.

Тема недели : «Транспорт » .

Лексическая тема : «Транспорт » .

Программное содержание : расширить и закрепить знание о транспорте ; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Транспорт » ; закрепить представление о профессиях людей, работающих на транспорте ; совершенствовать грамматический строй речи.

Ввести в активную речь.

Существительные : машина, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, шофер; остановка, катер, вокзал, кондуктор, билет, гараж, пристань, аэропорт, рельсы, шпалы, ракета, паром, электричка, рефрижератор, трасса, самосвал, парусник, такси, телега, пилот, штурман, велосипед, мотоцикл.

Прилагательные : быстрый, скорый, пассажирский, грузовой, подземный, воздушный, морской; автомобильный, снегоуборочный, железнодорожный, наземный, речной.

Глаголы : ехать, плыть, лететь, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать, причаливать, тормозить; выруливать, ремонтировать, буксовать, подлетать, отлетать, взлетать.

Групповые задания :

1. Артикуляционная гимнастика : комплекс №1 .

2. Пальчиковая гимнастика : комплекс №1 .

3. Дыхательная гимнастика : комплекс №1 .

4. Общая моторика (физ. минутка) :

«Поезд» .

Загудел паровоз

И вагончики повез :

«Чу-чу-чу,

Далеко я укачу!»

Вагончики зеленые

Бегут, бегут, бегут.

А круглые колесики

Все тук, да тук, да тук.

(Дети встают друг за другом, имитируют движение поезда.)

5. Задания на развитие фонетико-фонематического слуха и восприятия .

«Слушай внимательно»

Шепотом взрослый дает 1, 2 или 3 поручения ребенку. Ребенок выполняет то, что говорит взрослый.

6. Задания по развитию лексико -грамматического строя речи.

Перечисли что может :

летать –

плавать –

ездить –

Сосчитай до пяти.

Одна белая машина, две белые машины, три белые машины, четыре белые машины, пять белых машин.

Один красный автобус,

Одно резиновое колесо,

Один большой корабль,

Одна трамвайная остановка,

Один новый трамвай,

Что может делать :

автобус – ехать, перевозить людей, поворачивать, тормозить, трогаться.

корабль –

самолет –

Как назвать остановку :

трамвая – трамвайная;

автобуса –

троллейбуса –

Назови одним словом машину, которая :

возит молоко – молоковоз;

мешает бетон – бетономешалка;

возит воду – водовоз;

черпает землю – землечерпалка;

укладывает трубы – трубоукладчик;

дробит камни – камнедробилка.

Исправь предложения (подготовительная к школе группа ) :

Дом подъехал к машине.

Бензин кончился потому, что машина остановилась.

7. Задания по развитию связной речи.

Трамвай и троллейбус.

Трамвай и электричка.

Троллейбус и автобус.

Автобус и автомобиль.

Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

Хорошо, когда много снега.

Хорошо, когда много снега : можно бабу лепить, можно крепость строить и в снежки играть, можно с горок кататься и на лыжах ходить…

А вот машинам и трамваям, когда много снега, - плохо.

Если снег не уберут, то не привезут машины ни хлеба, ни молока, ни угля, ни бензина, ни елку к Новому году! Даже доктор в «скорой помощи» не сможет приехать.

Чтобы такого не случалось, в снегопад выезжают специальные машины. Они убирают снег и посыпают улицу песком, чтобы не скользко было.

В. Бундин

Вопросы :

1. О каком времени года говориться в рассказе?

2. Кому хорошо, когда много снега? Почему?

3. Почему плохо машинам и трамваям, когда много снега?

4. Какие машины убирают снег и посыпают улицы песком? Видели ли вы их на улице?

Чтение художественной литературы.

А. Барто «На косогоре» ;

В. Кудрявцева «Велосипедист» ;

Р. Заславский «Ночное такси» ;

Н. Калинина «Малыши» , «Как ребята переходили улицу» ;

О. Корнеева «Милицейская машина» ;

Е. Кузьмин «Важные машины» ;

Н. Носов «Как Незнайка катался на газированном автомобиле» ;

Я. Тайц «Поезд»

Публикации по теме:

Итоговое занятие по лексической теме «Транспорт» в форме игры КВН «Знатоки транспорта» Тема: «Знатоки транспорта». Тип. Итоговое занятие по лексической теме «Транспорт» в форме игры КВН. Возраст. 5-6 лет. Задачи. Познание Обобщать.

Задания по лексической теме «Правила дорожного движения» 1. «Составь предложение правильно» Машина, ехать, дорога. Самолет, небо, летит, высоко. Большой, волны, корабль, плывет. Шоссе, автомобиль,.

Интеллектуальная игра для детей старшей логопедических групп группы «В гостях у тётушки Совы» Задачи:- Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием. -Развивать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [С]» по лексической теме «Транспорт» подготовительный этап, 1. Развитие речевого дыхания и голоса. Дуем на перышко (губы трубочкой) Дуем через желобок.

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы

Транспорт

Скворцова Татьяна Ивановна,детский сад №5
комбинированного вида

Калининского района Санкт-Петербурга

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

Использование современных образовательных технологий.

Здоровье сберегающие технологии;

Проектная деятельность (игровая технология);

Информационно - коммуникативные технологии;

Коррекционная технология.

Цель: уточнение и закрепление знаний детей по лексической теме «Транспорт».

Образовательные задачи:

· Сформировать представления о пассажирском и грузовом транспорте;

· Активизация и обогащение словаря по теме «Транспорт»;

· Совершенствование грамматического строя речи, образование прилагательных (какой) - специальный, пассажирский, грузовой, наземный, водный, железнодорожный, воздушный, подземный; названия отдельных элементов (части - целое) - выделение разных частей на модели грузовика.

· Умение образовывать и использовать в речи сущ. с прил., учить употреблять в речи формы глаголов, обозначающие передвижения транспорта;

Развивающие задачи:

· Развивать любознательность и познавательную активность через включение детей в различные игровые ситуации;

· Развивать фонематическое восприятие, мелкую и общую моторику, координацию движений;

· Продолжать развивать диалогическую и монологическую речи, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них развернуто.

Воспитательные задачи:

· Воспитывать внимание, активность, культуру поведения на транспорте.

Предварительная работа:

Чтение книг о транспорте, рассматривание иллюстраций и различных видов моделей транспорта, просматривание видео - фильмов, беседы о видах транспорта, загадки. С/р игра «транспорт», рисование по теме. Конструирование «Грузовик».

Материал к занятию:

Картинки по теме «транспорт», мяч резиновый грузовик набор бочонков, карточки с загадками. Части машин (кабина, фара, колёса, кузов), геометрические фигуры (2 квадрата,4 круга, 3 прямоугольника, 2 трапеции). Игрушка - Карлсон, бинокль, сумка, матросский воротничок. Пособие «Светофор».

Ход

Сюрпризный момент. Стук в дверь

В: Пойду посмотрю, кто там? (Выходит и возвращается с игрушкой

Карлсон)

К: Здравствуйте, ребята. Я пролетал мимо, и у меня забарахлил моторчик.

Наверное, перегрузка. Необходимо совершить посадку. Можно

Приземлиться? (да)

В: Мы так рады, что ты к нам заглянул. Как здорово, что у тебя есть

Моторчик и ты можешь летать к друзьям.

К: Ребята, а у вас тоже есть моторчики? (нет)

А как вы летаете к друзьям? Как вы добираетесь до садика, поликлиники,

Магазина, гостей?

(на транспорте или пешком)

В: Карлсон, когда ты пролетал над нашим городом, ты заметил, какой он

Большой и красивый? По нему легко передвигаться на разном транспорте.

Сейчас мы отправимся в путешествие. На чем лучше ехать по городу?

(на трамвае, автобусе и т.д.)

Д/и «Какой бывает транспорт»

(наземный, подземный, железнодорожный, пассажирский, почему так называется)

В: Кто-то оставил сумку. Посмотрим, что там.

(карта, бинокль, матросский воротничок)

Чьи это могут быть вещи? Кто их мог оставить?

(эти вещи мог оставить моряк)

Другой берег? Какой вид транспорта нам нужен?

(водный)

Игра «Подбери картинки с изображением водного транспорта»

(лодка, ледокол, танкер, лайнер, теплоход)

К: А это что такое?

(показывает на схему проезжей части дороги)

Как называется дорога, где ходят люди?

(пешеходная дорожка, тротуар)

А как перейти дорогу пешеходу?

(по пешеходному переходу, по «зебре»)

В: Ребята, Карлсон сейчас загадает нам загадки. Нам нужно отгадать,

Назвать первый звук в отгадке. И дать характеристику звуку.

К: Спозаранку за окошком,

Стук и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожка

Ходят красные дома

(трамвай, зв. [Т] согл. тверд. глх.)

Что за чудо светлый дом

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(автобус, [ А ] гл. зв.)

В поле лестница лежит

Дом по лестнице бежит

(поезд, зв.[П] согл. тверд. глх)

В: А я тоже знаю загадку

В черных шашечках машина,

Зря не пьет она бензина.

Всех домчит, лишь попроси

А зовут ее…

(такси)

В: Ребята, расскажите Карлсону, чем отличается такси от другого

Транспорта.

(быстро перевезет с одного места на другое, он объезжает пробки, у

него нет остановок, он едет по короткому пути)

Игра с мячом «Назови транспорт, который едет по рельсам»

(поезд, трамвай)

С помощью электричества

(троллейбус, трамвай, электропоезд)

Перевозит грузы (грузовик)

Специальный (скорая помощь, пожарные)

К: Молодцы, ребята! Давайте с вами поиграем. Вставайте в круг

(физкультминутка)

По земле пассажиров возят «руль»

Самолет идет на взлет «крылья»

Корабль по морю плывет «нос корабля»

Едем, едем мы домой

На машине легковой «руль»

Въехали на горку «руки вверх»

Хлоп! Колесо спустилось «хлопок над головой!

Стоп! «руки вниз, присесть»

В: Ой-ой-ой! У нас лопнуло колесо.

К: А разве машины ломаются? (да)

А где их чинят?

В: Сейчас ребята тебе скажут, где ремонтируют машины.

(в автомастерской, в гараже)

К: Что можно починить?

(поменять колеса, вставить стекло, покрасить, смазать мотор и т.д.)

В: Посмотрите, вот машина. Назовите, из каких частей она состоит.

(красная кабина, зеленый бампер, желтый кузов, белые фары)

Давайте построим машину из геометрических фигур.

(Игра на фланелеграфе «Собери машину» , составление целого из частей)

В: Из каких геометрических фигур ты составил машину?

(кабина - 3 квадрата, кузов - 2 трапеции, колеса - 4 круга)

Расскажи, какая твоя машина.

(подбор прилагательных: грузовая, красивая, новая, тяжелая, пустая,

крепкая, огромная, груженая)

Какой груз может перевозить твой грузовик?

(песок, землю, кирпичи и т.д.)

К: А можно поиграть с машиной?

(конечно)

Игра «Городок»

(что делает машина: съехала, подъехала, уехала, объехала, заехала)

К: А машина сама ездит? (нет)

В: Кто управляет машиной? (водитель, шофер)

К: Это, наверное, легко. Как вы думаете, ребята? (сложно, надо много знать,

надо много учиться, нужно знать правила)

В: Какие есть еще профессии на транспорте?

Игра с мячом «Кто чем управляет» (поездом - машинист, самолетом - пилот, кораблем - капитан, такси - таксист, мотоциклом - мотоциклист и т.д.)

К: Спасибо ребятам. Я столько интересного узнал. Теперь поберегу свой моторчик и буду путешествовать на транспорте. Жалко со мной не было Малыша. Он тоже увидел бы разные машины.

Карлсон улетает.

В: Путешествие наше закончилось. Карлсон, улетая, оставил нам мешочек.

Это нам подарки. (мыльные пузыри, инструменты для ремонта машины)

Материалы для педагогов и родителей

ЛЕКСИКА

1. Перечисли, на чём передвигались звери.
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед,
А за ним комарики на воздушном шарике,
А за ними раки на хромой собаке.
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле,
Зайчики в трамвайчике,
Жаба на метле...

2. Назови только то, что относится к транспорту.

3. Зачем людям нужен транспорт?

4. Где выпускают автомобили? /на автозаводах/

5. Какие легковые автомобили ты знаешь?

6. Какие грузовые автомобили ты знаешь?

7. Какие виды транспорта можно увидеть в нашем городе? /легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, автобусы, троллейбусы, такси, велосипеды, мопеды.../

8. Чем отличается троллейбус от трамвая?

9. Ходят ли в нашем городе трамваи?

10. Назови:

а/ на чем можно ехать? /на поезде, машине, автобусе.../
б/ на чем можно плыть? /на корабле, лодке, пароме.../
в/ на чем можно летать? /на самолёте, вертолете…/

11. Как называют человека, который:

а/ водит машину, автобус, троллейбус - ... /водитель, шофёр/,
б/управляет самолётом - ... /лётчик, пилот/,
в/управляет кораблём - ... /капитан/,
г/ водит трамвай - ... /вагоновожатый/,
д/ водит поезда - ... /машинист/,
е/ водит велосипед - ... /велосипедист/,
ж/ водит мотоцикл - ... /мотоциклист/,
з/ следит за порядком на дороге, регулирует движение -... /регулировщик/

12. Как называется асфальтированная часть улицы? /дорога/

13. Как называется часть дороги, по которой идут люди? /тротуар/

14. Как называют людей, идущих пешком? /пешеходы/

15. Где должны ходить пешеходы? /по тротуару/

16. Где пешеходы должны переходить дорогу? /по пешеходному переходу/

17. В какую сторону нужно сначала посмотреть, когда переходишь дорогу?

В какую сторону нужно посмотреть на середине дороги?

18. На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

19. Закончи:

а/ дорога широкая, а тротуар - ... /узкий/
троллейбус идет медленно, а такси - ... /быстро/
б/ шина - это часть колеса, а колесо - ... /часть машины/
колесо - часть машины, а машина - ... /транспорт/

20. О чём /о ком/ можно сказать "плывёт"?

а/ корабль,
б/ облако,
в/ человек, рыба, лебедь, бревно…

21. Назови волшебный транспорт в сказке:

-«Старик Хоттабыч» /ковёр-самолет/
-«Золушка» /сапоги-скороходы/
-«По щучьему велению» /печка/

22. Знаешь ли ты «любимый транспорт» Бабы-Яги? /метла, ступа/

ГРАММАТИКА

1. Как можно назвать транспорт, который:

Перевозит грузы /какой?/ - ... /грузовой/,
- перевозит пассажиров /какой?/ - ... /пассажирский/,
- передвигается только по воде /какой?/ - ... /водный/,
- передвигается только по воздуху /какой?/ - ... /воздушный/,
- передвигается только по железной дороге - ... /железнодорожный/,
- передвигается только под землёй /какой?/ - ... /подземный/.

2. Как называется остановка:

а/ автобуса /какая?/ - ... /автобусная/, б/ троллейбуса /какая?/ - ... в/ трамвая /какая?/ - ...

3. Подбери слово по образцу: летать - полёт,
бежать - ... /бег/, плавать - ... /плавание/, прыгать - ... /прыжок/, ходить - ... /ходьба/, скакать - ... /скачки/.

4. Измени слова по образцу: поезд - поезда, /много чего?/ - поездов,
трамвай - трамваи, /много чего?/ - ... , велосипед - ..... /много чего?/ - ..., троллейбус - .... /много чего?/ - ..., автобус - ..., /много чего?/ - ..., такси - такси, /много чего?/ - такси

5. Вставь подходящее слово:

Машина стояла в гараже. А теперь она из гаража /что сделала?/ ... /выехала/. Гараж кругом /что сделала?/ ... /объехала/ и по дороге /что сделала?/ ... /поехала/. К перекрёстку машина /что сделала?/ ... /подъехала/ перекрёсток /что сделала?/ ... /переехала/, за дом машина /что сделала?/ ... /заехала/ и в гараж / что сделала?/ ... /въехала, заехала/.

6. Вставь «маленькое слово» (предлог), которое «потерялось»

Мы спустились... (в) метро.
Мама садится... (в) трамвай.
Митя бежит... (по) дороге.
Автобус едет... (по) улице.
Поезда идут... (по) рельсам.
Дети поедут... (на) трамвае.
Никита любит ездить... (на) машине.
Миша пришел... (на) остановку.

7. Из каких слов состоит слово:

самолёт вертолёт
пароход луноход
самокат вездеход
самосвал автозавод

ЛОГИКА

1. Назови 4-й лишний предмет, объясни свой выбор:

а/ ракета, автобус, олень, метро.
б/ бабочка, самолёт, жук, птица.
2. Выбери правильное предложение:
а/ Машина остановилась, потому что кончился бензин.
б/ Кончился бензин, потому что остановилась машина.
3. Ответь на вопросы:
а/ Перед тем как сесть в поезд, я купил билет. Что я сделал сначала?
б/ После того, как загорелся зелёный сигнал светофора, пешеход перешел улицу. Что пешеход сделал сначала?
4. Может ли трамвай объехать машину? Почему? /нет, он идёт по рельсам/
5. Найди лишнее слово: машина, машет, машинист
6. Исправь:
а/ Машинист ведёт трамвай.
б/ Вагоновожатый ведёт поезд.

Татьяна Клюева
Домашнее задание по теме «Наземный транспорт»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ

НАД ТЕМОЙ «НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ »

Вместе с ребёнком понаблюдать на улице за движением

различного транспорта ;

Познакомить его с таким видом транспорта , как наземный .

(наземный транспорт – это грузовые и легковые машины,

автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, электрички);

С основными частями машины :

кабина, кузов, колёса, фары, мотор, руль, тормоза.

Для закрепления у ребенка знаний о транспорте

задать следующие вопросы :

Какие машины перевозят грузы, людей?

Какие части машины ты знаешь?

Для чего нужен руль?

Для чего нужны шины?

Для чего нужен кузов? И т. д.

ПОИГРАЙТЕ В ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Что делает?»

Поезд (что делает) – едет по рельсам;

Трамвай (что делает) – …;

Троллейбус (что делает) – …;

Велосипед (что делает) – …

«Один – много»

(закрепление в речи детей множественного числа имен существительных)

Машина – машины

Самокат – самокаты

Трамвай – трамваи… (автобус, троллейбус, велосипед, вагон,

машинист и т. д.).

«Кто чем управляет?»

Автобусом – водитель

Поездом – машинист

Трамваем - вагоновожатый

«Четвертый лишний»

(развитие логического мышления)

Послушай и скажи, какое слово здесь лишнее и почему?

Автомобиль, трамвай, автобус, корабль.

Пароход, лодка, самолет, парусник.

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

Самолет, вертолет, ракета, велосипед.

«Что общего?»

У автобуса и троллейбуса – передвигаются по асфальту, резиновые колеса, за рулем водитель;

У троллейбуса и трамвая – работают на электричестве

У велосипеда и мотоцикла – …

Пересчёт различных видов транспорта (согласование числительного

с существительным)один автобус, два автобуса, три автобуса,

четыре автобуса, пять автобусов, шесть автобусов и т. д…

ПРЕДЛОЖИТЕ ДЕТЯМ ОТГАДАТЬ ЗАГАДКИ О ТРАНСПОРТЕ

Бежит конь вороной,

много тащит за собой.

Начинает он копать,

заменяет сто лопат.

ВЫУЧИТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

А. Л. Барто

РАБОТА ШОФЁРА

Шуршат по дорогам

Веселые шины,

Спешат по дорогам

Машины, машины.

А в кузове важные

Срочные грузы -

Цемент и железо,

Изюм и арбузы.

Работа шоферов

Трудна и сложна

Но как она людям

Повсюду нужна!

Публикации по теме:

Домашнее задание к лексической теме «Домашние животные» Тема: Домашние животные. Советую дома 1. Повторить с детьми названия домашних животных: Лошадь, корова, свинья, овца, коза, собака, кошка,.

Домашнее задание к лексической теме «Весна красна» 10.03.2015 Весна красна Рекомендую дома 1. Поговорить с детьми о природе весной. - Что стало греть жарче и светить ярче? - Что происходит.

Домашнее задание по лексической теме «Правила дорожного движения» I. Понаблюдайте с ребёнком на улице за движением различного транспорта, покажите во время прогулки светофор, обратив внимание на его свет.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ «9 МАЯ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ» Есть события и даты, которые глубоко отпечатались в истории.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РОССИИ» Поговорите с детьми об основных функциях государственной.

Домашнее задание по лексической теме «Дом. Мебель» I. Рассмотреть с ребёнком разные строения на улице, сравнить их по высоте, назвать детали дома (крыша, крыльцо, подъезд, балкон, фундамент,.

Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Овощи» Овощи (лексический строй речи).1. Рассмотрите вместе с детьми овощи и расскажите им: названия овощей и их частей; сходство и различие.