Ремонтируем стартер ваз. Ремонт стартера на автомобиле ваз своими руками

Нарушения (сбои) работоспособности стартера нового автомобиля - вещь достаточно редкая, случающаяся, как правило, в двух случаях: нарушениях правил эксплуатации транспортного средства или присутствии заводского брака. Тем не менее, не стоит думать, что так будет всегда. Даже пятилетний автомобиль не застрахован от неполадок, а, то и выхода из строя этого важнейшего агрегата.

Признаки неисправности стартера

Автолюбителю необходимо помнить, что стартер практически никогда не «умирает скоропостижно». Перед этим печальным финалом он «сигналит» владельцу автомобиля, однако не всегда эти симптомы вовремя замечаются и по ним принимаются необходимые меры. А ведь они достаточно просты: пуск происходит не с первого раза, самопроизвольные отключения стартера при пуске, нехарактерные звуки и посторонние шумы в процессе пуска. Своевременно заметив и отреагировав на такой сигнал вы можете максимально сократить как временные, так и финансовые потери выполнив ремонт стартера «ВАЗ» своими руками.

Главная цель, предлагаемой вашему вниманию статьи, - несколько практических советов по выполнению ремонтно-восстановительных работ стартера автомобилей семейства «ВАЗ». Естественно, что перед производством непосредственно ремонта, необходимо демонтировать стартер с транспортного средства. О том, мы уже писали. Следующим этапом станет разборка агрегата.

Как разобрать стартер для ремонта

  • Предварительно открутив болты крепления втягивающего реле (далее по тексту ВР), снимаем его с агрегата.
  • Открутив гайки стягивающих шпилек, снимаем крышку, расположенную сбоку от коллектора, вместе с редуктором.

  • Вынимаем шестерню якорного вала, после чего демонтируем и сам якорь.
  • Достав из корпуса опору вала якоря, освобождаем шестерни редуктора, которых должно быть три. Осматриваем техническое состояние зубьев шестерен, поскольку именно они нередко становятся причиной возникновения неполадок, вследствие механического повреждения.
  • Убедившись в целостности зубьев, демонтируем опору рычага привода совместно с уплотнителем. Это действие позволит нам освободить редуктор и привод. Осмотрите опору на предмет деформации и повышенного износа.
  • Удостоверившись в ее работоспособности, демонтируйте ограничительное кольцо и открутите узел привода в сборе.

  • Открутите при помощи отвертки пружину рычага. Выполните контроль внутреннего зацепления шестерни, после чего снимите опору привода с вала. Демонтируйте и осмотрите опорное уплотнительное кольцо. Наличие даже незначительных дефектов - прямое указание к его замене.
  • Демонтируем опорный вкладыш, повторяя процедуру контроля.
  • Откручиваем два винта, расположенные со стороны коллектора, что позволит снять щеткодержатель.
  • Извлекаем щетки из направляющих, поддев отверткой фиксаторы, и контролируем их состояние.

  • Выполните контроль технического состояния якоря, делая упор на осмотр коллектора. Загрязнения удаляются посредством мелкозернистой шкурки, а наличие мелких повреждений потребует проточки на токарном станке с последующим ошкуриванием. В случае обнаружения выбоин на поверхностях шлиц вала или цапфы, вам придется заменить данный элемент новым. Следующим этапом контроля состояния якоря станет проверка надежности пайки выводов обмоток к пластинам. Теперь проверьте состояние обмоток якоря на целостность. Для этого вам понадобится обычная электролампа. Включите ее в цепь, замкнутую между сердечником якоря и одной из пластин коллектора, и подайте соответствующее напряжение. Загорание лампы - свидетельство замыкания обмоток и руководство к замене якоря.
  • Осмотрите подшипник. Присутствие желтого налета - руководство к его обработке мелкозернистой наждачкой. Пренебрежение этим мероприятием способно вызвать заедание шестерни вала.
  • Далее, контроль состояния непосредственно стартера. Работоспособные щеткодержатели не имеют сколов и трещин, кроме того не препятствуют легкому вращению щеток в свою сторону. Приводной вал и его элементы, имеющие даже незначительные признаки износа или повреждения, подлежат немедленной замене. Налет удалите при помощи наждачной бумаги с мелким зерном.

Видео - Ремонт стартера классики своими руками

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Продолжим осваивать особенности эксплуатации, диагностики и ремонта основных узлов отечественных автомобилей. Тем, у кого на вооружении иномарки, в принципе, тоже подходит этот материал. Как минимум для понимания сути проблем.

Конечно, низкий заряд батареи не может быть единственной причиной неудовлетворительной работы стартера. Так, например, якорь стартера не будет вращаться при сильно окисленных полюсных выводах АКБ и наконечниках проводов. Очистите их и намажьте вазелином. А если наконечники слабо затянуты – затяните их сильнее.

Если во втягивающей обмотке реле произошло межвитковое замыкание на массу или же обрыв, вам придется менять реле – другим способом изменить ситуацию не удастся.

Чтобы исключить обрывы в цепи питания реле и в цепи питания обмотки реле включения, проверьте соединения проводов в цепи.

Иногда, при включенном стартере, : якорь либо не вращается совсем, либо вращается очень медленно. В этом случае возможно это симптомы подгорания коллектора, который достаточно будет зачистить.

Причиной возникновения подобной ситуации может также послужить износ или зависание щеток. В этом случае щетки подлежат замене.

Случается, что после включения стартера вращается только якорь, в то время как маховик остается неподвижным. Спровоцировать такую поломку могут пробуксовки в движении муфты свободного хода, разрыв кольца муфты либо выскальзывание по оси рычага включения муфты. В таких случаях муфта и рычаг включения подлежат замене.

Нехарактерный звук, издаваемый стартером при вращении якоря, может говорить об ослабленном креплении стартера, закреплении его с перекосом, повреждениях зубьев шестерен привода маховика или износе втулок подшипников.

Как проверить стартер ВАЗ 2107 самостоятельно?

Не может быть, чтобы вас не интересовал вопрос о том, как проверить стартер ВАЗ 2107 самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов из сервисного центра?

Предлагаем ознакомиться с последовательной методикой, следуя которой можно получить представление о автомобиля ВАЗ 2107:

  • Снимите стартер с автомобиля и очистите от загрязнений его наружную поверхность
  • Соедините между собой выводы втягивающего реле и аккумуляторной батареи (при этом корпус стартера должен быть соединен с ее отрицательным выводом)
  • Для того чтобы проверить обмотки якоря и статора, снимите заднюю крышку стартера и отсоедините щеточный узел
  • При помощи омметра проверьте отсутствие замыкания обмоток на корпус. Если замыкания нет, минимальные показания прибора составят 10кОм
  • Проверьте обмотки на обрыв. Для этого соедините щупы омметра к выводам обмоток. Если вы заметите стремление показателей омметра к бесконечности, расценивайте это как обрыв обмотки.
  • Исключите отсутствие замыкания якоря «на массу» - присоедините щуп омметра к корпусу, а второй попеременно подсоединяйте к контактным пластинам. Если замыкания нет, показания омметра составят минимум 10кОм.

Лишь на первый взгляд работа, связанная с ремонтом стартера может показаться сложной. Но проделав ее хотя бы один раз, вы сможете с легкостью диагностировать и устранить большинство поломок стартера Жигулей седьмой модели.

Как известно, чтобы ездить на автомобиле, нужно, чтобы он заводился. А с поломанным стартером это сделать крайне трудно,поэтому часто становится вопрос о ремонте стартера на автомобилях ВАЗ 2106.
Какие могут быть причины не работоспособного состояния стартера ВАЗ 2106? Как своими руками отремонтировать его?
Эта инструкция по ремонту даст ответы на эти и другие вопросы и все сразу станет на свои места!

Признаки неисправности стартера и возможные причины

Давайте рассмотрим некоторые признаки неработающего стартера, и что может быть причиной поломки при данном признаке.
Итак:

  • При повороте ключа зажигания не происходит никакого движения стартера. Такой признак может характеризовать как севший аккумулятор, так и неработающий стартер.
    Если все электроника автомобиля работает, но он не заводится – дело в стартере.
  • В таком случае значит, что контакты во втягивающем реле залипли и не работают.
  • Другой признак – стартер крутит, но не заводится. Причиной данной неисправности может быть значительный износ щеток стартера.
  • Еще один момент – при повороте ключа зажигания раздается щелчок, а дальше ничего не происходит. Опять же – это свидетельствует о том, что не исправно втягивающее реле.
  • При попытке завести двигатель раздаются многократные щелчки из-под капотного пространства. Это признак того, что вышел из строя бендикс – шестерня для зацепки с маховиком.
  • Стартер «клинит». Это уже серьезнее, ведь в таком случае может быть причиной выработка на валу стартера или в корпусе – происходит перекос и зубья ловят клин.
    Может быть еще один вариант – неисправные подшипники. Это лучше и дешевле!

Вот несколько неисправностей стартера, которые могут случиться с вашим автомобилем. Если вы обнаружили одну из них, это значит, что требует ремонта как можно скорее.
Теперь к делу.

Инструменты для ремонта стартера

Что понадобится для снятия и ремонта стартера:

  • Ключи на 8, на 10 и на 13
  • Отвертка (2 штуки)
  • Штангенциркуль

  • Мультиметр

  • Пассатижи
  • Молоток
  • Оправки для подшипников
  • Смазка
  • Наждачная бумага

Ремонт стартера на ВАЗ 2106

Неисправность и возможную причину ее определили, инструмент заготовили, помолились (не обязательно, но можно)и можно приступать к !

Снятие стартера

Чтобы стартер отремонтировать, его необходимо снять с автомобиля.
Приступим:

Обратите внимание! Обязательно снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Иначе это грозит замыкаем цепи при снятии стартера.

  • Перед началом снятия необходимо обеспечить хороший доступ к стартеру.
  • Для этого нужно снять корпус .
  • Для снятия необходимо открутить три болта крепления стартера к корпусу КПП.
  • Для этого берем ключ на 13 и откручиваем сначала 2 верхних болта, а затем нижний.
  • Отсоедените провода от стартера, а затем снимите его.

Совет. Работайте при снятии стартера в перчатках, чтобы не обжечься об коллектор или не сбить руки.

Итак, стартер сняли. Теперь можно приступать к разборке.

Разборка стартера

Совет! При разборке стартера будьте осторожны, чтобы не потерять ни одну из мелких деталей, которых там много.

Итак:

  • Начинаем разборку стартера ВАЗ 2106 со снятия втягивающего реле. Это делается следующим образом.
  • Для начала необходимо отсоединить провода – вывод обмоток от стартера. Ключом на 13 откручиваем гайку крепления и снимаем провод и шайбы.

  • Далее снизу откручиваем три винта крепления втягивающего реле.
  • Реле вытянется. Затем извлеките якорь втягивающего реле, сняв с него пружину и поддав чуть-чуть вверх и в сторону.
  • Теперь переходим к стартеру и снимаем верхнюю защиту.
  • Открутите два винта крепления защитного кожуха и снимите его.
  • Для следующего шага нам понадобятся отвертки. С их помощью поддеваем стопорное кольцо вала ротора и снимаем его вместе с шайбой.

  • Промеряйте замыкание на корпус. Как это делать видно на фото.
  • Теперь берем ключ на 10 и откручиваем два болта крепления крышки от корпуса.
  • Далее отверткой отворачиваем винты крепления провода соединительного и обмоток стартера.

  • Теперь следует разъединить корпус и крышку стартера.
  • Снимаем щетки вкупе с пружинами. Для этого просто поддеваем их при помощи отвертки.
  • Берем заранее подготовленную оправку под подшипник и выпрессовываем задний подшипник стартера. Будьте осторожны – не разбейте корпус!
  • Вынимаем шплинт при помощи отвертки и пассатижей.
  • Далее нужно снять резиновую заглушку, а затем якорь с вилкой.
  • Выпрессовываем второй подшипник.
  • Теперь снимем бендинкс – шестерню для зацепления с маховиком.
  • Для этого отодвигаем шайбу и двумя отвертками снимаем стопорное кольцо.

Будьте внимательны! Стопорное кольцо обычно улетает в неизвестный угол гаража. Поэтому подставьте что-либо, чтобы оно далеко не улетело.

  • После чего просто рукой снимаем бендикс.

На этом весь стартер разобран.

Дефектовка стартера

Итак, теперь по состоянию деталей необходимо определить, какая же из них пришла в негодность и что нужно будет менять:

  • Щетки.
    При помощи штангенциркуля необходимо замерить высоту щеток. Она должна быть не менее 12 мм. Если же это не так, но щетки придется поменять.
  • Обмотки стартера.
    Они не должны быть подгоревшими. Также на них не должно быть видно следов повреждения изоляции, трещин или более серьезных механических повреждений.
  • Якорь стартера.
    Проверьте посадку конца вала и нижней части стартера. Люфт должен быть минимальным. Если же посадочное отверстие или поверхность вала износились, то необходима замена (лучше всего).
  • Осевой зазор не должен быть больше, чем 0.5 мм.
  • Если поверхность якоря пригорела, то нужно очистить ее при помощи наждачной бумаги.

  • Подшипники.
    Проверьте осевой люфт подшипника. Возьмите за внутреннюю обойму, а другой рукой пошатайте наружную. При необходимости поменяйте их.
  • При необходимости замените втягивающее реле (признаки его неработоспособности смотрите выше)
  • Бендикс. Зубья шестерни не должны быть изношены и она не должен проворачиваться в две стороны.
  • Вилка втягивающего цилиндра также не должна иметь явных повреждений – трещин, сколов и следов износа.

Если нужно что-то заменить, то это не составит особого труда. Особенно учитывая то, что цена на детали стартера не такая уж и большая.

Сборка стартера

После того, как были обнаружены все неисправные детали, причины были устранены и заменены все нужные детали можно приступать к сборке. Порядок сборки обратный порядку разборки, поэтому особо углубляться в этот процесс не будем.
Обратим внимание лишь на некоторые моменты:

  • Перед сборкой обязательно смажьте все подшипники, вал якоря, а также шестерню привода (бендикс).
  • Не забудьте ничего установить – помните, что лишних деталей остаться не должно.
  • Устанавливайте щетки стартера правильно.
  • Затягивайте все крепежные детали с удовлетворительным усилием.

После сборки стартера следует установить его на автомобиль. Все точно так же.
Крепим стартер, подключаем провода, ставим обратно воздушный фильтр и подключаем аккумулятор.

Заключение

Статья ВАЗ 2106 ремонт стартера + видео к ней поможет вам более наглядно представить, как осуществить своими руками ремонт стартера любимой шестерки. Надеемся, что эти советы, дополнительная информация, а также фото помогут вам осуществить самостоятельно ремонт стартера.
Если после ремонта стартера все равно осталась какая-то неисправность, то можно повторить работу – возможно, вы что-то упустили. Или же обратитесь к мастерам на ближайшей СТО.

Если водитель не может завести свою машину, вероятнее всего, ему требуется осуществить ремонт стартера ВАЗ 2106. Неисправности именно этого узла чаще всего выводят "шестерку" из строя.

Неисправности стартера ВАЗ 2106

На большинстве интересующих нас авто устанавливаются стартеры с коллектором торцового типа модели 35.3708, либо их аналоги (по всем техническим характеристикам) белорусского или немецкого производства. К типичным их неисправностям относят следующие явления:

  • Не срабатывает , при этом сам стартер включается. Причины данной ситуации: заедает якорь реле, замыкание в обмотках либо «на массу», затяжка наконечников ослаблена, разрядился, обрыв провода, наконечники проводов или выводы АКБ окислились.
  • Коленчатый вал не прокручивает при вращающемся якоре. Как правило, подобная неисправность вызвана поломкой буферной пружины, рычага, который включает муфту (например, его выскальзывание), неправильной работой муфты (ее пробуксовыванием).
  • Не крутит (либо плохо крутит) стартер ВАЗ 2106, отмечается несрабатывание или очень слабое вращение якоря. Причины – подгорание коллектора, малый заряд АКБ, обрыв в обмотках, болты, которые удерживают втягивающее реле, ослаблены, замыкание в пластинах коллектора.
  • При работе стартер сильно шумит. Данная ситуация наблюдается в тех случаях, когда ломаются зубья шестерен, ослабляется крепление рассматриваемого в статье элемента, изнашиваются втулки.
  • После пуска стартер не завершает своей работы. Обычно это вызывается его перекосом, слипанием контактов реле, поломкой возвратной пружины.

Ремонт стартера ВАЗ 2106 – замена щеток

Щетки на стартере «шестерки» закрываются или хомутом (специальной скобой), или крышкой. Добраться до них и в первом, и во втором случае совсем несложно.

Если щетки накрыты скобой, нужно будет выкрутить всего один болт, если крышкой – два.

После отсоединения болтиков щетки можно смело снимать по далее приведенной схеме:

  • откручиваем при помощи крестовой отвертки болт, которым щетки (всего их четыре) крепятся к окну;
  • поддеваем пружинку под щеткой (операцию удобно выполнять тонкой отверткой) и рукой вынимаем ее;
  • ставим новую щетку на освободившееся место.

Если проблема была именно в щетках, забудьте о том, что у вас не работает стартер ВАЗ 2106. Можете смело садиться за руль и заводить свою «ласточку».

Проверка стартера ВАЗ 2106 и ремонт выявленных поломок

Наличие замыкания в обмотках определяется посредством тестера. Если на нем загорается лампочка, это сигнализирует о необходимости замены обмоток. А вот функциональность втягивающего реле проверяется при помощи амперметра либо вольтметра, которые вводятся в цепь обмотки.
Если реле работоспособное, на стартере, находящемся во включенном состоянии, вольтаж не должен превышать показателя в 9 В, ампераж – в 23 А. В тех случаях, когда цифры на приборах больше, в проводке стопроцентно случилось замыкание. Естественно, его следует устранить, чтобы вернуть реле «к жизни».