Рулевая рейка люфт чем опасен. Регулировка и подтяжка рулевой рейки

Если во время движения на своем автомобиле вы начали отмечать такие неприятные явления, как стуки, излишнюю вибрацию, самопроизвольное отклонение от траектории, это может быть причиной возникающего люфта в рулевом управлении. По правилам дорожного движения, суммарный люфт исправного автомобиля не должен превышать 10 градусов. Но и меньшие значения создают уже определенные неудобства и дискомфорт. Даже самый маленький люфт имеет тенденцию перерасти в большой. Согласитесь, ненормально, когда на практически ровной дороге приходится постоянно поворачивать рулевое колесо влево-вправо. При большом люфте это уже называется «ловить дорогу».

Причины люфта и способы обнаружения

Основных причин появления люфта в рулевом управлении можно выделить четыре. Возникают они в результате износа деталей в процессе длительной эксплуатации автомобиля. Так, например, со временем в шарнирах рулевых тяг передних колес образуются и увеличиваются зазоры. Их наличие и величину можно определить визуально или тактильно, прощупывая пальцами детали, которые этими шарнирами соединяются. При этом кто-то должен резко прокручивать руль , то вправо. Обе детали должны перемещаться синхронно. В одиночку проверить, перемещая рулевую тягу в продольном направлении. Люфта нет, если она перемещается вместе с сошкой. При наличии даже небольшого зазора шарнир необходимо заменить.

Вторая причина – повышенный износ или разрегулирование зацепление ролика и «червяка». При резких поворотах руля в рулевом механизме прослушивается стук. Также дефект обнаруживается при покачивании руками сошки рулевого привода. Действия: регулировать или замена деталей.

Стук и скрип при поворачивании колес, а также при покачивании маятникового рычага вверх-вниз говорят об износе втулок или оси этого самого маятникового рычага. Попробуйте гайку на оси. Изношенные детали требуют замены.

Наконец, четвертая причина – ослабло крепление кронштейна маятникового рычага или картера. Вам необходимо просто подтянуть соответствующие гайки и болты.

Остается добавить, что при правильной эксплуатации автомобиля и ухода за элементами рулевого управления: периодической смазке, своевременном обнаружении дефектов и устранении появляющегося люфта – все механизмы прослужат долго и не потребуют непредвиденных расходов по их замене.

Когда во время контрольного осмотра машины выявляется неравномерный износ протектора покрышки колеса, то причин подобного нарушения, как правило, существует не менее двух. Первая из них: разница давления в шинах. Вторая: образования люфта в креплениях колеса.

Вам понадобится

  • - гаечный ключ на 19 мм,
  • - гаечный ключ на 13 мм,
  • - ступичный ключ,
  • - домкрат.

Инструкция

В тех случаях, когда причиной интенсивного износа стала давления в , данный параметр корректируется при помощи компрессора. Но когда неравномерный износ происходит из-за образовавшегося люфта, тогда необходимо выяснить, какой именно узел неисправен.

Взявшись по центру за колесо в одной горизонтальной плоскости, и, пытаясь повернуть его влево и вправо, выявляется люфт наконечника рулевой тяги. При положительном результате наконечник заменяется новым.

Чтобы техническое состояние подшипника ступицы колеса и шаровой опоры, необходимо заложить монтировку в верхнее отверстие колесного диска и, удерживая ее руками, покачать подвеску вверх и вниз, стопой ноги при этом придавливается вовнутрь нижняя часть обода колеса. Любая отдача в ногу свидетельствует о неисправности проверяемых узлов.

Причем стуки шаровой опоры и подшипника ступицы – различаются. Так что определить, в каком именно узле образовался люфт, не составляет особого труда. Немного сложнее выявить люфт в сайлентблоках, но с помощью монтировки или большой отвертки, решается и эта задача.

Определив неисправные детали, и, заменив их новыми, устранив тем самым люфт колеса, производится обязательная перестановка колес.

Люфт руля особенно ярко проявляется при движении на большой скорости по прямой дороге. Признаком неисправности служит стук при резком повороте рулевого колеса при включенном или заглушенном моторе.

Инструкция

Обязательно найдите источник стука и проведите диагностику подвески. После этого попробуйте подтянуть рулевую . Постарайтесь найти причину люфта. Для выполнения данной операции вам обязательно потребуется помощник.

Рулевая рейка соединяется с колесами автомобиля посредством шаровых наконечников. В зависимости от типа управления – гидравлического или механического – определяются особенности той или иной рулевой рейки. Так, механический тип чаще всего встречается в автомобилях отечественного производства, а также на некоторых иномарках прошлого века. Гидравлический тип является распространенным только в конструкциях импортных транспортных средств.

Нужно учесть, что все автомобильные детали рано или поздно выходят из строя или изнашиваются. Основным элементом, который чаще всего подвергается различным неисправностям, является механизм рулевой рейки. Именно механизм данного устройства принимает на себя все наезды в глубокие ямы, все удары, которые возникают по причине низкокачественных отечественных дорог. Как бы осторожно водитель не водил свое транспортное средство, рано или поздно поломка данного узла случается.

Для того чтобы выявить поломку в рулевой рейке, а также определить необходимость данного узла в ремонте, нужно убедиться, что вся остальная ходовая часть транспортного средства не имеет изъянов. Такого рода диагностику можно произвести в ближайшем специализированном автосервисе. Если в процессе проверки были выявлены те или иные причины поломок в ходовой части автомобиля, следует устранить их на месте, а не откладывать в долгий ящик.

Для того чтобы хоть немного облегчить свое пользование автомобилем, нужно досконально изучить все устройства и все его узлы. Тоже самое относится и к причинам поломок, которые рекомендуется зазубрить, как дважды два, так как данные познания могут уберечь автомобилиста от множества неблагоприятных моментов. Так, основным признаком неисправности данного узла является значительное увеличение усилий автомобилистом при непосредственном повороте руля. Для автомобилей гидравлических нужно постоянно держать под контролем определенный уровень жидкости, при возникающей необходимости доливать недостающую в бачек.

В том случае, когда автомобиль имеет управление гидравлическое, при непосредственных поворотах может возникать достаточно сильный посторонний шум или звук в самом насосе гидроусилителя. В моменты самого передвижения может возникнуть особый стук, который будет достаточно сильно отдавать в руль. При вращении рулевого колеса также может возникать небольшой люфт. Он возникает в независимости от направления поворота руля.

Самым распространенным признаком неисправности в данном узле является небольшое вытекание масло. Данный признак характерен для обоих типов управления автомобилем. Причина данной поломки заключается в износе сальника рулевой рейки. Если возникает такого рода неисправность, то следует незамедлительно произвести ремонт. Это делается для того, чтобы обезопасить механизм управления транспортного средства от вывода из строя в период передвижения по дороге.

1. Какую функцию выполняет рулевая рейка?

По способу привода рулевые рейки могут быть нескольких видов: гидравлическими , механическими или электрическими. В большинстве автомобилей установлены гидравлические зубчатые рейки. Такого рода конструкция производит обеспечение быстроты и точности передачи поворотов руля на достаточно высоких скоростях, оптимальный заезд и выезд с парковки. Помимо этого, данное устройство способствует совершению разворотов на достаточно маленьких площадях. Для того, чтобы снизить усилия, которые прилагаются на ведущее колесо, производители оборудуют механизм гидроусилителем.

Следовательно, из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что за удобство, а то и за безопасность передвижения транспортного средства, будет отвечать один из основных узлов автомобиля рулевое управление. В интересах автолюбителя содержать данную систему в рабочем состоянии, а также постоянно прислушиваться к потенциальным неполадкам. Все ремонтные работы по рулевым рейкам должны выполняться с применением особого спецоборудования, которое позволит произвести оптимальную подгонку и реставрацию.

2. Как подтянуть рулевую рейку и можно ли не допустить люфтов?


В большинстве случаев поломки в узле рулевой рейки возникают впоследствии регулярного передвижения автомобиля по неровным и пыльным дорогам. Особой проблемой стали лежачие полицейские в городских условиях, которые не всегда устанавливаются работниками по технологии. Так, может быть, что въезд на них будет очень резким, или так, что высота будет очень большой, от чего пострадает транспортное средство. Чем чаще используется такого рода режим передвижений, тем скорее появится стук рулевой рейки. Данный признак является самым выраженным симптомом, который будет означать неисправность детали. А для того, чтобы обезопасить себя и намного реже ремонтировать рулевое управление автомобиля, следует избрать самый щадящий режим вождения своего транспортного средства, при этом, притормаживать при каждой даже небольшой неровности. Так, передвижение по таким участкам должно сопутствоваться низкой скоростью автомобиля.

Иные причины по которым выходят из эксплуатации данные узлы могут быть частые наезды на бордюры, резкий набор скорости, когда рулевое колесо располагается а граничном положении. Именно из-за этого значительно увеличивается нагрузка на редуктор и все остальные конструктивные составные рулевой рейки. При таких условиях уже и гидроусилитель автомобиля может «посыпаться». Поломки в рейках достаточно подобны другим поломкам, именно поэтому для тотальной и точнейшей диагностики данная деталь может требовать тотальной разборки.

3. Регулировка рулевой рейки – как это сделать у себя в гараже?

Довольно часто возникает вопрос о том, каким образом подтянуть рулевую рейку своими руками, а также произвести другие регулировки данного узла. В таком случае нужно понять, что обычное подтягивание данной детали не всегда до конца решит возникшую проблему люфта или вообще не решит ее. Это объясняется тем, что передающая пара, к которой и относится шестерня и зубчатая рейка, имеет определенную степень износа, который не является доступным для созерцания. Регулировочные работы по своей сути вовсе не являют собою какие-то сложные процессы. Их может выполнить любой автомобилист, который умеет обращаться с нужным инструментом.

Из-за того, что степень износа является неизвестной, невозможно с идеальной точностью поставить правильный диагноз, при этом, без вскрытия рулевой рейки. В таком случае нужно обратиться к специалистом. Для того, чтобы произвести обычную регулировку и подтяжку понадобится напарник, а также гараж с ямой и ключ, который предназначается для непосредственной регулировки рулевой рейки. После того как все было подготовлено нужно выполнять все действия поэтапно и с особой точностью. Перед тем как приступить к подтяжке транспортное средство должно быть надежно закреплено, а колеса должны стоять в положении «прямо». При помощи специального механического прибора для определения зазора – люфтометра – определяется люфт переднего колеса (в том случае, если оно отвечает за управление). Данный люфт не должен превышать 10-ти градусов.

Для того, чтобы осуществить подтяжку нужно использовать регулировочный винт, который располагается в торцевой крышке рулевого механизма. Для того, чтобы его найти, следует воспользоваться паспортом автомобиля, так как для каждой марки и модели существует и разное местоположение винта. Подтяжка должна происходить медленно. При этом нужно постоянно проверять ход и движение рулевого колеса, наличие стука в колонке и значение люфта.

После того как устройство было отрегулировано следует провести ходовые испытания. Если же ход у ведущих колес будет очень тяжелым, то нужно будет немного отпустить регулировочный винт. Именно посредством таких проведенных работ регулировочный процесс рулевой рейки будет успешным, когда люфт или стук полностью пропали, а само колесо теперь может свободно вращаться в стандартное центральное положение.

Никто не станет отрицать тот факт, что исправное рулевое управление в любом автомобиле гарантирует не только безопасность водителя и пассажиров, но и безаварийную эксплуатацию в принципе. Независимо от типа рулевого привода, будь то червячный рулевой механизм, зубчатая рейка с усилителем или без, все они требуют периодического обслуживания. ВАЗ-2114 и все Самары второго поколения получили довольно надёжный и простой в ремонте и регулировке рулевой механизм. Он не имеет гидравлического усилителя, тем проще его обслуживание и регулировка.

Зачем подтягивать рейку на ВАЗ-2114

Диагностика рулевой рейки и рулевого механизма

Перед тем как на ВАЗ-2114 подтянуть рулевую рейку, стоит рассмотреть предпосылки, которые подскажут, что пришло время заняться её ремонтом или подтяжкой.

Люфт

В первую очередь - это люфт.

В принципе, АвтоВАЗ гарантирует достаточно длительное время эксплуатации рулевого механизма, а именно десять лет . Однако надо понимать, что речь идёт об идеальных условиях эксплуатации. Это предполагает ровные асфальтовые дороги, постоянное наличие качественной смазки в картере рейки и щадящий стиль вождения.

В обычных условиях эксплуатации этот срок практически недостижим. Неважные дороги, неважное качество запчастей и зачастую жёсткий режим эксплуатации автомобиля приводят к тому, что механизм даёт о себе знать гораздо раньше.

Первые симптомы неисправности рулевого механизма на ВАЗ-2114

Первые симптомы неисправности рейки или необходимости подтяжки понятны:


Последнее может рассматриваться, как вопиющий сигнал о неисправности и может привести к серьёзным неприятностям во время движения.

В этом случае, скорее всего, подтяжкой уже ситуацию не исправить, тем не менее делать выводы рано, можно попробовать её отрегулировать. Сделать это можно двумя способами - как на автомобиле, так и при снятой рейке.

Полная разборка рулевой рейки и замена ремкомплекта

Во втором случае регулировка производится уже . Мы же постараемся обойтись малой кровью и просто отрегулировать зазор в зацеплении шестерня-зубчатая рейка , тем самым ликвидировав люфты и стуки.

Подтягиваем рейку ВАЗ-2114 своими руками

Чаще всего все работы по подтяжке рейки сводятся только к выбору люфта в зацеплении и регулировке люфта рулевого колеса . В том случае, если износ деталей механизма (втулки, сама зубчатая рейка, шестерня, сальники и пыльники) критический, без ремонта и установки ремкомплекта не обойтись. Тем не менее самый простой способ это проверить - подтяжка рейки прямо на автомобиле.

Для регулировки рейки понадобится специальный ключ, который вставляется в регулировочную гайку в корпусе рулевого механизма. Этот ключ можно сделать самому, однако он продаётся в любом магазине, стоит копейки, а иметь его в арсенале инструментов никогда не помешает. К тому же он существенно облегчит работу не только при регулировке, но и при разборке рейки при необходимости.

Регулируется рейка ВАЗ-2114 следующим образом:


Видео о регулировке рулевой рейки

Выбрав люфт, не прячем инструмент, а делаем пробную поездку, в ходе которой оцениваем работу рулевого механизма. Если руль вращается свободно, а люфта нет, регулировку можно считать законченной. Если вращение руля слишком тугое, лучше регулировочную гайку немного ослабить, провернув на несколько градусов против часовой стрелки.

Заключение

Рулевая рейка требует за собой ухода не меньше, чем

Удачной всем регулировки и добрых дорог!

11.03.2017

Искушенные опытом автолюбители знают, средняя продолжительность эксплуатации рулевой рейки варьируется от 12 до 15 лет. Аналогичные цифры зачастую указываются и в технической документации к машине. Вот только эти значения будут актуальны в тех случаях, когда транспортное средство эксплуатируется грамотно: используются рекомендованные и качественные масла, рейки обслуживаются в специализированных сервисах, автомобиль ездит по ровным дорогам.

Во всех остальных случаях владельцы машин неизменно сталкиваются с вопросом – как подтянуть рулевую рейку своими руками. Это вполне ожидаемо, поскольку ездить нашим соотечественникам приходится исключительно по дорогам с выбоинами. В таком случае без регулярных ремонтов автомобиля уже не обойтись. Подтягивание или регулировка является разновидностью таких работ.

Принцип работы механизма

Перед тем как начинать какие-либо ремонтные работы в машине, необходимо выяснить принцип функционирования того или иного механизма. Рулевая рейка нужна для передачи физических усилий, прикладываемых водителем при повороте руля, к косозубой шестерне, расположенной на подшипнике. Прижимные пружины гарантируют качественное соприкосновение шестерни и зубчатой рейки.

Регулировка рулевой рейки – задача несложная по своей сути, и с ней может справиться любой водитель. В среднем на эту процедуру тратиться от 1 до 2 часов, с учётом выполнения подготовительных мероприятий. В каких случаях требуется такая подтяжка?

В каких случаях требуется регулировка рулевой рейки?

В преобладающем большинстве случаев подтяжка рулевой рейки требуется при наличии стука и люфта в этом механизме. Тем не менее, необходимо отдавать себе отчёт, что подобный ремонт далеко не всегда помогает. Указанные неисправности могут сигнализировать о банальном износе шестерни или же зубчатой рейки, отдельных ее деталей.

Постукивание и выраженный люфт в рулевой рейке нередко возникают по следующим причинам:

  • передающая пара (зона ее зацепления) требует подстройки, регулировки;
  • имеет место быть ослабление фиксации кронштейна рычага, картера рулевой системы, сошки;
  • естественный износ деталей, шаровых шарниров.

Грамотно отрегулированный рулевой механизм избавит от любого постукивания, да и комфорт от вождения автомобиля возрасте. Поэтому, если вы заметили, что руль машины поворачивается туго, не стоит ограничиваться подтяжкой соответствующего устройства, настоятельно рекомендуется долить смазку в картер.

Нюансы регулировки рулевой рейки

В первую очередь акцентируем внимание на том, что для того чтобы отрегулировать рулевую рейку своими руками, следует чётко соблюдать определенную последовательность действий. Но такие усилия далеко не всегда увенчиваются успехом, поскольку причина может крыться в физическом износе передающей пары. Выводы можно сделать исключительно по факту вскрытия зубчатой рейки и расположенной около нее шестерни. Можно ли подтянуть этот механизм? Рассмотрим, как правильно выполнять первую регулировку поэтапно.

Обратите внимание ! Если ваше вмешательство в механизм рулевой рейки не принесёт должного эффекта, а проблемы останутся, обратитесь без отлагательств за помощью в СТО .

Последовательность подтяжки

  1. Регулировка осуществляется посредством корректировки винта регулировки. Располагается он в торцевой крышке рулевого механизма.
  2. Все работы можно проводить исключительно после фиксации автомобиля на подъемнике (можно воспользоваться домкратами, в идеальном варианте – загнать машину в гараж с ямой). Передние колёса транспортного средства должны находиться прямо, максимально ровно.
  3. Регулировка рулевой рейки показана в тех случаях, когда люфт руля составляет 10 и более градусов (определить соответствующее значение можно при помощи электронного люфтомера).
  4. Работы по подтяжке проводятся максимально медленно. Каждый этап перепроверяют на предмет наличия стука и рулевого хода.
  5. Если по объективным ощущениям человека, проводящего подтяжку, проблему удалось устранить, имеет смысл испытать автомобиль на ходу. В некоторых случаях после подтяжки может наблюдаться тугой ход рулевого колеса. Если оное наблюдается, необходимо ослабить винт регулировки.

Хотя в официальных инструкциях автопроизводителей зачастую можно встретить информацию о том, что эксплуатационный срок рулевой рейки машины составляет около 10-15 лет, в реальных условиях все не так радужно.

Конечно, если регулярно обслуживать данный элемент, понимая , а также ездить по нормальным дорогам, все может быть нормально. Но, к сожалению, в нашем случае регулировка рулевой рейки нужна достаточно часто, причина чего кроется в неудовлетворительном состоянии большинства дорог. В связи с этим в данной статье мы поговорим о том, как подтянуть рулевую рейку самостоятельно.

Это достаточно простая процедура, поэтому вы сможете выполнить её своими руками. Длительность регулировки рейки не превышает даже 60 минут. Однако сначала необходимо разобраться, когда может понадобиться подтяжка рулевой рейки.

Для чего делать регулировку рулевой рейки

Следует напомнить, что передача усилия водителя к колесам происходит с помощью специальной шестерни, которая монтируется на подшипнике. Именно эта шестерня взаимодействует с рейкой, на поверхности которой есть соответствующие зубцы.

Использование прижимных пружин обеспечивает надежное сцепление зубчатой рейки и шестерни.

Как правило, владельцы автомобилей сталкиваются со стуком либо люфтом рулевой рейки. Эти проблемы возникают по следующим причинам:

  • Ослабление крепления корпуса рулевой рейки, крепежного элемента картерного рычага либо рулевой сошки.
  • Неправильно настроенное зацепление шестерни и рейки.
  • Изнашивание рейки и шестерни.
  • Изнашивание шарниров рулевых тяг и пр.

Если зацепление в передающей паре (шестерня-рейка) настроено неправильно, вы не сможете с легкостью вращать рулевое колесо. В таких ситуациях выполняется регулировка рулевой рейки, в процессе которой в картер данного элемента добавляется специальная смазка (масло).

Процедура регулировки шаг за шагом

Необходимо понимать, что далеко не во всех случаях обычная подтяжка рулевой рейки приводит к решению возникшей проблемы. Никто не может точно сказать, каким является уровень износа зубчатой рейки и шестерни. Узнать это можно лишь с помощью вскрытия. В нашей статье идет речь о подтяжке рулевой рейки, которая проводится в первый раз.

Если вы подтянули рулевую рейку, однако посторонние звуки не исчезли, необходимо ехать на специализированный сервис. Однако до этого можно попробовать сделать все своими силами, воспользовавшись помощью товарища.

Самостоятельная подтяжка рулевой рейки

  • Для настройки необходимо подтянуть специальный винт регулировки, который расположен в рулевом механизме.
  • Все работы рекомендуется осуществлять на эстакаде либо в гараже с ямой. В противном случае подойдут также домкраты. Машина должна быть хорошо закреплена с помощью «козлов».
  • Прежде чем поднять кузов автомобиля с помощью домкратов, необходимо выровнять передние колеса.
  • Для определения рулевого люфта применяют люфтомер (желательно использовать электронный вариант). Согласно действующему ГОСТу, максимальный допустимый люфт рулевого колеса – 10?.
  • Регулировочный винт надо подтягивать неспешно, периодически проверяя присутствие стука либо люфта в рулевой колонке.
  • Если вы считаете, что смогли решить проблему, необходимо обязательно проверить работу рулевого управления во время движения. Если во время езды руль вращается очень туго, необходимо немного ослабить винт регулировки.

Как видите, регулировку рулевой рейки и её подтяжку могут выполнить даже новички. Во многих случаях эта процедура помогает избавиться от стука и люфта.