С приближением зимы лоси выходят на дорогу. Что делать, если лось вышел на дорогу

Их манит к себе запах бензина

Казалось бы, откуда в Москве, огромном мегаполисе, могут появиться лоси? Этих невозмутимых животных горожане нередко могут встретить на востоке столицы - во дворе своего дома, в парке или у пруда. И некоторые особо сердобольные даже начинают подкармливать сохатых.

Зачем же все-таки лоси выходят к людям? И почему любят перекрывать автомобилистам проезжую часть? Корреспондент «МК» решила узнать, как на самом деле живут эти лесные великаны, и отправилась на биостанцию в «Лосиный остров».

Дорога на «остров»

Ехать до биостанции парка «Лосиный остров» в Подмосковье из столицы не близко. Сначала полчаса на электричке от Ярославского вокзала до станции Перловская. Затем еще 15 минут на маршрутке. А после около 2 километров пешком по ухабистой дороге через лес...

К вам тут, наверное, не часто ездят? - спросила я начальника лосиной биостанции Ивана Юткина, который услужливо встретил меня на машине у конечной остановки маршрутки.

Я бы так не сказал, - улыбнулся он. - Машин сейчас и правда пока немного. Идет комплексное благоустройство станции. А вот местные жители гулять тут очень даже любят - каждый день ходят мамочки с колясками, с детьми. А как закончим реконструкцию, будем на экскурсию к лосям школьников возить. Народу еще прибавится.

Пока мы медленно тряслись по ямам, я разглядела в лесу на опушке двух пятнистых оленей. Как оказалось, это самка с малышом. Пятнистые олени очень любят бродить на придорожной территории, где много подножного корма. Но при виде людей тут же убегают.

А вот лоси совсем другие. Медлительные, осторожные, они, в отличие от оленей, предпочитают бродить где-то в чаще леса - там, где человеку пройти трудно. Но в то же время при столкновении с людьми ведут себя довольно спокойно. Лишь бы их не трогали. По словам Юткина, несмотря на их кажущуюся флегматичность и нерасторопность, лоси очень чуткие и понятливые создания.

Макс, Дина и Луша

На биостанции парка «Лосиный остров» в настоящее время живут трое лосят: самец Макс, самка Дина (им обоим около 1 года от роду) и совсем еще маленькая Луша (на днях ей исполнилось 4 месяца).

Мы с Иваном пришли как раз к обеду. В деревянную кормушку, похожую на лодку, им только что насыпали каши и положили несколько кусочков черного хлеба. Пока мы не спеша подходили к лосиному «ресторану», Макс и Дина на своих ногах-ходулях уже подбежали к «тарелке» и стали жадно уплетать еду.


Каша и хлеб - это для них так, подкормка, - улыбается Иван Юткин. - В день они съедают около 5 кг каши каждый. Основной же корм - веточный. Ветки ивы и осины мы специально завозим для них.

В природе, кстати, сохатые обычно так и питаются. Летом едят листочки и кору ивы, осины, клена, липы, рябины. Весной с удовольствием поедают молодые побеги, почки у березы, зимой - осиновую кору, а также еловый и сосновый молодой лапник, который содержит большое количество витаминов.

Оказывается, отсутствие корма - это основная причина, почему лосей практически не держат в зоопарках. Этим животным постоянно нужна свежая кора деревьев. Иначе они просто погибнут.

А откуда у вас появились эти лоси? - интересуюсь я, пока Макс и Дина постепенно и методично пережевывают кашу с хлебом.

Макс приехал к нам из Тверской области, Дина - из Нарофоминского района Подмосковья. И того, и другого нашли люди. Подобрали в лесу еще совсем маленьких. Лушу тоже не так давно нашли в лесу в Ярославской области.

Как пояснил егерь, практически все звери, которые попадают на биостанцию, - «браконьерские». Мать убили, лосенок остался один и в природе мог просто погибнуть.

В первые месяцы малышам необходимо материнское молоко, ведь они еще не умеют толком ни есть, ни пить. С мамой лосики живут до года. Потомство появляется в апреле - начале мая. И на следующий год в это же время она их прогоняет, чтобы обеспечить безопасность другим новорожденным. А к году жизни они уже знают все необходимое для выживания в природе.

Так за разговорами прошло около получаса, а наши лоси все никак не могли отойти от кормушки.

Пока не съедят все, не уйдут, - рассмеялся Иван. - Потом пойдут на травку лягут, будут отдыхать.

Макс и Дина, будто понимая, о чем толкует их наставник, помахали ушами, покрутили головами (видимо, поблагодарили за вкусный обед) и медленно пошли гулять по территории станции.

Кстати, на самой биостанции, а также за ее пределами, егеря оборудуют специальные кормовые площадки. Туда и зимой, и летом приходят кормиться лоси, олени и даже кабаны. Особенно востребованы такие кормушки зимой, когда естественного корма в лесу не хватает. Кроме того, оборудуются для зверей в парке и так называемые солонцы - деревянные емкости с кубиками соли. Животные очень любят соль. Для них это своего рода минеральная добавка к пище - улучшает пищеварение, регулирует обмен веществ и водно-солевой баланс в организме. Каждый кубик соли весит порядка 2,5–3 килограмм, его хватает на три месяца.

Малышка дряхлая моя

Чистый воздух, сосновый бор вперемешку с березовой рощей, речка - трудно поверить, что в нескольких километрах от шумной Москвы может быть так спокойно и приятно. Иван работает егерем на станции уже семь лет, а начинал здесь же экскурсоводом.

Думаю, все егеря - немного больные люди, в хорошем смысле. Этакие энтузиасты, фанаты своего дела, - пожимает плечами Иван. - Я люблю природу, животных. На биостанции нас сейчас всего трое, плюс водитель. Но ничего, справляемся. Не за зарплату, конечно, работаем. По любви. Все лучше, чем в в офисе сидеть.

За эти годы Иван хорошо изучил повадки лосей, их характер и привычки.

Лоси - умные животные. Они знают свои имена и всегда откликаются, когда их зовут, - объясняет он. Пример Макса и Дины это подтверждает.

А лоси всегда такие доброжелательные к людям?

Они такие спокойные, потому что относительно молодые, - объясняет он. - Подрастут, будут дичать, проявлять характер. Начнут сторониться людей, подойти будет невозможно. Однако тех, кто с ними занимался в детстве, помнить будут всегда и при случае подпустят к себе.

Когда Максу и Дине исполнится два года, лосей отпустят на свободу, в лес. Там они будут жить своей жизнью. Но все равно, уверяют егеря, периодически животные будут возвращаться, навещать своих «хозяев».

Лось - это одиночка, в природе жить вместе могут только мамы с детьми или несколько годовалых животных, которым комфортно быть вместе, пока они маленькие, - продолжает Юткин. - А вообще наши лоси все немного неправильные, потому что контактируют с людьми (обычно в полтора года у лося начинается половое созревание - он становится более агрессивным и самостоятельным). У нас есть одна из таких старых воспитанниц - девочка Малышка. Ей сейчас 13 лет. В ноябре она должна прийти к нам в парк с потомством. Каждый год она возвращается в начале зимы на территорию зимовать. А в апреле вновь уходит на волю, в дикие условия - рожать малышей.

Интересно, что основные органы чувств у лесного великана - это слух и обоняние. В лесу спокойно стоящего человека он может просто не увидеть. Человеческую же речь слышит на расстоянии до 800 метров. А, например, аромат хвои кедра в лесу сохатый чувствует на расстоянии аж до 3 километров.

Сохатые токсикоманы

По большому счету лось довольно безобидное животное. Он не тронет человека, если тот сам не проявит активность.

По словам Ивана, в течение года в Подмосковье обычно бывает пара-тройка случаев, когда лось нападает на человека. Однако виноваты в этом, как правило, сами люди.

Некоторые, увидев в лесу лося, стараются к нему подойти, погладить, сделать фото, и даже сесть на него пытаются, - говорит Иван. - Животное, разумеется, начинает защищаться. Бьет копытами. Причем он может ударить любой ногой, а в случае необходимости и подняться на задние ноги и нанести удар передним копытом. Так что провоцировать его лучше не стоит. Пусть он спокойно стоит, ест у дерева кору, а вы идите дальше.

Единственное время, когда сохатые могут сами напасть на человека, - это осень. С августа по октябрь у лосей идет период гона, когда самцы активно ищут самок для размножения. И в это время они могут проявлять агрессию.

От любого зверя, и от лосей в том числе, лучше не бежать. Если побежите, лось вас догонит, - объясняют егеря. - Первый признак того, что животное возбуждено и может напасть, - это прижатые к шее уши и опущенная голова. Видите такого лося - стойте на месте, не подходите к нему! Держите дистанцию как минимум 10 метров. А вообще спастись от лося можно, просто спрятавшись за дерево.

Нередко именно в период гона лоси выходят на дороги и, торопясь за самкой, не разбирая дороги, попадают в ДТП. Однако это лишь одна из причин, почему их так часто можно увидеть рядом с проезжей частью.

На улице ночь, дорога пустая. Лось вышел на обочину в поисках свежего корма, - говорит Иван. - Тут появляется машина, лось видит свет фар, пугается и бежит.

Самое интересное, что, в отличие от того же оленя, лось не побежит обратно в лес. Если он стоит мордой к автомобилю, со страха кинется вперед, прямо на свет. Так лось оказывается на капоте автомобиля, если водитель вовремя не сможет увернуться от столкновения.

Еще одна причина - желание спастись от комаров. У лося нет хвоста, отмахиваться ему нечем, поэтому он ищет открытое место, сквозняк. А возле проезжей части кровососущих, сами понимаете, намного меньше. Вместе с тем, как выясняется, любят лоси и нюхнуть газку.

Лоси в какой-то степени токсикоманы, им нравятся резкие, едкие запахи - запах дыма, бензина, - удивляет меня специалист.

Почему? Оказывается, дыша такими запахами, лоси также спасаются он насекомых, которые поселяются у них в больших ноздрях. Они также любят тереться, например, о покрашенные заборы - отбивают свой природный запах, чтобы его не почуял хищник.

Кроме того, гонять лосей в парке - особенно в московской части «Лосиного острова» - часто могут бездомные собаки, которые сбиваются в стаи и бегают по лесу.

А вообще у лося нет четких границ ареала. По своей натуре он бродяга. По словам егерей, летом лоси-самцы могут проходить за сутки порядка 80 км. Поэтому куда-то уйти для них не проблема. В августе 2010 года был случай, когда лосиха убрела в грузовое депо Казанского вокзала Москвы. Ее потом егеря забирали оттуда.

Лоси, даже если выходят в город к жилым домам, далеко от леса все равно не уходят. Чаще всего сегодня лосей можно увидеть на востоке Москвы в районе Гольяново (район примыкает к парку «Лосиный остров»), а также в районе улицы Красной Сосны. Обычно животные выходят к домам в поисках разнообразной пищи. Подкрепятся, а потом вновь возвращаются в лес.

МЕЖДУ ТЕМ

По данным парка «Лосиный остров», в московской части парка в настоящее время обитает 10–12 лосей. В областной части - около 50 лосей. Конкуренцию в плане корма лосям в Подмосковье составляют пятнистые олени (около 200 голов), которые объедают нижний ярус растений.

С наступлением осени, в условиях низкой видимости на загородных дорогах, выход диких животных представляет смертельную опасность как для водителей, так и для самих лесных обитателей.

За последнюю неделю появилось несколько сообщений о ДТП с участием лосей. Подобная ситуация разворачивалась и прошлой осенью - ровно год назад.

У такой цикличности есть вполне обоснованная причина - как отмечает рязанский зоолог Антон Барановский, это явление сезонное.

То, что лоси выбегают на дорогу - это явление сезонное. По моему мнению, дело даже не столько в гоне. Подрос молодняк, прошлогодние лосята становятся самостоятельными, они менее осторожны, чем взрослые, вот и выходят на дороги чаще. Сеголетки тоже подросли, матери поэтому становятся менее осторожными, уже не так прячутся от человека. Опять же, постепенно они мигрируют из летних местообитаний в зимние. Лоси более активны по ночам и в сумерках, но летом рассвет в 3 часа утра, в это время дороги пустые, сейчас в 6 часов, на дорогах уже машины, вот и столкновений больше. Ну и гон тоже некоторую роль играет. Взрослые самцы становятся менее осторожными, - Антон Барановский, зоолог.

В этом году в Рязанской области произошло ДТП с лосем, в результате которого погиб человек. Около 21:00, 31 августа, на 232-ом километре трассы Москва-Тума-Касимов автомобиль ВАЗ-2115 сбил лося, переходящего дорогу. В результате аварии автомобиль получил серьезные механические повреждения, а 41-летний водитель скончался от травм на месте ДТП.

Комментарий ГИБДД:
С начала текущего года произошло 3 ДТП связанных с наездом на лосей, в которых 1 человек погиб и 4 получили травмы различной степени тяжести.
В 2016 году произошло 3 ДТП, в которых один человек погиб и трое получили травмы

Когда под колеса неожиданно выпрыгивает животное, времени на размышления практически не остается - такая встреча может закончиться печально как для сохатого, так и для водителя. Кстати, помимо ремонта автомобиля, водитель еще и заплатит штраф за то что несанкционированно уничтожил лесного жителя. Инструктор по контраварийному вождению Иван Тимошенко рассказал, как минимизировать риск столкновения, если лось выбежал на дорогу:

Нужно максимально снизить скорость и целиться мимо крупа животного (он легче).
При этом важно помнить, что руль поворачивать надо одновременно с торможением, а не после него. Так маневр получается эффективнее: требует меньше усилий и на тормозах, и на руле.
Вообще полезно приучать себя смотреть максимально далеко. В этом случае любое препятствие можно увидеть заранее, - сообщает инструктор по контраварийному вождению Иван Тимошенко .

И обязательно обращайте внимание на знак "Дикие животные", его устанавливают не для красоты, а как раз для того, чтобы водители понимали - прямо сейчас под колеса может кинуться животное. А вот и расценки на ДТП с лесными жителями: в этом году штраф за сбитого лося - 40 000 рублей, за раздавленного кабана - от 15 000 рублей, а за погибшую под колесами косулю придется отдать 20 000 рублей.

Фото 1 Лось стоящий на обочине. Здесь конечно не глубокая темнота, когда тёмное тело лося практически сливается с лесом.
Фото 2 И вот приблизительно, как, эта ситуация выглядит ночью.
Лишь светящиеся глаза, да белые ноги, могут выдать присутствие животного на дороге!
Теперь попробуйте представить, что можно увидеть, если стемнеет ещё больше!


Ярославская область вышла на печальное первое место по столкновению машин с лосями. Гибель лосей и тяжёлые травмы людей однозначны. Сколько таких случаев я не знаю, но сам факт говорит за себя.
Столкновения обычно происходят в ночное время на оживлённых автострадах. Перемещаясь из пункта А в пункт В водители под музыку наслаждаются скоростью своего железного коня и по вполне понятным причинам стараются поскорее преодолеть расстояние. В тот момент они особо не задумываются, что кто-то внезапно может появиться на дороге, ведь рядом нет населённых пунктов, и следовательно не о чем беспокоится.
Здесь и случается непоправимое. Лоси, целый день ожидавшие перехода через дорогу, с наступлением темноты начинают двигаться. В темноте животным кажется, что их не видно, а по сему, они становятся более решительными, но они никак не могут связать светящиеся вдали фары с быстро приближающейся смертельной опасностью. Плохих вариантов, развития событий, несколько:1. Лось близко перебегает дорогу перед быстро едущим авто. Водитель не успевает среагировать, лось не успевает пересечь трассу.2. Лось стоит на обочине в ожидании попытки пересечь трассу. Водитель приближающейся машины, как правило, находится в процессе управления. Скорее всего, в салоне есть пассажиры, с которыми он общается, играет музыка, и никто не видит в темноте стоящего зверя. Даже на блеснувшие, в луче фар глаза, никто не обращает внимания. А лось, животное непредсказуемое, и вот он, при приближении транспортного средства, вдруг шагает на дорогу. Водитель, уже ничего не успевает сделать.3. Лось переходил дорогу и от вида проезжающих машин в растерянности вдруг впадает в ступор и остановливается. Водитель одного из авто посигналив животному, принимает решение не снижая скорости объехать его. И тут лось, испугавшись, бросается под машину.
Нет смысла говорить, что во всех случаях у лося нет ни единого шанса выжить.
У водителя есть, но немного. У его машины тоже.
Как же избежать подобной аварии?В первую очередь не нужно гнаться, особенно в темноте.Во вторых нужно быть более внимательным, особенно когда трасса идёт лесом.Реагировать на знаки «Осторожно животные».Постоянно контролировать обочину и при подозрении, что на ней кто-то есть, снижать скорость.При обнаружении на дороге светящихся глаз так же снижать скорость.Ну и самое главное – включать мозги, а не ехать, как в потустороннем мире. Туда Вы всегда успеете.Далее, на примере фотографий, я хочу показать, как ведут себя лоси при переходе через дорогу.Фото 3 Лось вышел на дорогу.
Никогда, не рискуйте проехать на скорости мимо животного, лучше всего подождать пока оно скроется в лесу. Потому что неизвестно, как поведёт себя животное дальше.


Фото 4 Мгновение, и спокойно стоящий на обочине лось, бросается на дорогу.
Если сейчас скорость вашей машины больше 60 км/час, то шансов избежать столкновения у Вас нет!


Фото 5 Если вы вдруг увидели на дороге лося, не сигнальте, сбросьте скорость и дайте животному уйти.
Кстати, лоси не любят звук клаксона.


Хочется надеяться, что мой пост поможет открыть глаза на проблему и спасти хотя бы несколько человеческих и лосиных жизней. Иначе зачем писать. Предлагаю всем желающим перепостить его, как и вчерашнюю тему про лосей. Заранее Спасибо!
Берегите их и себя!
Счастливого вам пути!
Ссылка на аналогичную тему про других животных: О грустном, что присутствует в нашей жизни.
Tags: лоси

Tags: Почему, лоси, выходят, на, трассу, прямо, перед, машиной

Еще в самый разгар автомобильной эры фиксировались столкновения с лосями. А сейчас при разработке новых автомобилей даже введен обязательный комплекс испытаний, именуемый «лосиный тест». С его помощью определяются предельные режимы выполнения маневра экстренного уклонения от столкновения с неожиданно возникшим препятствием.

Чем опасна встреча с лосем?

Встреча с лосем опасна по простой причине. Вес взрослой особи составляет примерно 500 кг, а рост в холке превышает 2,3 метра при очень длинных ногах. Массивное туловище поднимается над землей примерно на 1,3 метра. А это значит, что тело находится выше всех защитных зон автомобиля, то есть выше бамперов и сминаемых конструкций передка, помогающих при возникновении обычных ДТП поглотить энергию соударения. При ударе ноги животного подрубаются бампером, как гильотиной, и полтонны живой массы летит прямо в лобовое стекло. Из школьного курса физики мы помним, что при расчете энергии соударения берется квадрат скорости. Тем самым разница даже в 10 км/ч становится существенной.

На скорости столкновения выше около 100 км/ч туша пробивает стекло и вместе с ним влетает в салон до заднего ряда сидений, калеча седоков. Причем разбитое стекло может выполнять роль ножа. Если скорость соударения составляет примерно 80 км/ч, то туловище застревает примерно на уровне передних кресел. Если фронтальный удар произошел где-то на 60 км/ч, то ноги не подрубаются, и лось имеет шансы улететь в сторону, не убивая водителя. Если скорость еще ниже, то шансы выжить появляются и у животного. Кроме того, конструкция автомобиля позволяет при 60 км/ч выполнять маневр резкого перестроения для избежания столкновения.

Что делать во избежание столкновения?

Самая большая проблема в том, что лоси обладают непредсказуемым характером. С виду спокойный житель лесов способен мгновенно броситься прямо под колеса грузовика даже с обочины или наоборот, будет несколько минут смотреть на огни приближающихся фар, не осознавая опасности. Поэтому, завидев лося, лучше сбавить скорость до минимума и проезжать мимо при 40 км/ч. В этом случае всегда есть возможность затормозить до полной остановки, если сохатый вдруг решит перебежать трассу.

Но бывает, что лось возникает прямо по ходу движения и бежит наперерез.

Чтобы не столкнуться, обычно прибегают к резкому маневру уклонения. Выполняется он на скорости 50-60 км/ч. Отработать такой маневр можно заранее. Для этого лучше выбрать длинную заасфальтированную площадку с разгонной прямой, где имитируется двухполосная дорога. Через 100 метров после стартовой зоны выставляются конусы, обозначающие «лося» и определяются габариты дороги. По бокам можно разметить коридор, в который необходимо загнать машину. А перед препятствием определяем зону торможения (за 20 м до «лося») и зону маневрирования (за 10 м до «лося»).

После начала упражнения держим скорость в 60-70 км/ч и примерно за 20 метров до конусов начинаем маневр. Он состоит из трех частей. Сначала ударное торможение до 40 км/ч, а затем отпускание педали и маневрирование. Быстрым движением руля подрубаются колеса, а затем таким же резким движением автомобиль стабилизируется на соседней прямой. Далее можно поддать газу и вернуться на свою полосу уже в свободном режиме.

Самый трудный маневр предполагает уклонение не только от лося, но еще от мнимого встречного автомобиля. В этом случае потребуется столь же резко вернуться на свою полосу. То есть выполнить лосиный маневр уже в другую сторону.

Естественно, с первого раза выполнить «лосиный маневр» не удастся. Если перекрутить руль, то машину занесет, и она вылетит за пределы обозначенного конусами коридора. Но отчаиваться не стоит. Главное не слишком заламывать руль. А вот крутить баранку надо быстро, словно стараешься сорвать ее с замков. Если крутить руль медленно, то есть риск просто не успеть уклониться и зацепить «лося» бортом. В общем, после нескольких тренировок «лосиный маневр» должен получиться.

Однако останавливаться на достигнутом не стоит. Через несколько дней тренировку необходимо повторить и повысить скорость разгона до 80 км/ч. Тогда после экстренного торможения маневр уклонения будет проводится на 50 км/ч. Эта скорость наиболее приближена к реальной скорости на которой происходит столкновение с сохатым. Современные автомобили рассчитываются проходить «лосиный тест» именно на ней.

А вот расстояние до препятствия при тренировках лучше не менять. Дело в том, что увидеть лося ночью очень трудно. Серая шерсть поглощает свет фар, и животное целиком становится заметно как раз за 40-50 метров. Еще секунда нужна на принятие решение. И зачастую человек начинает торможение за 30-20 метров до препятствия. В этот момент главное не паниковать — и бить по тормозам, снижая скорость до минимума. Это поможет безопасно обрулить лося.

07.02.2012 | Лоси бросаются под колеса от голода

Лоси бросаются под колеса от голода

В результате последнего столкновения лося с иномаркой погиб только рогатый виновник ДТП. Водитель Hyundai Sonatа отделался испугом, разбитым лобовым стеклом и вмятиной на корпусе машины. Такую относительно благополучную развязку дорожные коллизии с 700-килограммовыми "пешеходами" получают далеко не всегда. Почему они вообще происходят?

Одна из версий связана с гастрономическими пристрастиями лосей. Они обожают соль. И зимой балуют себя тем, что слизывают ее с тропинок парка. Увлеченные трапезой, потихоньку добираются до проезжей части… Никаких препятствий по пути гурманы не встречают: за много лет в Минприроды так и не нашли свободных средств на возведение забора вокруг "Лосиного острова".

Вот только, как замечают в парке культуры и отдыха "Сокольники", куда рогатые соседи забредают не реже, чем на Лосиноостровскую, преград для вылазок в город у животных и раньше не было, а активно мигрировать они начали всего лет шесть-семь назад. Там участившиеся побеги сохатых объясняют недостатком кормовой базы.

Отметим, МКАД делит территорию "Лосиного острова" на две неравные части. В московской, которая занимает 3 тыс. га из 12 тыс., обитает всего 12-15 особей (в областной - порядка 30). Проблема в том, что эти тысячи столичных гектар, в основном, засажены березами, а лоси едят осины, ивы и ели. Каждому нужно примерно по 20 кг коры и веток в день. Об этом рассказывает сотрудник "Сокольников", некогда работавший в отделе лесного хозяйства и благоустройства "Лосиного острова". "Когда нечего есть, — вздыхает, — едят, что найдут. В 2010 году был глубокий снежный покров, так дошло до того, что они стали повреждать кору рябины и остролистного клена. То, что дефицит кормовой базы есть, — это однозначно".

Он чреват не только для автовладельцев. Слоняясь по окрестностям, сохатые уже наведывались и в детский садик, и во дворы жилых домов, побывали даже в местном отделении полиции. А ведь некоторые довольно смутно представляют, чем отличается дикий лось от зебры в зоопарке. Взрослый самец, к примеру, одним копытом в легкую перешибает березу диаметром в 20 сантиметров. И бьет он, кстати, не задними ногами, а передними. Это на заметку тем сообразительным фотографам, которые, по аналогии с лошадью, боятся подходить к лосю с тыла, предпочитая светить вспышкой прямо в глаза.

"Так делать ни при каких условиях нельзя! - предупреждают в администрации "Сокольников". — Это крайне опасно! Речь идет о диком животном, которое, почувствовав малейшую угрозу, проявляет агрессию". Причем лесного жителя абсолютно не интересует, какие габариты и намерения у этой угрозы. Так, на взгляд мамы-лосихи, даже пятилетний человеческий детеныш представляет для ее отпрыска смертельную опасность.

"Наши - спокойные и неконфликтные", — отвечает на критику главный инженер "Лосиного острова" Алексей Сухоруков, имея в виду обитателей московской части парка. По его утверждению, лось, выросший в черте мегаполиса, разительно отличается от диких сородичей. "Он лояльнее относится к машинам, людям и стрессовым ситуациям", — успокаивает Сухоруков, добавляя, что на случай ЧП в парке "дежурит егерская служба, располагающая специализированным оборудованием для обездвиживания животных". Перенервничавшего "москвича" отвозят в область, чтобы тот смог отдохнуть от городской суматохи на просторе.

И все-таки водителям, пострадавшим по недогляду егерей, от этого знания не легче. Сухоруков парирует, что "работа ведется". Так, в 2011 году Министерство природы, в подчинение которого, напомним, и входит "Лосиный остров", заключило соглашение с Москвой о совместной опеке над парком. В том же 2011-м столичный департамент природопользования ссудил из бюджета 300 млн рублей на благоустройство территории федерального заповедника. Часть денег, как заверили "Росбалт", потратили на ограждения.

В самое ближайшее время, по данным Сухорукова, вдоль дорог, граничащих с парком, планируется возвести пять километров забора. Он уже изготовлен — осталось только установить. Одно "но": специалисты предупреждают, что двухметровая преграда для лося никогда не была и не станет помехой. "Конечно, в стрессовой ситуации он может перепрыгнуть двухметровый забор, — соглашается Сухоруков, — но для наших это скорее исключение, чем повседневная практика".

Ясно, однако, что проблему недобора калорий ограда не решит. Лоси не начнут есть зерно, которым егерская служба подкармливает других обитателей парка, и, как и раньше, не побегут по подземным зверопроходам в областные леса (ими — темными, сырыми и шумными — пользуются исключительно дикие собаки). Деликатесные осины в "Лосинке" высаживать не собираются (не презентабельная порода). Это значит, что рогатым чревоугодникам останется либо окончательно переключить внимание на рябины, либо бросить силы на поиски новых подступов к людям.

Животно-транспортные происшествия в Беларуси

Количество аварий с участием диких животных в Барановичском районе в 2011 году увеличилось по сравнению с 2010-м примерно на 20%. В одном случае в результате ДТП погиб человек.


Населенные пункты Барановичского района, вблизи которых происходили аварии с дикими животными в 2011 году

Трасса повышенной опасности

По данным отделения ГАИ Барановичского РОВД, большинство зарегистрированных аварий по вине диких животных - почти 80% от общего количества - произошло на трассе Брест-Минск-граница РФ. Зоной повышенной опасности для водителей стали отрезки дороги, прилегающие к деревням Верхнее Чернихово, Павлиново и Лесино.

Больше всего после встреч с дикими кабанами, лосями и косулями, как на трассе М1, так и на других автодорогах, доставалось автомобилям. Но в одной аварии, которая случилась в сентябре 2011 года на автодороге Барановичи-Гродно, не обошлось без человеческих жертв. В районе д. Тартаки перед автомобилем «Опель» внезапно на дорогу выбежал лось. Водителю деваться было некуда: по встречной полосе шел транспорт. В результате столкновения женщина-пассажир от полученных травм скончалась.

«Если днем еще водители могут заметить приближающееся животное и принять меры, чтобы избежать наезда, то в темное время суток это практически невозможно, - отметил старший госавтоинспектор ОГАИ Барановичского РОВД Александр Евтюхин. - Поэтому большинство таких аварий случается именно вечером или ночью».

По данным Госавтоинспекции, чаще всего миграции диких животных по дорогам района происходят осенью (пик - в октябре) и весной (май).

Наибольшую опасность для водителей представляют крупные животные, такие как лоси и косули.

«Если в случае столкновения с кабаном удар приходится в основном на низ автомобиля, то при наезде на лося или косулю животное чаще всего падает на капот. Как правило, в таких ситуациях выбивается лобовое стекло, срываются стойки и люди получают серьезные, иногда смертельные травмы», - отметил Александр Евтюхин.

А вот серьезных аварий с участием мелких животных вроде лис и зайцев в районе не было. По крайней мере, никто из водителей с такими сообщениями в ГАИ не обращался.

Больше животных - больше аварий?

Причины, по которым пути животных и водителей стали чаще пересекаться, сотрудники ГАИ назвать затруднятся. Между тем они склоняются к мнению, что на увеличение таких случаев могло повлиять то, что в последнее время из-за ужесточения правил охоты уменьшилось количество охотников, а поголовье диких животных, наоборот, выросло.

То, что диких животных в Барановичском районе стало больше, подтвердили и в Барановичском обществе охотников и рыболовов. Однако увеличение поголовья связано, по мнению представителей общества, не с уменьшением количества охотников (оно осталось на прежнем уровне), а с эффективно налаженной работой по борьбе с браконьерством и активной подкормкой животных в осенне-зимний период.

«Диких животных стало значительно больше. И это при том, что добыча, к примеру, диких кабанов намного увеличилась. В 2011 году по сравнению с 2010-м мы добыли на 150 диких кабанов больше», - рассказал директор учреждения «Барановичская районная организационная структура (РОС) Белорусского общества охотников и рыболовов (БООР)» Владимир Мезяк.

Есть и еще одна версия: водители, особенно те, чьи автомобили застрахованы от таких случаев, чаще стали обращаться в ГАИ и страховые компании, чтобы получить возмещение ущерба.

«При обычной страховке случаи столкновения с животными считаются не страховыми. При таких ДТП автовладельцы вынуждены ремонтировать свои машины за собственные средства, а ведь иногда ущерб очень большой. Поэтому многие в последнее время предпочитают страховать автомобили по системе «АвтоКАСКО», отсюда и рост числа сообщений о таких авариях», - считают в Госавтоинспекции.

Дикие проблемы

Чтобы предотвратить случаи наезда на диких животных, сотрудники Госавтоинспекции перепробовали многое. Обращались с ходатайством в ДЭУ-3 об увеличении зоны действия предупреждающих знаков, установленных на трассе, консультировались с лесхозами и БООР, однако пока кардинально переломить ситуацию в лучшую сторону им не удалось.

В БООРе же утверждают, что делать ставку нужно в первую очередь не на ограждение звериных троп, хотя и это важно, а на установку дополнительных знаков, в том числе ограничивающих скорость движения.

«Места, где чаще всего происходят аварии с животными, известны, поэтому, чтобы предотвратить дальнейший рост аварийности, нужно, прежде всего, установить дополнительные знаки, предупреждающие о возможном появлении диких животных на дороге, и ограничить в этих местах скорость движения, - считает Владимир Мезяк. - Кроме того, там, где проходят звериные тропы, поставить ограждения, как это сделано во многих европейских странах, а также шумовые полосы».

Пока, к сожалению, все эти меры находятся в стадии разработки, поэтому инспекторам ничего не остается, как уповать на осторожность и предусмотрительность самих водителей.

«Приближаясь к лесному массиву, в особенности в местах, где установлены предупреждающие о возможном появлении диких животных знаки, будьте предельно внимательны и по возможности снижайте скорость, - советует ГАИ. - На высокой скорости при внезапном появлении на пути животного избежать столкновения почти невозможно».

Кстати

Животное, которое попадает под машину, передают в общество охотников и рыболовов. Если с момента аварии прошло не более двух часов и внутренние органы животного не пострадали, его после соответствующей санитарной проверки и обработки могут разделать, а мясо пустить на продажу. В противном случае погибшего зверя утилизируют.

Справка «IP»

В 2011 году на территории Барановичского района произошло 32 ДТП с участием диких животных. В 14-ти случаях под колесами оказались дикие кабаны, в 11-ти - лоси, 7 - косули.