Серия GT3 пополнилась двумя новинками. Обзор первых этапов FIA GT3 European Championship FIA GT3

Но в отличие от неё ориентирована на непрофессиональных гонщиков на машинах, близких к серийным. Гонки чемпионата проходят в рамках поддержки этапов FIA GT, в то же время в гонке FIA GT 24 часа Спа участники FIA GT3 стартуют наравне с машинами GT1 и GT2, но в своём зачёте.

Происхождение

Европейский чемпионат FIA GT3 проводит гонки с 2006 г. Он родился в попытке свести воедино участников многочисленных монокубков ГТ, в том числе Ferrari Challenge и Porsche Carrera Cup. Также ФИА и SRO планируют более активно взаимодействовать с самими монокубками.

Техника

Автомобили GT3 являются более дешёвыми версиями машин старших категорий - GT1 и GT2. В отличие от категорий GT1 и GT2 в GT3 запрещена заводская переделка машин. Производитель может лишь предоставить участнику обычный дорожный автомобиль, который тот сам должен подготовить к гонке, причём изменения ограничены. Это сделано с целью уравнять шансы участников. Все автомобили, выступающие в чемпионате, обязаны получить специальное разрешение ФИА. Перед началом сезона SRO испытывает все допущенные автомобили и объявляет их минимальный вес, что должно уравнять участников на автомобилях разной мощности. Официальным пилотом является Кристоф Бушу. Всего допущено:

В 2007 г. были добавлены Jaguar XKR, Ford Mustang, Ford GT и Morgan, а Venturi Atlantic исключён за отсутствием участников. Mosler Deutschland вместе Rollcentre Racing (официальный импортер Мослеров в Европе) пытались омологировать MT900 GT3, но их заявка была отклонена, хотя они и могут участвовать Belcar и Британского чемпионата ГТ (а также в гонках FIA GT в классе G2). На сезон 2009 г. запланирована омологация Alpina B6GT3 на базе BMW 6й серии, а также Audi R8 GT3 LMS. Команды имеют до 3х автомобилей, в экипаже каждого из которых по 2 гонщика, причём они закреплены за ними на весь сезон.

Гонщики

Пытаясь обеспечить равенство соревнования и низкие затраты, ФИА не допускает в чемпионат профессиональных гонщиков, отдавая предпочтение «джентльмен-драйверам». ФИА определяет профессиональных гонщиков как лиц, не достигших 55 лет и имеющих :

  • Суперлицензию ФИА или Лицензию класса А
  • Финиш в Топ10 в таких сериях как Ф3000 , А1 , GP2 , IRL или Champ Car World Series .
  • Финиш в Топ6 в любом чемпионате Ф3
  • Победу в 24 часах Ле-Мана
  • Контракты в заводских командах ведущих автопроизводителей.
  • Другие достижения, определяемые FIA и SRO как достаточные для определения профессионального статуса гонщика.

В виде исключения FIA и SRO могут допустить гонщика имеющего подобные достижения, но достигшего возраста 45 лет.

Гонки

В течение каждого этапа GT3 проводится две гонки продолжительностью 1 час. В командах, имеющих по 2 машины, в квалификации участвуют по два гонщика на машину, причём в каждой из гонок старт дается с позиции занятой одним из гонщиков в квалификации (а в другой гонке - с позиции другого гонщика). В ходе каждой гонки каждая машина обязана совершить пит-стоп для замены всех 4х покрышек и смены водителя. Очки получают гонщики первых 8 машин по системе 10-8-6-5-4-3-2-1. Причём несмотря на борьбу за победу в общем зачёте автомобиль каждой марки также получает очки в зачете своей марки - поскольку в гонках FIA GT3 участвуют машины монокубков, то они могут набирать очки в зачёт своих кубков.

Конкуренты

29 ноября 2006 г. ADAC объявил о старте похожего чемпионата, под названием GT Masters, который стал национальным чемпионатом GT3. В 2007 г. он провел 6 этапов, проходивших в рамках поддержки гонки 24 часа Нюрбургринга и этапов ДТМ .

Также категория GT3 набирает популярность и уже допущена в Британском, Австралийском, Французском и Бельгийском чемпионатах GT. Подобные же машины принимают участие и в гонках серии ГрандАм .

В 2007 г. FIA и SRO организовали похожий Европейский Кубок GT4 с ещё менее мощными и приближенными к серийным машинами, а также с ещё большими ограничениями на состав участников.

Чемпионы

Год Победители личного зачета Победитель командного зачета
2006 Шон Эдвардс Tech 9 Motorsport (Porsche 997 GT3)
2007 Жиль Ванелле
Генри Мозер
(Martini Callaway Racing (Chevrolet Corvette)
Martini Callaway Racing (Chevrolet Corvette)
2008 Анри Пейролс
Джеймс Руффье
(Martini Callaway Racing (Chevrolet Corvette)
Matech Racing (Ford GT)
2009 Кристофер Хаасе
Кристофер Мис
(Phoenix Racing (Audi R8 LMS)
Hexis Racing (Aston Martin DBRS9)
2010 Даниэль Кайлвитц
Кристиан Хоэнадель
(Callaway Competition (

Porsche 997 GT3 Cup S

Team Modena Lamborghini Gallardo GT3

Европейский чемпионат FIA GT3 - чемпионат по кольцевым автогонкам на спортивных машинах типа Гран Туризмо, организованный SRO (Stephane Ratel Organization) Стефана Рателя, и проводимой под эгидой ФИА . Идея чемпионата восходит с серии FIA GT , но в отличие от неё ориентирована на непрофессиональных гонщиков на машинах, близких к серийным. Гонки чемпионата проходят в рамках поддержки этапов FIA GT, в то же время в гонке FIA GT 24 часа Спа участники FIA GT3 стартуют наравне с машинами GT1 и GT2, но в своём зачёте.

Происхождение

Европейский чемпионат FIA GT3 проводит гонки с 2006 г. Он родился в попытке свести воедино участников многочисленных монокубков ГТ, в том числе Ferrari Challenge и Porsche Carrera Cup. Также ФИА и SRO планируют более активно взаимодействовать с самими монокубками.

Техника

Автомобили GT3 являются более дешёвыми версиями машин старших категорий - GT1 и GT2. В отличие от категорий GT1 и GT2 в GT3 запрещена заводская переделка машин. Производитель может лишь предоставить участнику обычный дорожный автомобиль, который тот сам должен подготовить к гонке, причем изменения ограничены. Это сделано с целью уравнять шансы участников. Все автомобили, выступающие в чемпионате, обязаны получить специальное разрешение ФИА. Перед началом сезона SRO испытывает все допущенные автомобили и объявляет их минимальный вес, что должно уравнять участников на автомобилях разной мощности. Официальным пилотом является Кристоф Бушу. Всего допущено:

  • Ascari KZ1-R
  • Aston Martin DBRS9
  • Corvette Z06R GT3
  • Dodge Viper Competition Coupe
  • Ferrari F430 GT3
  • Lamborghini Gallardo GT3
  • Lotus Sport Exige GT3
  • Maserati Gran Sport Light
  • Porsche 997 GT3 Cup S
  • Jaguar XKR GT3
  • Ford Mustang FR500GT
  • Ford GT GT3
  • Morgan Aero 8
  • BMW Alpina B6 GT3
  • Audi R8 LMS

В 2007 г. были добавлены Ягуар XKR, Форд Мустанг, Форд ГТ и Морган, а Вентури Атлантик исключён за отсутствием участников. Mosler Deutschland вместе Rollcentre Racing (официальный импортер Мослеров в Европе) пытались омологировать MT900 GT3, но их заявка была отклонена, хотя они и могут участвовать Belcar и Британского чемпионата ГТ (а также в гонках FIA GT в классе G2). На сезон 2009 г. запланирована омологация Alpina B6GT3 на базе БМВ 6й серии, а также Audi R8 GT3 LMS. Команды имеют до 3х автомобилей, в экипаже каждого из которых по 2 гонщика, причем они закреплены за ними на весь сезон.

Гонщики

Пытаясь обеспечить равенство соревнования и низкие затраты, ФИА не допускает в чемпионат профессиональных гонщиков, отдавая предпочтение «джентльмен-драйверам». ФИА определяет профессиональных гонщиков как лиц, не достигших 55 лет и имеющих :

  • Суперлицензию ФИА или Лицензию класса А
  • Финиш в Топ10 в таких сериях как Ф3000 , А1 , GP2 , IRL или Champ Car World Series .
  • Финиш в Топ6 в любом чемпионате Ф3
  • Победу в 24 часах Ле-Мана
  • Контракты в заводских командах ведущих автопроизводителей.
  • Другие достижения, определяемые FIA и SRO как достаточные для определения профессионального статуса гонщика.

В виде исключения FIA и SRO могут допустить гонщика имеющего подобные достижения, но достигшего возраста 45 лет.

Гонки

В течение каждого этапа GT3 проводится две гонки продолжительностью 1 час. В командах, имеющих по 2 машины, в квалификации участвуют по два гонщика на машину, причём в каждой из гонок старт дается с позиции занятой одним из гонщиков в квалификации (а в другой гонке - с позиции другого гонщика). В ходе каждой гонки каждая машина обязана совершить пит-стоп для замены всех 4х покрышек и смены водителя. Очки получают гонщики первых 8 машин по системе 10-8-6-5-4-3-2-1. Причем несмотря на борьбу за победу в общем зачёте автомобиль каждой марки также получает очки в зачете своей марки - поскольку в гонках FIA GT3 участвуют машины монокубков, то они могут набирать очки в зачёт своих кубков.

Конкуренты

29 ноября 2006 г. ADAC объявил о старте похожего чемпионата, под названием GT Masters, который стал национальным чемпионатом GT3. В 2007 г. он провел 6 этапов, проходивших в рамках поддержки гонки 24 часа Нюрбургринга и этапов ДТМ .

В 2007 г. FIA и SRO организовали похожий Европейский Кубок GT4 с ещё менее мощными и приближенными к серийным машинами, а также с еще большими ограничениями на состав участников.

Чемпионы

Год Победители личного зачета Победитель командного зачета
2006 Шон Эдвардс Tech 9 Motorsport(Порше Карерра)
2007 Жиль Ванелле
Генри Мозер
Martini Callaway Racing(Шевроле Корветт)
2008 Анри Пейролс
Джеймс Руффье
(Martini Callaway Racing(Шевроле Корветт))
Matech Racing (Форд ГТ)

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

В 2016 году бессменный предводитель движения GT Стефан Ратель скомпоновал два своих первенства так, что на выходе может получиться самый представительный чемпионат, по своей мощи уступающий лишь временам господства на трассах заводских команд. Для этого француз оптимизировал число этапов Blancpain GT Series (увы, в том числе и за счет ликвидации российской гонки) и плотнее обозначил взаимосвязь спринтерской и марафонской серий, в которых теперь используются одинаковые типы шин Pirelli. Тем самым, Ратель добился привлечения небывалого числа участников: на старт первых часовых заездов в Мизано было заявлено 39 экипажей!

Старт сезона-2016 получился эффектным: четыре десятка машин уходят в ночь. Причем, на первых кругах даже обошлось без аварий!

В прошлом сезоне итальянский автодром принимал один из заключительных этапов Blancpain GT Series. Однако, несмотря на разницу в календаре, гонщикам пришлось выступить почти в тех же условиях, что и в 2015-м: квалификационная гонка, которая стартовала после заката солнца, прошла после дождя, а основной заезд порадовал участников сухой трассой. В составе тех, кому предстояло показать класс в весьма непростых условиях, было очень много известных имен, а в группе записных фаворитов произошли значительные изменения.

Безусловно, главный претендент на победу от армады Audi - бельгиец Лоренс Вантор, который за последние годы стал единоличным лидером марки в GT3. В этом году компанию ему составляет куда менее известный соотечественник Фредерик Вервиш. Прошлогодний сменщик лидера Audi, голландец Робин Фряйнс, теперь едет с младшим братом Лоренса, Дризом Вантором. Вообще же, из 12 заявленных в Мизано новеньких купе R8 LMS ровно половина представляла коллектив WRT, с 2010 года являющийся «придворным» при немецкой марке. Даже куда более опытная команда Phoenix, более десяти лет сотрудничающая с Audi не только в GT, но и в DTM, не первый сезон находится в тени бельгийцев. Вот и сейчас одних только усилий многоопытного Маркуса Винкельхока явно будет недостаточно, чтобы на постоянной основе опережать коллектив WRT, у которого, помимо Вантора, есть еще Кристофер Мис, Кристофер Хассе, Рене Раст и выпускник молодежных чемпионатов Уилл Стивенс.

Один из лидеров марки Ferrari в серии Рателя, команда Rinaldi, так и не успела получить новые турбокупе 488. Однако и с прошлогодней «атмосферной» техникой немцам удалось биться на равных с машинами заводского коллектива AF Corse!

Среди главных оппонентов Audi произошли рокировки. Один из прошлогодних чемпионов, Максимилиан Бук, теперь едет на купе Mercedes: команда HTP, переждав сезон, который для предыдущей модели был последним (и не самым удачным), снова выступает в составе Трехлучевой звезды. Это позволило Буку составить сильный экипаж с Домиником Бауманом, в то время как остальные дуэты у HTP не так хорошо сбалансированы. Легендарный Бернд Шнайдер вынужден выступать со вчерашним «любителем», Жюлем Шимковяком. А еще среди клиентов AMG нужно отметить и французский коллектив ASP, ранее выступавший на Ferrari. В новом сезоне за их ведущий экипаж едут чемпион Европы в Формуле-3 Феликс Розенквист и чемпион американской серии Indy Lights Тристан Вотье.

Бывший напарник Бука, Винсан Абриль, остался с Bentley и даже пошел на повышение - в «придворную» команду M-Sport (хотя заводские коллективы в GT3 запрещены, это всего лишь формальность, так как подопечные Малкольма Уислона сами строят эти машины). Там напарником прошлогоднего чемпиона стал опытный Стивен Кейн.

Марку BMW отныне на самом высоком уровне в GT3 представляют не бразильцы из AH Competicoes, у которых возникли финансовые трудности, а команда Rowe Racing, переметнувшаяся из лагеря Мерседеса. В ее распоряжении - «свежие» купе M6, пришедшие на замену вертлявым, но недостаточно быстрым машинам Z4. Управлять новинками призваны известные в мире GT австрийцы Филипп Энг и Александр Симс, а также не менее быстрые голландцы Стеф Дюссельдорп и Ник Катсбург - причем, последнему приходится совмещать эти выступления с работой в заводском коллективе Lada в WTCC.

На домашнем автодроме от пилотов Lamborghini ждали успешных выступлений, но даже заводские гонщики в Мизано не смогли ничего противопоставить конкурентам. Удастся ли им реабилитироваться на более скоростной трассе в Монце?

К сожалению, российских спортсменов среди участников гонки в Мизано не оказалось. Так и не материализовались надежды увидеть на старте команду Алексея Васильева, хотя еще поздней осенью была вероятность, что наш пилотк окажется за рулем одного из новеньких купе Mercedes AMG GT3.

А сами гонки выдались весьма интересными. По ходу ночного спринта напряженное действо было дополнено спецэффектами: красочный салют исполнило купе McLaren 650 S, окатив снопом искр и пламенем из выхлопной трубы следовавшего по пятам соперника. А на самой финишной черте один из участников «серебряного» кубка, где соревнуются начинающие покорители GT3, выдал настоящий трюк, заехав одним бортом на мокрую траву и отправив свое купе Audi во вращение в сантиметрах от бетонной стены.

В самом начале гонки Лоренс Вантор просто уничтожил конкурентов своим темпом, с первого же круга привезя им несколько секунд. Ставка бельгийцев на дождевые шины работала - трасса после вечернего ливня была все еще мокрой. Даже тот факт, что в бой уходило почти 40 машин, которые очень быстро просушили траекторию, вряд ли помешало бы Вантору удержать солидное преимущество. Однако против Лоренса оказалось то, что заезжать на смену шин ему пришлось буквально с открытием окна пит-стопов. Продержись он на трассе еще пару-тройку кругов, и бельгиец смог бы воспользоваться внезапно организованной дирекцией гонки «виртуальной» нейтрализацией, когда все пилоты одновременно сбросили скорость - на каком-то из участков работникам потребовалось убрать с траектории обломки.

Больше всех выиграли от неожиданной нейтрализации те, кто рискнул стартовать на сликах и терял поначалу по 5-6 секунд с круга. Однако в итоге чемпион Формулы-2 2009 года испанец Энди Соучек (Bentley M-Sport) и Александр Симс (Rowe BMW) остановились позже всех, пока соперники ехали по трассе с черепашьей скоростью, и выпустили своих сменщиков Максима Суле и Филиппа Энга на лидирующие позиции. Как ни высказывал после финиша свое недовольство произошедшим Вантор, но бельгийцу пришлось смириться с третьей позицией. Зато зрители отправились на боковую, предвкушая не менее захватывающую основную гонку.

Максим Суле благодарит свой автомобиль за безупречную работу в квалификационной гонке

И она их не разочаровала. Правда, вопрос с победителем был, по сути, решен в первые 15 минут, когда Вервиш смог справиться с сопротивлением со стороны лидировавшего Филиппа Энга. В этот же момент австрийца обогнал и Бауманн - его купе Mercedes было явно на самой грани по сцеплению на торможении, и менее юркая предыдущая модель AMG вряд ли справилась с таким маневром. В итоге Вантор и Вервиш довели дело до победы, Бук и Бауманн получили очки за второе место, а третье досталось Энгу и Симсу.

Старт основного заезда. Вервиш (крайний слева) еще только примеривается к атакующим действиям, а вот Симс (BMW) уже обгоняет замешкавшегося на старте Суле (Bentley)

Позади фаворитов гонки (да и всего сезона) все было куда интереснее. Началось все с крайне необдуманной атаки Дриза Вантора против Максима Суле, после чего победитель ночного заезда был вынужден пропускать весь пелотон. Но этот и другие инциденты все же остались в тени той бескомпромиссной борьбы, которую вели остальные гонщики. Например, Бернд Шнайдер из второго десятка умудрился пробиться аж на седьмую позицию!

Хороший прогресс на свой счет записали и гонщики новообразованной команды Garage 59. Этот коллектив, выступающий на купе McLaren 650 S, по сути, тоже является «придворным». Плюс в его составе не только сильные заводские гонщики Роб Белл и Альвару Парент, но и новый гоночный директор, Баз Ляйндерс, перешедший из закрывшего свою деятельность в GT3 известного коллектива Marc VDS.

Новые купе Mercedes AMG GT3 быстры, но порой преподносят пилотам неприятные сюрпризы

Правда, самому шасси McLaren 650 S это не особо помогает. Оно еще в бытность моделью MP4-12C было крайне требовательным к шинам и мастерству гонщика, и по сей день остается таким же норовистым на мокрой трассе. А вот «посуху» дела идут куда лучше: опытные пилоты вполне могут бороться за подиумы. Что до технических неисправностей типа фейерверка из выхлопной трубы, то досадные неполадки случаются и у других, более крупных игроков. Так, явные трудности испытывают с техникой клиенты AMG - новое купе с ходу оказалось быстрым, но вот его надежность пока не на высоте. С самого начала года представители марки сходят из-за отказов техники: Шнайдер на марафоне в Дубае остановился чуть ли не в первый час борьбы, да и в Мизано Розенквисту пришлось променять добытое было третье место в гонке на обидную «баранку». Если так пойдет и дальше, то составить конкуренцию Вантору соперникам будет тяжело. Следующее испытание пилотов GT3 на прочность - первый этап марафонского чемпионата Blancpain, который пройдет в Монце через две недели.

Европейский чемпионат гран-туризмо переживает не лучшие времена – всего шесть этапов о двух гонках по часу в каждом, десять команд и пять марок автомобилей, ведущих борьбу за титул. При этом заезды зачастую проходят при полупустых трибунах, да и гоночный коллектив и пилоты выступают далеко не во всех уик-эндах первенства. Но при этом ситуация в FIA GT3 European Championship выглядит чуть лучше, чем у «старшего брата» FIA GT1 World Championship, с заездами которого в один уик-энд проходят отдельные гонки европейской серии.

FIA GT3. Общий зачёт после четырёх этапов:

1. Доминик Бауманн/Максимилан Бак («Мерседес-Бенц») – 129 очков
2. Гаэтано Арданья Перес/Джузеппе Чиро («Феррари») – 110
3. Давид Менгесдорф/Гэри Прошик («Ламборгини») – 109
4. Стефано Гай/Майкл Лайонс («Феррари») – 108
5. Мика Вахамяки/Макс Нильссон («Мерседес-Бенц») – 86
6. Ни Аморим/Цезарь Кампанико («Ауди») – 79
7. Марк Сур («Ауди») – 63
8. Грегори Жильвер («Ауди») – 58
9. Дино Лунарди/ Жером Демэ («Ауди») – 38
10. Сергей Рябов/Мигель Торил («Феррари») – 35
11. Кирилл Ладыгин/Вячеслав Малеев («Феррари») – 24
12. Джесси Лайне/Жиль Ваннеле («Ламборгини») – 14
13. Джонатан Хирши («Ауди») – 5
14. Филип Сладеска/Герхард Тверасе («Ламборгини») – 4
15. Наталья Фрейдина («Астон Мартин»/«Ламборгини»)/Леонид Мащицкий («Ламборгини») – 3
16. Эдуард Леганов/Риккардо Братшин («Ламборгини») – 3
17. Курт Моллекенс/Ив Виртс («Ауди») – 2
18. Том Кимбер-Смит («Астон Мартин») – 0
19. Альберт фон Турн унд Таксис («Ламборгини») – 0

После четырёх из шести этапов сезона-2012 в FIA GT3 лидирует экипаж команды Heico Gravity-Charouz Team Доминика Бауманна и Максимилана Бака, выигравшие три из восьми гонок года. Их напарники по коллективу Мика Вахамяки и Макс Нильссон на своём Mercedes-Benz SLS AMG GT3 только пятые, но и они не остались без побед.

На втором месте в личном зачёте и в зачёте по количеству побед пилоты AF Corse на купе Ferrari 458 Italia GT3 Гаэтано Арданья Перес и Джузеппе Чиро – у дуэта на счету две выигранных гонки, а их партнёры по команде Стефано Гай и Майкл Лайонс за счёт стабильного финиша в очках и периодических попаданий на подиум идут четвёртыми в классификации чемпионата.

Гонщики Rhino"s Leipert Motorsport Давид Менгесдорф и Гэри Прошик на своём Lamborghini Gallardo LP600+ GT3 занимают в личном зачёте третье место – шутка ли, все шесть гонок, в которых дуэт стартовал, пилоты закончили на подиуме и даже одержали одну победу! Ещё два экипажа команды в составе Филипа Сладески и Герхарда Тверасе, а также Джесси Лайне и Жиля Ваннеле занимают 14-е и 12-е места соответственно – в активе этих дуэтов старт лишь на одном этапе.

На шестой позиции в чемпионате идут гонщики Audi R8 LMS команды Team Novadriver Ни Аморим и Цезарь Кампанико, а следом два места в классификации первенства занимают пилоты Sainteloc Racing на аналогичных немецких купе – пилоты одного дуэта идут седьмым (Марк Сур) и восьмым (Грегори Жильвер), а на девятой позиции - Дино Лунарди и Жером Демэ, ещё один представитель этого коллектива Джонатан Хирши только 13-й.

17-е место в личном зачёте занимают гонщики коллектива Belgian Audi Club Team WRT Ив Виртс и Курт Моллекенс, которые на своём Audi R8 LMS проехали лишь один этап. Замыкают общий зачёт Мах Сандриттер и Филип Гайпель, заявленные на Chevrolet Camaro GT за команду Reiter Engineering, но так и не вышедшие на старт. Аналогично сложилась судьба экипажей Luxury Racing на Ferrari 458 Italia GT3 - Дэвида Холлидэя и Энтони Бельтуаза, Фрэнки Монтекальво и Гуннара Жаннетт, которые не проехали ни одной гонки FIA GT3-2012.

Вообще во второй десятке общего зачёта сплошь гонщики Lamborghini Gallardo LP600+ GT3 преимущественно из команд Rhino"s Leipert Motorsport и Reiter Engineering – неудивительно, ведь за эти два коллектива выступало немало пилотов и в том числе три россиянина.

На четвёртом этапе в Португалии за Rhino"s Leipert Motorsport гонялись Риккардо Братшин и Эдуард Леганов – десятое и девятое места на «Портимане», итоговое 16-е место в личном зачёте. В Бельгии цвета Rhino"s Leipert Motorsport на одной из машин защищал полностью российский экипаж в составе небезызвестного в Европе и довольно успешного гонщика GT Леонида Мащицкого и единственной пилотессы FIA GT3 European Championship Натальи Фрейдиной – этот экипаж финишировал на девятой и десятой позициях в двух гонках и занимает 15-е место в генеральной классификации. На этапе в Португалии Фрейдиной уже в команде Reiter Engineering ассистировал принц и автогонщик Альберт фон Турн унд Таксис, но этот дуэт очков не набрал, записав на свой счёт два 11-х места. Аналогичного результата Наталья добилась на первом этапе сезона во Франции, где выступала с британцем Томом Кимбер-Смитом на Aston Martin DBRS9 российской команды Valmon Racing Team Russia. Двумя гонками первого этапа и закончилось выступление коллектива в чемпионате… Для Натальи сезон складывается неплохо, если учесть, что это её дебют в кузовных гонках, а по ходу первенства ей к тому же пришлось осваивать сразу две машины – Aston Martin и Lamborghini – и постоянно выступать с новым напарником.

FIA GT3. Командный зачёт после четырёх этапов:

1. AF Corse («Феррари») – 243 очка
2. Heico Gravity-Charouz Team («Мерседес-Бенц») – 231
3. Rhino"s Leipert Motorsport («Ламборгини») – 114
4. Sainteloc Racing («Ауди») – 106
5. Russian Bears Motorsport («Феррари») – 92

Другая российская команда Russian Bears Motorsport, известная европейцам по прежним стартам в WTCC и участию в региональным первенствах, а россиянам по гонкам в монокубке «Лада Гранта» и RRC, проехала все шесть этапов, и её экипажи занимают в личном зачёте 10-ю и 11-ю позиции. Отрадно, что из четырёх гонщиков коллектива три пилота из России. Вячеслав Малеев и Кирилл Ладыгин пропустили гонки в Испании, разбив машину на тренировке, но на этапе в Бельгии остановились в шаге от подиума. Только из-за одного вынужденного «прогула» своих коллег впереди идут Сергей Рябов и Мигель Торил – на их счету 10-е место в личном зачёте серии. Сам коллектив замыкает классификацию команд, занимая пятую позицию.

Увы, но пока россияне за победы не борются, в основном занимая позиции в конце первой десятки (четвёртое место Малеева и Ладыгина на «Зольдере» является приятным исключением) – объяснить это можно и недостаточным опытом работы с итальянской техникой, и нехваткой знания трасс. Но в любом случае отдельная российская команда и на данный момент уже шесть стартовавших в серии пилотов из России, каждый из которых набрал очки, – несомненный успех для отечественного автоспорта. Фактически сезон-2012 в FIA GT3 European Championship можно назвать русским, если сравнивать с минувшими годами.

В целом в следующем году от наших соотечественников можно ждать прогресса в европейском первенстве, если, конечно, Russian Bears Motorsport продолжит программу в серии, а сам чемпионат не прикажет долго жить. Предпосылки к тому есть, но об этом поговорим в обзоре сезона-2012 чемпионата мира FIA GT1 World Championship, где также гоняются представители России. Кроме того, в запасе у россиян есть ещё два этапа, чтобы блеснуть в 2012 году, – дебютная гонка в России на московской трассе Moscow Raceway совместно с FIA GT1 World Championship и уик-энд в Нидерландах.

- чемпионат по кольцевым автогонкам на спортивных машинах типа Гран Туризмо, организованный SRO (Stephane Ratel Organization) Стефана Рателя, и проводимой под эгидой ФИА . Идея чемпионата восходит к серии FIA GT , но в отличие от неё ориентирована на непрофессиональных гонщиков на машинах, близких к серийным. Гонки чемпионата проходят в рамках поддержки этапов FIA GT, в то же время в гонке FIA GT 24 часа Спа участники FIA GT3 стартуют наравне с машинами GT1 и GT2, но в своём зачёте.

Происхождение

Европейский чемпионат FIA GT3 проводит гонки с 2006 г. Он родился в попытке свести воедино участников многочисленных монокубков ГТ, в том числе Ferrari Challenge и Porsche Carrera Cup. Также ФИА и SRO планируют более активно взаимодействовать с самими монокубками.

Техника

Автомобили GT3 являются более дешёвыми версиями машин старших категорий - GT1 и GT2. В отличие от категорий GT1 и GT2 в GT3 запрещена заводская переделка машин. Производитель может лишь предоставить участнику обычный дорожный автомобиль, который тот сам должен подготовить к гонке, причём изменения ограничены. Это сделано с целью уравнять шансы участников. Все автомобили, выступающие в чемпионате, обязаны получить специальное разрешение ФИА. Перед началом сезона SRO испытывает все допущенные автомобили и объявляет их минимальный вес, что должно уравнять участников на автомобилях разной мощности. Официальным пилотом является Кристоф Бушу. Всего допущено:

  • Ascari KZ1-R
  • Aston Martin DBRS9
  • Corvette Z06R GT3
  • Dodge Viper Competition Coupe
  • Ferrari F430 GT3
  • Lamborghini Gallardo GT3
  • Lotus Sport Exige GT3
  • Maserati Gran Sport Light
  • Porsche 997 GT3 Cup S
  • Jaguar XKR GT3
  • Ford Mustang FR500GT
  • Ford GT GT3
  • Morgan Aero 8
  • BMW Alpina B6 GT3
  • Audi R8 LMS

В 2007 г. были добавлены Jaguar XKR, Ford Mustang, Ford GT и Morgan, а Venturi Atlantic исключён за отсутствием участников. Mosler Deutschland вместе Rollcentre Racing (официальный импортер Мослеров в Европе) пытались омологировать MT900 GT3, но их заявка была отклонена, хотя они и могут участвовать Belcar и Британского чемпионата ГТ (а также в гонках FIA GT в классе G2). На сезон 2009 г. запланирована омологация Alpina B6GT3 на базе BMW 6й серии, а также Audi R8 GT3 LMS. Команды имеют до 3х автомобилей, в экипаже каждого из которых по 2 гонщика, причём они закреплены за ними на весь сезон.

Гонщики

Пытаясь обеспечить равенство соревнования и низкие затраты, ФИА не допускает в чемпионат профессиональных гонщиков, отдавая предпочтение «джентльмен-драйверам». ФИА определяет профессиональных гонщиков как лиц, не достигших 55 лет и имеющих :

  • Суперлицензию ФИА или Лицензию класса А
  • Финиш в Топ10 в таких сериях как Ф3000 , А1 , GP2 , IRL или Champ Car World Series .
  • Финиш в Топ6 в любом чемпионате Ф3
  • Победу в 24 часах Ле-Мана
  • Контракты в заводских командах ведущих автопроизводителей.
  • Другие достижения, определяемые FIA и SRO как достаточные для определения профессионального статуса гонщика.

В виде исключения FIA и SRO могут допустить гонщика имеющего подобные достижения, но достигшего возраста 45 лет.

Гонки

В течение каждого этапа GT3 проводится две гонки продолжительностью 1 час. В командах, имеющих по 2 машины, в квалификации участвуют по два гонщика на машину, причём в каждой из гонок старт дается с позиции занятой одним из гонщиков в квалификации (а в другой гонке - с позиции другого гонщика). В ходе каждой гонки каждая машина обязана совершить пит-стоп для замены всех 4х покрышек и смены водителя. Очки получают гонщики первых 8 машин по системе 10-8-6-5-4-3-2-1. Причём несмотря на борьбу за победу в общем зачёте автомобиль каждой марки также получает очки в зачете своей марки - поскольку в гонках FIA GT3 участвуют машины монокубков, то они могут набирать очки в зачёт своих кубков.

Конкуренты

29 ноября 2006 г. ADAC объявил о старте похожего чемпионата, под названием GT Masters, который стал национальным чемпионатом GT3. В 2007 г. он провел 6 этапов, проходивших в рамках поддержки гонки 24 часа Нюрбургринга и этапов ДТМ .

Также категория GT3 набирает популярность и уже допущена в Британском, Австралийском, Французском и Бельгийском чемпионатах GT. Подобные же машины принимают участие и в гонках серии ГрандАм .

В 2007 г. FIA и SRO организовали похожий Европейский Кубок GT4 с ещё менее мощными и приближенными к серийным машинами, а также с еще большими ограничениями на состав участников.

Чемпионы

Год Победители личного зачета Победитель командного зачета
2006 Шон Эдвардс Tech 9 Motorsport (Porsche 997 GT3)
2007 Жиль Ванелле
Генри Мозер
(Martini Callaway Racing (Chevrolet Corvette)
Martini Callaway Racing (Chevrolet Corvette)
2008 Анри Пейролс
Джеймс Руффье
(Martini Callaway Racing (Chevrolet Corvette)
Matech Racing (Ford GT)
2009 Кристофер Хаасе
Кристофер Мис
(Phoenix Racing (Audi R8 LMS)
Hexis Racing (Aston Martin DBRS9)
2010 Даниэль Кайлвитц
Кристиан Хоэнадель
(Callaway Competition (Corvette Z06.R GT3)
Prospeed Competition (Porsche 997 GT3)
2011 Франческо Кастеллаччи
Федерико Лео
(AF Corse Heico Motorsport (Ferrari 458 Italia GT3)
Heico Motorsport (Mercedes-Benz SLS AMG GT3)
2012 Доминик Бауманн
Максимилиан Бук
(Heico Gravity-Charouz Team (Mercedes-Benz SLS AMG GT3)
Heico Gravity-Charouz Team (Mercedes-Benz SLS AMG GT3)

Напишите отзыв о статье "Европейский чемпионат FIA GT3"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Европейский чемпионат FIA GT3

– Это граф Ростов, эскадронный командир, а я ваш покорный слуга.
– Бе…се…е…ду…шка! – распевал пьяный мужик, счастливо улыбаясь и глядя на Ильина, разговаривающего с девушкой. Вслед за Дуняшей подошел к Ростову Алпатыч, еще издали сняв свою шляпу.
– Осмелюсь обеспокоить, ваше благородие, – сказал он с почтительностью, но с относительным пренебрежением к юности этого офицера и заложив руку за пазуху. – Моя госпожа, дочь скончавшегося сего пятнадцатого числа генерал аншефа князя Николая Андреевича Болконского, находясь в затруднении по случаю невежества этих лиц, – он указал на мужиков, – просит вас пожаловать… не угодно ли будет, – с грустной улыбкой сказал Алпатыч, – отъехать несколько, а то не так удобно при… – Алпатыч указал на двух мужиков, которые сзади так и носились около него, как слепни около лошади.
– А!.. Алпатыч… А? Яков Алпатыч!.. Важно! прости ради Христа. Важно! А?.. – говорили мужики, радостно улыбаясь ему. Ростов посмотрел на пьяных стариков и улыбнулся.
– Или, может, это утешает ваше сиятельство? – сказал Яков Алпатыч с степенным видом, не заложенной за пазуху рукой указывая на стариков.
– Нет, тут утешенья мало, – сказал Ростов и отъехал. – В чем дело? – спросил он.
– Осмелюсь доложить вашему сиятельству, что грубый народ здешний не желает выпустить госпожу из имения и угрожает отпречь лошадей, так что с утра все уложено и ее сиятельство не могут выехать.
– Не может быть! – вскрикнул Ростов.
– Имею честь докладывать вам сущую правду, – повторил Алпатыч.
Ростов слез с лошади и, передав ее вестовому, пошел с Алпатычем к дому, расспрашивая его о подробностях дела. Действительно, вчерашнее предложение княжны мужикам хлеба, ее объяснение с Дроном и с сходкою так испортили дело, что Дрон окончательно сдал ключи, присоединился к мужикам и не являлся по требованию Алпатыча и что поутру, когда княжна велела закладывать, чтобы ехать, мужики вышли большой толпой к амбару и выслали сказать, что они не выпустят княжны из деревни, что есть приказ, чтобы не вывозиться, и они выпрягут лошадей. Алпатыч выходил к ним, усовещивая их, но ему отвечали (больше всех говорил Карп; Дрон не показывался из толпы), что княжну нельзя выпустить, что на то приказ есть; а что пускай княжна остается, и они по старому будут служить ей и во всем повиноваться.
В ту минуту, когда Ростов и Ильин проскакали по дороге, княжна Марья, несмотря на отговариванье Алпатыча, няни и девушек, велела закладывать и хотела ехать; но, увидав проскакавших кавалеристов, их приняли за французов, кучера разбежались, и в доме поднялся плач женщин.
– Батюшка! отец родной! бог тебя послал, – говорили умиленные голоса, в то время как Ростов проходил через переднюю.
Княжна Марья, потерянная и бессильная, сидела в зале, в то время как к ней ввели Ростова. Она не понимала, кто он, и зачем он, и что с нею будет. Увидав его русское лицо и по входу его и первым сказанным словам признав его за человека своего круга, она взглянула на него своим глубоким и лучистым взглядом и начала говорить обрывавшимся и дрожавшим от волнения голосом. Ростову тотчас же представилось что то романическое в этой встрече. «Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая то странная судьба натолкнула меня сюда! – думал Ростов, слушяя ее и глядя на нее. – И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении! – думал он, слушая ее робкий рассказ.
Когда она заговорила о том, что все это случилось на другой день после похорон отца, ее голос задрожал. Она отвернулась и потом, как бы боясь, чтобы Ростов не принял ее слова за желание разжалобить его, вопросительно испуганно взглянула на него. У Ростова слезы стояли в глазах. Княжна Марья заметила это и благодарно посмотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица.
– Не могу выразить, княжна, как я счастлив тем, что я случайно заехал сюда и буду в состоянии показать вам свою готовность, – сказал Ростов, вставая. – Извольте ехать, и я отвечаю вам своей честью, что ни один человек не посмеет сделать вам неприятность, ежели вы мне только позволите конвоировать вас, – и, почтительно поклонившись, как кланяются дамам царской крови, он направился к двери.
Почтительностью своего тона Ростов как будто показывал, что, несмотря на то, что он за счастье бы счел свое знакомство с нею, он не хотел пользоваться случаем ее несчастия для сближения с нею.
Княжна Марья поняла и оценила этот тон.
– Я очень, очень благодарна вам, – сказала ему княжна по французски, – но надеюсь, что все это было только недоразуменье и что никто не виноват в том. – Княжна вдруг заплакала. – Извините меня, – сказала она.
Ростов, нахмурившись, еще раз низко поклонился и вышел из комнаты.

– Ну что, мила? Нет, брат, розовая моя прелесть, и Дуняшей зовут… – Но, взглянув на лицо Ростова, Ильин замолк. Он видел, что его герой и командир находился совсем в другом строе мыслей.
Ростов злобно оглянулся на Ильина и, не отвечая ему, быстрыми шагами направился к деревне.
– Я им покажу, я им задам, разбойникам! – говорил он про себя.
Алпатыч плывущим шагом, чтобы только не бежать, рысью едва догнал Ростова.
– Какое решение изволили принять? – сказал он, догнав его.