Шины на ваз 2109 размер r13. Какие шины лучше для "девятки?"

Замена дисков — это естественный этап для владельцев любого автомобиля. Даже те, кто предпочитает ездить на заводских колесах, вечно их эксплуатировать не сможет. И когда старые приходят в негодность, возникает вопрос — что приобрести им на замену.

Виды

Анализируя рынок колесных дисков, весь ассортимент можно разделить на три типа:

  • Стальные штампованные;
  • Легкосплавные литые;
  • Легкосплавные кованные.

Штампованными дисками многие автомобили, включая ВАЗ 2109, оснащались еще с завода. Внешне они совершенно непривлекательные, с течением скорого времени теряют свои внешние характеристики. Будем откровенными, это пережиток прошлого.

Но при этом стальные штамповки имеют свои преимущества, из-за которых данный тип дисков до сих выпускается и пользуется внушительным спросом среди потребителей:

  • Доступная цена. Это самые дешевые варианты из всех доступных сегодня;
  • Высокие показатели прочности. Учитывая качество наших дорог, многие думают прежде всего о качестве, сохранности, а не внешних данных;
  • Надежность. Их не придется менять чуть ли не каждый сезон, откуда вытекает внушительная экономия;
  • При сильных ударах штамповки не ломаются и не трескаются. Максимум мнутся, что открывает возможности для восстановления, реставрации;
  • Легко снимаются и меняются без посторонней помощи.

Но давайте будем честными до конца. При всех их положительных качествах, отвратительный внешний вид заставляет автовладельцев отказываться от надежности и прочности в пользу имиджа, внешний привлекательности. Причем не стоит думать, что легкосплавные варианты абсолютно хрупкие и ломаются только от одного вида яма.

Легкосплавные

Если говорить о легкосплавных дисках, то они изготавливаются, как вы уже догадались, из специальных легких сплавов.

Всего применяются три типа сплавов.

Тип сплава

Особенности

Титановый

Отличный выбор по всем показателям, кроме стоимости. Это самые дорогие легкосплавные диски, которые, тем не менее, служат долго, надежно, выглядят просто превосходно

Алюминиевый

Алюминиевый сплав многие ставят на первое место, учитывая внешние характеристики, показатели прочности и доступность. Важный плюс алюминия в том, что ему не страшна коррозия. При надлежащей эксплуатации, алюминиевый сплав служит долго и поддерживает прекрасный внешний вид автомобиля

Выбирая легкосплавные комплекты дисков, обязательно сравните их сильные и слабые стороны. Внешний вид — это далеко не единственный критерий, на который нужно обращать внимание при покупке.

Преимущества и недостатки легкого сплава

Если сравнивать со стальными дисками, выбор в пользу легкосплавных вариантов предоставляет владельцам автомобилей достаточно обширный перечень преимуществ. Но важно знать также про минусы.

Преимущества

Недостатки

  • Привлекательный, современный внешний вид, который позволяет выделить диски на фоне конкурентов и однообразных штампованных изделий;
  • Снижает вес неподрессорной части;
  • Позволяет реализовать оригинальные дизайнерские идеи;
  • Эффективно охлаждает тормозной узел;
  • При изготовлении соблюдается максимальная точность, что положительно сказывается на балансировке, износе шин;
  • При производстве покрываются антикоррозийными составами, что позволяет не бояться езды даже по заснеженным дорогам, усыпанным солью или прочими реагентами
  • Материал достаточно хрупкий, потому при сильных ударах появляются трещины или диск вовсе ломается;
  • Отремонтировать легкосплавные изделия невозможно, в отличие от стальных штампованных;
  • Повредить диск можно в самой простой ситуации, к примеру, паркуя автомобиль;
  • При выборе продукции сомнительных производителей высока вероятность попасть на заводской брак;
  • Диски не гасят удары, от чего сильнее страдает подвеска автомобиля, на нее воздействуют дополнительные нагрузки

Правила эксплуатации

  1. Старайтесь избегать ударов, что требует более аккуратного вождения.
  2. Паркуйтесь осторожно, внимательно следите, куда пристраиваете свою машину.
  3. Избегайте наездов на ямы, выбоины. Это опасно для автомобиля с любыми колесами, но если штамповку еще можно будет потом восстановить, легкий сплав придется отправить на свалку.
  4. Переезжая по рельсам, не набирайте большую скорость. Удары о металл могут спровоцировать не только деформацию дисков, но и поломку подвески.

Маркировка и параметры

Маркировка, указанная на колесных дисках, бывает трех типов:

  • Европейская;
  • Российская;
  • Американская.

Разница между ними не значительная, плюс информация всегда указывается одинаковая, только порой с разными способами обозначения.

Выбирая диски для ВАЗ 2109, вам требуется придерживаться выбора изделий со следующими параметрами.

Параметр

Особенности и требования

Здесь мы говорим про ширину обода и диаметр. Для девяток актуально использовать диски, где диаметр и ширина обода имеют такие параметры — 5,5 на 13,5, 5,5 на 14 или же 6 на 14 дюймов. Установить диски с большим диметром можно, только это повлияет на технические характеристики, сложность управления, расход топлива и прочие параметры

Это количество отверстий, предназначенных для фиксации диска и расстояние между ними. Для ВАЗ 2109 требуемый параметр 98/4

Это диаметр центрального отверстия. У ВАЗ 2109 он составляет 58,1 миллиметр

Это вылет. Требуется +40. Взяв диски с меньшим вылетом, увеличится сцепление с дорогой, что приведет к более трудному рулевому управлению, ускоренному износу ступичного подшипника и повышенному расходу топлива

Ориентируйтесь на эти ключевые параметры при выборе нового комплекта. Плюс не забывайте о роли качества самих изделий.

Выбирая себе комплект новых штамповок или легкосплавок, обязательно обратите внимание на следующие моменты.

  1. Все литые диски должны быть обязательно сертифицированы, дополнены знаком качества и рентгенконтроля.
  2. Все диски в обязательном порядке должны иметь отметку контролирующего органа и документ, подтверждающий прохождение дисками контроля качества и соответствия действующим стандартам.
  3. На изделии указывается максимально допустимая нагрузка, с которой способен справиться диск.
  4. Имя, и прочие данные о производителе — вполне очевидная информация, которую вы можете и должны прочитать на диске.
  5. Номер плавки продукции, способ производства, маркировка и дата изготовления. Если этого нет, ищите комплект в другом магазине. Это явно поддельная или сомнительная партия.

Правила хранения

Многие автовладельцы приобретают два комплекта дисков, один из которых эксплуатируется зимой, а другой — летом. Это позволяет не перекидывать всякий раз резину с одного комплекта на другой.

Но оставляя на длительное время колеса в гараже или в другом месте, вы рискуете потерять их изначальное качество, поскольку правила хранения не были соблюдены.

А они достаточно простые.

  1. Не бросайте просто комплект где-то в углу, где освободилось место.
  2. Перед отправкой на хранение нанесите маркировку на колеса, чтобы знать, где переднее левое, заднее правое и так далее.
  3. Храните колеса исключительно в сухом, прохладном и темном месте. В непосредственной близости от шин не должны находиться химические вещества, бензин, масло. Эти компоненты способны с течением времени разрушать структуру колес, потому срок их службы заметно сокращается.
  4. Если шины хранятся вместе с дисками, держать их в положении стоя нельзя. Подвесьте или разместите горизонтально. Многие специалисты советуют использовать деревянные поддоны.
  5. Если же резина хранится отдельно, она располагается вертикально. Более того, шины следует вращать раз в месяц, чтобы давление не деформировало состав. Не подвешивайте и не ставьте шины одна на другую.
  6. Перед отправкой на хранение просмотрите проекторы, удалите все камешки, застрявшую гальку.
  7. Внимательно проверьте состояние колес перед тем, как устанавливать их на новый сезон.

Колесные диски — это не просто предмет визуального украшения автомобиля. Во многом от их качества и правильности выбора зависит безопасность, надежность работы подвески, расход топлива и ряд других параметров.

Желание владельцев автомобиля отечественного производства ВАЗ-2109 заменить заводские колесные диски на элементы с другим диаметром предельно ясно.

Современные облегченные конструкции способны улучшить характеристики управляемости и расхода топлива машины, но, как правило, причиной такой замены является простое стремление к улучшению внешнего вида.

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Подобную операцию произвести несложно.

Правда, в зависимости от выбранных вариантов замены, это осуществляется либо без проблем, либо такая процедура требует вмешательства в конструкцию автомобиля.

Какие диски устанавливались на различные кузова и комплектации

Автомобиль ВАЗ-2109 – это 5-дверный вариант ВАЗ-2108. За все время производства, начиная с 1987 по 2004 год, машина претерпела 7 модификаций, в том числе были варианты и на экспорт. Параметры дисков у них тоже менялись, при том, что схема разболтовки всегда оставалась неизменной. Различия эти выражались в выборе ширины обода, в размере вылета и в трех вариантах диаметра окружности.

Но в заводских условиях обычно устанавливался лишь диски с диаметром в 13 дюймов. Диски R14 и R15 рассматривались только как приемлемые к установке. Вот две основные марки колесных дисков, которыми оснащались автомобили на заводском конвейере:

  • 5Jx13 ET35;
  • 5Jx13 ET40.

Первые числа маркировки означают ширину обода, 13 – это общий диаметр, ЕТ35-40 – вылет в мм. Стандартная заводская конструкция диска представляла собой штампованное стальное изделие. Проигрывая своим литым легкосплавным конкурентам по ряду показателей, стальная штамповка всегда была и остается прочной, недорогой и надежной.

Размеры штатных дисков

Основные технические характеристики колесных дисков любого автомобиля, в том числе и ВАЗ-2109, выражаются следующими параметрами:

  • Диаметр. Имеется в виду размер именно диска в дюймах, без учета шины.
  • Ширина обода – размер посадочного места для шины в дюймах.
  • Размер центрального отверстия под ступицу.
  • Разболтовка – параметр, указывающий на количество отверстий и величину диаметра окружности, объединяющей их центральные точки.
  • Вылет – расстояние между крепежной поверхностью ступицы и воображаемой плоскостью, проходящей вертикально через среднюю окружность диска.

У ВАЗ-2109 два параметра были всегда одинаковы:

  1. Центральное отверстие – 58,5 мм.
  2. Разболтовка – 4х98.

Диски изготавливаются в трех вариантах: R13, R14 и R15. Остальные заводские параметры с учетом соответствующих шин указаны в таблице.

Диаметр диска, в дюймах Ширина обода, в дюймах Величина вылета, Параметры шин, в мм
в мм
13 5 35-38 165/70 155/75
5.5 35-38 185/65 175/70
14 4 45 135/80
5.5 35-43 175/65 165/65
6 35-40 185/60 175/65
15 6 30 185/55
6.5 30 195/55 195/50
6.5 35 205/50 195/50
7 35 205/50 195/50

Параметры штатных гаек

Крепление литого диска к ступице подразумевает применение специальных болтов либо гаек. Нужно отметить, что гайки от штампованных дисков здесь неприемлемы. Во-первых, потому что у литых экземпляров конусная или сферическая часть крепежного элемента более выражена, чем у штампованного.

Например, коническая часть болта или гайки имеет угол в 60 градусов. Это делается с целью увеличения площади их контакта с более мягким, чем сталь материалом. Во-вторых, штамп тоньше литья, и при замене диска просто не хватит длины болта.

Лучше сразу использовать тот крепеж, который соответствует применяемому легкосплавному диску, иначе возможны деформации отверстий, крошение и царапины.

Сэкономив на нужных гайках или болтах, можно безвозвратно испортить более дорогостоящий элемент.

Мягкость металла также подразумевает регулярные проверки плотности затяжки крепежа, особенно в первое время и с новыми дисками, когда материал еще не уплотнился от рабочих нагрузок. В противном случае под действием цикличных ударов и вибрации гайки могут самопроизвольно раскручиваться.

У гаек должны быть конусные либо сферические шайбы. Нужно следить, чтобы профиль шайб точно подходил к соответствующему углублению в отверстии устанавливаемого диска. Некоторые модели дисков рассчитаны на использование цилиндрических креплений с плоскими шайбами.

Какие диски можно установить

Планируя замену старых стальных дисков на легкосплавные, следует выбирать либо оригинальные изделия, либо продукцию от известных производителей, заботящихся о качестве и безопасности своего товара.

Литые диски сочетают в себе следующие полезные свойства: они легки, практичны в использовании, наделены достаточной прочностью и имеют привлекательный вид, что направлено на преображение всего внешнего облика автомобиля.

Наиболее распространенными среди легкосплавных дисков являются изделия из алюминия. Это обусловлено тем, что они устойчивы к коррозии, соответствуют прочностным требованиям и в сравнении с другими литыми дисками остаются относительно недорогими.

Титановый сплав – это самый дорогой вариант. Он тоже соответствует всем техническим характеристикам, но при этом еще имеет более привлекательный вид. На третьем месте расположен вариант с использованием магниевого сплава.

В последних моделях от АвтоВАЗа используются диски со схемой посадки креплений 4х100. Устанавливая их на ступицу размером в 4х98, следует использовать шпильки с эксцентриком, чтобы скомпенсировать разницу в 2 мм. Для установки дисков с другими крепежными схемами придется воспользоваться соответствующими адаптерами (проставками).

Надо понимать, что установка дисков размером большим, чем в 15 дюймов, невозможна без вмешательства в конструкцию автомобиля.

Максимально и минимально приемлемые параметры нештатных дисков

Размер колесных арок на ВАЗ 2109 ограничивает возможность установки дисков диаметром большим, чем R15. Получается, что любой нештатный экземпляр должен вписываться в размерные рамки 13-15 дюймов. Искать что-то меньшее нецелесообразно, а для установки большего диаметра потребуется увеличивать колесную арку, то есть изменять конструкцию кузова.

Ограничиваясь заданными параметрами арки, нужно посмотреть на остальные показатели нештатного диска. Чтобы соединить детали с разными схемами разболтовки, можно применить проставки-адаптеры. В этом случае достаточно легко решается проблема несовместимости диска со ступицей по отверстиям.

Главное подобрать подходящие крепления. Ширина обода по пределам, установленным конструкторами ВАЗа, ограничена рамками 4-7 дюймов. Превышение этих параметров может ухудшить управляемость автомобилем и вызвать вопросы при регистрации.

Допустимый вылет диска напрямую связан с его шириной и конструкцией. В заводской сборке этот показатель колебался от 30 до 45 мм. Изменить вылет можно с помощью проставок.

Но нужно помнить, что при уменьшении величины вылета увеличивается ширина колеи, широкие шины при этом могут выйти за установленные габаритные размеры автомобиля. Центральное отверстие у нештатного диска должно быть не меньше 58,5 мм.

Хоть варианты замены дисков на ВАЗ-2109 и ограничены определенными параметрами, их все равно довольно-таки много. Но, в первую очередь, все-таки следует обращать внимание на оригинальные, максимально адаптированные к данному автомобилю изделия. Это и проще, и безопасней, и выгодней с финансовой точки зрения.

ВАЗ 2109 относится к семейству Лада «Спутник» – пятидверная модификация предыдущей модели 2108 из семейства Лада «Спутник».

С заводского конвейера классические модели выходили со штатными ободами штампованными из стального сплава:

  • 4 1/2J-13;
  • 4 1/2J-13H2;
  • 5 J-13H2.

Перед тем, как расшифровать маркировку надо разобраться, какие приняты технические размеры и параметры автомобильных дисков. Вне зависимости от способа изготовления литые или штампованные – их обозначение проводится идентичным образом. На внешней поверхности находится клеймо, которое отображает весь необходимый объем информации.

Сюда входит:

  • наименование завода-производителя;
  • государство, где происходил выпуск;
  • дата (по принципу «неделя/год», пример: 1815 – 18 неделя 2015 года);
  • маркировка рентген-скана (легкосплавные литые изделия проверяются на отсутствие внутренних трещин и дефектов);
  • размеры;
  • знак контрольного отдела (для России – РОСТЕСТ, для Германии – TUV, международная организация – ISO, для Америки — SAE и т.д.);
  • номер плавки и допустимая нагрузка (lb (фунты), кг, пример: max load 1800LB – максимальное давление до 1800 фунтов или 816 кг).

Детальнее о типоразмерах

По всему миру принято использовать европейскую систему обозначения. Для примера простые диски для «бескамерки» на ВАЗ-2109 — 4 1/2 J-13H2 ET30.

  • J – кодированные параметры для бортовой закраины обода в мм (сюда входят радиусы скруглений, уголы наклона и прочее). Этот пункт включает перечень размерностей для получения узкоспециализированного заключения при проведении технических тестов. Существуют и другие категории – D, E, F и т.д.

  • H2 – двойной хамп или кольцевой вылет полки обода HUMP (она удерживает бескамерную шину от соскальзывания). Есть еще такие варианты хампов – H (простой), A (ассиметричный), CH (комбинированный), FH (плоский).

13 – посадочный диаметр в дюймах.

Ниже на чертеже наглядно показаны основные параметры по структуре расположения технологических отверстий и выступов.

  • ET30 или ET+30 – вынос колеса в мм. Указываются размеры расстояний между серединой ширины диска и привалочной плоскости (где диск и ступица соприкасаются), соответственно равен 30 мм. Исходя из того, где выпускается изделие, маркировка сменяется на OFFSET (отрицательный) или DEPORT (положительный).

При минусовой величине проводится обозначение с аналогичным знаком, пример «-ET30».

Значения креплений на диске (параметры разболтовки)

При монтаже важно учитывать посадочный размер, который советует завод-производитель, поскольку различия могут быть из-за разных систем исчисления (метрическая или имперская).

  • Расстояние диаметра между отверстиями для крепежа обозначается как PCD (Pitch Circle Diameter). Принятая схема на ВАЗ-2109 выглядит 4х98 или PCD 98/4, т.е. между центральными осями болтов (в количестве 4 штук) 98 мм.
  • Крепежные элементы – метрическая резьба на М12х1,25 (диаметр болтовой шпильки 12 мм и шаг резьбы 1,25 мм).
  • Центральное отверстие под вал ступицы на диске обозначается как DIA и для ВАЗ-2109 это равно 58,5 мм.

Важно! Нередко автолюбители путают значения PCD из-за разницы всего в пару мм. К примеру, штатный размер для двух центральных отверстий составляет как раз визуально незаметное отклонение в 2 мм – это PCD на 4/98 и 100. Получится полностью закрученным только 1 болт, а остальные 3 будут недотянутыми, что в итоге приведет к аварийной ситуации.

Установка колесных дисков на R14, 15 на модель ВАЗ-2109

Штатное колесо с параметрами 175/70 R13 не отличается особым визуальным «благородством», по сравнению с увеличенным вариантом R14 или R15. Это происходит из-за большой высоты резинового профиля, который зрительно «заслоняет» и без того небольшие размеры диска.

Технические особенности модели ВАЗ-2109 предусматривают монтаж дисков категории R14 и R15 – кованные или литые лекгосплавные. По ширине диски могут составлять от 5 до 6 дюймов с характеристикой по вылету от 35 до 40 мм. Остальные значения, касающиеся PCD и DIA, соответствуют 4х98 с диаметром центрального разъема 58,5 мм.

В этом случае подбор резины надо проводить из расчета, чтобы общий диаметр колеса находился в пределах штатного значения. Не соблюдение этого условия приведет к тому, что во время поворота шина начнет протирать подкрылки и детали подвески.

Способ проведения расчетов

Отталкиваясь от характеристик резины стандартного колеса на 175/70 с радиусом R13, где:

  • значения 175 и 70 – это значения ширины шины и высоты профиля резины в процентах;
  • умножаем между собой 175х0,7 получается 122,5 мм;
  • фактический диаметр диска R13 равен 13х25,39 будет 330 мм.

Чтобы узнать общий диаметр колеса надо сложить два полученных значения, но высота профиля идет в двойном размере, т.е. (122,5х2) суммируется с 330 и получается 575 мм.

По такому же принципу проводятся расчеты для более наглядного восприятия, например: для моделей 175/70R13, 175/65R14 и 185/60R14, выходит 575, 583 и 577 мм, соответственно.

Последнее значение будет наиболее подходящим для ВАЗ-2109, поскольку на 10 мм больше по ширине. Это уменьшит при эксплуатации величину тормозного пути, добавит управляемости, снизит заламывание резины при поворотах на большой скорости. В небольшой степени будет увеличен расход топлива, но зато выбоины и ухабы на дороге станут менее заметны.

Максимальные и минимальные параметры нештатных дисков

Инженеры-конструкторы Тольяттинского автозавода не особо «приветствуют» установку колесных дисков радиусом R15, но и нет прямых причин, чтобы этого не делать.

Проблема состоит в сложности выполнения этой операции без привлечения специалистов, необходимо вмешательство квалифицированных мастеров. Причина этому – «конфликт» задних арок и деталей подвески с новыми ободами, а в некоторых случаях надо нарушать заводскую конструкцию трансмиссии.

Обратить внимание! Не следует забывать и об обязательном техосмотре, и как на такой «апгрейд» посмотрят сотрудники автоинспекции.

Подходящий размер резины для дисков R15 – 185/55 и даже 195/50, но скорее всего, что такая большая ширина станет причиной для затирания по арке. Ниже представлены рекомендуемые диски для модификаций на ВАЗ-2109.

Табличные характеристики для подбора дисков

Диаметр R13

Диаметр R14

Диаметр R15

Наиболее подходящими по размеру выступают колеса на 14 дюймов (R14). Как было указано выше, допускается установка и 15-дюймовых, но с резиной низкого профиля. В этом варианте вынос должен находиться в зазоре между 30-35 мм, а модели шин подойдут такой категории: 185/55 или 195/50.

Большая резина серии R15, например 195/55 или 205/50 подойдет для монтажа на передней оси. Чтобы их вставить на заднюю ось потребуется конструктивная доработка в конструкции подвески и увеличение колесных арок. Оптимальные размеры для установки на ВАЗ-2109 это модели 185/60 для R14 и 195/50 для R15.

На девятой модели лады выгодно проводить внешний тюнинг по замене колес, поскольку такой способ является бюджетным. Его без проблем можно выполнить собственными силами, если не пытаться монтировать очень большие обода.

К проблеме выбора шин Авторевю обращается не первый раз. В начале этого года, например, эксперты Авторевю ознакомили читателей с результатами сравнительных испытаний целой гаммы новых отечественных шин, предназначенных главным образом для зимней эксплуатации на автомобилях с 14-дюймовыми колесами. На сей раз речь пойдет о шинах для автомобиля ВАЗ-2109 (08), но сначала - несколько слов о том, на какой же именно вопрос должны были дать ответ наши испытатели и почему этот вопрос возник

Естественно, рано или поздно владельцы «восьмерок» и «девяток» меняют колеса своих авто. Но многие делают это «по-хитрому». Одни ставят на «родные» диски необычные шины (часто - более широкие), другие, наоборот; меняют стандартные стальные диски на легкосплавные, оставляя туже резину, а третьи экспериментируют и с тем, и с другим. Мы полагаем, что одним из побуждающих мотивов к подобного рода заменам является желание стать узнаваемым, выделиться из общей массы. Тем паче, что, в отличие от зарубежных производителей массовых автомобилей, наш АвтоВАЗ не балует нас разнообразием версий базовой модели. Вот и украшают владельцы своих любимцев всяк на свой лад. Есть у некоторых «нововведений» и практическая подоплека. Известно, что сохранить «родные» диски на Самаре в божеском виде можно лишь в том случае, если ездить по нашим дорогам со скоростью черепахи или вообще не ездить. Но не для того же покупалась машина! Легкосплавные диски, благодаря своей меньшей массе и большей прочности, отчасти решают эту задачу А когда появляются элегантные диски, хочется и шины поставить эдакие, чтоб пошире, позадиристей... А в последнее время появилась возможность раздобыть для «восьмерки» или «девятки» еще и 14-дюймовые диски. Словом, коль есть деньги, то - выбирай! Но мало кто из владельцев может сколько-нибудь внятно ответить на вопрос: чем «фирменные» шины шириной, например, 185 мм лучше «родных» 165-миллиметровых? Машина лучше «держит дорогу»? Меньше расходует бензина? Быстрее разгоняется? Шины дольше «ходят»? На самом деле ответы на эти и другие вопросы требуют серьезной профессиональной работы. И наши эксперты постарались для начала смоделировать наиболее вероятную комбинацию таких замен.

Известный производитель высококачественных штампованных легкосплавных колес, фирма Авиатехнология , предоставила нам два комплекта дисков для «восьмерки» - с посадочным размером 13 дюймов (как и «родные») и с посадочным размером 14 дюймов. А за шинами мы обратились в известную торговую фирму Ю. В. Л. Плюс и выбрали там относительно недорогие (восстановленные), но весьма элегантные шины Monarch Мб размерности 185/60 R13 (цена 112860 рублей за покрышку) и 185/60 R14 (122400 рублей). То есть, у этих шин отличается только посадочный диаметр. (Внешне эти покрышки повторяют популярные шины Р6 фирмы Pirelli тех же размеров.) Это упоминание очень важно, ибо восстановленные шины Monarch, хоть и обладают высокими эксплуатационными качествами, но все же заметно тяжелее своих «прототипов». Хотя бы поэтому и результат нашего теста нельзя рассматривать как сравнение 13- и 14-дюймовых шин вообще, а как испытания именно шин Monarch Мб! Ну а за основу, в качестве «базы», мы взяли стандартные Бл-85 размерности 165/70 R13 Нижнекамского шинного завода на стандартных «восьмерочных» дисках.

И еще. Поскольку автомобили ВАЗ-2109, на которых проводились тесты, не проходили какой-либо специальной подготовки, то к результатам наших измерений (например, разгонной динамики, максимальной скорости, экономичности) следует относиться не как к попытке проверить данные завода-изготовителя, а как к основе для выводов только в отношении шин.

Перед началом испытаний давление воздуха во всех колесах установили 2,0 кг/кв. см при температуре окружающего воздуха +15 градусов (в помещении).

ВНЕШНИЕ ДАННЫЕ

Вне всяких сомнений, нестандартная «обувка» явно выигрывает! ВАЗ-2109 как бы тверже, основательнее встает на ноги. В его «прикиде» сразу появляется некоторая породистость, уверенность в себе. И в этом смысле нам больше всего понравились 14-дюймовые шины Monarch, причем немалая заслуга в этом и элегантных дисков фирмы Авиатехнология. 13-дюймовые легкосплавные диски с шинами Monarch смотрятся так же неплохо, но такого эффекта уже нет. Хотя выигрыш перед «родными» колесами и здесь очевиден.

РАЗГОННАЯ И ТОРМОЗНАЯ ДИНАМИКА

Нужды подробно останавливаться на описании разгонной динамики и тормозных свойств ВАЗ-2109, «обутого» в разные покрышки, нет: приведенные в таблице численные результаты, полученные с помощью профессиональной аппаратуры Ono Sokki, говорят сами за себя. Отметим только, что впечатления экспертов полностью совпадают с полученными цифрами, и то, что отечественная шина Бл-85 проявила себя здесь весьма достойно, причем, напомним, на обычных стальных дисках.

Поэтому остановимся подробней па тех параметрах, которые обязательно нуждаются в комментариях.

УПРАВЛЯЕМОСТЬ

Надо ли говорить, что управляемость в значительной степени влияет на активную безопасность автомобиля, в целом определяя характер его поведения во всех условиях и режимах движения? И шины, конечно же, здесь играют важнейшую роль.

Мы оценили надежность управления автомобилем как в штатных (обычных) режимах движения по дорогам общего пользования, так и в аварийных ситуациях (маневр «переставка » и езда по специальной трассе «горная дорога»).

Вот что получилось. В обычных режимах 14-дюймовые шины Monarch и Бл85 обеспечивают для ВАЗ2109 примерно одинаковые чувствительность и запаздывания на действия рулевым колесом. Автомобиль быстр и даже «спортивен» в своих реакциях. Но кое-какие отличия есть. 14-дюймовые шины Monarch при движении с небольшими отклонениями руля обеспечивают автомобилю явно лучший характер нарастания реактивного действия на руле, чем шины Бл-85. Это меньше утомляет водителя, не требуя от него излишне строгого контроля траектории движения (что, увы, весьма характерно для отечественных шин Бл-85 при скоростях более 100 км/ч).

Шины Monarch с посадочным размером 13 дюймов в аналогичных ситуациях немножко меняют характер автомобиля. Он становится более «ватным», вялым в своих реакциях. Ощутимо увеличиваются запаздывания на действия рулевым колесом, падает чувствительность. Но в целом, управлять «девяткой» в такой комплектации, особенно при движении по прямой, гораздо спокойнее. Тем более, что характер нарастания реактивного действия почти такой же, как и у 14-дюймовых шин, однако появившаяся вялость машины вряд ли придется по вкусу любителям острой езды.

Многим владельцам «девяток» и «восьмерок» знакома одна особенность поведения этих машин при движении с высокими скоростями.

Речь идет об интенсивной диагональной раскачке машины, возникающей на пологих волнах наших дорог. Это здорово мешает водителю, ибо, качаясь вместе с машиной, он волей-неволей отклоняет рулевое колесо, что вызывает пусть небольшие, но все же изменения траектории движения. В нашем случае это явление сохранилось, но шины Monarch (и той, и другой размерности) заметно сгладили этот эффект.

При движении в повороте с повышенными поперечными ускорениями используемые для теста ВАЗ-2109 во всех вариантах комплектации проявляли склонность к скольжению передней оси наружу поворота, демонстрируя тем самым комфортную недостаточную поворачиваемость. Вполне приемлемы и реакция на уменьшение подачи топлива, и увеличение угла поворота управляемых колес. И здесь основные зависимости, установленные в штатных режимах движения, сохранились.

Но проявились и специфические отличия.

На входе в «предельный» поворот ВАЗ-2109, «обутый» в 13-дюймовые шины Monarch, заметно дольше сопротивляется вашим действиям рулем, требуя большего, чем хотелось бы, угла поворота управляемых колес. Но затем очень стабильно проходит весь криволинейный участок. Автомобиль с 14-дюймовыми шинами Monarch позволяет входить в поворот значительно легче, с меньшими углами поворота руля, но затем, когда вы уже двигаетесь но нужной траектории, потребуется еще немного довернуть руль. Поведение ВАЗ-2109 на шинах Бл-85 оказалось очень близким к таковому на 14-дюймовых шинах Monarch, однако реакции на действия рулевым колесом здесь заметно быстрее и резче.

Более широкие шины, да еще на штампованных легкосплавных дисках фирмы Авиатехнология , выглядят, согласитесь, привлекательней стандартного (слева) комплекта




Оптическим прибором измеряется максимальная скорость, при которой испытателям удастся не сбить ни одной вешки

Маневр «переставка» моделирует объезд внезапного препятствия и позволяете численной форме оценить способность автомобиля совершать резкие маневры:

При езде по специальной трассе «горная дорога» в предельных режимах шины Monarch оказались на высоте. И 13- и 14-дюймовые покрышки Monarch позволили гораздо уверенней управлять машиной. Особенно это относится к шинам Monarch 185/60 R14. При запасе мощности 1300-кубовой «девятки» они позволяли двигаться

по спецтрассе практически без боковых скольжений, и лишь незначительно «попискивали» в поворотах. Здесь, конечно, сказалась нехватка мощности, особенно на переходных режимах. (Ведь трансмиссия не рассчитывалась под такие колеса, однако в итоге получилось надежнее, а значит - безопасней).

На этом фоне ВАЗ-2109 на

Бл-85 тоже очень неплох, но скольжения явно сильнее, а при наличии пологих волн часто возникает неприятная поперечная раскачка кузова.

При выполнении маневра «переставка» - имитации объезда внезапного препятствия - опять-таки лучшими были шины Monarch 185/60 R14. Они позволили достичь наибольшей скорости выполнения маневра, причем обеспечили лучшую стабильность результатов. На второй позиции - шины Monarch 185/60 R13, но ее преимущества над отечественной Бл-85 едва различимы.

ПЛАВНОСТЬ ХОДА, ВИБРАЦИИ И ШУМНОСТЬ

Для начала отметим, что по этим параметрам сам по себе ВАЗ-2109 вряд ли можно считать достаточно комфортным для российских дорог. Полностью исправить эту ситуацию шины, естественно, не смогли, но их влия ние очевидно.

По уровню вертикальных ускорений лучшими признаны шины Monarch 185/60 R13. Автомобиль был наиболее комфортен на пологих волнах, при проезде швов, стыков и более жестких препятствий. 14-дюймовые шины Monarch заметно проиграли. В этой комплектации ВАЗ -2109 начинает подробнее повторять профиль дороги, возрастает уровень вертикальных ускорений и общая вибронагруженность. Внутренние панели начинают активную «самостоятельную» жизнь, дребезжа на каждой выбоине. Но, быть может, для нас важнее другое: при попадении в глубокие рытвины, проезд которых вызывает «пробой» подвески, 14-дюймовое колесо чувствует себя заметно увереннее, резко снижая вероятность повреждения покрышки.

Шины Бл-85 оставили двойственное впечатление. Дело в том, что по передаче вертикальных ускорений они близки шинам Monarch 185/60 R14, то есть, работают неважно. Но при езде по швам и стыкам Бл-85 не только не уступает обоим английским конкурентам, но и резко снижает общий уровень вибронагруженности. В итоге получилось, что раскачка кузова стала более интенсивной, а все шероховатости от дороги сглаживались лучше.

Разгонная и тормозная динамика, максимальная скорость и экономичность измерялись с помощью профессионального прибора Ono Sokki (Япония)

Тот же результат - по внутреннему шуму. Здесь Бл-85 легко обходит своих конкурентов, меньше всего нагружая уши. А хуже всех показали себя шины Monarch 165/60 R13. Эти «поднимают» с дороги очень неприятный низкочастотный гул, который перекрывает все остальные звуки в салоне.

ЧТО В ИТОГЕ?

Итак, на чем же остановить свой выбор?..

Как мы и полагали, однозначного ответа нет. И это понятно. Ведь подбор шины - это всегда компромисс, тут уж кому что важнее. По совокупности впечатлений, на наш взгляд, наибольший интерес представляют шины Monarch 185/60 R14 и... «родные» Бл-85. Шины Monarch 185/60 R13 привлекут, быть может, своей внешностью или ценой. Но главное в том, что ни один тип испытанных шин, порою накладывая весьма заметный отпечаток на потребительские свойства машины, не выявил какогото «криминала», не снизил уровень активной безопасности (или отдельных ее составляющих) до той величины, когда подобные замены могли бы стать опасными. Так что выбирайте смело.

Мы же после теста решили оставить на одном из редакционных автомобилей 14дюймовые шины Monarch. Они нам показались и наиболее безопасными, и лучше других соответствующими размерам и пропорциям ВАЗ-2109.

И еще. Хотя, как мы упоминали, стандартная трансмиссия ВАЗ-2109 и не рассчитана на 14-дюймовые шины, именно с такими колесами показания спидометра «девятки» были ближе всего к истинной скорости машины. (К слову, когда кто-нибудь из владельцев «девятки» с пеной у рта рассказывает, как он «легко» разгоняется до 160 и больше, то можете смело его осадить - это спидометр врет, а автомобиль в лучшем случае достиг максимальной «паспортной» скорости.)

По сравнению со «стандартом» у этих шин есть только один серьезный минус - ощутимая потеря динамики автомобиля. Но нет худа без добра. 14-дюймовые шины Monarch явно надежнее проезжают глубокие рытвины и колдобины. Выше оказалась и максимальная скорость, а расходы топлива в установившихся режимах (при постоянных скоростях) - ниже. (Хотя в «рваном» режиме движения расходы, очевидно, выше, чем у конкурентов - колесо-то тяжелее.)

Подчеркнем, что и отечественные шины Бл-85 порадовали сбалансированностью характеристик, соответствующих возможностям

автомобиля, его характеру. Это не мудрено, ведь несколько лет назад вопросу подбора шин для появившихся тогда вазовских переднеприводных моделей было отдано много сил, и, надо сказать, не напрасно.

Но времена меняются. И сегодняшняя комплектация автомобиля ВАЗ-2109 шинами Бл-85 размерности 165/70 R13 годится, пожалуй, только для самых дешевых, базовых комплектаций...

Внешне шины Monarch Мб отличаются от известных Pirelli Р6 разве что «фирменными» надписями на боковинах

Некоторые результаты дорожных испытаний шин

Параметр

Модель шины, размерность

Monarch 185/60 R14

Monarch 185/60 R13

Бл-85165/70 R13

Цена одной шины, руб. Статический радиус, мм Максимальная скорость, км/ч

122400 270 141,1

112860 260 138,8

30000-45000 259 141,9

Разгон с места до скорости, с 60 км/ч 100 км/ч 120 км/ч

7,02 18,33 29.75

6.59 17,47 30,59

6,49 17,33 28,78

Расход топлива, л/100 км 60 км/ч 90 км/ч 120 км/ч

Выбег автомобиля со скорости 50 км/ч, м

Тормозной путь со скорости 80 км/ч. м Усилие на тормозной педали, кг

Истинная скорость при

показаниях спидометра, км/ч

36,3 57,5 77.5 97.0 117.5

33.3 53.0 73.5 91.5 110,3

34.7 54,5 74.3 93.5 113.9

Скорость выполнения маневра «переставка», км/ч

Некоторые результаты экспертных оценок (по пятибалльной системе)

Разгонная динамика

Управляемость

Плавность хода

Вибронагруженность

Шумность

Скажем прямо, штатные колеса ВАЗ 2109 размерностью 175/70 R13 визуально выглядят не особенно эффектно. Все дело в большой высоте профиля резины при визуально малом диаметре самого диска. Поэтому зачастую у автолюбителей возникает вопрос: можно ли поставить на ВАЗ 2109 диски большего диаметра, 14 или даже 15 дюймов без ущерба для характеристик автомобиля и прохождения очередного техосмотра? Ответ на этот вопрос вы найдете, прочитав эту статью.

Можно ли установить диски R14 или R15 на ВАЗ 2109

Итак, устанавливать на ВАЗ 2109, 2108, 21099, 2114, 2115 колесные диски R14 можно. Параметры диска при этом должны составлять по ширине 5, 5,5 или 6 дюймов, и иметь вылет 35-40 мм. Можно поставить и с теми же параметрами. Остальные параметры дисков: отверстия 4х98 мм, диаметр центрального отверстия не менее 58,5 мм.

При этом, необходимо будет подобрать резину соответствующего размера, чтобы общий диаметр колеса остался примерно таким же. В противном случае, при повороте колеса шина будет задевать за подкрылки или элементы подвески, что конечно, нам не нужно.

Как произвести нужные расчёты

Допустимые размерности шин на 14-дюймовые колеса: 175/65 R14 и 185/60 R14. Причем второй вариант предпочтительнее.

Впрочем, диаметр колеса можно очень просто рассчитать, если знать как расшифровываются характеристики резины. Сделаем это для ВАЗ 2109.

Возьмем стандартное колесо 175/70 R13.
175 – ширина шины в миллиметрах;
70 – высота профиля резины в процентах от ширины, то есть в нашем случае
175 х 0,70 = 122,5 мм

Диаметр диска 13 дюймов = 13 х 25,4 = 330 мм.

Полный диаметр колеса складывается из диаметра диска и двух высот профиля.
Итого 330 + 122,5 х 2 = 575 мм.

Аналогичным образом произведя расчеты, получаем следующие цифры для сравнения:

  • 175/70 R13 – 575 мм;
  • 175/65 R14 – 583 мм;
  • 185/60 R14 – 577 мм.

Видим, что последний вариант самый подходящий. Также он на 10 мм шире, что обеспечит нам меньший тормозной путь из-за увеличившегося пятна контакта с дорогой, лучшую управляемость, устойчивость к заламыванию резины в поворотах на высоких скоростях из-за уменьшившейся высоты профиля. Но при этом широкая шина более склонна аквапланированию на высокой скорости, чем такая же по параметрам, но более узкая. Также удары от проезда дорожных выбоин будут сильнее передаваться на кузов автомобиля с колесами малой высоты профиля.

Таблица по подбору подходящих колёс

В подтверждении своих слов данные по допустимым размерам колесных дисков можно найти в заводском .

Колесные диски большего радиуса, например диаметром 15 дюймов, также подойдут на «Самары», но они не рекомендованы заводом, поэтому могут быть проблемы с прохождением техсомотра. Для таких колес следует выбирать резину с размерностью 185/55 R15. С натяжкой пройдет и 195/50 R15, но лучше подстраховаться и померить, если есть подобные у друзей. В этом случае колесо может «тереть» уже по причине слишком большой ширины резины.

Допустимые размеры резины и дисков на ВАЗ 2109 «Лада Самара»

Фото 14 и 15 катков на девятке (на штампах, слики, литые)

R15 Штамповка R15 R15 Литые R14 Разварка R14 R14