Скутер из нанотрубок. Электромопед от Чубайса стоимостью с автомобиль! Подробности

Компания OCSiAl (Оксиал) нанотехнологичная компания основным направлением деятельности которой является производство одностенных углеродных нанотрубок перейдет на выпуск уникальных, как говорит глава «Роснано» Анатолий Чубайс, электрических скутеров UJET. Производство будет налажено в Новосибирске. Что ж, интересно, наверное, что-то новенькое, значит несмотря ни на что, можно говорить о прогрессе? История создания "iPhone на колесиках "

Не спешили бы с такими выводами. Российские любители электрифицированных нестандартных средств передвижения могут не напрягаться, пока этот электроскутер им не достанется, а если и будет продаваться на родине в России, то по такой цене, что отобьёт всякое желание его покупать.

И вправду, выглядит новая модель вполне себе современно, можно сказать стильно и футуристично. Колеса без центральных втулок ничто иное как электродвигатель- колесо, то есть мотор является часть колеса аппарата.

Из плюсов, о которых на своей странице в Фейсбук написал глава «Роснано»:

1. Минимальные энергозатраты на перевозку полезной нагрузки. «Это самое совершенное персональное транспортное средство на планете» , заявил Чубайс.

2. В скутере применена уникальная технологичная батарея, плотность энергии в которой выше чем у Tesla. Хм, интересное заявление, Илон Маск может остаться не у дел в производстве аккумуляторных батарей? В будущем планируется интегрировать в аккумуляторы нанотрубки для производства еще более эффективной батареи.

Кстати, говоря об экономии вес транспортного средства становится ясным, что инженеры проделали большую работу, помимо двигателя- колеса, интегрированная в сиденье скутера батарея, одновременно являющаяся основой сидушки и есть одно из рациональных решений по уменьшению массы.

3. Даже были разработаны силами «Оксиал», по крайней мере в них используются те самые электронные нанотрубки, что предполагает данный факт. «Их сцепление с дорогой увеличено, а цвет можно сделать любой по желанию клиента».

4. Весит смартджет (так называют его создатели) 40 кг. Отличный показатель, вновь намекающий на то, что хребет аппарата сделан с использованием легкосплавных материалов. Интересно, что электромопеды из Китая весят гораздо больше, 100 кг и выше. Запас хода по понятным причинам у них гораздо меньше.

5. «Двигатель мощностью 4 кВт и весом 1860 г. спрятан в обод колеса. Пусковой момент превышает 110 Н·м» , продолжает отмечать положительные стороны разработки Чубайс.

Из других плюсов, скутер складывается и его можно перевозить как чемодан, он управляется голосом или клавишами, а ключом к нему является смартфон. 45 км/ч- максимальная скорость бесшумного передвижения с дальностью до 150 км.

Запущенная в производство модель будет выпускаться тиражом 32 тыс. единиц в год и будет продаваться в Монако, Италии, Германии, Люксембурге, Франции и Испании. В России его также можно будет купить, но о массовых продажах речь вряд ли пойдет, ведь стоимость модели будет варьироваться в зависимости от батареи, от 7900 до 8500 евро (!), то есть от 535 до 576 тыс. рублей. На секундочку, стоит от 554 тыс. рублей.

Собственно, вот сайт продаж на европейском рынке- www.ujet.com .

Так что это за проект? Вновь пустой и никому ненужный или реально прорывной, который со временем станет успешным и прорывным?

Социальные сети хихикают: не прошло и шести лет, как Анатолий Чубайс пообещал снабдить российских школьников удобными и легкими планшетами, чтобы не таскали в школу тяжеленные рюкзаки, как решение было найдено. Про планшеты, правда, забыли. Но можно возить книжки в школу на уникальном электромопеде, который глава «Роснано» с гордостью презентовал!

Новое детище «Роснано» разработано в Новосибирске, на базе компании OCSiAl, которая занимается производством сверхпроводников (углеродных нанотрубок). Доля «Роснано» в новосибирской компании составляет 19%.

Без ложной скромности Фейсбук председателя правления «Роснано» Анатолия Чубайса сообщает следующее : «Сегодня наш OCSiAl даёт старт производству UJET. Компания будет выпускать 32 000 смартджетов в год. Он так же отличается от байков и велосипедов, как iPhone от кнопочных телефонов» .

UJET весит около 40 килограммов и оснащен уникальной батареей, вмонтированной в сиденье. Уже сейчас по некоторым параметрам она, как говорит Анатолий Чубайс , опережает разработки Tesla, и обещает, что в скором времени мопед будет переоснащен новой батареей на нанотрубках. Углеродные одностенные нанотрубки, разработанные специально под UJET, используются и при производстве износостойких шин.

Батарея - в сиденье, а двигатель чудо-мопеда спрятан в ободе колеса. Его мощность – 4 кВт, вес – 1,86 кг, запас хода без подзарядки – 150 км.

Как разработчики, смартджет не гудит и не рычит во время езды, а еще его можно сложить и катить за собой по принципу чемодана на колесах. Колеса защелкиваются на магнитный замок, после чего складной смартбайк можно спокойно катить.

«Над проектом работала и продолжает работать команда из 12 стран мира. Это не российский, не немецкий, французский, китайский или американский проект. Он по-настоящему международный. Как и Apple или Tesla».

Анатолий Чубайс.

Чудо техники управляется со смартфона, который одновременно выступает и в роли диагностического устройства. Его четырехъядерный процессор непрерывно анализирует 64 параметра, которые передаются с мопеда. Смартджет поддерживает GSM, 4G, GPS, Bluetooth, Wi-Fi и mp3-плеер, а также понимает голосовые команды. Так что управлять им можно на ходу, не выпуская руля из рук.

«По затратам энергии на перемещение килограмма полезной нагрузки это самое совершенное персональное транспортное средство на планете», – похвалился Анатолий Чубайс.

На фоне таких бесспорных плюсов как-то неловко даже упоминать о минусе. То есть, собственно, о цене нано-удовольствия с мотором. А стоит UJET как неплохое корейское авто – 590 тысяч рублей, или почти 8700 евро, это при комплектации батареей, рассчитанной на 70 км; с батареей на 150 км – 9900 евро. Для сравнения, обычный скутер стоит от 50-60 тысяч рублей. При этом надо принять во внимание, что без проблем пользоваться нано-скутером в российских климатических условиях можно от силы 5 месяцев в году (а на зиму – сложить). И это, надо сказать, несколько снижает интерес к уникальной разработке, даже с mp3-плеером.

Сам глава «Роснано» в комментарии «Известиям» обронил, что UJET – это проект «имиджевый», его миссия – поддержать «портфельную» новосибирскую инвестицию. Выпускать новосибирцы планируют 32 000 смартджетов в год, «Оксиал» уже начал принимать предзаказы. Правда, как стало известно, в массовую продажу UJET поступит не в России, а за рубежом – в Монако, Испании, Франции, Люксембурге, Италии и Германии. Там, может, и покатит.

Российские комментаторы на сообщения об очередном мегапроекте госкорпорации разводят руками: они что, это все – всерьез? «Типовой электроскутер сопоставимого размера весит 48-55 кг и стоит в 5-7 раз дешевле , – пишут посетители в блоге Анатолия Чубайса. – Зачем нужны нанотрубки? Чтобы повысить эффективность на 10-20%, но увеличить цену в 10 раз?»

В августе концерн «Калашников» представил свой первый , но он кажется безнадежно устаревшим на фоне фантастического по своим характеристикам и качествам мопеда, о начале производства которого вчера на своей страничке в Фейсбуке объявил Анатолий Чубайс, глава госкорпорации РОСНАНО.

UJET - детище новосибирской компании OCSiAl («Оксиал»), акционером которой является РОСНАНО, потому Чубайс так им гордится. Создатели электромопеда называют его смартджетом - принципиально новым, невиданным доселе и самым совершенным персональным транспортным средством на планете.

Конек новосибирской фирмы - производство одностенных углеродных нанотрубок для различных областей народного хозяйства, но найти им коммерческое применение до недавнего времени не удавалось. UJET - первая масштабная попытка коммерческой реализации нанотрубок, они широко используются в конструкции смартджета: в углепластиковом корпусе, в батарее и шинах.

Благодаря легкому и прочному инновационному материалу масса складного смартджета составляет всего около 40 кг. Самый тяжелый элемент конструкции - батарея - сделан съемным и объединен с сиденьем, его можно снять с рамы и катить за собой как чемодан, принести домой или в офис и поставить в уголке на зарядку. Емкость батареи будет определять клиент при покупке: та, что подешевле, обеспечит 70 км пробега на одной зарядке, более дорогая - 150 км.

Седло-батарея представляет собой также переносную аудиосистему: ее корпус выступает в роли резонатора и способен быть клаксоном, эмулятором мотора Ferrari или просто играть понравившуюся мелодию во время движения.

Электродвигатель мощностью 4 кВт (5,5 л.с.) встроен в заднее колесо. Максимальная скорость ограничена на уровне 45 км/ч. Подвеска - условно торсионная, на резинометаллических шарнирах. Сверхлегкие шины с нанотрубками обеспечивают улучшенное по сравнению с традиционными покрышками сцепление на мокрой дороге и могут быть окрашены в массе в любой желаемый клиентом цвет, а не только в черный.

Щиток приборов представляет собой мощный смартфон с 4-ядерным процессором и встроенным видеорегистратором, подключенным к интернету. Ключом к мопеду является тоже смартфон - установленное в него специальное приложение позволит владельцу сдавать свой смартджет в наем друзьям или всем желающим и таким образом зарабатывать деньги.

В год UJET Vehicles планирует выпускать по 32 тысячи смартджетов, на сайте компании уже работает конфигуратор и принимаются предзаказы в размере 850 евро. Минимальная цена смартджета с батареей на 70 км пробега составляет 8690 евро, с батарей на 150 км - 9890 евро. О планах по продажам в России на данный момент ничего не сообщается.

  • Концерну «Калашников» есть чем ответить коллегам из РОСНАНО: в сентябре он представил ! Правда, пока неизвестно, когда он будет запущен в серийное производство.

Ценитель нанотехнологий Анатолий Чубайс не без помпы представил публике новый тип транспортного средства - смарджет, производство которого освоила компания с российскими корнями UJET . Пришлось разбираться, чем смартджет отличается от Ё-мобиля.

Легкий электроскутер имеет складную конструкцию. Проект UJET инициирован компанией OCSiAl, которая входит в портфель «Роснано».

Что такое смартджет

Это разновидность электроскутера с мотором мощностью 4 кВт, массой около 40 кг и пробегом на зарядке до 150 км.

Создатели упирают на два главных плюса. Во-первых, UJET можно сложить и катить за собой наподобие чемодана, аккумулятор же и вовсе съемный: так его можно подзарядить, а заодно снизить риск кражи скутера. Во-вторых, по заявкам производителя, он является наиболее экономичным транспортом из когда-либо изобретенных, и по удельным затратам энергии на перемещение одного пассажира превосходит и автобусы, и метро, и даже велосипеды.

Несмотря на российские корни, аппарат создавала интернациональная команда: идеи - российские, инжиниринг - немецкий, дизайн - итальянский, маркетинг - французский.


Одна из особенностей смартджета: колеса без ступиц и электромотор массой менее 2 кг, вмонтированный прямо в обод

Эхо Ё-мобиля

Читая о смартджете U JET, невозможно избавиться от ассоциаций с Ё-мобилем, который тоже щеголял забористым брендом и озадачивал щедростью «предвыборных обещаний».

У истоков проекта UJET стоит компания OCSiAl (входит в портфель «Роснано»), специализация которой - производство углеродных нанотрубок. Нанотрубки - один из самых прочных материлов, который в чистом виде превосходит по удельной прочности сталь примерно в 20 раз. Нитями, сплетенными из таких трубок, армируют пластиковые компоненты.

Проект UJET зародился в качестве витрины достижений «нанотрубщиков»: отдельные части UJET сделаны из полипропилена, армированного углеродными трубками. Применяется материал и в других компонентых смартджета, например, в шинах, а со временем - и в аккумуляторах.


По мобильности UJET близок к велосипедам, по динамике и пробегу на одной зарядке - к скутерам

Вместо классической для скутеров подвески UJET использует резинометаллические торсионы, электромоторы встроены в ободы бесспицевых колес, а сиденье и аккумулятор являются единой съемной деталью, выполненной в виде чемодана с ручкой.

Пробег на одной зарядке заявлен на уровне 70-150 км в зависимости от батареи, что позволяет дистанцировать UJET от более легких электровелосипедов, которые обычно проезжают на зарядке до 30-50 км.

Для идентификации владельца используется смартфон, в сам скутер интегрированы все телекоммуникационные платформы, плюс ко всему - голосовое управление.


Три года назад я писал про один из самых креативных видов персонального транспорта - моноколесо массой 11 кг, которое позволяет ездить со скоростью неспешного бега и даже перепрыгивать препятствия. Но для этого нужна сноровка. Я не смог.

Так ли нов UJET

Если закрыть глаза на технический креатив, жизнеспособность которого пока не подтверждена, UJET является промежуточным вариантом между электроскутерами и электровелосипедами.

Тема отнюдь не нова, и, например, в Китая поголовье электробайков превышает 200 млн единиц. Зачастую они легче, чем UJET, что облегчает переноску, поэтому саму по себе акцент на низкую массу нельзя считать безапелляционным достоинством.


В России электробайки непопулярны, потому что у нас велосипед - средство досуга и фитнесса, а не транспорт. Но в Китае такие аппараты пользуются бешеным спросом

Создатели UJET делают упор на сочетание плюсов электровелосипеда и скутера. Но оправданность таких заявлений будет понятна после реальных тестов, которые подтвердят пробег в 100+ км на одной зарядке и значительно лучшую динамику, чем у электровелосипеда.

При этом необходимость в столь долгих пробегах для скутера не вполне очевидна: 30 километров, что способен проехать на электротяге велосипед или гироскутер, вполне достаточны для ежедневных разъездов. Ехать же в соседний город на UJET решится не каждый.


Компания Segway – один из популяризаторов идеи персонального электротранспорта, сегодня предлагает широкий ассортимент гироскутеров и электровелосипедов.

Перспектива есть

И все же UJET не безнадежен, потому что рынок для таких аппаратов существует: взять хотя бы Юго-Восточную Азию и Европу, которая одержима грезами о «зеленых» видах транспорта. Продаж UJET начнутся в европейских странах от Монако до Германии, затем на очереди Азия, о перспективах в России пока не сообщается. Критиковать UJET за непригодность к зимней эксплуатации нельзя — он для нее не предназначен. Но в Европе, не говоря о Китае и Таиланде, на таких аппаратах ездят по 9 месяцев в году.

Если создатели подтвердят заявленные показатели, смартджет станет удачным компромиссом между более громоздкими электроскутерами и небыстрыми электровелосипедами.

Спрос на подобный транспорт могут усилить «зеленые» европолитики, под давлением которых несколько стран Европы (Германия, Норвегия, Дания, Британия) уже поклялись отказаться от классических машин с ДВС к 2030-2040 годам. В целом, смартджет выглядит удачным форматом для одного из видов транспорта будущего.

И не забудем основную цель проекта: продемонстрировать плюсы материалов на основе углеродных нанотрубок.


Смартджет или ё-джет?

Одного техно-хайпа недостаточно - многое зависит от цены изделия, а она вызывает икоту - от 7900 до 8500 евро! Это больше, чем в Европе просят за базовый Renault Sandero, не говоря о более очевидных конкурентах, вроде гироскутеров и классических мопедов .

Неудивительно: технический креатив плохо влияет на себестоимость из-за невозможности использовать массовые компоненты. Армированные углеродом пластики пока слишком дороги для массового производства, поэтому в автопроме используются преимущественно в автоспорте, в ограниченных объемах - для производства премиальных автомобилей, например, .

Иллюзий нет: продукт сразу позиционируется, как премиальный, и успех продаж будет зависеть от того, станет ли он элементом лайфстайла, как те же айфоны, на которые любят равняться создатели смартджета.

Годовой объем выпуска — 32 тысяч смартджетов. Вроде бы в одном только Китае продается по 10 млн подобных аппаратов в год, но цена сразу отсекает рынки, вроде китайского.

Есть и вопросы к технической части, например, масса наиболее емкой батареи - 17 кг, то есть больше, чем у автомобильного аккумулятора. Много ли найдется желающих переть на себе 17 кг для регулярной подзарядки? Впрочем, развитие электрозаправок в Европе может нивелировать эту проблему.

Тем не менее, пожелаем проекту удачи, если не в коммерческом плане, то хотя бы в научно-прикладном: отточив технологию массового производства деталей, армированных нанотрубками, можно найти им массу применений и помимо складных мопедов.