Снегоход своими руками – фото сборки и чертежи. Как сделать снегоход на гусеницах своими руками? Снегоход своими

Гусеничный снегоход из мотоблока прекрасно подойдет для передвижения по заснеженному лесу, поросшим кочкам, замерзшим болотам. Машина изготавливается в течение лета, с использованием простых инструментов: лобзик по металлу, электродрели, зубило и молоток, сварка и т.д. Также понадобится электросварка. Подшипники можно приобрести в автомагазине, а наконечники валов заказать в мастерской.

Гусеничный снегоход из мотоблока своими руками

Для изготовления гусеничного снегохода из мотоблока своими руками используются простые материалы. Рама изготавливается из штампованных швеллеров и квадратных труб. Для изготовления валов использованы круглые водогазопроводные трубы. Двигатель использовал от мотоблока «Нева».

На вид снегоход вышел немного грубоватым. Но проведя зимние испытания, были выявлены хорошие ходовые качества: скорость, проходимость. Также он легок и компактен, а по расходу топлива довольно экономичен. Первоначальная конструкция предполагала ассиметричное расположение двигателя. Это давало ряд преимуществ: во время обслуживания — хороший доступ к двигателю; удобный запуск и переключение передач; перенаправление цепного привода напрямую к ведущему валу гусеницы.

Но во время испытаний, при передвижению по рыхлому снегу, когда совершался поворот, снегоход часто заваливался. Из-за этого обстоятельства было решено разместить двигатель по центру передней части снегохода. Конструкция была доработана, и в первую очередь передок рамы. Также был установлен промежуточный вал, который передавал вращательный момент от двигателя на гусеницу. Кроме этого была проведена модернизация, которая улучшила ходовые качества, комфортабельность и надежность снегохода.

Как сделать снегоход из мотоблока на гусинецах

Схема приводных узлов и рамы самодельного снегохода из мотоблока:

  • самодельная рама (1);
  • вторая звездочка промежуточного вала с 17 зубьями (2);
  • промежуточный вал (3);
  • первая звездочка промежуточного вала, 21 зуб (4);
  • ведомая звездочка вала гусеницы, 37 зубьев(5);
  • приводная звездочка гусеницы, 8 зубьев (6); ведущий вал гусеницы (7);
  • две стойки опорной лыжи, из стальной трубы 32х4 (8);
  • два натяжных катка гусеницы (9);
  • ось натяжных катков изготовленный из стальной трубы (10);
  • фаркоп (11); натяжное устройство (12);
  • четыре фланца барабана, сделанные из стального листа (13);
  • четыре фланца приводной звездочки гусеницы, сделанные из стального листа (14);
  • рулевая слойка (15).

Чтобы разместить двигатель с подрамником в центре передней части рамы, там была приварена площадка, в которой были подготовлены отверстия для «лапок» подрамника. Подобные отверстия сделаны и в траверсе. Были переделаны отверстия в «лапках» подрамника в продольные прорези, чтобы натягивать приводную цепь при перемещении двигателя.

Подсельная рама также была переделана и смещена немного назад. Благодаря этому запуск двигателя производится на рукоятке. Большим плюсом было наличие на двигателе мотоблока принудительного охлаждения. Использовал это, чтобы направить подогретый на охлаждении двигателя воздух на карбюратор. Также был перенесен в кузов бензобак. Установлен он там на стойках в углу, для подачи бензина к карбюратору самотеком по длинному шлангу.

Перенеся двигатель в центр машины, привело к повышению устойчивости. Благодаря этому была уменьшена колея управляющих лыж до 950 мм, что привело к улучшению маневренности снегохода.

После того, как был установлен промежуточный вал, была уменьшена угловая скорость, благодаря увеличению крутящего момента. Была немного уменьшена скорость снегохода, но значительно увеличены тяговые характеристики. Теперь снегоход в состоянии перевозить двух ездоков с грузом, и тянуть легкие сани с поклажей. Также были заменены приводные звездочки гусеничного движителя на такие же меньшего диаметра.

Схема рулевой стойки снегохода из мотоблока

  • Схема рулевой стойки:
  • передняя траверса рамы (1);
  • изготовленная из стальной трубы стойка (2);
  • сделанная из уголка 25х25 опора руля (3);
  • изготовленный из стальной трубы рулевой вал (4);
  • перекладина, сделанная из стальной трубы 28х28 (5);
  • сошка (6); бронзовая шайба (7);
  • опорная втулка с уголком (8);
  • гайка, тип М10 (9).

Именно это небольшое усовершенствование привело к улучшению проходимости снегохода. Произошло приподнимание звездочки над опорной лыжей. В результате гусеница намного легче выходит на верхние слои снега, а также увереннее преодолеваются кочки, заструги и т.п.

Схема узла промежуточного вала снегохода из мотоблока

Схема узла промежуточного вала:

  • изготовленная из стали опора сиденья (1);
  • сделанная из стальной трубы 28х28 поперечина рамы (2);
  • стойка, изготовленная из стальной трубы 18х18 (3);
  • сделанная из уголка 45х25 траверса (4);
  • изготовленная из стальной пластины 40х5 укосина (5);
  • два подшипника 204 в корпусе (6);
  • стальной промежуточный вал, изготовленный из трубы 27х3 (7);
  • первая звездочка с 21 зубом (8);
  • лонжерон рамы (9);
  • вторая звездочка с 17 зубьями (10);
  • резиновый кожух (11).

Проверка снегохода до модернизации выявила частое наскакивание зубьев звездочек на деревянный трак. Поэтому было решено срезать все зубья, сделав их катками. После модернизации гусеница переходит с лыжи на катки плавно, бесшумно и без треска. Также был усовершенствован механизм натяжения: теперь он стал винтовым.

Схема гусеничного блока самодельного снегохода

Схема гусеничного блока:

  • изготовленные из стального прутка, две стяжки с гайкой М8 (1);
  • ведущая звездочка гусеничного блока (2);
  • приводной вал гусеницы (3);
  • натяжное устройство и каток (4 и 5);
  • трак, сдельный из рейки (6);
  • лонжерон самодельной рамы (7);
  • ведомая звездочка вала гусеницы (8);
  • опорная лыжа (9);
  • изготовленный из швеллера кронштейн подвески опорной лыжи (10);
  • болты: М8 и М6 (11 и 12,13);
  • латунная направляющая (14);
  • шуруп (15);
  • подошва опорной лыжи (16);
  • крепление корпуса подшипника (17);
  • ось натяжных катков (18).

Не забыли о переделывании гусеницы. Было увеличено количество траков до 33 шт, соответственно уменьшено расстояние между ними до 38 мм. Размеры траков 500х38х18 мм. Для обеспечения точности монтажа траков, был собран шаблон-стапель. Это позволило избежать перекосов.

Передние рулевые лыжи также были модернизированы. Сверху они были усилены лонжеронами. В подвеску лыж были введены пружины, что позволяет снегоходу идти мягко по снежному насту. Это увеличило срок использования лыж и рамы. На стойке кузова была прикреплена рукоятка, для удобства вытаскивания застрявшего снегохода. Для этой же цели подобная рукоятка была прикреплена к пыжам.

Чертежи самодельных снегоходов на гусеницах представляем для ознакомления.

Конструктивные схемы:
А- гусеница уложена в П-образном днище
Б- гусеница одна, опора на две лыжи
В- гусеницы две, лыжа одна
Г- гусеницы спереди, соединительный прицеп сзади
Д- две лыжи, две гусеницы

Если у снегохода две гусеницы, то управление его построено за счет затормаживания одной из гусениц. Маневренность машины определяется соотношением длины опорной поверхности к колее. Это соотношение должно быть равным 1,2.


Рассмотрим общий вид снегохода, который показан на рисунках


Представленная модель состоит из двух частей:
каркас
ходовая часть и подвеска

КОНСТРУКЦИЯ КАРКАСА

Изготовим каркас снегохода из деревянных брусков и листов влагостойкой фанеры. Толщину листа принимаем десять – двенадцать миллиметров. Все детали между собой склеиваем клеем по дереву и прижимаем шурупами. Вначале собираем деревянный каркас, на рисунке обозначен буквой (А), к которому крепим три детали (Б); (В); (Г). По окончании сборки, снизу полозьев скольжения прикрепим листовую оцинкованную сталь, толщиной 0,6…0,8мм. После сборки, кузов покрываем горячей олифой и наносим лакокрасочное покрытие.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ И ПОДВЕСКА

Д(вид сбоку), Е(вид сверху) смонтированы:
передний амортизатор (1)
крепление амортизатора (2)
рама конструкции (3)
натяжитель ведомого вала (4)
вал ведомый (5)
зубчатки (6)
крепление площадки (7)
крепления двигателя (8)
вал ведущий (9)
шестерня вала (10)
рычаг (11)
ушко крепления (12)
полоз (13).

Ж(ведущий вал в сборе):

Труба (1)
фланец (2)
втулка (3)
рама (4)
гусеничная шестерня (5)
шестерня ведомая (6)
болт (7)
втулка (8)
гайка (9)
натяжитель цепи (10)

Рассмотрим чертежи самодельных снегоходов на гусеницах, типовую конструкцию с расположением двигателя спереди

Те, кто любит часто ездить на рыбалку зимой, очень часто сталкиваются с проблемой проходимости. Ведь не всегда даже на внедорожнике можно напрямую подъехать к берегу речки и уж тем более к самому месту рыбалки. Выходом из такой ситуации послужит гусеничный снегоход. Однако цена на такую технику в магазинах порой не является доступной, а потому возникает потребность в изготовлении подобного устройства своими руками. В сегодняшней статье мы рассмотрим, как делается на гусеницах и что для этого необходимо иметь.

Гусеница

В первую очередь следует начать с самого сложного элемента конструкции снегохода - гусеницы. Наряду с мотором он является основным двигательным элементом всей техники. Для того чтобы его сделать, вначале нужно составить чертежи самодельных снегоходов на гусеницах (примерно как на нашем втором фото).

Так вы будете знать точную последовательность выполняемых работ и не забудете о какой-либо мелкой детали. А теперь о том, как сделать гусеницу на практике. Для этого нам нужно взять пластмассовую трубу (примерно диаметром в 40 миллиметров) и 2 полоски Количество кусков полосок зависит от того, насколько длинной будет ваша гусеница. Работа с этими деталями, а точнее, их обработка легко производится на циркулярной или же (болгарке). При этом прорезать деталь нужно по одной стенке за раз. Это нужно для обеспечения точности выполняемых работ. Как соединять транспортную ленту с половинками обрезанной трубы? Для этого нам понадобится два при этом диаметр их резьбы должен составлять порядка 6 миллиметров. Если совместить данное значение элементов с изготовленной конструкцией, шаг между грунтозацепами на выходе получится в 93 миллиметра.

При «наживлении» частей труб резаной их стороной наружу обязательно выдерживайте расстояние шага между ними. Если же смещение будет составлять 3 или более миллиметров, это приведет к несогласованной работе зубцов приводной шестерни и самой ленты, из-за чего в снегоходе начнутся проскоки. А это уже ведет к потере управляемости. Это несоответствие способно привести к тому, что лента может попросту сползти с катков.

Важно соблюдать и размерность гусеницы. То, какой длинны она будет, напрямую зависит от мощности двигателя, на котором будет работать самодельный снегоход. На гусеницах нужно произвести расчет номинального давления всей техники на ее плоскость. Таким образом, снаряженная масса снегохода относительно дорожного полотна должна составлять не более чем 0,4 кг/см 2 .

Как производить сверление ленты?

Самодельные снегоходы на гусеничном ходу вполне нормально работают на лентах, просверленных обычной дрелью. Однако, чтобы устройство работало как можно дольше, нужно заранее переточить сверло на работу с резиной. Предварительно следует приобрести инструмент, предназначенный для обработки деревянных поверхностей. Ни в коем случае не используйте сверла по металлу.

Остальные детали ходовой части

С остальными агрегатами дело будет проще. К примеру, такие узлы, как оси и резиновые колеса, «Бурановские» ведущие звездочки и защищенные подшипники, можно приобрести в любом специализированном магазине. Кстати, колеса лучше приобрести надувные. Такая техника будет более мягкой на ходу. Ось можно взять от простой садовой тележки (двухосной). По необходимости можно обрезать или же, наоборот, расширить ее до подходящих значений техники. Если у вас нет возможности приобрести ведущий вал в магазине, можно попробовать сделать его на токарном станке. При самостоятельном изготовлении вала обратите внимание на то, чтобы по своим размерам он хорошо вместил подшипники.

Самодельный снегоход на гусеницах : рама

Она у нас будет выполнять основную несущую функцию и удерживать все детали, в том числе и двигатель, в одном целом. Кстати, в качестве мотора можно использовать силовую установку от мотоцикла вместе с коробкой передач. Но вернемся к раме. Ее мы будем изготавливать из стальной сечения с диаметром 25х25 миллиметров. При этом сварить ее нужно таким образом, чтобы на ней были две продольные и три поперечные балки. Наличие этих деталей на раме существенно укрепит ее конструкцию.

Завершаем работу

Напоследок о том, как установить на самодельный снегоход на гусеницах В процессе сборки снегохода здесь необходимо изготовить две поворотные втулки. Это и будет ваш рулевой механизм. Как это делается? К передней балке нужно приварить водопроводную муфту с внутренней резьбой на 1/3 дюйма и вкрутить в них патрубки с наружной резьбой. Патрубки уже имеют стойки лыжни и приваренные сошки для рулевой тяги. Кстати, можно использовать лыжи от обычной детской машины «Аргамак». Но перед этим предварительно их подготовьте к установке: приделайте уголки крепления поворотной стойки и произведите подрез металла. Это значительно улучшит маневренность и качество управления снегохода на большой скорости.

В своих обзорах мы не раз затрагивали тему сборки мотоциклов и квадроциклов своими руками, а на транспортные средства для передвижения в зимнее время не обращали внимания. Мы решили, что больше нельзя обходить эту тему стороной, поэтому сегодня мы расскажем вам, как вы можете сделать снегоход своими руками. Наверняка, вам кажется, что простому человеку, не имеющему опыта в этой сфере, такая задача окажется непосильной. Но мы спешим вас разубедить, — в этом обзоре мы постараемся максимально понятно рассказать, как собрать снегоход самому, и что для этого понадобится. Если вы давно мечтали иметь у себя в гараже самодельный снегоход, то пора начать осуществлять свою мечту в реальность.

Почему имеет смысл собрать снегоход своими руками?

Снегоход – это лучшее транспортное средство, которое вы можете использовать на бездорожье в зимнее время. Если вы один из любителей зимней рыбалки или охоты, да и просто человек, которые любит активный отдых, то такое транспортное средство, как снегоход будет лучшим вариантом для отдыха зимой. В последнее время, на рынке мотоциклетной техники, в который входят, и представители зимнего транспорта происходит огромной рост цен. Из-за этого, покупка нового снегохода сегодня сравнима с покупкой автомобиля среднего класса, что непременно бьет по карману.

Выходов из ситуации не так много, как хотелось бы, поэтому каждый желающий приобрести снегоход решает проблему одним из двух путей. Первый вариант, это покупка поддержанного снегохода, который уже был в эксплуатации несколько лет. Совершенно очевидно, что такая техника уже не является новой, но и цена дает возможность сэкономить. В принципе, покупка снегохода с рук, — хороший вариант. Самое главное, — это правильно подобрать модель и хорошо проверить снегоход на наличие поломок.

Гораздо интереснее, и как правило, еще экономнее, окажется сборка снегохода своими руками. В этом случае, вы не только экономите большие деньги, но и располагаете всеми возможностями для сборки снегохода специально для себя. Сделать снегоход собственноручно на базе какого-нибудь другого транспортного средства, — более чем реальная задача. Так почему же не попробовать свои силы и не собрать самодельный снегоход, который будет радовать вас каждую новую поездку?

Из чего можно сделать снегоход?

На первых этапах разработки самодельного снегохода, вам необходимо определиться с выбором, так называемого донора, то есть транспортного средства, на базе которого будет происходить процесс постройки снегохода. Вариантов здесь не так много, но их вполне достаточно, для того чтобы выбрать наиболее подходящий для вас. В основном, самодельные снегоходы строятся на базе следующих силовых агрегатов:

  • Мотоцикл
  • Бензопила
  • Мотоблок

Вы можете выбрать из этого списка наиболее подходящий вам вариант. Единственное, что стоит помнить, это мощность снегохода, которая получится на выходе. Вполне логично предположить, что снегоход, сделанный на базе даже самого простого мотоцикла, будет гораздо быстрее, чем снегоход с двигателем от бензопилы. Также мощнее бензопилы будет и мотоблок, но мотоцикл все так же остается самым лучшим вариантом, если брать во внимание мощность получившегося на выходе транспортного средства. В нашем обзоре мы разберем конструкции мотоцикла и мотоблока. Итак, как сделать снегоход своими руками?

Снегоход на базе мотоцикла

Чтобы сделать снегоход своими руками, используя какой-нибудь мотоцикл нам понадобится сварочный аппарат и дрель, без которых просто не обойтись. За основу будущего снегохода мы советуем брать советские мотоциклы, например, — Урал, Днепр, ИЖ Юпитер или ИЖ Планета. Именно эти мотоциклы можно приобрести достаточно дешево, а запаса мощности их двигателя хватит для того, чтобы без проблем заезжать на самые сложные склоны.

Начнем с передней части будущего снегохода. Первое, что необходимо сделать, это на место колеса поставить лыжу. В нашем случае, она будет только одна, дабы не усложнять и не утяжелять конструкцию. После того как колесо было снято, необходимо купить или сделать самому лыжу для снегохода, и с помощью сварочного аппарата приварить ее к вилке мотоцикла так, как это показано на фото.

Теперь, когда с передней частью снегохода были проделаны необходимые работы, можно приступать к задней. Здесь все будет несколько сложнее, но разобраться не так сложно, как кажется на первый взгляд. Для начала требуется удлинить раму мотоцикла, опираясь на чертежи, найденные вами в интернете. Затем устанавливается задний мост, состоящий из гусеничного барабана и трубчатого вала. Оптимальные размеры для гусеницы – 2200×300 мм с толщиной 10 мм.

Снегоход на базе мотоблока

Снегоход своими руками на основе мотоцикла, — это самый сложный вариант. Если же вас не так сильно волнует скорость будущего снегохода, то можно остановиться на снегоходе на базе мотоблока. Однако в этом случае вам необходимо изготовить раму для снегохода самостоятельно. Если расписывать весь процесс поэтапно, то можно подвести несколько пунктов:

  • Изготовление рамы снегохода в виде прямоугольника из металлических труб
  • Изготавливается самостоятельно или приобретается в магазине кресло для водителя, затем монтируется на готовую раму
  • Вместо колес устанавливаются две гусеницы, сделанные самостоятельно или приобретенные на рынке мотоциклетной техники
  • На раму будущего транспортного средства монтируются лыжи для снегохода, которые можно сделать самостоятельно из листов металла.

Снегоход из мотоблока хоть и уступает по мощности тому же транспортному средству, сделанному из мотоцикла, но не так критично. Зато большим плюсом этого варианта постройки снегохода является простота и небольшое время сборки.

Выводы

В данном обзоре мы постарались вам максимально точно ответить на вопрос, как сделать снегоход своими руками. Прелесть самодельного снегохода в том, что вы можете сэкономить большое количество денег и построить снегоход, полностью удовлетворяющий ваши потребности.

Пожалуй, лучшим зимним транспортом в нашей стране, учитывая климатические условия, можно назвать снегоход. Это транспортное средство отличается маневренностью, высокой проходимостью. Да и топливо расходует довольно экономно. Но покупать новый, учитывая, что рынок сейчас насыщен дорогими иностранными марками, не каждому по карману. Поэтому, вооружившись смекалкой, нужным инструментом и свободным временем, можно без особых проблем самостоятельно собрать снегоход из мотоблока.

Самодельный снегоход из мотоболока

Почему из мотоблока? Во-первых, зимой этот вид техники не используется: культивировать, пахать и сеять не нужно, и довольно мощный двигатель мотоблока простаивает без дела в сарае. Поэтому его можно использовать без особых проблем. То есть, зимой двигатель устанавливается на снегоход, а весной, когда снега растают - возвращается на мотоблок. Такой вот выгодный «взаимообмен».

Какой двигатель подойдет?

Для изготовления снегохода умельцы чаще всего используют мотоблоки среднего класса, с ручным управлением и задним тягово-сцепным устройством. В частности, можно собрать снегоход из мотоблока «Нева». Это техника средней ценовой категории, но двигатели на ней - японской сборки. Зачастую мотоблоки комплектуются четырехтактными одноцилиндровыми бензиновыми двигателями с принудительным воздушным охлаждением.

Такие характеристики вполне подойдут для снегохода. В итоге получится отличная машина, мощностью около шести-семи лошадиных сил - вполне достаточной для перевозки одного-двух человек и небольшого груза.

Для самостоятельной сборки снегохода, кроме двигателя, понадобятся:

  • трубогиб;
  • сварочный аппарат;
  • покупные запчасти.

Этапы изготовления

Самодельные снегоходы из мотоблока можно собирать, разделив процесс на несколько этапов.

Вначале, естественно, рисуется эскиз - авторское видение конструкции машины. Делать это можно на основе анализа уже готовых самодельных снегоходов (в Сети сейчас очень много примеров сборки подобных машин). В любом случае, следует предусмотреть ведомую и ведущую части. К ведомой части относятся полозья, амортизаторы, рулевая колонка. К ведущей - силовой агрегат, рама, привод.

Разработав самодельный проект, следует определится заранее, какие части конструкции можно изготовить самостоятельно, а какие следует приобрести.

Следующий этап - изготовление рамы. Зачастую для этого используются трубы. Многие умельцы используют водопроводные, но все же стоит отдать предпочтение мотоциклетным рамным трубам - они отличаются большей прочностью. Для компоновки желаемой формы рамы, трубы гнут трубогибом и закрепляют при помощи сварки.

Рекомендуется сначала закреплять детали рамы точечной сваркой - для того, чтобы избежать ошибок при сборке. Убедившись в правильности действий, следует заварить стыки единым безразрывным швом. К готовой раме нужно приварить кронштейны для крепления двигателя, сиденья, рулевой колонки, полозьев и т. п.

Колеса или гусеницы?

Под полозьями подразумеваются одна или две широкие лыжи, которые крепятся к рулевой колонке на шарнирном соединении. Лучше всего сделать переднюю подвеску на амортизаторах. В качестве последних можно использовать рычажные амортизаторы от старого мотоцикла.

На ведущей части снегохода следует закрепить двигатель и коробку передач. Кроме того, нужно заранее выбрать - собирать самодельный снегоход на гусеницах или же на колесном ходу. Свои преимущества и недостатки есть в обоих типах приводов.

Снегоходы с задними ведущими колесами более маневренны, легче по весу. Но на рыхлом снегу потребуется комплектовать колеса цепями, иначе неизбежны пробуксовки. Гусеничный ход, несомненно, обеспечит большую проходимость снегохода, хоть и увеличит вес машины.

Самодельный гусеничный снегоход

Гусеницу зачастую тоже изготовляют самостоятельно. Причем применяемые материалы и способы изготовления зависят, как говорится, от фантазии и возможностей. Водопроводные трубы, конвейерные ленты, мотоциклетные цепи или цепи от старых комбайнов - все это можно использовать, изготовляя самодельные снегоходы на гусеницах. Главный упор при этом делается на надежность, легкость и качество сцепления гусеничных траков с поверхностью.

Видео самодельных снегоходов из мотоблока

Самодельный каракат из мотоблока еще одно видео