Снимаем кпп. Коробка передач — снятие и установка Подготовительные работы, что нужно снять сначала, чтобы добраться до коробки передач, пошагово

Для исправной работы любого автомобиля необходимо регулярно следить за его техсостоянием. Порой нужно снять коробку передач, например, при капитальном ремонте самой КПП, замене в ней сальников или если она мешает добраться до каких-либо деталей при ремонте машины. В статье описано, как снять коробку на ВАЗ 2109, а также прилагается видео, в котором можно увидеть все этапы процесса.

[ Скрыть ]

Пошаговая инструкция

Водители, которые не хотят возиться со своим автомобилем пользуются услугами СТО. Процедура снятия коробки переключения передач может быть выполнена своими руками. Правда, для ее проведения понадобится помощник.

Что понадобится?

Для проведения работ с КПП автомобиль нужно загнать на смотровую яму, поднять с помощью подъемника или установить на эстакаду. Перед тем как начать процесс снятия КПП с ВАЗ 2109 необходимо слить из нее масло.

Для снятия коробки передач потребуется:

  • набор ключей;
  • монтировка;
  • для слива масла емкость объемом около 5 литров.

Этапы

Процедура снятия коробки переключения передач на ВАЗ 2109 включает следующие этапы:

  1. Перед проведением работ автомобиль нужно обесточить — отсоединить минусовую клемму на аккумуляторе.
  2. Далее снимается защита с картера двигателя. Для этого откручиваются винты, с помощью которых она крепится к кузову.
  3. Провод «массы» нужно снять со шпильки путем открутив удерживающий его болт.
  4. Далее освобождаем трос привода сцепления путем ослабления гаек на наконечнике тросика привода сцепления. А затем снимаем его с рычага сцепления.
  5. Следующий этап — отсоединение от стартера колодки, подводящей питающие провода.
  6. Далее следует отвернуть гайку и снять силовой кабель, идущий к аккумулятору, со шпильки.
  7. Для отсоединения стартера от корзины сцепления откручиваются три крепежные гайки.

    Аккуратно потянув стартер на себя, необходимо извлечь его из-под капота.

  8. Для выполнения дальнейших работ нужно переместиться под автомобиль. Отсоединяется тяга привода переключения скоростей от наконечника шарнира путем ослабления затяжки хомута.
  9. Затем отсоединяется датчик заднего хода.
  10. Открутив крепежную гайку, отсоединяют трос от привода спидометра.
  11. Следующий этап — работа с растяжками. Снимать их не нужно, достаточно просто ослабить гайки их крепления к рычагам подвески.
  12. Затем, отворачиваются болты крепления кронштейна к кузову машины или гайка, благодаря которой крепятся растяжки к кронштейну, растяжки нужно развести в стороны, чтобы они не мешали.
  13. Далее вынимается шплинт гайки, с помощью которой крепится шаровая к поворотному рычагу и откручивается крепежная гайка шаровой.
  14. Теперь с помощью съемника выпрессовывают палец шарового шарнира из поворотного рычага стойки.
  15. Затем отсоединяются рулевые наконечники от поворотных кулачков.
  16. На следующем этапе, используя небольшую монтировку в качестве рычага, нужно упереться одним из ее концов в шарнир привода и вытолкнуть гранату из коробки.
  17. Сняв привод, на его место нужно установить техзаглушку, можно воспользоваться старой гранатой. Теперь можно приступать к снятию второго. Если не поставить заглушку и начать снимать второй привод, то могут сместиться шестерни дифференциала, находящиеся внутри коробки, которые потом будет сложно установить из-за того, что хвостовики гранат не смогут попасть на свои места.
  18. Далее откручиваются крепежные болты и снимается щиток.

    После этого следует ослабить винты и гайку, благодаря которым скреплены картер сцепления и блок цилиндров.

  19. На следующем шаге фиксируется двигатель в подвешенном состоянии. Это необходимо сделать, так как при снятии КПП ВАЗ 2109 отворачиваются крепежные болты опор силового агрегата. Для этого на передние крылья устанавливается надежный деревянный брус, на котором будет висеть двигатель. Предварительно на крылья следует настелить материал для защиты лакокрасочного покрытия, а под брус подложить опорные бруски из дерева в районе опор передних стоек.
  20. Далее с помощью прочной веревки или проволоки подвешивается двигатель.

    Подвешиваем двигатель Откручиваем крепеж левой опоры

  21. Отвернув гайку, следует вынуть болт левой опоры двигателя.
  22. Затем отворачивают крепленые гайки мотора к КПП и снимают опору.
  23. Далее необходимо окончательно отвернуть все крепежные элементы с другой стороны коробки передач. Затем следует снять коробку с автомобиля, потянув ее на себя. При этом нужно действовать аккуратно, чтобы не поломать корзину сцепления.

Процедура снятия своими руками завершен. Далее можно продолжать ремонтные работы.

В статье описано, как снять механическую коробку передач (КПП) на базе автомобилей «Жигули» с передним и задним приводом.

Подготовка

Работу выполняйте с использованием смотровой ямы или эстакады. Автомобиль уберите с ручного тормоза. Ручку переключения передач переведите в нейтральное положение. Под задние колеса установите колодки.
Снимите защиту поддона.
Слейте масло с КПП.

С передним приводом

Чтобы снять механическую коробку передач , нужно сбросить клеммы с аккумулятора.

Под капотом

Скиньте массовый провод.
Разъедините линию сцепления. Трос выведите из рычага после ослабления гаек наконечника.
Отсоедините провода, идущие на стартер:

  • те, которые с разъемом, выньте из колодки;
  • силовой кабель уберите после откручивания гайки.

Отверните гайки стартера. Вытяните его на себя.

Под автомобилем

Отсоедините тягу переключение передач от наконечника шарнира.
Выньте с разъема провод датчика задней передачи.
Отсоедините трос спидометра после откручивания фиксирующей гайки.

Полуоси

Ослабьте затяжку гаек крепления растяжек к рычагам подвески.
Открутите гайки (болты) соединения кронштейна с растяжками или кузовом.
Растяжки отводятся в стороны.
Расшплинтуйте и открутите гайку, удерживающую поворотный рычаг вместе с шаровой опорой. Выпрессуйте палец шарнира из рычага.
Вытолкните обе гранаты из КПП и отведите их назад.

Вставьте заглушки на место снятых полуосей, чтобы зафиксировать шестерни дифференциала. Если они сойдут со своего места, вставить полуоси обратно не получится. В качестве заглушек подойдут старые валы или шланги подходящего диаметра.

Опоры двигателя

Снимите крышку картера сцепления.
Вывесите двигатель на тросах. Для этого поставьте перемычку в виде деревянного бруска, опирающегося на крылья кузова.
Можно также подпереть мотор домкратом.
Левую опору демонтируйте, заднюю только открутите.

Снятие КПП от мотора

Выкрутите болты крепления картера сцепления к двигателю.
Путем раскачивания выведите коробку из шлицов. Отсоедините ее от мотора и опустите на пол.
При выполнении ремонта коробки берите качественные запчасти. Проверенный поставщик – сайт ZAPCHASTI.RIA.COM .
Монтаж производится в обратной последовательности. Самый сложный этап – попасть валом коробки в шлицы маховика. После установки КПП регулируется ход педали сцепления.

С задним приводом

Как снять коробку передач с заднеприводного автомобиля? Принцип тот же, что описан выше. Поэтому далее будет уделено внимание лишь отличиям, основные из которых следующие:

  1. Отсутствуют гранаты, поэтому не придется вынимать полуоси.
  2. Нужно демонтировать кардан и систему отвода выхлопных газов.

Работу начните с отключения аккумулятора.

В салоне

В районе расположения КПП сдвиньте пыльник вверх. Отожмите корончатую шайбу. Стяните рычаг переключения скоростей со стержня, который поставьте на третью передачу.
Снимите крышки следующих рычагов:

  • ручного тормоза;
  • ручки переключения передач.

В подкапотном пространстве

Открутите крепление и извлеките патрубок подачи подогретого воздуха к воздушному фильтру.
Отключите массовый провод.
Отсоедините трос сцепления, датчик скорости.
Демонтируйте стартер.
Открутите крепеж приемной трубы отработанных газов.

Под моторным отсеком

Демонтируйте резонатор, глушитель и приемную трубу.
Отсоедините кардан от коробки, сняв кронштейн безопасности.
Отключите трос спидометра и провод заднего хода.
Открутите и отведите в сторону цилиндр сцепления.
Снимите крышку картера.
Вывесите мотор или подоприте его снизу.
Скиньте поперечину, поддерживающую коробку передач, которая при этом опустится. Будьте осторожны!

Выверните болты крепления картера сцепления к мотору.
Снимите коробку передач.
Монтируется КПП в обратной последовательности.
Как снять коробку передач без ямы ? Для этого передняя часть автомобиля поднимается на домкратах. В момент извлечения коробки из шлицов можно воспользоваться деревянным упором в пол для поддержки.
Чтобы снять коробку передач впервые, лучше посмотреть видео . Работу выполняйте вдвоем.

Не забудь поделиться с друзьями:


Прежде всего, если есть возможность, поставьте машину на яму и заручитесь помощью еще одного человека, ведь снять коробку одному крайне проблематично, хотя и возможно. Однако здесь мы представим способ, как снять КПП без ямы.Решите, нужно вам сливать масло или нет, а перед тем снимите стартер и аккумулятор – теперь можно приступать уже к самой коробке передач.

  1. Изначально следует отсоединить трос сцепления. Здесь ничего сложного нет, просто ослабляем затяжки первой и второй гайки и легко его снимаем.
  2. Затем уже следует приступить к откручиванию гайки крепления. Как только она откручена, пора вынуть трос из кронштейна на КПП.
  3. Сжав пружинные зажимы, отсоединяем провода от датчика скорости.
  4. После следует открутить два болта, с помощью которых КПП крепится к двигателю и один болт, последним крепится кронштейн зажигания.
  5. Затем снимаем реактивную тягу, откручивая болты крепления и ослабляя хомут, после чего просто тянем ее назад.
  6. Далее важно снять левый привод колеса – правый трогать необязательно.
  7. После откручиваем все болты на поворотном кулаке, на нижнем правом креплении КПП, отвинчиваем гайку кронштейна, болты картера сцепления и болт левого нижнего крепления.
  8. После этого уже можно вывешивать двигатель и хорошенько его закрепить.
  9. Затем мы увидим уже и крайние крепления – их также снимаем.
  10. После откручиваем еще две гайки задней опоры двигателя.
  11. Теперь уже можно сдвигать коробку передач с направляющих втулок и не забывайте ее придерживать.
  12. Сдвинув ее максимально в левую сторону автомобиля, вы сможете полностью снять КПП со своего ВАЗ-2110.


После того как коробка полностью снята, вы можете проводить над нею все необходимые манипуляции: ремонт, регулировку, замену деталей, а то и вовсе заменить на новую. Сборка осуществляется в обратном порядке. Главное – нельзя забыть провести регулировку.

Замена коробки достаточно редкая процедура, которую очень сложно выполнить в одиночку. Для снятия детали потребуется помощь второго человека, а также различный инструмент. От того, как именно снять коробку на ВАЗ-2109, зависит объём дальнейших работ. Неаккуратный демонтаж привести к дополнительным поломкам элементов внутри КПП и полному выходу детали из строя.

Какой инструмент понадобится для снятия

Лучше производить снятие коробки в гараже с ямой либо на эстакаде. Если нет возможности использовать яму, то понадобится домкрат и подставки для фиксации автомобиля на определённой высоте. Без помощника будет обойтись достаточно сложно, поэтому лучше заранее договориться с человеком.

Также потребуются:

  • набор ключей;
  • монтировка;
  • ветошь;
  • ёмкость для слива масла (не менее 5 литров).

Все инструменты лучше подготовить заранее. Помимо гаечных ключей будет также использовать накидные. Поворотная головка позволит сделать снятие коробки переключения передач более лёгким и простым. Также необходимо зафиксировать автомобиль определённым образом, чтобы был доступ к кожуху защиты снизу.

Этапы снятия КПП на ВАЗ-2109

Стоит учитывать, что коробка ВАЗ-2109 весит 27 кг и лучше заранее подготовить лебёдку для фиксации детали. Снятие коробки должно проводиться в хорошо освещённом помещении, так как некоторые элементы достаточно мелкие, а грязь, которая налипла на коробку в процессе эксплуатации, делает их практически невидимыми. Приступим к демонтажу КПП.

В первую очередь необходимо отсоединить минусовую клемму на аккумуляторе.

Масло потом лучше повторно не заливать, так как частицы металла и загрязнённая жидкость могут повредить новую деталь. Даже если смазка была залита за несколько сотен километров до замены детали, не стоит экономить и использовать старое масло.

После этого приступаем к следующим этапам:

  1. Снятие брызговика и защиты картера при его наличии.
  2. Демонтаж гаек приводов и колёс. Лучше снять все 4 колеса, но если нет уверенности в надёжном положении авто, то 2 колеса можно оставить. Также необходимо поднять двигатель и надёжно зафиксировать его при помощи подставок из дерева, камня либо металла.
  3. Нужно снять трос сцепления и спидометра.
  4. На следующем этапе лучше заняться съёмом стартера. Стартер предпочтительней демонтировать полностью, так как снятие только проводов сделает установку детали более тяжёлой. Стартер можно закрепить на идущих рядом проводах, благодаря чему деталь не потеряется и будет надёжно зафиксирована.
  5. Снятие провода массы.
  6. Откручиваются болты, которые крепят шаровые к кулаку.
  7. С автомобиля необходимо снять продольную растяжку с левой стороны.

Для того, чтобы выдернуть приводы из КПП, понадобится помощь второго человека. Помощнику необходимо натянуть внутреннюю гранату при помощи монтировки, а первый человек в это время должен резко дёрнуть за колесо. Такой способ позволяет сэкономить время на снятии приводов. Так как после снятия приводов в коробке может произойти проворот дифференциала, то на место демонтированной детали лучше вставить старую гранату либо чопик.

  1. Нужно открутить центральные гайки приводов и демонтировать их.
  2. На следующем этапе потребуется снятие разъёма для датчика заднего хода.
  3. От КПП откручивается защита маховика.
  4. Запомнив местоположение кулисы переключающего рычага, нужно снять её.

Необходимо открутить болты, которыми крепится коробка передач ВАЗ-2109 к двигателю. Мотор обязательно должен быть надёжно зафиксирован, так как при снятии КПП ослабляется и его крепление.

После, придерживая МКПП, нужно вручную снять подушки, опоры и крепления.

На следующем этапе нужно вдвоём с помощником аккуратно отвести коробку от движка. Это делается для того, чтобы первичный вал отсоединился, а его лепестки не деформировались. После того, как коробка отсоединена от всего, её необходимо достать из-под капота. На этом демонтаж детали завершён.

В среднем демонтаж коробки происходит за 20 минут. Даже если человек делает это впервые, весь процесс займёт не более получаса. Важно, чтобы под рукой были нужные ключи и помощник, который способен оказать физическую помощь. При полной замене детали можно не беспокоиться о сохранении рабочего состояния КПП и не переживать о случайном падении прибора после съёма.

Если деталь подлежит переборке и переустановке, то рекомендуется подстелить под МКПП чистую ветошь.

Варианты ремонта коробки передач без съёма

Не всегда нужна полная замена КПП, поэтому иногда целесообразно производить ремонт без снятия коробки. Замена диска или корзины может производиться на неснятой коробке, но необходимо учитывать, что при этом время ремонтных работ может увеличиться в 1,5 — 2 раза. Для того, чтобы произвести замену деталей, необходимо выкрутить два верхних болта, а вместо них вкрутить длинные шпильки, которые будут выполнять роль оси. При помощи шпилек КПП можно отодвинуть от двигателя и произвести все необходимые манипуляции.

Снятие коробки передач на ВАЗ 2109 необходимо, прежде всего, при замене сцепления, ремонте коробки передач, устранения течи заднего сальника двигателя или переднего сальника коробки. Также без снятия не обойтись при замене выжимного подшипника и для замены передней втулки стартера (при невозможности выполнить работу, непосредственно на автомобиле).

Хотя вес коробки сравнительно не большой (около 27 кг. – без масла), все же рекомендуется воспользоваться помощью помощника. Снятие необходимо производить на «яме» или подъемнике.

Первым делом, необходимо снять брызговик и защиту картера двигателя (если установлена).

слить масло с коробки, сорвать гайки приводов и колеса. Если снятие происходит на яме, необходимо поддомкратить и вывесить переднюю часть автомобиля на «козелках» или других надежных подставках. Обязательно нужно отключить клеммы аккумулятора. Следующий порядок таков:

– снимаем трос сцепления

отключаем трос спидометра;

– на поднятом автомобиле, откручиваем шаровые опоры (рекомендуется открутить два болта крепления шаровой к «кулаку»);

– срываем и снимаем левую продольную растяжку;

– с помощью помощника, выдернуть привода из коробки – один натягивает монтировкой внутреннюю гранату

(для предотвращения разбора привода в другом месте), второй резко дергает за колесо, выдергивая привод из коробки (после снятия одного привода, во избежание проворота и рассыпания дифференциала, необходимо вставить в коробку специальный стопор или старую гранату);

– открутив центральные гайки приводов, снять их;

– снять стартер,

отключить массовый провод

и разъем датчика включения задней скорости

от коробки, защитный кожух маховика снизу

и отсоединить кулису переключения передач (предварительно наметив положение);

– затем поочередно открутить четыре точки крепления коробки передач к двигателю;

– обязательно необходимо зафиксировать двигатель, подперев его через гидравлический домкрат снизу, или вывесив, оперев на стаканы лонжерона;

– придерживая коробку, открутить и снять все опоры («подушки») крепления КПП к кузову;

– вдвоем с помощником, слегка пошатывая, попробовать отвести коробку в сторону от двигателя, ей необходимо около10 см для того, чтобы первичный вал вышел из диска и корзины сцепления;

– при снятии следует соблюдать осторожность, и не повредить первичным валом лепестки корзины сцепления.

Установка

Установка МКПП ВАЗ 2109 производится после устранения всех проблем и дефектов.

Необходимо удостоверится в исправности всех узлов и деталей (диск сцепления, корзина, выжимной подшипник и так далее), проверить центровку комплекта сцепления, смазать шлицевое соединение первичного вала и фланца выжимного подшипника. При установке коробки переключения передач, необходимо воспользоваться помощью помощника и выполнить следующие действия:

  • двигатель, зафиксированный с помощью домкрата или растяжки, приспустить на 10-15 град;
  • поднять и вставить коробку до упора (недопустимо стягивание коробки и двигателя болтами, необходимо вручную добиться плотной посадки КПП вплотную к двигателю);
  • затянуть четыре основные точки крепления и установить опору КПП;
  • одеть и отрегулировать трос сцепления (педаль сцепления, должна находиться на 1 сантиметр выше тормозной педали);
  • установить и подключить стартер и датчик задней скорости;
  • поставить защиту маховика, трос спидометра и массовый провод;
  • подключить и отрегулировать механизм переключения передач (поставить по метке или поставить рычаг выбора передач, по «нейтрали», на первую скорость);
  • собрать ходовую часть (вставить привода, прикрутить шаровые опоры, установить растяжки);
  • опустить автомобиль на колеса, затянуть их и центральные гайки приводов (усилие 23 -25 кг\м, примерно длинна рычага 1-1.5 м);
  • залить масло до уровня.