Снятие и установка моторчика и трапеции дворников. Моторчик стеклоочистителя – когда неизбежен ремонт? Если дворники останавливаются не в нижней точке

Конструкция стеклоочистителя на ВАЗ 2110 достаточно надежная и при обычной эксплуатации мотор и сама трапеция может спокойно отходить и все 300 000 км, что было доказано личным опытом многих владельцев. Но бывают и исключения из правил.

Нередко бывает такое, что обходятся шлицы или конструкция трапеции просто напросто ломается. Если у вас возникли подобные проблемы, то ниже будет рассмотрена процедура ремонта.

Чтобы заменить все детали стеклоочистителя, нам понадобится следующий инструмент:

  • отвертка плоская и крестовая
  • головка торцевая на 10 мм
  • трещоточная рукоятка

Чтобы выполнить эту работу, первым делом необходимо выполнить некоторые подготовительные действия, а именно:

  1. Снять накладку лобового стекла (жабо)
  2. Снять утеплитель и уплотнитель под капотом
  3. Отсоединить один конец резинки расширительного бачка и отвести его в сторону

Видео инструкция по замене трапеции с моторчиком дворников на ВАЗ 2110-2112

Представленное ниже видео руководство было записано специально для данного сайта с целью наглядной демонстрации всего ремонта. Надеюсь, что все показано доступно и понятно, чтобы разобраться мог даже новичок.

Если при ознакомлении с роликом у вас возникли какие-либо вопросы или проблемы, можете обращаться в комментариях под видео на моем канале YouTube. Ну а ниже рассмотрим данный ремонт в обычном виде.

Фото отчет по снятию и установке трапеции дворников на ВАЗ 2110-2112

Когда все подготовительные моменты сделаны, то все будет выглядеть примерно следующим образом. Сверху стрелками показаны места крепления двух гаек:

Необходимо открутить их, разумеется.



После этого отсоединяем хомут крепления расширительного бачка и подняв его немного вверх, отводим в сторону, чтобы получить доступ к третьей гайке крепления трапеции.

После этого гайку можно открутить, она находится в самом низу практически:

После того, как с этим справились, можно аккуратно проворачивая трапецию, извлекать ее с левой стороны, немного отгибая в сторону металлическую рамку ниже лобового стекла (усилие нужно совсем небольшое — говорить о каком-либо реальном отгибании не имеет смысла! )

И поднимаем ее практически до конца, чтобы вынуть:

И остается только отсоединить штекер питания:

И теперь окончательно можно вынимать всю конструкцию трапеции и мотора дворников с боре. Если необходимо отсоединить и заменить один моторчик, то в принципе сложностей с этим не возникнет — достаточно открутить его и произвести замену.

Установка всех снятых деталей происходит в обратной последовательности. Стоит сказать о ценах данных запчастей. Стоимость трапеции в сборе с мотором на ВАЗ 2110 составляет порядка 2000-3000 рублей от производителя Автоваз. Китайские аналоги около 2000 рублей.

Как разобрать и отремонтировать мотор стеклоочистителя

Ремонт дворников 2110 в основном заключается в правке поврежденных либо деформированных рычагов или тяг, а если это невозможно, то в их замене новыми деталями. Если моторедуктор стеклоочистителя ВАЗ 2110 находится в неисправном состоянии, то его придется заменить новым. По поводу ремонтных работ можно сказать, что мотор стеклоочистителя ВАЗ 2110 допускает только замену шестерен, а также зачистку контактов кольцевого включателя и зачистку коллектора.

Итак, чтобы произвести ремонт стеколоочистителя на ВАЗ 2110 надо сначала снять с машины стеклоочиститель. Для этого в первую очередь откручивается гайка крепления провода, с валика моторедуктора снимается проводок, откручиваются три болта, крепящие редуктор, дальше моторедуктор стеклоочистителя автомобиля ВАЗ 2110 снимается с кронштейна, а с него снимается защитная пленка. На следующем этапе нужно открутить два винта крепления и снять пластмассовую крышку. Затем опять откручивается два винта крепления, после чего снимается панель вместе с контактами выключателя и снимается прокладка. Дальше надо вытащить шестерню, пластмассовую шайбу и валик моторедуктора, дальше вытаскиваются промежуточные шестерни. Чтобы в дальнейшей сборке не возникало трудностей, шестерни следует промаркировать относительно их осей, ведь они имеют противоположный наклон зубьев.

На следующем этапе придется снять с электродвигателя редуктор, вынуть якорь и все детали отчистить от старой смазки и грязи. Обязательно проверьте, насколько легко в щеткодержателе перемещаются щетки стеклоочистителя ВАЗ 2110. Они обязаны там перемещаться без любых заеданий и свободно. Если щетки уже имеют сколы, либо являются изношенными, их следует сразу же заменить, либо заменить моторедуктор в сборе. Кстати меняя щетки стеклоочистителя машины ВАЗ 2110 нужно обязательно припаять их выводы к щеткодержателю. К тому же еще следует осмотреть пружины щеток, если они потеряли упругость или сломались, обязательно поменяйте их.

Ремонт дворников авто ВАЗ 2110 также включает в себя и зачистку коллектора мелкой шкуркой, особенно если на нем имеются царапины риски или он грязный. Если же коллектор обгоревший или сильно изношен придется заменить якорь либо моторедуктор в сборе. Еслина шейках якоря будут обнаружены следы заедания, их придется зачистить мелкой шкуркой.

Те шестерни редуктора, которые имеют поломанные или сильно изношенные зубья следует заменить. А поврежденные резьбы валиков рычагов щеток и поврежденные шлицы нуждаются в замене тяг в сборе.

Окисленные или подгоревшие контакты выключателя следует почистить мелкой шкуркой. А те резиновые подушки, которые потеряли эластичность или порвались необходимо заменить. Для того чтобы вытащить подушку, с нее сначала придется вынуть распорную металлическую втулку.

На последнем этапе ремонта стеклоочиститель собирается в обратном порядке, только при этом учитывается один момент: наклон зубьев промежуточных шестерен должен быть противоположным, к тому же перед установкой их необходимо смазать смазкой вместе с червяком вала якоря.

Чтобы не сломать щетки, при установке якоря, следует утопить их направляющие. Затем якорь устанавливается в корпус редуктора, а на него ставится корпус мотора стеклоочистителя ВАЗ 2110. После сборки с целью центровки подшипников надо постучать по корпусу моторедуктора деревянным молотком.

Сразу скажу, что за все годы владения «классики» как мною, так и моим отцом, не припомню случая, чтобы приходилось снимать трапецию дворников вместе с моторчиком. Получается, что в моем случае этот механизм всегда был достаточно надежным и никогда не нуждался в ремонте или замене. Если же вам повезло чуть меньше, то на примере своей ВАЗ 2106 попробую описать порядок выполнения процедуры. А перед этим, как обычно, приведу перечень необходимых инструментов для ремонта:

  1. Рожковый или комбинированный ключ на 22
  2. Торцовая головка на 10
  3. Трещоточная рукоятка с удлинителем

Порядок снятия дворников на «классике»

Ключом на 10 или головкой с воротком отворачиваем по одной гайке крепления каждого из дворников:

Затем снимаем рычаги вместе со стеклоочистителями, немного подергав за них, чтобы соскочили со шлицов:

Теперь берем ключ на 22 и им отворачиваем крепление трапеции сверху:

И вынимаем пластиковые накладки с шайбами, которые видны на картинке ниже:

Особенности снятия мотора стеклоочистителей и трапеции на ВАЗ 2106

Первым делом необходимо отключить штекер питания от моторчика дворников. Для этого отсоединяем его, с небольшим усилием потянув за концы в стороны:

Теперь нужно немного приподнять резинку уплотнителя капота с одного края, как это наглядно представлено на фотографии ниже:

И после этого вынимаем провод со штекером из прорези в кузове ВАЗ 2106:

Теперь можно откручивать крепление самого моторчика, немного приподняв защитный чехол:

После чего надавив на штыри со шлицами, чтобы они провалились внутрь. И пробуем вынимать мотор стеклоочистителей, поворачивая его из стороны в сторону, чтобы найти оптимальное положение для изъятия:

Все готово, при необходимости производим замену всего механизма вместе с трапецией. Опять же повторюсь, на очень немногих ВАЗ 2106 придется проделывать данную процедуру, так как вся конструкция довольно надежная.

В данном посте расскажем об ремонте и неисправностях в стеклоочистителе автомобиля ВАЗ 2101 . Перед тем как приступить вы можете ознакомится с предыдущей статьей: и найти много полезной информации по данной теме.

Исходя из конструкции стеклоочистителя Жигулей , в основном у них выходит из строя моторедукторы, другими словами выражаясь моторчик и его понижающий редуктор. При этом неисправный моторчик стеклоочистителя меняют на новый, это касается глобальной поломки.

Но если у вас не большие неисправности, износ шестерни моторедуктора, окисление контактов коллектора мотора, дефекты деталей рычажного механизма или нужно просто провести регулировку концевых выключателей, то такой вид ремонта вы в силах провести самостоятельно.

Основные элементы и механизмы стеклоочистителя в Жигулях, установлены под панелью рамы ветрового стекла и включают в себя:

— электрический мотор постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов с редуктором;

— трапецию стеклоочистителя (рычаги привода);

— щетки дворников с держателями (на лобовом стекле);

— реле, провода и переключатель (на рулевой колонке).

  1. открутите щетки дворников с держателями;
  2. отключите провода с мотора стеклоочистителя и клеммы с ;
  3. снимите уравнители, открутив перед этим гайки крепления штуцеров рычагов;
  4. демонтируйте стеклоочиститель в сборе, перед этим открутив гайки кронштейна мотора;
  5. возможно вам поможет верстак, что бы снят моторедуктор с кронштейна крепления, после чего проведите разборку рычажного привода;
  6. установка стеклоочистителя после ремонта проводится в обратном порядке.

После того как вы провели ремонт стеклоочистителя , нужно его подключить, чтобы он сделал несколько рабочих циклов. Щетки дворников должны быть установлены (в нижнем положении) – 50 мм от уплотнителя стекла. После проведения полной сборки проверяем что у нас получилось, если требуется то проводим регулировки.

Принципиальная электрическая схема включения стеклоочистителя и омывателя автомобиля

1 – электродвигатель омывателя; 2 – переключатель очистителя и ; 3 – реле очистителя ветрового стекла; 4 – мотор с редуктором очистителя; 5 – ; 6 – замок зажигания; 7 – генератор; 8 – .

1 – крышка редуктора; 2 – панель; 3 – большая шестерня редуктора; 4 – стальная шайба; 5 – текстолитовая шайба; 6 – сухарь; 7 – корпус; 8 – якорь моторчика; 9 – кривошип; 10 – стопорное кольцо; 11 – защитный колпачок; 12 – пружинная шайба; 13 – уплотнительное кольцо; 14 – регулировочная шайба; 15 – подпятник; 16 – крышка электродвигателя.

Этот редуктор называют червячным, из-за типа шестерни, которая одновременно служит и осью якоря электродвигателя стеклоочистителя.

Порядок разборки моторедуктора (мотора с редуктором) стеклоочистителя, схема выше:

Первым делом откручиваем крышку редуктора №1и снимаем панель №2;

Затем разбираем электродвигатель, винты крышки 16;

Аккуратно вынимаем якорь моторчика;

Вам придется открутить гайку кривошипа и снять стопорное кольцо, что бы снять главную шестерню, на оси которого установлен кривошип 9;

Проверяем состояние коллектора и щеток электродвигателя моторудектора стеклоочистителя, все чистим и желательно продуть сжатым воздухом;

Обратите свое внимание на свободный ход щеток двигателя редуктора;

Проведите техническое обслуживание коллектора, для этого зачистите его контакты мелкой наждачной бумагой, протрите и смажьте техническим вазелином. Не допускается к дальнейшей эксплуатации поврежденный (нагар, износ) коллектор;

Порядок сборки моторедуктора стеклоочистителя:

Я не буду перечислять все в обратной последовательности, что касается порядка сборки моторедуктора (моторчика) автомобиля ВАЗ 2101, только обратим внимание на некоторые моменты.

Когда вы устанавливаете якорь электродвигателя обратно, делайте это потихоньку не спеша, следите за щетками, что бы не сломать и не повредить их, это касается и полюсов мотора очистителя;

Для того что бы проверить как у вас все получилось после сборки, подключите моторедуктор к бортовой сети, но перед этим, постучите деревянным молотком по корпусу редуктора для центровки подшипников.

Ниже рассмотрим неисправности электродвигателя стеклоочистителя и дополнительных элементов, которые присутствуют в схеме Копейки 2101 и других аналогичных отечественных автомобилей и выясним как провести ремонт собственными силами.

Совет автомобилисту

Не лишним при проведении работ с электрооборудованием любого автомобиля будет использование так называемого тестера – электронно-измерительного прибора, который поможет вам прозвонить цепи и помереть сопротивление в обмотках например или напряжение на контактах и вообще он в хозяйстве не заменим.

Частые неисправности электродвигателя стеклоочистителя ВАЗ 2101 и способы их ремонта:

Электродвигатель (моторчик) стеклоочистителя не включается, биметаллический предохранитель не срабатывает и предохранитель № 2 в блоке предохранителей целый

Для начала нужно проверить целостность проводов и их контакты , если выявите повреждения, устраните их, не лишним будет зачистка контактов у всех соединениях.

Также проблему может создать выход из строя переключателя стеклоочистителя , что делать вы знаете, просто поменяйте его.

Мотор (электродвигатель) может не работать если в нем подгорели или сильно окислились контакты коллектора, залипли щетки . Для проведения ремонта этой неисправности, нужно все проверить, почистить или заменить.

Нужно обратить внимание и проверить целостность проводов идущих от колодки к щеткам электродвигателя стеклоочистителя.

Стоит так же проверить термобиметаллический предохранитель , если необходимо почистить контакты или вообще выбросить и поставить новый.

Тестером о котором я рассказывал вы можете прозвонить обмотку якоря электродвигателя (моторчика) , если не звонится, замените якорь новым или весь моторедуктор стеклоочистителя.

Не слышно работы моторчика стеклоочистителя, биметаллический предохранитель срабатывает или в блоке предохранителей постоянно перегорает предохранитель №2

Для начала проверим не мешает нашим рычагам что либо для нормальной работы и не согнуты ли они.

Если на дворе зима, то скорее всего щетки дворников могли примерзнуть к лобовому стеклу . Опытные водители решают эту проблему просто, например на ночь, они отгибают их от стекла.

И самая грустная причина, которую не получится быстро устранить, КЗ (короткое замыкание) якоря мотора . Ремонтируется двумя способами: — заменой редуктора в сборе с двигателем; — установкой нового якоря.

Не включается прерывистый режим стеклоочистителя

Если у вас такая проблема, то причиной могут быть переключатель стеклоочистителя на оси рулевого колеса или его реле . С первой неисправностью все понятно, а вот с реле придется повозится, в нем может быть как короткое замыкание, обрыв или появился зазор между контактами. Если вы своими руками не в силах провести его ремонт то просто замените его.

Стеклоочиститель не останавливается в прерывистом режиме

Скорее всего накрылось реле стеклоочистителя , его нужно заменить.

Возникли проблемы с концевым выключателем , кулачок шестерни редуктора не нажимает пружинную пластину, в этом случае ее нужно просто подогнуть.

Если такой вид ремонта не дал положительных результатов, то зачистите контакты концевого выключателя в моторедукторе или в реле прерывателя стеклоочистителя .

В прерывистом режиме работает редуктор стеклоочистителя, но дворники не позиционируются в начальной точке.

Эта проблема вызвана плохим контактом в концевом выключателе .

Мотор редуктора стеклоочистителя включается, а щетки дворников не двигаются:

Проверьте моторедуктор, скорее всего накрылась главная шестерня и нужно ее заменить.

Возможно открутилсякривошип на оси главной шестерни редуктора .

Ниже рассмотрим как разобрать, а потом собрать электрический мотор стеклоочистителя и его редуктор.

13.03.2014

Мотор-редуктор – обычный электромотор, способный работать в разных режимах. В случае с стеклоочистителем, он имеет 3 режима работы: Прерывистый, 1-я скорость, 2-я скорость. Так же, мотор редуктор имеет встроенный биметаллический предохранитель, который находится либо на его корпусе, либо внутри.

Демонтировать мотор-редуктор нужно для его замены, обслуживания: щётки, предохранитель; для снятия трапеции.

Признаки мертвого мотор-редуктора:

При обнаружении возможных причин, не спешите менять мотор-редуктор! Для начала ознакомьтесь с остальными возможными причинами неисправности, перейдя по ссылке.

Как снять мотор-редуктор стеклоочистителей?

Чтобы снять мотор-редуктор, нам нужно открутить только 4 крепления! Но есть два нюанса:

  • не удобное расположение;
  • нужно запомнить положение кривошипа.

Кривошип – кривая тяга от моторчика к тягам трапеции. Если же вы не правильно установите кривошип, то велика вероятность повредить зубья на новом моторе.

Итак:

  • Открываем капот, отключаем колодку проводов от блока предохранителей к мотор-редуктору.
  • Запоминаем (обозначаем маркером) положение кривошипа.
  • Откручиваем крепление кирошипа к мотору ключом на «13», снимаем его.
  • Ключом на «10» откручиваем три болта крепления мотор-редуктора к трапеции.
  • Вынимаем мотор-редуктор.

Если же мотор редуктор не вытаскивается, открутите крепления блока предохранителя и отодвиньте его.

Как установить мотор-редуктор?

Перед установкой мотор-редуктора, нужно убедиться, что вал мотора находится в исходном положении. Для этого без установки подключаем колодку проводов к новому мотору и времено включаем прерывистый режим работы дворников. После остановки мотора, вал окажется в исходном положении.

После этого отсоединяем колодку и устанавливаем мотор с учетом положение отметки кривошипа.