Создатель нивы петр прусов. Читать онлайн "Пётр Прусов"

2,288 Прочитали

6 января 2012 года исполнилось 70 лет со дня рождения Петра Михайловича Прусова, бывшего главного конструктора АВТОВАЗа, создателя легендарного автомобиля «Нива». «Нива» вошла в тройку лучших автомобилей мира в 1979 году.

С тех пор автомобильный рынок изменился кардинально, но до сих пор «Нива» не только не сошла с мировой сцены, но пользуется устойчивым спросом на внутреннем и внешнем рынке.

Конструкция «Нивы» была поистине революционной: никогда ещё в мире джип не строился на узлах легкового автомобиля. Такая схема, как у «Нивы», была предложена впервые. Это был первый самостоятельный и самый удачный проект ВАЗа. Её конструкция опередила мировые разработки в этом направлении: Япония догнала СССР в этом сегменте только к 1990 году; «Нива» была единственным советским автомобилем, который закупался Японией для реализации на собственном внутреннем рынке; до сих пор в Японии существуют и активно действуют фан-клубы любителей «Нивы».

«Нива» успешно продавалась более чем в 100 странах мира, её собирали из разобранных машинокомплектов в 6-ти странах: в Бразилии, Эквадоре, Чили, Панаме, Греции, Канаде. В Новой Зеландии в 80-е годы 40% регистрации всех внедорожников приходилось на «Ниву», а в Австрии она несколько лет занимала 90% внедорожного сегмента местного рынка. Во Франции же «Нива» длительное время была вообще культовым автомобилем.

В досье «Нивы» – гуманитарные акции мирового уровня: более 15 лет этот автомобиль работал в качестве основного транспортного средства на советской полярной антарктической станции имени Беллинсгаузена; десятки побед на международных ралли, в том числе Париж-Дакар; в 1998 году «Нива» покорила Северный полюс Земли и своим ходом достигла площадки на горной цепи Эверест (Республика Непал) на высоте 5200 м.; в 1999 году «Нива» с группой альпинистов преодолела восхождение на Тибет на высоту 5726 м, которую на колесной технике не преодолевал до этого ещё никто в мире.

В 2002 году совместное предприятие «GM-АВТОВАЗ» начало производство автомобиля «Шевроле-Нива», проект ВАЗ-2123, созданный в процессе глубокой и коренной модернизации конструкции «Нивы». Впервые в мировой истории зарубежный автомобильный концерн, пришедший на развивающийся рынок, взял для производства местный автомобиль, купив на него лицензию: такого в мировой практике ещё не было.

5 апреля 2012 года исполняется 35 лет со дня начала серийной сборки «Нивы», общий объём реализации которой потребителям всех рынков давно превысил 2 млн. штук.

Как зам. главного конструктора (1983-1998) и главный конструктор АВТОВАЗа (1998-2003) П.М. Прусов сумел воплотить в жизнь и другие незаурядные проекты, оставившие свой след в истории отечественного и мирового автомобилестроения. Недаром в его честь (единственного советского и российского автоконструктора) на Аллее технической славы в г. Флинт (США) в 2010 году установлена именная Звезда.

Как технический руководитель, П.М. Прусов создавал производство автомобилей LADA на автосборочных предприятиях в Казахстане и Украине. С 2007 года по выбору стороны сотрудничества Пётр Михайлович является руководителем рабочей группы по проектам производства автомобилей LADA и автокомпонентов в Чеченской Республике.

П.М.Прусов был инициатором создания и первым председателем Совета главных конструкторов автомобильных заводов России и Российской Ассоциации автомобильных инженеров, что подтверждает небывалую высоту его авторитета конструктора и организатора производства в сообществе российских инженеров.

Петр Прусов начал свою трудовую деятельность на АВТОВАЗе в 1970 году. Венцом карьеры стала должность главного конструктора автозавода – с 1998 по 2003 годы.

Во всех серийных моделях АВТОВАЗа, как снятых с производства, так и выпускаемых поныне, можно найти частичку "прусовского" участия. Полноприводный автомобиль, ведущим конструктором которого стал Петр Михайлович, совершил революцию в мировом автопроме, открыв популярнейший класс кроссоверов – комфортабельных вездеходов. "Нива", или как ее сегодня называют, LADA 4х4, работала на всех 6 континентах Земли и стала единственным российским автомобилем, который официально поставлялся в Японию.

Принимал Петр Прусов непосредственное участие и в разработке семейства автомобилей классической компоновки, переднеприводного семейства LADA Samara, автомобилей особо малого класса "Ока", семейств LADA 110, LADA Kalina. Вездеход ВАЗ-2123, ставший впоследствии Chevrolet NIVA, также создан при участии Петра Прусова. А сегодня на АВТОВАЗе стартовала разработка внедорожника третьего поколения – и опыт Петра Прусова уже был применен в этой работе.

Петр Прусов участвовал и в создании мелкосерийной техники, концептуальных проектов. Он разработал компоновку плавающего автомобиля специального назначения ВАЗ-2122, иициировал выпуск длиннобазовых вездеходов, пикапов и минивэнов на базе LADA 4х4. При участии Петра Прусова был создан ряд концептуальных моделей («Рапан», «Рикша», «Родстер», «Ока-2», проект 2151).

Коллеги Петра Михайловича отмечают его незаурядный организаторский талант, умение находить оригинальное решение в сложных ситуациях. Неслучайно руководство завода поручало ему наиболее сложные задачи, опыта решения которых еще не было. К примеру, Петр Прусов организовал в 70-80-е годы сильнейшую в СССР команду по международной сертификации автомобильной продукции. Это позволило экспортировать автомобили «Лада» в значительных объемах по всему миру…

П.М. Прусов награжден орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть» и «Золотой медалью Петра Великого», медалями ВДНХ. Его имя занесено в Книгу Почета АВТОВАЗа. Доктор наук, «Заслуженный конструктор РФ». Признанием заслуг Петра Прусова среди технической и научной общественности явилось избрание его президентом «Ассоциации автомобильных инженеров России» в 2003-2008 годах и вице-президентом ААИ в остальные годы существования этой организации.

В 1999 году «Нива» с группой альпинистов преодолела восхождение на Тибет на высоту 5726 м, которую на колесной технике не преодолевал до этого ещё никто в мире. Документальный фильм об этой экспедиции Нивы на Тибет.

Другие новости из рубрики "Общество"

Департамент информационного и цифрового развития министерства культуры РФ опубликовал на сайте ведомства результаты конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на предоставление иных межбюджетных трансфертов на создание виртуальных концертных залов в 2020 году в рамках национального проекта «Культура».

21 сентября стартует регата среди крейсерских яхт на Кубок Самарского яхт-клуба «Волга» «Золотая осень». Маршрут гонки – «Самара – с. Винновка».

Благодаря усилиям активистов регионального отделения ОНФ в Самаре на улице Аэродромной, собственник территории демонтировал конструкции, предназначенные для организации торговых павильонов.

Советский и российский инженер, автомобильный конструктор, главный конструктор АвтоВАЗа (1998-2003), доктор технических наук.

Родился 6 января 1942 года в селе Зубки Лиозненского района Витебской области Белорусской ССР; был пятым и последним ребёнком в семье . Отец - Михаил Владимирович Прусов, бригадир колхоза, участник боевых действий трёх войн, кавалер ордена Красной Звезды. Мать - Ольга Емельяновна Прусова (урождённая Лакисова), рабочая колхоза, удостоена ордена «Знак Почёта» и двух бронзовых медалей ВДНХ СССР.

Образование

В 1958-1962 годах учился в Городокском техникуме механизации сельского хозяйства (Лиозненский район Витебской области). Одновременно поступил в 1961 году в Горыгорецкую сельскохозяйственную академию, которую вынужден был оставить после 1-го курса.

Короткое время работал инженером по механизации в колхозе имени Калинина Колышанского сельсовета Лиозненского района. Осенью 1962 года его призвали на службу в армию, и в 1963 году он оказался в составе ограниченного контингента советских специалистов в Алжире - на разминировании алжиро-марокканской и алжиро-тунисской границ. Здесь Прусов получил тяжёлое ранение .

В 1965-1970 годах учился в Запорожском машиностроительном институте имени В. Я. Чубаря по специальности «Автомобили и тракторы». С 1967 года подрабатывал на заводе «Коммунар».

АвтоВАЗ

Окончив институт с отличием, выбрал при распределении Волжский автомобильный завод; в 1970-1975 годах - инженер-конструктор отдела проектирования шасси управления главного конструктора завода.

В апреле 1972 года Прусов был назначен ведущим конструктором проекта ВАЗ-2121 .

В 1975-1978 годах П. М. Прусов - начальник конструкторского бюро перспективного проектирования автомобилей управления главного конструктора Волжского автомобильного завода. В 1977 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата технических наук по теме «Особенности трансмиссии полноприводных автомобилей».

В 1978-1983 годах он начальник отдела общей компоновки управления главного конструктора Волжского автомобильного завода; в 1983-1988 годах - заместитель начальника управления главного конструктора - заместитель главного конструктора Волжского автомобильного завода.

В 1986 году защитил диссертацию на соискание степени доктора технических наук по теме «Типаж легковых автомобилей СССР».

В 1988-1998 годах - начальник управления проектирования автомобилей конструкторско-экспериментального комплекса научно-технического центра - заместитель главного конструктора Производственного объединения «АвтоВАЗ».

В 1998-2003 годах - главный конструктор генерального департамента развития ОАО «АвтоВАЗ».

В 2003 году вышел на пенсию.

С 2007 года - ведущий инженер-конструктор отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля дирекции по инжинирингу ОАО «АвтоВАЗ».

Награды и звания

  • Награждён орденом Знак Почёта (1976), медалями «За освоение целинных земель» (1959), «За трудовую доблесть» (1986) и «За заслуги перед Чеченской республикой» (2012), а также золотой (1984) и серебряными медалями ВДНХ СССР (1977, 1988, 1991).
  • «Заслуженный машиностроитель РФ» (1984), «Заслуженный конструктор РФ» (1995).
  • Почётный гражданин Тольятти (2012).
  • Почётный гражданин Самарской области (2016).

Российский автомобильный конструктор, создатель легендарной ВАЗ-2121 «Нива» Петр Михайлович Прусов , сообщается на официальном сайте АвтоВАЗа. Церемония прощания пройдет 21 марта с 11.00 в Спасо-Преображенском Соборе Тольятти. Похороны состоятся на Тольяттинском городском кладбище.

Петр Прусов. Фото: Commons.wikimedia.org / Евгений Халилов

«Петр Михайлович был великим человеком, создателем первого в мире внедорожника с несущим кузовом — легендарной ВАЗ-2121 “Нива”, которая сегодня носит имя LADA 4×4 и остается крайне популярной в России и за рубежом. Вдвойне печально, что он ушел в год празднования 40-летнего юбилея своего автомобиля, буквально несколько дней не дожив до памятной даты — 5 апреля. Весь коллектив АвтоВАЗа глубоко скорбит об этой потере. Завод берет на себя расходы, связанные с погребальной церемонией», — заявил президент ПАО «Автоваз» Николя Мор .

14 лет назад Петр Прусов вышел на заслуженную пенсию, а в этом году его вновь пригласили вернуться на родной завод в качестве советника и организовать торжества по случаю сорокалетия автомобиля «Нива».

АиФ.ru приводит биографию Петра Прусова.

Досье

Петр Михайлович Прусов родился в деревне Зубки Лиозненского района Витебской области 6 января 1942 года.

В 1958-1962 годах учился в Городокском техникуме механизации сельского хозяйства (Лиозненский район Витебской области). Одновременно поступил в 1961 году в Горыгорецкую сельскохозяйственную академию, которую вынужден был оставить после 1-го курса.

Короткое время работал инженером по механизации в колхозе имени Калинина Колышанского сельсовета Лиозненского района. Осенью 1962 года его призвали на службу в армию, и в 1963 году оказался в составе ограниченного контингента советских специалистов в Алжире — на разминировании алжиро-марокканской и алжиро-тунисской границ. Здесь Прусов получил тяжёлое ранение.

В 1965-1970 годах учился в Запорожском машиностроительном институте имени В.Я. Чубаря по специальности «Автомобили и тракторы». С 1967 года подрабатывал на заводе «Коммунар».

После окончания Запорожского машиностроительного института в 1970 году пришёл на Волжский автомобильный завод в Тольятти, где начал свою трудовую деятельность инженером — конструктором, а уже в 1972 году был назначен ведущим конструктором проекта ВАЗ-2121 «Нива».

1975 — 1978 гг. — начальник конструкторского бюро перспективного проектирования автомобилей управления главного конструктора Волжского автомобильного завода.

1978 — 1983 гг. — начальник отдела общей компоновки управления главного конструктора Волжского автомобильного завода.

1983 — 1988 гг. — заместитель начальника управления главного конструктора — заместитель главного конструктора Волжского автомобильного завода.

1988 — 1998 гг. — начальник управления проектирования автомобилей конструкторско-экспериментального комплекса научно-технического центра — заместитель главного конструктора ПО «АвтоВАЗа»;

1998 — 2003 гг. — главный конструктор АО «АвтоВАЗа» генерального департамента развития.

1998 г. — председатель Совета главных конструкторов автомобильных заводов России.

2000 г. — технический руководитель проекта по выпуску автомобилей ВАЗ-2110 из машинокомплектов ОАО «Автоваз» в г. Черкассы (Украина);

2002 г. — технический руководитель проекта по выпуску внедорожников «Нива» ВАЗ-21213 в г. Усть-Каменогорске (Казахстан);

Пётр Прусов принимал участие в разработке многих других моделей АвтоВАЗа, а с 1998 до 2003 года он был главным конструктором предприятия. В качестве заместителя главного конструктора по проектированию, а затем и главного конструктора принимал участие в проектировании ВАЗ-1111«Ока», семейства автомобилей ВАЗ-2110 и Samara 2, ВАЗ-2123, семейства автомобилей Kalina, а также ряда концептуальных моделей. Всего за время производства завод выпустил более 2,5 миллиона внедорожников ВАЗ-2121 «Нива» и LADA 4×4, более полумиллиона из которых были поставлены на экспорт.

В марте 2003 года в связи с уходом на пенсию освобожден от должности главного конструктора, однако продолжил активную работу на предприятии.

В 2007-2014 являлся ведущим инженером-конструктором отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля ПАО «АвтоВАЗ».

В 2007-2011 гг. — руководитель рабочей группы по проектам производства автомобилей LADA в Чеченской Республике. С февраля 2017 года Петр Прусов работал советником вице-президента по персоналу и социальной политике ПАО «АвтоВАЗ».

Семейное положение

В интервью СМИ Прусов рассказал, что легендарный автомобиль «Нива» был назван в честь его детей — Натальи и Ирины , и детей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьёва : Вадима и Андрея .

Награды и звания

1959г. — медаль «За освоение целинных земель»

1975 г. — знак «Победитель социалистического соревнования 1975 года»

1976 г. — орден «Знак Почета»

1977 г. — занесен в Книгу почета Волжского автомобильного завода;

1977 г. — серебряная медаль ВДНХ СССР за разработку компоновки основной конструктивной схемы, технического задания и технического проекта полноприводного автомобиля ВАЗ-2121

1978 г. — знак «Победитель социалистического соревнования 1978 года»

1979 г. — знак «Победитель социалистического соревнования 1979 года»

1980 г. — знак «Ударник десятой пятилетки»

1984 г. — золотая медаль ВДНХ СССР за разработку конструкции, создание материально-технической базы и доводку модели автомобиля ВАЗ-2108

1984 г. — почетное звание «Заслуженный машиностроитель РФ»

1986 г. — медаль «За трудовую доблесть»

1988 г. — серебряная медаль ВДНХ СССР за разработку концепции автомобиля ВАЗ-21099

1989 г. — Почетная грамота Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и ЦК профсоюза рабочих

1991 г. — серебряная медаль ВДНХ СССР

1995 г. — Благодарственное письмо мэрии г.Тольятти

1995 г. — почетное звание «Заслуженный конструктор РФ»

2007 г. — золотая медаль Петра Великого «За трудовую доблесть»;

2008 г. — Почетная награда Американского Биографического Института за выдающиеся достижения в автомобильной индустрии. Установка именной Звезды на Аллее технической славы в г. Флинт (2010 г);

2010 г. — официально зарегистрированная регалия (крест) Hubners Who is Who одноименного Международного Швейцарского энциклопедического издательства. Биография Прусова П.М. опубликована в 5-м издании энциклопедии в «Who is Who в России».

2012 г. — медаль «За заслуги перед Чеченской Республикой».

Прусов Петр Михайлович, ведущий инженер-конструктор отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля дирекции по инжинирингу ОАО «АВТОВАЗ».

Трудовая деятельность:

1958 - 1962 гг. - учеба в Городокском техникуме механизации сельского хозяйства Лиозненского района Витебской области;

1959 - 1960 гг. - участие в освоении целинных земель Казахской ССР;

1962 г. - инженер по механизации в колхозе имени Калинина Колышанского сельсовета Лиозненского района Витебской области;

1962 - 1965 гг. - служба в Советской Армии (Белорусский военный округ) и в составе ограниченного контингента советских специалистов в Алжире, ранен;

1965 - 1970 гг. - учеба в Запорожском машиностроительном институте имени В.Я.Чубаря по специальности «Автомобили и тракторы»;

1967-1970 гг. - инженер-конструктор ОГК завода «Коммунар» в Запорожье.

1970 - 1975 гг. - инженер-конструктор отдела проектирования шасси управления главного конструктора Волжского автомобильного завода;

1972 г. - ведущий конструктор проекта ВАЗ-2121.

1975 - 1978 гг. - начальник конструкторского бюро перспективного проектирования автомобилей управления главного конструктора Волжского автомобильного завода;

1977 г. - защита диссертации на соискание степени кандидата технических наук по теме «Особенности трансмиссии полноприводных автомобилей»;

1978 - 1983 гг. - начальник отдела общей компоновки управления главного конструктора Волжского автомобильного завода;

1983 - 1988 гг. - заместитель начальника управления главного конструктора - заместитель главного конструктора Волжского автомобильного завода;

1986 г. - защита диссертации на соискание степени доктора технических наук по теме «Типаж легковых автомобилей СССР»;

1988 - 1998 гг. - начальник управления проектирования автомобилей конструкторско-экспериментального комплекса научно-технического центра - заместитель главного конструктора ПО «АвтоВАЗ»;

1998 - 2003 гг. - главный конструктор АО «АВТОВАЗ» генерального департамента развития;

1998 г. - председатель Совета главных конструкторов автомобильных заводов России;

2000 г. - технический руководитель проекта по выпуску автомобилей ВАЗ-2110 из машинокомплектов ОАО «АВТОВАЗ» в г. Черкассы (Украина);

2002 г. - технический руководитель проекта по выпуску внедорожников «Нива» ВАЗ-21213 в г. Усть-Каменогорске (Казахстан);

2003 г. - уволен в связи с уходом на пенсию по возрасту;

2007 г. - по настоящее время - ведущий инженер-конструктор отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля дирекции по инжинирингу ОАО «АВТОВАЗ».


Награды

1959г. - медаль «За освоение целинных земель»;

1975 г. - знак «Победитель социалистического соревнования 1975 года»;

1976 г. - орден «Знак Почета»;

1977 г. - занесен в Книгу почета Волжского автомобильного завода;

1977 г. - серебряная медаль ВДНХ СССР за разработку компоновки основной конструктивной схемы, технического задания и технического проекта полноприводного автомобиля ВАЗ-2121;

1978 г. - знак «Победитель социалистического соревнования 1978 года»;

1979 г. - знак «Победитель социалистического соревнования 1979 года»;

1980 г. - знак «Ударник десятой пятилетки»;

1984 г. - золотая медаль ВДНХ СССР за разработку конструкции, создание материально-технической базы и доводку модели автомобиля ВАЗ-2108;

1984 г. - почетное звание «Заслуженный машиностроитель РФ»;

1986 г. - медаль «За трудовую доблесть»;

1988 г. - серебряная медаль ВДНХ СССР за разработку концепции автомобиля ВАЗ-21099;

1989 г. - Почетная грамота Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и ЦК профсоюза рабочих;

1991 г. - серебряная медаль ВДНХ СССР;

1995 г. - Благодарственное письмо мэрии г.Тольятти;

1995 г. - почетное звание «Заслуженный конструктор РФ»;

2001 г. - Почетная грамота Губернатора Самарской области;

2003 г. - Почетная грамота мэра г.о. Тольятти Н.Д.Уткина;

2007 г. - золотая медаль Петра Великого «За трудовую доблесть»;

2008 г. - Почетная награда Американского Биографического Института за выдающиеся достижения в автомобильной индустрии. Установка именной Звезды на Аллее технической славы в г.Флинт (2010 г);

2010 г. - официально зарегистрированная регалия (крест) Hubners Who is Who одноименного Международного Швейцарского энциклопедического издательства. Биография Прусова П.М. опубликована в 5-м издании энциклопедии в «Who is Who в России».

2012 г. - медаль «За заслуги перед Чеченской Республикой»;

2012 г. - Почетная грамота Губернатора Самарской области.

Прусов Петр Михавлович родился 6 января 1942 года в селе Зубки Лиозненского района Витебской области Белорусской ССР. Отец - Михаил Владимирович Прусов (1905г.р) - бригадир колхоза, участник боевых действий 3-х войн, кавалер ордена Красной звезды. Мать - Прусова Ольга Емельяновна (1907г.р.) - рабочая колхоза, удостоен ордена «Знак Почета» и двух бронзовых медалей ВДНХ СССР.

Создатель легендарного автомобиля «Нива», вошедшего в тройку лучших автомобилей мира в 1979 году.

Конструкция «Нивы» была поистине революционной: никогда ещё в мире джип не строился на узлах легкового автомобиля. Её конструкция опередила мировые разработки в этом направлении. Япония догнала СССР в этом сегменте только в 1990 году, и это был единственный советский автомобиль, который закупался этой страной для реализации на внутреннем рынке, в Японии до сих пор существуют и активно действуют фан-клубы «Нивы». «Нива» успешно продавалась более чем в 100 странах мира. В Новой Зеландии в 80-е годы 40% из всех внедорожников приходилось на «Ниву», а в Австрии - 90%. Во Франции вообще «Нива» длительное время была культовым автомобилем. В досье «Нивы» - гуманитарные акции мирового уровня: более 15 лет эти автомобили работали на советской антарктической станции имени Беллинсгаузена, в 1998 г. «Нива» покорила Северный полюс Земли и своим ходом достигла площадки на горной цепи Эверест на высоте 5200 м, а в 1999 году с группой альпинистов преодолела восхождение на Тибет на высоту 5726 м, которую на колесной технике не преодолевал до этого еще никто в мире. «Нивой» одержаны десятки побед на международных ралли, в том числе «Париж-Дакар».

5 апреля 2012 года исполнилось 35 лет со дня начала серийной сборки «Нивы», общий объём реализации которой потребителям всех рынков давно превысил 2 млн. штук.

Как заместитель главного конструктора (1983-1998) и главный конструктор АВТОВАЗа (1998-2003) П.М.Прусов сумел воплотить в жизнь и другие незаурядные проекты, оставившие свой след в истории отечественного и мирового автомобилестроения. Недаром в его честь (единственного советского и российского автоконструктора) на Аллее технической славы в г. Флинт (США) в 2010 году установлена именная Звезда.

Прусов занесен в книгу «Who is who в России», по данным этого издания он удостоен 16 Золотых, 2 серебряных и 1 бронзовой медали ВДНХ СССР.

П.М.Прусов был инициатором создания в 1998 году и первым председателем Совета главных конструкторов автомобильных заводов России, что подтверждает небывалую высоту его авторитета конструктора и организатора производства в сообществе российских инженеров.

С 2007 года Прусов П.М. занимается решением задач по расширению рынков сбыта продукции ОАО «АВТОВАЗ». При его непосредственном участии организовано производство автомобилей ЛАДА-4х4 в республике Казахстан в ООО «Азия-Авто», что позволило ОАО «АВТОВАЗ» увеличить программу сборки автокомплектов на 5000 штук. В настоящее время Петр Михайлович ведет работу по организации производства на новом сборочном автомобильном заводе в республике Казахстан.

С 2009 года Прусов П.М. руководил рабочей группой по проектам производства автомобилей LADA и автокомпонентов в г. Аргун Чеченской республики. Данная задача успешно выполнена, и в 2012 году ОАО «АВТОВАЗ» увеличивает производство автокомплектов еще на 2000 штук. За вклад в развитие машиностроительного производства Чечни в январе 2012 года глава Чеченской Республики Р.А.Кадыров наградил Прусова П.М. медалью «За заслуги перед Чеченской Республикой».

Благодаря большому жизненному опыту и глубоким профессиональным знаниям Прусов П.М. по праву приглашается правительством и профильными организациями в комиссии при формировании и обсуждении новых нормативно-правовых актов Российской Федерации в области технического регулирования выпуска и обращения транспортных средств. При активном участии Прусова П.М. разработаны и доведены до практической реализации технический регламент РФ "О безопасности колесных транспортных средств", специальный технический регламент РФ "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных веществ", технический регламент Таможенного Союза "О безопасности колесных транспортных средств".

Число полученных Прусовым П.М. патентов и авторских свидетельств на изобретения и полезные модели только с 2000 года составило 20 штук, из которых 4 - на изобретения, экономический эффект от внедрения (без учета соавторов) - около 40 миллионов рублей. За огромный вклад в развитие машиностроения от имени Российской общественной комиссии в 2007 году Прусов П.М. награжден золотой медалью Петра Великого «За трудовую доблесть».

Прусов П.М. активно участвует в общественной деятельности. Является членом исполнительного комитета международной автомобильной организации FISITA. Признанием заслуг Петра Прусова среди технической и научной общественности явилось избрание его президентом «Ассоциации автомобильных инженеров России», в настоящее время он занимает должность вице-президента данной организации. Прусов П.М. много и плодотворно работает с молодыми инженерными кадрами, неоднократно возглавлял Государственную аттестационную комиссию в Тольяттинском государственном университете.

В 2004 году по инициативе Петра Михайловича создана некоммерческая организация «Благотворительный фонд «Форте», занимающаяся разработкой и внедрением социальных программ образования в г.Тольятти. Он является учредителем и председателем правления фонда.

Имя Петра Михайловича Прусова вписано золотыми буквами в историю мирового автопрома. Такие люди-легенды, выдающиеся деятели мирового масштаба, как Петр Михайлович, умножающие славу России, подают пример истинного патриотизма и гордости за родное Отечество. Жизнь и судьба этого человека являются наглядным примером честного и добросовестного труда на благо России. Именно на таких людей должно равняться молодое поколение. Это великая честь для Тольятти, что легендарный конструктор автомобилей проживает в нашем городе, укрепляя веру в возможность дальнейшего развития его промышленных предприятий. Благодаря труду таких людей, как Петр Михайлович Прусов, наш город по праву носит звание автомобильной столицы России.

Учитывая вклад в развитие промышленности Тольятти, в создание мощного инженерного потенциала города, в укреплении интереса мирового сообщества к техническим разработкам, проводимым в Тольятти, в способствовании популяризации инженерных специальностей у молодежи города Петру Михайловичу Прусову присвоено звание «Почетный гражданин городского округа Тольятти» (Решение Думы городского округа Тольятти №895 от 16.05.2012 года).