Сравнительный тест летних шин 195 65 r15.

Кризис ударил не только по автомобильному, но и по шинному рынку. Объемы продаж падают, водители все чаще отказываются от дорогих шин премиум-брендов в пользу «второй линии», особенно если речь идет о посадочных диаметрах 14, 15 или 16 дюймов. Вот мы и сравнили относительно доступные летние покрышки размерности 185/65 R15, да и автомобиль выбрали не из дорогих - Hyundai Solaris.

Шины для этого теста мы собирали ранней осенью 2015-го - и не были уверены, что через полгода все модели останутся на нашем рынке. Однако рубль хоть и обвалился, но, судя по всему, не настолько, чтобы вывести из игры поставщиков импортных покрышек. Что до шин, произведенных в России, то заметно увеличился их экспорт, а в поставках на внутренний рынок возросла доля брендов «второй линии». Не Nokian, а Nordman, не Continental, а Matador, не Pirelli, а Formula.Вот и у нас «втораялиния» представленамоделями Nokian Nordman SX, Tigar Sigura, Formula Energy и Matador MP 44 Elite 3.К этой же подгруппе отнесем и разработанные в России шины Cordiant Road Runner, а еще - китайские Headway и GT Radial Champiro Eco. Любопытно, что китайцы обещают выдающиеся , комфорт и безопасность, а шины GTRadial даже козыряют наклейками, убеждающими, что покрышки испытаны в соответствии с принятой в странах Евросоюза классификацией по сопротивлению качению и сцепным свойствам на мокром асфальте, причем их класс выше, чем у шин Matador.Ой ли?

Измерительный комплекс Racelogic позволяет с высокой точностью определять пройденный путь и его производные по времени - скорость и ускорение.

Но мы не ограничились «второй линией»! Средиконкурсантов - покрышки Bridgestone Ecopia EP150, Hankook Kinergy Eco К425, Nokian Hakka Green 2 и Goodyear EfficientGrip Performance.Выбор именно этих моделей был продиктован еще и тем, что цены на них немногим выше, чем на шины «второй линии».

На этот раз испытания мы проводили на летнем полигоне компании Nokian Tyres близ финского городка - какое совпадение! - Нокиа.

Полигон этот небольшой. Здесь, например, нет кольцевой трассы для оценки «высокоскоростной» управляемости - и если бы мы испытывали шины класса UltraHighPerformance (UHP), то, пожалуй, подыскали бы другое местечко. Но для оценки потребительских свойств, связанных с безопасностью и комфортом, здесь есть все необходимое.

Начинаем с главного - и выводим все покрышки на «чистую воду», то есть на мокрое покрытие.


При смене колес чувствуется разница в массе шин: самые легкие Nokian и Goodyear (весят по семь кг), самые тяжелые - китайские покрышки и отечественные шины Cordiant (8,1 кг).

Торможение со скорости 80 км/ч. Шесть-восемь измерений с каждым комплектом шин - и первый сюрприз. Последнюю строчку протокола занимают покрышки Bridgestone Ecopia EP150, которые мы формально относили к «первой линии». Китайские шины - и те лучше! В лидерах - Matador, Hankook и Nokian, позволившие автомобилю остановиться менее чем через 30 метров.

Теперь задача обратная: не тормозить, а разгоняться. Под колесами полуторасантиметровый слой воды. Автомобиль въезжает в специальную ванну на скорости 75 км/ч, третья передача, газ в пол, Solaris набирает примерно 80 км/ч - и передние ведущие колеса теряют контакт с дорогой: аквапланирование! С этим опасным явлением чаще всего сталкиваешься, проезжая глубокие лужи или попадая в прокатанную в асфальте колею. Однако на одних шинах аквапланирование наступает на более высокой скорости (Cordiant, Hankook, Nokian и китайские Headway), а на других заметно раньше: шины Bridgestone или Formula позволяют разогнаться лишь до 73 км/ч, а дальше «заплыв вольным стилем», то есть неуправляемое движение до тех пор, пока не упадет скорость или лужа не станет мельче.

Для оценки сопротивления аквапланированию используется ванна, залитая полуторасантиметровым слоем воды. После каждого проезда - обязательная пауза, чтобы система водоснабжения успела «вернуть» десятки литров выплеснувшейся воды

Нелишне напомнить, как поступать в такой ситуации. Главное: не паниковать и не пытаться совершать резкие маневры - даже если автомобиль несет на препятствие! Сильно вывернутые передние колеса, обретя сцепление с дорогой, швырнут машину в сторону с такой силой, что ойкнуть не успеете, как окажетесь в кювете или на встречке. Лучше всего тормозить - и готовиться к маневрам в случае необходимости. Ведь задние колеса идут по более «сухой» колее, так что автомобиль в любом случае будет снижать скорость. Но лучше, конечно, не попадать в такие ситуации - и заранее осаживать перед лужами (еще и потому, что под водой может обнаружиться глубокая яма). А на скоростных трассах стоит держаться вне колеи. И попутно не портить карму, обдавая как из брандспойта соседей по потоку.


В странах ЕС теперь все шины продаются с такими наклейками: буквенная маркировка дает представление о сопротивлении качению шин и тормозных свойствах на мокром асфальте, а также об уровне шума. Но вот незадача: классы (от высшего А до низшего G) декларируют сами производители, и на поверку маркировка не всегда соответствует действительности.

Теперь управляемость. Конечно, нынче многие проблемы решает сис­тема стабилизации, но и она работает в рамках законов физики. А это значит, что сила трения в пятне контакта покрышки с дорогой зависит от вертикальной нагрузки и коэффициента трения. Вот над повышением этого коэффициента и бьются разработчики шин. Cудя по результатам заездов по компактной трассе управляемости, здесь неплохо преуспели специалисты компаний Nokian и Hankook. Будь система стабилизации активирована, то Hankook и Nokian заслужили бы одинаково высоких оценок, но с отключенной системой (Solaris позволяет это сделать) можно выявить тонкие нюансы. Например, что скольжения на шинах Nokian более растянутые, а реакции автомобиля не столь точны. Так что субъективная оценка за надежность управления на балл ниже.

А предельной осторожности на мок­ром асфальте требуют покрышки Headway и Bridgestone: чуть переборщил со скоростью - и автомобиль отправляется в затяжное скольжение. Быть начеку заставляют и шины Cordiant: уж очень резкие срывы в занос.


Искусственные неровности в виде колодезных люков и уступов асфальта помогают оценивать плавность хода.

Оценили мы управляемость и тормозные свойства и на сухом асфальте, но здесь разница меньше, да и с точки зрения безопасности она не столь критична. Превышение пределов сцепных свойств шин на сухих дорогах общего пользования - это либо осознанное хулиганство, либо коварное стечение обстоятельств. Как бы то ни было, на сухом асфальте лидеры и аутсайдеры примерно те же, что и на мокром. К числу первых можно отнести покрышки Goodyear и Hankook, а замыкают протокол испытаний китайские шины и Bridgestone.

Комфорт мы оцениваем субъективно, и это не от лени: за долгие годы испытаний мы не раз убеждались в крайне низкой, а то и отсутствующей, корреляции экспертных оценок и показаний виброметров или шумомеров. Впрочем, на этот раз говорить о сущест­венных различиях во влиянии шин на комфорт не приходится, хотя мы и ездили по асфальту разной шероховатости, и тряслись на тарированных неровностях. Из общей массы в худшую сторону незначительно выделяются лишь шины Bridgestone, Formula и Matador. Невелик и разброс в плавности хода, но хуже других Bridgestone, Headway и Tiger, а лучше - Goodyear. И это нас не удивило: высокий уровень комфорта - фирменная примета покрышек Goodyear, и это подтверждают почти все наши сравнительные тесты.


Наиболее точный потребительский способ «химанализа» резины - измерение тормозного пути на мокром асфальте. При торможении с 80 км/ч разброс результатов превышает шесть метров!

И, наконец, приглашение на казнь. Закрепляем на асфальте гранитный брусок высотой 68 мм - и под углом 45° наезжаем на него правыми колесами. Начинаем со скорости 40 км/ч - и наращиваем ее, пока не пробьем боковину. На этот раз - из-за более высокого профиля - предел оказался в среднем куда выше, чем при испытаниях 17-дюймовых шин с 45-процентным профилем (АР №5, 2015), а четыре покрышки мы не смогли пробить даже на 90 км/ч! Это Bridgestone, Hankook, Matador и Nokian. А вот Goodyear и Tiger сдались уже на скоростях 60 и 70 км/ч соответственно. Слишком уж они нежные, особенно для тех, кто ездит не только по столичным да по платным дорогам. Кстати, шина Nokian Hakka Green 2 тоже испустила дух на 60 км/ч, но к моменту наших тестов уже было принято решение производить покрышки этой модели с усиленным каркасом - такая шина «доехала» до 90 км/ч.

Автомобиль с отключенной системой стабилизации позволяет лучше оценить влияние шин на управляемость. К слову, сам себя не похвалишь... Это ведь с нашей подачи на полигоне Nokian Tyres три года назад начали проводить «ударные» испытания.

Но в итоге даже с учетом повышенной прочности на удар новые шины Nokian Hakka Green 2 занимают почетное второе место. А на первом, пусть и с минимальным отрывом, корейские покрышки Hankook Kinergy Eco K425. Прочные, цепкие - и даже интересные с точки зрения управляемости.

Ударный тест: под конец испытаний даже гранитный брусок не выстоял, а вот среди шин-участников четыре образца выдержали наезд на это препятствие на скорости более 90 км/ч!

В аутсайдерах - китайские шины, что неудивительно, а вот провал Bridgestone Ecopia EP150 обескуражил. Однако есть у них и бесспорное достоинство: они великолепно «держат удар». Любопытно, что в сравнительных испытаниях, которые проводят наши европейские коллеги, покрышки Bridgestone Ecopia EP150 выглядят неплохо. Но это лишь наводит на мысль, что шины Bridgestone для западных рынков выпекают из более качественного «теста», чем для России.

Более ста торможений «в пол» со скорости 105 км/ч - серьезное испытание не только для шин, но и для тормозов Соляриса. Выдержали!

Hankook Kinergy Eco K425

Общая оценка: 9,6


«Eco» в названии модели предполагает низкое сопротивление качению, хотя у нас не сложилось впечатления, что это соответствует действительности. Впрочем, и по европейской классификации у шин Hankook Kinergy Eco лишь четвертый класс экономичности (E). А вот сцепные свойства на мокром асфальте - согласно той же маркировке - относятся к высшему классу А, и поводов усомниться в этом у нас не возникло. На мокрой дороге - прекрасное сцепление и при торможении, и в поворотах.

На сухом асфальте на счету шин Hankook минимальный тормозной путь и надежность в экстремальных ситуациях. А по плавности хода на небольших неровностях они уступают лишь покрышкам Goodyear.

Удар эти шины тоже держат достойно: даже на скорости 90 км/ч мы не смогли пробить их о тарированный бордюр.

В итоге смело рекомендуем покрышки Hankook Kinergy Eco для использования на любых дорогах, в том числе и разбитых.

Плюсы:

  1. Высокая ударная прочность

Минусы:

  1. Средний уровень сопротивления качению


Nokian Hakka Green 2

Общая оценка: 9,4

Новые шины Nokian Hakka Green 2 в пяти типоразмерах, включая тестовый 185/65 R15, соответствуют высшему классу АА, то есть сочетают надежное сцепление с мокрым покрытием и низкое сопротивление качению. И по результатам наших замеров покрышки Nokian обладают наименьшим сопротивлением качению, но главное, что на мокром асфальте они обеспечивают минимальный тормозной путь, а на трассе управляемости - максимальную скорость прохождения поворотов. Правда, в скольжениях автомобиль «зависает» чуть больше, чем на шинах Goodyear или Hankook, а потому субъективная оценка на балл ниже.

На сухом асфальте боковые скольжения и запаздывание реакций чуть больше, чем хотелось бы. Показатели комфорта на среднем уровне, а вот ударная прочность - одна из лучших. Финские шинники, ориентируясь на российский рынок, внедрили в конструкцию специальный подпротекторный слой из высокопрочного металлокорда. Любопытно, что «усиленные» покрышки ничуть не тяжелее обычных - и при этом легче шин-конкурентов!

Еще один прекрасный вариант, хотя и не самый дешевый.

Плюсы:

  1. Сцепные свойства на сухом и мокром асфальте

  2. Управляемость на мокром асфальте

  3. Высокая ударная прочность

  4. Низкое сопротивление качению

Минусы:

Goodyear EfficientGrip Performance

Общая оценка: 8,9

Многообещающее «элитное» название, да и в линейке размерностей преобладают большие посадочные диаметры.

На мокром асфальте шины Goodyear подтверждают свой высший «сцепной» класс А. И управляется автомобиль образцово: четкие реакции, мягкое начало скольжений. Но вот незадача: когда уровень воды на асфальте достигает 15 миллиметров, эти покрышки всплывают раньше основных конкурентов. Очень странно, особенно если вспомнить, что всегда было сильной стороной летних шин Goodyear. Однако в новой европейской маркировке (читай - системе шинных ценностей) стойкость к аквапланированию никак не отражается, и раз так, то конструкторы, видимо, рассудили, что и им напрягаться не стоит.

А вот то, что при ударных испытаниях шина испустила дух уже при 60 км/ч, нас не удивило: покрышки Goodyear и раньше неважно держали удар. Зато - наиболее мягкое комфортное качение, а в итоге - хорошие шины для хороших дорог.

Плюсы:

  1. Сцепные свойства на сухом и мокром асфальте

  2. Управляемость на сухом и мокром асфальте

  3. Комфорт

  4. Низкое сопротивление качению

Минусы:

  1. Низкая ударная прочность

Matador MP 44 Elite 3

Общая оценка: 8,8

Два года назад шины Matador MP 44 Elite 3 уже заслужили высокие оценки в нашем сравнительном тесте (АР №6, 2014) - и подтверждают это сейчас. Сцепные свойства на мокром асфальте на уровне лидеров теста, хотя в быстрых поворотах появилась склонность к скольжению передка.

И на сухом покрытии автомобиль вяло реагирует на руль и требует увеличенных углов его поворота. Зато на прямой Solaris на шинах Matador стабилен.

Шум от качения прослушивается во всем диапазоне скоростей, но его тональность не раздражает. При проезде неровностей уровень виб­раций приемлем, но в напряженных поворотах уже сопровождается заметными толчками на руле. Похвалим эти шины и за прочность: нам не удалось их пробить даже на скорости 90 км/ч.

Покрышки крепкие и недорогие. И, судя по всему, их качество остается стабильным.

Плюсы:

  1. Сцепные свойства на мокром асфальте

  2. Высокая ударная прочность

  3. Низкое сопротивление качению

Минусы:

  1. Средние показатели управляемости

  2. Средний уровень комфорта

Nokian Nordman SX

Общая оценка: 8,6

Для шин «второй линии» компания Nokian использует протекторные рисунки прошлых поколений: просто меняет дизайн боковины и называет такие шины Nordman. Любопытно, что покрышки Nordman одной и той же модели могут быть с разными рисунками протектора. Так, Nordman SX малых размеров - это «скриншот» протектора вышедших в тираж шин Nokian i3. Часть 15- и 16-дюймовых моделей имеет рисунок покрышек Nokian H, а 17- и 18-дюймовые Nordman SX выпускаются с эффектным спортивным протектором шин Nokian Z.

Покрышки Nordman SX демонстрируют высокие сцепные свойства на мокром асфальте, и удовольствия от управления не меньше, чем на шинах Nokian Hakka Green 2. И на сухом покрытии все хорошо, хотя упрощенный каркас не способствует ни стойкости к ударам, ни снижению сопротивления качению.

Достойные покрышки «второй линии» - на таких не грех и сэкономить, отказавшись от покупки «оригинала». То есть от шин Nokian текущего поколения.

Плюсы:

  1. Сцепные свойства на мокром асфальте

Минусы:

  1. Среднее сопротивление аквапланированию

Cordiant Road Runner

Общая оценка: 8,2

Шины российской разработки, выпущенные на Ярославском шинном заводе, не стушевались на фоне именитых конкурентов. На счету покрышек Cordiant лучшая стойкость к аквапланированию, хороши и «мокрые» сцепные свойства в продольном направлении. И тормозные показатели на мокром асфальте достойные. Но на треке управляемости нас ждал сюрприз: автомобиль вдруг обрел склонность к заносу, да такую, что только успевай ловить машину!

Эта склонность сохранилась на сухом покрытии, хоть и в меньшей степени. С комфортом и противоударными свойствами все в порядке, чего не скажешь о сопротивлении качению.

В чем-то удачные шины, но проблема в плохом балансе потребительских качеств.

Плюсы:

  1. Сцепные свойства на мокром асфальте

  2. Высокое сопротивление аквапланированию

Минусы:

  1. Склонность автомобиля к заносу на мокром и сухом асфальте

  2. Высокое сопротивление качению


Formula Energy

Общая оценка: 8,2

Заводы обанкротившейся фирмы Amtel в Кирове и Воронеже были куп­лены концерном Pirelli - и после модернизации там начался выпуск шин под брендами Pirelli и Formula («вторая линия»).

О хорошей родословной покрышек Formula Energy говорят низкое сопротивление качению и аккуратный асимметричный рисунок протектора. Впрочем, он оказался малоэффективен на «большой воде»: автомобиль всплывает раньше всех! Но на мокром асфальте шины работают неплохо и в продольном, и в поперечном направлениях. А скольжения мягкие и прогнозируемые.

На сухом асфальте - свойственные покрышкам Pirelli быстрые и четкие реакции. Однако шума многовато, особенно на шершавом асфальте на скоростях более 100 км/ч. Зато стойкость к ударам на высоте.

Неплохой вариант по соотношению цены и качества.

Плюсы:

  1. Сцепные свойства на мокром асфальте

  2. Низкое сопротивление качению

Минусы:

  1. Низкое сопротивление аквапланированию

Tigar Sigura

Общая оценка: 8,1

Шины Tigar выпускаются на заводе в Сербии, который с 2010 года принадлежит компании Michelin. Сейчас эти покрышки не шибко популярны, хотя в былые годы даже поставлялись в Тольятти и Нижний Новгород для первичной комплектации автомобилей.

На мокром асфальте сцепные свойства умеренные - и, вопреки ожиданиям, направленный рисунок протектора не порадовал дренажными возможностями: аквапланирование начинается рано. Не впечатляют шины и на мокрой трассе управляемости, хотя вести автомобиль по оптимальной траектории легко - благодаря отличному балансу сцепных свойств в продольном и поперечном направлениях.

Приятны реакции и на сухом асфальте: плавные, но точные.

Больше этим шинам похвастать нечем. На фоне конкурентов покрышки Tigar жестковаты, но при этом слабо держат удар: боковина была пробита на скорости 70 км/ч.

Если нужны недорогие шины для езды по хорошим дорогам, можно рассматривать и Tigar.

Плюсы:

  1. Надежность управления на мокром и сухом асфальте

Минусы:

  1. Недостаточное сопротивление аквапланированию

  2. Низкая ударная прочность

Headway HH301

Общая оценка: 7,6

Китайские шины Headway больше известны водителям грузовиков, особенно в Америке. А завод по выпуску легковых покрышек был открыт в 2013 году.

Шины HH301 ничем не примечательны: это касается и старомодного рисунка протектора, и заурядных свойств. Слабое сцепление и с мокрым, и с сухим асфальтом, но аквапланированию сопротивляются неплохо. И не досаждают шумом при качении. Хотя плавность хода оставляет желать лучшего: на коротких волнах покрытия автомобиль подрагивает сильнее, чем на других шинах. Качение тоже дается тяжело, так что, помимо сопротивления аквапланированию, из достоинств остается лишь стойкость против ударов - но этого, пожалуй, мало, чтобы заслужить нашу рекомендацию. Даже цена - и та не подкупает.

Плюсы:

  1. Высокое сопротивление аквапланированию

  2. Высокая ударная прочность

Минусы:

  1. Низкие сцепные свойства на сухом и на мокром асфальте

  2. Низкая плавность хода

  3. Высокое сопротивление качению

GT Radial Champiro Eco

Общая оценка: 7,5

Компания Giti Tire - один из крупнейших производителей шин в мире! Шесть заводов в Китае, один в Индонезии, а в 2014 было запущено производство и в США.

Если верить сопроводительным бумажкам, то покрышки GT Radial Champiro Eco по сопротивлению качению соответствуют европейскому классу С, а по сцепным свойствам на мокром асфальте - классу B. Заявленные показатели выше, чем у шин Matador! Но наши наблюдения заставляют усомниться в искренности китайских шинников. Если на покрышках Matador тормозной путь с 80 км/ч на мокром асфальте не превышает 30 метров, то на GT Radial - 34 метра! Да и в остальных дисциплинах эти шины не блещут, хотя поведение неплохое: автомобиль легко контролировать в переходных режимах.

На сухом асфальте тормозной путь наибольший, на руль машина реагирует вяло, в ответ на сброс газа уходит в плохо контролируемый занос. Шумы, вибрации и стойкость к ударам - на среднем уровне.

Не видим ни малейшего смысла покупать эти шины, особенно когда рядом на прилавке стоят менее дорогие и более качественные покрышки Matador, Formula или Cordiant.

Плюсы:

  1. Надежность управления на мокром асфальте

  2. Средняя ударная прочность

Минусы:

  1. Низкие сцепные свойства на сухом и мокром асфальте

  2. Низкое сопротивление аквапланированию

  3. Управляемость на сухом асфальте

Bridgestone Ecopia EP150

Общая оценка: 6,9

Произведенные в Таиланде покрышки Bridgestone Ecopia EP150 - разочарование нашего теста. Тормозной путь автомобиля на мокром асфальте со скорости 80 км/ч увеличился аж на семь метров по сравнению с шинами-лидерами. А заезды по трассе мокрой управляемости заставили вспомнить приемы контраварийной езды на льду: скольжения начинаются на безобидной скорости. И в лужах шины Bridgestone всплывают рано.

На сухом асфальте показатели не намного лучше: автомобиль посредственно тормозит, вяло реагирует на управление, причем пострадала и информативность рулевого управления.

Шины Bridgestone и шумнее, и жестче большинства конкурентов. Одна отрада - ударная прочность (спасибо двухслойному каркасу, хотя у остальных покрышек каркас однослойный). И в данном случае это важно вдвойне, поскольку низкие сцепные свойства наверняка приведут к тому, что с препятствиями придется сталкиваться чаще.

Незадолго до начала зимнего сезона эксперты протестировали зимние шины наиболее ходового размера 195/65 R15. Это стандартные шины автомобилей Гольф-класса или класса компактных автомобилей.

Планом испытаний было предусмотрено 16 дисциплин, имитирующих все возможные погодные и дорожные условия. Соревнование предусматривало олимпийскую систему, т.е. для продолжения борьбы необходимо с успехом выдержать отборочный тур. Этим эксперты решили сразу же «отделить зерна от плевел» и не тратить силы на явных аутсайдеров. Так, первым испытанием стало тестирование на торможение на мокром асфальте. Далее следовал следующий отборочный раунд – торможение на укатанном снеге. В результате из 50 кандидатов по результатам первых двух туров вылетели 35 участников. Остались 15 кандидатов, которые и продолжили дальнейшее тестирование в полном объеме по запланированным дисциплинам.

В испытаниях на сцепление с укатанным снегом лучшими стали Conti и Barum, а Kleber и Bridgestone показали лишь удовлетворительный результат.

В тесте на слалом наиболее уверенные Barum Polaris 3 и Continental, чуть позади Michelin и Dunlop. Хуже всех оказался BF Goodrich.

В тесте на торможение со скорости 50 км/ч испытуемые продемонстрировали близкие результаты, разница составила чуть более 1 метра. Так победителю Viking для остановки понадобилось 31,8 метра, а проигравшему Hankook – 32,9 метра. Летним шинам для этого понадобилось бы в два раза больше тормозного пути.

В испытании на аквапланирование Goodyear UG8 предлагает наибольший запас скорости, в то время как Apollo – наименьший.

По качеству сцепления с мокрой поверхностью лучшим оказался Pirelli Snowcontrol 3. Своим умением держаться на мокрой дороге он готов поспорить даже с летними шинами. Hankook оказался в аутсайдерах.


При учете износоустойчивости с помощью современных технологий было смоделировано воздействие на шину динамических сил за путь равный 5000 км. Наиболее устойчивым к износу оказался Michelin, а вот Viking и Apollo наиболее податливые.

Apollo Alnac Winter. Цена: - (280 Евро).


Достоинства: хорошая управляемость в любых погодных условиях, короткий тормозной путь на снегу, невысокий уровень шума.

Недостатки: небольшой запас скорости аквапланирования, высокая степень износа, плохое соотношение цены и качества.

Оценка: удовлетворительно.

Hankook Winter I*cept RS. Цена: 3100 рублей (300 Евро).


Достоинства: хороший резерв скорости аквапланирования, хорошие характеристики разгона и торможения на сухом асфальте, достаточная устойчивость к износу.

Недостатки: недостаточная боковая устойчивость и управляемость на заснеженных и сухих поверхностях.

Оценка: удовлетворительно.

Viking Snow Tech II. Цена: 3000 рублей (240 Евро).


Достоинства: специалист по заснеженным дорогам – короткий тормозной путь и хорошее сцепление, низкая стоимость.

Недостатки: жесткость, недостаточная износоустойчивость, повышенное сопротивление качению.

Оценка: удовлетворительно.

BF Goodrich g-Force Winter. Цена: 3300 рублей (280 Евро).


Достоинства: короткий тормозной путь на снегу, очень хорошее соотношение цена/качество, устойчивость к износу, низкое сопротивление качению.

Недостатки: удовлетворительный тормозной путь на мокром покрытии, невысокий запас по аквапланированию, длинный тормозной путь на сухом асфальте, повышенный уровень шума.

Оценка: удовлетворительно.

Sava Eskimo hp. Цена: 3000 рублей (240 Евро).


Достоинства: короткий тормозной путь и хорошее сцепление на снегу, достаточный запас скорости аквапланирования, низкая цена.

Недостатки: недостаточная управляемость и большой тормозной путь на мокром асфальте, большое сопротивление качению.

Оценка: удовлетворительно.

Kleber Krisalp HP2. Цена: 4500 рублей (280 Евро).


Достоинства: сбалансированные характеристики на сухих и заснеженных покрытиях, хорошая износоустойчивость, хорошее соотношение цена/качество.

Недостатки: недостаточно хорошие характеристики на мокрой дороге, длинный тормозной путь на сухом асфальте.

Оценка: удовлетворительно.

Dunlop SP Winter Sport 4D. Цена: 2910 рублей (340 Евро).


Достоинства: превосходные шины со спортивной управляемостью на снегу и мокрой дороге, точное управление, хороший запас по аквапланированию, низкий уровень шума.

Недостатки: умеренные характеристики на сухом асфальте, недостаточная износостойкость.

Оценка: удовлетворительно.

Goodyear UltraGrip 8. Цена: 3150 рублей (340 Евро).


Достоинства: лучшие резервы по аквапланированию, хорошее сцепление и короткий тормозной путь на снегу, очень хорошая устойчивость к износу.

Недостатки: умеренные характеристики на сухом асфальте, высокая стоимость.

Оценка: удовлетворительно.

Semperit Speed-Grip 2. Цена: 3000 рублей (280 Евро).


Достоинства: сбалансированная зимняя шина с коротким тормозным путем и хорошей управляемостью, низкий уровень шума и сопротивление качению.

Недостатки: низкая устойчивость к износу, недостаточно хорошее соотношение цена/качество.

Barum Polaris 3. Цена: 2500 рублей (260 Евро).


Достоинства: зимний специалист с лучшей боковой устойчивостью и впечатляющими ходовыми качествами на заснеженном покрытии, невысокая стоимость.

Недостатки: низкая устойчивость к износу и аквапланированию.

Nokian WR D3. Цена: 3910 рублей (300 Евро).


Достоинства: зимняя шина с хорошей точностью управления и коротким тормозным путем на снегу и сухих поверхностях, хорошая устойчивость к аквапланированию, низкое сопротивление качению.

Недостатки: небольшая устойчивость к износу, длинный тормозной путь на мокрой дороге.

Bridgestone Blizzak LM-32. Цена: 5000 рублей (300 Евро).


Достоинства: зимняя шина со спортивной управляемостью на мокрых и сухих поверхностях, короткий тормозной путь на заснеженных и мокрых дорогах, хорошее соотношение цена/качество.

Недостатки: умеренная тяга и недостаточная боковая устойчивость на снегу.

Continental WinterContact TS 850. Цена: 3400 рублей (340 Евро).


Достоинства: убедительная управляемость на заснеженных и мокрых трассах, высокий запас по аквапланированию, низкое сопротивление качению.

Недостатки: недостаточно хорошее поведение на сухом треке, умеренный износ.

Pirelli W 210 Snowcontrol 3. Цена: 5400 рублей (300 Евро).


Достоинства: сбалансированная зимняя шина со спортивными динамическими качествами на мокром покрытии, точные реакции на поворот руля, самый короткий тормозной путь на снегу и мокрой дороге.

Недостатки: недостаточная износоустойчивость.

Оценка: образцовая шина.

Michelin Alpin A4. Цена: 4100 рублей (340 Евро).


Достоинства: ярко-выраженный зимние шины со сбалансированными характеристиками управляемости в любых дорожных условиях. Хорошие ходовые качества на зимних дорогах и высокая устойчивость к износу

Недостатки: увеличенный уровень шума.

Оценка: образцовая шина (победитель).

Размеры шин 195/65 R15 и 205/55 R16 остаются одними из самых популярных на украинском рынке, поэтому к наступающему летнему сезону мы провели тесты именно таких покрышек. В этом номере «Автоцентра» предлагаем вам познакомиться с результатами испытаний летних шин в размере 195/65 R15, а в следующем (от 28 марта) мы расскажем о моделях в размере 205/55 R16.

В список участников теста, который формировался прошлой весной, сначала было включено десять шин известных и малоизвестных брендов. Но когда в конце мая стартовали продажи новой летней покрышки Rosava Itegro оте-чественного производителя, приняли решение опробовать и ее. Так в нашем списке оказалось одиннадцать моделей. Среди них изделия именитых мировых брендов Continental, Cooper, Michelin, Hankook и Nokian, несколько шин Gislaved, Kormoran и Uniroyal, которые выпускают известные производители, чтобы заполнить бюджетную нишу, две покрышки хорошо известных нам марок - Rosava и Belshina (Беларусь) и еще одна из дальнего зарубежья - Achilles.

Победителем стала шина Continental ContiPremiumContact 5. Она обладает отличными тормозными свойствами на мокром и сухом асфальте, обеспечивает хорошую управляемость на этих покрытиях. Благодаря отсутствию явно выраженных недостатков эта покрышка получилась очень сбалансированной, что обеспечивает легкость управления автомобилем в разных летних условиях.


Шина Achilles Platinum отличилась тем, что на ее протекторе после экстремальных тестов мы обнаружили фрагменты оплавленной резины

Второе место заняла модель Nokian Hakka Blue, выпущенная на финском заводе компании Nokian Tyres. В списке ее достоинств отличные тормозные свойства на мокром асфальте и в целом сбалансированные характеристики. Последнее свойство очень важно, так как владельцу машины с такими покрышками не нужно постояно помнить, что в каких-то ситуациях поведение авто может быть опасным.

На третьей ступени подиума, согласно одинаковой итоговой оценке, оказалось сразу две участницы - Michelin Energy XM2 и Hankook Kinergy Eco K 425. Michelin Energy XM2 несколько лет назад стала первой шиной в линейке этой компании, которую специально для разбитых дорог постсоветского пространства вооружили высокотехнологичным ударопрочным каркасом. По своим драйверским характеристикам эта шина показала средние результаты. Она достаточно комфортная, обладает хорошей устойчивостью к аквапланированию в повороте и высокой износоустойчивостью. Последняя характеристика в паре с ударопрочным каркасом - весьма весомые аргументы для наших разбитых дорог с крупнозернистым асфальтом.

Шина Hankook Kinergy Eco K 425 в целом обладает средними сбалансированными характеристиками, за исключением устойчивости к аквапланированию в повороте.

Четвертое место стало сенсационным, так как его заняла новинка от украинского производителя ЗАО «Росава». Летняя покрышка Rosava Itegro, согласно итоговой оценке, приблизилась к шинам мирового уровня Michelin и Hankook. В списке ее достоинств хорошие тормозные свойства на мокром асфальте и прогнозируемое поведение автомобиля. В сравнении с конкурентами из бюджетного класса Itegro обеспечивает и хорошую управляемость. Единственная ее слабая характеристика - устойчивость к аквапланированию на прямой.

Пятая позиция - в послужном списке Uniroyal RainExpert 3. Шины этого бренда позиционируются как дождевые, и эта модель подтвердила свое предназначение. По устойчивости к аквапланированию ей нет равных. Самый глубокий рисунок протектора (8,5 мм) и широкие его каналы поглощают большие объемы воды, повышая безопасность поездок во время дождей. Но такие особенности протектора не пошли на пользу другим характеристикам, из-за чего эта покрышка и стала пятой.

На шестом месте оказалась модель Achilles Platinum. Изначально она получила более высокую итоговую оценку, однако в ходе анализа свойств этой шины было принято решение оштрафовать ее за очень большой контраст на сухом и мокром асфальте. Так, если на сухом асфальте она отлично тормозит и обеспчивает хорошую управляемость и цепкость на скоростной дуге, то на мокром не только плохо тормозит, но и, по информации экспертов, управляется как на льду. Еще один недостаток этой покрышки - при критических нагрузках из-за перегрева стираемая резина протектора превращается в оплавленную массу (см. фото).

На седьмой и восьмой строчке обосновались шины Cooper Zeon CS6 и Gislaved Ultra*Speed соответственно. Первая отличилась низкими тормозными свойствами на мокром и сухом асфальте, а вторая - повышенным тормозным путем на сухом асфальте.

Обидно было за наших северных соседей, которые сделали весьма привлекательную визуально летнюю покрышку, но где-то не доработали в вопросе состава резиновых смесей и конструкции шины в целом. В результате эта участница оказалась в аутсайдерах вместе с моделью Kormoran RunPro B2. У них обеих слабые тормозные свойства на мокром и сухом асфальте.

Continental ContiPremiumContact 5

Шина Continental ContiPremiumContact 5 обладает превосходными сцепными свойствами на сухом асфальте, обеспечивая самый короткий тормозной путь, хорошую управляемость и прогнозируемость поведения авто. На сухом асфальте «пятерка» также отлично тормозит, хорошо управляется и лишь по устойчивости к аквапланированию в середнячках.

Оценка «Автоцентра»

9,4

Индекс скорости V

Индекс нагрузки

Наружная/внутренняя сторона

70
Вес, кг 8,360
Дата производства 13-я неделя 2016
Страна изготовления
Цена, грн.
Рейтинг безопасности.
Рейтинг «цена/качество»
Где купить

Hankook Kinergy Eco K425

Корейская участница Hankook Kinergy Eco (K425) обладает средними тормозными свойствами на мокром и сухом асфальте. На мокром асфальте резкие маневры характеризуются сносами, которые возникают при более низкой скорости, чем у лидеров. При этом хотелось бы иметь лучшие реакции на сброс газа. На сухом асфальте резкие маневры могут сопровождаться как сносами, так и заносами.

Оценка «Автоцентра»

7,7

Индекс скорости Н

Индекс нагрузки

Направленность рисунка протектора

Наружная/внутренняя сторона

Глубина рисунка протектора, мм

Твердость резины пртектора (по Шору) 66
Вес, кг 8,035
Дата производства 46-я неделя 2014
Страна изготовления
Цена, грн.
Рейтинг безопасности.
Рейтинг «цена/качество»
Где купить

Uniroyal RainЕxpert 3

Дождевая шина Uniroyal RainExpert 3 действительно хороша в дождь, так как обладает самой высокой устойчивостью к аквапланированию на прямой и в повороте. Другие характеристики на мокром асфальте у нее средние, а на сухом асфальте тест-пилоты раскритиковали эту модель за недостаточно высокий уровень обеспечиваемой управляемости. Есть вопросы и к тормозным свойствам на сухом асфальте.

Оценка «Автоцентра»

7,2

Индекс скорости Н

Индекс нагрузки

Направленность рисунка протектора

Наружная/внутренняя сторона

Глубина рисунка протектора, мм

Твердость резины пртектора (по Шору) 73
Вес, кг 7,970
Дата производства 13-я неделя 2015
Страна изготовления
Цена, грн.
Рейтинг безопасности.
Рейтинг «цена/качество»
Где купить

Cooper Zeon CS6

Шина Cooper Zeon CS6 обладает довольно низкими сцепными свойствами, что отражается в увеличении тормозного пути на мокром и сухом асфальте. При резких маневрах на сухом асфальте автомобиль может уйти как в занос, так и в снос. При этом скольжения начинаются плавно и проходят без резких сносов. На мокром асфальте автомобиль в такой обувке больше склонен к сносам, а реакции на сброс газа часто запоздалые.

Оценка «Автоцентра»

6,4

Индекс скорости V

Индекс нагрузки

Направленность рисунка протектора

Наружная/внутренняя сторона

Глубина рисунка протектора, мм

Твердость резины пртектора (по Шору) 71
Вес, кг 9,440
Дата производства 5-я неделя 2014
Страна изготовления Сербия
Цена, грн.
Рейтинг безопасности.
Рейтинг «цена/качество»

Gislaved Ultra*Speed

Модель Gislaved Ultra*Speed по своим сцепным свойствам на сухом асфальте уступает конкурентам, что сказывается на ее тормозных свойствах и управляемости. При резких маневрах на сухом асфальте возможны резкие сносы. На затяжной дуге шина цепко держится за дорогу, но в случае маневров проявляется замедленная реакция. На мокром асфальте эта модель не быстрая, но на сброс и добавление газа она реагирует хорошо.

Оценка «Автоцентра»

6,3

Индекс скорости Н

Индекс нагрузки

Направленность рисунка протектора

Наружная/внутренняя сторона

Глубина рисунка протектора, мм

Твердость резины пртектора (по Шору) 70
Вес, кг 8,020
Дата производства 9-я неделя 2015
Страна изготовления
Цена, грн.
Рейтинг безопасности.
Рейтинг «цена/качество»

Kormoran Run Pro B2

Шина Kormoran RunPro B2 неплохо противостоит аквапланированию, но на этом ее преимущества заканчиваются. Эта модель обладает низкими сцепными свойствами, особенно на мокром асфальте, поэтому ее тормозные свойства и управляемость оставляют желать лучшего. При маневрах на сухом асфальте машина в такой обуви может уйти в резкий занос или снос и медленно реагирует на повороты руля.

Оценка «Автоцентра»

6,2

Индекс скорости Н

Индекс нагрузки

Направленность рисунка протектора

Наружная/внутренняя сторона

Глубина рисунка протектора, мм

Твердость резины пртектора (по Шору) 67
Вес, кг 8,275
Дата производства 43-я неделя 2013
Страна изготовления
Цена, грн.
Рейтинг безопасности.
Рейтинг «цена/качество»

Belshina Artmotion Bel-261

Белорусская модель Belshina Artmotion Bel-261 оказалась в аутсайдерах теста. Ее положительные характеристики - хорошая износостойкость и устойчивость к аквапланированию в повороте. На сухом асфальте экстремальные маневры проходят со сносами и заносами. На мокром асфальте эта покрышка долго реагирует на повороты руля, легко уходит в скольжения, переходящие в глубокие сносы

Оценка «Автоцентра»

6,2

Индекс скорости Н

Индекс нагрузки

Направленность рисунка протектора

Наружная/внутренняя сторона

Глубина рисунка протектора, мм

Твердость резины пртектора (по Шору) 68
Вес, кг 9,190
Дата производства 8-я неделя 2015
Страна изготовления

Белоруссия

Цена, грн.
Рейтинг безопасности.
Рейтинг «цена/качество»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Пятнадцатидюймовые покрышки довольно прочно обосновались в нише бюджетных автомобилей и продолжают вытеснять из нее более мелкие размеры. Для теста мы выбрали размерность 195/65 R15, чаще всего встречающуюся на относительно доступных автомобилях классов В и С, и остановили взгляд на наиболее популярных покрышках по цене от 2200 до 3500 руб. На испытаниях - двенадцать комплектов.

Испытания ЗР проводили в конце прошлого лета на полигоне АВТОВАЗа близ Тольятти, где собрали все новинки грядущего весенне-летнего сезона 2016 года. Воздух во время тестов прогревался до +20…+30 ºС.

Своеобразным водоразделом в ценовой линейке могут послужить хорошо известный на рынке Hankook Kinergy Eco по 2800 рублей и новинка из Финляндии - шина Nokian Hakka Green второго поколения, которую можно купить за 3100 рублей.

Дешевле их знакомые многим отечественные покрышки Nordman SX (2700 рублей), Yokohama BluEarth AE01 (2550 рублей), Cordiant Sport 3 (2400 рублей) и новинка корейской фирмы Kumho - модель Ecowing ES01 (2500 рублей), произведенная в Китае. А самая доступная в нашем тесте - шина Amtel Planet Evo (2200 рублей), новинка сезона. Компания Pirelli посчитала уходящий с рынка бренд хорошо раскрученным в России и решила вдохнуть в него новую жизнь, используя современные технические решения и технологии.

Более дорогие участники испытаний - весьма популярные шины Continental ContiPremiumContact 5 (3500 рублей), а также японские Toyo Proxes CF2 (3400 рублей) и Goodyear EfficientGrip Performance (3450 рублей). В этой же ценовой группе еще две модели: впервые в наших тестах участвуют шины Michelin Energy XM2 (3500 рублей), произведенные в России, и японские Bridgestone Turanza T001 (3500 рублей).

Отрадно, что пять моделей из двенадцати - отечественного производства.

Под бюджетные шины нужно подобрать соответствующий автомобиль. Нам приглянулась Skoda Octavia второго поколения. В силу возраста это недорогая машина, но в идеальном состоянии. А еще у нее нет системы стабилизации, что нам на руку: электроника не будет мешать при выполнении упражнений.

Актуальные Автоновости

Тестовые процедуры тест летних шин 195/65 R15

Современные летние шины обкатки не требуют. Это подтверждают все производители: перед тестами достаточно проехать пару километров - и они готовы к испытаниям. Так что для летних шин не только процедура, но и само выражение «обкатка» - анахронизм.

Последовательность тестовых упражнений выстроена с учетом интенсивности износа шин. Начинаем с оценки экономичности, практически не сопровождающейся износом, а завершаем «сухой» переставкой, в ходе которой асфальт сдирает плечевые зоны покрышек как наждак.

Исследование поведения автомобиля на высокой скорости мы называем оценкой курсовой устойчивости. Нескольких кругов по десятикилометровому скоростному кольцу полигона на скорости 130 км/ч достаточно, чтобы понять, насколько четко держат шины заданное направление, как реагируют на боковой ветер и уклоны дороги, как ведут себя при объезде препятствия и смене полосы движения. Параллельно оцениваем плавность хода и внутренний шум на высокой скорости. Почему именно 130 км/ч? Так ведь в нашей стране это максимально возможная скорость, установленная на некоторых участках платных дорог. К тому же на большинстве автомагистралей Правила позволяют держать 110, а если добавить «бесплатные» 20 км/ч превышения, то получаем те же 130 км/ч. Нет-нет, мы не за нарушение скоростного режима - но ведь так ездят многие, не правда ли?

Самую высокую оценку за курсовую устойчивость получили шины Michelin - руль обутой в них Шкоды становится очень четким, с хорошо понятным «нулем». Понравились незамедлительные реакции на повороты руля и высокая информативность при корректировке курса.

Когда шины и трансмиссия основательно прогрелись, автомобиль готов к оценке экономичности. Результат каждого замера - среднее арифметическое значений, полученных в двух заездах в противоположные стороны (чтобы нивелировать возможное влияние ветра). Для каждого комплекта шин упражнение приходится повторять от трех раз (при полном штиле) до пяти (в случае легкого ветерка).

Замеры проводятся по нисходящей - сначала на высокой скорости, затем на низкой. Благодаря этому шины и трансмиссия плавно остывают и результаты замеров меньше скачут.

На протяжении последних лет у основной массы шин показатели экономичности были одинаково хорошие. Однако Hakka Green второго поколения сделала невозможное - на скорости 60 км/ч обеспечила экономию горючего в размере 0,1–0,3 л/100 км относительно остальных покрышек. Настоящая «зеленая» шина!

Закончив с экономичностью, делаем круг по служебным дорогам. Здесь, на дорожных заплатках, швах, трещинах и специальных неровностях, еще раз оцениваем плавность хода и уровень шума в салоне - в более жестких условиях, максимально приближенных к реальным.

В этих упражнениях не с лучшей стороны на фоне других показали себя шины Kumho: на скорости 90–100 км/ч они издают неприятный низкочастотный гул, на дорожных неровностях досаждают тряска и вибрации.

Автомобильные новинки в России

Перед возвращением на базу заруливаем на 12‑процентный грунтовый подъем, имитирующий дачную дорогу. Здесь субъективно (без замеров) оцениваем возможность шин стартовать и разгоняться по грунтовке (с пылью и песком). Упражнение отчасти напоминает оценку проходимости в глубоком снегу: эксперт пробует тронуться и ускориться с пробуксовкой и без нее; проверяет, насколько падает тяга при буксовании, сложно ли контролировать момент срыва колес в пробуксовку.

Напомню, что «грунтовый» тест - факультативный, его результаты в общий зачет не идут, а представляются только как дополнительная информация. Мы ввели его в программу испытаний по просьбе читателей, которых интересовали возможности шин на дорогах без твердого покрытия.

Следующее испытание - торможение на мокром асфальте, поскольку на нем, тем более с использованием АБС, шины изнашиваются минимально.

Начинаем тест… с зачистки покрытия. Выполняем десяток-полтора торможений на незачетных шинах - таким образом тщательно «подметаем» асфальт, удаляя с него наметенные ветром пыль, траву и совсем мелкие камешки. После такой процедуры асфальт становится чистым, а коэффициент сцепления - стабильным.

По методике, которой сегодня пользуются и шинные производители, и независимые эксперты, тормозной путь на мокром асфальте замеряем при замедлении с 80 до 5 км/ч - поскольку при скоростях, близких к нулю, АБС работает некорректно, порой допуская блокировку колес, что приводит к искажению результатов. Многие шинные компании на своих внутренних тестах устанавливают иной минимальный скоростной порог - заканчивают замеры на 7 и даже 10 км/ч.

Чтобы получить кучные результаты, важно не только начинать торможение в одной и той же точке, но и подходить к ней с одинаковой скоростью. Мы держим 83–85 км/ч - не по спидометру, а по высокоточному измерительному прибору VBOX. Коридор торможения должен быть очень узким - тормозим буквально след в след. Это крайне важно: десяток сантиметров (всего лишь половина ширины протектора) в сторону - и у покрытия уже другой коэффициент сцепления, а значит, результат уплывет.

Перед торможением испытатель должен быть уверен, что тормоза холодные, а значит, их эффективность максимальна. Поэтому после каждого замера колодки и диски нужно охладить - при возврате на исходную позицию водитель не пользуется тормозами, скорость гасит переходом на пониженные передачи. Кстати, еще и поэтому выбрали автомобиль с механической коробкой.

Среднее количество торможений - шесть. Иногда, если шины показывают нестабильные результаты, приходится добавлять еще пару заездов.

Покрышки Continental, как обычно, «привезли» ближайшим соперникам около метра сэкономленного тормозного пути. Но каково было наше удивление, когда новые шины Hakka Green обыграли их почти на столько же!

Переходим к более износным упражнениям. Первое - торможение на сухом асфальте. Методика, по сути, та же, что и на мокром, но тормозим с 100 км/ч - соответственно, скорость подхода к точке торможения составляет 103–105 км/ч. Для последующего охлаждения тормозов приходится делать круг побольше.

В этом упражнении порадовал стабильностью Continental - много лет в наших тестах он стабильно тормозит лучше других. Nokian приблизилась к лидеру вплотную, но встать вровень не смогла - проигрыш составил мизерные 100 миллиметров. А Michelin расстроил - показал самые слабые тормозные свойства как на сухом асфальте, так и на мокром.

В завершение - наиболее интересное и показательное, но вместе с тем и самое сложное для пилота испытание: переставка, которую еще называют однократной сменой полосы. Задача водителя - нащупать максимально возможную скорость, при которой автомобиль успешно выполнит маневр и удержится на заданной траектории, то есть не собьет ни один из конусов, которыми обозначены входной и выходной коридоры. Заезды начинаются с заведомо проходной скорости, и с каждым следующим подходом ее увеличивают на 1–2 км/ч. В зачет идет не просто лучший результат, а тот, который можно повторить.

Это упражнение, с одной стороны, взято из реальной жизни - сколько на наших дорогах любителей суетиться между рядами! С другой - оно позволяет оценить поперечные сцепные свойства и уводные характеристики шин, способность каркаса противостоять резко возрастающим, буквально пиковым боковым нагрузкам и точность руления при экстремальном маневрировании.

Геометрические параметры переставки тоже не из пальца высосаны - ширина полос по 3,5 метра, как на реальной дороге. Но на первой полосе «дорожка» зажата конусами так, чтобы с каждой стороны автомобиль имел запас не более 100 миллиметров. Это заставляет испытателя использовать на входе одну и ту же траекторию. Длина перехода с левой полосы на правую составляет 12 метров. ГОСТ на испытания автомобилей регламентирует 12-, 16-, 20‑ и 24‑метровую переставки. А максимальные боковые нагрузки на шины обеспечивает именно 12‑метровая.

Сначала выполняется переставка на мокром асфальте, а под занавес повторяем это упражнение на сухом покрытии, где шинам достается больше, чем суммарно во всех предыдущих упражнениях.

Во‑первых, порадовали кучностью итоговых результатов. У шин, занявших последние семь мест, разница в итоговых баллах составляет менее двух процентов! Фактически это близко к погрешности измерений. Во‑вторых, все шины показали себя весьма достойно, притом что цены у них более-менее доступные.

Еще раз напомним о нашей системе итоговых оценок. Покрышки, набравшие более 850 баллов, мы называем хорошими, 870 и более баллов - очень хорошими, а перешагнувшие рубеж 900 баллов - отличными. В нынешнем тесте ниже 870 баллов не опустился никто! Семь участников теста имеют очень хорошие результаты, пять - отличные.

Самое приятное - видеть в отличниках недорогих «россиян» - шины Nordman SX и возрождающийся Amtel Planet Evo. Для кризисного времени - самые заманчивые предложения.