Свойства молибдена в моторном масле. Молибден Mos2 что это такое


Содержание Дисульфид молибдена в порошке

На сегодняшний день существует множество как положительных, так и отрицательных отзывов автолюбителей об использовании в моторных маслах специальных добавок, в которых присутствует дисульфид молибдена. Попробуем понять, что же собой представляют молибденовые присадки в моторное масло, и какую функцию они выполняют при добавлении в смазочные материалы.

Сегодня ужесточаются требования к производителям двигателей и к изготовителям рецептов смазочных масел.

Использование модификаторов трения, при помощи которых в участках повреждений масляной пленки создаются антифрикционные слои, представляет собой один из вариантов обеспечения наличия энергосберегающих качеств у моторных масел.

Дисульфид молибдена представляет собой классическую противоизносную и противозадирную присадку для смазок и масел. Все компании, производящие моторные масла, в любом случае включают в состав своей продукции различные антифрикционные твердые или жидкие компоненты, такие как эстеры, керамика, дисульфид молибдена, графит и другие.

Принцип действия этих средств

Малорастворимые присадки из молибдена в моторное масло действуют по принципу, схожему с графитовыми добавками и основанному на пластинчатой слоистой структуре добавок. В состав молекул дисульфида молибдена MoS2 входит один атом молибдена, с которым прочно связаны два атома серы, размеры которых можно сопоставить с размерами атомов металлов, что позволяет сере прочно закрепляется на металлических поверхностях трущихся деталей (поршней или подшипников). Соединение молибдена с серой является достаточно крепким, тогда как соединение частиц серы в близлежащих молекулах является, напротив, слабым.

В результате добавления дисульфида молибдена в смазочный материал происходит покрытие обеих трущихся металлических поверхностей защитным слоем, состоящим из молекул данного вещества, свободно скользящих по отношению друг к другу. Это позволяет исключить прямой контакт металлов между собой, значительно уменьшить трение и перегревание деталей на участках, где оно присутствует, особенно – в случае экстремальных нагрузок, что существенно снижает изнашивание металлических деталей.

Молибденовая добавка

Стабилизация дисульфида молибдена происходит в моторных маслах достаточно хорошо, что обеспечивает поддержание взвешенного состояния вещества в течение всего срока службы, предотвращая самопроизвольное оседание на поверхности двигателей, включая гидрокомпенсаторы. Защитная пленка данного вещества обладает ничтожно малой толщиной по сравнению с рабочими зазорами мотора, что позволяет ей не поддерживать свободу циркуляции масла.

Молибденовая присадка для мотора вызывает споры среди автомобилистов. Кто-то полагает, что дисульфид молибдена имеет одни плюсы, делает лучше функционирование движка. Иные водители считают, что данная добавка снижает эксплуатационный период силового агрегата.

Так как на самом деле работают молибденовые присадки, которая добавляется в моторное масло?

Плюсы присадки

Требования к выхлопам, выбрасываемым в атмосферу, и расходу топлива делаются все жестче. Они относятся к изготовителям как автомасел, так и машин. Для восстановления антифрикционных слоев в участках с нарушенной смазочной пленочкой применяют дисульфид молибдена, располагающий следующими свойствами:

  • минимизирует количество задиров в двигателе;
  • улучшает смазывание движка;
  • уменьшает изнашивание.

Задиры в цилиндре двигателя

Подобные присадки присутствуют во множестве смазок, производимых сегодня. Органический молибден хорошо взаимодействует с серой. Это дает ему возможность надежно закрепиться на поршне либо иной двигающейся части, которой требуется качественное смазывание.

Известно, что присадки в масло на основе молибдена уменьшают трение соприкасающихся запчастей. Благодаря этому изнашивание мотора значительно снижается. Ремонтировать движок нужно намного реже.

Эффект молибденового дисульфида

Присадка с молибденом не осаждается на моторных деталях. Она формирует тонкую пленочку, которая не переполняет зазоры, не нарушает циркуляцию смазки. Пленка образуется лишь в том случае, если регулярно использовать, к примеру, присадку Ликви Моли с молибденом. Когда автомобилист перестает использовать порошок и начинает лить обычное автомасло, пленочка подвергается износу. Из-за этого увеличивается число задиров и изнашивание мотора.

Выпускаемые сегодня моторные смазки хорошо противостоят задирам и износу. Благодаря автомобильным присадкам Liqui Moly, «Хадо», «Маннол» можно формировать повторные антиударные слои.


Присадка ликви-моли

Кроме обычных водителей, добавки Liqui Moly используются:

  • в производстве, осуществляемом в высокотемпературных условиях;
  • для смазывания различных материалов;
  • для увеличения плотности пластических веществ.

Минусы присадки

Соответственно с результатами множества исследований, добавку Liqui Moly можно эффективно применять в производственных агрегатах. Если движок часто работает на высоких оборотах, частички молибдена могут проникнуть в поршневые кольца.

При постоянном функционировании в высокотемпературных условиях продукты сгорания оседают на поршнях. Двигатель начинает функционировать не так, как раньше. Появляются газовые порывы, повышается термонагрузка и, следовательно, число отложений. Ввиду этого некоторые автоизготовители не советуют использовать добавки. Как быть, если автомобилист хочет уменьшить трение в движке?

Можно использовать сложную эфирную синтетику, которая схожа по физическим характеристикам с касторкой. Для чего она нужна и что дает? Ее применение повышает адгезию, улучшает смазывание посредством формирования тонкой и прочной пленочки. Основным плюсом смазок, содержащих эфирную синтетику, считается термоустойчивость. Стоит упомянуть, что для увеличения эксплуатационного периода моторов военной техники нередко используют молибденовые добавки.


Нагарные отложения от масла и присадок

Сегодня масла заключают в себе немалое количество кальция. Он не позволяет молибденовым частицам оседать на поверхности деталей, ввиду этого появляются большие молекулы, которые собираются на маслофильтре. Утрата кальциевых элементов является одной из причин загрязнения силового агрегата. Ввиду этого если автомобилист желает применить молибденовую добавку, он должен заливать в мотор нефтепродукт с увеличенным содержанием кальция. Подобных автомасел, к сожалению, пока что не существует.

Если вы «даете» своему мотору молибденовую добавку, не забывайте своевременно заменять смазку. Долго ездить на старом автомасле не выйдет. Характеристики масла при использовании присадки сильно уменьшаются. Если в движок попадет влага, детали из металла быстро износятся и значительно деформируются.

Триботехнические средства

Как утверждают изготовители триботехнических средств, их продукты не считаются добавкой. Они действуют, создавая пару «трение-смазка». Формируется молекулярный смазывающий слой, который предотвращает изнашивание работающих моторных запчастей. Данные средства «дают» движку вместе со смазочной жидкостью.

Когда формируется пленочка, происходит следующее:

  • абразивные частицы, которые находятся в триботехническом средстве, выполняют очистку мотора;
  • образуется защитный слой;
  • меняется толщина, пористость, иные физические характеристики защитного слоя. Гидродинамика мотора улучшается.

Эксперты полагают, что триботехнические продукты оптимальны для разных движков, позволяют им работать в жестких условиях, при масляном голодании. Кроме того, если «дать» силовому агрегату такое средство, он будет работать мощнее примерно на десять процентов.

Водители должны помнить о нужном правиле, а именно: если не соблюдать инструкцию, прилагающуюся к триботехническому составу, движок может быть поврежден. Изготовители также утверждают, что такая продукция снижает затраты топлива. Лучше всего «давать» подобные средства моторам новых авто.

Так зачем же применять подобные средства? Можно ли обойтись без всех этих дисульфидов и диоксидов? Ответ – да, можно, если вы используется высококачественную смазочную жидкость. Она уже заключает в себе все необходимые присадки, которые значительно улучшают функционирование двигателя, продлевают его эксплуатационный период. Помните, что при неверном использовании добавки могут навредить мотору. Поэтому внимательно читайте инструкцию, прилагающуюся к присадочному средству. Так вы избежите лишних проблем, связанных с эксплуатацией силового агрегата.

Присадки и масла с дисульфидом молибдена (MoS2)

Визитная карточка компании Liqui Moly – это масла с присадкой дисульфида молибдена. Эта присадка дала название самой компании (liqui (сокр.) – жидкость, moly (сокр.) – молибден). Именно использование этого соединения в составе моторных масел и позволило фирме завоевать мировой рынок!

Одна из основных проблем двигателестроения – трение и износ трущихся поверхностей. Несмотря на все усилия сделать поверхности деталей идеально гладкими, чтобы свести трение к минимуму, их структура все равно обладает микроскопическими неровностями. Эти неровности могут быть сглажены благодаря присутствию на поверхностях трения тонкой пленки дисульфида молибдена (MoS2), которая способна выдерживать значительные механические нагрузки и температуру вплоть до +450°C. Такое снижение микрошероховатости поверхности влечет за собой и соответствующее снижение коэффициента трения и, как следствие, уменьшение износа трущихся деталей двигателя. Дисульфид молибдена способен защитить двигатель даже при масляном голодании или попадании воды в масло. Многочисленные научные исследования, тесты и реальные моторные испытания показали снижение расхода масла и топлива, а также уменьшение износа более чем на 50%.! Благодаря своим уникальным свойствам, дисульфид молибдена стал незаменимым компонентом многих смазочных композиций.

Таким образом, масла с дисульфидом молибдена применяются там, где особенно высоки нагрузки, имеется риск продавливания масляной пленки и образования задира. Высокая термоокислительная стабильность позволяет применять эти масла и в экстремальных условиях эксплуатации. Высокая устойчивость к старению и отменные моющие свойства позволяют снизить образование различных отложений и шламов внутри двигателя. Масла с дисульфидом молибдена также отлично подходят для обкатки новых машин и автомобилей после ремонта и переборки двигателей. Кроме того, дисульфид молибдена показал себя и как высокоэффективная антишумная присадка. Масла Liqui Moly с дисульфидом молибдена получили заслуженное признание не только в Европе, но и среди российских автомобилистов.

Все продукты с молибденом прошли лабораторные испытания и испытания на двигателях, что позволило получить сертификаты TUV, а это более чем серьезная рекомендация – подтверждение не только эффективности, но и безопасности использования!

Идеология

Мелкодисперсный, химически чистый MoS2 является классической противозадирной и противоизносной присадкой в масла и смазки. Это его уникальное свойство определяется слоистой структурой. Идеологически MoS2 является прямым «родственником» графита – слоистые структуры позволяют держать огромные нагрузки в узлах трения. Многие технические решения, например, использование ШРУСов, не возможно было бы реализовать без MoS2.

Молибденовая присадка MoS2 (дисульфид молибдена) образует на взаимодействующих и трущихся поверхностях двигателя прочную защитную пленку, выдерживающую высокие нагрузки. За счет этого снижается трение, уменьшается износ двигателя, снижается вероятность его отказа и увеличиваются сроки беспроблемной эксплуатации. Доказано, что при использовании этой присадки износ уменьшается более чем на 50%! Другим неоспоримым достоинством использования дисульфида молибдена является снижение расхода топлива, а также расхода масла на угар.

Компания Liqui Moly предлагает как уже готовые моторные масла с этой присадкой, так и дисульфид молибдена как самостоятельную присадку, которая добавляется в масло. Эту присадку необходимо добавлять в масло при каждой его замене. При этом она достаточно экономична – 125 мл присадки достаточно для обработки 3,5 л масла, а 200 мл – для 7 л.

Конкурентные преимущества

В отличие от фирм-однодневок, бойко торгующих на российском рынке всевозможными волшебными «снадобъями» от трения и износа непонятного происхождения и сомнительной эффективности, Liqui Moly является одним из ведущих немецких производителей моторных масел. А потому компания просто «обречена» на проведение всесторонних и строго регламентированных испытаний своей пробукции – без этого невозможно получить допуск автопроизводителей на использование ее продукции. Поэтому компания постоянно проводит не только лабораторные или стендовые, но и ходовые испытания на реальных автомобилях действия дисульфида молибдена как дополнительной противоизносной и антифрикционной присадки к моторным маслам.

Результаты этих исследований и испытаний неоднократно печатались на страницах весьма известных и уважаемых как научных изданий, так и популярных журналов. Однако, пожалуй, наиболее впечатляющими и наглядными тестами стали испытания, которые проводились под эгидой независимых экспертов DEKRA (организация по техническому надзору за транспортом Германии).

В тестировании приняли участие восемь легковых автомобилей с дизельным двигателем VW и Audi, имеющие разный пробег и техническое состояние. Испытания проходили в два этапа. На первом этапе в автомобили было залито обычное моторное масло и установлен новый масляный фильтр. После этого автомобиль отправлялся «наматывать» 5 000 км. При этом через каждые 1 000 км пробега проводился отбор пробы моторного масла. После прохождения 5 000 км старое масло было слито, а масляный фильтр – заменен. Во второй серии испытаний в свежее моторное масло была добавлена присадка дисульфида молибдена. Причем в моторное масло четырех автомобилей ввели 125 мл присадки, а в остальные четыре добавили 200 мл присадки. Общий пробег составил также 5 000 км. И также через каждые 1 000 км проводился отбор пробы моторного масла и его анализ.

В каждой пробе масла определялось содержание различных металлов: железа, хрома, цинка, алюминия, никеля, меди, олова и молибдена. При этом оценка величины износа проводилась, прежде всего, по степени увеличения в моторном масле количества железа. Накопление содержания остальных элементов происходит медленнее, и дает лишь дополнительную информацию о механизме изнашивания.

Наглядно продемонстрировать и сравнить степень износа деталей двигателей с чистым моторным маслом и в масле с присадкой дисульфида молибдена, позволяют графики, приведенные ниже.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Добавка в моторное масло присадки дисульфида молибдена снизила износ деталей двигателя практически у всех автомобилей.

2. Величина снижения износа различна и зависит от условий эксплуатации и технического состояния автомобилей. Количество добавленной присадки существенно не повлияло на величину износа. Однако даже минимально необходимое количество присадки привело к существенному снижению износа двигателя.

3. За время проведения теста не было зафиксировано ни одной поломки, связанной с применением присадки дисульфида молибдена.

4. Возможно использованием как готовых масел с дисульфидом молибдена компании Liqui Moly, так и отдельной присадки «Oil Additiv MoS2», которая может добавляться к любому моторному маслу.


Польза и выгоды от использования антифрикционной присадки:

Снижение общего износа двигателя, увеличение его ресурса и мощности;

Повышение надежности работы автомобиля в целом и снижение риска внезапного отказа двигателя при любых условиях эксплуатации;

Снижение шумности работы двигателя;

Облегчение работы гидрокомпенсаторов клапанов и других гидравлических устройств двигателя (пр.: гидронатяжитель цепи ГРМ, система изменения фаз ГРМ);

Снижение расхода топлива до 3-3,5% и уменьшение расхода масла на угар;

Увеличение качества обкатки нового или отремонтированного двигателя.

Автомобильные масла в процессе работы теряют вязкость, а также способность предохранять, подпитывать резиносодержащие уплотнения двигателя. Это связано с деструкцией присадок моторного масла под влиянием высокой температуры и механических воздействий. Естественным следствием такого процесса являются утечки масла, усиление износа двигателя, увеличение угара масла и снижение его давления. Нивелировать все эти негативные моменты могут присадки к маслам.

Ассортимент и техническое описание

ФИРМЕННЫЙ ИМИДЖЕВЫЙ ПРОДУКТ, давший название компании. Присадка с MoS2 действует на физическом уровне. Контакт взаимодействующих при движении относительно друг друга поверхностей из-за их микрошероховатости приходится на «вершины неровностей». Таким образом, происходит «местное сваривание» поверхностей и «вырывание» частей металла, т.е. изнашивание деталей. Присадка с MoS2, благодаря своей структуре «слоистого пирога», разъединяет трущиеся поверхности, препятствуя их непосредственному контакту. Тем самым значительно снижается износ, нагрев поверхностей, шумность работы двигателя и расход топлива.

Арт. 3901/1998/3710

Обладает двойным эффектом: при действии CERA TEC поверхность сглаживается посредством так называемого эвтектоидного текучего выравнивания (образуется эвтектоид, происходит химическое выравнивание микронеровностей поверхности, эффект сродни действию MOLYGEN). На поверхности трения происходит образование смешанных кристаллов из железа и молибдена, образующих очень стабильное соединение. Эти кристаллы тверже металла. При соприкосновении «вершин» неровностей металла последние деформируются и попадают под молибденовый слой. Тем самым поверхность металла становится более гладкой, снижается износ, а также уменьшается коэффициент трения. Керамические микрочастицы усиливают эффект, дополнительно выравнивая микронеровности, а сферическая форма частиц позволяет им работать как шарики в шарикоподшипнике. Эффективность от однократной обработки двигателя сохраняется до 50 000 км пробега.

Арт. 3721

ОБРАЗУЕТ НА ПОВЕРХНОСТЯХ ТРЕНИЯ ЭЛАСТИЧНУЮ ПОЛИМЕРНУЮ ПЛЕНКУ, в слое которой находятся дополнительные антифрикционные компоненты: соединения молибдена и цинка. Пленка снижает коэффициент трения до 50% (в зависимости от типа используемого масла), уменьшая износ деталей, и сохраняется при пробеге до 50 000 км.

[ВНИМАНИЕ:] перед использованием MOTOR PROTECT промыть двигатель промывкой MOTOR CLEAN, а в период действия MOTOR PROTECT менять масло как обычно, но двигатель не промывать!

Арт. 1867

ПРИСАДКА «СТОП-ТЕЧЬ». Возвращает эластичность и вызывает небольшое (до 6% в объеме) набухание эластомерных материалов – сальников и резиносодержащих прокладок. Тем самым, отвердевшие в эксплуатации сальники более полотно охватывают вал, предотвращая утечки масла из двигателя. Основное действующее вещество – эстеровый (эфирный, базовое масло 5 группы) компонент, который помимо набухания эластомеров усиливает стойкость масляной пленки, дополнительно способствуя сокращению износа двигателя. Обладает свойствами загустителя.

Арт. 1995

СТАБИЛИЗАТОР ВЯЗКОСТИ МАСЛА. Не ухудшая пусковые свойства моторного масла, загущает моторное масло при высокой температуре, способствуя подъему компрессии, уменьшению дымления, расхода масла. Поднимает давление в системе смазки, устраняет шумность работы двигателя. Рекомендован для использования в середине межсервисного пробега для восстановления вязкости масла и повышения его ресурса.

Арт. 1996

ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ПРОМЫВКА МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЫ с легким загущивающим эффектом. Обеспечивает гарантированную подачу масла в полости гидрокомпенсаторов, устраняет загрязнения в масляной магистрали, клапанах и полостях гидрокомпенсаторов. Препятствует стеканию масла из полостей гидрокомпенсаторов на заглушенном двигателе, таким образом, устраняется стук.

Арт. 3919


Трансмиссионные агрегаты современных автомобилей конструктивно сложны и очень дороги. Автопроизводители используют самые последние, самые передовые разработки. Сегодня уже не редкость техника с 6-ти и 7-ми ступенчатыми коробками передач, роботизированными коробками, вариаторами и неразборными автоматическими коробками передач. Вместе с тем, усложнение конструкции узлов и агрегатов трансмиссии предполагает соответсвующие правила ее эксплуатации и обслуживания, что в российских условиях может оказаться в определенной степени затруднительным.

Как сделать эксплуатацию трансмиссионных агрегатов надежной, дешевой и комфортной? Несколько составов от Liqui Moly помогут решить эти проблемы легко и просто.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ

ПРОБЛЕМА ПЕРВАЯ : течь масла.
Со временем уплотнения, сальники и прокладки теряют эластичность, усыхают и агрегат начинает сначала «потеть», а затем открывается течь масла. Возникает необходимость замены уплотнений, а это весьма трудоемкая и далеко не дешевая операция, особенно если подтекает коробка передач джипа.

ПРОБЛЕМА ВТОРАЯ : загрязнения, мешающие эксплуатации.
Чаще всего таким загрязнениям подвержены автоматические коробки передач, где при эксплуатации возможны высокие температуры (свыше +150°C), что провоцирует усиленное окисление масла. Дополнительным источником загрязнения являются продукты износа фрикционов. Положение осложняется тем, что при обычной замене масла в АКПП весь объем масла не сливается и немалая часть (до нескольких литров) остается в картере коробки.

ПРОБЛЕМА ТРЕТЬЯ : шумность работы агрегатов, затруднения при переключении передач.
Не исключение, а скорее правило для механических трансмиссий автомобилей с большими пробегами. Владельцам таких машин приходится осваивать переключение передач с двойным выжимом сцепления и прогазовкой, как на автомобилях военных лет выпуска. Такие трудности связаны обычно с износом шестерен, синхронизаторов и вилок включения передач.

Продлить период беспроблемной эксплуатации трансмиссии, повысить комфорт управления автомобилем могут антифрикционные присадки.

АССОРТИМЕНТ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

ОСТАНАВЛИВАЕТ ТЕЧИ ТРАНСМИССИОННОГО МАСЛА через прокадки и сальники. Возвращает эластичность и вызывает небольшое (до 6% в объеме) набухание эластомерных материалов – сальников и резиносодержащих прокладок. Тем самым, отвердевшие в ходе эксплуатации сальники более полотно охватывают вал, предотвращая утечки масла из коробки передач или редуктора моста. Основное действующее вещество – эстеровый (эфирный, базовое масло 5 группы) компонент, который помимо набухания эластомеров резко усиливает стойкость масляной пленки, дополнительно способствуя сокращению износа.

[ВНИМАНИЕ:] тюбик на литр, но не более двух тюбиков на полный объем масла (даже если масла более 2-х литров).

арт. 1042/5199

ФУНКЦИОНАЛЬНО ПРИСАДКА АНАЛОГИЧНА OIL ADDITIV (для моторного масла). Снижает трение и износ, уменьшает шум в работе, снижает температуру в зонах трения, уменьшая общий нагрев агрегата. Придает трансмиссионному маслу характерный серо-черный цвет.

Арт. 1988/5198

Сглаживает неровности трущихся поверхностей из стали (химическая полировка) и повышает твердость поверхности. В результате уменьшается коэффициент трения, снижается шум, облегчается переключение передач, и повышается ресурс агрегатов трансмиссии. Обладает пролонгированным действием до 100 000 км пробега. Упаковка снабжена шприцем и трубками для заливки в агрегаты, рассчитана на 2 литра трансмиссионного масла.

[ВНИМАНИЕ:] не использовать в трансмиссионных агрегатах, использующих полезные свойства трения, таких как: АКПП, задние дифференциалы с дисковой блокировкой LSD, раздаточные коробки с фрикционными муфтами открытого типа.

Арт. 1008

КОМПЛЕКСНАЯ ПРИСАДКА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТЫ АКПП, в частности, устранения утечек рабочей жидкости. Содержит компонент SEAL SWELLER, восстанавливающий уплотнения в АКПП и входящий в состав стандартных ATF, присутствует в присадке в большем количестве, чем в стандарте, благодаря этому и достигается эффективность работы. Состав не меняет коэффициент трения в АКПП и, следовательно, не нарушает работу фрикционов коробки. Кроме герметизирующих компонентов в ATF ADDITIV содержатся антиоксиданты и моющие компоненты, их присутствие способствует увеличению срока эксплуатации ATF и очистке АКПП от загрязнений непосредственно в процессе эксплуатации. Присадка комплексного действия, улучшающая работу автоматической коробки передач в целом, обладает большей эффективность по сравнению, например, с аналогичным продуктом WYNN`S.

арт. 5135

СЕРВИСНАЯ ПРОМЫВКА, устраняющая загрязнения АВТОМАТИЧЕСКИХ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ, где при эксплуатации возможны высокие температуры (свыше +150°C), что провоцирует усиленное окисление масла. Дополнительным источником загрязнения являются продукты износа фрикционов и отложения в гидротрансформаторе. Положение осложняется тем, что при обычной замене масла в АКПП весь объем масла не сливается и немалая часть (до нескольких литров) остается в картере коробки. Это обстоятельство делает невозможным индивидуальное применение промывочных составов, аналогичных моторным промывкампятиминуткам. Применяется другая технология – полнопоточная замена масла с использованием специальной установки на сервисной станции. Особенность – полное удаление старого продукта и самой промывки вместе со всеми загрязнениями. Такой же процесс промывки возможно организовать и для ГУРа.

Арт. 3951

ГЕРМЕТИК ГУР. Герметик гидроусилителя руля содержит специальные присадки, восстанав- ливающие резиновые и пластмассовые уплотнения. Таким образом, возможные утечки пре- дотвращаются, а имеющиеся – устраняются. Также происходит очистка каналов движения гидравлической жидкости, усиливаются моющие свойства ATF. Сокращает рассогласован- ность сервомеханизма с рулевым приводом, устраняются заедания. Увеличивает ресурс де- талей рулевого управления, продлевает работоспособность масла для гидроусилителя, сни- жает издержки на ремонт.

арт. 7652

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ФУНКЦИЙ ПРИСАДОК


Огромное разнообразие масляных смесей, производимых для автомобильных двигателей, позволяет выбрать автомобилистам тот продукт, который им субъективно нравится больше всего. К таким относится моторное масло с молибденом, об исключительных качествах которого многие наслышаны. С этой присадкой традиционно выпускаются масляные жидкости немецкой торговой марки Liqui Moly. Как правило, у каждой медали есть две стороны. Поэтому попробуем разобраться, есть ли в применении дисульфида молибдена, кроме положительных, отрицательные эффекты.

История появления

Использование дисульфида молибдена для двигателей внутреннего сгорания началось в США в конце Второй мировой войны. Изначально это вещество, кроме металлургии, использовалось в авиации. Молибден как чистый металл не встречается. Но такое соединение, как минерал MoS2 (молибденит), довольно распространено. Американцы отметили его антифрикционные и антикоррозионные качества, устойчивость к высоким температурам и хорошую вязкость. Эксперименты по применению этого соединения как дисперсной добавки к авиационным маслам показали потрясающие результаты.

Благодаря смазывающим качествам молибденового дисульфида мотор самолёта мог работать без смазки – правда, недолго. Это было своего рода перестраховкой – на случай если масляные магистрали или картер мотора будут повреждены. Тогда пилот смог бы дотянуть до подходящего места, где удалось бы посадить самолёт.

Идея использовать этот порошок для других целей пришла в голову немцу Хансу Хенле, когда он обнаружил баночки Liqui Moly с порошковым молибденом (в переводе означает «жидкий молибден»). Узнав, для чего они применяются, Ханс решил использовать молибденит для моторных масел. Результаты превзошли все ожидания. В 1955 году он купил патент на использование молибденового дисульфида и права на эту торговую марку, а к 1997 году основал компанию Liqui Moly GmbH.

Вначале продавались молибденовые присадки к маслам серии Kfz, предназначенные как для моторных масел, так и для трансмиссии. Моторные смазки, в составе которых был MoS2, начали выпускаться только в конце 70-х годов, после нашумевших рекламных акций присадок Ликви Моли. Два небольших автомобильчика VW-Kaefer обогнули озеро Bodensee, имея внутри моторов вместо масла только молибденовую присадку. Это произвело фурор и вызвало настоящий бум на молибденовый дисульфид.

Основные свойства MoS2

Если говорить научным языком, молибденовый дисульфид представляет собой модификатор трения. Это – одна из основных присадок, входящих в состав любого моторного масла. Только для неё используются разные вещества и их соединения – например, производители применяют графит. MoS2 похож на него многими своими качествами. Его молекулярная структура, являясь пластинчатой, как у графита, состоит из атомов молибдена и серы, образуя очень прочное соединение.

Хорошие защитные, антифрикционные и противозадирные качества появляются за счёт того, что атомы молибдена и серы приблизительно одинаковы по размеру. Таким образом, образуется равномерная кристаллическая решётка. Будучи добавленным к моторной смазке, молибденовый дисульфид создаёт прочную плёнку в местах соприкосновения деталей, способную выдержать очень большое давление без разрушения. Молекулы MoS2 обладают высокой подвижностью по отношению друг к другу. Поэтому трение между соприкасающимися деталями резко уменьшается.

Соединения молибдена отлично показывают себя при высоких температурах (300–400°С), которыми сопровождается работа поршневой группы. Другие соединения, как правило, утрачивают свои основные качества при таких температурных режимах.

Кроме явно положительного воздействия, у этого модификатора трения есть и недостатки: например, неспособность растворения в масляной жидкости. То есть состояние порошка можно назвать дисперсным, представляющим собой взвесь, состоящую из довольно крупных по размеру частиц. Поэтому масла с молибденом ведут себя хорошо не во всех моторах. Следует опасаться его применения к мощным двигателям, развивающим очень высокие температуры внутри цилиндров. Как следствие образуются отложения и коксуются силовые агрегаты, хотя такая информация официально не подтверждена. Вполне может быть, что причина образования шлаков была другой: кальций, содержащийся в других присадках, особенно моющих, активно воздействует на MoS2, нивелируя все его хорошие качества. Этому процессу как раз способствует высокотемпературный режим. Поэтому есть рекомендации относиться к молибденосодержащим смазкам с осторожностью.

Ассортимент масел Liqui Moly

Сегодня немецкая компания выпускает большой ассортимент моторных масел – от качественных минеральных до полностью синтетических, под названием HighTech-Oel. Продукция имеет разные ценовые категории. Молибден в моторных маслах присутствует как модификатор трения. Если бы молибденит отрицательно влиял на некоторые силовые агрегаты, наверное, масла не были бы сертифицированы по классификатору API (Американского института нефти) как энергосберегающие (energy conserving, EC), а также АСЕА (Европейской Ассоциации Производителей автомобилей).

Использование масел немецкого производителя позволяет экономить от 1,5 до 2% топлива. Одна из легендарных марок, принёсшая армию поклонников и признание молибденита – моторное масло MoS2 Leichtlauf SAE 10W-40. Это – полусинтетический продукт, основу которого на 40% составляет настоящая синтезированная синтетика на базе полиальфаолефинов (ПАО). Остальные 60% – высококачественный очищенный минеральный состав. Кроме MoS2 состав смазочного материала содержит дополнительные противоизносные присадки.

Таким образом, между трущимися поверхностями образуется сразу два слоя. Когда один из них перестаёт работать по причине выработки, его место занимает молибденит. Он имеет настолько мелкую структуру, что не задерживается масляными фильтрами, оставаясь во взвешенном состоянии. Благодаря ему смазочный состав сохраняет свои основные противоизносные качества на протяжении всего интервала между заменами. Классификатор API присвоил продукту значения SL/CF, АСЕА определил его категории как A3-04/ B4-04. Смазка годится как для бензиновых агрегатов, так и для дизелей.

К полностью синтетическим энергосберегающим смазкам относится Special Tec Аа 5w-30. Это – современный смазочный состав, который может использоваться с интервалом замены до 40 тысяч километров! Ему присвоены высшие категории классификаторами API, а также ILSAC – SN/CF и GF-5 соответственно. Продукт имеет множество официальных допусков от европейских и азиатских автопроизводителей:

В мире есть совсем немного продуктов с таким внушительным списком допусков. Всё это говорит о великолепных эксплуатационных характеристиках этого моторного масла.

Автомобиль - это уже не роскошь, а средство передвижения. Причем ассортимент этой продукции время от времени расширяется новинками. Следовательно, рынок автозапчастей тоже пополняется новыми деталями и расходными материалами, к которым относится моторное масло. Составы таких масел играют важную роль, поскольку оказывают непосредственное влияние на некоторые узлы и агрегаты автомобиля, позволяя им работать как можно дольше. Ассортимент этого продукта довольно широк и среди всех смазочных материалов особого внимания удостаивается масло с молибденом.

Вокруг средства, в котором содержится дисульфид молибдена, ходит множество споров. Нам как сторонним наблюдателям стоит выяснить, на чем основывают свои подозрения противники, и чем масло привлекает своих почитателей.

Два лагеря - сторонники и противники

Народ в отношении сразу разделился на два лагеря. Одним оно не по вкусу, другие наоборот его хвалят и чуть ли не воспевают оды. Обычно сторонники опираются на факты научных исследований лабораторий. Выводы противников базируются на своих источниках, в качестве которых обычно выступает какой-нибудь «авторитетный» консультант автомагазина с ограниченными знаниями, но с большим желанием что-либо продать. Также они придают значение советам от малограмотного механика любителя.

Официальным учреждениям в этом плане верить хочется больше. Но не будем забегать далеко вперед и начнем, так сказать, свое расследование касательно того, что за продукт такой - масло с молибденом.

Дисульфид молибдена

Прежде всего, стоит разобраться, что это за зверь такой. Молекула дисульфида молибдена представляет собой соединение одного атома металла с двумя атомами серы - MoS 2 . Серебристо-черное вещество встречается в природе как минерал молибденит, что является основной рудой для молибдена. Добывается при помощи разных методик:

  • открытый способ;
  • метод бокового обрушения.

Как смазывающий материал соединение знакомо людям еще с XVI века. Внешний вид MoS 2 напоминает графит, поэтому дисульфид молибдена до самого XVIII века не могли отличить от него.

Соединение MoS 2 имеет гексагональную кристаллическую решетку и обладает отличной адгезией по отношению к металлическим поверхностям. Путем полирования или распыления материал наносится на поршни, подшипники, клапаны.

Применение дисульфида молибдена актуально для систем, которые работают в условиях малого содержания O 2 . Помимо этого, его можно использовать и при повышенных температурах с включением кислорода.

Небольшая историческая справка

Любой владелец транспортного средства, вне зависимости от того сколько оно стоит, всегда задавался вопросом, какое масло лучше подойдет для его автомобиля. Также важно знать, с какой периодичностью менять смазочный материал. И в процессе выбора наталкивался на такое средство, как масло с молибденом. А возможно, кто-либо и вовсе не слышал про этот автомобильный продукт.

На самом деле соединение MoS 2 стали применять еще с 50-х годов, поначалу в самолетостроении. Жидкость, в которой присутствовал дисперсионный порошок (разновидность дисульфида молибдена), добавлялась в масло. Полученный смазочный материал заливался в авиационные двигатели американских истребителей военного назначения.

Это делалось с целью сохранности работоспособности двигателя при пробое картера и потери масла. В случае возникновения такой аварийной ситуации у пилота в запасе было какое-то время, чтобы долететь до ближайшего аэродрома. Все это осуществимо за счет уникальных смазывающих свойств присадки.

Предприимчивый немец

В 1955 году предприимчивый гражданин Германии по имени Ханс Хенле выкупил право пользования маркой Liqui Moly и патент присадки с использованием дисульфида молибдена. До этого под данным названием продавалась как раз описанная выше смазочная жидкость.

Спустя два года в городе Ульм основалась компания под названием Liqui Moly GmbH, именно ей своим рождением обязано масло с молибденом. С этого момента компания наладила производство присадки в моторное масло. Первое время на рынок поставлялись все продукты, в которых присутствовало соединение MoS 2:

  • Kfz-1 - для присадок моторного масла;
  • Kfz-2 - для присадок трансмиссионного масла;
  • Kfz-3 - для производства универсальной смазки;
  • Kfz-4 - для монтажных паст.

В настоящее время компания имеет богатый ассортимент продукции, поставляемый на автомобильные рынки практически всех стран мира. При этом на территории Германии марка Liqui Moly признана лучшей и удостоилась награды «Лучший бренд в категории смазочных материалов» согласно многим немецким журналам.

Уникальные свойства

Молибденит помимо автомобилестроения получил широкое распространение и в металлургии при производстве легированных сталей. Соединение за счет своих химических свойств не растворяется в жидкой среде. Поэтому специалистами Liqui Moly дисульфид молибдена в моторное масло вводится по специальной технологии, которая представляет собой настоящие достижение компании.

Дисульфид молибдена измельчается до микрочастиц, а затем смешивается с маслом. Однако они не выпадают в осадок, а всегда находятся во взвешенном состоянии. И тут противники заявили бы, что эти частицы будут забивать масляные фильтры! Однако такое предположение в корне неверно, так как размер микрочастиц MoS 2 намного меньше пропускных отверстий любого фильтрующего элемента. В связи с чем, зона контакта трущихся поверхностей деталей всегда находится под надежной защитой.

Свои свойства моторная присадка не теряет даже при высоких показателях температуры и давления. Помимо двигателя, защищают и другие агрегаты автомобиля:

  • основную коробку переключения передач;
  • раздаточную коробку;
  • планетарный механизм заднего моста;
  • ШРУСы.

Для планетарных и шестеренчатых передач характерны менее экстремальные условия работы, у двигателя они больше во много раз. Однако и в этих механизмах есть свои особенности - так называемое пятно контакта, где сосредотачивается большое давление. Поэтому использование масла с дисульфидом молибдена с целью существенно снизить коэффициент трения, более чем оправдано.

Военное назначение

Применение дисульфида молибдена в ранние годы носило военный характер. Дело в том, что во время вьетнамского конфликта средство использовалось для смазки оружия. Благодаря дисульфиду молибдена пуля легко проходила внутри ствола и меньше деформировалась. А ее баллистические свойства существенно улучшались, что благоприятно сказывалось на точности.

Американские летчики добавляли молибденовые присадки в трансмиссию вертолетов. Это позволяло при получении повреждений не упасть сразу же камнем, а долететь до базы на ремонт и за пополнением боекомплекта.

Теперь же дисульфидом молибдена покрываются сами пули в процессе их производства.

Преимущества масел

Уникальные свойства соединения MoS 2 наделяют превосходными качествами производимые моторные масла с молибденом. Отзывы это лишний раз подтверждают. Во многом это достигается за счет строения кристаллической решетки, которая состоит из одинаковых по размеру атомов серы и молибдена. Пленка между трущимися поверхностями создается настолько прочной, что ни высокая температура (300-400°C), ни большое давление не смогут ее разрушить.

Эффективность работы моторного масла можно почувствовать практически моментально после его заливки в двигатель. Механические потери снижаются, что отражается в перемене тональности звука силовой установки.

В настоящее время одним из поставщиков на автомобильные рынки многих стран мира является известный уже бренд Liqui Moly. Американским институтом нефти подтверждено высокое качество выпускаемой компанией продукции, которое соответствует высоким стандартам по энергосбережению - API EC.

Это означает, что экономия топлива может составить до 1,5% при умеренном движении автомобиля на прогретом двигателе. В условиях городского движения и при первом пуске мотора процент может быть еще больше.

Как действует масло?

Современный автомобиль содержит узлы и агрегаты, в которых немалое количество трущихся деталей. По этой причине они нуждаются в своевременной смазке. А поскольку двигатель работает от сгорания топлива, то трение сопровождается воздействием высокой температуры. Задача любой смазки заключается в снижении силы трения. С ней хорошо справляется моторное масло с молибденом, и отзывы многих владельцев показывают, как изменилось поведение автомобиля в лучшую сторону.

Трущиеся поверхности только с первого взгляда кажутся идеально гладкими. На деле они имеют некоторую степень шероховатости, просто она измеряется микроскопическими единицами. При касании моторного масла трущихся поверхностей, оно создает на их шероховатостях микроскопический слой пленки, за счет которой и снижается трение. Тонкий слой постоянно обновляется за счет непрерывной подачи смазки давлением. К слову сказать, те же качества у потенциального конкурента - моторного масла "Манол Молибден".

А так как масло содержит взвешенные твердые частички, хоть и очень маленького размера, то смысл всего сразу понятен. Если все эти микроскопические неровности и поры закрыть каким-нибудь твердым наполнителем, то поверхность станет более гладкой. В результате трение уменьшается, что, в свою очередь, приводит к снижению износа деталей.

Общественное мнение

Большинство опытных водителей и специалистов СТО отмечают положительные тенденции в работе моторного масла с молибденовой присадкой. В частности тихая и мягкая работа двигателя. Кроме того, количество расходного материала за все время пользования остается неизменным. Иногда молибден в моторном масле может привести хоть к несущественному, но увеличению компрессии в цилиндрах, что официально зарегистрировано.

Molibden Benzin

Однако всемирно известный производитель Liqui Moly не единственный, кто производит высококачественные моторные масла. С недавнего времени уже не избежать достойной конкуренции в лице нефтяного концерна "Маннол". На суд потребителей был выпущен продукт под названием Molibden Benzin 10W40.

Полусинтетический смазочный материал изготовлен для двигателей, работающих на бензине. Характерной особенностью можно считать полную адаптацию к городским дорожным условиям в режиме «старт-стоп». Продукция прошла тестирование и в целом показала себя с наилучшей стороны. Как отмечают многие Молибден Бензин" по своим характеристикам не уступает продукции Liqui Moly. Но это не значит, что оно превосходит предыдущий товар. Ведь, как показывают другие отзывы, моторное масло "Молибден Бензин" не превосходит аналог по качеству. В этом они держатся на равных.

Есть одна важная оговорка - масло необходимо заменять через каждые 7000 км пробега. В противном случае неизбежно возникнет окислительная реакция, что негативным образом влияет на работоспособность двигателя.