Танкер-химовоз. Серия из пяти танкеров-химовозов проекта RST27М для «БФ Танкер» от завода «Красное Сормово Формула полезной модели

Быстрый рост потребления жидкостей и расширение торговли способствовало появлению судов нового типа - танкер химовоз . Дедвейт грузовых судов данного типа уступает нефтеналивным танкерам, но по технологическому исполнению превосходит.

Танкеры химовозы предназначены для перевозки различных химических веществ. Их размеры значительно меньше из-за специфической особенности перевозимых грузов, а также ограничения портовых терминалов.

В мире среди химовозов считается грузовое судно «STOLT SAGALAND ». Танкер химовоз построен в 2008 году на верфи « » и принадлежит крупнейшей норвежской компании оператора перевозок «Stolt-Nielsen ». «STOLT SAGALAND » является новейшим современным химовозом и относится к судам высшей категории опасности. Такие суда должны обеспечивать необходимую безопасность в процессе эксплуатации и «STOLT SAGALAND » оборудован новейшей системой пожаротушения. Грузоподъемность судна 44500 куб. метров и приспособлено для перевозки любых веществ в жидком состоянии, что позволяет повысить конкурентоспособность компании. Химовоз достаточно высокотехнологичен и обладает прекрасными мореходными качествами. Дизельная силовая установка обеспечивает необходимую мощность и запас хода с крейсерской скоростью 15 узлов, что еще раз указывает на новое поколение танкера.

Особенностью химовоза «STOLT SAGALAND » являются 39 отдельных грузовых танков, покрытые специальной фенольно-эпоксидной и цинковой краской. Цистерны изготовлены из нержавеющей стали. Покрытие каждой грузовой цистерны определяет вид перевозимого вещества. Двадцать четыре емкости из нержавеющей стали подходят для транспортировки агрессивных кислот. Растительное масло, масляные ароматизаторы и прочие сырьевые химические вещества можно перевозить в остальных пятнадцати цистернах с эпоксидным покрытием. Химовоз имеет автоматическую систему подогрева танков с целью поддержания вязкости некоторых грузовых продуктов, как правило, это происходит через нагревательные элементы-спирали, которые находятся внутри цистерны.

фото химовоза «STOLT SAGALAND»

на борту химовоза «STOLT SAGALAND»

Важным мероприятием после отгрузки является очистка остатков содержимого танка. К очистке также относится вентилирование взрывоопасных газов. Палуба танкера химовоза имеет сложную систему трубопроводов, а двойной корпус грузового судна «STOLT SAGALAND » обеспечивает безопасную доставку жидких веществ в пункт назначения.

Химовозы компании «Stolt Nielsen » самые совершенные среди грузовых судов мира. Приоритетными направлениями компании является охрана окружающей среды, нововведения в деятельность и судостроение, эффективность использования топлива, безопасность и охрана окружающей среды. Чтобы достичь безупречного выполнения операции руководство компании проводит профотбор и обучение персонала, так как это самый лучший способ достичь лучших результатов.

Серия из пяти танкеров-химовозов проекта RST27М будет заводом «Красное Сормово» (входит в АО «Объединенная судостроительная корпорация») по заказу «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК), с которой в январе 2017 года был заключен контракт. Суда данной серии будут переданы судоходной компании «БФ Танкер».

Проект RST27M разработан Морским Инженерным Бюро.

В сравнении с танкер-химовоз нового проекта RST27M имеет усиленную морскую функцию: при максимальной осадке 4,60 метра проектный дедвейт 7875 тонн (у проекта RST27 - проектный дедвейт 6980 тонн), что больше на 895 тонн; объем грузовых цистерн рассчитан на перевозку сортов нефти Каспийского региона и увеличен за счет увеличения высоты тронка до 8970 м³ (у RST27 - 8100 м³), то есть на 870 м³; три сорта груза (на RST27 два сорта груза).

Класс Российского Морского Регистра Судоходства - KM Ice1 R2 AUT1-ICS VCS ECO-S OMBO Oil tanker /Chemical tanker type 2 (ESP).

Как и другие танкеры смешанного плавания Морского Инженерного Бюро, суда проекта RST27M используют в качестве единых средств движения и управления полноповоротные винто-рулевые колонки, имеют развитый тронк, применяют грузовые погружные насосы, у них отсутствуют продольная переборка в ДП и набор в грузовых танках.

Суда проекта RST27M удовлетворяют габаритам Волго-Донского судоходного канала и Волго-Балтийского пути. Габаритная длина составляет 140,85 метра, ширина 16,6 метра, высота борта 6,0 метра. Относятся к танкерам «Волго-Дон макс» класса.

При проектировании учтены специальные требования российских и мировых нефтяных компаний, дополнительные экологические ограничения класса Российского морского Регистра судоходства «ЭКО ПРОЕКТ» (ECO-S).

Судно предназначено для перевозки нефти и нефтепродуктов плотностью от 0,7 до 1,015 т/м³, а также вредных жидких веществ наливом, в том числе требующих подогрева до температуры 60°С, без ограничения по температуре вспышки.

В одном рейсе обеспечивается перевозка трех сортов груза.

Помимо нефти и нефтепродуктов, судно может перевозить расширенный перечень других наливных грузов: масло касторовое; масло какао; масло кокосовое; масло кукурузное; масло хлопковое; масло арахисовое; масло ореха «бассия»; масло льняное; масло из косточек манго; масло оливковое; масло пальмоядровое; олеин пальмоядровый; стеарин пальмоядровый; масла пальмового средняя фракция; масло пальмовое; олеин пальмовый; стеарин пальмовый; масло рапсовое; масло рисовое; масло сафлоровое; масляного дерева масло; масло соевое; масло подсолнечное; масло тунговое; спирт метиловый; эфир трет-бутиловый метила; эфир трет-бутиловый этила; этиленгликоль; растворы лигносульфоната кальция; этилацетат; гексан (все изомеры); октанол (все изомеры); раствор гидроксида натрия; толуол; раствор нитрата карбамида/аммония; ксилолы; ацетон; спирт этиловый; спирт изопропиловый; диэтиленгликоль; глицерин.

Вместимость шести грузовых танков и двух отстойных танков при 98% заполнении - 8970 м³, дедвейт в море (по проекту) - 7875 тонны при осадке 4,60 метра, в реке при осадке 3,60 метра (по проекту) - 5337 тонн, скорость в эксплуатации - 10,5 узлов.

Не смотря на некоторое увеличение массы судна порожнем, проектный дедвейт в реке сохранился практически такой же как на RST27 (5337 тонн на RST27M против 5378 тонн на RST27), поэтому традиционные задачи на внутренних водных путях новые суда будут решать не хуже знаменитого исходного проекта RST27.

Грузовая система выполнена под одновременную перевозку трех сортов груза, производительность грузовых насосов - 6 х 200 м³/час. Установлено два вспомогательных паровых котла производительностью по 2,5 т/ч и два утилизационных паровых котла производительностью по 0,45 т/ч.

Система подогрева обеспечивает поддержание температуры перевозимого груза во время рейса 60°C (при температуре наружного воздуха -23°C), а также подогрев груза от 50 до 60°C за 48 часов (для нефтепродуктов). Система подогрева обеспечивает поддержание температуры перевозимого груза во время рейса 45°C (при температуре наружного воздуха -23°C), а также подогрев груза от 45 до 65°C за 96 часов (для растительных масел).

В качестве главных двигателей используются два среднеоборотных дизеля мощностью по 1200 кВт, работающие на тяжелом топливе вязкостью IFO380. Подруливающее устройство - 230 кВт.

Электростанция состоит из трех дизель-генераторов по 296 кВт и аварийно-стояночного дизель-генератора 136 кВт.

Экипаж - 12 человек, мест - 14 + лоцман. Автономность (в море / в реке) - 20 / 12 сут.

Головной танкер-химовоз «Балт Флот 16» проекта RST27М (строительный номер 02022): 25 января 2017 года. 21 июля спуск на воду. 21 июля на воду. Крестной матерью судна стала главный бухгалтер компании «БФ Танкер» Ксения Соколова. 06 сентября приема-передачи судна. По сообщению от 03 октября заказчику.

Второй танкер-химовоз «Балт Флот 17» проекта RST27М: 08 сентября 2017 года состоялась спуска на воду. Крестная мать судна Наталья Дунец, менеджер управления морских и речных перевозок ПАО «НК Роснефть», разбила традиционную бутылку шампанского о борт химовоза. 13 октября был подписан акт передачи.

Третий танкер-химовоз «Балт Флот 18» проекта RST27М: 23 октября 2017 года спущен на воду. 23 октября на воду. Крестной матерью судна стала Александра Азова, член правления благотворительного фонда и попечительского совета, меценат проекта сооружения храма Преподобного Сергия Радонежского памяти моряков, погибших в водах Балтийского моря в городе Палдиски (Эстония), которая разбила бутылку шампанского о борт химовоза под аплодисменты присутствующих. 28 ноября заказчику - судоходной компании «БФ Танкер».

Четвертый танкер-химовоз «Балт Флот 19» проекта RST27М: Спуск на воду в декабре 2017 года. 22 декабря 2017 года на воду. 03 мая 2018 года заказчику - судоходной компании «БФ Танкер». Порт приписки – «Большой порт Санкт-Петербург».

Пятый танкер-химовоз «Балт Флот 20» проекта RST27М: 22 февраля 2018 года на воду. Компания «Морская Техника» сепаратор нефтесодержащих вод RWO и станцию очистки сточных вод Evac. 07 мая заказчику - судоходной компании «БФ Танкер». Порт приписки – «Большой порт Санкт-Петербург».


Владельцы патента RU 2332326:

Изобретение относится к судостроению, в частности к танкерам-химовозам для перевозки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов. Танкер-химовоз содержит двойной корпус с танками и балластными отсеками в бортах и днище, рулевую рубку. Часть внешнего корпуса, соединяющая днище и борта, выполнена в виде части параболического цилиндра и имеет скуловые кили. В танках выполнены устройства гашения колебаний нефти или нефтепродуктов в виде гофрированных непроницаемых продольных и поперечных переборок и палубного перекрытия с силовым набором, расположенным со стороны танков. Рулевая рубка выполнена от борта до борта. Фок-мачта и грот-мачта содержат молниеприемники, заземленные на корпус этого танкера. Кроме того, танкер снабжен системой орошения подходов к спасательной шлюпке для предохранения людей от воздействия высоких температур. Технический результат - повышение экологической безопасности доставки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов, повышение безопасности преодоления шлюзов и узкостей, открытых и закрытых морей, повышение безопасности движения с пустыми танками, повышение безопасности экипажа. 8 з.п. ф-лы, 8 ил.

Область техники

Изобретение относится к судостроению, в частности к танкерам-химовозам для перевозки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов.

Уровень техники

Известен нефтяной танкер, патентная заявка Японии №6298172, опубликованная 25.10.1994 г., МПК В63В 25/08, содержащий двойной корпус с танками и балластными отсеками в бортах и имеющий гофрированные элементы, разделяющие танки на две части, расположенные одна над другой, в которые помещают нефть.

Известен корпус судна, европейский патент №0460851, опубликованный 11.12.1991 г., МПК В63В 3/12, содержащий двойной корпус с цилиндрически искривленными пластинами для увеличения жесткости корпуса при его изгибе.

Особенностями указанных выше аналогов являются: недостаточная безопасность преодоления судном шлюзов и узкостей, в частности на реках; открытых и закрытых морей; недостаточная безопасность движения танкера с пустыми танками; недостаточная безопасность экипажа.

Известно судно, патент Канады №2320692, опубликованный 10.09.1999 г., МПК В63В 9/04, содержащее корпус со скуловыми килями для уменьшения усилий, создаваемых средой, и имеющих низкую частоту, которые противодействуют силам, создаваемых волнами, которые способствуют перемещению судна.

Особенностями указанного выше аналога являются: недостаточная экологическая безопасность доставки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов судном; недостаточная безопасность преодоления судном шлюзов и узкостей, в частности на реках; открытых и закрытых морей; недостаточная безопасность движения судна с пустыми танками; недостаточная безопасность экипажа.

Наиболее близким аналогом изобретения является судно, международная заявка РСТ №9325433, опубликованная 23.12.1993 г., МПК В63В 25/08, содержащее двойной корпус с танками и балластными отсеками в бортах и днище, трубопроводы погрузки-разгрузки нефти или нефтепродуктов с насосным оборудованием, трубопроводной арматурой и грузовыми манифольдами, трубопроводы заполнения-опорожнения балластных отсеков, подруливающие механизмы, устройства гашения колебаний нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов в танках в виде отражательных плит.

Особенностями наиболее близкого аналога являются: недостаточная безопасность преодоления судном шлюзов и узкостей, в частности на реках; открытых и закрытых морей; недостаточная безопасность движения судна с пустыми танками; недостаточная безопасность экипажа.

Раскрытие изобретения

Особенностью судов типа танкер-химовоз является необходимость удовлетворения требованиям судоходства в различных типах акваторий, в районах которых могут располагаться терминалы с нефтью, нефтепродуктами, различными маслами или жидкими химическими грузами. Навигации на реках характерно изменение полноводности рек и, следовательно, влияние на возможность прохождения груженых судов. На реках и каналах также располагаются шлюзы, имеющие ограниченные конструктивные размеры, что должно быть учтено при выборе геометрических параметров судов, которые для преодоления шлюзов должны быть меньше соответствующих геометрических параметров шлюзов. В акваториях морей и океанов вследствие значительного волнения водной среды суда подвергаются большим нагрузкам, вызываемым данным фактором.

Необходимость удовлетворения столь широкого объема требований к судам перевозящим нефть, нефтепродукты, различные масла или жидкие химические грузы накладывает ограничения на конструктивные решения, реализуемые на таких судах.

Задача, на решение которой направлена изобретение, - повышение безопасности доставки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов танкером-химовозом.

Технические результаты, которые обеспечивает изобретение:

Повышение экологической безопасности доставки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов танкером-химовозом;

Повышение безопасности преодоления танкером-химовозом шлюзов и узкостей;

Повышение безопасности преодоления танкером-химовозом открытых и закрытых морей;

Повышение безопасности движения танкера-химовоза с пустыми танками;

Повышение безопасности экипажа.

Технические результаты достигаются тем, что танкер-химовоз содержит двойной корпус с танками и балластными отсеками в бортах и днище, рулевую рубку, трубопроводы погрузки-разгрузки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов с насосным оборудованием, трубопроводной арматурой и грузовыми манифольдами, по крайней мере один подруливающий механизм, по крайней мере одну двигательную установку, устройства гашения колебаний нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов в танках, и, в отличие от наиболее близкого аналога, по крайней мере, часть внешнего корпуса, соединяющая днище и борта, выполнена в виде части параболического цилиндра, двигательная установка соединена с винтовым движителем, рулевое устройство выполнено с одним балансирным рулем с активным закрылком, устройства гашения колебаний нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов в танках выполнены в виде гофрированных непроницаемых продольных и поперечных переборок и палубного перекрытия с силовым набором, расположенным со стороны танков, на внешнем корпусе выполнены скуловые кили, рулевая рубка выполнена от борта до борта, фок-мачта и грот-мачта содержат молниеприемники, причем, молниеприемники заземлены на корпус танкера-химовоза, водопроводы пресной и забортной воды с насосным оборудованием и трубопроводной арматурой, энергетическая установка электрически соединена с системами: сигнализации верхнего уровня в танках, пожаротушения, грузовой, внешней связи, судовой радиотрансляции и радиовещания, внутрисудовой связи, навигации, сигнализации, управления техническими средствами, вентиляции, парового отопления, хозяйственного пароснабжения, кондиционирования воздуха, осушительной, балластной, топливной, пускового воздуха, воздуха низкого давления, электропитания, освещения, орошения подходов к спасательной шлюпке для предохранения людей от воздействия высоких температур.

При этом двойной корпус позволяет груженому танкеру-химовозу во время навигационных аварий, типа посадки на мель или подводный камень, за счет пластических деформаций частей внешнего корпуса, соединяющих днище и борта, выполненных в виде части параболического цилиндра, и отличных от пластических деформаций кругового или эллиптического цилиндров снизить вероятность разрыва наружного корпуса. Двигательная установка, соединенная с винтовым движителем, рулевое устройство с одним балансирным рулем с активным закрылком и подруливающий механизм в носу танкера позволяют за счет повышения маневренности при различных скоростях движения, и рубка по всей ширине судна, позволяющая наблюдать зазор между стенкой шлюза и танкером-химовозом, повышают безопасность преодоления шлюзов и узкостей.

Пассивные системы гашения колебаний как танкера-химовоза в целом за счет использования скуловых килей, так и жидкости, находящейся в танках, за счет использования гофрированных переборок и выполнение палубного перекрытия с силовым набором, расположенным со стороны танков, разбивки пространства на количество танков от 8 до 32 для снижения вероятности совпадения частоты собственных колебаний находящейся в каждом танке жидкости с частотой собственных колебаний танкера-химовоза и с частотой колебаний волн, повышенная гибкость (податливость) трубопроводов и продольного коридора (переходного мостика) за счет снижения напряжений, возникающих в местах соединения корпуса (палубы) с элементами трубопроводов, позволяют повысить безопасность преодоления танкером открытых и закрытых морей с высотой волн, по расчетам авторов до 7 метров. Заполнение балластных отсеков в днище и бортах забортной водой позволяет повысить остойчивость танкера-химовоза, а следовательно, и безопасность его движения с пустыми танками.

В танкере-химовозе криволинейные части гофр могут быть выполнены в виде частей параболических цилиндров. Это способствует более динамичному гашению колебаний располагающихся в танках жидкостей.

В танках и балластных цистернах могут быть выполнены водогазонепроницаемые крышки для входа в них, что позволяет повысить безопасность перевозки нефти и нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов.

В танкере-химовозе скуловые кили могут быть соединены неразъемно с частями параболического цилиндра внешнего корпуса по направлению, близкому к нормали, и выполнены в габаритах внешнего корпуса - т.е. проекции скуловых килей на горизонтальную плоскость днища не превышают ширину корпуса, а проекции скуловых килей на вертикальную плоскость борта не превышают линейного размера проекции днища на плоскость борта.

В танкере-химовозе органы управления движением и подруливающим устройством могут быть расположены в рулевой рубке, что позволяет повысить безопасность перевозки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов за счет большего удобства управления танкером-химовозом.

В танкере-химовозе манифольды могут быть соединены между собой трубопроводом погрузки-разгрузки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов, что позволяет повысить безопасность загрузки и разгрузки танкера-химовоза.

Танкер-химовоз может быть оборудован спасательными средствами: спасательной танкерной шлюпкой свободного падения, дежурной шлюпкой, спасательным плотом спускаемого типа, спасательным плотом сбрасываемого типа, спасательными кругами, спасательными жилетами, гидротермокостюмами, что приводит к повышению безопасности экипажа.

Краткое описание чертежей

На фиг.1 представлена схема расположения основных элементов танкера-химовоза в профиль.

На фиг.2 представлена схема расположения основных элементов танкера-химовоза в уровне подруливающего механизма.

На фиг.3 представлена схема расположения основных элементов танкера-химовоза в уровне ниже главной непрерывной палубы.

На фиг.4 представлена схема расположения основных элементов танкера-химовоза в уровне главной непрерывной палубы.

На фиг.5 представлена схема расположения основных элементов танкера-химовоза в уровне палубы бака, юта и продольного коридора (переходного мостика).

На фиг.6 представлена схема расположения основных элементов танкера-химовоза в уровне шлюпочной палубы.

На фиг.7 представлена схема расположения элементов танкера-химовоза в уровне палубы ходового мостика.

На фиг.8 представлены схемы (вид с торца) различных вариантов гофрированных переборок танкера-химовоза.

Осуществление изобретения

Изобретение может быть осуществлено постройкой на верфи танкера-химовоза для перевозки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов, содержащего двойной корпус с внешним корпусом 1, танками 2 и балластными отсеками 3, рулевую рубку 4, трубопроводы 5 погрузки-разгрузки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов с насосным оборудованием, трубопроводной арматурой и грузовыми манифольдами 6, подруливающий механизм 7, причем часть внешнего корпуса 1, соединяющая днище 8 и борта 9, выполнена в виде части параболического цилиндра, двигательную установку 10, соединенную с винтовым движителем 11, рулевое устройство с подвесным балансирным рулем 12. Устройства гашения колебаний нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов в танках 2 выполнены в виде гофрированных непроницаемых продольных 13 и поперечных 14 переборок и палубного перекрытия 15 с силовым набором, расположенным со стороны танков 2. На внешнем корпусе 1 выполнены скуловые кили. Рулевая рубка 4 выполнена от борта до борта. Фок-мачта 16 и грот-мачта 17 выполнены с молниеотводными устройствами. Использование водопроводов пресной и забортной воды с насосным оборудованием и трубопроводной арматурой позволяет проводить заполнение балластных отсеков 3 в днище и бортах забортной водой, что приводит к повышению остойчивости танкера-химовоза, а следовательно, и безопасности его движения с пустыми танками. Использование энергетической установки электрически соединенной с системами: сигнализации верхнего уровня в танках, пожаротушения, грузовой, внешней связи, судовой радиотрансляции и радиовещания, внутрисудовой связи, навигации, сигнализации, управления техническими средствами, вентиляции, парового отопления, хозяйственного пароснабжения, кондиционирования воздуха, осушительной, балластной, топливной, пускового воздуха, воздуха низкого давления, электропитания, освещения и орошения подходов к спасательной шлюпке 18 для предохранения людей от воздействия высоких температур позволяет повысить безопасность транспортировки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов.

В танкере-химовозе машинное отделение, энергетическую установку и жилую надстройку предпочтительно располагать в корме. Танкер-химовоз может быть построен с баком и ютом. Балластные отсеки 3 могут быть расположены в двойных бортах и двойном дне.

Пластические деформации части внешнего корпуса в виде параболического цилиндра отличаются в благоприятную сторону от пластических деформаций кругового или эллиптического цилиндров и снижают вероятность разрыва наружного корпуса. Изготовление части внешнего корпуса виде части параболического цилиндра возможно осуществить, например, на прессовом оборудовании, оснащенном соответствующей формой матрицей и пуансоном или на гибочном оборудовании.

Двигательная установка 10, соединенная с винтовым движителем 11 регулируемого шага, рулевое устройство с одним балансирным рулем 12 с активным закрылком и подруливающий механизм 7, позволяющие за счет повышения маневренности при различных скоростях движения, и рубка 4 по всей ширине судна, позволяющая наблюдать зазор между стенкой шлюза и танкером-химовозом, повышают безопасность преодоления шлюзов и узкостей.

Пассивные системы гашения колебаний как танкера в целом за счет использования скуловых килей, так и жидкости, находящейся в танках, за счет использования гофрированных переборок 13 и 14 и выполнение палубного перекрытия 15 с силовым набором, выполненного, например, из полособульба, расположенным со стороны танков 2, разбивки пространства на количество танков 2 от 8 до 32 для снижения совпадения частоты собственных колебаний находящейся в каждом танке жидкости, повышенная гибкость (податливость) трубопроводов 5 и продольного коридора (переходного мостика) 19, предназначенного для перехода с палуб надстройки к носовой оконечности танкера-химовоза, за счет снижения напряжений, возникающих в местах соединения палубы 15 с элементами трубопроводов 5, позволяют повысить безопасность преодоления танкером-химовозом открытых и закрытых морей с высотой волн, по расчетам авторов, до 7 метров. Заполнение балластных отсеков 3 в днище и бортах забортной водой позволяет повысить остойчивость танкера-химовоза, а следовательно, и безопасность его движения с пустыми танками.

В танкере-химовозе криволинейные части 20 гофр переборок 13 и 14 могут быть выполнены в виде частей параболических цилиндров. Это способствует более динамичному гашению колебаний располагающихся в танках жидкостей. Изготовление части 20 гофр переборок 13 и 14 виде частей параболических цилиндров возможно осуществить, например, на прессовом оборудовании, оснащенном соответствующей формой матрицей и пуансоном или на гибочном оборудовании.

В танках 2 и балластных цистернах 3 могут быть выполнены водогазонепроницаемые крышки 21 для входа в них, что позволяет повысить безопасность перевозки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов. Изготовление водогазонепроницаемых крышек 21 возможно осуществить известными способами. Для защиты танкера-химовоза от коррозии возможно использовать протекторную защиту в комбинации с лакокрасочным покрытием, которые проводятся известными способами. Танкер-химовоз может быть оборудован двумя носовыми становыми якорями. Якоря могут втягиваться в клюзы с якорными нишами. Подъем и отдача становых якорей на палубе бака может обеспечиваться с помощью брашпиля с электроприводом. Швартовные операции могут проводиться с помощью брашпиля и шпиля. Для швартовки танкер-химовоз может оборудоваться необходимым количеством швартовных и буксирных кнехтов и швартовных клюзов. Для предохранения судна от повреждений при швартовках у причалов, на рейдах и в море может быть предусмотрена кранцевая защита.

В танкере скуловые кили могут быть соединены неразъемно с частями параболического цилиндра внешнего корпуса 1 по направлению, близкому к нормали, и выполнены в габаритах внешнего корпуса 1 - то есть проекции скуловых килей на горизонтальную плоскость днища не превышают ширину корпуса, и проекции скуловых килей на вертикальную плоскость борта не превышают линейного размера проекции днища на плоскость борта. Неразъемное соединение может быть выполнено с использованием электродуговой сварки.

В танкере-химовозе органы управления движением и подруливающим устройством 7 могут быть расположены в рулевой рубке 4, что позволяет повысить безопасность перевозки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов за счет большего удобства управления танкером.

В танкере-химовозе манифольды 6 могут быть соединены между собой трубопроводом 5 погрузки-разгрузки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов, что позволяет повысить безопасность загрузки и разгрузки танкера-химовоза. Такое соединение возможно осуществить с использованием электродуговой сварки.

Танкер-химовоз может быть оборудован спасательными средствами: спасательной танкерной шлюпкой свободного падения 18, дежурной шлюпкой 22, спасательным плотом спускаемого типа, спасательным плотом сбрасываемого типа, спасательными кругами, спасательными жилетами, гидротермокостюмами, что приводит к повышению безопасности экипажа.

Танкер-химовоз осуществляет загрузку, перевозку и выгрузку нефти или нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов следующим образом.

К грузовым манифольдам 6 присоединяются внешние трубопроводы. Через грузовые манифольды 6 по трубопроводу 5 танки 2 загружаются нефтью, нефтепродуктами, различными маслами или жидкими химическими грузами. После загрузки танков 2 закрывается запорная арматура манифольдов 6 и трубопроводов 5 и отсоединяются внешние трубопроводы. Управление танкером-химовозом осуществляют из рулевой рубки 4. После прибытия на место доставки к грузовым манифольдам 6 присоединяются внешние трубопроводы. Через грузовые манифольды 6 по трубопроводу 5 нефть, нефтепродукты, различные масла или жидкие химические грузы выгружаются из танков 2 грузовыми электронасосами погружного типа.

При переходах танкера-химовоза с пустыми танками 2 в балластные отсеки 3 загружается забортная вода.

Во время навигационных аварий, типа посадки на мель или подводный камень, происходит пластическая деформация внешнего корпуса 1 и снижается вероятность разрыва наружного корпуса 1. При этом сохраняется непроницаемость танков 2 и предотвращается попадание нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов.

Использование двигательной установки, соединенной с винтовым движителем 11, рулевого устройства с подвесным рулем 12 и подруливающего механизма 7 повышает маневренность при различных скоростях движения.

Из иллюминаторов рубки 4 экипаж наблюдает зазор между стенкой шлюза и танкером при преодолении шлюзов.

Скуловые кили гасят колебания танкера во время волнения. Гофрированные переборки 13 и 14 и силовой набор палубного перекрытия 15 гасят колебания жидкости, находящейся в танках, во время волнения и маневрирования танкера.

В случае аварии, приводящей к потоплению танкера, могут быть задействованы спасательные средства: спасательная танкерная шлюпка свободного падения 18, дежурная шлюпка 22, спасательный плот спускаемого типа, спасательный плот сбрасываемого типа, спасательные круги, спасательные жилеты, гидротермокостюмы.

1. Танкер-химовоз, содержащий двойной корпус с танками и балластными отсеками в бортах и днище, рулевую рубку, трубопроводы погрузки-разгрузки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов с насосным оборудованием, трубопроводной арматурой и грузовыми манифольдами, по крайней мере один подруливающий механизм, по крайней мере одну двигательную установку, устройства гашения колебаний нефти или нефтепродуктов в танках, отличающийся тем, что по крайней мере часть внешнего корпуса, соединяющая днище и борта, выполнена в виде части параболического цилиндра, двигательная установка соединена с винтовым движителем, рулевое устройство выполнено с одним балансирным рулем с активным закрылком, устройства гашения колебаний нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов в танках выполнены в виде гофрированных непроницаемых продольных и поперечных переборок и палубного перекрытия с силовым набором, расположенным со стороны танков, на внешнем корпусе выполнены скуловые кили, рулевая рубка выполнена от борта до борта, носовая оконечность выполнена бульбообразной в подводной части корпуса, фок-мачта и грот-мачта содержат молниеприемники, причем молниеприемники заземлены на корпус танкера, водопроводы пресной и забортной воды выполнены с насосным оборудованием и трубопроводной арматурой, энергетическая установка электрически соединена с системами: сигнализации верхнего уровня в танках, пожаротушения, грузовой, внешней связи, судовой радиотрансляции и радиовещания, внутрисудовой связи, навигации, сигнализации, управления техническими средствами, вентиляции, парового отопления, хозяйственного пароснабжения, кондиционирования воздуха, осушительной, балластной, топливной, пускового воздуха, воздуха низкого давления, электропитания, освещения, орошения подходов к спасательной шлюпке для предохранения людей от воздействия высоких температур.

2. Танкер-химовоз по п.1, отличающийся тем, что криволинейные части гофр выполнены в виде частей параболических цилиндров.

3. Танкер-химовоз по п.1, отличающийся тем, что в танках и балластных цистернах выполнены водогазонепроницаемые крышки для входа в них.

4. Танкер-химовоз по п.1, отличающийся тем, что скуловые кили соединены неразъемно с частями параболического цилиндра внешнего корпуса по направлению, близкому к нормали, и выполнены в габаритах внешнего корпуса.

5. Танкер-химовоз по п.1, отличающийся тем, что органы управления движением расположены в рулевой рубке.

6. Танкер-химовоз по п.1, отличающийся тем, что органы управления подруливающим механизмом расположены в рулевой рубке.

7. Танкер-химовоз по п.1, отличающийся тем, что винтовой движитель выполнен регулируемого шага.

8. Танкер-химовоз по п.1, отличающийся тем, что винтовой движитель подруливающего механизма выполнен регулируемого шага.

Химовоз (англ. Chemical tanker) - грузовое судно торгового флота, предназначенное для перевозки химикалий (кислот, и пр.), опасных как для людей, так и окружающей среды. К химовозам также относятся нефтяные танкера, когда они перевозят полностью или частично вредные жидкие вещества наливом. Этот тип танкеров является комбинированным (Oil/Chemical tankers).


Химовоз «Stolt Innovation», дедвейтом 36896 т. компании Stolt-Nielsen

Согласно кодекса МКХ (IBC Code) - по конструктивной защите грузовой части судна химовозы делятся на три типа:
- Тип 1 оборудован двойными бортами и дном - на случай аварийной ситуации (столкновения либо посадки судна на скалистый грунт).

Химовозы первого типа используются для транспортировки наиболее опасных по токсичному воздействию грузов, температура воспламенения которых составляет менее 65 град. Цельсия либо диапазон воспламенения которых более пятидесяти процентов по объему.

Химовозы Типа 2 предназначены для перевозки грузов имеющих серьезные угрозы по токсичности и воспламеняемости. Эти суда также имеют двойной борт и двойное дно.

Химовозы Типа 3 предназначены для перевозки наименее опасных, среди возможных химических грузов*. Эти суда не имеют двойных бортов и днища - достаточно одной продольной переборки.

Химовоз « Bow Pioneer», дедвейтом 75 000 т. Норвежской компании Odfjell


Исходя из дедвейта химовозы можно разделить на следующие категории:

Inland Chemical Tankers - 500 - 4000 т (речные химовозы, для внутренних водных путей)
- Coastal Chemical Tankers (short sea tankers) - 3000 - 10000 т. (прибрежного и морского плавания)
- Deep Sea Tankers - 10000 - 75000 т. (дальнего плавния)

Все химовозы снабжены контрольно-измерительными системами, которые включают аппаратуру для измерения температуры, давления и уровня груза в танках, газоанализаторы, а также устройства для взятия проб груза и др. Также они оборудованы системой подогрева танков для возможности поддержания определенной вязкости для некоторых типов груза. Как правило, подогрев осуществляется путем пропускания пара под давлением через специальные системы трубопроводов из нержавеющей стали в грузовых танках.

На большинстве химовозов каждый из танков имеет свой грузовой насос и независимую систему трубопроводов, что позволяет загружать в разные танки различные типы грузов.

Строятся химовозы преимущественно в Японии, Южной Корее и Китае. Также судостроительные компании, специализирующиеся на этом типе судов есть в Турции, Италии, Германии и Польше. Однако все-таки химовозы Японской постройки преобладают, в связи с использованием японцами передовых технологий по высокоточной сварке нержавеющей стали, из которой создаются грузовые танки для газовозов.

К крупнейшим компаниям - операторам химовозного флота относятся такие компании как Stolt-Nielsen, Odfjell, Navig8 и Mitsui O.S.K. Lines.

* Перечень опасных грузов, которые могут перевозится на химовозах перечислен в 17-й главе кодекса МКХ (англ. IBC Code).

Полезная модель относится к судостроению, в частности/ к танкерам-химовозам для перевозки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов. Технические результаты: - повышение экологической безопасности доставки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов танкером-химовозом; повышение безопасности преодоления шлюзов и уз-костей, открытых и закрытых морей; повышение безопасности движения танкера с пустыми танками; повышение безопасности экипажа. Танкер-химовоз содержит двойной корпус с танками и балластными отсеками в бортах и днище, рулевую рубку, трубопроводы погрузки-разгрузки с насосным оборудованием, трубопроводной арматурой и грузовыми манифольдами, подруливающий механизм, двигательную установку, часть внешнего корпуса, соединяющая днище и борта, выполнена в виде части гиперболического цилиндра, устройства гашения колебаний нефти или нефтепродуктов в танках выполнены в виде гофрированных непроницаемых продольных и поперечных переборок и палубного перекрытия с силовым набором, расположенным со стороны танков, на внешнем корпусе выполнены скуловые кили, рулевая рубка выполнена от борта до борта, фок-мачта и грот-мачта содержат молниеприемники, водопроводы пресной и забортной воды с насосным оборудованием и трубопроводной арматурой, энергетическая установка электрически соединена с системами: сигнализации верхнего уровня в танках, пожаротушения, грузовой, внешней связи, судовой радиотрансляции и радиовещания, внутрисудовой связи, навигации, сигнализации, управления техническими средствами, вентиляции, парового отопления, хозяйственного пароснабжения, кондиционирования воздуха, осушительной, балластной, топливной, пускового воздуха, воздуха низкого давления, электропитания, освещения, орошения подходов к спасательной шлюпке для предохранения людей от воздействия высоких температур.


Область техники

Полезная модель относится к судостроению, в частности, к танкерам-химовозам для перевозки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов.

Уровень техники

Известен нефтяной танкер, патентная заявка Японии №6298172, опубликованная 25.10.1994 г.по МПК В 63 В 25/08, содержащий двойной корпус с танками и балластными отсеками в бортах и имеющий гофрированные элементы, разделяющие танки на две части, расположенные одна над другой, в которые помещают нефть.

Известен корпус судна, европейский патент №0460851, опубликованный 11.12.1991 г.по МПК В 63 В 3/12, содержащий двойной корпус с цилиндрически искривленными пластинами для увеличения жесткости корпуса при его изгибе.

Особенностями указанных выше аналогов являются: недостаточная безопасность преодоления судном шлюзов и узкостей, в частности, на реках; открытых и закрытых морей; недостаточная безопасность движения танкера с пустыми танками; недостаточная безопасность экипажа.

Известно судно, патент Канады №2320692, опубликованный 10.09.1999 г по МПК В 63 В 9/04, содержащее корпус со скуловыми килями для уменьшения усилий, создаваемых средой, и имеющих низкую частоту, которые противодействуют силам, создаваемых волнами, которые способствуют перемещению судна.

Особенностями указанного выше аналога являются: недостаточная экологическая безопасность доставки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов судном; недостаточная безопасность преодоления судном шлюзов и узкостей, в частности, на реках; открытых и закрытых морей; недостаточная безопасность

движения судна с пустыми танками; недостаточная безопасность экипажа.

Наиболее близким аналогом полезной модели является судно, международная заявка РСТ №9325433, опубликованная 23.12.1993 г.по МПК В 63 В 25/08, содержащее двойной корпус с танками и балластными отсеками в бортах и днище, трубопроводы погрузки-разгрузки нефти или нефтепродуктов с насосным оборудованием, трубопроводной арматурой и грузовыми манифольдами, трубопроводы заполнения-опорожнения балластных отсеков, подруливающие механизмы, устройства гашения колебаний нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов в танках в виде отражательных плит.

Особенностями наиболее близкого аналога являются: недостаточная безопасность преодоления судном шлюзов и узкостей, в частности, на реках; открытых и закрытых морей; недостаточная безопасность движения судна с пустыми танками; недостаточная безопасность экипажа.

Раскрытие полезной модели

Особенностью судов типа танкера-химовоза является необходимость удовлетворения требованиям судоходства в различных типах акваторий, в районах которых может располагаться терминалы с нефтью, нефтепродуктами, различными маслами или жидкими химическими грузами. Навигации на реках характерно изменение полноводности рек и, следовательно, влияние на возможность прохождения груженых судов. На реках и каналах также располагаются шлюзы, имеющие ограниченные конструктивные размеры, что должно быть учтено при выборе геометрических параметров судов, которые для преодоления шлюзов должны быть меньше соответствующих геометрических параметров шлюзов. В акваториях морей и океанов вследствие значительного волнения водной среды суда подвергаются большим нагрузкам, вызываемых данным фактором.

Необходимость удовлетворения столь широкого объема требований к судам перевозящим нефть, нефтепродукты, различные масла или жидкие химические грузов накладывает ограничения на конструктивные решения, реализуемые на таких судах.

Задача, на решение которой направлена полезная модель, - повышение безопасности доставки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов танкером-химовозом.

Технические результаты, которые обеспечивает полезная модель:

Повышение экологической безопасности доставки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов танкером-химовозом;

Повышение безопасности преодоления танкером-химовозом шлюзов и узкостей;

Повышение безопасности преодоления танкером открытых и закрытых морей;

Повышение безопасности движения танкера с пустыми танками;

Повышение безопасности экипажа.

Технические результаты достигаются тем, что танкер-химовоз содержит двойной корпус с танками и балластными отсеками в бортах и днище, рулевую рубку, трубопроводы погрузки-разгрузки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов с насосным оборудованием, трубопроводной арматурой и грузовыми манифольдами, по крайней мере один подруливающий механизм, по крайней мере одну двигательную установку, устройства гашения колебаний нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов в танках, и, в отличие от наиболее близкого аналога, по крайней мере, часть внешнего корпуса, соединяющая днище и борта, выполнена в виде части гиперболического цилиндра, двигательная установка соединена с винтовым движителем, рулевое устройство выполнено с одним балансирным рулем с активным закрылком, устройства гашения колебаний нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов в танках выполнены в виде гофрированных непроницаемых продольных и поперечных переборок и палубного перекрытия с силовым набором, расположенным со стороны танков, на внешнем корпусе выполнены скуловые кили, рулевая рубка выполнена от борта до борта, фок-мачта и грот-мачта содержат молниеприемники, причем, молниеприемники заземлены на корпус танкера-химовоза, водопроводы пресной и забортной воды с насосным оборудованием и трубопроводной арматурой, энергетическая установка электрически соединена с системами: сигнализации верхнего

уровня в танках, пожаротушения, грузовой, внешней связи, судовой радиотрансляции и радиовещания, внутрисудовой связи, навигации, сигнализации, управления техническими средствами, вентиляции, парового отопления, хозяйственного пароснабжения, кондиционирования воздуха, осушительной, балластной, топливной, пускового воздуха, воздуха низкого давления, электропитания, освещения, орошения подходов к спасательной шлюпке для предохранения людей от воздействия высоких температур.

При этом двойной корпус позволяет груженому танкеру-химовозу во время навигационных аварий, типа посадки на мель или подводный камень, за счет пластических деформаций частей внешнего корпуса, соединяющих днище и борта, выполненных в виде части гиперболического цилиндра, и отличных от пластических деформаций кругового цилиндра снизить вероятность разрыва наружного корпуса. Двигательная установка, соединенная с винтовым движителем, рулевое устройство с одним балансирным рулем с активным закрылком и подруливающий механизм в носу танкера позволяют за счет повышения маневренности при различных скоростях движения, и рубка по всей ширине судна, позволяющая наблюдать зазор между стенкой шлюза и танкером-химовозом, повышают безопасность преодоления шлюзов и узкостей.

Пассивные системы гашения колебаний как танкера-химовоза в целом за счет использования скуловых килей, так и жидкости, находящейся в танках, за счет использования гофрированных переборок и выполнение палубного перекрытия с силовым набором, расположенным со стороны танков, разбивки пространства на количество танков от 8 до 32 для снижения вероятности совпадения частоты собственных колебаний находящейся в каждом танке жидкости с частотой собственных колебаний танкера-химовоза и с частотой колебаний волн, повышенная гибкость (податливость) трубопроводов и переходного мостика, за счет снижения напряжений, возникающих в местах соединения корпуса (палубы) с элементами трубопроводов, позволяют повысить безопасность преодоления танкером открытых и закрытых морей с высотой волн, по расчетам авторов, до 7 метров. Заполнение балластных отсеков в днище и бортах забортной водой

позволяет повысить остойчивость танкера-химовоза, а следовательно, и безопасность его движения с пустыми танками.

В танкере-химовозе криволинейные части гофр могут быть выполнены в виде частей гиперболических цилиндров. Это способствует более динамичному гашению колебаний располагающихся в танках жидкостей.

В танках и балластных цистернах могут быть выполнены водогазонепроницаемые крышки для входа в них, что позволяет повысить безопасность перевозки нефти и нефтепродуктов.

В танкере-химовозе скуловые кили могут быть соединены неразъемно с цилиндрическим частями внешнего корпуса по направлению, близкому к нормали, и выполнены в габаритах внешнего корпуса - т.е. проекции скуловых килей на горизонтальную плоскость днища не превышают ширину корпуса, а проекции скуловых килей на вертикальную плоскость борта не превышают линейного размера проекции днища на плоскость борта.

В танкере-химовозе органы управления движением и подруливающим устройством могут быть расположены в рулевой рубке, что позволяет повысить безопасность перевозки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов за счет большего удобства управления танкером-химовозом.

В танкере-химовозе манифольды могут быть соединены между собой трубопроводом погрузки-разгрузки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов, что позволяет повысить безопасность загрузки и разгрузки танкера-химовоза.

Танкер-химовоз может быть оборудован спасательными средствами: спасательной танкерной шлюпкой свободного падения, дежурной шлюпкой, спасательным плотом спускаемого типа, спасательным плотом сбрасываемого типа, спасательными кругами, спасательными жилетами, гидротермокостюмами, что приводит к повышению безопасности экипажа.

Краткое описание чертежей

На фиг.1 представлена схема расположения основных элементов танкера-химовоза в профиль.

На фиг.2 представлена схема расположения основных элементов танкера-химовоза в уровне подруливающего механизма.

На фиг.3 представлена схема расположения основных элементов танкера-химовоза в уровне ниже главной непрерывной палубы.

На фиг.4 представлена схема расположения основных элементов танкера-химовоза в уровне главной непрерывной палубы.

На фиг.5 представлена схема расположения основных элементов танкера-химовоза в уровне палубы бака, юта и продольного коридора (переходного мостика).

На фиг.6 представлена схема расположения основных элементов танкера-химовоза в уровне шлюпочной палубы.

На фиг.7 представлена схема расположения элементов танкера-химовоза в уровне палубы ходового мостика.

На фиг.8 представлены схемы (вид с торца) различных вариантов гофрированных переборок танкера-химовоза.

Осуществление полезной модели

Полезная модель может быть осуществлена постройкой на верфи танкера-химовоза для перевозки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов, содержащего двойной корпус с внешним корпусом 1, танками 2 и балластными отсеками 3, рулевую рубку 4, трубопроводы 5 погрузки-разгрузки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов с насосным оборудованием, трубопроводной арматурой и грузовыми манифольдами 6, подруливающий механизм 7, причем часть внешнего корпуса 1, соединяющая днище 8 и борта 9, выполнена в виде части гиперболического цилиндра, двигательную установку 10, соединенную с винтовым движителем 11, рулевое устройство с подвесным балансирным рулем 12. Устройства гашения колебаний нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов в танках 2 выполнены в виде гофрированных непроницаемых продольных 13 и поперечных 14 переборок и палубного перекрытия 15 с силовым набором, расположенным со стороны танков 2. На внешнем корпусе 1 выполнены скуловые кили. Рулевая рубка 4 выполнена от борта до борта. Фок-мачта 16 и грот-мачта 17 выполнены с молниеотводными устройствами. Использование водопроводов пресной и забортной воды с насосным оборудованием и трубопроводной арматурой позволяет проводить заполнение балластных отсеков 3 в днище и бортах забортной водой, что приводит к повышению остойчивость танкера-химовоза, а

следовательно, и безопасности его движения с пустыми танками. Использование энергетической установки электрически соединенной с системами: сигнализации верхнего уровня в танках, пожаротушения, грузовой, внешней связи, судовой радиотрансляции и радиовещания, внутрисудовой связи, навигации, сигнализации, управления техническими средствами, вентиляции, парового отопления, хозяйственного пароснабжения, кондиционирования воздуха, осушительной, балластной, топливной, пускового воздуха, воздуха низкого давления, электропитания, освещения и орошения подходов к спасательной шлюпке 18 для предохранения людей от воздействия высоких температур позволяет повысить безопасность транспортировки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов.

В танкере-химовозе машинное отделение, энергетическую установку и жилую надстройку предпочтительно располагать в корме. Танкер-химовоз может быть построен с баком и ютом. Балластные отсеки 3 могут быть расположены в двойных бортах и двойном дне.

Пластические деформации части внешнего корпуса в виде гиперболического цилиндра отличаются в благоприятную сторону от пластических деформаций кругового цилиндра и снижают вероятность разрыва наружного корпуса. Изготовление части внешнего корпуса виде части гиперболического цилиндра возможно осуществить, например, на прессовом оборудовании, оснащенном соответствующей формой матрицей и пуансоном или на гибочном оборудовании.

Двигательная установка 10, соединенная с винтовым движителем 11 регулируемого шага, рулевое устройство с одним балансирным рулем 12 с активным закрылком и подруливающий механизм 7, позволяющие за счет повышения маневренности при различных скоростях движения, и рубка 4 по всей ширине судна, позволяющая наблюдать зазор между стенкой шлюза и танкером-химовозом, повышают безопасность преодоления шлюзов и узкостей.

Пассивные системы гашения колебаний как танкера в целом за счет использования скуловых килей, так и жидкости, находящейся в танках, за счет использования гофрированных переборок 13 и 14 и выполнение палубного перекрытия 15 с силовым набором, выполненного, например, из полособульба, расположенным со стороны танков

2, разбивки пространства на количество танков 2 от 8 до 32 для снижения совпадения частоты собственных колебаний находящейся в каждом танке жидкости, повышенная гибкость (податливость) трубопроводов 5 и переходного мостика 19, предназначенного для перехода с палуб надстройки к носовой оконечности танкера-химовоза, за счет снижения напряжений, возникающих в местах соединения палубы 15 с элементами трубопроводов 5, позволяют повысить безопасность преодоления танкером-химовозом открытых и закрытых морей с высотой волн, по расчетам авторов, до 7 метров. Заполнение балластных отсеков 3 в днище и бортах забортной водой позволяет повысить остойчивость танкера-химовоза, а следовательно, и безопасность его движения с пустыми танками.

В танкере-химовозе криволинейные части 20 гофр переборок 13 и 14 могут быть выполнены в виде частей гиперболических цилиндров. Это способствует более динамичному гашению колебаний располагающихся в танках жидкостей. Изготовление части 20 гофр переборок 13 и 14 виде частей гиперболических цилиндров возможно осуществить, например, на прессовом оборудовании, оснащенном соответствующей формой матрицей и пуансоном или на гибочном оборудовании.

В танках 2 и балластных цистернах 3 могут быть выполнены водогазонепроницаемые крышки 21 для входа в них, что позволяет повысить безопасность перевозки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов. Изготовление водогазонепроницаемых крышек 21 возможно осуществить известными способами. Для защиты танкера-химовоза от коррозии, возможно использовать протекторную защиту в комбинации с лакокрасочным покрытием, которые проводятся известными способами. Танкер-химовоз может быть оборудован двумя носовыми становыми якорями. Якоря могут втягиваться в клюзы с якорными нишами. Подъем и отдача становых якорей на палубе бака может обеспечиваться с помощью брашпиля с электроприводом. Швартовные операции могут проводиться с помощью брашпиля и шпиля. Для швартовки танкер может оборудоваться необходимым количеством швартовных и буксирных кнехтов и швартовных клюзов. Для предохранения судна от повреждений при швартовках у причалов, на рейдах и в море может быть предусмотрена кранцевая защита.

В танкере скуловые кили могут быть соединены неразъемно с цилиндрическим частями внешнего корпуса 1 по направлению, близкому к нормали, и выполнены в габаритах внешнего корпуса 1 - то есть проекции скуловых килей на горизонтальную плоскость днища не превышают ширину корпуса, и проекции скуловых килей на вертикальную плоскость борта не превышают линейного размера проекции днища на плоскость борта. Неразъемное соединение может быть выполнено с использованием электродуговой сварки.

В танкере-химовозе органы управления движением и подруливающим устройством 7 могут быть расположены в рулевой рубке 4, что позволяет повысить безопасность перевозки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов за счет большего удобства управления танкером.

В танкере-химовозе манифольды 6 могут быть соединены между собой трубопроводом 5 погрузки-разгрузки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов, что позволяет повысить безопасность загрузки и разгрузки танкера-химовоза. Такое соединение возможно осуществить с использованием электродуговой сварки.

Танкер может быть оборудован спасательными средствами: спасательной танкерной шлюпкой свободного падения 18, дежурной шлюпкой 22, спасательным плотом спускаемого типа, спасательным плотом сбрасываемого типа, спасательными кругами, спасательными жилетами, гидротермокостюмами, что приводит к повышению безопасности экипажа.

Танкер-химовоз осуществляет загрузку, перевозку и выгрузку нефти или нефтепродуктов следующим образом.

К грузовым манифольдам 6 присоединяются внешние трубопроводы. Через грузовые манифольды 6 по трубопроводу 5 танки 2 загружаются нефтью, нефтепродуктами, различными маслами или жидкими химическими грузами. После загрузки танков 2 закрывается запорная арматура манифольдов 6 и трубопроводов 5 и отсоединяются внешние трубопроводы. Управление танкером-химовозом осуществляют из рулевой рубки 4. После прибытия на место доставки к грузовым манифольдам 6 присоединяются внешние трубопроводы. Через грузовые манифольды 6 по трубопроводу 5 нефть, нефтепродукты, различные

масла или жидкие химические грузы выгружаются из танков 2 грузовыми "электронасосами погружного типа

При переходах танкера-химовоза с пустыми танками 2 в балластные отсеки 3 загружается забортная вода.

Во время навигационных аварий, типа посадки на мель или подводный камень происходит пластическая деформация внешнего корпуса 1 и снижается вероятность разрыва наружного корпуса 1. При этом сохраняется непроницаемость танков 2 и предотвращается попадание нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов.

Использование двигательной установки, соединенной с винтовым движителем 11, рулевого устройства с подвесным рулем 12 и подруливающего механизма 7 повышает маневренность при различных скоростях движения.

Из иллюминаторов рубки 4, экипаж наблюдает зазор между стенкой шлюза и танкером при преодолении шлюзов.

Скуловые кили гасят колебания танкера во время волнения. Гофрированные переборки 13 и 14 и силовой набор палубного перекрытия 15 гасят колебания жидкости, находящейся в танках, во время волнения и маневрирования танкера.

В случае аварии, приводящей к потоплению танкера, могут быть задействованы спасательные средства: спасательная танкерная шлюпка свободного падения 18, дежурная шлюпка 22, спасательный плот спускаемого типа, спасательный плот сбрасываемого типа, спасательные круги, спасательные жилеты, гидротермокостюмы.


Формула полезной модели

1. Танкер-химовоз, содержащий двойной корпус с танками и балластными отсеками в бортах и днище, рулевую рубку, трубопроводы погрузки-разгрузки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов с насосным оборудованием, трубопроводной арматурой и грузовыми манифольдами, по крайней мере, один подруливающий механизм, по крайней мере, одну двигательную установку, устройства гашения колебаний нефти или нефтепродуктов в танках, отличающийся тем, что, по крайней мере, часть внешнего корпуса, соединяющая днище и борта, выполнена в виде части гиперболического цилиндра, двигательная установка соединена с винтовым движителем, рулевое устройство с одним балансирным рулем с активным закрылком, устройства гашения колебаний нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов в танках выполнены в виде гофрированных непроницаемых продольных и поперечных переборок и палубного перекрытия с силовым набором, расположенным со стороны танков, на внешнем корпусе выполнены скуловые кили, рулевая рубка выполнена от борта до борта, носовая оконечность бульбообразная в подводной части корпуса, фок-мачта и грот-мачта содержат молниеприемники, причем молниеприемники заземлены на корпус танкера, водопроводы пресной и забортной воды с насосным оборудованием и трубопроводной арматурой, энергетическая установка электрически соединена с системами: сигнализации верхнего уровня в танках, пожаротушения, грузовой, внешней связи, судовой радиотрансляции и радиовещания, внутрисудовой связи, навигации, сигнализации, управления техническими средствами, вентиляции, парового отопления, хозяйственного пароснабжения, кондиционирования воздуха, осушительной, балластной, топливной, пускового воздуха, воздуха низкого давления, электропитания, освещения, орошения подходов к спасательной шлюпке для предохранения людей от воздействия высоких температур.

2. Танкер-химовоз по п.1, отличающийся тем, что криволинейные части гофр выполнены в виде частей гиперболических цилиндров.

3. Танкер-химовоз по п.1, отличающийся тем, что в танках и балластных цистернах выполнены водогазонепроницаемые крышки для входа в них.

4. Танкер-химовоз по п.1, отличающийся тем, что скуловые кили соединены неразъемно с цилиндрическими частями внешнего корпуса по направлению, близкому к нормали, и выполнены в габаритах внешнего корпуса.

5. Танкер-химовоз по п.1, отличающийся тем, что органы управления движением расположены в рулевой рубке.

6. Танкер-химовоз по п.1, отличающийся тем, что органы управления подруливающим устройством расположены в рулевой рубке.

7. Танкер-химовоз по п.1, отличающийся тем, что винтовой движитель регулируемого шага.

8. Танкер-химовоз по п.1, отличающийся тем, что винтовой движитель подруливающего устройства регулируемого шага.

9. Танкер-химовоз по п.1, отличающийся тем, что оборудован спасательными средствами: спасательной танкерной шлюпкой свободного падения, дежурной шлюпкой, спасательным плотом спускаемого типа, спасательным плотом сбрасываемого типа, спасательными кругами, спасательными жилетами, гидротермокостюмами.