Технические характеристики шасси газ 3309. Техническая характеристика

Грузовой автомобиль ГАЗ-3309 является продуктом Горьковского автомобильного завода. Модель используется для эксплуатации на дорогах, имеющих твердое покрытие, и имеет оптимальное соотношение качества и цены. Именно это и определяет устойчивый спрос на автомобиль на отечественном рынке. На основе стандартного шасси выпускаются специальные модификации (автофургоны, топливозаправщики, самосвалы, мусоровозы, манипуляторы, автоцистерны и прочие варианты), что лишь добавляет ГАЗ-3309 популярности.

Модель является представителем четвертого поколения грузовых машин, производимых Горьковским автозаводом. Изначально автомобиль позиционировался как более продвинутая версия ГАЗ-3307. Неэкономичные грузовики предприятие планировало заменить на дизельные версии. Первые образцы новой серии были представлены в 1994-ом году. Они получили дизельный агрегат с турбонаддувом и индекс 3309. При этом отличия между моделями заключались лишь в ином расположении трубы воздухозаборника и новой силовой установке.

Видео


Выпуск ГАЗ-3309 продолжался сравнительно недолго. В 1997-ом году из-за существенного падения спроса на модель ее производство было остановлено. Спустя два года грузовик «реанимировали», оснастив его новым мотором. С 2008-го года модель оборудуется агрегатом, соответствующим нормам «Евро-3».

В плане эксплуатации грузовик считается одним из наиболее экономичных. При этом показатели производительности и выносливости модели также порадуют владельца. ГАЗ-3309 имеет отличные технические параметры, мощный и надежный агрегат и идеально подходит для отечественных дорог.

Присутствуют у автомобиля и слабые места. Наиболее проблемной является рама. Особого внимания требует и задний мост, являющийся важнейшим узлом модели. Дополнительный дискомфорт при движении возникает из-за отсутствия амортизаторов на задней оси. Хорошая проходимость не свойственна данной модели, а сам автомобиль рассчитан на работу в черте города или в районах с дорогами с твердым покрытием.

Благодаря большому количеству модификаций, созданных на базе ГАЗ-3309, ее популярность остается на высоком уровне и сейчас.

На рынке присутствуют:

  • ГАЗ-33090 – стандартный бортовой грузовик (шасси) с турбодизелем модели «ММЗ Д-245.7Е2»;
  • ГАЗ-33091 – версия с удлиненным шасси и турбодизелем «ММЗ Д-245.7Е2»;
  • ГАЗ-33092 – модификация с дубль-кабиной, рассчитанной на 7 человек. Оснащается турбодизелем «ММЗ Д-245.7Е2» и предназначается для спецнадстроек и пожарных составов;
  • ГАЗ-33094 – удлиненная модификация, созданная для монтажа автобуса «КАвЗ-397650»;
  • ГАЗ-33098 – бортовой грузовик (шасси) со 134,5-сильным турбодизелем «ЯМЗ-5344», соответствующим нормам «Евро-4»;
  • ГАЗ-33096 – бортовой грузовик с дизельным агрегатом Cummins ISF 3.8L, выпускаемый под заказ;
  • САЗ-35071 – самосвал грузоподъемностью 3930 кг, построенный на базе шасси ГАЗ-3309 и имеющий 3-стороннюю разгрузку;
  • САЗ-35072-10 – самосвал с грузоподъемностью 4100 кг, объемом кузова 4,5 кубометра и 3-сторонней разгрузкой;
  • «Добрыня» – удлиненный вариант ГАЗ-3309 с колесной базой 4570 мм и длиной 7900 мм. Дополнительно оснащен спойлером, спальным отсеком и пластиковым оперением.

Технические характеристики

Грузоподъемность ГАЗ-3309 равняется 4500 кг. Это делает автомобиль востребованным как среди довольно крупных компаний, так и среди частных перевозчиков. Снаряженная масса автомобиля равняется 3350 кг.

Габариты грузовика:

  • длина – 6330 мм;
  • высота – 2350 мм;
  • ширина – 2330 мм;
  • колесная база – 3770 мм.

ГАЗ-3309 представляет собой классический грузовой автомобиль капотного типа, в базовой версии состоящий из кабины и деревометаллической платформы. Последняя имеет следующие размеры: длина 3490 мм, ширина – 2170 мм, высота – 510 мм.

Передняя колея автомобиля равняется 1820 мм, задняя – 1770 мм. Модель имеет дорожный просвет в 335 мм, а максимальный радиус поворота у нее составляет 22 м.

Грузовик разгоняется до 90 км/час.

Расход Топлива

На скорости 60 км/час контрольный показатель расхода топлива составляет 14-16 л/100 км. При увеличении скорости потребление может вырасти на 4-6 литров.

Топливный бак ГАЗ-3309 вмещает до 105 л горючего.

Двигатель

ГАЗ-3309 комплектовался несколькими вариантами моторов.

Наибольшее распространение получили модели с силовой установкой «ММЗ Д-245.7Е4». Данный 4-цилиндровый 4-тактный рядный дизельный мотор с жидкостным охлаждением, непосредственным впрыском топлива, охладителем наддувочного воздуха и турбонаддувом соответствовал классу «Евро-4».

Параметры двигателя «ММЗ Д-245.7Е4»:

  • рабочий объем – 4,75 л;
  • номинальная мощность – 92,2 (125,4) кВт (л.с.);
  • частота вращения – 2100 об/мин;
  • масса – 430 кг;
  • удельный расход топлива – 154 (210) г/л.с. в час (г/кВт в час).

На более поздние версии устанавливался агрегат «ЯМЗ-5344», выпускаемый на Ярославском моторном заводе.

По конструкции он был практически идентичен силовой установке «ММЗ Д-245.7Е4», однако отличался от нее по техническим параметрам:

  • рабочий объем – 4,43 л;
  • степень сжатия – 17,5;
  • номинальная мощность – 99 (134,5) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 417 Нм;
  • частота вращения – 2100 об/мин.

Опционально двигатели оснащались предпусковым подогревателем.

Фото












Устройство

ГАЗ-3309 оснащался 5-ступенчатой механической коробкой передач с синхронизаторами на каждой передаче. Рулевой механизм автомобиля принадлежал к типу «винт-шариковая гайка». Модель оснащалась гидравлическим усилителем руля, что облегчало управление транспортом.

В состав рабочей тормозной системы входил пневмогидравлический привод. ГАЗ-3309 оборудовался механическим стояночным тормозом, находящимся на трансмиссии. Двухконтурная тормозная система модели включала барабанные тормозные механизмы, гидравлический привод, вакуумный ресивер и гидровакуумный усилитель. В качестве стандартной опции появилась антиблокировочная система ABS.

Проводка грузовика однопроводная с напряжением в 24 В. Данный элемент был одним из наиболее проблемных, поскольку плохой контакт в клеммах аккумулятора регулярно вызывал неисправности электрооборудования.

В салоне ГАЗ-3309 могли разместиться два человека. Кабина оснащалась удобными сиденьями с мягкой тканевой обивкой, имитацией боковой поддержки и высокой спинкой. Водительское кресло также получило вертикальную и горизонтальную механическую регулировку. Сиденья оборудовались 3-точечными ремнями безопасности. Оформление салона было выполнено в весьма простой стилистике. Передняя панель отличалась массивными элементами управления и круглыми приборами. В кабине также появились солнцезащитный козырек, отопитель и крючки для одежды.

В конструкции кабины произошли незначительные изменения. Модель сохранила узнаваемый стальной бампер, круглые фары, традиционную металлическую подножку и продолговатый капот. Недостатки, присутствующие в прежних версиях, сохранились и в ГАЗ-3309. Основная проблема заключалась в быстрой коррозии крыльев, которые приходилось заменять или обрабатывать шпаклевкой. В салоне грузовика появилось множество пластиковых деталей. Бардачок, тахометр и спидометр изменения не затронули. Другой особенностью стала тканевая обивка дверей. Были улучшены вибро- и шумоизоляция, что добавило комфорта при движении. Массивный бампер отличался повышенной прочностью и выдерживал усилие в несколько тонн.

Наибольшее распространение получили модификации ГАЗ-3309 с универсальной платформой, имеющей 3 откидных металлических борта и деревометаллический пол.

Все версии автомобиля имели задний привод. Сам грузовик строился на рамной платформе с зависимой задней и передней рессорной подвеской, в основу которой легли продольные полуэллиптические рессоры, дополненные спереди гидравлическими телескопическими амортизаторами с двусторонним действием.

Цена нового и б/у

Стоимость ГАЗ-3309 определяется, главным образом, его модификацией. При этом средний уровень цен на данную модель вполне демократичен.

Версии 1996-1998-го годов можно приобрести за 70-100 тысяч рублей. Более новые экземпляры обойдутся дороже. Модели 2008-2010 года будут стоить порядка 350-450 тысяч рублей.

За час аренды автомобиля придется заплатить 650-750 рублей.

Аналоги

Аналогами ГАЗ-3309 можно назвать модели Nissan Cabstar и ГАЗ-3308 «Садко».

Наш отечественный автопром переживает не самые удачные времена. Но он уже подымается на ноги и идет в нужном направлении. Примером тому может служить наш старый добрый ГАЗ 3309. Этот автомобиль является грузовым, произведенным в России. Он вышел с конвейера наряду с четвертым поколением грузовых автомобилей на . Он комплектовался бортовым карбюратором, что на то время было довольно надежно и имело высокий кпд работы. Год начала его выпуска был 1983. , но уже в 1994 году.

Внешний вид грузовика Газ 3309

Газ 3309 был нечто новым в свое время и позволил вытеснить с рынка и конвейера большое количество грузовых автомобилей которые по своим технологиям или большим затратам на производство, были уже устаревшими. Грузоподъемность Газ 3309 приравнивается к 4 тоннам. Проходимостью этот автомобиль так же отличался от своих аналогов, но все же испытывал некоторые трудности при движении на мокром и мягком грунте. Основной моделью дорог был городской массив. Газ 3309 имел высокие технические показатели для своего времени, подвеска автомобиля имела в своей структуре все лучшие модификации того времени, которые как раз и позволяли работать и вне городской дороги.

Газ 3309 начал свое существование в 1994 году и относится к 4-му поколению среднетоннажных грузовиков ГАЗ.


Первые модели данной марки имели двигатель с четырьмя цилиндрами, работающем на дизеле, оснащенным турбонаддувом, с мощностью в 116 л.с. Рабочий объем цилиндров составляет 4.15 литра. Через некоторое время ГАЗ 3309 стал выпускаться с еще одним дизельным двигателем, оснащенным турбонаддувом, с шестью цилиндрами и мощностью в 150 л.с. Но уже в 1997 году выпуск 3309 прекратился. Связано это было с тем, что такой автомобиль считался экономически невыгодным.

Модернизация автомобиля

После того как автомобильный завод в городе Горьком начал перестраиваться, были приняты решения по модернизации кабины. Кабина Газ 3309 была довольно сильно изменена и пошли разработки дизельного двигателя для авто. Дизельный двигатель позволял достичь большей мощности при уменьшении расхода топлива.
Для того что бы создать дизель для Газ 3309 технологам пришлось приложить не мало усилий. В ходе разработки было закуплено большое количество, новых станков и стендов. На них происходили тесты мотора и сравнения с бензиновой версией. В ходе технологического прорыва, был разработан дизель, который обладал турбо надувом. Он идеально работал с автомобилем и позволял довольно бодро перемещать большегрузный транспорт.

Габаритные размеры автомобиля газ 3309


После внесения изменений в строение кабины, было решено уделить внимание внутренним составляющим Газ 3309. В начале 80-х годов были переделаны многие узлы агрегатов, которые присутствовали в автомобиле. Большое количество модификаций, которые коснулись подвески, кузова, двигателя, трансмиссии позволили сделать сам автомобиль более дешевым, но в тоже время он имел более высокий КПД.

Дополнительные модификации кабины и ходовой

Кабина нового ГАЗ была улучшена вновь, она была увеличена для комфорта водителя, это позволило разместить в ней двух довольно больших людей. Помимо площади, кабина имела отличную вентиляцию, которая позволяла облегчить езду на дальние расстояния в летнее время или в жарких областях страны. А для северной стороны России была улучшена система отопления Газ 3309.

Данный автомобиль стал первым грузовым автомобилем в стране, в рулевые модификации которого вошел гидропривод руля, который позволил облегчить его поворот и сделать езду более комфортной даже при небольших скоростях. Газ 3309 начал сходить с конвейера в 1989 году, он обладал карбюраторным мотором и возможностью перевозить груз не более чем 4.5 тонны.
После успешного запуска модификации в 4.5 тонны, были начаты разработки 5 тонного автомобиля.

Модификация газ 3309 на 4.5 тонны


Для того что бы он был способен выдержать данный вес, была укреплена колесная база и трансмиссия автомобиля. В 1993 году, был начат выпуск серии автомобилей, которые обладали данной модификацией. Они практически сразу пришли на замену старым моделям Газ 3309, но стоили они дороже своих меньших аналогов. Он обладал большим набором улучшений и на смену некоторым старым узлам пришли:
  • Новый двигатель, который обладал шестью цилиндрами;
  • Воздушным охлаждением.

Одним из приоритетных направлений в проектировании и производстве грузовиков на Горьковском автозаводе в течение семи десятилетий был выпуск среднетоннажников. За это время сменилось четыре поколения грузовых автомобилей с грузоподъемностью до 6-ти тонн. Рекордсменом по количеству таких машин стал ГАЗ 53. Четыре миллиона единиц в сотнях видах исполнения не только позволили ГАЗ 53 занять первую строчку рейтинга популярности, но и стать базой для развития следующих поколений. Серийно с конца 1989 года стал выпускаться бензиновый ГАЗ 3307, а с 1994 года практически идентичный по конструкции турбодизельный вариант ГАЗ 3309. Внешне машины выглядят одинаково. Главным отличием ГАЗ 3309 от предыдущей версии является расположенной по левую сторону кабины шноркель-воздухозаборник. Устройство помогло обеспечить дизельные моторы чистым, очищенным от пыли, песка, и даже дождевых капель, существенно подняв их межремонтный ресурс. Попытки установить дизельные моторы на ГАЗовские среднетоннажники предпринимались давно. В качестве экспериментально-промышленной партии были выпущены автомобили с японскими силовыми установками «HINO», однако в силу технических и организационных проблем сотрудничество с японской корпорацией было свернуто. Была сделана ставка на отечественные дизельные моторы, в конце концов оправдавшая себя. Чтобы удержать позиции на отечественном рынке среднетоннажных грузовиков, требовалось не допустить существенного повышения цены модели. Установка моторов зарубежной сборки проект существенно удорожала. В результате работы появилась модель 3309 с целой линейкой силовых агрегатов, работающих на дизельном топливе.

Навигация по статье

Назначение

С изменением потребительских характеристик в лучшую сторону, смена на конвейере устаревших моделей стала основным предназначением машины ГАЗ 3309. При этом эксплуатационные функции остались прежними. Установка на шасси различного оборудования позволяет использовать машину на городских, межгородских и межрегиональных маршрутах для перевозки грузов и в качестве спецмашин. Линейка автомобилей ГАЗ 3309 широко представлена машинами коммунального назначения в качестве мусоровозов, спецмашин для уборки дорог в зимнее и летнее время, поливочных автоцистерн. В комплектации с изотермическими фургонами ГАЗ 3309 часто используется при перевозе товаров продовольственной группы, мебели, строительных материалов, в службах доставки воды и т.д. Самосвалы на базе ГАЗ 3309 применяются для доставки сыпучих грузов при прокладке автомагистралей, строительстве мостов и зданий, доставки урожая на перерабатывающие предприятия. Машины с удлинённой колесной базой оборудуются спецприспособлениями под перевозку нестандартных и специальных грузов (стекло, пластиковые и деревянные окна, листы и заготовки для производства мебели и т.д.). Также оборудуются эвакуаторы для легковых автомобилей, мини краны, и гидравлические манипуляторы.

Модификации

Серийное производство ГАЗ 3309 несколько раз приостанавливалось. В 1997 году это было связано с падением спроса, в последующем задержки были связаны с переоборудованием под новые моторы. Однако модель выдержала испытание временем. Было выпущено около двух десятков различных модификаций и комплектаций, и производство продолжается по сей день. К основным модификациям можно отнести:

  • ГАЗ-33090 – базовая версия с бортовой платформой и шасси;
  • ГАЗ-33092 – версия с увеличенной кабиной, рассчитанной на размещение пожарного расчета из семи человек;
  • ГАЗ-33094 – удлинённая база под монтаж капотных автобусов КАвЗ-397650;
  • ГАЗ-33096 – бортовая машина с улучшенными потребительскими свойствами выпускаемая под заказ. Комплектуется силовыми агрегатами Cummins;
  • САЗ-35071 – самосвал с трехсторонней разгрузкой;
  • ГАЗ-3309 «Добрыня» – автомобиль для дальних перевозок с кабиной оборудованной спальным местом, спойлером, и открывающимся вперед капотом. В настоящее время является самой современной и востребованной моделью.


Технические характеристики

ГАЗ 3309 – среднетоннажный автомобиль с колесной формулой 4Х2. Расположение двигателя – переднее, капотное. Кабина двухместная, цельнометаллическая, с панорамным лобовым стеклом. Все модификации имеют рамную конструкцию с рессорной задней и передней подвеской. Передняя подвеска для снижения демпферных колебаний оборудована двумя гидроамортизаторами. В трансмиссии устанавливается механическая, пятиступенчатая коробка передач. Однодисковое сухое сцепление с гидравлическим приводом оснащено демпфером крутильных колебаний ведомого диска. Главная передача гипоидная, конического типа с передаточным числом 4,556. Карданная передача состоит из двух валов открытого типа и промежуточной опоры. Рулевое управление оснащено гидроусилителем с раздельным расположением распределителя и силового цилиндра. Двухконтурная рабочая система имеет гидравлический привод. Торможение всех колес осуществляется за счет барабанных механизмов. Стояночный тормоз блокирует тормозные механизмы задних колес посредством тросового привода.

Основные параметры ГАЗ 3309 в базовом исполнении с бортовой платформой

  • Грузоподъемность – 4500 кг;
  • Снаряженная масса – без тента 3530 кг, с тентом 3680 кг;
  • Полная масса – 8180 кг;
  • Линейные размеры – длина 6436 мм, ширина по зеркалам 2700 мм, высота по кабине 2350 мм, высота по тенту 2905 мм;
  • Клиренс – 265 мм;
  • Высота погрузочной платформы – 1365 мм;
  • Радиус поворота по оси следа переднего внешнего колеса – 8000 мм;
  • Максимальный угол подъема – 14 град;
  • Размер колес – 6,0Б-20(2,25R20);
  • Емкость топливного бака – 105 литров;
  • Средний расход топлива – 14,5-19,5 литров/100 км;
  • Максимальная скорость движения – 95 км/ч.

В базовом исполнении автомобиль имеет отопитель салона, оптику с галогеновыми источниками света и задний противотуманный фонарь. На машинах последних годов выпуска устанавливается система ABS.


Особенности и эксплуатация

ГАЗ 3309 по сравнению с предыдущими моделями значительно более комфортен в эксплуатации и обслуживании. Кресла пассажира и водителя имеют удобные высокие спинки с имитацией боковой поддержки. Кресло водителя регулируется в горизонтальном и вертикальном направлении. Для обеспечения безопасности установлены трехточечные ремни безопасности. Наличие в системе запуска двигателя свечей подогрева облегчает пуск двигателя в холодную погоду. Наконец-то ГАЗовский среднетоннажник получил гидроусилитель руля, существенно снижающий усталость водителя, особенно в условиях интенсивного городского транспортного потока. Неслучайно, что именно на базе ГАЗ 3309 создана современная, отличающаяся свободными формами и наличием пластиковых обводов модель, получившая название «Добрыня». В чем-то машина напоминает американский тип капотных дальнобойных грузовиков, только гораздо более компактных размеров. Если ранее выпускаемые среднетоннажные ГАЗы были далеки от идеалов в плане экстерьера, «Добрыня» выглядит на их фоне превосходно. Если ГАЗ 53 можно назвать невзрачной «рабочей лошадкой», то ГАЗ 3309 «Добрыня» – «породистый рысак». Высокие колесные арки, оригинальная решетка радиатора, противотуманные фары в нишах бампера и необычное обрамление фар и поворотников придают машине новый и узнаваемый вид. Не забыли конструкторы и о практичности. Неметаллические детали кабины в основном изготавливаются из стеклопластика. За счет его применения снижен общий вес машины, а неподверженные коррозии элементы служат долгие годы, не теряя свой внешний вид. Крышка капота двигателя открывается вперед, что облегчает доступ к системам двигателя и исключает ее открытие при наезде на кочку или от набегающего потока воздуха. Для удобства посадки в автомобиль установлены широкие подножки, а кресло водителя оснащено рычажной подвеской. Совершенно новым решением для ГАЗовских машин подобного у класса стала установка спального места. Впервые «Добрыня» был представлен на выставке «Коммерческий автотранспорт» еще в 2006 году и за все время производства и эксплуатации заслужил лестные отзывы как у специалистов по использованию машины, так и ее продаже. В немалой степени это случилось благодаря надежным дизельным силовым агрегатам, отвечающим самым современным техническим параметрам и экологическим нормам.


Видео

Двигатель

Современная линейка двигателей на ГАЗ 3309 представлена двумя моторами. Оба соответствуют нормам Евро-4.

  1. ММЗ Д-245.7 – четырехцилиндровый рядный дизельный силовой агрегат Минского моторного завода с турбонаддувом мощностью 125 л.с. Рабочий объем – 4,75 л. Максимальный крутящий момент, развиваемый при 1100-21100 оборотах коленчатого вала равен 417 Нм. Обеспечивает средний расход топлива при движении автомобиля с постоянной скоростью 60 км/ч около 14,5 литров;
  2. ЯМЗ-53442 – мотор Ярославского моторного завода, с непосредственным впрыском топлива, с турбонаддувом. Имеет четыре расположенных в ряд цилиндра. Рабочий объем камер сгорания – 4,43 литра. Мощность двигателя при частоте вращения коленчатого вала 2300 об/мин – 134,5 л.с. Верхний предел крутящего момента 417 Нм. Средний расход топлива на скорости 60 км/ч – 15,5 литров.

Начиная с 2012 года выпускаются модификации ГАЗ 3309 с двигателями Cummins объемом 3,8 литра, однако сборка таких моделей делается только под заказ.


Цена

Новый бортовой грузовик ГАЗ 3309 с двигателем ММЗ Д-245.7 мощностью 117 л.с. стоит в пределах от 1 млн. 300 тыс. руб. до 1 млн.350 тыс. руб. Десятилетний ГАЗ 3309 с самосвальной платформой можно купит за сумму от 350 тыс. руб. до 380 тыс. руб.

Двухосный грузовой автомобиль с приводом на заднюю ось. Производился автозаводом ГАЗ с 1994 г. Существуют модификации грузовой платформы с тентом (грузоподъемность — 4,5 т) и грузовой платформы без тента (грузоподъемность — 4,35 т). Первые модели были оснащены 4-цилиндровыми дизелями ГАЗ-5441 с турбонаддувом (4150 см 3 , 116 л.с.) В дальнейшем оснащали также 6-цилиндровыми дизелями с турбонаддувом в 150 л.с.

Двигатель

Модель — 5441
Тип — Дизельный, четырехтактный (с воздушным охлаждением), с турбонаддувом
Число цилиндров — 4
Порядок работы цилиндров — 1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала — Правое
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм — 105х120
Рабочий объем, л — 4,15
Степень сжатия — 16
Номинальная мощность двигателя при 2600 об/мин, кВт (л.с.) — 85 (116)
Максимальный крутящий момент при 1600-1800 об/мин Н·м (кгс·м) — 38,2 (39)
Максимальная частота вращения на холостом ходу не более, об/мин — 2800
Система вентиляции — Открытая
Топливный насос высокого давления (ТНВД) — Рядный, с механическим двухрежимным центробежным регулятором и корректором по наддуву
Топливный насос низкого давления — Поршневого типа
Топливоподкачивающий насос — Плунжерного типа для ручной подкачки топлива
Форсунки — Закрытого типа, давление начала впрыскивания не менее 20,08 МПа (215 кгс/см 2)

Топливные фильтры

Грубой очистки — Фильтр-отстойник с сетчатым фильтрующим элементом
тонкой очистки — С бумажными сменными фильтрующими элементами
Воздушный фильтр — Сухого типа, со сменным фильтрующим элементом и сигнализатором предельной засоренности
Система охлаждения — Воздушная с шестеренчатым приводом вентилятора через регулируемую гидромуфту
Средство облегчения пуска — Электрофакельное устройство (ЭФУ)
Пусковой подогреватель — Воздушный дизельный
Система наддува — Газотурбинная, с одним турбокомпрессором — с радиальной центростремительной турбиной, с центробежным компрессором модификации С-13 и воздухо-воздушным охладителем наддувочного воздуха пластинчатого типа из алюминиевого сплава

Трансмиссия

Сцепление — Однодисковое, сухого трения, постоянно замкнутое, с диафрагменной пружиной. Привод сцепления — гидравлический
Коробка передач — Механическая, пятиступенчатая, трехходовая, с синхронизаторами на 2, 3, 4 и 5 передачах
Передаточные числа: I — 6,286; II — 3,391; III — 2,133; IV — 1,351; V — 1,0; з.х. — 5,429
Карданная передача — Два вала открытого типа с промежуточной опорой, три карданных шарнира на игольчатых подшипниках
Главная передача моста — Коническая, гипоидного типа. Передаточное число 5,5
Дифференциал — Шестеренчатый

Ходовая часть

Колеса — Дисковые, с ободом 6.0Б-20 (152Б-50В) с разрезным бортовым кольцом
Шины — Пневматические, радиальные, размером 8.25R20 (240R508) моделей У2 (К-В4) или К-55А
Дисбаланс колеса в сборе с шиной не более, г·см — 2500
Давление воздуха в шинах Радиальных:
передних колес, кПа (кгс/см 2) — 390 (4,0)
задних колес, кПа (кгс/см 2) — 620 (6,3)

Установка передних колес:
Угол развала колес — 1°
Угол бокового наклона шкворня — 8°
Угол наклона нижнего конца шкворня вперед — 2°30"
Схождение колес — 0-3 мм

Рессоры: Четыре — продольные, полуэллиптические. Задняя подвеска состоит из основных и дополнительных рессор
Амортизаторы — Гидравлические, телескопические, двустороннего действия. Установлены на передней оси автомобиля

Рулевое управление

Тип рулевого механизма — Винт-шариковая гайка
Передаточное число — 22,46
Рулевые тяги — Трубчатые, шарниры нерегулируемой конструкции

Тормоза

Рабочая тормозная система — Двухконтурная с гидравлическим приводом и гидроваку-умным усилителем в каждом контуре
Тормозные механизмы — колодочные, барабанного типа
Запасная тормозная система — Каждый контур рабочей тормозной системы при отказе другого контура
Стояночный тормоз — С механическим тросовым приводом к задним колесным тормозным механизмам

Электрооборудование

Система проводки — Однопроводная, минус соединен с корпусом
Номинальное напряжение в сети, В — 24
Генератор — 5101.3701
Аккумуляторная батарея — Две 6СТ-110АЗ или четыре 6СТ-55АЗ
Стартер — 3002.3708
Фары — Две ФГ122-ВВ1Э
Задние фонари — Два,35.3716,351.3716
Задний противотуманный фонарь — 2412.3716
Выключатель приборов и стартера — 2101.3704-10 или 1902.3704, с противоугонным устройством
Стеклоочиститель — 711.5205
Стеклоомыватель — 1212.5208-09

Кабина и платформа

Кабина — Металлическая, двухместная, двухдверная
Отопитель кабины — Масляный, с двумя радиаторами, включенными в систему смазки двигателя
Независимый отопитель — Воздушный, двухрежимный, работает на дизельном топливе
Сиденья — Раздельные: водителя и пассажира
Оперение — Металлическое, с капотом аллигаторного типа и откидывающейся решеткой облицовки
Платформа — Металлическая Откидные борта — задний и оба боковых

Размеры платформы внутренние, мм

длина — 3490
ширина — 2170
высота бортов — 490

ГАЗ-3309 самосвал - среднетоннажный грузовик российского производства с хорошими тормозами и системой АБС. Относится к четвёртому поколению транспорта данной категории. Эта модель отличается от 3307 дизельной силовой установкой и наличием турбонаддува. Автомобиль с задним приводом передвигается по всем типам дорог с твёрдым покрытием. Полноприводные версии преодолевают грунт и бездорожье. У базового транспорта грузоподъёмность составляет 4,5 тонны. Так же существуют модификации на 3 и 5 тонн.

История создания и развития

Специалисты Горьковского предприятия во второй половине 60-го года начали работы по замене грузового транспорта ГАЗ-53А: инженеры планировали серьёзно модернизировать существующую машину. В 1972 году появился транспорт с индексом 53-11, который во многом отличался от предшественника. После успешных испытаний нового транспорта руководство завода решило, что дальше необходимо создавать технику с нуля. В это же время основной конкурент компании - ЗИЛ - готовился к выпуску автомобилей нового поколения.

В 70-х годах большую роль в становлении 3309 сыграли немецкие грузовики Магирус-Дойц, которые поставляли в Россию из Германии. Больше всего советским специалистам понравился дизельный силовой агрегат. Его отличительной особенность было воздушное охлаждение, которое отлично проявило себя в условиях сибирского климата. В 1976 году руководство Союза дало установку машиностроительным предприятиям - выпускать новые авто с дизельными моторами. В ГАЗ начали переговоры с немецкой компанией о покупке лицензии на сборку двигателей с воздушной системой охлаждения.

В начале февраля 1978 года конструкторы подготовили первый технический проект прототипа автомобиля ГАЗ-3309, который успешно прошёл проверку в Минавтопроме. В 1979 году из цеха выехали первые опытные образцы. Через два года инженеры подготовили демонстрационную серию. Главной отличительной особенностью от предыдущего поколения стала двухместная кабина, внутри которой было много свободного пространства. Салон оснастили эффективным отопительным оборудованием и вентиляционной системой. Гидроусилитель ГАЗ-3309 стал первым в истории советского машиностроения.

В 1986 году опытные образцы удачно прошли испытания, серийная модель получила индекс 3307. Массовое производство транспорта запустили в 1989 году. Под капотом находился мотор ЗМЗ-511, работающий вкупе с карбюратором. Он развивал до 125 лошадиных сил. В 1992 году на конвейер поставили первую модификацию, которая отличалась от стандартной грузоподъёмностью (повысили до 5 тысяч кг). Ей присвоили название 4301. Выпуск продолжался до 1995 года. За 3 года с конвейера сошло чуть больше 28 тысяч экземпляров.

Фургон ГАЗ-3309 появился только в 1994 году, когда конструкторы закончили работать с дизельной установкой 5441. Она развивала 115 лошадиных сил и состояла из четырёх цилиндров. Ходовую часть и кабину взяли с 3307, внеся небольшие изменения. Новая версия вытеснила с рынка своего предшественника в 1996 году за счёт экономичности и экологичности. Через год закончили производство и этой модели, так как сочли её нерентабельной. В 2001 году серийный выпуск возобновили. Специалисты отказались от немецкого двигателя, сделав выбор в пользу минского ММЗ Д-245.7. В 1999 году появились полноприводные разновидности для армии (грузоподъёмность - 2 тонны) и народного хозяйства (2,3 тонны).

ГАЗ-3309 Евро-2 появился в 2006 году. В 2008 году конструкторы довели технику до стандарта Евро-3. Бензиновые автомобили выпускали до 2009 года. После этого в течение нескольких лет их выпускали по спецзаказам государственных структур с надстройками специального назначения. В 2013 году минские инженеры довели свою разработку до стандарта Евро-4. Так же потребителям с 2012 года доступна модификация с дизельным мотором CumminsISF 3,8L. В начале 2013 года на рынок выпустили версию 33098. Её главным отличием является мотор ЯМЗ-5344.10, отвечающий экологическим стандартам четвёртого класса.

Технические характеристики

ГАЗ-3309 способен перевозить грузы массой до 4 500 килограммов. Этого хватает во многих сферах народного хозяйства, поэтому на машину имеется высокий спрос. Размеры:

  • Длина - 6,3 м;
  • Высота - 2,4 м;
  • Ширина - 2,3 м;
  • Колёсная база - 3,77 м.

ГАЗ-3309 (дизель) - классический капотный транспорт, относящийся к классу грузовых. Его основу составляет цельнометаллическая кабина и деревометаллический кузов. Длина платформы - 3,49 м. Ширина - 2,2 м. Высота - 0,51 м. Такие габариты обеспечивают большой объём, поэтому технику часто используют для транспортировки сыпучих грузов.

Длина передней колеи составляет 1,82 метра, задней - 1,77 метра. Клиренс в 33,5 сантиметра позволяет преодолевать препятствия средних размеров.

Двигатель ГАЗ-3309

Как уже говорилось выше, в транспорте использовали несколько силовых агрегатов. В наши дни актуальными остаются ММЗ Д-245.7 и ЯМЗ-5344. Первый имеет четыре цилиндра и работает по четырёхтактной схеме. Он дополнен жидкостным охлаждением и охладителем наддувочного воздуха. Топливо впрыскивается непосредственным способом (топливный насос работает под высоким давлением), высокая мощность обеспечивается турбонаддувом.

Характеристики минского мотора:

  • Объём - 4,75 литра;
  • Мощность - 125 лошадиных сил;
  • Максимальный крутящий момент - 417 Нм при 2,1 тысячах оборотов;
  • Вес - 430 килограммов.

С 2013 года появились варианты с ярославской силовой установкой. Она не отличается по конструкции от белорусского продукта (включая наличие ТНВД), но обладает иными техническими характеристиками:

  • Объём - 4,43 литра;
  • Мощность - 135 лошадиных сил;
  • Наибольший крутящий момент - 417 Нм при 2,1 тысячах оборотов.

Средний расход топлива ГАЗ-3309 обоих двигателей составляет 14-16 литров на 100 километров при скорости 60 км/ч. Он сильно зависит от качества горючего. При более высокой средней скорости потребление дизеля повышается на 4-6 литров. Максимальная заправка - 105 литров. Мощности хватает для разгона до 90 км/ч.

Устройство ГАЗ-3309

Силовой агрегат работает в совокупности с пятиступенчатой коробкой передач механического типа. Каждая скорость оснащена синхронизатором. В основе рулевого механизма лежит схема «винт-шариковая гайка». Хорошая управляемость обеспечена наличием ГУР.

Пневмогидравлический привод отвечает за высокое качество работы тормозной системы ГАЗ-3309. Помимо основной рабочей системы, в конструкции присутствует стояночный тормоз, который находится на трансмиссии. Тормоза состоят из двух контуров, в устройство системы входят барабанные механизмы, привод гидравлического типа, вакуумный ресивер и гидровакуумный усилитель. Благодаря такой конструкции грузовик обладает хорошим торможением на любом покрытии. В стандартную комплектацию входит АБС.

Однопроводная система электроники работает под напряжением 24 вольт. Здесь кроется один из недостатков транспорта - плохое качество клемм, присоединяющихся к аккумулятору. Они обеспечивают плохой контакт, что часто приводит к плохой работе электроники.

Кабина ГАЗ-3309 рассчитана на двух человек - водителя и пассажира. Они размещаются на раздельных креслах с мягким наполнителем и обивкой из ткани. Имеется подобие боковой поддержки и высокая спинка. Водитель может настраивать своё посадочное место в горизонтальной и вертикальной плоскостях. За безопасность отвечают ремни безопасности и АБС. Отделка салона выполнена из простых, но качественных материалов (служат без потери качества несколько лет). Приборная панель оснащена всеми необходимыми датчиками и индикаторами, которые оформлены в круглых табло. Дополнительными элементами считаются солнцезащитный козырёк и крючки для одежды.

В салоне преобладают пластиковые детали. Привычными остались бардачок, тахометр и спидометр. Обивку дверей делают из приятной на ощупь ткани. В отличие от 3307, этот автомобиль обладает хорошей вибро- и шумоизоляцией. Благодаря этому рабочие условия для водителя стали комфортными.

Кабина идентична модели 3307 за исключением некоторых элементов. Конструкторы сохранили массивный бампер из стали (выдерживает нагрузки до нескольких тонн), фары круглой формы, подножку для удобной посадки (делается из металла для долгого срока службы) и длинный капот. Крылья грузовика подвержены коррозии. Они приходят в негодность через несколько лет после начала эксплуатации. Владельцам приходится менять их или обрабатывать шпаклёвкой.

Базовая модификация оснащалась задним приводом и АБС. В основе машины лежала рамная платформа. Рама ГАЗ-3309 сделана из прочных и качественных материалов, благодаря чему срок её службы достигает нескольких десятков лет. Обе рессорные подвески выполнены по зависимому типу. Задний мост ГАЗ-3309 состоит из продольных полуэллиптических рессор с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороненного действия. Передний мост обладает аналогичным устройством.

Модификации

На базе шасси ГАЗ-3309 сделано множество разновидностей посредством установки различных надстроек. Основные модификации:

  • 3309 - стандартная модель с минским двигателем ММЗ Д-245.7;
  • 33091 - вариант с удлинённой платформой;
  • 33092 - машина с кабиной повышенной вместительности. Транспорт перевозит до семи пассажиров. Используется для установки различного оборудования коммунальных служб;
  • 33094 - удлинённый автомобиль, который является базой для автобуса;
  • 33096 - классическая машина с 3,8-литровым силовым агрегатом Кумминс;
  • 33098 - версия с ярославской силовой установкой.

Шасси послужило основой для разработки машин специального назначения для различных отраслей. Наиболее популярной разновидностью считается мусоровоз ГАЗ-3309. Так же инженеры разработали надстройку, создающую бензовоз ГАЗ-3309, который ограничился несколькими небольшими партиями.

Какой можно сделать вывод?

ГАЗ-3309 является одним из лучших продуктов Горьковского предприятия с высокой степенью безопасности. Этому способствуют хорошие тормоза и наличие системы АБС. Автомобиль используют для перевозки грузов различных категорий. Стандартные колёса и задний привод рассчитаны на передвижение по твёрдым покрытиям. Модификация с полным приводом способа преодолевать бездорожье.

Высокого спроса разработчикам удалось достичь за счёт хорошего соотношения стоимости и долговечности грузовика. Каждый технический узел обладает высоким запасом рабочего ресурса, поэтому владельцы не так часто проводят ремонтные работы. Низкий расход топлива ускоряет экономическую окупаемость техники. Конструкция грузовика адаптирована под использования в российских условиях.

Производство авто продолжается и в наши дни. На первичном рынке ГАЗ-3309 фургон можно приобрести за 1,396-1,462 миллионов рублей (конечная стоимость зависит от выбранных дополнений). Бортовой вариант обойдётся дешевле - 1,27 миллиона рублей. С ограниченным бюджетом потребители обращаются на вторичный рынок. Наименьшей стоимостью обладают экземпляры 2004-2005 годов выпуска - 180-280 тысяч рублей.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них