Температурный режим в салоне общественного транспорта. "о порядке временного прекращения движения автобусов на междугородных и пригородных маршрутах в неотложных случаях, вызванных стихийными явлениями или изменениями дорожно-климатических условий"

Для комфорта и безопасности пассажиров существует целый ряд санитарных правил, в который входит и температурный режим в теплое время года. сайт рассказывает, какой должна быть комфортная температура.

Метрополитен

На станциях метрополитена температура воздуха в теплое время года (если среднесуточный показатель температуры превышает +10 градусов), должна быть от 18 до 28 градусов тепла, относительная влажность воздуха от 15 до 75 процентов, а скорость ветра от 0,5 до 2,0 м/с.

Эти показатели не относятся к открытым наземным платформам и переходам.

В салонах вагонов при естественной вентиляции относительная влажность и движение воздуха не нормируются, а температура внутри вагона не должна подниматься более чем на 3 градуса температуры воздуха на станциях.

Инфографика сайт

Поезда и вокзалы

Во всех помещениях пассажирских вокзалов летом должна поддерживаться комфортная температура воздуха от 18 до 26 градусов тепла, скорость движения воздуха не должна превышать 0,3 м/с, а влажность оставаться в пределах от 15 до 75 процентов.

«Мороз и солнце, день чудесный» - один раз в письменной форме восхитился Александр Сергеевич. Поэтически настроенные самарцы тоже сначала порадовались тому, что на смену аномально теплой погоде пришли привычные русские холода. Увы, оказалось, что радоваться морозу можно только, сидя в теплой квартире и отбросив легкомысленную идею выходить на улицу без веской на то причины. Однако вряд ли кто-то может себе позволить дождаться потепления, не покидая дома. Учеба, работа, походы в магазин - от повседневных забот никуда не деться, а коварные метеорологи еще и пророчат минус 38 градусов. О поэзии в таких условиях думать не приходится. Как и о длинных пеших прогулках на свежем воздухе. Каждый старается как можно быстрее сесть в трамвай, троллейбус или автобус, чтобы максимально быстро преодолеть расстояние от пункта А до пункта Б.

Евгений ЗОЛОТУХИН, Глеб ВОЛКОВ

К сожалению, это удается сделать далеко не всегда. Общественный транспорт в Самаре имеет обыкновение не появляться на горизонте до 40 минут, а по истечении этого времени приходит насквозь промерзшим. И это при том, что существует норматив, который устанавливает минимальную температуру в салоне автобусов, троллейбусов и трамваев в зимнее время.

Корреспонденты «Самарских известий» решили выяснить, насколько соответствует стандартам температура в салонах самарских трамваев, троллейбусов, автобусов и маршрутных такси.

В автобус с градусником

Для того, чтобы это выяснить, нам понадобился уличный термометр, который можно купить за 38 рублей, и несгибаемая воля - ее не купишь ни за какие деньги. Вместе с коллегой мы наплевали на возможность легкого обморожения. Когда уходили вчера из редакции на задание, стрелки наших гаджетов показывали минус 21 градус. В метро спускаться не стали, там тепло. Пошли на остановку.

Первым подопытным оказался муниципальный автобус среднего возраста. Даже по первым ощущениям, сразу чувствуется контраст между ледяным ветром на улице и теплым воздухом внутри. Стрелка неторопливо, но уверенно ползет к плюсовой отметке.

Конечно, на каждой остановке двери открываются, впуская внутрь хорошую порцию морозной свежести, но коренным образом это атмосферу не меняет.

В итоге стрелка гаджета замирает на отметке 16 градусов тепла. Вполне комфортная температура, к тому же соответствующая принятым стандартам.

Холодно сидеть

Следующими мы решили проверить самарские трамваи. Как известно, их можно условно разделить на два вида: новые и старые. Новые – это те, которые оснащены мягкими сиденьями, электронным табло в салоне и автоматическим объявлением остановок, а старые – те, что знакомы всем нам с детства. Для чистоты эксперимента, замеры были проведены в обоих.

Как ни странно, выяснилось, что принципиальной разницы между ними нет: в новом трамвае термометр показал плюс 5, а в старом плюс 6 градусов Цельсия. Но микропобеда «старика», как говорят дети, «не считается», потому что холодные пластиковые сиденья просто-напросто «съедают» этот лишний градус. Пассажирам приходится выбирать: или стоять, кутаясь в шарфы, или трястись от холода (и, возможно, зарабатывать неприятные заболевания деликатного характера) сидя.

Тем не менее, показатели все еще соответствуют циничному ГОСТу. Для трамваев и троллейбусов вообще отдельные правила: температура в салоне должна быть на 20 градусов выше, чем за бортом. Если вспомнить, что в день эксперимента на улице было минус 21, выяснится, что оба трамвая в необходимый промежуток уложились, хоть и с незначительным отрывом от нарушения.

Свято место пусто не бывает

Троллейбус – брат трамвая по температурному ГОСТу: правило «на 20 градусов теплее» работает и для него.

Скажем сразу, мы тестировали привычный старый троллейбус, у которого, к тому же неплотно закрывались двери. Итог: во время движения весь салон продувался злыми январскими ветрами. Сидения согреваются «поколениями» пассажиров и практически передаются по наследству: стоит кому-то встать, как нагретое место сразу занимает другой. И это при том, что половина сидячих мест так и остается свободной, а многие люди стоят.

«Дырявый» троллейбус показал себя еще хуже, чем престарелые трамваи: стрелка термометра остановилась на плюс 3. Опять же, в ГОСТ худо-бедно укладывается, но во время езды в таком транспорте отчетливо вспоминаются рассказы про фашистские пытки, когда партизан держали на морозе до смерти. Или последние страсти на Майдане, когда озлобленные бойцы украинского «Беркута» измывались над пойманным оппозиционером, заставляя его позировать на морозе нагишом.

Интересно еще и то, что в троллейбусах есть особая, теплая зона, рядом с местом кондуктора. Здесь термометр показывает на два-три градуса больше.

Завтрашняя радость

Кстати, в прошлом году департамент транспорта Самары закупил новенькие белорусские троллейбусы модели БКМ 321. По официальной информации, несколько таких машин обслуживают маршрут №19, однако на практике оказалось, что дождаться такой троллейбус может только Хатико. Или девушка, которая честно ждала парня из армии. Мы ждали белорусский троллейбус на конечной остановке 19-го маршрута 50 минут.

Оказалось, что плоды технической мысли братьев-белорусов ходят по Самаре несколько часов утром и еще несколько рейсов выполняют после обеда. Не зная этой особенности транспортного графика, можно не только потратить время впустую, но и заработать, скажем, воспаление легких, стоя на остановке.

Именно по этой причине новые модели в эксперименте не участвовали, хотя горожане уже дали этим троллейбусам остроумное прозвище – «Стинол» (по названию марки холодильника). Ни подтвердить, ни опровергнуть это народное творчество мы не можем.

Тепло ли тебе, девица?

В маршрутных такси обычно теплее, чем в муниципальном транспорте. Этому есть несколько причин: обычная маршрутка меньше, чем автобус или трамвай, поэтому ее гораздо легче согреть, да и двери она открывает далеко не на каждой остановке, сохраняя таким образом тепло. И даже если закрыть глаза на барахлящую в дребезжащих «газелях» печку, все равно получится, что пассажиры прогреют небольшой салон хотя бы своим дыханием.

Закономерный результат: в отечественных «газелях» температура держится на уровне плюс 10 градусов. Более крупные аналоги-иномарки могут похвастаться самым лучшим результатом из всех. В них термометр может показывать около плюс 20. Однако не стоит забывать, что многое зависит еще и от того, насколько водитель беспокоится о комфорте пассажиров.

Про жестокий ГОСТ тут даже вспоминать не хочется.

Официально

Нормы температуры воздуха в пассажирских салонах в холодное время года представлены в государственных стандартах. Соответственно этим документам температура воздуха в салоне:

По ГОСТ 8802-78 и ГОСТ 7495-74 в трамваях и троллейбусах должна быть на 20 °C выше наружной;

По ГОСТ 20774-75 в автобусах должна быть не ниже +10 °C при наружной температуре от - 15 до - 25°C и не ниже +5 °C при наружной температуре воздуха до -40 °С.

Физиолого-гигиеническая обоснованность температуры воздуха +10 °C в салонах пассажирского транспорта подтверждена исследованиями (Е.В. Майстрах, Г.В. Новиков, Н.М. Чекина, Л.С. Ланцов, 1977).

Когда на улице жарко, поездка на автобусе может стать раем или адом - в зависимости от работы кондиционера. сайт попросил сотрудников «Мосгортранса» рассказать как должны работать кондиционеры в автобусах и что делать в случае поломки.

Такая наклейка должна быть на автобусе с кондиционером

Какая температура в салоне автобуса считается допустимой?

Четкой верхней и нижней планки температуры в салоне автобуса нет. Если на улице температура воздуха выше +15 °C, водитель должен включить вентиляцию - воздух дует, но не охлаждается. При температуре в салоне автобуса выше +21, водитель должен включить кондиционер в режим охлаждения.

Температуру воздуха на улице и внутри должны показывать на электронном табло в салоне автобуса. Добиться стабильной температуры в салоне сложно - потеря холодного воздуха происходит на остановках, когда открываются двери. Из-за особенностей конструкции в некоторых моделях автобусов в хвосте температура выше.

Значит, во всех автобусах есть кондиционеры?

Увы. Системой кондиционирования оборудовано только 70% автобусов зеленоградского автокомбината, хотя это и больше, чем в целом по Москве. В Зеленограде по городу курсируют в основном автобусы ЛиАЗ-5922, а их оснащать кондиционерами стали с 2011 года.

Как понять, в каком автобусе есть кондиционер?

На борту автобуса с кондиционером должна быть наклейка с изображением снежинки. Иногда такие наклейки можно увидеть только при входе в автобус. Рисунок сопровождается текстом «автобус с кондиционером». Если кондиционера нет, снежинка перечеркнута. Также в салоне может быть табличка с просьбой не открывать окна, поскольку работает кондиционер.