Тест зимних нешипованных шин 185 65r14. Лучшие зимние шины R15

Это один из самых популярных размеров, применяемый на моделях легковых автомобилей иностранного и отечественного производства.

Эксперты, проводившие тесты

Перед началом зимнего сезона 2018-2019 тест зимних шин 185 65 r15 проводили следующие автомобильные издательства и экспертные сообщества:

  • журнал «Авторевю» (Россия);
  • журнал «За рулем» (Россия);
  • автомобильный портал «Автоцентр» (Украина);
  • общество по техническому надзору GTÜ (Германия);
  • автомобильный клуб Европы ACE;
  • автомобильный клуб ARBÖ (Австрия).
Зимняя резина Nokian
Все перечисленные сообщества являются авторитетными экспертами, чье мнение оказывает существенное влияние на выбор автомобилистов по всему миру.

Где проходили испытания?

По традиции тесты зимних шин проводятся в четырех номинациях:

  • на льду;
  • на снегу;
  • на сухом и мокром асфальте.

Испытания в условиях суровой зимы проходили в основном на финских полигонах. Немецкие профессионалы отдали предпочтение небольшому городку Саариселька (Saariselkä), что находится в 200 километрах за Полярным кругом. Температура в этом месте зимой стабильно держится на отметке – 15°С и позволяет проводить тесты разных моделей с размерами 1 85 65 r15 в абсолютно равных условиях.

Издание «Авторевю» выбрало знаменитый полигон White Hell в Лапландии, а российский журнал «За рулем» проводил тест зимних шипованных шин 185 65 r15 в северной части Швеции, в регионе Норрботтен на треках компании Pirelli. Температура воздуха при этом составляла от -1°С до -15 °С.

Участники тестирования

Для испытаний эксперты отобрали шины ведущих мировых производителей. В тестах, организованных изданиями «Авторевю» и «За рулем», присутствовали также шины российского производства.

Рассмотрим 8 самых популярных моделей, которые будут участвовать в сравнительном тесте зимы 2018- 2019 года.

  1. Dunlop SP Winter Ice 02.
  2. GoodyearUltra Grip Ice Arctic.
  3. Continental Ice Contact 2.
  4. Nokian Hakkapeliitta 9.
  5. Michelin X-Ice North4.
  6. Hankook Winter I*cept IZ2.
  7. Nexen Win Guard Snow’G WH2.

В заездах принимают участие как зимние нешипованные шины 185 65 r15, так и покрышки, оснащенные шипами. Для сравнения берутся модели с диаметром колеса 15 дюймов, но результаты можно считать актуальными и для колес R14, так как они практически идентичны.

Таблица характеристик испытуемых моделей

Особенности шипов Состав резиновой смеси Стоимость*
Dunlop SP WinterIce 02 направленный V-образный рисунок протектора

широкие канавки для отвода воды

жесткая средняя часть с треугольными шашками

Имеет прямоугольный сердечник

Увеличенное основание шипа

Специально разработанное под форму шипа посадочное место

Технология 4D Nano Design

Двухслойный протектор с мягким верхним слоем и более жесткой основой

130 дол.
Рисунок протектора с широкими остроугольными канавками

Большое количество ламелей

Треугольная конструкция

Твердосплавная вставка с острыми гранями

22 ряда шипов по всей поверхности протектора

В составе присутствует кремниевый полимер, который обеспечивает дополнительное сцепление с мокрой поверхностью 108 дол.
Continental Ice Contact 2 Имеет асимметричный протектор

Для улучшения устойчивости на боковых частях блоков протектора есть специальные выемки

Ламели имеют зигзагообразную форму

Экстра-легкие шипы Cristall Dubb

«ледяные карманы» вокруг шипов

Кристаллическая форма шипов

Крепление при высокой температуре

В составе присутствует большое количество рапсового масла, что придает шинам эластичность

Диоксид кремния улучшает сцепление с дорогой

130 дол.
Nokian Hakkapeliitta 9 Имеет направленный рисунок протектора с глубокими дренажными бороздами

Специальные арамидные волокна защищают боковину колеса от пореза

Использование шипов двух типовТехнология Eco S

tud 9 позволяет шипам мягко контактировать с поверхностью

Резиновая смесь Green Elasto Proof отличается экологичностью 133 дол.
Michelin X-Ice North4 Центральная часть протектора имеет направленный рисунок с острыми краями блоков

Боковые шашки более крупные и прямоугольные, что повышает проходимость

Технология «умный шип»

Коническая форма шипов, напоминающая раллийные образцы

Крепление при помощи термоактивной смеси

Уменьшенный диаметр верхнего фланца с 6.5 до 5 мм

Увеличенное количество шипов (до 250 шт)

Улучшенная резиновая смесь позволяет шинам оставаться эластичными до рекордной температуры в -65°C 117 дол.
Hankook Winter I*cept IZ2 Усиленное центральное ребро

Большое количество 3D-ламелей по всей поверхности

Нешипуемая резина В составе присутствует высокодисперсная силика 100 дол.
Nexen Win Guard Snow’G WH2 Жесткое центральное ребро

Подвижные плечевые шашки

Закругленные боковые блоки увеличивают маневренность

Нешипуемая резина В состав резины входит наносилика 54 дол.

*Цены актуальны на 27.11.2018

Результаты тестирования

Основные показатели зимних шин 185 65 r15 можно оценить по 5-ти балльной шкале следующим образом:

Управление на асфальте Управление на снегу Управление на льду Внешний шум Ресурс Цена/качество
Dunlop SP Winter Ice 02 4 4 5 3 4 3
Goodyear Ultra Grip Ice Arctic 4 5 3 4 4 5
Continental Ice Contact 2 4 5 5 4 5 5
Nokian Hakkapeliitta 9 4 5 5 3 5 4
Michelin X-Ice North4 4 5 4 5 4 5
Hankook Winter I*cept IZ2 4 3 4 3 4 5
Nexen Win Guard Snow’G WH2 3 3 3 4 4 4

Отзывы водителей о зимних шинах 185 65 R15

Кроме результатов тестов зимних нешипованных шин 185 65 r15, на решение купить ту или иную резину влияют отзывы владельцев данной модели.

Положительные Отрицательные
Dunlop SP Winter Ice 02 Езжу на DunlopWinter Ice r14 уже третий год. Шипов потерял всего парочку, а езжу я довольно резко. Резина очень надежная в повороты заходит четко при любой погоде. Очень шумная. После обкатки думал, что гул уменьшиться, но кажется, он стал еще больше. А в целом резина хорошая, что неудивительно за такую цену.
Goodyear Ultra Grip Ice Arctic На морозе не дубеет. Очень короткий тормозной путь. По сравнению с предыдущей моей резиной Росава, просто удивительно, какая машина послушная в гололед! Несмотря на то, что зима была практически без снега, не потерял ни одного шипа. За 2 сезона потерял процентов 20% шипов. На льду немного заносит, но я думаю, что это из-за того, что у меня только на ведущих колесах Goodyear стоят, а на задних попроще – Кама 505.
Continental Ice Contact 2 Стоит на VW golf 6 второй сезон. Я безумно доволен этими покрышками. Даже при сильном гололеде можно спокойно развивать скорость до 160 км/ч. Шипы все на месте. Резина, конечно, хорошая, но за такую цену можно купить практически такую же дешевле на треть. Я заплатил по 150 долларов за колесо, а эффекта особого не увидел. Честно сказать, шины как шины. Шумят, как и все шиповки.
Nokian Hakkapeliitta 9 Это лучшая зимняя резина из всех существующих. Недаром она постоянно занимает высокие места во всевозможных рейтингах шипованных шин. Несмотря на высокую стоимость, купил себе 4 колеса на полноприводный автомобиль. Проходные характеристики и управляемость на высоте! Две проблемы с этой резной – высокая цена и большой звуковой эффект. Кроме этого, шиповки запрещают в большинстве стран Европы, поэтому задумайтесь перед покупкой.
Michelin X-Ice North4 Шины премиум-класса, что тут говорить. Отъездил на «X-IceNorth3» прошлую зиму и очень доволен. Беспроблемная в любую погоду Думаю «четверка» будет не хуже, собираюсь покупать жене на Рено. Приобрел шины недавно, на снегу пока ездить не пришлось. На мокром асфальте немного нестабильно себя ведет, но надеюсь, это обкатка шипов еще не закончилась.
Hankook Winter I*cept IZ2 Мне лично прекрасно подходит эта резина. За зиму, что я отъездил на ней, ни разу не буксовал и не застрял в снегу. Везде проезжает отлично, несмотря на то, что шипов нет. Шины не для наших дорог. Ямы не держит абсолютно! За сезон эксплуатации — минус 1 колесо.
NexenWinGuardSnow’G WH2 Для мягкого климата юга Украины подходит хорошо. Перепады температуры и небольшой снег ей вполне по зубам. И стоит гораздо дешевле Мишлена и Нокиан. На льду заносит, на асфальте плохо слушается руля. Стоят на Ладе Гранта. За такие деньги лучше купить что-то из серии Нордман и не мучиться.

Тест зимних шипованных шин 185/65R15 (АвтоРевю)

  • Дата начала теста: 01 Февраля 2016
  • Дата окончания теста: 29 Февраля 2016
  • Качество дорог: Хорошее
  • Автомобиль: Лада Веста

Сравнительные испытания шипованной и фрикционной резины 185/65R15

Специалисты АвтоРевю в этом году провели испытания зимних шипованных и нешипованных шин с целью сравнения характеристик и представления итоговых результатов для помощи автовладельцам при подготовке автомобиля к зимнему сезону. Ниже мы представляем вам результаты тестов шипованных шин.

Ледовые испытания

Самый короткий тормозной путь в тестах на льду у Hakkapeliitta 8 - 12,1 м. Совсем немного отстали Goodyear с результатом в 12,4 м. Японские Nitto на третьей строчке с длиной торможения в 13,1 м.

В конце списка ожидаемо оказались бюджетные азиатские шины GT и Marshal, но особенно ужасно выступили Nexen. Их результат в 21,7 м хуже даже показателей фрикционных покрышек, что вообще ставит под сомнение возможность зимней эксплуатации этих шин.

Управляемость на льду измерялась на трассе, которая проложена по поверхности замёрзшего озера. Hakkapeliitta 8 прошли дистанцию быстрее всех за 79,7 секунды. Буквально в долях секунд от неё расположились немецкие Continental. Шины Pirelli показали третий результат. В аутсайдерах всё та же тройка дешёвых шин.

Результаты

  • Шины Nokian Hakkapeliitta 8 (SUV) 185/65R15 XL 92T

    Сцепные свойства на льду, управляемость на снегу и льду, проходимость.

    Шум и высокая цена

    Купить 1
  • Шины Continental ContiIceContact 2 (+SUV) 185/65R15 XL 92T

    Сцепные свойства на льду, Управляемость на льду и на снегу.

    Проходимость, высокая цена.

    Купить 2
  • Шины Nokian Nordman 5 185/65R15 XL 92T

    Сцепные свойства на льду, управляемость на льду и на снегу, проходимость.

    Средние сцепные свойства на асфальте. Потеря шипов.

    Купить 2
  • Шины Pirelli Formula Ice 185/65R15 88T

    Сцепные свойства и управляемость на льду. Ударная прочность.

    Сцепные свойства и управляемость на снегу. Низкая плавность хода.

    Купить 3
  • Шины Gislaved NordFrost 200 185/65R15 XL 92T

    Низкий уровень шума среди шипованных шин. Плавность хода. Проходимость.

    Сцепные свойства на льду.

    Купить 4
  • Шины Goodyear Ultra Grip Ice Arctic 185/65R15 88T

    Продольные сцепные свойства на льду. Управляемость на снегу. Высокое сопротивление аквапланированию.

    Управляемость на льду. Шум.

    Купить 4
  • Шины Michelin X-Ice North 3 185/65R15 XL 92T

    Продольные сцепные свойства на снегу. Акустический комфорт в классе шипованных шин. Сцепные свойства на мокром асфальте.

    Спредние сцепные свойства и управляемость на льду. Проходимость.

    Купить 4
  • Шины Nitto Therma Spike 185/65R15 88T

    Продольные сцепные свойства на льду. Удобство управления на снегу.

    Сцепные свойства на асфальте. Низкое сопротивление аквапланированию. Потеря шипов.

    Купить 4
  • Шины Dunlop SP Winter Ice 02 185/65R15 XL 92T

    Высокая ударная прочность. Сцепные свойства на льду.

    Шум. Низкая плавность хода.

    Купить 5
  • Шины GT Radial Champiro Ice Pro 185/65R15 XL 92T

    Цена. Ударная прочность. Высокое сопротивление аквапланированию.

    Сцепные свойства на льду и на снегу. Шум. Низкая плавность хода.

    Купить 6
  • Шины Marshal WinterCraft Ice Wi31 185/65R15 88T

    Цена. Сцепные свойства на асфальте. Акустический комфорт в классе шипованных шин.

Мы протестировали наиболее популярные шипованные шины размерностью 185/65 R15 для бюджетных автомобилей.Памятуя о кризисе, решили сконцентрироваться на недорогих шинах по цене от 2500 рублей за штуку. От более дешевых отказываемся: это либо совсем древние модели, либо посредственные копии популярных покрышек.

Пятнашки

Подбираем компанию для тестов

Самый доступный по цене -Cordiant Snow Cross. Полностью отечественная (и разработка, и изготовление) шина, модернизированная в прошлом году. Чуточку дороже еще одна модель прошлого сезона - Dunlop SP Winter Ice 02.

Еще четыре шины, которые по сегодняшним меркам можно назвать недорогими, - Nitto Therma Spike (второй бренд японской компании Тоуо), южнокорейская Kumho WinterCraft Ice, пользующаяся спросом Formula Ice (разработка Pirelli, а производство российское) и популярная на рынке «японка» малайзийской «сборки» Тоуо Observe G3-Ice.

Из представителей второго эшелона - новые модели с немецкой и финской родословной, но произведенные в России: Gislaved Nord Frost 200 с протектором, скопированным с ContilceContact первой генерации, и Nordman 7 с «лицом» шины Hakkapeliitta 7.

И наконец, лидеры наших прошлых тестов: Goodyear UltraGrip Ice Arctic и Continental IceContact 2.

А также горячая новинка от компании Nokian - модель Nokian Hakkapeliitta 9.

Зимние покрышки на севере

Мы уже проводили испытания за пределами России и считаем этот опыт весьма положительным. На сей раз решили отправиться на зимний полигон компании Pirelli. Расположен он в северной части Швеции, в провинции Норрботтен, недалеко от городка Эльвсбюн. Ледовые трассы проложены на замерзшем озере Лилькор-стреск (Малое Крестовое болото), а снежные - по его берегам.

В начале февраля туда были доставлены заранее обкатанные шины, а в конце месяца мы провели все снежные и ледовые тесты. Температура во время испытаний колебалась от -1 до -15 °С, однако поначалу шведский север заставил сильно понервничать.

В первый день нашей работы на берега Ботнического залива пришел теплый атмосферный фронт - и температура воздуха поднялась до плюс семи градусов! Снег и лед таяли на глазах. Местные говорили, что за всю жизнь не помнят такого тепла в феврале.

Лишь на третий день, вечером, подморозило, подтаявший озерный лед вновь окреп и через сутки уже держал автомобиль. Приступаем к тестам на льду!

Седлаем новенький хэтчбек Kia Rio и уточняем собственный «инструментарий». На этот раз во всех упражнениях эксперты дают оценку не в целых баллах, а с шагом в полбалла - для большей корректности результатов.

По тонкому льду

Сначала - оценка продольных сцепных свойств. С помощью прибора VBOX фиксируем время разгона с места до 30 км/ч и сразу же после этого тормозим, определяя величину тормозного пути с 30 до 5 км/ч. Длина «дорожки» позволяет сделать четыре замера в одну сторону. Затем еще четыре обратно - и высчитываем среднее значение. Базовую шину прокатываем через каждые три тестовые; по окончании замеров все результаты пересчитываем с учетом того, как менялись результаты «печки».

Лучший разгон, 6,5 секунды, Rio показал на шинах Continental, второй результат - на Nokian: 6.8 секунды. Никто и не сомневался, что шины, имеющие по 185-186 шипов, окажутся впереди. Однако им на пятки наступают Cordiant, Goodyear и Nordman, у которых по 110 шипов, - эта троица показывает результат 6.9 секунды. Самый затяжной разгон - у Kumho: 9,7 секунды.

В торможении Nokian выигрывает у Континенталя самую малость - 16,4 метра против шестнадцати с половиной, а третий результат, 16,7 метров, показывает Goodyear. Замыкающей вновь оказалась Kumho: 23,7 метра.

Яма в нуле

Управляемость оцениваем на трассе замкнутой конфигурации. Это «дорожка» длиной около километра с виражами разного радиуса и длинным прямиком. А главное -здесь очень скользкий, отполированный ветром лед. Оценку проводим вдвоем, на каждом комплекте шин едем по три круга каждый, затем меняемся.

Черт! Неимоверно скользко! Чтобы поменяться местами, пришлось буквально переползать с одной стороны на другую, не отрывая рук от машины.

Самый высокий балл в этом упражнении заслужили покрышки Nokian: четкие реакции и хорошая информативность «по рулю» дополнены мягким, предсказуемым началом скольжений автомобиля и стабильным сцеплением независимо от степени проскальзывания.

Чуточку хуже вел себя Rio, обутый в шины Nordman и Nitto. В первом случае понравился хороший баланс продольного и поперечного сцепления, понятный момент перехода в скольжения. Оценку немного снизили из-за небольших задержек в реакциях. На Nitto машина покорила хорошей управляемостью даже в скольжениях и плотным, «понятным» рулем при больших углах поворота. Однако возникли небольшие претензии к информативности руля при малых углах - в начальной фазе поворота. Шинники именуют этот эффект hole in zero (яма в «нуле»).

Наиболее низкими баллами отметились Gislaved, Goodyear и Formula. На этих шинах водитель вынужден увеличивать углы поворота руля, возникают задержки в реакциях. К тому же Rio на шинах Gislaved долго скользит в повороте, а потом сцепление резко восстанавливается, что провоцирует эффект хлыста - резкий занос в обратном направлении.

Goodyear не понравился дисбалансом продольного и поперечного сцепления: автомобиль держит дугу поворота гораздо хуже, чем разгоняется и тормозит. На шинах Formula - низкая информативность «по рулю» в поворотах, что провоцирует его перекручивание и последующий занос.

Ледовый круг - самое неприятное для водителя упражнение. Надо нащупать максимальную скорость на грани скольжения, показать лучшее время (его регистрирует VBOX) и подтвердить его. При этом ехать приходится в одном направлении, против часовой стрелки. При хорошем сцеплении тело и голову кренит приличная боковая сила -постоянно напрягаешь все мышцы. Приходится всё время переводить взгляд с «дороги» на приборы и обратно. Кругов через пятьдесят начинает кружиться голова.


Быстрее остальных на круге оказались Continental и Nokian - 19,9 секунды на полный оборот. Всего на одну десятую (20,0 с) отстал от них Cordiant. Наиболее неспешные шины - Kumho: лучшее достижение - 22,5 секунды.

Сколько кругов пришлось сделать на каждом комплекте, чтобы достичь лучших результатов и повторить их? От десяти до пятнадцати! Единственные шины, потребовавшие большего внимания и умения, - Goodyear: обутая в них машина всё время норовила сорваться в занос, пришлось нарезать 19 кругов. А всего, с учетом неоднократных заездов на базовых шинах, нашему Rio пришлось накрутить более двухсот оборотов!

Переходим к снежным процедурам

Снег выпал аккурат на следующий день после завершения всех ледовых тестов. Трассу для оценки управляемости подготовить легче, чем плато для замеров продольного сцепления. Поэтому начинаем с более творческой и интересной работы.

Одним виражом трасса лежит на склоне холма, потому имеет короткие, но довольно крутые подъем и спуск. Это «фишка» местных трасс для оценки управляемости - большинство шинников использует в основном плоские трассы. Подъемы и спуски нагружают и разгружают подвеску, изменяя вертикальные силы, действующие на колёса. Особенно интересно, когда колесо разгружается в повороте: прижимная сила уменьшается, шина начинает проскальзывать.

Свежий снег падал на холодный лед - и сдвигался, когда машина скользила в поворотах. В итоге получилось смешанное покрытие: местами снег, местами лед - настоящая русская дорога!

Здесь по управляемости больше других понравились шины Nokian: очень мягкие, но уверенные кошачьи повадки, прогнозируемое поведение автомобиля. Rio на этих шинах не требует от водителя специальных навыков и приемов -он просто поворачивает. Предельная скорость ограничена мягким, помогающим прописать поворот заносом, практически не требующим корректировки.

Наибольшие претензии эксперты предъявили к следующей тройке участников. Cordiant напрягает неожиданно возникающим заносом с резким, непрогнозируемым срывом, долгим скольжением и таким же резким восстановлением сцепления, которое провоцирует «отстреливающий» занос в противоположную сторону. На шинах Gislaved руль становится неприятно пустым и неинформативным - крутить его приходится на избыточно большие углы, что приводит к неожиданному резкому срыву в занос и глубоким скольжениям. Покрышки Kumho не понравились из-за ощутимых задержек в реакциях, значительных углов поворота руля, затяжных скольжений и глубокого заноса на дуге, требующего от водителя моментальной корректировки.

Упражнение «переставка» из-за излишне мягкого снега выполнили лишь частично - смогли оценить только поведение машины при экстремальном маневрировании, а от определения максимальной скорости успешного выполнения маневра отказались.

Здесь, как и на трассе управляемости, наибольшее количество баллов благодаря самым четким реакциям, мягкому и прогнозируемому поведению и легкому само-восстанавливающемуся заносу на предельной скорости заработали шины Nokian. Меньше всех понравился Dunlop: на этих шинах у Rio проявляются не только ощутимые задержки в реакциях, но и нестабильный, широкий баланс поворачиваемости: от значительного сноса передней оси при первом рывке руля до заноса задних колес при попытке стабилизировать машину на полосе перестроения.

А вот и хорошо утоптанная снежная прямая - можно заняться замерами времени разгона и тормозного пути. Как и в аналогичных ледовых упражнениях, сочетаем разгон с торможением, повторяя упражнения по восемь -десять раз. Причем время разгона с 0 до 40 км/ч на снегу оценивали дважды - с включенной системой контроля тяги TCS и без нее. Торможение с 40 до 5 км/ч -только с АБС.

Итак, разгон в штатном режиме, когда TCS предотвращает пробуксовку шин. Лучшие результаты - на шинах Continental, Goodyear и Nokian. На них Rio набирает 40 км/ч ровно за шесть секунд. Худшие показатели -у Kumho. Как и на льду, они разгоняются неспешно, уступая лидерам более 11%.

Отключаем электронный «ошейник» и повторяем замеры. Получается быстрее! Лидирующие позиции удерживает Goodyear: 40 км/ч с места покоряются за 5,2 секунды. Лишь на одну десятую дольше длится разгон на шинах Continental и Nokian. Покрышки Kumho и в этом режиме показывают самый скромный результат.

Торможение выигрывает лидирующая пара - Continental и Nokian, показавшие одинаковый результат: 14,8 метра. В замыкающих на этот раз - родственники Nitto и Тоуо.

Финальные упражнения -оценка курсовой устойчивости на заснеженной трассе и проходимости в глубоком снегу. На высокой скорости лучше других следует заданному курсу и наиболее четко перестраивается Rio, обутый в Nokian. Дополнительно отмечаем высокую информативность рулевого управления: водитель ведет машину по прямой интуитивно, не концентрируясь.

Худшие оценки - у четырех участников. На шинах Cordiant и Gislaved во время смены полосы движения у Rio возникает неприятное подруливание задней оси, переходящее в занос. Попытка скорректировать курс на покрышках Dunlop и Kumho чревата заносом, требующим немедленных действий даже при мягких перестроениях.

Увереннее других в глубоком снегу гребут шины Goodyear -на них Rio готов покорить любой сугроб. А вот на шинах Kumho и Тоуо можно ехать лишь хорошим ходом. Тронуться в снегу архисложно: малейшая пробуксовка - и колёса проскальзывают, закапываясь всё глубже и глубже.

Мы были приятно удивлены.

На всех шинах после обкатки шипы выступали над протектором в разумных пределах. Максимально, на 1,41 мм,-у Корди-анта, минимально, менее 0,9 мм,-у покрышек Formula, Gislaved и Nokian. Вот только у Nokian 185 шипов на каждой шине, а у Формулы и Гиславеда - лишь 110. И такого количества при столь малом выступании явно недостаточно, чтобы обеспечить хорошее сцепление на льду.

Напомним, что регламентированное выступание шипа на новых шинах - не более 1,2 мм. По опыту знаем, что после обкатки эта величина может увеличиться до 1,3-1,4 мм.

Отрадно, что производители шин перестали злоупотреблять увеличенным выступанием «гвоздиков». Ведь сильно торчащие шипы «пилят» асфальт, на котором возникают глубокие колеи. И впервые за время наших тестов ни одна шина не потеряла ни одного подтвердив постулат, что надежность удержания шипов в резине обратно пропорциональна величине их выступания. Меньше торчишь - крепче сидишь!

Зимой на асфальте

В Тольятти, на полигоне АВТОВАЗа, нам вновь пришлось ждать погоду. Сухие дороги и безветрие -условия для получения достоверных результатов по сопротивлению качению. Асфальтовую часть тестов смогли выполнить лишь в первой половине мая. Работать пришлось ночами, чтобы уложиться в допустимую для зимних шин температуру +5...+7 °С.

Процедура оценки экономичности та же самая, что и в случае с летними шинами. Начинаем с их прогрева, делая полный круг по скоростному кольцу (10 км) со скоростью 110-120 км/ч. Попутно оцениваем, насколько автомобиль отклоняется от заданного курса под действием внешних сил (боковой ветер, уклон), а также плавно маневрируем, имитируя мягкий объезд препятствия либо смену полосы для обгона. Испытатель при этом внимательно отслеживает реакции и особенности поведения автомобиля, а также оценивает, насколько удобно и понятно (читай: безопасно) им управлять. Чем шире «ноль» и больше углы поворота баранки, на которые автомобиль не реагирует, и чем ниже информативность (темп нарастания усилия на руле с увеличением угла поворота) - тем хуже оценка.

Высшую оценку за курсовую устойчивость эксперты поставили шинам Formula Ice: четкости удержания курса и реакций обутого в них автомобиля могут позавидовать некоторые летние шины! Полная противоположность -покрышки Dunlop. Основные недостатки в поведении автомобиля на этих шинах: широкий «ноль», пустой руль, задержки в реакциях при корректировке курса.

После круга по кольцу на двухкилометровой прямой оцениваем величину выбега с максимально разрешенных «городских» и «загородных» скоростей.

Замеры проводим в противоположных направлениях, повторяем от трех до пяти раз, в зависимости от полученных результатов. Одновременно водитель накапливает впечатления от шумности и плавности хода на разных скоростях. Самыми зелеными, то бишь экономичными, оказались шины Nokian.

Перед сменой шин для уточнения оценки комфортности Rio делает круг, двигаясь по служебным дорогам с трещинами и щербинами. Самыми тихими мы признали покрышки Gislaved, Тоуо и Nitto, а наиболее мягкими -Continental и Nokian.

Следующее упражнение -замеры тормозного пути на сухом покрытии и на мокром. Начальные скорости торможения для зимних шин уменьшены по сравнению с летними на 20 км/ч - до 80 км/ч на сухой дороге и до 60 км/ч на мокрой. Лучше других при торможении на мокром асфальте выглядели шины Continental, на сухом - Nokian. Самые слабые результаты - у Nitto, причем независимо от состояния покрытия, а на сухом асфальте компанию Nitto составил Cordiant.

Подведение итогов

Победителем теста, набрав наибольшее количество (936) баллов, стали новые шины Nokian Hakkapeliitta 9. Второе место с итоговой суммой 914 баллов занял Continental IceContact 2. Обе покрышки мы относим к категории отличных и рекомендуем водителям всех уровней.

На третьей ступеньке нашего пьедестала - Goodyear UltraGrip Ice Arctic, который заработал 898 итоговых баллов, недобрав всего двух баллов до звания отличных шин. Его стихия - нечищеные зимние дороги и даже снежная целина.

На четвертой позиции с 888 баллами расположился Nordman седьмого поколения. Очень хорошие шины для русской зимы, придадут уверенности в любых условиях.

Все перечисленные шины расположились в нашей табели о рангах в соответствии с ценовым ранжированием. Либо они имеют цену, адекватную характеристикам и свойствам, что, собственно, одно и то же. А начиная с пятого места начинаются небольшие перекосы в ту или иную сторону.

Например, Cordiant Snow Cross заработал 871 балл, что позволило ему закрепиться в категории «очень хорошие шины» и занять пятую строчку итогового результата теста. Не спасуют на любой дороге, разве что потребуют соблюдения большой дистанции на сухом асфальте из-за скромных сцепных свойств, а еще - неспешного движения на заснеженной дороге. Купить их можно по 2500 рублей за штуку.

Шины Dunlop SP Winter Ice 02, набравшие 852 балла (шестое место), открывают категорию хороших шин. Достойный продукт со средними показателями почти во всех дисциплинах. Не без слабостей, среди которых - скромное поперечное сцепление на льду, неважная курсовая устойчивость на заснеженной

дороге и асфальте, низкий уровень комфорта. Но продается за те же деньги, что и Cordiant Snow Cross: цена - 2550 рублей.

На седьмой и восьмой ступеньках расположились еще более дорогие шины - Toyo Observe G3-Ice и Nitto Therma Spike, практически братья и «по крови», и по свойствам. Они набрали по 847 баллов и обосновались в категории «хорошие шины». Понравились невысоким уровнем шума. Марка Тоуо хорошо известна на нашем рынке, a Nitto появилась совсем недавно, потому чуть дешевле.

Девятое и десятое места делят Gislaved Nord Frost 200 и Formula Ice, заработавшие по 841 баллу. Эти шины еще попадают в категорию хороших. Gislaved, более ровный по объективным показателям, «провалился» в управляемости и курсовой устойчивости на снегу. У Формулы несколько разбалансированные характеристики: она слаба в продольном сцеплении на льду, но более уверенно ведет себя на асфальте, близка к лучшим

результатам в торможении посуху и обеспечивает четкое удержание курса. Но в ценах разница ощутимая: Formula рублей на триста дешевле, так что комплект из четырех штук позволит сэкономить более тысячи. Впрочем, есть один технический нюанс, объединяющий обе шины: выступание шипов недостаточное - менее миллиметра после проведения тестов. Полагаем, в процессе установки шипов произошел сбой.

Семь-восемь лет назад мы совместно с фирмой Continental исследовали вопрос выступания шипов и получили следующую закономерность: одна десятая их выступания эквивалентна трем процентам тормозного пути на льду. Увеличение выступания «гвоздиков» до допускаемых законом 1,2 мм на новых шинах позволит Гиславеду и Формуле улучшить продольное сцепление примерно на 10% - вот где прячутся скрытые резервы!

На одиннадцатой строчке -шины Kumho WinterCraft Ice, набравшие 803 балла. Слабовато для современных «шиповок», но закономерно, поскольку в большинстве упражнений эти шины показывают скромные результаты. С учетом не самой низкой цены вряд ли можно назвать их выгодной покупкой.

Считайте ваши денежки

На нашей диаграмме протестированные шины выстроены слева направо по возрастанию цены, а высота столбцов соответствует

количеству набранных баллов. Мелкие столбцы в нижней части диаграммы отображают соотношение качества и цены и показывают, сколько баллов набирает шина на каждую тысячу отданных за нее рублей.

Если же во главу угла вы ставите цену и скрупулезно подсчитываете каждый рубль, обратите внимание на другую группу столбцов: чем больше баллов на каждую тысячу рублей цены заработала шина, тем выгоднее покупка! Рейтинг возглавляют шины Cordiant Snow Cross, а лидер теста Hakkapeliitta 9 оказывается на последнем месте - дорогие шины! Покрышки Kumho WinterCraft Ice - в середнячках, именно поэтому многие их и покупают.

Сопоставив все результаты нашего теста и цены, вы сможете сделать правильный выбор. Хорошей дороги!

На носу зима, и опять ни прогноз погоды, ни народные приметы не могут предсказать, какой она будет. Мы решили перестраховаться и специально для владельцев машин малого класса испытали самые безопасные шины в условиях настоящих холодов – шипованные. Тем более что их пока не запретили, как планировали в проекте поправок к ПДД, озвученных в мае нынешнего года. Итак, у нас на тесте шины в размерности 185/65 R15. Традиционно мы взяли продукцию именитых брендов премиум- и медиум-сегментов и дополнили список малоизвестными покрышками, чтобы понимать, насколько они пригодны для наших условий эксплуатации и насколько оправданна их покупка.


Список протестированных шин:

Неожиданностей среди премиум-брендов не было. В лидеры на ледовых и снежных трассах сразу же вышел фаворит этого сегмента – финская шина Nokian Hakkapeliitta 8. Несмотря на чуть более слабые характеристики на мокром и сухом асфальте, она заняла первое место в тесте, набрав 8,7 балла. Следующая позиция у Goodyear Ultra Grip Ice Arctic (8,4 балла). У этой покрышки, пожалуй, самые сбалансированные характеристики, хотя она и уступает Nokian и Continental на ледовых аренах. А королями ледовых трасс стали модели Nokian и Continental. И все благодаря тому, что эти бренды смогли обойти закон, ограничивающий количество шипов в шинах. Он действует в северных странах Европы и гласит: у шипованной шины на метр качения с дорогой может контактировать не более 50-ти шипов или же большее их количество, если они обеспечивают износ дорожного покрытия, равноценный 50-ти классическим шипам. Финны и немцы смогли сделать модели со значительно большим количеством шипов благодаря особой геометрии корпуса шипа и его сердечника, а также за счет его облегчения. И если у основной массы шин в данном типоразмере установлено до 110 шипов, то у Nokian и Continental их более 180-ти. А у «Конти» шипы еще и вклеены. Вот вам и причина огромной разницы в характеристиках на льду.


Шипованная покрышка Bridgestone Blizzak Spike-01 в целом оказалась более слабой по своим свойствам, чем высокотехнологичные фрикционные шины этого бренда. Ее сцепные свойства на льду не столь высоки из-за конструкции шипа, у которого сердечник имеет значительно больший диаметр, чем у конкурентов. Поэтому продавливать лед такому шипу сложнее. Тем не менее в процессе эксплуатации это должно положительно сказаться на характеристиках, так как более толстый шип меньше изнашивается, следовательно, он будет более эффективным больший период времени. Без сенсаций в тесте тоже не обошлось. К нам попали две малоизвестные шины Avatyre Freeze и Contyre Arctic Ice 3, которые сделаны в Белой Церкви на заводе ЧАО «Росава» по программе off-take. От таких изделий никогда не ждешь чего-то особенного, но модель Avatyre Freeze стала исключением из правил. Она набрала 7,6 балла, которые соответствуют трем звездам безопасности. Эта покрышка, кстати, лидер по устойчивости к аквапланированию – скорость начала всплытия у нее 74,1 км/ч. Contyre Arctic Ice 3 оказалась слабее, особенно на ледовых трассах. Она заняла третью строчку сзади, хотя благодаря суммарной оценке 7,1 балла осталась в зоне рейтинга трех звезд безопасности. Корейская шипованная шина Kumho WinterCraft Ice WI31 обеспечивает отменную , хотя на других покрытиях по этой характеристике она проигрывает. На льду ей явно не хватало шипов, которых в этом размере оказалось всего 95. А вот на снегу ее достаточно глубокий протектор хорошо тормозит и разгоняет машину. Еще две шины, Nexen Winguard Spike WH62 и Aeolus Ice Challenger AW 05, были не слишком хорошо подготовлены для настоящих зим по причине малого количества шипов (всего 96 на целое колесо) и самой твердой резиновой смеси протектора (соответственно 70 и 73 единицы по Шору). Из-за этого на льду у них самый длинный тормозной путь и есть проблемы с управляемостью. А вот на мокром и сухом асфальте Aeolus как в родной стихии – и тормозит отменно, и управляется.


При подведении итогов теста мы оценили шины по уровню безопасности и соотношению «цена/качество» и дали свои рекомендации относительно покупки той или иной модели. По этим критериям мы и предлагаем сделать выбор. Наверняка для кого-то главным будет безопасность и уверенность на зимней дороге, а кто-то захочет найти оптимальную шину с учетом ее стоимости.



РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ


Место Шина Мнения экспертов
1
Оценка: 8,7

ИН и ИС: 92T XL

есть
Наружняя/внутренняя сторона: нет
8,9
Твердость резины по Шору: 52
Количество шипов: 185
Жесткость боковины: мягкая
Вес, кг: 7,915
44/2015
Место изготовления: Россия
Цена, грн.: 1 980
Рейтинг безопасности: ****
Рейтинг цена/качество: ****

Шина Nokian Hakkapeliitta 8 на льду лучше всех тормозит, позволяет ехать быстро и обеспечивает прогнозируемое поведение авто даже в случае заноса. На снежных трассах она также хороша, а на мокром и сухом асфальте предсказуема, реагирует на сброс газа при сносах и заносах, но в сравнении с соперниками позволяет уверенно ехать на меньших скоростях.


+ Тормозные свойства на льду
+ Разгонная динамика и управляемость на льду и снегу


-

2
Оценка: 8,4

ИН и ИС: 88T

Направленность рисунка протектора: есть
Наружняя/внутренняя сторона: нет
Глубина рисунка протектора, мм: 9,8
Твердость резины по Шору: 63
Количество шипов: 109
Жесткость боковины: мягкая
Вес, кг: 8,185
Дата производства (неделя/год): 20/2015
Место изготовления: Польша
Цена, грн.: 1 600
Рейтинг безопасности: ****
Рейтинг цена/качество: *****

Модель Goodyear Ultra Grip Ice Arctic на льду в целом имеет хорошие сцепные свойства, но если вы превысили скорость и начался снос, стабилизировать машину сложнее. На снежных трассах она слушается руля и приносит удовольствие от езды. Хороша Ultra Grip Ice Arctic и на асфальте, где реакции на повороты руля точные и понятные, а скорость выше, чем у прямых конкурентов.


+ Сбалансированные характеристики на льду, снегу, мокром и сухом асфальте
+ Тормозные свойства на мокром и сухом асфальте


- Шумность

3
Оценка: 8,2

ИН и ИС: 92T XL

Направленность рисунка протектора: нет
Наружняя/внутренняя сторона: есть
Глубина рисунка протектора, мм: 8,5
Твердость резины по Шору: ---
Количество шипов: 184
Жесткость боковины: средняя
Вес, кг: 7,9
Дата производства (неделя/год): 34/2015
Место изготовления: Германия
Цена, грн.: 2 360
Рейтинг безопасности: ****
Рейтинг цена/качество: ***

Шина Continental IceContact 2 на льду стабильна, реакции на повороты руля прогнозируемы, а при начале заноса в поворотах он полностью контролиуремый. На снегу сцепные свойства хорошие, но при маневрах чуть больше выносит наружу поворота. На мокром и сухом асфальте IceContact 2 позволяет ехать быстро, а в случае сносов машина быстро стабилизируется под сброс газа.


+ Сцепные свойства и характеристики на льду и снегу
+ Тормозные свойства на льду


- Явно выраженных нет

4
Оценка: 7,6

ИН и ИС: 88T

Направленность рисунка протектора: нет
Наружняя/внутренняя сторона: нет
Глубина рисунка протектора, мм: 8,0
Твердость резины по Шору: 62
Количество шипов: 110
Жесткость боковины: жесткая
Вес, кг: 8,59
Дата производства (неделя/год): 40/2015
Место изготовления: Украина
Цена, грн.: 940
Рейтинг безопасности: ***
Рейтинг цена/качество: ****

Модель Avatyre Freeze на льду, в отличие от конкурентов «по цене», позволяет управлять машиной и понимать, что происходит под колесами. На снегу главное – не превышать ра­зумной скорости, иначе авто уйдет в скольжение. На мокром асфальте неплохие реакции на сброс газа, но при превышении скорости возможны сносы. На сухом из-за сносов нельзя ехать быстро.


+ Устойчивость к аквапланированию


- Управляемость на сухом асфальте

Вердикт: На усмотрение

5
Оценка: 7,5

ИН и ИС: 92T XL

Направленность рисунка протектора: есть
Наружняя/внутренняя сторона: нет
Глубина рисунка протектора, мм: 9,4
Твердость резины по Шору: 60
Количество шипов: 110
Жесткость боковины: жесткая
Вес, кг: 9,26
Дата производства (неделя/год): 23/2014
Место изготовления: Япония
Цена, грн.: 1 500
Рейтинг безопасности: ***
Рейтинг цена/качество: **

Шина Bridgestone Blizzak Spike-01 цепляется за лед хуже, чем премиум-конкуренты, а при маневрах выше склонность к сносам и хуже корректируется траектория. На снегу она в целом хорошо тормозит и разгоняется. На асфальте у этой покрышки более сильные сносы и более медленная реакция на сброс газа в «мокрых» поворотах. На сухом асфальте можно ехать относительно быстро.


+ Сбалансированные средние характеристики


- Явно выраженных нет

Вердикт: На усмотрение

6
Оценка: 7,4

ИН и ИС: 88T

Направленность рисунка протектора: есть
Наружняя/внутренняя сторона: нет
Глубина рисунка протектора, мм: 9,2
Твердость резины по Шору: 65
Количество шипов: 95
Жесткость боковины: средняя
Вес, кг: 8,92
Дата производства (неделя/год): 14/2015
Место изготовления: Южная Корея
Цена, грн.: 1 160
Рейтинг безопасности: ***
Рейтинг цена/качество: ***

Покрышка Kumho WinterCraft Ice WI31 на льду нестабильна, плохо тормозит и провоцирует глубокие заносы. На снегу реакции на повороты руля малоощутимы. На сухом асфальте эта шина позволяет ехать быстро, обеспечивает хорошую управляемость и прогнозируемое поведение. А вот на мокром при резких маневрах возможны сносы, из-за чего приходится заранее тормозить.


+ Управляемость на сухом асфальте


- Не сбалансированные характеристики

Вердикт: На усмотрение

7
Оценка: 7,1

ИН и ИС: 88T

Направленность рисунка протектора: есть
Наружняя/внутренняя сторона: нет
Глубина рисунка протектора, мм: 8,6
Твердость резины по Шору: 62
Количество шипов: 105
Жесткость боковины: жесткая
Вес, кг: 8,65
Дата производства (неделя/год): 42/2015
Место изготовления: Украина
Цена, грн.: 780
Рейтинг безопасности: ***
Рейтинг цена/качество: ***

Шина Contyre Arctic Ice 3 на льду не позволяет ехать быстро, так как склонна к сносам в поворотах. На снегу она лишь немного уступает тройке лидеров. На мокром асфальте при резких маневрах возможны глубокие сносы, поэтому нужно быть осторожным. На сухом асфальте эта модель управляется достаточно хорошо, позволяя ехать быстрее, чем многие конкуренты.


+ Управляемость на сухом асфальте


-

Вердикт: На усмотрение

8
Оценка: 6,8

ИН и ИС: 88T

Направленность рисунка протектора: есть
Наружняя/внутренняя сторона: нет
Глубина рисунка протектора, мм: 10,0
Твердость резины по Шору: 73
Количество шипов: 96
Жесткость боковины: средняя
Вес, кг: 9,115
Дата производства (неделя/год): 23/2015
Место изготовления: Китай
Цена, грн.: 1 030
Рейтинг безопасности: **
Рейтинг цена/качество: **

Шина Aeolus Ice Challenger AW 05 на льду в сравнении со многими конкурентами очень скользкая, плохо тормозит, провоцирует сильные сносы и на ней сложно разогнаться. На снежных трассам авто в такой обувке тоже быстро уходит в боковые скольжения. А вот на асфальте на этих покрышках ехать можно быстро и управляется машина хорошо.


+ Явно выраженных нет


- Сцепные свойства и управляемость на льду
- Управляемость на мокром асфальте

Вердикт: На усмотрение

9
Оценка: 6,7

ИН и ИС: 92T XL

Направленность рисунка протектора: есть
Наружняя/внутренняя сторона: нет
Глубина рисунка протектора, мм: 9,3
Твердость резины по Шору: 70
Количество шипов: 96
Жесткость боковины: мягкая
Вес, кг: 8,815
Дата производства (неделя/год): 17/2015
Место изготовления: Южная Корея
Цена, грн.: 1 200
Рейтинг безопасности: **
Рейтинг цена/качество: *

Модель Nexen Winguard Spike WH62 имеет низкие сцепные свойства на льду, поэтому управлять машиной из-за глубоких сносов очень сложно. На снегу реакции на повороты руля недостаточные для уверенной езды. Резкие маневры на мокром асфальте могут сопровождаться сильными сносами. Впрочем, и на сухом проявляются сносы, хотя и не столь критичные.


+ Характеристики на мокром и сухом асфальте


- Характеристики на льду
- Управляемость на снегу

Вердикт: На усмотрение

Владельцы кроссоверов, особенно полноприводных, зачастую относятся к сезонной смене штатных летних покрышек на зимние без энтузиазма. Ведь почти все родные шины помечены индексом M+S, что де-юре позволяет ездить на них зимой. Главное, чтобы остаточная глубина протектора была не меньше 4 мм (иначе - 500 рублей штрафа). Но надо понимать, что маркировка M+S ровным счетом ни к чему не обязывает производителя! Для нанесения маркировки не требуется никаких тестов или сертификатов, подтверждающих приспособленность покрышек к зиме, а потому все чаще ее можно увидеть на откровенно летних, причем «асфальтовых» шинах, что попутно говорит о девальвации не только буквы S (snow, «снег»), но и M (mud, «грязь»). Так что смотрим не на буквы, а на протектор, и если не видим множества мелких прорезей-ламелей, то делаем вывод: ездить зимой на таких опасно. А еще лучше, когда на боковине есть клеймо «Snowflake» в виде трех горных вершин со снежинкой, - вот эти модели действительно сдали экзамен на снежном треке. Участники нашего теста - все с такой маркировкой: это 14 комплектов с шипами и девять - без.

Программа тестов стандартная, все трассы полигона White Hell вблизи финского городка Ивало нам хорошо знакомы - и главное, чтобы повезло с погодой. Почти повезло: снегопадов не было, хотя температура плясала от 5 до 23 градусов мороза, так что ее влияние пришлось учесть, проводя дополнительные заезды на «референсных» шинах. А вот замеры продольной динамики проходили в закрытом ангаре с более стабильной температурой.

Здесь-то и случился конфуз c покрышками Nokian, причем с моделью, которую выпускают не первый год. И в разгоне, и в торможении нешипованные Nokian Hakkapeliitta R2 SUV уступили не только принципиальным конкурентам, но и даже шинам своей же «второй линии» - покрышкам Nordman RS2 SUV! Работающие по соседству испытатели фирмы Nokian переполошились, сами повторили замеры... Служебное расследование показало, что провалившиеся шины были выпущены на заводе под ­Санкт-Петербургом в конце 2016 года, точнее на 48-й неделе. Тогда и случился сбой в технологическом цикле. Подробностями с нами делиться не стали (видимо, были отклонения либо в продолжительности, либо в температуре вулканизации), но заверили, что бракованная партия в продажу не пошла. Хотя по внешним признакам все в порядке, и даже твердость резины протектора такая же, как на шинах, выпущенных на 41-й неделе 2016 года (их результаты и пошли в зачет), но разница сцепных свойств на льду достигает восьми процентов.

После замеров в ангаре выбираемся на крепчающий мороз - и в очередной раз подмечаем, что по мере падения температуры фрикционные шины начинают догонять и даже обгонять «шиповки». При минус двадцати лед становится твердым настолько, что шипы не могут его расцарапать, да и резина протектора у большинства шипованных покрышек тверже, - на морозе фрикционные шины более эластичны, у них больше общая длина прорезей-ламелей.

Мы, повторю, учитываем изменение условий и корректируем результаты, но, если бы все испытания проводились на легком морозце, фрикционные покрышки откатились бы на нижние строчки протоколов.

Испытания на управляемость проводились на льду заполярного озера Таммиярви

И на снегу мороз на руку фрикционным моделям: сохраняя эластичность протектора, они лучше цепляются за снежную шагрень.

Оценки проходимости на этот раз удалось подкрепить инструментальными замерами - временем разгона в глубоком снегу с отключенной противобуксовочной системой. Любопытно, что возглавили и замкнули рейтинг российские шины: лучшие - Cordiant, а самые беспомощные на целине - покрышки Viatti производства Нижнекамского шинного завода.

Асфальтовая часть испытаний особенно актуальна для жителей крупных городов, в которых большую часть зимы улицы очищены от снега и льда

Финальная часть испытаний - уже в апреле, на «летних» покрытиях. И попутно отмечаем, что на этот раз не было шин, сорящих шипами.

На вершине итогового рейтинга - покрышки Nokian Hakkapeliitta 9 SUV. Ожидаемый результат: если модель предыдущего поколения регулярно выигрывала в наших тестах, то и новая, да еще с двумя типами шипов, легко опередила конкурентов.

Дорого? Тогда внимательно смотрим на баллы, на главные достоинства и недостатки других шин - и выбираем оптимальный вариант по карману. И все же избегаем покупки ­покрышек-аутсайдеров - такая экономия грозит несопоставимо большими расходами.

Рейтинг шипованных шин

Размерность 215/65 R16
(доступны 55 типоразмеров от 215/65 R16 до 315/40 R21)
Индекс скорости T (190 км/ч)
Индекс грузоподъемности 102 (850 кг)
Масса, кг 11,9
9,8
49
Число шипов 172
1,05/1,54
Страна-производитель Финляндия

Hakkapeliitta с индексом 9 - новинка сезона: здесь впервые применены шипы двух типов. Те, что в средней части протектора, имеют твердосплавные вставки, ориентированные поперечно: они отвечают за продольные сцепные свойства, а по краям над протектором возвышаются эдакие трилистники, которые эффективно работают в поворотах. И это не маркетинговый трюк: однозначное превосходство над конкурентами и на трассе управляемости, и в торможении на льду. Да и в остальных видах зимних тестов шины на высоте. На асфальте сцепные свойства умеренные, а основная проблема - шум на скоростях от 70 до 90 км/ч.

Лучшие покрышки для суровых зимних условий!

Размерность 215/65 R16
(доступны 2 типоразмера 205/55 R16 и 215/65 R16)
Индекс скорости T (190 км/ч)
Индекс грузоподъемности 98 (750 кг)
Масса, кг 11,2
Глубина рисунка протектора, мм 9,5
Твердость резины протектора по Шору, ед. 56
Число шипов 170
Выступание шипов до/после испытаний, мм 1,52/1,47
Страна-производитель Южная Корея

В этом году компания Hankook официально открыла свой заполярный полигон в финском Ивало: трассы и подходы к испытаниям во многом схожи с теми, что используют в фирме Nokian Tyres. Это касается и особенностей самих шин: было увеличено количество шипов-звездочек, что обеспечило достойные результаты испытаний на льду. Но в глубоком снегу покрышки не блещут, равно как и на асфальте, а к тому же изрядно шумят. Но это им легко простить: шины Hankook Winter i*Pike RS+ в полтора раза дешевле финской новинки.

Размерность 215/65 R16
(доступен 91 типоразмер от 175/70 R14 до 275/40 R22)
Индекс скорости T (190 км/ч)
Индекс грузоподъемности 102 (850 кг)
Масса, кг 11,4
Глубина рисунка протектора, мм 9,5
Твердость резины протектора по Шору, ед. 54
Число шипов 130
Выступание шипов до/после испытаний, мм 1,03/1,25
Страна-производитель Россия

Произведенные в Воронеже шины сдобрены мощными шипами-скобками - и шикарно работают на льду при разгоне и в торможении. Но в поворотах - резкие срывы в скольжения, так что без системы стабилизации придется быть начеку. Зато - хороший баланс сцепных свойств на скользкой дороге и на асфальте, а потому их можно смело рекомендовать для зимней эксплуатации в крупных городах. Если не предъявлять повышенных требований к акустическому комфорту.

Размерность 215/65 R16
(доступны 75 типоразмеров от 155/70 R13 до 275/40 R20)
Индекс скорости T (190 км/ч)
Индекс грузоподъемности 102 (850 кг)
Масса, кг 11,6
Глубина рисунка протектора, мм 9,2
Твердость резины протектора по Шору, ед. 54
Число шипов 130
Выступание шипов до/после испытаний, мм 1,37/1,41
Страна-производитель Россия

Шины выпускаются на российском заводе Continental под Калугой. Бренд Gislaved принадлежит компании Continental - и модель Nord*Frost 200 копирует асимметричный рисунок протектора покрышек ContiIceContact первого поколения, но шипы более простой формы и без термохимической фиксации. Однако и они работают неплохо - особенно в поперечном направлении.

В целом это хорошо сбалансированные шины для использования как в крупных городах, так и за их пределами.

Размерность 215/65 R16
(доступны 37 типоразмеров от 155/70 R13 до 225/55 R18)
Индекс скорости T (190 км/ч)
Индекс грузоподъемности 102 (850 кг)
Масса, кг 11,9
Глубина рисунка протектора, мм 9,6
Твердость резины протектора по Шору, ед. 54
Число шипов 130
Выступание шипов до/после испытаний, мм 1,63/1,62
Страна-производитель Россия

Шины произведены на ­Ярославском шинном заводе и рисунком протектора подозрительно напоминают финские покрышки Nokian Hakkapeliitta 7, что даже стало поводом для судебной тяжбы. Но компании Cordiant удалось оправдаться - и нарастить объемы производства, в том числе и за счет расширения линейки размерностей. Достойные покрышки за свои деньги, но асфальтовых дорог они не любят: держат не очень, а качение сопровождается громким и неприятным гулом протектора. Шины не для города.

Размерность 215/65 R16
(доступны 42 типоразмера от 205/70 R15 до 275/50 R22)
Индекс скорости T (190 км/ч)
Индекс грузоподъемности 102 (850 кг)
Масса, кг 12,2
Глубина рисунка протектора, мм 9,2
Твердость резины протектора по Шору, ед. 57
Число шипов 130
Выступание шипов до/после испытаний, мм 1,08/1,16
Страна-производитель Финляндия

Шины Nordman - это «вторая линия» компании Nokian Tyres, а для производства используются пресс-формы отживших свое моделей шин Nokian. Новинка сезона Nordman 7 SUV - реинкарнация модели Hakkapeliitta 7 SUV, выпускавшейся с 2010 по 2017 год. Неплохие сцепные свойства на льду и на снегу, а на асфальте даже лучше актуальной «материнской» модели. В том числе и по акустическому комфорту: шипов-то меньше.

Размерность 215/65 R16
(доступны 38 типоразмеров от 175/65 R15 до 245/45 R19)
Индекс скорости T (190 км/ч)
Индекс грузоподъемности 98 (750 кг)
Масса, кг 10,2
Глубина рисунка протектора, мм 10,5
Твердость резины протектора по Шору, ед. 56
Число шипов 130
Выступание шипов до/после испытаний, мм 1,26/1,39
Страна-производитель Германия

Модель была представлена в 2012 году и до сих пор не получила замены. На льду шины хорошо работают в продольном направлении, но в поворотах резко срываются в скольжения. На снегу, в том числе на целине, все гораздо лучше. Но на асфальте агрессивный рисунок генерирует навязчивый низкочастотный гул уже с 30 км/ч.

Размерность 215/65 R16
(доступны 58 типоразмеров от 175/65 R14 до 265/40 R20)
Индекс скорости T (190 км/ч)
Индекс грузоподъемности 102 (850 кг)
Масса, кг 11,3
Глубина рисунка протектора, мм 9,3
Твердость резины протектора по Шору, ед. 56
Число шипов 104
Выступание шипов до/после испытаний, мм 1,05/1,09
Страна-производитель Россия

Компания Michelin с шиной X-Ice North 3 продолжает гнуть линию на соответствие европейским правилам ошиповки: не более 50 шипов на погонный метр протектора. Да и сами шипы - простые, круглого сечения. Это и повлекло неважный зацеп на льду. На укатанном снегу картина лучше, но выбраться из сугроба - проблема: виноват протектор.

Размерность 215/65 R16
(доступны 23 типоразмера от 175/70 R13 до 245/45 R17)
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Индекс грузоподъемности 102 (850 кг)
Масса, кг 11
Глубина рисунка протектора, мм 9,2
Твердость резины протектора по Шору, ед. 51
Число шипов 100
Выступание шипов до/после испытаний, мм 0,87/1,06
Страна-производитель Россия

Шины BFGoodrich - «вторая линия» компании Michelin, произведены они на том же заводе в подмосковном Давыдово, что и покрышки Michelin X-Ice North 3. Но протектор - свой, оригинальный. Жаль, так же мало шипов, они круглые, чрезмерно утоплены, - и в итоге посредственное поведение на льду.

На снегу, в том числе на целине, ситуация лучше. А еще лучше - на асфальте, хотя нужно помнить, что допустимая скорость - 160 км/ч, хотя у шипованных конкурентов - 190.

Размерность 215/65 R16
(доступны 35 типоразмеров от 175/70 R13 до 265/60 R18)
Индекс скорости T (190 км/ч)
Индекс грузоподъемности 98 (750 кг)
Масса, кг 10,9
Глубина рисунка протектора, мм 9,6
Твердость резины протектора по Шору, ед. 56
Число шипов 130
Выступание шипов до/после испытаний, мм 0,85/0,94
Страна-производитель Россия

Formula - «вторая линия» компании Pirelli. В прошлогодних тестах на Ладе Весте покрышки заняли пятое место, но сейчас показатели скромнее. Особенно на льду. Даже после обкатки выступание шипов над поверхностью протектора меньше миллиметра (в прошлом году мы фиксировали 1,1 мм на новых шинах). На укатанном снегу результаты лучше, хотя в сугробы лезть не рекомендуем. На асфальте держат отменно.

Неплохой бюджетный вариант покрышек для городской эксплуатации.

Размерность 215/65 R16
(доступны 122 типоразмера от 175/70 R13 до 285/45 R22)
Индекс скорости T (190 км/ч)
Индекс грузоподъемности 98 (750 кг)
Масса, кг 12,2
Глубина рисунка протектора, мм 9,5
Твердость резины протектора по Шору, ед. 55
Число шипов 125
Выступание шипов до/после испытаний, мм 1,18/1,37
Страна-производитель Япония

Для многих клеймо Made in Japan что знак качества. Но с зимними шинами Toyo что-то пошло не так. Вроде и шипы не простые - с крестообразными вставками, и ошиповка качественная, но на льду сцепные свойства умеренные, равно как и на снегу. Однако реакции автомобиля на управление неплохо сбалансированы.

На асфальте - далеко не лучшие комфорт и сцепные свойства.

Отрада - невысокая цена, которая вполне соответствует качеству шин.

Размерность 215/65 R16
(доступны 19 типоразмеров от 205/70 R15 до 265/60 R18)
Индекс скорости T (190 км/ч)
Индекс грузоподъемности 98 (750 кг)
Масса, кг 11,5
Глубина рисунка протектора, мм 9,3
Твердость резины протектора по Шору, ед. 59
Число шипов 120
Выступание шипов до/после испытаний, мм 0,93/1,03
Страна-производитель Россия

Под «итальянским» именем - шины, выпущенные в Нижнекамске по технологии off-take. Конструкция и технология производства - продукт инжиниринговой фирмы под управлением одного из бывших топ-менеджеров компании Continental. Однако сцепные свойства на льду и на снегу посредственные, а больше всего расстроило, что зимние покрышки, «разработанные европейскими специалистами специально для российских дорог», оказались беспомощны в глубоком снегу. А еще они шумные и жесткие. Не вариант - даже с учетом низкой цены.

Размерность 215/65 R16
(доступны 96 типоразмеров от 175/70 R13 до 275/50 R22)
Индекс скорости T (190 км/ч)
Индекс грузоподъемности 102 (850 кг)
Масса, кг 12,1
Глубина рисунка протектора, мм 9
Твердость резины протектора по Шору, ед. 53
Число шипов 128
Выступание шипов до/после испытаний, мм 0,57/0,73
Страна-производитель Россия

Можно было сразу предположить, что испытания на льду шины Yokohama Ice Guard 55 провалят. Вместо положенных 1,2 мм шипы выступают в среднем на 0,57 мм - и не работают. А покупатель-то рассчитывает на японское качество - даром что покрышки произведены в Липецке.

Есть претензии и к протектору: на укатанном снегу - максимальный тормозной путь, а на целине - худшие тяговые способности. Для российских условий нужны другие шины, и они уже есть: в этом сезоне начинаются продажи новой модели Yokohama IG65 с увеличенным количеством «фигурных» шипов. Подробней о новых покрышках - в одном из ближайших выпусков Авторевю.

Размерность 215/65 R16
(доступны 38 типоразмеров от 175/70 R13 до 235/60 R18)
Индекс скорости T (190 км/ч)
Индекс грузоподъемности 102 (850 кг)
Масса, кг 11,7
Глубина рисунка протектора, мм 9,4
Твердость резины протектора по Шору, ед. 61
Число шипов 128
Выступание шипов до/после испытаний, мм 0,79/1,0
Страна-производитель Южная Корея

Интересно, продублированное в названии win - это от слова «побеждать» или от слова «зима»? Лучше подойдут, например, wintry («холодный», «неприветливый») или winch («лебедка»). О какой зиме или победе может идти речь, если шипованные покрышки уступают на льду большинству фрикционных шин, а на трассе управляемости Nexen самые медленные в абсолютном зачете? Резина протектора явно не предназначена для работы при низких температурах, о чем свидетельствует и ее повышенная твердость.

Из положительных эмоций остается лишь относительно тихое (для покрышек с шипами) качение.

Рейтинг нешипованных шин

Размерность 215/65 R16
(доступен 61 типоразмер от 205/70 R15 до 295/40 R21)
Индекс скорости R (170 км/ч)
Индекс грузоподъемности 102 (850 кг)
Масса, кг 11,4
Глубина рисунка протектора, мм 8,9
Твердость резины протектора по Шору, ед. 53
Страна-производитель Россия

У шин «внедорожной» линейки, с индексом SUV, боковины усилены арамидным волокном, о чем напоминает клеймо Aramid Sidewalls. Так что с ударопрочностью, в отличие от одноименных «легковых» шин, проблем быть не должно.

На сильном морозе фрикционные покрышки Nokian обеспечивают прекрасный зацеп на льду, хорошо ведут себя на снегу, а небольшие претензии появляются лишь на асфальте.

Отличные зимние шины для использования как в городе, так и за его пределами.

Размерность 215/65 R16
(доступны 97 типоразмеров от 175/70 R13 до 275/45 R20)
Индекс скорости T (190 км/ч)
Индекс грузоподъемности 102 (850 кг)
Масса, кг 11,9
Глубина рисунка протектора, мм 8
Твердость резины протектора по Шору, ед. 52
Страна-производитель Германия

Чехарда. В позапрошлом году шины ContiVikingContact 6 понравились нам на асфальте, но они неважно работали на льду, в прошлом году ситуация поменялась на обратную, в этом - опять лучше на асфальте... Размерности, конечно, разные, однако причину нужно искать в составе резиновой смеси: в прошлом году резина протектора покрышек ContiVikingContact 6 была заметно мягче.

Сейчас мы берем в расчет последнюю версию этих шин производства конца 2016 года. Не идеальны на льду и на снегу (особенно глубоком), но отменно работают на асфальте.

Хорошие зимние покрышки для городской эксплуатации. И самые комфортные!

Размерность 215/65 R16
(доступны 57 типоразмеров от 175/70 R13 до 255/45 R19)
Индекс скорости S (180 км/ч)
Индекс грузоподъемности 98 (750 кг)
Масса, кг 10,7
Глубина рисунка протектора, мм 8,6
Твердость резины протектора по Шору, ед. 46
Страна-производитель Япония

Поскольку в Японии шипы запрещены, основное внимание местные производители уделяют фрикционным зимним шинам. Так что будем считать закономерным то, что

Индекс скорости T (190 км/ч) Индекс грузоподъемности 98 (750 кг) Масса, кг 8,9 Глубина рисунка протектора, мм 8,4 Твердость резины протектора по Шору, ед. 56 Страна-производитель Германия

Легкие шины с мягким, бесшумным качением. Но при этом - дисбаланс «зимних» сцепных свойств в продольном и поперечном направлениях, причем резкие срывы в скольжения, похоже, спровоцированы и мягкими для тяжелого кроссовера боковинами. Ведь в гамме зимних покрышек Goodyear есть модель специально для кроссоверов и внедорожников - UltraGrip Ice SUV, но в размере 215/65 R16 эти шины недоступны. Впрочем, если автомобиль оснащен системой стабилизации, то и покрышки Goodyear UltraGrip Ice 2 - хороший выбор.

Размерность 215/65 R16
(доступны 16 типоразмеров от 215/65 R16 до 255/60 R18)
Индекс скорости R (170 км/ч)
Индекс грузоподъемности 102 (850 кг)
Масса, кг 11,2
Глубина рисунка протектора, мм 8,9
Твердость резины протектора по Шору, ед. 56
Страна-производитель Россия

Рисунок протектора точь-в-точь как у шин Nokian Hakkapeliitta R, но материалы попроще. Еще один вариант продления жизненного цикла пресс-форм. И - с учетом цены - очень неплохой вариант. Причем в отдельных дисциплинах шины Nordman RS2 SUV даже предпочтительнее: тормозной путь на льду короче!

Масса, кг 11,4 Глубина рисунка протектора, мм 8,7 Твердость резины протектора по Шору, ед. 50 Страна-производитель Россия

Качественные шины за ­разумные деньги. На льду почти не уступают лидерам среди покрышек без шипов, а на снегу и вовсе лучшие сцепные свойства в продольном направлении. Хотя на трассе управляемости резковаты и в глубоком снегу гребут посредственно.

Сцепные свойства на асфальте выше средних, с комфортом тоже проблем нет, а значит, эти покрышки актуальны для крупных городов.

Размерность 215/65 R16
(доступны 38 типоразмеров от 155/65 R14 до 255/50 R19)
Индекс скорости T (190 км/ч)
Индекс грузоподъемности 102 (850 кг)
Масса, кг 10,6
Глубина рисунка протектора, мм 9
Твердость резины протектора по Шору, ед. 51
Страна-производитель Словакия

Бренд Gislaved продолжает терять аутентичность. Вот и «новинка» Gislaved Soft*Frost 200 не что иное, как шины ContiVikingContact позапрошлого, третьего поколения. Благо это сбалансированные покрышки - безопасные, комфортные, не очень дорогие, - и потому мы смело рекомендуем их для городской эксплуатации, хотя случайный заезд в сугроб может и отложить запланированную поездку.

54 Страна-производитель Китай

Бренд Marshal принадлежит корейской компании Kumho Tire, однако по рисунку протектора и даже редкому индексу скорости R эти шины копируют финские покрышки Nokian Hakkapeliitta R - и некоторые продавцы играют на этом сходстве. Кстати, на снегу и на асфальте фрикционные шины Marshal и Nokian близки, но на льду проигрыш копии уже очевиден. А еще это одни из самых шумных и жестких фрикционных покрышек.

Размерность 215/65 R16
(доступны 37 типоразмеров от 175/65 R14 до 245/60 R18)
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Индекс грузоподъемности 98 (750 кг)
Масса, кг 12,4
Глубина рисунка протектора, мм 8,9
Твердость резины протектора по Шору, ед. 49
Страна-производитель Япония

Зимние шины Nitto (бренд принадлежит компании Toyo Tires) появились в России недавно. Модель Therma Spike успела порадовать нас сцепными свойствами на льду, но шипов на асфальте растеряла больше всех. А фрикционные покрышки Nitto Winter SN2 сразу же расписались в своей беспомощности на льду и в сугробах. И тем удивительней провал этих шин даже на асфальте.

Что-то с этими Nitto не то…