В чем отличие рамного внедорожника от кроссовера. Кроссовер: что это такое

Сегодняшний рынок автомобилей в корне отличается от того, что было в конце прошлого века. Каждому было понятно, какого типа автомобиль находится перед ними:

  • Внедорожник – для любителей охоты и рыбалки, способный преодолеть любые лужи и неровности.
  • Седан – для городских людей, наслаждающихся жизнью и даже не думающих ехать на пересечённую местность.
  • Универсал – для заядлых дачников, которые всю весну тянут из города на свои участки рассаду, а осенью готовую продукцию для закаток.
  • Кабриолет – для пафосных и богатых людей, умеющих наслаждаться жизнью.

Но время течет и все меняется. Производители автомобилей стали выпускать внедорожники для города, седаны с совмещённым салоном и т.д. В общем, автомобильная селекция не стоит на месте. Производители стремятся создать автомобиль для каждого, лишь бы только увеличить количество продаж. Естественно, каждый новый тип кузова имеет своё уникальное название. И сегодня, хотелось бы рассмотреть два вида автомобилей, которые пришлись по нраву любителям больших и просторных транспортных средств — это паркетник и кроссовер.

Паркетник

Отличный вариант для семейных людей , которые мечтают о внедорожнике. Большой, просторный и комфортный. Имеет вид «джипа», однако на бездорожье за рулём такого автомобиля соваться не стоит.

Несущей конструкцией паркетника является кузов. Дорожный просвет, такого класса автомобилей, практически не отличается от обычных универсалов и хэтчбеков. Он увеличен на 1-3см, чаще всего за счёт диаметра колёс установленных на паркетник. Благодаря такой пасадке, в автомобиль без труда заберутся не только люди с невысоким ростом, но и дети без посторонней помощи.

Подвеска паркетников, так же как и другие узлы, не многим отличается от обычных легковых автомобилей. Усиленные компоненты, в данных машинах, установлены только потому, что вес транспортных средств такого типа несколько больше, чем легковушек. В остальном никаких отличий. Адаптивная подвеска, изменяемая жесткость амортизаторов и функция регулирования клиренса. Всё это, только для комфортной езды по хорошим дорогам.

В большинстве моделей паркетников отсутствует полный привод , лишь изредка можно встретить варианты, оснащённые подобной функцией, но она является в них сугубо коммерческим ходом. Ни о каких внедорожных свойствах, такой трансмиссии, на автомобилях подобного класса, говорить не приходится, ведь оказавшись вне асфальтированной дороги, паркетники застрянут там же, где и простая легковушка.

Кроссовер

Мнение о происхождении данной модели вызывает споры у различных автолюбителей. Одни говорят, что это усовершенствованный легковой автомобиль с увеличенной проходимостью , другие же наоборот, считают, что это деградированный внедорожник.

На самом деле кроссовер – это автомобиль, разработанный на базе легковой платформы . Несущей частью, данного транспортного средства, является кузов. Чаще всего обладают моно-приводом, так же существуют модели, которые имеют в своей линейке полно приводные версии. Однако, как правило, все четыре колеса вступают в работу автоматически, когда машина начинает буксовать.

В более богатых комплектациях авто, присутствует функция ручного подключения полного привода, либо постоянный полный привод. 4WD данных автомобилей предназначен для улучшения устойчивости и управляемости в зимних условиях (преодоление дворовых сугробов и незначительных неровностей), а так же для увеличения проходимости на мелком бездорожье. Но на кроссоверах, не предусмотрена опция раздаточной коробки, которая бы давала возможность пользоваться пониженными передачами в тяжёлых дорожных условиях. От легковых машин данный тип отличает внушительный внешний вид, относительно высокий клиренс (от 15 до 25 см) и увеличенная проходимость.

Подвеска кроссоверов по конструкции отдалённо напоминает подвеску внедорожников. Она может иметь вид независимой или полузависимой подвески, однако, рычаги имеют меньшую величину хода, чем у внедорожников.

Кроссоверы или CUV (Crossover Utility Vehicle ) модели, можно смело описать таким образом — универсалы, которые выглядят как внедорожники, однако при этом ведут себя на дороге подобно легковым автомобилям, обладающие повышенной проходимостью, вне городских условий.

Современные маркетологи позиционируют кроссоверы, как альтернативу обычному легковому автомобилю, разработанному для городской езды и имеющему солидный деловой стиль, а так же внушительный вид.

Вывод

Кроссоверы и паркетники на современных дорогах становятся всё более популярными. По стоимости они не сильно отличаются от легковушек, но внешний вид однозначно придаёт владельцу солидности. Так же, каждая модель разработана с учётом потребностей всех потенциальных владельцев «джипов». Так паркетник, создан для спокойной и размеренной жизни в большой и любящей семье. Его цель – заменить на городских дорогах бесхарактерные минивены . Размеры кроссовера, позволят без проблем разместить на заднем сидении троих детей в спецкреслах, а самому комфортно расположиться за рулём.

Кроссоверы же придутся по вкусу людям, которые жаждут приключений , любят заехать на гравейку и в лес за грибами, но при этом вынуждены ходить на работу в офис и ездить в дальние поездки. Кроссоверы обладают повышенной проходимостью, при этом создают отличный уровень комфорта при движении по небольшому бездорожью, а на ровных трассах ведут себя словно легковые автомобили. Кроссовер, это компромисс между внедорожником и легковушкой, который впечатляет своим внушительным видом и лёгкостью управления.

Сегодня очень многие автолюбители путают понятия внедорожника и кроссовера. Зачастую покупают машину, не зная и не понимая её настоящего назначения. Но прежде всего, перед покупкой, следует определиться с терминологией. Что же такое внедорожник, а что есть кроссовер?

Внедорожник, вседорожник или джип – автомобили, предназначенные для эксплуатации в условия тяжелого бездорожья и на асфальте, при этом приоритетным считается бездорожъе. Яркими представителями класса внедорожников являются Land Rover Defender, Nissan Patrol, УАЗ, Jeep Grand Cherokee.

Кроссоверы или паркетники – это, по сути, легковые автомобили с большим дорожным просветом и подключаемым полным приводом. Назначение таких машин – обычная ежедневная эксплуатация в городе или за городом с периодическими выездами на природу, на пикники. Кроме того, такие авто хорошо подходят на роль семейных. К такому классу относятся, например, VW Tiguan, Toyota RAV4, Honda CR-V, Hyundai Santa Fe.

Основные критерии, по которым можно различать между собой эти два класса, связаны с технической стороной, а именно, конструкцией кузова, шасси и подвески.

Кузов

Настоящий внедорожник имеет рамную конструкцию кузова, когда все узлы и агрегаты машины устанавливаются на некоторую основу – раму. Конструкция кузова паркетника – несущая. При этом, для повышения управляемости и сохранения «легкового поведения» на дороге, кузов кроссовера обладает высокой крутильной жесткостью.

Шасси

Главными признаками джипов являются принудительно подключаемые мосты или постоянный полный привод. В раздаточной коробке обязательно наличие двух передач – прямой и понижающей, предназначенной для движения в особо тяжелых условиях. Кроме того, для повышения проходимости автомобиль должен обладать межколесными дифференциалами с принудительными блокировками.

У кроссоверов конструкция гораздо проще. Постоянного полного привода и пониженной передачи нет. В обычных условиях автомобиль моноприводный, а подключение полного привода происходит при пробуксовке колес. Очень часто полный привод представляет собой имитацию с помощью специальных многодисковых муфт вязкого трения, управляемых компьютером. В этом случае они выполняют функции и межосевого дифференциала.

Подвеска

Особенностью современных внедорожников является зависимая схема подвески, которая способствует повышению проходимости, более надежна, но при этом значительно снижается комфорт во время езды. На некоторых джипах применяются и гибридные подвески, представляющие собой сочетание зависимой и независимой подвесок. В любом случае, она должна быть длинноходной, энергоемкой, с большими запасами прочности всех входящих в её конструкцию узлов и деталей.

Подвеска паркетников – независимая. Её настройки выполняются таким образом, что во время движения своим поведением, комфортом и управляемостью кроссовер мало отличается от легковых машин. Запас прочности такой подвески значительно меньше, чем у джипов, соответственно на длительную эксплуатацию вне асфальта они не рассчитаны.

Колеса

Колеса внедорожников обязательно большого диаметра с высокой боковиной. Диаметр примерно от 30 дюймов. На паркетниках, особенно если движение осуществляется только по асфальту, могут устанавливаться низкопрофильные колеса.

Геометрическая проходимость

Это очень важный критерий, по которому различаются внедорожники и кроссоверы, так как именно он определяет возможности машины по преодолению различных дорожных препятствий. На внедорожниках проходимость связана с минимальными свесами передней части и кормы автомобиля, что повышает углы въезда/съезда во время преодоления подъемов; кроме того, колея и колесная база машины, что позволяет вывешивать одно из колес при преодолении больших неровностей.

Проходимость кроссоверов ограниченная. Передние и задние свесы достаточно большие. Собственно при проектировании таких автомобилей на первый план выходят вопросы стиля и внешнего вида машины, а не её показатели проходимости.

Стоимость настоящего внедорожника значительно выше, чем кроссовера. По этому, при выборе машины нужно очень внимательно все взвесить и подумать о целесообразности покупки. Часто джипы покупают просто для подтверждения своего финансового положения и статуса, при этом, полностью никогда не используя потенциал машины.

Разница между полноценным вездеходом и городским джипом в современном автомобилестроении становится все менее заметной. Определим характеристики, которые помогут понять, чем отличается кроссовер от внедорожника.

Определение

Кроссоверами (Crossover Utility Vehicle) принято называть автомобили, в основу конструкции которых заложена легковая платформа. Но при этом CUV имеет ряд особенностей, которые характерны для современного понимания внедорожного автомобиля. Так называемые SUV, что является акронимом от английского Sport Utility Vehicle (спортивно-утилитарный автомобиль), наиболее близки к тому, что мы подразумеваем под понятием джипа. Такой автомобиль в обязательном порядке должен иметь большой дорожный просвет и систему полного привода. Именно к этим чертам стремится каждый кроссовер, тем не менее имея ряд отличительных особенностей, что позволяет выделить CUV в отдельный класс.

Модельный ряд

Некоторые авто, которые еще можно назвать гордым именем «джип»:

  • Land Rover Discovery
  • Toyota Land Cruiser Prado
  • Land Rover Rang Rover
  • Audi Q7
  • VW Touareg

Некоторые известные кроссоверы:

Внедорожники в прошлом

В прошлом джип представлял собою строго утилитарный автомобиль, в котором все узлы были рассчитаны на большие нагрузки для эксплуатации в жестких условиях.

Наиболее важная составляющая любого вездехода – полный привод. Отличительной чертой внедорожной системы 4х4 является наличие блокировок дифференциалов и межосевого дифференциала раздаточной коробки. Если вы знакомы с принципом работы дифференциала, то понимаете, что при разнице коэффициента сцепления между колесами одной оси, вращаться будет то, которое имеет меньший зацеп. Блокировка дифференциала позволяет равномерно распределить момент. Поэтому даже если одно из колес оси будет висеть в воздухе, второе будет толкать джип. Блокировка осевого дифференциала позволяет в любых условиях поровну перераспределять крутящий момент между двумя осями.

Еще один немаловажный атрибут, характеризующий настоящий джип, – понижающая передача, позволяющая увеличить силу крутящего момента. Для управления понижайкой и блокировками в старых внедорожниках использовались обычные рычаги. Позже управление было доверено сервомоторам.

Современный SUV

Практически все современные внедорожники, за исключением немногих бюджетных моделей, имеют электронные системы управления полным приводом. Содействуют этому электронные системы полного привода. Каждый производитель имеет несколько вариаций и поколений таких устройств.

Зачастую водитель выбирает характер системы 4х4 специальной шайбой. Но теперь в большинстве случаев смена режимов не привод к «жесткой» блокировки дифференциалов. Водитель в большей мере изменяет настройки электронной системы управления. В наиболее продвинутых вариантах перераспределение момента между осями и колесами никоим образом не зависит от пожеланий водителя. За перераспределения отвечает самоблокирующаяся муфта. Разница вращение колес, то есть пробуксовывание одного либо сразу нескольких, становится сигналом для перебрасывания крутящего момента.

Вместо настоящих блокировок, которыми обладали все настоящие джипы, сейчас используются имитации блокировок. Осуществляется подмена путем притормаживания колеса с меньшим коэффициентом сцепления, что согласно принципу работы дифференциала приводит к подаче момента на другое колесо.

Принципиальная разница

Мы подробно остановились на системе полного привода, поскольку именно это главный пункт, поясняющий, чем отличается кроссовер от внедорожника. Но также существует ряд других особенностей конструкции:

Преимущества и недостатки

  • Кроссоверы легче в управлении и дешевле в изготовлении, поскольку построены на платформе легкового авто. Меньшие габариты по сравнению с полноразмерными внедорожниками обеспечивают меньшую парусность при движении на трассе, большую маневренность и скромный расход. Но несущий кузов имеет меньшую жесткость, поэтому постоянные вылазки на трудное бездорожье в скором времени приведут к усталости металла;
  • компоненты трансмиссии имеют меньший ресурс. Поэтому постоянные пробуксовки либо буксирование прицепа приведут к скорой поломке;
  • честный полный привод, разумеется, лучше электронных систем. Учтите, что проходимость зависит от конкретной марки автомобиля и комплектации. К примеру, полный привод Subaru Outback сможет утереть нос многим авто, претендующих на гордое название «джип».

В условиях современного мира внедорожники и кроссоверы пользуются особой популярностью, что обуславливается их высокой степенью безопасности и проходимости. Однако далеко не многие знают, чем отличается кроссовер от внедорожника, принимая данные типы кузовов за одно и то же, хотя между ними имеются существенные различия, которые заключаются в характеристиках, особенностях конструкции, потреблении топлива, а также сферах применения.

Особенности кроссоверов

Кроссоверы представляют собой новое поколение внедорожников, за основу создания которых берутся автомобили легковой категории. , а их характерные признаки - это:

  • высокая посадка;
  • высокий потолок;
  • полный привод;
  • большой просвет дороги, размер которого составляет 165-190 мм;
  • экономичность;
  • отсутствие рамы, что является одним из главных отличий кроссовера от внедорожника;
  • отсутствие раздаточной коробки;
  • относительная мощность подсветки, которая значительным образом уступает таковой у джипов и является аналогичной у автомобилей легковой категории;
  • небольшой размер кузова.

В процессе разработки и создания кроссоверов производители прибегают к использованию конструкций, отличающихся современностью и высокой технологичностью. Наиболее популярные представители семейства классиков представлены:

  • Volkswagen Tiguan 2019

  • Toyota RAV4 2019

  • Mitsubishi Outlander 2019

  • Hyunday Santa-Fe 2019

  • Honda CR-V 2019

Также в последнее время можно все чаще услышать о таком автомобильном кузове, как паркетник, который достаточно часто путают с кроссовером. Чтобы понять, чем отличается паркетник от кроссовера, следует заглянуть внутрь первого. Салон паркетника отличается повышенным комфортом и большим пространством, что имеет направленность на семейные пары. Кроссовер же больше ориентирован именно на езду по бездорожью.

Область применения кроссоверов

Популярность кроссоверов обуславливается их универсальностью, когда возникает необходимость периодического преодоления бездорожного расстояния, но при этом основная езда осуществляется по асфальтированной поверхности. Иными словами, основные отличия в том, что кроссовер - идеальный вариант для жителей крупных и густонаселенных городов, периодически выезжающих за пределы мегаполиса.

Его основным достоинством является основа легкового автомобиля, которая способствует значительному снижению веса кроссовера, а также повышению точности управления. Большой дорожной просвет, выступающий одним из главных отличий кроссовера от внедорожника, позволяет осуществлять длительные путешествия на дальние расстояния, выезды на природу, что особенно важно и ценно для семей с детьми.

Проходимость

В процессе создания кроссоверов производители стараются не обделять вниманием внешний вид автомобиля, избегая, как правило, рубленых свесов и задранных носов, вследствие чего такие машины отличаются низкими подъемными и спусковыми углами. В отличие от внедорожника, у кроссоверов отмечается более низкий клиренс.

Трансмиссия

В данном случае становится возможным прочувствовать в полной мере все возможности полного привода:

  • подключение по мере необходимости;
  • распределение крутящего момента посредством электронных систем, оповещающих о пробуксовке, или устройств механического характера.

Сразу вспоминается автомобильный гигант «Honda Motors», который прибегает к использованию гидравлической блокировки двухконтурного типа, перераспределяющей через муфту крутящий момент в сторону буксующего моста. Данный процесс происходит в случае имеющейся разницы в давлениях.

Кузов

Как неоднократно говорилось выше, кроссовер, по сути, представляет собой легковой автомобиль с широкой областью эксплуатации, что прямым образом сказывается на кузове, который лишен рамы, но при этом обладает высокой степенью жесткости на кручение.

Подвеска

При работе над подвеской производители, в первую очередь, руководствовались комфортным управлением на разбитых дорогах. Как результат - независимые передняя и задняя подвески. При этом категорически не рекомендуется длительная езда по бездорожью.

Колеса

В подавляющем большинстве случаев колеса на кроссоверы устанавливаются низкопрофильного вида, основное предназначение для которых сводится к эксплуатации автомобиля по асфальту.

Особенности внедорожников

Под » внедорожником » имеется в виду весьма широкое понятие, в которое входят разные виды транспортных средств, характеризующихся высокой степенью проходимости. Предназначение таких автомобильных категорий сводится к их эксплуатации на автомагистралях, имеющих особое значение, а также бездорожье. Любая категория внедорожников отличается посредством следующих характерных признаков:

  • рамной конструкции;
  • наличием различных возможностей привода, составляющих оптимальный набор для внедорожников, в виде блокировок между колесами или осями и других;
  • пониженным ряд передач.

Наиболее яркие представители внедорожников - это:

  • Toyota Land Criuser-200 2019

  • Range Rover 2019

  • Nissan Patrol 2019

  • Lexus LX-570 2019

  • Jeep Grand Cherokee 2019

Область применения внедорожников

К основным функциям внедорожников стоит отнести:

  • преодоление любых видов препятствий;
  • езда по сложному бездорожью;
  • буксировка.

В процессе производства «вездеходов» представленные характеристики становятся основополагающими, что отрицательным образом сказывается на . Также стоит отметить, что даже посредством современных высоких технологий в области автомобилестроения отсутствует возможность создания точного управления внедорожниками на асфальтированной поверхности.

Что касается комфорта, то в случае с внедорожниками, далее понятие становится относительным в сравнении с большим и просторным размером кузова. Во многом высокая степень комфортабельности достигается за счет дороговизны автомобиля. Внедорожники идеально эксплуатировать в качестве транспорта для работы или путешествий по местам, отличающихся неровным рельефом.

Проходимость:

  1. Благодаря минимальным передним и задним свесам кроссовера обеспечивается большой угол съезда и подъема на возвышенные пространства.
  2. Идеальная геометрия данных типов автомобилей позволяет с легкостью преодолевать высокие неровности рельефа.
  3. Устойчивые колесная база и колея способствуют преодолению неровностей проскочили вывешивания одного из колёс.

Трансмиссия

К отличительным признакам истинного внедорожника стоит отнести:

  1. Постоянный полный привод. В некоторых случаях в качестве альтернативы используется полный привод, имеющий августе свойство к подключению и отключению. Однако «включение» второго моста классического варианта внедорожника должно осуществляться ручным способом вместо активации вискомуфт.
  2. Дифференциал между осями или колесами, отличающийся возможностью блокировки механического типа. Межколесный вариант отличается наибольшей оптимальностью.
  3. Понижающая передача. Настоящий внедорожник должен быть оснащен пониженным рядом передач, что является обязательным условием беспрепятственного преодоления жесткого бездорожья. Идеальный вариант раздаточной коробки - понижающая и прямая виды передач.

Кузов

Чтобы лучше понять, чем отличается джип от кроссовера, необходимо обратить внимание на особенности кузова. Классический вариант внедорожника характеризуется обязательным наличием конструкции рамного типа. Однако в настоящее время производители все чаще делают выбор в пользу других элементов, поддерживающих необходимую степень жесткости кузова.

Подвеска

Все внедорожники характеризуются наличием зависимой подвески частичного или полного типа, что не самым приятным образом сказывается на комфорте в процессе езды. Однако посредством данных видов подвески достигается высокая степень безопасности. Также рассматриваемая техническая особенность внедорожников должна иметь определенный запас прочности. У большого количества автомобилей, предназначенных для езды по бездорожью, отмечается значительно больший ход подвески, что напрямую связано с необходимостью удерживания колеса на поверхности вне зависимости от положения кузова.

Колеса

Минимальный размер диаметра колес у внедорожников составляет 30 дюймов. Также отличительным признаком является наличие у колес заметной боковины.

Преимущества и недостатки

Для более полного понимания того, в чем разница кроссовера и внедорожника, целесообразно провести сравнительный анализ положительных и отрицательных сторон каждого типа автомобильного кузова. Итак:

1. Сфера применения:

  • Внедорожник показывает уверенную управляемость на бездорожье, которая в определенной степени теряется в процессе езды в пределах города или по асфальтированной поверхности.
  • Кроссовер - отличный вариант передвижения по городским дорогам, который в случае необходимости может с лёгкостью справиться с легким бездорожьем. Однако при наличии серьёзных препятствий может оказаться бесполезным.

2. Комфорт:

  • Подавляющее большинство внедорожников характеризуются просторным, но при этом некомфортным внутренним пространством, что во многом обуславливается большими размерами автомобиля.
  • При создании кроссоверов больший упор делается на комфорте, что прямым образом сказывается на ощущениях автовладельцев.

3. Коробка передач:

  • Внедорожники оснащаются пониженной передачей, что выступает несомненным достоинством в случае необходимости преодоления жесткого и сильного бездорожья.
  • Поскольку кроссоверы являются больше городскими автомобилями, в них не предусмотрено наличие раздаточной коробки передач.

4. Подвеска:

  • Джипы характеризуются наличием зависимой подвески, имеющей большой ход, что делает возможным беспрепятственное преодоление самых глубоких ям и глубин. Однако при этом страдает мягкость езды.
  • Подвеска кроссоверов отличается большей прочностью и усиленностью в сравнении с легковыми автомобилями, но не дотягивает до повсеместной езды «по ухабам и оврагам».

5. Колеса:

  • Диаметр колес внедорожников начинается с размера в 30 дюймов, что снова-таки позволяет преодолевать самые сложные поверхности.
  • Кроссоверы же оснащаются низкопрофильными колесами, больше предназначенными для езды по городу.

Как видно, между внедорожниками и кроссоверами мало общего. Единственное - внешний вид, который, впрочем, тоже может встать под сомнение, если в дело вмешается опытный автовладелец. Кроссовер - машина для города, с трудом справляющаяся с сильным бездорожьем. Внедорожник - тот же самый вездеход, ориентированный исключительно на езду по неровным местностям.

Последние годы автомобильная сфера работает на пике. Производители соревнуются друг перед другом, выпуская надежные, комфортабельные и безопасные автомобили. Единственное, что смущает покупателей — многообразие названий, в которых редко удается сориентироваться.

Так, мало кому из автолюбителей удается понять различия между кроссовером, внедорожником и паркетником. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Что такое внедорожник

Понятие «внедорожник» обширно, ведь оно охватывает весь спектр транспорта, отличающегося повышенной проходимостью. Такое авто предназначено для поездок по бездорожью и специальным трассам.

Главные отличия машин 4х4 — рамная конструкция, пониженный ряд передач, меж колёсная и межосевые блокировки, прочная подвеска и так далее.

Внедорожник способен преодолевать препятствия, буксировать другой транспорт, перемещаться по бездорожью.

Главный минус в том, что совмещение упомянутых выше качеств с экономичностью невозможно.

Кроме этого, даже применение новых технологий не гарантирует управляемость на скоростной трассе (сравнимую с легковыми машинами).

Несмотря на видимый простор в салоне, говорить о комфорте не приходится. Эти машины — «рабочие лошадки», созданные для поездок по бездорожью.

Главные представители класса внедорожников — автомобиль Grand Cherokee, машины серии УАЗ (Россия), Jeep, Nissan Patrol и другие.

Что такое кроссовер

Кроссовер — автомобиль, в котором удачно сочетается легковое авто и внедорожник. Главное отличие — повышенный уровень комфорта.

Преимущества кроссоверов — проходимость, которая выше, чем у легковых авто, спортивная внешность, полный привод (не всегда).

Кроссоверы комплектуются мощными двигателями и с легкостью управляются на скорости.

В отличие от внедорожника, с серьезным бездорожьем кроссовер справляется менее резво. Такие машины предназначены для поездок по асфальтированным дорогам, хотя и по грунту машина чувствует себя уверенно.

Главные конструктивные отличия — , двухобъемный кузов, полный привод, продуманное рулевое управление.

Кроме этого, в кроссоверах устанавливается встроенная рама, которая усиливается специальными (кузов становится жестче).

Некоторые кроссоверы оборудованы полным «пакетом внедорожника» — приводом с блокировкой и электронными системами, обеспечивающими проходимость на «среднем» бездорожье.

Кроме этого, такие машины без проблем справляются с дорогами, где нет препятствий для силового агрегата и других механизмов под днищем транспортного средства.

Среди популярных кроссоверов стоит выделить — Porsche Cayenne, Lexus RX, Mercedes-Benz M-класс, Saab 9-4X, Mitsubishi Outlander, Hyundai Santa Fe и прочие.



Что такое паркетник

Паркетник или «автомобиль спортивного применения» — термин, характеризующий «облеченный» вариант внедорожников.

Главное отличие таких машин — неспособность преодолевать сложные препятствия (в отличие от их «собратьев»-внедорожников).

По характеристикам паркетники ближе к легковым машинам, но благодаря универсальности, они способны выполнять и ряд других задач. Среди них — перевозка крупногабаритных грузов или пассажиров (от 6 человек и более), поездки по легкому бездорожью или буксировка прицепов.

Паркетники оборудованы несущим кузовом (в отличие от внедорожников, на которых устанавливается жесткая рама).

Преимущества таких автомобилей — высокий потолок, комфортная посадка, вместительный салон, достойная проходимость (для грунтовых дорог).

Последние годы производители паркетников переключились с вопроса проходимости и больше внимания уделяют расходу топлива, а также снижению сопротивления воздуху.

Из конструктивных особенностей паркетников стоит выделить — увеличенный дорожный просвет (если сравнивать с легковыми машинами), управляемость, комфортабельность, цена (ниже чем у внедорожников и кроссоверов).

Первыми паркетниками на Западе были Додж и Land Rover. В СССР — ГАЗ-М-72, Москвич-410 и прочие.

Со временем такой транспорт стал популярным в десятках стран мира. Среди современных паркетников стоит выделить Hyundai ix35, Toyota RAV4 и прочие.

В чем отличия

Как понятно из описания выше, паркетники, кроссоверы и внедорожники имеют ряд отличий:

1. Кузовная часть:

Кроссоверы.

Как правило, отличаются рамной конструкцией, но в последнее время все чаще выпускаются на несущих кузовах.

Преимущества — низкий вес (если сравнивать с рамными вариантами), легкость обслуживания, минимальные затраты на восстановление.

Клиренс кроссоверов на уровне 20-25 сантиметров, чего хватает для преодоления даже высоких препятствий. В некоторых моделях дорожный просвет меньше, что сказывается на проходимости транспортного средства;

Паркетники.

Автомобили, в которых устанавливается кузов типа «универсал» (редко «хэтчбек»).

Главное отличие кузовов в том, что они несущие, но по структуре почти не отличаются от монтируемых на легковых авто.

Клиренс (в сравнении с легковушкой) больше на 3-5 сантиметров, что не гарантирует вездеходность автомобилю. Плюс — удобство маневрирования и комфорт.

С объездом открытых канализационных люков, бордюров и прочих препятствий на дороге проблем не возникает.

Для схожести с внедорожниками на паркетниках ставятся разные «безделушки», характерные только для «джипов».

В отличие от внедорожников салон паркетников делается под класс «люкс»;

Внедорожник.

Автомобиль с установленной жесткой рамой, способной выдерживать мощные нагрузки.

Хотя, производители последние годы экономят на рамах и добиваются надежности за счет вспомогательных элементов.

Так, внедорожники условно делятся на две категории — оборудованные несущим кузовом и рамные.

Первые особенны тем, что главную функцию берет на себя кузов, а вторые — жесткой рамой.

Последние 3-5 лет популярности набирает еще один тип кузова — интегрированная рама, представляющая собой нечто общее упомянутых выше конструкций.

2. Ходовая:

Кроссоверы.

Оборудованы ходовой, которая отличается конструкцией от ходовой внедорожника, но и в чем-то схожа с ней.

Общие черты — увеличенный ход, конструктивная простота, удобство эксплуатации. Передняя подвеска выполняется с применением независимых конструкций, а задняя — в виде зависимой оси.

Паркетники.

Машины, которые приближены по конструкции ходовой к кроссоверами, но схожи с «легковушками».

Главное отличие — наличие усиленных компонентов ходовой, применение ряда технических решений, позволяющих ездить по бездорожью.

Часто паркетники оборудуются адаптивной подвеской с функцией изменения клиренса и корректировки жесткости амортизатора.

Шины паркетников имеют высокий профиль (иногда устанавливается низкопрофильная резина), которая не подходит для сцепления с грунтовой дорогой.

Такие авто подходят для поездок на ровных и асфальтированных дорогах, но при выезде на грунтовку они не потеряются.

Внедорожники (речь идет про ходовую).

Машины, оборудованные полностью или частично зависимой подвеской.

Ожидать комфорта при такой конструкции не стоит, но зато надежность гарантирована.

Кроме этого, ходовая внедорожника отличается запасом прочности, что открывает пути для преодоления самых серьезных преград.

Ход подвески у внедорожников больше, что гарантирует фиксацию колеса на земле даже при движении по бездорожью.

3. Трансмиссия:

Кроссоверы.

Последние модели удаются производителям на 100%. Грамотные разработчики сумели использовать возможности привода 4х4, который подключается только при необходимости.

Что касается распределения момента вращения, то этот процесс контролируется электроникой. Задача последней — сообщить о наличии пробуксовки.

Так, в компании Хонда применяется гидравлическая блокировка, которая передает вращение буксирующему мосту через специальную муфту;

Паркетники.

На таких машинах устанавливается полный привод, но отсутствует пониженная передача.

Машина ездит на переднем приводе, а подключение заднего происходит только при пробуксовке передних колес. При этом главный недостаток — подключение задней оси с запозданием из-за чего машина «зарывается» в землю еще до включения вспомогательного устройства.

Кроме этого, паркетник не стоит использовать на бездорожье из-за риска перегрева вискомуфты при длительной буксировке. При этом водителю придется подождать, пока устройство остынет.

Внедорожник.

Автомобиль-«джип» оборудуется постоянным приводом 4х4. Альтернатива — возможность подключения второго привода при необходимости.

В таких случаях включение моста происходит вручную, а не с применением вискомуфты.

Кроме этого, на внедорожниках обязательна установка межосевого дифференциала с механической или межколесной блокировкой.

Если на машине нет понижающей передачи, то это уже не внедорожник, а кроссовер.

4. Двигатель:

Паркетники и кроссоверы.

Автомобили, которые, как правило, перемещаются по асфальтированным дорогам и в условиях города.

Это значит, что силовые агрегаты незначительно отличаются от двигателей, устанавливаемых на легковых автомобилях.

Предпочтение отдается бензиновым агрегатам, но дизельные моторы не отвергаются.

Внедорожник.

В отличие от паркетников и кроссоверов, внедорожнику приходится преодолевать препятствия на малой скорости. Это значит, что без соответствующей тяги и запаса момента вращения не обойтись.

Мотор внедорожника должен не столько разгонять машину, сколько вытягивать ее даже в самых сложных условиях. Если речь идет о бензиновом моторе, то объем должен быть от 2-х литров и более.

Мощные моторы отличаются рядом преимуществ — тягой на небольших оборотах, эластичностью, способностью распределять мощность в период всего рабочего диапазона, надежностью.

Рассмотренные качества гарантируют эффективное управление тягой при движении по бездорожью.

Недостаток у таких моторов один — чрезмерная «прожорливость», которую способны потянуть не все автолюбители.

По этой причине на внедорожниках все чаще монтируется дизельный мотор, экономичность которого не мешает выдавать достаточную мощность при невероятном моменте вращения.

Кроме этого, солярка на бездорожье найдется, а вот АИ-95 не всегда.

Лидеры мирового рынка по производству кроссоверов, паркетников и внедорожников

Производители автомобилей умеют радовать новыми и продвинутыми моделями.

Но среди паркетников, кроссоверов и внедорожников стоит выделить ряд лидеров, которые удерживают «пальму первенства»:


Итоги

Несмотря на различия рассматриваемых типов авто, проблем с выбором быть не должно.