В России провели первые публичные испытания летающего мотоцикла . Летающий мотоцикл – новое чудо техники Испытания в США

Первый публичный тестовый полет российского летающего мотоцикла HoverBike S3 состоялся в субботу в рамках международных соревнований по шоссейно-кольцевым мотогонкам, которые прошли в Волоколамском районе Подмосковья на автодроме Moscow Raceway.

Пилот на HoverBike S3, который поднялся над землей на метр, пролетел около километра. "Полет дрона с пилотом - это достаточно значимое событие, которое позволяет судить об уровне развития техники, - прокомментировал первый тестовый запуск летающего мотоцикла его создатель Александр Атаманов , гендиректор компании HoverSurf.

По мнению инженера, за личным воздушным транспортом - будущее. "Город не резиновый, дома невозможно разделить, машины не могут ездить друг на друге, поэтому единственный шанс решить транспортную проблему - это открыть воздух именно для таких компактных и экологичных летальных аппаратов, как ховербайк или аэротакси", - сказал он.

Мечта детства

Атаманов рассказал ТАСС, что идея превратить воздушное судно в личное средство передвижения у него возникла еще в детстве, благодаря отцу. Уже тогда Атаманов-младший лично тестировал мотодельтапланы, сконструированные его отцом и коллегами. В студенческие годы Атаманов связал свою жизнь с инженерной сферой, а затем начал работать с инновационными стартапами.

Проект по созданию летающего транспорта у специалиста уже третий по счету. Первые два стартапа: разработка нового вида очистки турбинного оборудования и компания, занимающаяся патентованием онлайн, - позволили Атаманову осуществить детскую мечту.

"Дроны покорили весь мир: на них снимают видео, ведут мониторинг. И совершенно естественный шаг - это начать их использовать для перевозки людей", - сказал он. По словам Атаманова, пассажирский дрон - это летающий компьютер, управляемый машиной, а не пилотом. Он удобен, компактен и прост по своей конструкции. "Поэтому эти машины, я считаю, завоюют мир. Мы сейчас находимся на пороге эволюции", - подчеркнул он.

Характеристика HoverBike S3

Как рассказал ТАСС сам инженер, летающий мотоцикл является разработкой российских инженеров. Он представляет из себя гибрид квадрокоптера и мотоцикла, работающий на электрических двигателях. Сиденье и изгиб машины напоминает обычный мотоцикл, однако вместо колес - четыре мощных вентиля. На приборной панели - выключатели (мотор, фары, гудок) и два джойстика управления.

Кроме того, перед полетом пилот должен надеть на руку чеку, как на водном мотоцикле, чтобы в случае аварийной ситуации автоматически отключить систему питания. Традиционной подушки безопасности нет, поскольку в случае аварии весь ховербайк, включая батарею, проминается вниз.

Максимальная нагрузка на HoverBike S3 составляет 150 кг. Сам же летающий мотоцикл весит 100 кг, 50 из которых - батарея, что делает его довольно мобильным и компактным. Высота полета пока ограничена пятью метрами. Одной зарядки будет достаточно для 30-минутного полета. Время зарядки аккумулятора - четыре часа.

"Даже в этой комплектации дрон хорошо работает при минус 20 градусах Цельсия, поэтому отдельно для севера мы вряд ли будем делать новый дрон, если, конечно, не будет заказов", - добавил специалист.

Максимальная скорость аппарата - до 70 км/ч. У HoverBike S3 есть три вида управления: по радиоканалу с пульта, ручное управление посредством джойстиков, либо путем введения координатов по GPS.

"Наш мотоцикл проходит в любую дверь без разборки. Его можно хранить дома, даже в квартире. Его можно использовать на стандартном парковочном месте для взлета и посадки, не нужны никакие подготовленные площадки, поэтому массовое внедрение не за горами", - полагает Атаманов.

Линейка летающего транспорта

Компания HoverSurf занимается разработкой трех видов летающего транспорта: грузовой дрон, летающий мотоцикл и дрон-такси. Грузовой дрон - беспилотное летающее средство, - задача которого заключается в доставке различных грузов весом до 100 кг. "К грузовому дрону интерес проявляет в основном Министерство обороны для доставки боеприпасов и медикаментов, а из гражданских - Сбербанк для инкассации в труднодоступных местах, Роснефть для мониторинга трасс", - сказал Атаманов.

Прямое назначение для летающего матоцикла, по мнению инженера, - спорт, соревнования, экстрим, развлечение, а у летающего такси - персональный транспорт, перевозка людей. "Доставка пиццы - слишком дальняя перспектива, если говорить об использовании грузового дрона в гражданском рынке, он скорее предусмотрен для служебной отрасли", - считает эксперт.

Разработчик летающих автодронов считает, что 2 сентября, с первой минуты полета HoverBike S3, на свет появился новый вид спорта. "Правда, сегодня мы соревновались сами с собой", - оговаривается он.

Законность полетов в городе

Для того, что начать полеты по Москве или других закрытых зонах уже сейчас, пилоту необходимо пройти государственную регистрацию воздушного судна и получить лицензию пилота. Однако в городе есть определенные зоны, в число которых входят администрация президента и Кремль, где летать никому и ничему нельзя.

"В будущем законодательство, наверное, будет идти навстречу, потому что гораздо проще внести поправки в Воздушных кодекс и разрешить использовать дроны для перевозки людей, чем строить новые путепроводы, мосты через реки, рыть тоннели", - считает Атаманов.

В инновационном центре «Сколково» разместился российский стартап Hoversurf - компания, которая занимается изобретением «вещей будущего». В их арсенале и летающие грузовые дроны, способные доставлять посылки весом до 100 килограммов, и летающие такси, которые будут преодолевать до 450 километров без подзарядки, а также нашумевший летающий мотоцикл - Hoverbike Scorpion, предзаказ на который сделали уже тысячи компаний.

«Снег.TV» встретился с главным создателем ховербайка Александром Атамановым, который рассказал, что мечтал создать летающий мотоцикл еще с детства:

Все свое детство я увлекался фантастической литературой и фильмами, поэтому идея летающего мотоцикла давно сидела в моей голове. Только я не знал, как можно реализовать мою задумку, ведь тогда еще не было таких технологий.

Александр признался, что с ранних лет был изобретателем и до Scorpion создал несколько успешных проектов, которые и позволили начать работы над летающим мотоциклом. Кстати, название байк получил не случайно: по мнению Александра, ховербайк такой же красивый, но опасный, как скорпион.


© Петр Генералов/СНЕГ.TV

В первую очередь Hoverbike создавался для экстремальных видов спорта или любительских полетов, но идея летающего мотоцикла пришлась многим по вкусу. Как рассказали нам в компании, уже в скором времени российские ховербайки поднимутся в небо Дубая, где на них будет рассекать местная полиция.

Максимальная высота полета составит 5 метров, а скорость - 70 км/ч, заряда батареи хватает на 25 минут полета. Но такие ограничения установила дубайская полиция; на самом деле рекорд высоты подъема составляет 28,5 метра, да и скорость байк может развить до 100 км/ч, рассказал Атаманов.

Ховербайк придется по вкусу не только арабам, в России его тоже можно использовать. Дело в том, что Scorpion относится к типу легких летательных аппаратов, или к сверхлегкой авиации (СЛА), поэтому если летать на нем в зоне G, то лицензия пилота не нужна.

Александр признался, что летать на ховербайке достаточно трудно, поскольку в мире нет такого опыта, но они постепенно учатся и создают общие правила полетов. Например, у пилотов обязательно должна быть специальная экипировка: каркасный костюм и шлем.

Четыре пропеллера способны поднять в воздух ховербайк на ручном или автоматическом управлении. Как сообщается на сайте компании, Scorpion обладает системой безопасности, оснащенной современными контроллерами полета, специальными логическими программами, а также ограничителями для скорости и высоты.

Александр Атаманов поделился, что его команда работает над концепцией AtaaS (Air Transport as a Service) - транспортной системы будущего, которая будет включать в себя не только средства передвижения, аксессуары и запчасти, но и целую инфраструктуру. Так что уже в ближайшем будущем на обычной городской стоянке рядом с припаркованными автомобилями мы сможем увидеть портативный летающий байк.


Парящий над землей байк – нечто среднее между вертолетом и мотоциклом. Он похож на обычный квадрокоптер. Только с рулем и седлом. Прокатиться на нем рискнули и корреспонденты «Комсомолки».

Зажужжали пропеллеры. Мы оторвались от земли и зависли в воздухе. Машина взлетела на тридцать-сорок сантиметров. Высота не бог весть какая, но стало жутковато. Вибрируя и пульсируя, «воздушный конь» то и дело норовил завалиться в сторону из-за завихрений воздуха у земли.

Ей-богу, между нами была целая пропасть. А не тридцать сантиметров.


Вид из кабины. ФОТО: предоставлено А.Атамановым

Полет удалось стабилизировать. Пять минут в седле – и мы уже опытные пилоты. Как минимум, мы научились аккуратно взлетать и мягко приземляться... Волнение прошло. Но искушать судьбу мы не стали. Пролетев несколько метров, посадили байк на землю. Для дебюта хватит!

Первый в России летающий мотоцикл разработал выпускник Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича, магистр Высшей школы экономики, создатель ОКБ «АТМ Грузовые дроны» в России и «Howersurf» в США, изобретатель и бизнесмен Александр Атаманов.

– Ховербайк прост в управлении. Особенно для «традиционных» мотоциклистов. Мы сделали преемственную эргономику, – рассказал нам он. – Летающий мотоцикл – штука компактная. Мы перевозим его в обычном пикапе. Его не надо ни разбирать, ни разбирать. Сел и взлетел.

Стоимость игрушки – 52 тысячи долларов по предзаказу. Три миллиона рублей... Не так уж и дорого. Для некоторых россиян. Внедорожник представительского класса не дешевле.

– Себестоимость байков выше. 52 тысячи долларов – это цена, чтобы «прощупать» рынок, – отметил изобретатель. – Заказы есть. Летающие мотоциклы приобретают частные покупатели.


Александр Атаманов представляет свою разработку. ФОТО: предоставлено А.Атамановым

Идея создать «транспорт будущего» возникла у Александра Атаманова пять лет назад. Реализовать ее удалось не сразу. Уровень техники не соответствовал требованиям ученых. Пришлось немного подождать. Первый опытный образец появился в 2015 году. Его назвали «Scorpion 1».

– Уже готов и новый прототип, – поделился разработчик. – Его рабочее название – «АК-47». Как и автомат Калашникова, он будет таким же надежным и… массовым. Как и в «АК-47», в нем будет использован не только металл, но и натуральное дерево. Но людей он убивать не должен (смеется).

Проект был начат как некоммерческий. Заработать на продаже летающих мотоциклов новаторы не собирались. Ученые хотели воодушевить общественность. Они верят, что когда-нибудь летающие мотоциклы воспарят над городскими дорогами...

– Стоит заглянуть в будущее. Как иначе мы сможем избавить от пробок? Нет места на дороге, так давайте найдем его в воздухе! Я и сам мотоциклист, поэтому хорошо понимаю всю проблематику, – поделился Александр Атаманов. – Использовать ховербайки в качестве «официальных» средств передвижения в России нельзя. Но и прямого запрета нет. Мы выступаем за порядок и безопасность, поэтому готовы принять участие в формировании законодательства. Рано или поздно летающие мотоциклы и автомобили займут свое место в воздухе.

«Начинка» летающего мотоцикла – это десятки узлов. ФОТО: предоставлено А.Атамановым

«Начинка» летающего мотоцикла – это десятки узлов: пропеллеры, двигатели, контроллеры моторов, генератор, системы посадки, датчики и летный компьютер... Первый прототип байка весит 45 кг. Его грузоподъемность – 150 кг, а максимальная скорость – 100 км/ч. Ховербайк работает и в беспилотном режиме – через радиоканал и автономно, словно большой дрон. Выше пяти метров байк не взлетает (высоту ограничили ради безопасности). Заряда батарей хватает на двадцать минут полета.


Широко известный изобретатель-энтузиаст удивил весь мир своим новым творением. Колин Ферз смог за несколько дней собрать свой собственный ховербайк. Само собой инженер сразу продемонстрировал кустарный транспорт в действии.


Пока целые компании, тратя невероятные ресурсы на создание первых в мире полноценных ховербайков, известный изобретатель и блоггер Колин Ферз всего за несколько суток сооружает свой собственный опытный прототип хавербайка. Энтузиаст максимально упрощает конструкцию транспортного средства, принимая в расчет действие только наиболее важных факторов. Полученный результат не может не впечатлять, несмотря на то, что и идеала созданный ховербайк все еще очень далек.


По словам самого Колина Ферза идея создать ховеркоптер пришла к нему после того, как он увидел аналогичные проекты у других энтузиастов и компаний. Изобретатель отметил, что изначально проект и вовсе был шуточным, более того, несмотря на всю относительную простоту конструкции транспорта, его первый проект был еще проще, чем конечный прототип.


Собрать такой ховербайк по сути может каждый у себя в гараже. Впрочем, сам Колин в шутку просит никого не повторять чего-то подобного, в силу небезопасности проекта. В основе транспорта лежит S-образная рама, на которой закреплено два бензиновых двигателя с двумя пропеллерами. Если немного подумать над конструкцией, то можно заметить сходство с двухвинтовыми грузотранспортными вертолетами «Чинук». В основу творения Колина положен тот же принцип – два мощных винта вращающихся в разные стороны.

Прототип, созданный энтузиастом, уже летает на небольшой скорости и способен отрываться от земли на высоту до одного метра. Само собой транспорт нуждается в балансировке и калибровке. В нынешнем виде он далеко от какого-либо идеала. В тоже время Колину удалось доказать, что при должном желании создать нечто подобное у себя в гараже может любой.

Интересно будет взглянуть и на то, что пытаются сделать другие инженеры. Вот вашему вниманию