Вопросы по знакам дорожного движения для детей. Познавательная викторина по правилам дорожного движения

(Нет, не правильно! Пешеход – это такой же участник движения. Поэтому правила он должен знать очень хорошо)

  • Все знают, что «красный свет – дороги нет», а на зелёный сигнал светофора можно начинать движение. А вот что делать пешеходу на жёлтый свет?

(На жёлтый сигнал светофора движение запрещено. Нужно дождаться зелёного света!)

  • Зелёный свет светофора мигает – наверное, приглашает не робеть и поскорее переходить дорогу.

(Нет. Мигающий зелёный – это предупреждение о том, что через несколько секунд сигнал светофора поменяется. Начинать переход улицы на мигающий зелёный нельзя)

  • А что делать, если на светофоре постоянно мигает жёлтый свет?

(Переходить дорогу по перекрёстку, соблюдая все правила, как если бы он был нерегулируемым. Жёлтый мигающий разрешает движение)

  • На светофоре зелёный свет – можно идти смело, никаких машин на нашем пути не будет! Так ли это?

(Не совсем. На дорогу, которую мы переходим, могут выезжать машины, делающие с перекрёстка правый или левый поворот. Они ОБЯЗАНЫ дать сигнал о предстоящем манёвре и пропустить пешеходов, но всё равно нужно быть предельно внимательными )

  • Каким образом водитель автомобиля предупреждает о том, что хочет повернуть направо или налево?

(Он включает поворотники – мигающие оранжевые огни – справа или слева, в зависимости от направления поворота)

  • А если на перекрёстке есть и светофор, и регулировщик. Кого нужно слушаться и чьи сигналы выполнять?

(Регулировщика. Светофор неисправен, или на дороге какая-то внештатная ситуация, иначе регулировщика бы здесь не было)

  • А как же нам перейти дорогу, если нет ни светофора, ни регулировщика?

(Дорогу можно переходить только на перекрёстке и по пешеходному переходу, убедившись, что машин нет или они очень далеко)

  • Что нужно сделать, прежде чем переходить улицу?

(Посмотреть налево, убедиться, что близко нет машин, и начать движение. Дойдя до середины улицы, нужно посмотреть направо и, убедившись в отсутствии машин, закончить переход)

  • Мы на середине проезжей части и вдруг справа увидели приближающуюся машину. Что лучше сделать: как можно быстрее перебежать дорогу или вернуться назад?

(Ни то, ни другое. Нужно остановиться.)

  • Дорогу переходить нужно как можно быстрее, лучше – бегом. Правильно?

(Нет! Дорогу переходить нужно спокойно и внимательно, не задерживаясь, но ни в коем случае не перебегать её!)

  • Нам нужно перейти дорогу, а у обочины стоит машина. Что делать?

(Не переходить дорогу в этом месте, потому что из-за стоящей машины можно не увидеть приближающийся транспорт. К тому же по правилам непосредственно перед пешеходным переходом машина стоять не может, значит, здесь переходить улицу нельзя.)

  • Мы опаздываем в школу, а к автобусной остановке как раз подъезжает наш автобус. Осталось только перебежать дорогу – успеем! Верно?

(Ни в коем случае! Всё внимание должно сосредоточиться на переходе дороги – по правилам и в положенном месте – с автобусом разберёмся потом)

  • Как должен вести себя пассажир в общественном транспорте?

(Нельзя отвлекать водителя разговорами, пытаться открывать двери, заходить и выходить до полной остановки транспорта. Нужно быть пристёгнутым ремнями безопасности, если это предусмотрено видом транспорта. А также быть вежливым и уступать сидячие места людям пожилого возраста.)

  • Пешеходы должны идти по тротуару. А если тротуара нет? Где и как именно должны двигаться пешеходы?

(По обочине дороги навстречу движущемуся транспорту)

  • Мальчику уже 10 лет. Может ли он ездить на велосипеде по улице?

(Нет. Правила разрешают ездить на велосипеде по улице только с 14 лет)

  • А с какого возраста можно ездить на велосипеде по улице и держаться за руль только одной рукой?

(Ни с какого. Правила дорожного движения запрещают велосипедисту не держаться за руль или держаться одной рукой)

  • Мы едем на велосипеде и нужно перейти дорогу. Как это сделать?

(Только по пешеходному переходу, соблюдая все правила. Велосипед нужно везти, а ни в коем случае не ехать на нём.)

  • Человек, который везёт коляску с малышом – водитель или пешеход?

(Пешеход)

  • Мама везёт тебя на санках, вам нужно перейти дорогу. Как это сделать с санками?

(В санках ехать нельзя. Их можно тянуть за верёвку или держать в руках, но ребёнка в них быть не должно)

  • Возле пешеходного перехода стоит человек в тёмных очках с белой тростью. Что это за человек?

(Это слепой. Ему нужно помочь перейти дорогу)

  • Как можно (и нужно) сделать себя более заметным для водителей в тёмное и сумеречное время суток, и тем самым обеспечить большую безопасность?

(Воспользоваться светоотражающими наклейками и нашивками, прикрепив их на одежду и портфель)

  • У самой дороги находится горка, зимой с неё, наверное, здорово кататься. Проверим?

(Ни в коем случае! Кататься на санках, лыжах, коньках на улице и рядом с проезжей частью нельзя!)

  • А где кататься можно?

(Во дворах и в специально оборудованных местах)

Викторина по ПДД для начальных классов (

1. Место ожидания автобуса.
2. По какой причине нельзя играть возле дороги?
3. Бывают ли запрещающие знаки треугольными?
4. Какой линией разделяется встречное движение?
5. Что из перечисленного относится к маршрутному транспортному средству: трактор, автобус или грузовик?
6. В чем ошибка: «Любой ребенок может сесть на велосипед и проехать по дороге»?
7. Разрешается ли в 11 лет сидеть рядом с водителем на переднем месте?
8. Что раньше называли «мостовой»: проезжую часть или пешеходную дорожку?
9. Есть ли тормозной путь у велосипеда?
10. Можно ли разговаривать по телефону, переходя улицу?
11. Техническими средствами, регулирующими движение являются: …
12. Каких дорожных знаков не существует: запрещающих, регулирующих, предупреждающих, предписывающих?
13. Можно ли перебегать дорогу, если очень торопишься?
14. Если работает светофор и стоит регулировщик, то чьи сигналы следует выполнять, а чьи – нет?
15. Где переходят железнодорожные пути?
16. Как пешеходу понять, что водитель хочет повернуть в сторону?
17. Если рядом нет пешеходного перехода, что делать?
18. Как называется человек, находящийся в машине, но не являющийся водителем?
19. В «час пик» поток автотранспорта маленький или большой?
20. Каким машинам пешеходы уступают дорогу, не смотря на зеленый свет?

Ответы

1. Остановка. 2. Могут попасть под колеса. Мешают движению. 3. Нет 4. Сплошной. 5. Автобус. 6. Только с 14 лет. 7. Нет. 8. Проезжую. 9. Да и всех транспортных средств.. 10. Нет. 11. Знаки и светофор. 12. Регулирующих. 13. Нет. 14. Регулировщика – да, а светофора – нет. 15. По мостам, тоннелям, переходам. 16. Мигает указатель поворота. 17. Дойти до ближайшего. 18. Пассажир. 19. Большой. 20. Скорой помощи, милиции, пожарной и газовой службе с звуковыми и световыми сигналами.

Викторина “ПДД”

1. Место движения транспорта.
2. Пешеходная дорожка и тротуар – это одно и то же?
3. Площадка для ожидания пассажирского транспорта.
4. Что делают пешеходы, когда загорается зеленый свет на светофоре?
5. Каким предметом постовой регулирует движение на дороге?
6. О чем «говорит» пешеходам желтый свет светофора?
7. Можно ли бежать по пешеходному переходу?
8. Как называется участок между полосами движения транспорта, где пешеходы могут спокойно дождаться нужного света светофора?
9. Если пешеход видит на светофоре красный свет, он может переходить улицу?
10. Существуют ли такие игры, в которые не запрещено играть на проезжей части?
11. Налево или направо следует смотреть, начиная переход дороги?
12. Мешают ли разговоры переходить улицу?
13. Продолжи: «Тише едешь – …»
14. Как называется двухколесное или трехколесное транспортное средство без мотора?
15. По тротуару правильно идти, придерживаясь правой или левой стороны?
16. Обязательно ли дожидаться полной остановки транспорта, чтобы из него выйти или войти?
17. Что устанавливают на обочинах дорог для регулировки движения?
18. Разрешается ли что-либо кушать в транспорте?
19. Могут ли дети сидеть в легковом автомобиле рядом с водителем во время поездки?
20. Какое транспортное средство движется по рельсам: троллейбус, трамвай или автобус?

Ответы:

1. Дорога. 2. Да. 3. Остановка. 4. Переходят проезжую часть. 5. Жезлом. 6. Приготовиться к переходу или остановиться. 7. Нет. 8. Островок безопасности. 9. Нет. 10. Нет. 11. Налево. 12. Да. 13.Дальше будешь. 14. Велосипед. 15. Правой. 16. Да. 17. Дорожные знаки. 18. Нет. 19. Нет. 20. Трамвай.

(для детей старшего возраста)

Цель. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах и работе светофора в игровой форме. Уточнить представления детей о назначении дорожных знаков. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы.

Наглядные пособия и оборудование зала:

иллюстрации по теме; картинки: светофор, регулировщик; плакат «Улицы города»;

сюжетные уголки: школа, больница, изображение «Зебра», велосипедная дорожка – велосипед;

4 стойки пустые, 2 стойки для светофоров; кружки для светофоров: красный, желтый, зеленый по 2 штуки;

«Светофор» - 2 картонных двусторонних кружка с ручками: 1 – красный, желтый, 2 – зеленый, желтый;

2 обруча; мяч, книга;

Дорожные знаки на стенде: «Дети», «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипеде запрещено», «Подземный переход», «Пункт медицинской помощи», «Автобусная остановка», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»;

Мольберт с листом и названием команд для выставления очков; маркер.

Предварительная работа .Чтение художественной литературы по теме: Н. Носов «Автомобиль», Б. Житков «Светофор», В. Клименко «Зайка велосипедист», «Происшествие с игрушками», «Кто важнее всех на улице»; Заучивание стихотворений по теме;

Беседы по теме;

Отгадывание загадок; Экскурсии к дороге;

Оформление уголков в группе «Соблюдайте правила дорожного движения».

Ход игры - викторины

Дети входят в зал и встают полукругом. Осматривают оформление зала.

Воспитатель.

Ребята, сейчас в детский сад вас водят взрослые: мамы, папы, бабушки и дедушки, но скоро вы пойдете в школу, и вам придется ходить по улицам, переходить дорогу самостоятельно.

У нас большой, красивый город с широкими улицами. По проезжей части, шоссе движется много легковых и грузовых автомобилей, едут трамваи и автобусы. И никто никому не мешает, потому что есть четкие и строгие правила для водителей и пешеходов.

Как называются эти правила?

Дети. Правила дорожного движения.

Воспитатель.

По городу, по улице

Не ходят просто так.

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным

И помни наперед:

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

Воспитатель.

Сейчас я предлагаю разделиться на 2 команды и посоревноваться, проверить свои знания.

Дети идут на свои места

Выбираем капитанов команд и название команд по загадкам:

1 загадка:

Вот стоит на улице

В чёрном сапоге –

Чучело трёхглазое

На одной ноге. (Светофор)

2 загадка:

Посмотри, силач, какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик. (Регулировщик)

Командам присваиваются названия. Команды приветствуют друг друга.

Присаживаются на свои места.

Воспитатель.

1 конкурс: «Какая команда лучше знает правила дорожного движения»

1. Как называют людей, идущих по улице?

(Пешеходы)

2. Где должны ходить пешеходы?

(По тротуару)

3. Где ездят машины?

(По дороге)

4. Где разрешается переходить улицу?

(По светофору, по пешеходному переходу)

5. Как определить, где находится пешеходный переход?

(На дороге – полоски – «зебра» и знак «Пешеходный переход»)

6. Как нужно переходить улицу?

(Спокойным, твердым шагом, держа взрослого за руку; нельзя бежать, ехать на самокате…)

7. Какие пешеходные переходы вы знаете?

(Подземный, наземный, надземный)

8. Что делать, если мяч выкатился на дорогу?

(Попросить взрослого достать его)

10. Назовите правила поведения в транспорте.

(Нельзя: трогать двери руками, отвлекать водителя, высовываться из окна, вставать на сиденье ногами, громко разговаривать; надо быть вежливым: уступать место девочкам и старшим)

11. Что регулирует движение на улице?

(Светофор)

12. По какой стороне улицы или тротуара нужно ходить?

(Надо придерживаться правой стороны)

13. На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

(На зеленый)

14. А если светофор сломался, кто регулирует движение на перекрестке?

(Регулировщик)

Дополнительные вопросы при необходимости:

15. Можно ли тротуару бегать, прыгать?

(Нет. Нужно ходить спокойно, так как можно наткнуться на какие – либо препятствия и оказаться на проезжей части)

16. Если вы встретите на тротуаре друзей, и вам хочется поговорить, поиграть, как вы поступите в этой ситуации?

(Ходить группой по тротуару нельзя – это мешает другим пешеходам. С друзьями нужно отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим)

Подводятся итоги 1 конкурса.

2 конкурс: «Капитанов»

Задание: «Кто быстрее и правильно соберёт светофор»

Капитаны собирают бумажные «светофоры» на стойках. Победитель тот, кто быстрее и правильно соберет светофор.

Воспитатель.

Дети, у вас светофоры находятся в вертикальном положении, а могут они по-другому висеть?

Ответы детей.

Воспитатель. Я хочу рассказать про светофор.

Слово «светофор» состоит из двух слов: «свет» и «фор». Значение слова «свет» - всем понятно. А вот слово «фор» - от греческого слова «форос» - несущий свет. Для запрещающего сигнала светофора взят красный, потому что его хорошо видно и днём, и ночью и даже в тумане. Зеленый сигнал виден хуже, но зато в спектре он стоит дальше от красного и его нельзя с ним спутать.

Воспитатель и дети читают стихотворение про светофор:

Если свет зажегся красный, -

Значит двигаться ОПАСНО.

Свет зеленый говорит:

Проходите – путь ОТКРЫТ!

Жёлтый свет предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

Подводятся итоги 2 конкурса.

3 конкурс: «В стране дорожных знаков»

Выдвигается стенд с дорожными знаками.

Воспитатель: На улицах много дорожных знаков. Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет своё название. Дорожные знаки рассказывают о том, какая дорога как надо ехать, что разрешается, а чего делать нельзя. Бывают знаки предупреждающие (показать), запрещающие, указательные.

Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать и найти знак, показать его всем детям и поместить на своё место. (В зале оборудованы игровые уголки со стойками). Некоторые из знаков дети могут назвать без загадок. (Можно выбрать только 4 загадки, остальные 4 знака – дети объясняют сами)

1. Что за знак такой стоит?

Стоп – машинам он велит.

Пешеход, идите смело

По полоскам черно – белым. («Пешеходный переход»)

2. Посмотрите, мальчик Федя

Едет на велосипеде

Отгадайте, отчего же

Недовольство у прохожих? («Движение на велосипеде запрещено»)

3. Покажите знак дорожный,

Где кататься Феде можно. («Велосипедная дорожка»)

4. Заболел живот у Тома,

Не дойти ему до дома

В ситуации такой

Нужно знак найти, какой? (Пункт медицинской помощи»)

5. В этом месте, как ни странно,

Ждут чего – то постоянно.

Кто – то сидя, кто – то стоя

Что за место здесь такое? («Автобусная остановка»)

6. В синем круге пешеход –

Не торопится, идет!

Дорожка безопасна,

Здесь ему не страшно! («Пешеходная дорожка»)

7. Этот знак нам друг большой,

От беды спасает,

И у самой мостовой,

Водителей предупреждает:

«Осторожно, дети!» («Дети»)

8. В дождь и в ясную погоду -

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

"Вам ходить запрещено!" («Движение пешеходов запрещено»).

Подводятся итоги конкурса.

4 конкурс на внимание: «Игровой».

Дети встают.

1 игра «Красный, желтый, зеленый»

Воспитатель (объясняет правила):

Когда я поднимаю красный кружок – вы замираете;

Жёлтый – хлопаете в ладоши;

Зелёный – двигаетесь, маршируете.

Дети выполняют задания.

2 игра «Такси»

Две команды, (две колонны) водитель такси – берет обруч, встает в него и перевозит детей – пассажиров (по одному) в другой конец зала по сигналу светофора. Побеждает та команда, в которой водитель быстрее перевезет всех пассажиров.

Объявляется победитель. Подводятся итоги конкурса.

5 конкурс: «Разрешается или запрещается»

Воспитатель начинает фразу, а дети продолжают словами «разрешается» или «запрещается». Команды отвечают по очереди.

Идти толпой по тротуару … (запрещается)

Перебегать дорогу… (запрещается)

Помогать пожилым людям переходить улицу … (разрешается)

Выбегать на проезжую часть … (запрещается)

Переходить дорогу на зеленый свет … (разрешается)

Уважать правила дорожного движения … (разрешается)

Воспитатель: Вижу правила дорожного движения, вы хорошо знаете, молодцы.

6 конкурс «Правильно - неправильно»

А теперь давайте поиграем. Ребята одной команды будут разыгрывать маленькую историю, а ребята другой команды должны будут решить, кто в этой ситуации поступил неправильно и наоборот!

Дети переходят дорогу по «Зебре» и по сигналу светофора (воспитатель показывает кружки)

Ситуации могут быть следующие:

Переходя через дорогу:

Читают книжку

Смотрят налево, затем направо

Играют в мяч

Прыгают

Идут, держась за руку взрослого

Дерутся

Танцуют и т.д.

Подвести итог конкурса

Воспитатель: Молодцы! Вот теперь вы точно знаете, чего нельзя делать на дороге!

Предлагаю всем построиться и подвести общий итог нашей игры – викторины.

Команда «Светофор» заработала … очков, команда «Регулировщик» … очков.

Все дети принимают участие в общей перекличке:

Воспитатель:

Выполняй закон простой:

Красный свет зажегся -

Дети: Стой!

Воспитатель: Жёлтый вспыхнул –

Дети: Подожди!

Воспитатель: А зеленый свет –

Дети: Иди!

Воспитатель: Молодцы! Всё верно! Вот мы и посоревновались, проверили свои знания о правилах дорожного движения, которые обязательно будем соблюдать и выполнять!

А за ваше активное участие – принимайте подарки!

Дети получают подарки и выходят из зала.

Используемая литература

Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. –

М.:- Мозаика-Синтез, 2009.- 112с.

Тест по Правилам дорожного движения "Азбука города" (для 3 класса)


Бестик Ирина Викторовна, воспитатель КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха», Республика Казахстан, СКО, г. Петропавловск.
Описание: тест по правилам дорожного движения для учащихся 3 класса предназначен воспитателям и учителям начальных классов при проведении итогового проверочного тестирования по ПДД. Учащиеся должны ответить на предложенные вопросы теста по ПДД, подобрав один правильный ответ к каждому вопросу.

Цель: итоговая проверка знаний учащихся 3 класса по правилам дорожного движения в форме тестирования.
Задачи:
- провести итоговое тестирование по ПДД;
- обобщить знания младших школьников по правилам дорожного движения;
- формировать навыки безопасного поведения у учащихся на улице и в транспорте;
- прививать навыки соблюдения правил дорожного движения младшими школьниками;
- развивать логическое мышление и память учащихся.

Азбука города

Город, в котором
С тобой мы живем,
Можно по праву
Сравнить с букварем.
Азбукой улиц,
Проспектов, дорог
Город дает нам
Все время урок.
Вот она, азбука,-
Над головой:
Знаки развешаны
Вдоль мостовой.
Азбуку города
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда.
(Я. Пишумов)

Тест по ПДД «Азбука города» (для 3 класса)

1. Назовите всех участников дорожного движения?
А) пешеходы;
Б) водители, пассажиры;
В) все перечисленные .

2. Когда надо соблюдать правила дорожного движения?
А) всегда ;
Б) когда рядом дорожный полицейский;
В) когда у тебя хорошее настроение.


3. Где появился первый светофор?
А) в Англии ;
Б) в Германии;
В) в России.

4. Сколько сигналов на светофоре для пешехода?
А) один;
Б) три;
В) два .

5. Что означает желтый сигнал светофора?

А) запрещает движение транспорту и пешеходам ;
Б) разрешает движение транспорту и пешеходам;
В) запрещает движение пешеходам.


6. Кто регулирует движение на дороге, когда на улице не работает светофор?
А) полицейский;
Б) регулировщик ;
В) дорожный рабочий.

7. Чем пользуется регулировщик, когда руководит движением транспорта на перекрестке?
А) жезлом ;
Б) палочкой;
В) рацией.

8. Какой сигнал обозначают разведенные руки регулировщика?
А) движение пешеходов разрешено;
Б) движение транспорта запрещено;
В) движение пешеходов и транспорта запрещено .

9. Назовите элементы дороги в городе.
А) проезжая часть, тротуар, разделительная полоса ;
Б) улица, кювет, велосипедная дорожка;
В) шоссе, обочина, пешеходная дорожка.

10. Какого элемента дороги не существует?
А) кювет;
Б) обочина;
В) парапет .

11. Какой стороны должен придерживаться пешеход при движении по тротуару?
А) безразлично;
Б) правой стороны ;
В) левой стороны.


12. При каком дорожном знаке возле школы можно безопасно перейти улицу?
А) при знаке «Пешеходный переход» ;
Б) при знаке «Дети»;
В) при знаке «Движение прямо».

13. К какой группе дорожных знаков относится знак «Пешеходный переход»?
А) информационно-указательный ;
Б) знаки приоритета;
В) предупреждающий.

14. Какие бывают пешеходные переходы?
А) зебра;
Б) наземные, подземные, надземные ;
В) наземные, подземные.

15. Сколько раз нужно посмотреть пешеходу в левую и в правую сторону улицы, чтобы безопасно пройти дорогу по пешеходному переходу?
А) 1 раз;
Б) нисколько;
В сколько нужно для безопасности .

16. Что вы будете делать, если не успели перейти дорогу на зеленый сигнал светофора?
А) продолжите движение дальше;
Б) закончите переход на островке безопасности ;
В) быстро перебежите дорогу.

17. Кто такой пассажир?
А) человек, который находится в машине, кроме водителя ;
Б) тот, кто водит машину;
В) тот, кто ходит пешком.

18. Как называется транспорт, служащий для перевозки людей?
А) общественный ;
Б) воздушный;
В) личный.

19. Какой транспорт относятся к городскому общественному транспорту?
А) автобус, троллейбус, грузовик;
Б) самолет, поезд, теплоход;
В) троллейбус, автобус, трамвай .

20. Где в городе следует ожидать общественный транспорт?
А) на проезжей части;
Б) на посадочной площадке ;
В) на обочине дороги.

21. Можно ли играть на проезжей части дороги?
А) играть нельзя ни в коем случае ;
Б) если в это время нет машин;
В) в малоподвижные игры.


22. Где можно кататься на санках и коньках в городе?
А) на пешеходной дорожке и тротуаре;
Б) на обочине дороги;
В) в специально отведенных местах .

23. Кого можно катать на своем велосипеде на улице?
А) никого ;
Б) только одноклассников;
В) детей младше 12 лет.


24. С какого возраста ребенок разрешается правилами дорожного движения ездить на велосипеде по улицам города?
А) разрешается с 12 лет;
Б) разрешается с 10 лет;
В) разрешается с 14 лет .

25. Что можно отнести к причинам ДТП?
А) переход улицы перед близко идущей машиной;
Б) переход улицы в неположенном месте;
В) все перечисленные варианты .

Викторина по правилам дорожного движения
«Умный пешеход»
для учащихся 5-6 классов
Цели: проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах, правил водителей велосипедов, пользование общественным транспортом, воспитывать у учащихся культуру поведения.
Оборудование: дорожные знаки, плакаты по правилам дорожного движения; квадраты голубого, красного, зеленого, желтого цветов; кружки красного, желтого, зеленого цветов.
Ход игры:
Мультфильм: О ПДД (1 минута)
1: Голые факты, цифры сухие.
Где-то кого-то не стало – погиб.
Что ж, так бывает, но мы-то живые!
А почему? Да ловчее мы их!

2: Мы увернемся! Мы рассчитаем!
Мимо проедет большой грузовик.
Трудно! Опасно! Да мы это знаем!
Я к такой жизни давно уж привык!

3:Нет! Не получится вам увернуться!
Рано иль поздно, но будешь в беде!
Можешь запнуться! Можешь споткнуться!
Остановись! Изучи ПДД!
Ведущий 2: Здравствуйте! Дорогие ребята, сегодня мы проводим викторину по правилам дорожного движения “Умный пешеход”.
1: С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.
2: Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – это основа безопасного движения на улице.
1: Давайте поприветствуем наши команды: (Называет команды)
А также многоуважаемое жюри…………………..
Ведущий 1: Итак, мы начинаем! Первый тур называется “Вопрос – ответ”.
Каждая команда быстро отвечает на наши вопросы: начинаем с команды....
1 тур (Вопрос-ответ)
(За каждый правильный ответ начисляется 1 очко)
1. По ней ходят и ездят (дорога)
2. Запрещающие знаки имеют форму и цвет (круглые, белые, с красной каймой)
3. По тротуару человек ведет велосипед. Является ли он пешеходом? (да)
4. Если вам 11 лет, имеет ли вы право ехать на переднем сиденье автомобиля? (нет)
5. С какого возраста можно обучаться вождению на легковом автомобиле? (с 16)
6. Место отдыха и хранения транспортных средств (гараж)
7. Можно ли переходить дорогу, если в основном светофоре зеленый сигнал, а в пешеходном красный? (нет)
8. Как могут наказать человека, нарушающего ПДД? (оштрафовать)
9. С какого возраста разрешается управлять велосипедом при движении по дорогам? (с 14)
10. Где должны ходить пешеходы по улице? (по тротуарам)
11. Какой цвет светофора обозначает команду «Приготовиться к движению»? (жёлтый)
12. Какой островок для пешеходов существует на проезжей части? (безопасности)
13. В каких местах устанавливается знак “Осторожно, дети!”. (где возможен выход детей на проезжую часть)
14. Кому дает команды пешеходный светофор? (пешеходам)
15. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.(водитель)
16. В какие игры можно играть на проезжей части дороги? (нельзя играть)
17. Опережение движущихся транспортных средств.(обгон)
18. Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
19. Место посадки и высадки пассажиров? (остановка)
Вопросы второй команде
1. Где нужно стоять в ожидании автобуса? (остановка)
2. Место, где встречаются дороги (перекресток)
3. Предупреждающие знаки имеют форму и цвет (треугольные, белые с красной каймой)
4. Является ли велосипед механическим транспортным средством? (нет)
5. Если вам 13 лет, имеете ли вы право ехать на велосипеде на проезжей части? (нет)
6. С какого возраста можно получить водительские права? (с 18)
7. Старинное транспортное средство для принцесс (карета)
8. Что важнее на дороге – сигналы светофора или регулировщика? (регулировщика)
9. Человек, контролирующий дорожное движение? (инспектор ГИБДД)
10. С какого возраста разрешается управлять мопедом при движении по дорогам? (с 16)
11. Что означает мигание зелёного сигнала светофора? (скоро загорится жёлтый свет)
12. Какой знак обязательно устанавливают около детских учреждений? («Дети»)
13. Что надо обязательно проверять перед поездкой на велосипеде? (тормоза)
14. Фонарь в передней части автомобиля для освещения пути. (фара)
15. Где надо ходить по улице, если нет тротуара? (по обочине)
16. Для кого предназначен тротуар? (для пешеходов)
17. Полоса земли, приспособленная для движения транспортных средств. (дорога)
18. Документ водителя на право управления транспортным средством.(права)
19. Чем отличается остановка от стоянки? (стоянка более 5 минут, остановка менее 5 минут)
Ведущий 1: Переходим к конкурсу капитанов. Капитанам дается рисунок с изображением ситуации на дороге. Нужно ответить на вопрос и объяснить свой ответ. (засекаем 2 минуты)
2 тур «Конкурс капитанов».
(Ответ оценивается по 5-бальной системе)

Вы хотите повернуть налево, кому вы должны уступить дорогу? (никому)

Вы намерены повернуть направо. Должны ли вы уступить дорогу зеленому автомобилю? (нет)

Игра со зрителями

Пока капитаны думают проведем игру с болельщиками
(В это время – игра с залом «Разрешается – запрещается»)
Играть на мостовой. . .запрещается
Переходить улицу на зелёный сигнал светофора. . . разрешается
Выбегать на проезжую часть. . . запрещается
Переходить улицу по подземному переходу. . . разрешается
Помогать старикам и старушкам переходить улицу. . . разрешается
Болтать и громко смеяться в транспорте. . . запрещается
Играть во дворе на специально отведённых площадках. . . разрешается
Кататься на велосипеде, не держась за руль. . . запрещается
Идти по тротуару слева. . . запрещается
Уступать место в транспорте пожилым людям. . . разрешается
Катать на велосипеде своих друзей. . . запрещается
Соблюдать правила дорожного движения. . . разрешается

Капитаны объясняют свой ответ

3 тур «Игра для команд “Перейди улицу”».
Ведущий 1: Переходим к 3-му туру «Перейди улицу»
Ведущий 2: Объясняет задание
(Ведущий 1 держит в руках – 3 кружка: зеленый, желтый, красный.)

Ведущий 2: Игроки встают друг от друга на расстоянии 7-10 шагов у параллельных линий (это улица). Ведущий делает взмах зеленым кружком – играющие делают шаг вперед, красным – шаг назад, желтым – стоят на месте. Ведущий чередует цвета. Те, кто ошибся, возвращаются на исходное положение.
Побеждает та команда, игрок которой перейдет “улицу” первым (2 очка).

Ведущий 1: Всем спасибо! А мы переходим к 4-му туру: «Узнаем знаки»

4 тур
Конкурс «Узнаем знаки» (За каждый правильный ответ 2 балла)
Ведущий 1: На доске вы видите квадраты. За ними скрываются дорожные знаки. Сейчас команды по очереди будут выбирать квадраты, а затем объяснить, что он обозначает.

Предупреждает о пересечении с велосипедной дорожкой
Движение без остановки запрещено (обозначает, что водитель должен остановиться перед этим знаком, убедиться, что дорога чиста, а потом начать движение)
Главная дорога (указывает на преимущество в движении для водителя)
Стоянка запрещена
Пешеходная дорожка
Ограничение максимальной скорости на дороге
Ведущий 1. А сейчас давайте немного разомнемся и дружно хором отгадаем загадки.
Загадки.
Ведущий 2: Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет,
И напомнит, что и как,
Вам в пути…(Дорожный знак).
Ведущий 1: Что за “зебра” на дороге?
Все стоят, разинув рот.
Ждут, когда мигнет зеленый,
Значит это…(Переход).
Ведущий 2: Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает людям дорогу перейти. (Светофор)
Ведущий 1: Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется…(Трамвай).
Ведущий 2: Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
Обувь носит из резины, называется…(Машина).
5 тур (Ты мне, я тебе) правильный ответ (2 балла)
Ведущий 1: Ну а мы продолжаем и начинаем 5 тур: «Ты мне, я тебе»
Ведущий 2: Команды заранее подготовили вопросы друг для друга и сейчас зададут их друг другу.
Команды отвечают.
Ведущий 1: Переходим к 6-му туру, который называется «Гонка за лидером». Я задаю вопросы командам, а они поочередно на них отвечают. Здесь вы можете посовещаться 30 секунд, а затем дать ответ.
6 тур (Гонка за лидером) правильный ответ (1 балл)
1) Как должен передвигаться пешеход по улицам города? (Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.)
2) При передвижении по краю проезжей части как должен двигаться пешеход? (При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.)
3) Каким образом пешеход может пересечь проезжую часть дороги? (Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин).
4). Чем руководствуется пешеход при переходе проезжей части? (В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.)
5) Перечислите значения загорающихся огней светофора. (Зеленый сигнал разрешает движение. Зеленый мигающий разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал. Желтый сигнал запрещает движение. Желтый мигающий разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждение об опасности. Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.)
6) Что делать в случае, если пешеход не успел завершить начатый им путь через проезжую часть дороги? (Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить пешеход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора.)
7) Расскажите правила поведения пешехода при ожидании транспортного средства. (Ожидать маршрутное или транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки.)
8) Какие обязанности пассажиров при поездке вы знаете? (пассажир должен пристегнуться, не должен отвлекать водителя, открывать двери во время движения)
Ведущий 1: Вот мы и закончили ребята! Вы все большие молодцы! Пока жюри подводит итоги викторины, хочется зачитать стихотворения А. Северного “Три чудесных цвета”.
Ведущий 2: Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный.

Ведущий1:Наш домик – светофор,
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.

Ведущий2: Мы три чудесных цвета,
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета
Не слушаешь подчас.

Ведущий1: Самый строгий – красный цвет.
Говорит: «Дороги – нет!»
Чтоб спокойно перейти,
Слушай наш совет: «Жди!»

Ведущий2: Увидишь скоро желтый, за ним зеленый цвет
Вспыхнет впереди,
Скажет он: “Препятствий нет!”
Смело в путь иди.

Ведущий1: Коль выполнишь без спора
Сигналы светофора,
Домой и в школу попадешь,
Конечно, очень скоро.
Предоставление слова жюри.
Ведущий: Я хочу вам всем пожелать здоровья, и чтобы вы всегда, в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали правила дорожного движения!
Ведущий 2: На улице будьте внимательны, дети!
Твёрдо запомните правила эти.
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
Ведущий 1: Спасибо ребята и до свидания![c]

Викторина «Красный, жёлтый, зелёный»

Цели.

1.Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

2.Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

3. Развивать творческие способности детей.

Задачи:

    познакомить с историей возникновения дорожных правил;

    углублять знания учащихся о правилах дорожного движения;

    научить различать дорожные знаки;

    повторить правила уличного движения для пешеходов;

    развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Оборудование: В зале на полу начерчена схема перекрёстка с пешеходными дорожками, сделано возвышение для регулировщика, светофор.

Дети под музыку рассаживаются на стулья.

Ведущая: Ребята, мы живём в большом, красивом селе с зелёными, широкими улицами. По ним движется много легковых автомобилей и грузовых автомашин. И никто никому не мешает. Это потому, что есть такие четкие и строгие правила для водителей автомашин и пешеходов. Перейти с одной стороны улицы на другую непросто. Помогают три цвета светофора- красный, жёлтый, зелёный. За порядком следит регулировщик. Он своей полосатой палочкой управляет движением.

Мальчик в форме сотрудника ДПС, с палочкой регулировщика в руке становится на возвышение.

Выходят двое детей, читают стихотворения.

1 ученик: Здесь на посту в любое время

Дежурит ловкий постовой.

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой!

2 ученик: Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

1 ребёнок: Под солнышком ранним

На мостовой

Вдруг видит ребят – малышей

Постовой.

Весёлым и ласковым

Стал его взгляд.

Постовой: Идите, ребята, спокойно!

Двое детей идут по классу.

Ведущая: Наши ребята идут в школу,

Наши ребята очень спешат!

Постовой: Хоть у вас терпенья нет-

Подождите:

Красный свет.

Жёлтый свет на пути-

Приготовьтесь идти!

Свет зелёный впереди-

Вот теперь переходи!

А теперь мы посмотрим, насколько хорошо вам известны правила дорожного движения.

Класс делится на 2-3 команды (в зависимости от числа учащихся).

С каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, происходящих как в городах, так и в сельской местности. Во многих таких происшествиях виновниками являются дети, плохо знающие или не знающие вовсе правил дорожного движения. Сегодня мы посмотрим, как вы знаете правила дорожного движения и умеете ли вы применять полученные знания в конкретных ситуациях на дороге.

Капитаны команд, подойдите и выберите свою эмблему команды.

1.Конкурс “Знаете ли вы?”

Право ответа предоставляется той команде, чей капитан первым поднял эмблему. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный ответ – 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к той команде, которая второй подняла эмблему.

Вопросы:

1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)

2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).

3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)

4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди.)

5. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади.)

6. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.)

7. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)

8. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)

9. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет.)

10. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет.)

11.По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)

12.Что такое железнодорожный переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной.)

13.Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.)

14. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (не разрешается).

15. Кого мы называем "участниками дорожного движения"? (пешеходы, водители, пассажиры).

16. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (нет).

17. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети).

18. Какой поворот опаснее: левый или правый? (левый, так как движение правостороннее).

19. Как называется "зебра" на дороге? (пешеходный переход).

20. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет).

21. Какие сигналы подает светофор? (красный, желтый, зеленый).

22. Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или регулировщик).

23. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик? (регулировщику).

24. Зачем нужны стоп-сигналы на автомобиле? (чтобы другие участники дорожного движения могли видеть намерения водителя остановиться или притормозить).

25. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (правой стороны).

26. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).

27. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (поднять руку вверх).

28. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).

29. Можно ли переходить дорогу наискосок? (нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины).

30. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения? (рука поднята вверх).

2.Конкурс капитанов

Вопросы:

1. Какие специальные светофоры вы знаете? (Железнодорожный, двухцветный (красный и зеленый), пешеходные светофоры, светофоры для велосипедистов, светофоры с указанием направления движения.)

2. Как должен поступить пешеход, если он не успел закончить переход на разрешающий сигнал светофора? (Дойти до середины проезжей части и оставаться там, продолжить движение только тогда, когда загорится зеленый сигнал светофора.)

3. Почему опасно пересекать улицу бегом? (Бегущему человеку труднее наблюдать за происходящим. Он может не заметить едущее транспортное средство.)

3. Конкурс “Найди нарушения”

Командам раздают картинку с нарушениями. Ребята должны их найти.

4. Конкурс “Угадай знаки”

Как называется и что означает этот дорожный знак? Показываются дорожные знаки:

    велосипедное движение запрещено;

    дорожные работы;

    телефон;

    пешеходная дорожка;

    движение запрещено;

    опасный поворот;

    обгон запрещен;

    дети.

5.Конкурс Загадки

На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
(Милиционер)

Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед. )

Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(троллейбус)

По обочине дороги
Как солдатики стоят,
Все мы с вами выполняем
То, что нам они велят
(Знаки)

Не живая, а идет
Неподвижна, а ведет.
(Дорога)

Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут …?
(подземный переход!)

Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный
(Светофор)

Полосатые лошадки
Поперёк дорог легли-
Все авто остановились
Если здесь проходим мы.
(Переход-зебра)

Дом по улице идет,
На работу нас везет,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)

6. Задачки

1. Представьте себе, что ты – водитель троллейбуса. На первой остановке в пустой салон вошли 5 человек. На второй остановке вошли двое и один сошел, на третьей – поднялись 4 пассажира, а двое сошли. Сколько лет водителю троллейбуса ? (столько лет, сколько тому, к кому обращён этот вопрос)

2. Мальчик ехал на велосипеде в город. Навстречу ему ехала автомашина, в которой сидело 5 женщин. Каждая из них везла по одной курице и паре валенок. Сколько живых существ ехало в город ? (1 – мальчик)

3.На прямолинейном участке пути каждое колесо двухколесного велосипеда проехало 5 км.

Сколько километров проехал велосипед? (5 км)

В конце подводятся итоги конкурсов. Победившие получают грамоты.