«Какая необходимость была лететь по встречке у этой колонны?» Эксперты разошлись во мнении о трагическом ДТП с машиной командующего ВДВ

Каждое третье дорожно-транспортное происшествие, заканчивающееся чьей-то гибелью, происходит по вине водителя, выехавшего на встречную полосу. К такому выводу пришли специалисты Госавтоинспекции, проанализировав статистику всех ДТП за 7 месяцев текущего года. За этот период в России произошло 86 147 аварий, в которых погибли 9 332 и получили ранения 110 673 человека. В ГИБДД отмечают, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года зафиксировано снижение всех трех основных показателей аварийности - на 6,2 процента по количеству ДТП, на 9,8 процента - по жертвам и на 5,4 процента - по числу пострадавших.


При этом серьезную озабоченность у дорожных полицейских вызывает один вид правонарушения. Дело в том, что практически каждая девятая (10,8 процента) авария связана с выездом на полосу встречного движения. Более того, именно в таких ДТП гибнет очень много водителей, пассажиров и пешеходов. По статистике, почти каждый третий смертельный случай на дороге (29,1 процента) связан с выездом на встречку.

В ГИБДД отмечают, что по встречной полосе зачастую гоняют нетрезвые водители. По данным Госавтоинспекции, 18,5 процента водителей, которые совершили выезд на полосу встречного движения и попали в ДТП, находились в состоянии опьянения либо имели его признаки, но отказались от прохождения медосвидетельствования. Ловят на встречке и "бесправных" водителей. "Лицами, не имеющими права управления либо лишенными такого права, совершено почти 8 процентов таких происшествий", - уточнили в ГИБДД.

Госавтоинспекция также фиксирует значительный рост показателей аварийности из-за выезда на встречную полосу в местах, где это запрещено. Их количество увеличилось на 28,1 процента (748), в них погибло на 39,6 процента больше людей (296), на 29,4 процента увеличилось число раненых (1404).

Нередко ДТП после выезда 
на встречную полосу совершают сильно пьяные либо лишенные прав водители

В ГИБДД рассказали и о причинах таких ДТП. В частности, 17,7 процента таких аварий совершаются при обгоне. В местах, где выезд на полосу встречного движения запрещен, совершаются только чуть более 9 процентов ДТП, еще 4,6 процента - при развороте, повороте налево и объезде препятствия. По расчетам аналитиков, в период с июля по сентябрь с максимумом в августе прогнозируется совершение наибольшего количества ДТП, связанных как в целом с выездом на полосу встречного движения, так и с выездом в местах, где это запрещено правилами.

"Как показывает анализ происшествий, выезду на полосу встречного движения предшествует ряд других нарушений: управление в состоянии опьянения, превышение скорости и, соответственно, потеря управления", - отметили в ГИБДД.

"Опасные участки дорог с разделенными одной лишь линией разметки известны по печальной статистике, и в ГИБДД она имеется, - прокомментировал данные "Российской газете" главный редактор сайта журнала "За рулем" Артур Саруханов. - Поэтому пора взяться за разделительные барьеры между потоками. Решений масса - от натянутых тросов до металлических или бетонных конструкций и газонов. Увы, одними лишь информационными табличками и снижением максимально допустимой скорости на опасном участке проблему аварийности и смертности не решить: если контакт физически возможен, он рано или поздно произойдет".

Виновниками аварии, в которой , вопреки официальной версии, могут оказаться сами военные. Об этом пишет «Газета.ру». В настоящее время эксперты утверждают, что сопровождавшая колонну машина Военной автоинспекции даже с включенными спецсигналами не имела права обгонять автомобили по встречной полосе. Однако информацией о возбуждении уголовного дела по факту смертельной аварии СМИ пока не располагают.

ВКонтакте

Как рассказал изданию председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, причиной громкой аварии в Мурманской области могло стать грубое нарушение правил сопровождения кортежа водителем автомобиля Военной автоинспекции.

Дело в том, что существует инструкция о порядке сопровождения автомобилей, утвержденная приказом МВД, в которой говорится, что водитель автомобиля сопровождения не имеет права отступать от некоторых положений ПДД, даже если он едет с включенным спецсигналом и сиреной. Это некое изъятие из ПДД. В частности, запрещается отступать от правил обгона. На видеозаписи аварии же я видел, что водитель сопровождающей машины пересек сплошную и стал совершать обгон на большой скорости. Он не только нарушил ПДД, но и отошел от инструкции.

По словам эксперта, утверждать о виновности водителя микроавтобуса, который следовал в колонне и в котором находился Серюдков, однозначно нельзя. Он ехал за машиной сопровождения и следил за ее маневрами.

ВКонтакте

Похмелкин уверен, что погибший автомобилист на Chevrolet абсолютно не виновен в аварии, так как он в той ситуации абсолютно ничего не смог сделать. Движение автомобилистов заявило, что готово оказать его семье юридическую помощь в случае необходимости.

Руководитель Центра контраварийной подготовки водителей «МастерКласс» Алексей Колонтай также придерживается мнения, что в аварии виноваты прежде всего сотрудники ВАИ, а точнее, тот, кто сидел за рулем автомобиля сопровождения с включенными спецсигналами.

Тот, кто находится за рулем автомобиля со спецсигналом, не должен подвергать опасности других участников дорожного движения. Если авария произошла на встречной полосе, виноват водитель, который на нее выехал вопреки ПДД. Тем более командующий ВДВ - чиновник категории А, сопровождавшие его водители обязаны были обеспечить его безопасность.

Как следует из официального комментария Минобороны, который появился только через четыре дня после инцидента, виновником аварии мог стать водитель Chevrolet, который якобы не справился с управлением и влетел во встречный микроавтобус. На появившихся в Сети записях с видеорегистраторов очевидцев видно, что авария произошла в тот момент, когда колонна автомобилей военных обгоняла машины, находившиеся на трассе, пересекая при этом сплошную линию разметки. Водителям проезжавших мимо по встречке автомобилей даже приходилось съезжать на обочину, чтобы пропустить колонну.

Youtube

Между тем петербургский эксперт по расследованию ДТП Евгений Тюлькин заявил «Фонтанке.ру», что объективная вина за аварию лежит на водителе Lanos.

Евгений Тюлькин, эксперт по расследованию ДТП:

Препятствий для обзора нет, спецсигналы нельзя не заметить. Необходимо снизить скорость, прижаться вправо, пропустить спецтранспорт и сопровождаемые им автомобили. Вместо этого делается маневр влево. Полагаю, он совершен на инстинкте - в целях уберечь себя от столкновения с попутным транспортом, подставив под удар правый передний угол своего авто.

Правда, он также предложил дождаться данных расследования и экспертиз.

Еще один эксперт - председатель петербургского отделения организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов обратил внимание на движение ВАИ с маяками красного и синего цветов. Согласно пункту 3.1 ПДД, это значит, что кортеж не выполнял неотложное задание (как изначально считалось), а двигался в составе сопровождения.

Отступать от правил в таком случае могут и автомобили, которые идут в колонне, - уточняет специалист.

По мнению Холодова, Lanos не имел права уходить в сторону - это либо нарушение пункта 10.1 (при возникновении опасности водитель должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки), либо 12.4, запрещающего обгонять через сплошную линию разметки. По словам эксперта, водитель головного автомобиля сопровождения может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, но его нарушения не состоят в прямой причинно-следственной связи со столкновением.

ВКонтакте

В одном из микроавтобусов, который и попал в аварию, находился командующий ВДВ Андрей Сердюков. При этом информация о том, что в ДТП пострадал высокопоставленный военный, появилась лишь спустя некоторое время после происшествия. До этого военные и другие официальные службы никак ЧП не комментировали.

Сам Сердюков и сопровождавшие его военнослужащие - генерал-майор Владимир Кочетков, полковник Олег Смыковский, старшина Андрей Батаев - получили различные травмы и были доставлены в госпиталь. У командующего ВДВ медики диагностировали сочетанную травму головы и перелом нескольких позвонков. По сообщению СМИ, сейчас его состояние оценивается как удовлетворительное, жизни генерал-полковника ничего не угрожает.

РИА Новости

Пострадали и пассажиры Chevrolet - 39-летнюю женщину госпитализировали в Мурманскую областную клиническую больницу. В медучреждении рассказали, что она находится в удовлетворительном состоянии. Еще двоим находившимся в салоне подросткам 16 и 17 лет медицинскую помощь оказали абмулаторно. Водитель же автомобиля, как ранее сообщалось, скончался в машине скорой помощи. В настоящее время расследование этого ДТП продолжается.

Одна из самых спорных дорожных ситуаций - объезд препятствий. В результате такого маневра водитель, в подавляющем большенстве случаев, будет лишен права управления автомобиля. Но законно ли это и как нас обманывают гаишники?

Итак, Вы передвигаетесь на своем автомобиле и неожиданно впереди Вы замечаете препятствие, в виде неправильно припаркованного автомобиля, машины на аварийке, ямы на дороге или любое другое препятствие, которое объехать без выезда на встречную полосу через сплошную линию разметки просто невозможно.

Случай первый - дорога с одной полосой движения в каждую сторону с отсутствием обочины.

Ситуация для водителей практически безвыходная. И этим пользуются инспекторы ДПС. Выезд на встречку объезжая препятствие в большинстве случаев классифицируется по статье 12.15.4 КоАП с последующим лишением прав на 4-6 мес. Ведь судья почти всегда доверяет больше инспектору: "Оснований не доверять инспектору нет" - каждый, кто был в суда наверняка слышал такую фразу судьи.

Сам же инспектор заявляет что

  • препятствия не было вовсе и вы намеренно выехали на встречную
  • после объезда препятствия водитель вернулся в свою полосу не сразу, а двигался по встречной поллосе еще, хоть 10 см. хоть 1 метр - неважно

Те малочисленные водители, которые сумают подтвердить, что препятствие действительно было, а объезд был совершен корректно, получит штраф в размере 1000-1500 руб. по статье 12.15.3 КоАП.

С целью избежания последствий опасного маневра по встречке инспекторы ГИБДД утверждают, что необходимо встать за препятствием и вызывать инспектора - регулировщика, который разрешит объезд. Представьте картинку, решили Вы на своем любимом автомобиле поехать в гости, на дороге вам попадается сломанный автомобиль, который даже не может вставть на обочине т.к. ее нет и кто из Вас, уважаемые водители, будет вызывать инспетора и ждать час - два - десять пока приедет инспетор? А приедет ли он вообще? Смешная ситуация непрвда ли.

А теперь попробуем разобраться, насколько законны действия инспекторов .
Согласно новым поправкам к ПДД: «Препятствие» - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе .
Примичательно, что в ПДД ничего не сказано про то, что следует предпринять, если эта полоса - единственная. Да и о правилах объезда такого препятствия ничего не сказано.
А что об этом написано в КоАП? Статья 12.15 пункт 3: «Выезд, в нарушение Правил дорожного движения, на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия - наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей » .

Но подходит ли объезд припятствий на дороге с выездам на встречную под эту статью? Ответ - подходит, но лишь частично!

Итак, Вы передвигаетесь на автомобиле, перед Вами возникается припятствие, объезжать такое припятствие полагается справа:

  • Вы объехали препятствие справа - ничего не нарушили
  • Вы объехали препятствие слева, предварительно уступив дорогу транспортным средствам, причем справа объехать препятствие было невозможно - Вам по закону абсоютно ничего не грозит.
  • Вы объехали припятсиве слева с выездом на полосу встречного движения, предварительно уступив дорогу транспортным средствам, но при этом имели возможность объехать препятствие справа, но по тем или иным причинам не сделали этого - штраф 1000-1500 руб.(ст.12.15 ч.3)

В законе четко сказано, что за данное правонарушение, если Вы нарушили, предусметрен административный штраф, почему тогда водителей лишают права управления автомобилем?

Статья 12.15.п. 4 применима только тогда, когда в протоколе прямо указан пункт ПДД, который нарушил водитель, выехав на встречку ("встречка бывает разная"). Если же речь в нем идет о другом нарушении (разметка 1.1, пункт 1.3 ПДД РФ - общие положения, которые ничего не запрещают - такой протокол не имеет юридической силы, а выезд на встречную полосу только сопровождает его, лишение прав противозаконно.

Итак, Пунктов ПДД, где прямо сказано о выезде на встречную полосу, всего четыре:

  • п. 9.2. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения».
  • п. 9.3. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается».
  • п. 11.5. «Обгон запрещен на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения и в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения. При этом ограниченная видимость определяется знаками 1.11.1, 1.11.2 «Опасный поворот», 1.12.1, 1.12.2 - «Опасные повороты», 1.29 «тоннель», 1.31.1, 1.31.2 «Направление поворота на закруглении дороги малого радиуса с ограниченной видимостью».
  • п. 15.3. Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства».

Это значит, что абсолютно противозаконно лишать водителей прав на основании нарушения разметки и общих положений, не указав при этом конкретного пункта ПДД, который водитель нарушил, совершив выезд на встречную полосу. А в случае объезда препятствия, при невозможности объезда справа, такого пункта просто не существует.
Таким образом, на основании вышеизложенного, вывод один: нынешняя ситуация с лишениями и штрафами - большая афера ГИБДД и судей.

Что делать, если Вас незаконно оштрафовали или лишили прав? Варинт один - отстаивать свои права, жаловаться и ни в коем случае не сдаваться, чем больше будет таких водителей, которые ведут борьбу за свои права, тем больше шансов, что система, несомненно антинародная, даст трещину.

«Встречка». Это страшное слово не раз нависало над многими автовладельцами и грозило штрафом или даже лишением прав.

  • Выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
  • Выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, описанных выше - влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Раньше все было гораздо строже. Со временем законодатели поняли, что на такой зыбкой статье, как эта, существует очень большая вероятность наживы для сотрудников ГИБДД и санкции были значительно смягчены.

Что делать при незаконном обвинении в выезде на встречную полосу?

Во-первых, необходимо собраться и не паниковать. Это сложно в подобных стрессовых ситуациях, но все же излишнее волнение ни к чему хорошему не приведет.

Для начала рассмотрим саму формулировку правонарушения и увидим, что ключевым словом в статье является "ВЫЕЗД", то есть только тогда можно считать, что вы намеренно оказались на встречной полосе, когда сами туда направили автомобиль, выехали.

В том случае, если в силу погодных условий, качества дорожного покрытия или иных факторов автомобиль потерял управление, и его "ВЫНЕСЛО" на полосу встречного, никакого "ВЫЕЗДА" с вашей стороны не было. Обо всех дорожных условиях пишите в объяснении тщательно. "Дорога скользкая", "мокрая", "гололед" и так далее. Если под рукой есть фотоаппарат или телефон, то снимайте все происходящее на видео, а особенно сотрудников ГИБДД.

Запомните раз и навсегда: откажитесь от слова "ВЫЕЗД" и всех его производных, когда заполняете объяснение сотруднику ГИБДД.

Как правильно составить заявление?

Формулировки должны быть нейтральными. В протоколе обязательно пишите фразу "НЕ СОГЛАСЕН".

В объяснении обязательно укажите свидетелей происшествия, которых надо заблаговременно «поймать за рукав» и не отпускать, взывая к их совести и активной гражданской позиции, просить дать объяснения вместе с вами или как минимум оставить свои контактные данные для ваших собственных объяснений.

Если в вашем автомобиле нет видеорегистратора, способного «спасти» вас в такой ситуации без лишних движений по поиску сознательных свидетелей, то:

  • внимательно оглядитесь;
  • запомните, на каких местах расположены камеры наружного наблюдения;
  • запишите адреса расположения камер в протокол и объяснения;
  • потребуйте (письменно) в объяснении или в протоколе, чтобы сотрудники ГИБДД запросили записи с этих камер.

Это в их полномочиях.

Если у вас есть видеорегистратор, то не спешите отдавать карту памяти сотруднику ГИБДД в руки. Среди них бывают такие фокусники, которые не уступают Гудини и Копперфильду в ловкости. Вы сами не успеете заметить, как ваша карта памяти с записью происшествия исчезнет.

Укажите в объяснении, что имеется запись видеорегистратора, которую вы представите в качестве доказательства в суд. Главное зафиксировать как можно больше фактов и обстоятельств дела на бумаге.

Пример, основанный на реальных событиях

Из практики могу рассказать случай, когда нам удалось спасти права клиенту, автомобиль которого совершил столкновение на полосе встречного движения.

Двигаясь в плотном потоке московской пробке, на повороте левые колеса автомобиля попали на снежную «кашу», заботливо приготовленную коммунальщиками. Автомобиль вышел из-под контроля, медленно «пополз» в сторону встречного направления движения и столкнулся с другим. Повреждения были незначительными, оба водителя оказались воспитанными и понимающими людьми, и дело обошлось без особых эмоций.

Приехавшие через 4 часа сотрудники ГИБДД, не церемонясь, составили протокол за выезд на «встречку» водителю, который не понял «прозрачных» намеков, и уехали.

Судья изначально была непреклонна и не слушала наших доводов о том, что погодные условия и снег сделали свое гадкое дело. Был вызван потерпевший в ДТП, который подтвердил, что целенаправленного выезда на встречку обвиняемый водитель не нарушал. Права остались у клиента.

Напоследок небольшая просьба: будьте терпимы и внимательны друг к другу на дороге, относитесь с пониманием к ситуациям, которые уже произошли, примите их, как факт и не пытайтесь выместить зло на обидчике, если он действительно сделал это не специально.