Замена сцепления ваз 2109 1998. Шум при выключении сцепления

ВАЗ 2109 - это легендарная «девятка». Серийно переднеприводный пятидверный хэтчбек выпускался на Волжском автомобильном заводе в период с 1987 года по 2004. С 2004 до конца 2011 модификация ВАЗ 21093 собиралась на заводе «ЗАЗ» в Запорожье.

Многие автовладельцы стараются самостоятельно обслуживать личное авто и знают, как правильно это сделать, поскольку внимательно изучают работу основных узлов и ведущих модулей. В список регламентных работ входит периодическая регулировка сцепления ВАЗ 2109. Задача это достаточно простая, если заранее ознакомиться с алгоритмом работы.

Устройство сцепления «девятки»

Комплект сцепления - один из ключевых агрегатов трансмиссии «девятки». Это однодисковый механизм фрикционного типа, расположенный между двигателем и коробкой перемены передач (КПП). Алгоритм его работы следующий:

  1. Первоначально автомобиль стоит неподвижно, двигатель заведен, педаль отпущена. Рычаг КПП находится в нейтральном положении, то есть вращение первичного вала не передается на вторичный.
  2. Водитель готовится начать движение вперед. Левой ногой он нажимает педаль, и механизм отсоединяет первичный вал КПП от двигателя. Водитель переводит рычаг в положение первой передачи, механизм обеспечивает зацепление первичного и вторичного валов КПП. Автомобиль стоит, так как двигатель отсоединен от первичного вала КПП.
  3. Водитель плавно, но решительно отпускает педаль. Двигатель соединяется с первичным валом, задача которого через вторичный вал передать мощность на ведущие колеса, тогда автомобиль придет в движение.
  4. Аналогично происходит переключение с первой передачи на вторую, со второй на третью и так далее.

Устройство сцепления ВАЗ 2109 таково, что при отпускании педали, ведомый диск зажимается пружинами между маховиком и нажимным диском. При этом происходит передача мощности на оба вала КПП и ведущие колеса. При нажатии педали через специальную тягу поворачивается вилка сцепления ВАЗ 2109 и давит на рычаги, оттягивающие нажимной диск. Ведомый диск сцепления ВАЗ 2109 отсоединяется, и передача мощности прекращается. Кожух механизма соединяется с нажимным диском тремя парами упругих пластин. Привод агрегата тросовый, нижний его наконечник зафиксирован гайками в кронштейне на картере двигателя.

Тросик сцепления приведен на рычаг вилки выключения сцепления.

Типичные неисправности сцепления ВАЗ 2109

Сцепление относится к числу относительно надежных агрегатов ВАЗ 2109. При штатной эксплуатации и периодической регулировке оно служит годами. Расчетный ресурс агрегата превышает 100 тысяч км. И если провалилась педаль сцепления - это редчайший случай. В список типовых неисправностей входят:

Вид неполадки. Чем выражено. Какова причина.
Сцепление ведет. Нажатая до упора педаль не обеспечивает полного отсоединения вала от коробки передач, и двигатель не отключается от КПП. Нажатие на педаль при неисправном агрегате, приводит к тому, что нажимной подшипник недостаточно сильно действует на демпферную пружину, а маховик двигателя продолжает частично передавать крутящее усилие на вал КПП. Причиной этого часто является плохая регулировка троса сцепления ВАЗ 2109 или выход из строя ведущего диска.
Сцепление буксует. При полностью отпущенной педали первичный вал КПП остается прижатым к маховику двигателя неплотно и проскальзывает, то есть имеет место пробуксовка. Крутящий момент передается к ведущим колесам только частично и имеет место скольжение контактных поверхностей. Этот эффект ярко проявляется при движении нагруженного автомобиля на подъем: водитель газует, обороты растут, а машина почти не ускоряется, буксует сцепление ВАЗ 2109. В этом случая чаще всего плохо отрегулирован привод, трос сцепления заедает, ведомый диск изношен или замаслился, вот почему буксует сцепление.
Шум при выключении передачи. При нажатии на педаль раздается отчетливый шорох или шелест. Этот негромкий звук может свидетельствовать о возможном выходе из строя выжимного подшипника. Продолжение эксплуатации автомобиля в таком состоянии грозит неприятностями: при его заклинивании неизбежно быстро выйдет из строя корзина сцепления ВАЗ 2109. Меняйте подшипник при первых признаках неисправности, иначе неизбежен серьезный ремонт сцепления, включая замену корзины.

Регулировка сцепления не только входит в список регламентных работ ВАЗ 2109, но часто является способом устранения возникающих неисправностей этого механизма.

Сцепление в разборном виде:

1 — нажимной диск
2 — кожух сцепления
3 — диафрагменная пружина
4 — ведомый диск

Снимите коробку передач (см. . )

Примечание 1

При отворачивании болтов крепления кожуха сцепления заблокируйте маховик с помощью отвертки. Для упора отвертки установите болт.

Примечание 2

Снять сцепление можно и без оправки, но при этом надо придерживать ведомый диск – он может выпасть из кожуха сцепления. Оправку можно изготовить по размерам первичного вала или использовать вместо нее старый первичный вал.

Рабочая поверхность трения маховика.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Вставьте оправку в отверстие нажимного диска и отверните шесть болтов крепления кожуха сцепления к маховику (см. примечания 1 и 2).

2. Аккуратно снимите кожух сцепления с ведомым диском.

3. Осмотрите ведомый диск. На деталях ведомого диска не должно быть трещин. Проверьте износ фрикционных накладок. Замените фрикционные накладки или ведомый диск в следующих случаях: а) головки заклепок углублены на расстояние менее 0,2 мм; б) поверхность фрикционных накладок замаслена; в) ослаблены заклепочные соединения.

4. Проверьте надежность фиксации демпферных пружин в гнездах ступицы ведомого диска. Если пружины сломаны, диск надо заменить. Если при визуальном осмотре обнаружено коробление диска, проверьте его биение. Если величина биения превышает 0,5 мм, замените диск.

5. Осмотрите рабочие поверхности трения маховика и нажимного диска: на них не должно быть глубоких рисок, задиров, забоин, явных следов износа и перегрева. Недопустимо ослабление заклепочных соединений деталей нажимного диска. Если на маховике или нажимном диске обнаружены дефекты, рекомендуем заменить их.

6. Внимательно осмотрите и оцените состояние опорных колец и диафрагменной пружины нажимного диска. Опорные кольца не должны иметь трещин и следов износа. Недопустимо наличие трещин на диафрагменной пружине. Места контакта лепестков пружины с подшипником выключения сцепления должны находиться в одной плоскости и не иметь явных следов износа.


Сцепление, на любом автомобиле, служит для того, чтоб соединять и разъединять колеса с двигателем. Крутящий момент передаться через два диска – ведущий и ведомый. При движении, нужно обеспечить им плавное соединение. Если же, педаль отпускать резко, то автомобиль будет дергаться и глохнуть, а сам механизм портится.

Симптомы неисправности

Если, при нажатии, педаль проваливается, а диски не разъединяются, значит механизму нужен срочный ремонт. Причинами могут быть: погнутые вилки, изношенные шлицы, даже на самой педали, может растянутся пружина. Но, если же проблема, все-таки, в сцеплении, то тогда его необходимо заменить.

Порядок работы

Замена сцепления ВАЗ 2109 может производится, как на станции тех обслуживания, так и в домашних условиях. Мы же с Вами рассмотрим, именно второй случай. Для того, чтоб заменит сцепление своими руками, Вам понадобятся следующие инструменты:

  • Стандартный набор накидных или торцевых ключей.
  • Наличие в гараже смотровой ямы.
  • Новый комплект сцепления (два диска, вилки, штуцеры и т.д.).
  • Домкрат.


Перед началом работы, автомобиль нужно загнать на яму, и поставить на ручной тормоз. Далее, снимите обе клеммы с аккумулятора. Положение коробки передач должно быть на нейтрале. Так как на ВАЗ 2109, передний привод, ручник должен работать обязательно.

Теперь, автомобиль подготовлен для замены сцепления. Возьмите зубило и молоток, и аккуратно отделите контргайки переднего колеса от тормозного диска. Поднимите ту часть автомобиля, с которой находится открученное колесо, на домкрат. Снимите его, и для удобства можете снять брызговик, если он имеется.

После того, как демонтаж колеса завершен, следует снять и стартер. Далее, отсоедините боковую опору двигателя, и кулису коробки передач. Для их снятия, подставьте домкрат под двигатель. Когда все перечисленные детали отсоединены, перед Вами открывается кожух, под которым находится два диска сцепления.

Следующее действие – отсоединить трансмиссию. Далее, для снятия коробки передач, вам следует передвинуть ее по верхним болтам, расположенным со стороны левого крыла, до самого упора. Край коробки, должен лечь на растяжку рычага.

Теперь, между коробкой и двигателем появился зазор, через который можно провести демонтаж сцепления. После того, как оно будет снято, смажьте шлицы, и установите оба новых диска, ведущий и ведомый, на свои места. Вилки сцепления, также нужно смазать, и установить. Помните, что помимо самого механизма, нужно заменить и пружину вилки, для того, чтоб педаль не проваливалась.

Когда замена завершена, соберите автомобиль в обратной последовательности, от коробки до колеса. Прокачайте систему несколько раз нажав на педаль сцепления, и убедитесь в том, что все работает исправно.

ВАЗ 2109 - это один из самых ремонтопригодных автомобилей отечественного производства. Но это вовсе не значит, что его узлы и агрегаты нужно доводить до плачевного состояния. Хотя даже при бережной эксплуатации любая деталь рано или поздно выйдет из строя. И сегодня мы рассмотрим, как производится замена сцепления (ВАЗ 2109-2199).

Инструкция

Итак, для начала нам необходимо поддомкратить переднюю часть машины и снять 2 колеса. Далее следует отсоединить от коробки передач трос сцепления при помощи двух ключей на 17 и демонтировать его. извлекается легко без каких-либо специальных инструментов от КПП. После этого нужно открутить крепежные болты шаровой опоры к кулакам. Здесь нам тоже понадобится ключ на 17. Далее ослабляем заднее крепление левого рычага (головкой на 24). Теперь следует открутить болты на левом кронштейне растяжки и повернуть деталь на 90 градусов вниз.

Дальше отсоединяем массу от коробки передач. Делается это при помощи ключа на 13. Дальше следует открутить нижний кожух маховика, левый брызговик и левую опору двигателя. Здесь нам понадобятся ключи на 8, 10 и два на 17 миллиметров. После откручиваем от кузова заднюю и хомут привода переключения скоростей. Перед этим необходимо вынуть привод передач. На этом этапе наша практически готова к демонтажу. Осталось лишь открутить последние 3 болта и одну гайку, соединяющую трансмиссию с двигателем. Теперь аккуратно наклоняем мотор и снимаем коробку передач. Трансмиссия остается висеть на приводах.

При помощи головки на 8 откручиваем корзину сцепления и тут же заменяем выжимной подшипник. Далее следует установить новый диск, используя при этом оправку для центровки. На этом все. Сборка коробки передач производится в обратной последовательности.

Именно так и происходит самостоятельная замена сцепления. по своей технической составляющей практически не отличается от своих собратьев модели 21099 и 2108. Поэтому данную инструкцию можно применять на всех ВАЗах «девятого» и «восьмого» семейства. Не является исключением и замена вилки сцепления. ВАЗ 2109 - не единственный автомобиль, на котором можно использовать данный метод ремонта.

Способ №2

Можно воспользоваться и другим способом замены. В принципе, его алгоритм не отличается от вышеописанного, но здесь есть свои нюансы. Главное отличие этого способа заключается в том, что вместо 2 верхних крепежных болтов КПП поочередно вкручиваются детали крепления головки блока. Резьба на них такая же, однако по размерам они несколько длиннее штатных. После этого коробка передач демонтируется от двигателя и висит на этих болтах, а задняя ее часть удобно ложится на растяжку. После того как произойдет замена сцепления, ВАЗ 2109 по-прежнему остается неподвижным, и в это время КПП придвигается к болтам к ДВС. Пользуясь таким способом, можно даже не центровать сцепление. Дело в том, что болты от головки блока будут работать как направляющие, и для центровки достаточно просто нажать на них посильнее, после чего поменять их на стандартные (то есть на те, которые короче).

Преимущества данного способа замены сцепления заключаются в том, что здесь не обязательно:

  • Снимать стартер.
  • Сливать масло с трансмиссии.
  • Откручивать тросик спидометра.
  • Выдергивать из КПП.

Замена троса сцепления (ВАЗ 2109-21099)

Для начала отметим, что данная операция не требует особых навыков и знаний, поэтому лучше попробовать поменять данную деталь собственноручно. Итак, что необходимо делать? Для начала откручиваем все регулировочные гайки и внимательно осматриваем сцепление, запоминая место нахождения этих деталей. Далее из кронштейна извлекаем нижний наконечник троса. Будьте внимательны! Эту операцию следует производить с особой аккуратностью, так как здесь возникает риск деформации наконечника. Дальше отсоединяется поводок возле рычага выключения сцепления, а с пальца педали вынимается стопорная трубка. После этого отсоединяем наконечник троса с педали и в отверстии щита извлекаем резиновую подушку таким образом, чтобы через него можно было вытащить наконечник троса.

Замена диска сцепления (ВАЗ 2109-21099)

Эта операция также не требует специальных инструментов, навыков и знаний. Заключается замена диска сцепления в следующем. Сначала с машины снимается защита картера и сливается из трансмиссии масло. Далее откручиваются колеса и ступичные гайки.

При этом автомобиль ставится на специальные опоры. Съемником наконечник освобождается от стойки, затем извлекается тормозной элемент. Затем вынимаются шаровые опоры, стартер и шарнир равных угловых скоростей. Последний можно извлечь при помощи монтировки. Далее с машины отсоединяется тросик сцепления и вынимается карданный вал. После того как трос спидометра тоже будет находиться в нейтральном (свободном) состоянии, отключается датчик включения задней передачи и извлекаются ШРУСы. Далее убирается крышка, которая закрывает маховик снизу.

Затем откручиваются элементы крепления коробки к двигателю. Под трансмиссию подкладываются опоры. После замены подшипника вынимается корзина сцепления и устанавливается новый диск. Вся эта процедура завершается центровкой. Сборка элементов производится в обратной последовательности.

Заключение

Итак, мы выяснили, как производится самостоятельная замена сцепления. ВАЗ 2109 - это тот автомобиль, который при желании можно отремонтировать даже в полевых условиях. Поэтому не обязательно при первой же неисправности гнать его в автосервис.

Сцепление автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 во включенном состоянии (при отпущенной педали) не должно «пробуксовывать», без потерь передавать крутящий момент от двигателя к трансмиссии. Если нажать педаль сцепления, то оно должно полностью отключать трансмиссию от двигателя. Включение сцепления при трогании и переключении передач должно быть плавным без рывков и дерганья.

Сцепление автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 довольно надежное. В процессе эксплуатации особых проблем не создает. Его обслуживание сводится к периодической проверке и регулировке тросового привода (раз в 15.000 км пробега), замене ведомого диска и выжимного подшипника (на пробеге около 100.000 км). Конечно, манера езды и тяжелые режимы эксплуатации автомобиля могут сократить эти сроки в разы. О неисправности сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 можно судить по явно ощутимым признакам. Рассмотрим основные неисправности сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, их признаки и причины.

Сцепление «ведет»

Водитель выключает сцепление нажатием на педаль, для включения-выключения передач. В этом случае нажимной подшипник воздействует на лепестки демпферной (нажимной) пружины «корзины» сцепления. В результате ведущий (нажимной) диск перестает прижимать ведомый диск к маховику. Передача крутящего момента от маховика двигателя на первичный вал коробки передач прерывается. Передачи при этом должны включаться легко, четко без затруднений. В противном случае (передачи переднего хода включаются с трудом, задняя с хрустом и треском) сцепление не полностью выключается («ведет»), ведомый диск остается немного зажатым между нажимным диском и маховиком. Причинами этой неисправности в большинстве случаев являются:

— не отрегулированный привод;

— повреждение или заедание троса привода сцепления;

— износ или поломка ведущего диска и т. д.

Подробнее см. «Сцепление «ведет», причины».


выключение сцепления

Сцепление «буксует»

При отпущенной педали сцепление будет включено. То есть нажимной диск прижимает ведомый к маховику и крутящий момент передается от маховика на первичный вал коробки передач. Сцепление постоянно включено на холостом ходу, в движении с включенной передачей, при движении «накатом». Если по каким-то причинам ведущий диск не до конца прижимает ведомый к маховику, сцепление будет пробуксовывать («буксовать»), ведомый диск будет проскальзывать относительно маховика. Передача крутящего момента будет прерывистой и недостаточной. Особенно это заметно при движении в гору, когда водитель жмет на «газ», двигатель ревет, набирает обороты, но ускорение автомобиля слабое или с некоторой задержкой. Причины этой неисправности следующие:

— не отрегулирован привод сцепления;

— износ или замасливание ведомого диска;

— заедание троса привода и т. д.


сцепление автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 включено (схема)

Рывки или удары в трансмисии при троганьи автомобиля с места

Основными причинами рывков автомобиля при троганьи с места, связанными со сцеплением, являются:

— поломка ведомого диска сцепления (сильный износ накладок, ослабление их крепления, замасливание их поверхностей, износ или поломка демпферных пружин или окон под них);

— задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска;

— заедание троса привода сцепления;

— заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач.

Шум при выключении сцепления

Если при нажатии на педаль сцепления слышен негромкий шум или шелест, скорее всего, вышел из строя выжимной подшипник или срок окончания его эксплуатации уже близок. Желательно сразу поменять выжимной, так как при его заклинивании включение передач будет сильно затруднено, при этом износ лепестков нажимной пружины «корзины» сцепления в месте контакта с подшипником будет очень быстрым. Дешевле сразу поменять подшипник, чем потом и подшипник и «корзину».

Шум при включении сцепления

Шум в районе коробки передач при отпускании педали сцепления чаще всего свидетельствует об износе или поломке ведомого диска (износ, деформация, ослабление крепления его накладок, поломка демпферных пружин) либо об ослаблении крепления коробки передач к двигателю

Примечания и дополнения

— Помимо неисправного выжимного подшипника сцепления посторонний шум может издавать подшипник первичного вала в коробке передач. Он может прослушиваться на холостом ходу (педаль сцепления не нажата).

— Как правильно и быстро отрегулировать привод сцепления см. .