Зажигательная физика — опережение, трамблер и УОЗ. Определение раннего или позднего зажигания Выставление угла опережения зажигания своими руками

От правильной настройки и бесперебойной работы напрямую зависит стабильность работы двигателя, его мощность, топливная экономичность и т.д. В норме на четырёхтактных двигателях топливно-воздушная смесь должна воспламеняться в конце такта сжатия, то есть перед самым подъемом в верхнюю мертвую точку. Такой момент зажигания обусловлен тем, что смеси требуется определенное время для сгорания, после чего энергия расширяющихся газов толкает поршень вниз и начинается рабочий ход.

Под поздним или ранним зажиганием следует понимать задержку или опережение срабатывания системы зажигания по отношению к тому, в каком положении находится поршень в цилиндре. Другими словами, искра свечи зажигания образуется и поджигает топливно-воздушную смесь не в оптимальный момент приближения поршня к ВМТ, а раньше или позже этого момента. Такое явление получило название раннего или позднего зажигания. По этой причине владельцы транспортных средств, в которых реализована возможность самостоятельной регулировки УОЗ (угол опережения зажигания), часто сталкиваются с необходимостью настройки зажигания.

Читайте в этой статье

Как понять, что зажигание позднее или раннее

Воспламенение рабочей смеси топлива и воздуха в цилиндрах с опережением или запаздыванием приводит к определенным сбоям в работе мотора. В списке основных признаков, по которым можно определить неправильно установленное зажигание, следует выделить:

  • затрудненный запуск двигателя;
  • ощутимое увеличение расхода топлива;
  • двигатель теряет приемистость, падает мощность;
  • отмечается неустойчивая работа в режиме холостого хода;
  • пропадает отзывчивость на нажатие педали газа;
  • возникает перегрев двигателя и детонация;

Неправильный угол зажигания может проявляться в виде характерных хлопков, которые отдают в систему выпуска, в и т.д. Вполне очевидно, что дальнейшая эксплуатация со сбитым углом опережения зажигания может привести к более серьезным поломкам двигателя, особенно в случае появления устойчивой детонации.

Последствия неправильно выставленного угла зажигания

Как позднее, так и ранее зажигание негативно влияет на работу и ресурс двигателя. Следует добавить, что от правильного момента зажигания зависит не только мощность и расход горючего. Если искра на образуется раньше положенного времени, тогда давление расширяющихся газов начинает противодействовать поднимающемуся в ВМТ поршню (раннее зажигание). Воспламенение рабочей смеси после того, как поршень начал двигаться из ВМТ вниз, приводит к тому, что высвобождающаяся энергия топлива «догоняет» поршень и попадает в выпуск, а не совершает полезную работу (позднее зажигание).

В случае с ранним зажиганием поднимающемуся поршню требуется приложить большое усилие на сжатие образовавшихся газов в результате преждевременного сгорания смеси. Нагрузка на и в таких условиях значительно возрастает.

Признаки раннего зажигания проявляются в виде следующих симптомов:

  • появление металлического звонкого призвука во время работы двигателя, который локализуется в области блока цилиндров;
  • плавают обороты холостого хода, двигатель работает нестабильно;
  • после нажатия на «газ» возникает пауза, двигатель не «тянет» и перерасходует топливо;

Позднее зажигание также наносит ощутимый вред двигателю. Сгорание смеси в данном случае происходит в условиях понижения давления и увеличения объема в цилиндре ДВС. Нарушается сам процесс горения топливно-воздушной смеси, которая догорает во время рабочего хода поршня. В результате признаками позднего зажигания являются:

  • двигатель теряет мощность, для разгона нужно сильно давить на газ;
  • отмечается значительное повышение расхода топлива;
  • мотор сильно коксуется отложениями и нагаром;
  • неправильное сгорание смеси ведет к перегреву двигателя;

Выставление угла опережения зажигания своими руками

Правильно выставленный момент зажигания предполагает регулировку УОЗ. Корректировать угол зажигания необходимо на холостом ходу. При этом следует учитывать, что оптимальными оборотами холостого хода считаются обороты в пределах 850-900 об/мин. Угол наклона момента зажигания также находится в определенных рамках от -1 (отрицательный) до +1 (положительный) градус. Указанный градус является градусом по отношению к ВМТ.

Чаще всего для установки момента зажигания используется стробоскоп. Данное решение позволяет добиться точности при установке. В случае отсутствия прибора также можно воспользоваться контрольной лампочкой.

Указанную лампу подключают к плюсовой клемме на распределителе зажигания, а также соединяют с массой. Далее мы рассмотрим основные доступные способы настройки зажигания на следующем примере отечественной «классики»:

Настройка зажигания по стробоскопу

  • двигатель нужно прогреть до выхода на рабочую температуру;
  • стробоскоп подключается к бортовой сети;
  • откручивается фиксирующая гайка крышки распределителя-прерывателя зажигания;
  • сигнальный датчик срабатывания надевается на высоковольтный провод первого цилиндра;
  • при наличии шланга вакуум-корректора потребуется снять и заглушить указанный шланг;
  • свечение стробоскопа направляется на шкив коленвала;
  • двигатель запускается и работает на холостых;
  • осуществляется проворот корпуса трамблера;
  • положение корпуса прерывателя-распределителя фиксируется таким образом, чтобы метка шкива совпала с соответствующей меткой на ;
  • после совмещения меток производится затяжка фиксирующей гайки;

Выставление УОЗ по контрольной лампочке

Если используется способ установки зажигания по лампочке, тогда необходимо провернуть коленчатый вал двигателя так, чтобы метка на шкиве коленвала совпала с меткой на крышке ГРМ. При этом бегунок на распределителе зажигания должен указывать на свечной провод первого цилиндра.

Далее гайка-фиксатор трамблера ослабляется, после чего один провод от лампочки коммутируется с проводом, который идет к катушке зажигания от трамблера. Второй провод от лампы устанавливается на массу. Затем нужно включить зажигание и вращать корпус трамблера по часовой стрелке до момента, пока контрольная лампа не перестанет гореть. После этого следует аккуратно повернуть корпус трамблера обратно, то есть против часовой стрелки. Определив положение, при котором происходит загорание лампочки, необходимо зафиксировать корпус трамблера в этом положении. Фиксация производится при помощи затяжки гайки распределителя.

Другие способы настройки и проверка зажигания на автомобиле

Также можно выставить зажигание по искре или самостоятельно подобрать такой угол, когда двигатель будет работать наиболее стабильно и ровно. Самым простым и наименее точным способом является установка на основании работы мотора. Для настройки двигатель заводят, после чего ослабляется гайка фиксации корпуса трамблера. Далее понадобится провернуть корпус распределителя по часовой стрелке и против, найдя положение, при котором двигатель работает ровно и обороты ХХ самые высокие. После этого следует провернуть корпус прерывателя на пару градусов по часовой стрелке и затянуть гайку трамблера.

При настройке зажигания по искре следует совместить метки на шкиве коленвала и ГРМ, а метка на бегунке должна указать на провод первого цилиндра. Затем ослабляется гайка корпуса распределителя, после чего из крышки трамблера следует вынуть центральный высоковольтный провод.

Затем контакт провода следует расположить вблизи «массы» (расстояние около 5 мм.) и включить зажигание. После этого корпус прерывателя следует повернуть на 20 градусов по часовой стрелке. Теперь корпус нужно вращать обратно до момента, когда между «массой» и контактом провода появится искра. В этом положении корпус трамблера нужно зафиксировать крепежной гайкой прерывателя.

По окончании необходимо проверить правильность УОЗ в движении. На прогретом моторе машину следует разогнать до 40-45 км/ч, после чего включается четвертая передача и полностью нажимается педаль газа. Далее необходимо оценить степень детонации. Нормой считается, когда сразу после включения 4-й передачи детонация кратковременно присутствует (2-3 сек.), но исчезает с разгоном автомобиля. Если детонация после разгона продолжается, тогда высока вероятность раннего зажигания. Если детонации нет в момент включения 4-й передачи, тогда зажигание позднее. В таких случаях регулировку УОЗ следует повторять для получения оптимального результата.

Читайте также

Как выставить начало момента впрыска топлива на дизельном двигателе. Различные способы настройки УОВ. Советы и рекомендации при самостоятельной настройке.

  • Почему двигатель простреливает в карбюратор, в выхлопную систему. Причины появления хлопков в карбюратор, дополнительные симптомы, устранение неисправности.


  • Трамблер - это устройство, отвечающее за образование искры в нужный момент. Деталь устанавливается на двигателях внутреннего сгорания. Когда поршень находится в верхней точке, происходит воспламенение.

    Трамблер - это прерыватель-распределитель. Без него невозможна работа ни одного бензинового двигателя внутреннего сгорания. Вы можете найти это устройство на таких автомобилях, как:

    • ВАЗ 2109,
    • ВАЗ 2107,
    • ВАЗ 2106,
    • ВАЗ 2108.

    Без трамблера было бы невозможным своевременное образование искры в цилиндрах двигателя.

    ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ УСТРОЙСТВА

    Одной и самых важных подсистем бензинового двигателя является система зажигания. Дело в том, что нормальная работа мотора возможна только в том случае, когда сгорание топливно-воздушной смеси происходит своевременно. В противном случае нарушается весь алгоритм работы.

    В процессе работы устройства генерируется напряжение. Оно подаётся на свечи. Именно на них формируется нужная для воспламенения смеси искра. Как результат двигатель начинает работать, и машина движется в нужном направлении.

    Чтобы все описанные выше процессы стали реальностью необходим трамблер. В данной системе он выполняет следующие функции:

    1. Выступает инициатором искрообразования. Это происходит за счёт размыкания контактов.
    2. Устройство направляет сформированное напряжение на нужную свечу.
    3. Трамблер при необходимости может изменять момент искрообразования. Данный параметр определяется режимом движения, который выбрал водитель. Также многое зависит от качества и сорта топлива.
    4. Устройство способно накапливать энергию в бобине.

    Как видите, деталь выполняет немало функций. Неудивительно, что без её нормальной работы невозможно функционирование двигателя.

    Конструкция трамблера

    Схема трамблера предполагает наличие таких элементов, как:

    • прерыватель тока с низким напряжением;
    • распределитель тока с высоким напряжением;
    • центробежный регулятор опережения зажигания;
    • вакуумный регулятор опережения зажигания.

    Схема трамблера построена для того, чтобы в определенный момент прерыватель размыкал первичную цепь зажигания, в результате чего создается ток высокого напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания. Через распределитель, этот ток передается на свечи в определенных цилиндрах. Регуляторы автоматически корректируют момент опережения зажигания, который зависит от текущего режима работы мотора.

    Устройство трамблера

    Прерыватель трамблера является электромеханической деталью и состоит из следующих частей:

    • подвижная контактная пластина;
    • конденсатор;
    • корпус.

    Вал прерывателя состоит из двух основных частей. На одной из них в зависимости от типа прерывателя устанавливаются кулачки, по числу равные количеству цилиндров в двигателе. Такое устройство трамблера не является слишком надежным, поскольку большое количество контактов, а также наличие подвижных частей приводят к регулярным проблемам с данным узлом.

    Устройство трамблера, а также его применение в целом, являются устаревшими с точки зрения современного электрооборудования, однако в нашей стране карбюраторных двигателей все еще очень много, поэтому проблема работоспособности данного узла на данный момент актуальна.

    Что касается того, где находится трамблер в автомобиле, то чаще всего его можно найти под капотом рядом с двигателем, возле ГБЦ или на ней. Хотя точная локализация узла зависит исключительно от модели машины.

    Принцип работы трамблера

    Во многом принцип работы трамблера оставался неизменным долгие годы. В автомобилях ВАЗ, таких как ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108, система зажигания подобного типа использовалась почти до конца прошлого столетия.

    Основой работы является связь трамблера с коленчатым валом двигателя. Когда поршень в первом цилиндре занимает положение, соответствующее ВМТ, размыкаются контакты прерывателя, в катушке зажигания появляется высокое напряжение, направляемое через бегунок, расположенный в крышке трамблера, на свечу первого цилиндра.

    Там происходит сгорание ТВС, и коленчатый вал продолжает свое вращение. Оно, кроме перемещения поршней, вызывает вращение кулачка прерывателя. Когда в другом цилиндре другой поршень занимает положение, соответствующее ВМТ, в этот момент в трамблере опять размыкаются контакты прерывателя, в катушке зажигания генерируется высоковольтное напряжение, поступающее на нужную свечу.

    Такое совместное вращение коленчатого вала, кулачка прерывателя и бегунка трамблера обеспечивает появление искры, где надо и когда надо. Однако это не охватывает всех аспектов того, как работает трамблер. Для понимания его работы требуется коснуться таких понятий, как угол замкнутого состояния контактов (УЗСК) и угол опережения зажигания (УОЗ)

    УЗСК
    Такое понятие, как УЗСК, характеризует время, когда контакты прерывателя замкнуты. По сути дела – это опосредованная характеристика накопления в катушке энергии после окончания формирования искры. УЗСК прямо отражается на количестве энергии, идущей на искрообразование и, соответственно, на работе двигателя.

    В тех случаях, когда между контактами расстояние маленькое, катушка не накопит необходимой энергии и энергия искры окажется мала, что приведет к перебоям в работе мотора. Большой зазор также приводит к перебоям, так как время разрыва контактов уменьшается, и катушка не успевает полностью разрядиться.

    У каждой системы зажигания существует свой оптимальный УЗСК, для обеспечения которого, при необходимости, надо проверить и отрегулировать трамблер.

    УОЗ
    Это понятие затрагивает момент воспламенения ТВС. Дело в том, что ее сгорание происходит не мгновенно, и зачастую, для обеспечения оптимальных условий такого процесса, оно должно начинаться раньше, чем поршень займет положение ВМТ. УОЗ и характеризует время, на величину которого появление искры опережает появление поршня в положении ВМТ.

    Оно постоянно меняется, и его величина полностью зависит от работы мотора в конкретных условиях, т.е. от нагрузки, скорости авто, качества и типа используемого топлива. Для обеспечения оптимального сгорания ТВС, трамблер содержит центробежный регулятор, а также связан с вакуумным регулятором.

    ПОДРОБНО О САМЫХ ВАЖНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ УСТРОЙСТВА ТРАМБЛЕРА

    ВАКУУМНЫЙ РЕГУЛЯТОР

    Именно это устройство способно изменять при необходимости УОЗ. Как только меняется нагрузка мотора, соответствующие коррективы вносятся в работу детали устройства трамблера.

    Важно! Нагрузка определяется при помощи дроссельной заслонки.

    Вакуумный регулятор трамблера представляет собой замкнутую полость. Для обеспечения лучших эксплуатационных качеств конструкция разделяется диафрагмой. Одна полость идёт напрямую к карбюратору.

    Когда происходит разряжение - начинает двигаться диафрагма. Как результат давление оказывается на подвижной диск и кулачок прерывателя. Время срабатывания последнего корректируется в зависимости от текущей ситуации.

    Внимание! Трамблер меняет момент искрообразования, тем самым влияет на эксплуатационные характеристики мотора.

    ОКТАН-КОРРЕКТОР

    Это очень важный элемент в устройстве трамблера. Без него вся система не могла бы нормально функционировать. Агрегат меняет УОЗ в зависимости от топлива, которое используется в данный момент.

    По своей конструкции данный элемент трамблера напоминает две пластинки со стрелкой. Такая же стрелка устанавливается на двигатель. На ней есть специальные чёрточки, посредством которых корректируется угол зажигания. Без этой детали практически невозможно обойтись, когда заправляются разные сорта бензина.

    БЕСКОНТАКТНЫЕ СИСТЕМЫ

    Технологии не стоят на месте. Каждый год автомобильный мир сотрясают новые инновации. Именно такой в своё время стала инновация, дополнившая конструкцию трамблера коммутаторами.

    Внимание! В коммутаторах сигнал подаётся на управляющий электронный модуль, а не на катушку.

    Второе название бесконтактных систем в устройстве трамблера - датчики Холла. Простая конструкция этих устройств обеспечивает бесперебойную подачу сигнала. Сами датчики работает за счёт изменения в магнитном поле.

    Неисправности трамблеров

    О том, что имеют место неисправности трамблера, свидетельствуют следующие признаки:

    Когда искра на центральном проводе есть, но отсутствует на свечных проводах, это говорит о пробое бегунка.

    1. автомобиль периодически дергается при движении;
    2. нестабильная работа мотора на холостом ходу;
    3. мотор совсем не заводится;
    4. слышен стук пальцев поршней в процессе набора скорости;
    5. снизилась динамика набора скорости;
    6. увеличился расход топлива.

    В большинстве случаев причинами поломки трамблера становятся:

    Пробой крыши и катушки зажигания происходит по причине больших зазоров в контактах крышки трамблера и бегунка, свечей и плохих подсвечников.

    1. прогорание бегунка;
    2. окисление или замыкание контактов под крышкой;
    3. пробой крышки трамблера;
    4. поломка одного из датчиков;
    5. проблемы с подшипником вала и другие неполадки.

    В каждом из данных случаев требуется замена. Но при этом практически для любого автомобиля можно менять не весь трамблер, а только вышедшую из строя его часть, что является преимуществом, поскольку существенно удешевляет ремонт.

    Зачастую проблемы в работе контактного трамблера появляются через изменения зазоров в контактах или их загрязнение, поэтому надо проверять через 10 тыс. км.

    Самой элементарной проверкой трамблера это визуальная оценка состояния бегунка, контактов и крышки.

    В бесконтактном трамблере, основной неисправностью является выход из строя датчика холла или индуктивного датчика.

    Для проверки системы зажигания и трамблера в том числе, наблюдают за искрой на выкрученной свече, запустив двигатель. В гаражных условиях также можно проверить, используя измерительные приборы или индикаторы.

    К часто выходящим их строя деталям также относится конденсатор трамблера. Он способствует увеличению напряжения подаваемого на свечи зажигания в момент запуска двигателя. И чтобы его проверить нужно его отсоединить и притронутся к «массе», и если слышится характерный треск и наблюдается падение напряжения – конденсатор рабочий, если этого не происходит деталь на замену.

    Трамблер – это всегда разборный узел, который можно отключить, вынуть из автомобиля, разобрать на составляющие, обнаружить проблему и устранить ее методом замены поврежденной детали.

    Устройство и принцип работы прерывателя распределителя или трамблера — видео

    без разднице в какую, на слух и по тахометру арентируйся! а лучше к специалисту заедь и дай ему 10$!

    существует специальный прибор для установки угла опережения, лучше заедь в сервис, ошибешся и больше денег потратишь на расходе топлива.

    больше похоже на калильное зажигание (неправильные свечи или херовый бензин)

    все ясно! Бегунок крутится по часовой стрелке, так вот трамблер крути против часовой что бы стало ранее и за, что бы познее!

    Откуда мне знать?

    Едь на СТО там по прибору выставят, на глазок детонация замучает и топлива немерено спалишь.

    Двигается против часовой

    О том как выставить зажигание ВАЗ 2106 в домашних условиях

    Плохая динамика, а также перегревы двигателя ВАЗ 2106 могут быть признаками не только закоксованности двигателя или проблем со свечами, но и свидетельствовать о неправильно выставленном зажигании. Иногда данная проблема сопровождается звоном в двигателе, который слышится на низких, а также на средних оборотах. Начинающие водители, как правило, не имеют понятия, как выставить зажигание ВАЗ 2106, поэтому большинство из них сразу же обращаются за помощью к специалистам. В этом нет никакой необходимости и сегодня вы убедитесь в том, что можно без труда выставить зажигание своими руками. Для работы вам не потребуются специальные приборы.

    Как выставить зажигание на ВАЗ 2106 - пошаговая инструкция

    1. Перед тем как приступить необходимо прогреть мотор до рабочей температуры, это примерно до 80-90°.
    2. После, не глуша мотор, откройте капот и ключом на "13" ослабьте гайку крепления прижимной скобы трамблера. Поворачивайте трамблер и следите за увеличением оборотов двигателя, когда они станут наиболее стабильными и высокими зажмите гайку.
    3. После сядьте за руль и разгоните авто до 60 км/час, проехав по дороге несколько километров, после достижения требуемой скорости включите 4-ю скорость, затем резко нажмите на педаль газа. Если при этом мотор станет набирать обороты, можно сделать вывод, что зажигание выставлено верно. Если же слышится стук пальцев или хлопки (детонация двигателя), у вас неправильно выставленное зажигание, оно еще называется ранним. Если же вы почувствуете, что мотор сильно медленно развивает обороты - у вас позднее зажигание.
    1. Определив тип только что выставленного зажигания, остановитесь и снова откройте капот.
    2. Отпустите гайку трамблера и поворачивайте его в зависимости от того какое у вас зажигание. Если у вас раннее зажигание - вращайте трамблер против часовой стрелки на несколько градусов, если же позднее – по часовой стрелке.
    3. Снова сядьте за руль и проверьте машину в движении. Регулировку стоит производить до тех пор, пока вы не получите требуемый результат, правильно выставленным, зажигание можно считать если на скорости 60 км/час пальцы стукнут не больше двух раз.

    Теперь когда вы знаете как выставить зажигание ВАЗ 2106, надеюсь,вы без труда сможете отрегулировать его на своем автомобиле. Спасибо за внимание, заходите почаще.

    Полезное видео о том как выставить зажигание по любому цилиндру:

    На главную

    РЕГУЛИРОВКА ЗАЖИГАНИЯ ТРАМБЛЕРОМ.(В РУЧНУЮ!) куда и его крутить.

    На самом деле все очень просто.. для начала надо выяснить куда вращается вал распределителя зажигания при работе двигателя. Сделать это на любой марке авто не сложно, надо снять крышку с распределителя зажигания. и крутануть двигатель стартером или катнуть машину включив предварительно переднюю передачу. После того, как направление вращения выяснено, регулировка угла опережения зажигания-это просто дело техники. Поворот корпуса трамблера в сторону противоположную вращению бегунка есть уменьшение угла опережения зажигания, и наоборот поворот в сторону вращения бегунка-это увеличение угла опережения зажигания.. . Теперь можно крутить. смело 🙂

    Нужно поехать в сервис, там всё знают

    По ходу бегунка — позже, против хода — раньше

    По часовой -угол увеличивается, против-уменьшается.

    Ну даёшь! Они бывают и по часовой и против. Ставиш первый поршень в верхнею мертвую, на коленвале метка совпадет. (-) с подкапотной лампы на конденсатор трамлера. (когда первый поршень выставлял, видел куда крутится трамлер, так вот теперь в другую сторону) крути трамлёр с включенным зажиганием пока лампочка не загорится, на момент возгорания и есть искра. Порядок зажигания можно определить сняв клапанную крышку, по клапанам. (прокручивая коленвал.)

    Что нужно крутить в трамблере, для регулировки опережения зажигания.

    сам трамблер, на нем сбоку есть шкала, отпускаешь болт и крутишь. в сторону плюся на опережение в сторону минуса на попозже. а если ты как пишешь 0 в этом деле купи по своей машине книгу от издательства "за рулем"там все четко подробно с картинками, как собрать как разобрать, как отрегулировать, не понять не возможно. сам когда то с них начинал

    Сам трамблер. Картинки — на заборе.

    Крутите сам трамблер, но прежде чем крутить нужно определиться в какую сторону вращается коленвал, в зависимости от того как стоит двигатель на вашем авто, ну к примеру вазовская девятка, если встать лицом к трамблеру со стороны водителя, то поворачивать трамблер влево вы будете устанавливать зажигание позже, вправо соответственно раньше, но на самом трамблере есть облать- разметка на корпусе метка в виде палочки слева минус нарисован справа от нее плюс, вот вот по правую сторону облать раннего зажигания, полевую позднего, но не смотря на это вы в области раннего зажигания можите крутить вправо и ставить еще раньше. ну вот как то так, на примере девятки, сам трамблер прикручен на 3 гайках, отпускаете их и крутите

    Ничего сложного. Я так делал: блал патрон с лампой, + у лампы на трамблер бросал, — на массу. И крутил. Лампа загорелась — зажигание поставлено. Пробуй. Может без картинок понятно будет.

    Исправность бегунка или ротора трамблера можно проверить несколькими способами. Обычно, на этот элемент падают сомнения в том случае, когда на все свечах зажигания отсутствует искра. Прежде, чем диагностировать бегунок, его нужно будет снять.

    Функция устройства под названием бегунок

    Бегунок расположен в распределителе зажигания. Прямо под крышкой его можно найти. По своей конструкции бегунки – довольно простые устройства, состоящие из пластинок (центральной и разносной). Несмотря на то, что модели бегунков трамблера бывают разные, конструкция у всех аналогичная, схожая.

    На эти устройства возлагается важная функция, касающаяся искрообразования. Можно сказать, что от бегунка напрямую зависит исправная работа ДВС.

    Следует знать, что ротор трамблера – это деталь старых машин, оснащенных карбюраторной системой двигателя. Изготовлен бегунок из пластика, имеет высоковольтный контакт внутри. При функционировании трамблера, его вращении, контакт бегунка непосредственно соприкасается с контактами крышки. Таким образом, выставляется настолько нужная для автомобиля искра.

    Если говорить техническим языком, то ротор распределителя нужен для передачи тока высокого вольтажа. Передача идет от катушки зажигания до свечей через бронепровода.

    Ротор фиксируется непосредственно к трамблерному приводу (валу), а вращение выставлено таким образом, что на 1 оборот бегунка приходится 2 оборота коленвала. Именно таким способом и обеспечивается передача разряда на свечи в строго определенном порядке.

    На трамблерном приводе бегунок зафиксирован бывает жестко, чтобы не соскакивал при вращении вала. Боковой контакт ротора при вращении контактирует с КГ (контактной группой), запрессованной в крышку распределителя.

    Интересно. Крышка трамблера находится в одном и том же положении регулярно. Она не двигается, но бегунковый контакт, «пробегая» рядом с электродами крышки, образует попеременную и кратковременную электродугу. Таким образом тоже объясняется передача разряда.

    На некоторых автомобилях системы зажигания подразумевают два рабочих контакта бегунка. Это, в принципе, рабочая классическая схема зажигания Твин Спарк итальянской фирмы Фиат. Один из контактов реализован ближе к центру, другой – как можно дальше. Этим способом контакты соответствуют электродам крышки, расфасованным по тому же принципу. И самое главное: такая схема обеспечивает полную изоляцию КГ друг от друга.

    Твин Спарк считается одной из первых систем, применяемых для эффективного дожига горючего в камере сгорания авто. Отличается система простейшей конструкцией, но весьма эффективной и экономичной.

    Виды неисправностей

    Как правило, если бегунок трамблера в порядке, то автомотор запускается с первого раза, без каких-либо проблем. А вот когда наблюдаются сложности с заводом, то это указывает на испорченный или пробитый ротор (при условии, что проблемы не в другом).

    Самая распространенная неисправность трамблерного бегунка – это его пробой. Он может быть внешний или внутренний. Очевидно, что внешний определяется по заметным признакам – черной метке, внутренний – надо проверять наличием искры (подробно ниже).

    Пробой получается из-за металлизации канала. В профилактических целях металлизацию надо проверять регулярно. Делается это с помощью мультиметра или другого аналогичного прибора. Канал проверяется на момент сопротивления. Щупы прибора соединяются с в том месте бегунка, где есть сомнение на пробой.

    Следует знать, что по образованному каналу искра может уходить либо полностью, либо частично.

    Способы проверки бегунка трамблера

    Первый способ проверки бегунка подходит для всех моделей устройства.

    Элемент проверяется в том случае, если на главном бронепроводе имеется искра. Другими словами, надо проверить, есть ли напряжение на главном проводе катушки. Если нет, то причину проблемы надо искать в катушке, проводе, но никак не в роторе.

    Первое, что нужно сделать, это снять крышку распределителя:

    • Крышка фиксируется 2-я защелками. Их надо будет отстегнуть отверткой либо рукой.
    • Потянуть затем крышку наверх и на себя.
    • Обязательно отсоединить провода (в целях безопасности).

    В наше поле зрения попадает бегунок. Проверка осуществляется следующим образом:

    • Сдвигается резиновый колпачок с главного бронепровода катушки зажигания. Таким образом, оголяется контакт бронепровода.
    • Теперь следует поднести медный контакт бронепровода к центральной пластине ротора.
    • Включить зажигание и прокрутить ДВС.

    Если последуют разряды электрического тока, т.е, между контактом бронепровода и центральной пластиной будет бить искра, значит, ротор пробит. Надо будет его заменить или починить (о ремонте пробитого бегунка подробнее ниже).

    Если же разряда между контактом бронепровода и центральной пластиной происходить не будет – проверку надо продолжать.

    Следующий этап проверки будет подразумевать снятие самого бегунка. Выходит он легко, достаточно потянуть его вверх. Вот, что следует сделать дальше:

    • Взять какой-нибудь провод, зачистить его конец и обернуть им разносную пластину снятого бегунка.
    • Второй конец провода тоже зачистить и зафиксировать к массе.
    • Таким же способом, описанном выше, поднести к центральной пластине бегунка наконечник катушечного бронепровода.

    В данном случае уже искра должна появиться между наконечником и пластиной. В противном случае, если ее не будет, это будет свидетельствовать о пробое помехоподавительного резистора, соединяющего две пластины ротора. Решение то же – заменить бегунок на исправный.

    Попробовать починить пробитый элемент можно так:

    • Вдеть внутрь бегунка (снятого) с обратной стороны какой-либо диэлектрик (диэлектрический материал: полиэтилен, слюду от сигаретной пачки и т. д).

    Важно не перестараться. Слой диэлектрического материала, вдетого внутрь бегунка, не должен быть чересчур толстым. Иначе на валу, при вращении, этот материал будет мешать.

    Диэлектрик поможет доехать до первого автосервиса или магазина автотоваров. Пробитый бегунок в любом случае придется заменить на новый, рабочий.

    Реанимировать на время можно и элемент с испорченным помехоподавительным резистором. Но для этих целей подойдут только те модели роторов, на которых помехоподавительные резисторы съемные.

    Резистор держится на пружинке. Снять его можно кончиком отвертки, слегка надавив снизу.

    Итак, вот что надо сделать:

    • Вытащить резистор.
    • Обернуть его фольгой от сигаретной пачки. Обязательно запаковать с обеих концов, как конфетную обертку.
    • Вставить резистор обратно на место.

    Известны и другие способы проверки бегунка. Например, многие автолюбители, правда, только самые опытные, умеют определять неисправность бегунка по оттенку цвета свечной искры. Так, если оттенок желтоватый – бегунок неисправен. Напротив, если он рабочий, оттенок должен отдавать синевой.

    Также удается определить неисправность бегунка по работе ДВС. Не всегда он просто «молчит» и не заводится. Случается, что при сломанном роторе мотор завести удается, однако он функционирует неравномерно, снижается его мощность, повышается расход горючего.

    Состояние контактов – это «болевая точка» ротора, впрочем, и самого трамблера с его элементами. В современных автомашинах распределитель и ротор, как таковые, вообще отсутствуют. Что касается владельцев авто, оснащенных трамблером, то им можно порекомендовать только одно – регулярно содержать бегунок и другие элементы трамблера в чистоте. А при образовании на контактах нагара или окиси, зачищать мелкой шкуркой.

    Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка — Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.

    • Абсолютно легально (статья 12.2);
    • Скрывает от фото-видеофиксации;
    • Подходит для всех автомобилей;
    • Работает через разъем прикуривателя;
    • Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.

    еще на крышке трамблера обычно есть стрелочка, указывающая направление вращения

    бред сивой кобылы. ;-((

    у уфимских движков бегунок трамблера вращется ПРОТИВ часовой стрелки.
    т.е. вращая корпус трамблера по час. стрелке — ставите
    на более раннее зажигание.

    а вращая против часовой стрелки — более позднее зажигание.

    В классическом семействе и в более поздних моделях ВАЗ с карбюраторными двигателями система зажигания построена на основе распределителя, или трамблера, о котором ходят сотни шуток и анекдотов. Однако трамблер — вещь отнюдь не смешная, и именно об этой детали, ее назначении, устройстве, принципах работы и основных неисправностях читайте в данной статье.

    Назначение распределителя зажигания в бензиновом двигателе

    Во всех современных бензиновых двигателях используется искровая система зажигания, в которой воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндрах производится помощью электрической искры, образуемой свечами зажигания. Эта система наиболее эффективна для бензиновых ДВС, поэтому она сегодня получила наибольшее распространение, в том числе и на моторах автомобилей ВАЗ.

    Однако система зажигания должна не просто поджигать горючую смесь, а делать это в строго определенные моменты времени и согласованно для всех цилиндров — только в этом случае мотор будет нормально работать и развивать номинальную мощность. В разных типах двигателей задача распределения искры по цилиндрам решается по-разному: в современных силовых агрегатах с системой впрыска топлива (инжекторах) для этой цели используется система зажигания с электронным блоком, а в старых добрых карбюраторных двигателях и в ранних моделях инжекторов сердцем системы зажигания является распределитель, также известный как трамблер.

    Распределитель зажигания (трамблер) — электромеханическое устройство, которое обеспечивает своевременную подачу импульсов высокого напряжения на свечи зажигания согласованно с оборотами коленчатого вала и режимом работы двигателя. Трамблер выполняет несколько функций:

    • Подключение свечей зажигания к катушке зажигания в строго определенные моменты времени, в которые происходит воспламенение горючей смеси в цилиндрах;
    • Подключение катушки зажигания в строго определенные моменты к низковольтной цепи;
    • Начальная установка угла опережения зажигания;
    • Автоматическая установка угла опережения зажигания в зависимости от оборотов двигателя.

    Таким образом, трамблер — важная деталь системы зажигания, от характеристик и состояния которого зависят многие характеристики двигателя, да и сама работа силового агрегата возможна только нормальной работе распределителя зажигания.

    Устройство и принцип работы распределителя зажигания

    Трамблер, используемый в карбюраторных двигателях автомобилей ВАЗ, состоит из нескольких более или менее самостоятельных компонентов, объединенных в одном корпусе:

    • Высоковольтный прерыватель (обеспечивает подачу высоковольтных импульсов на свечи зажигания;
    • Низковольтный прерыватель (обеспечивает подачу напряжения от аккумуляторной батареи или генератора на катушку зажигания);
    • Центробежный регулятор угла опережения зажигания;
    • Октан-корректор (использовался на ранних моделях трамблеров);
    • Вакуумный регулятор (или вакуум-корректор) угла опережения зажигания (устанавливается взамен октан-корректора на современных трамблерах);
    • Вал привода прерывателей.
    1. Валик распределителя зажигания
    2. Маслоотражательное кольцо
    3. Шайба маслоотражательното кольца
    4. Корпус распределителя зажигания
    5. Конденсатор
    6. Провод от катушки зажигания к распределителю
    7. Корпус масленки
    8. Эксцентрик октан-корректора
    9. Кулачок прерывателя
    10. Смазочный фитиль (фильц) кулачка
    11. Опорная пластина регулятора опережения зажигания
    12. Грузик регулятора опережения зажигания
    13. Ротор распределителя зажигания
    14. Боковой электрод с клеммой для провода к свече зажигания
    15. Крышка распределителя зажигания
    16. Центральная клемма для провода от катушки зажигания
    17. Центральный угольный электрод с пружиной
    18. Центральный контакт ротора
    19. Резистор
    20. Наружный контакт ротора
    21. Пружина
    22. Стойка крепления пружины с ограничителем
    23. Ведущая пластина регулятора опережения зажигания
    24. Ось грузика
    25. Изоляционная втулка
    26. Текстолитовая колодка рычажка
    27. Рычажок прерывателя
    28. Стойка с контактами прерывателя
    29. Контакты прерывателя
    30. Пружина крепления крышки
    31. Неподвижная пластина прерывателя
    32. Подвижная пластина прерывателя
    33. Опорная пластина
    34. Втулка валика
    35. Спиральная шпилька

    Описанное выше устройство имеют трамблеры классической контактной системы зажигания. В настоящее время очень широкое распространение получила бесконтактная система зажигания (БСЗ), в которой используется трамблер несколько иной конструкции. В трамблере БСЗ на месте низковольтного прерывателя установлен бесконтактный механизм, формирующий импульсы низкого напряжения, поступающие на электронный блок управления (или коммутатор), который управляет работой катушки зажигания.

    Распределитель зажигания имеет следующее устройство. Его основу составляет корпус (обычно изготавливается из алюминия), в нижней части которого выходит приводной вал, а в верхней установлены прерыватели. Непосредственно на корпусе установлен низковольтный прерыватель, который состоит из неподвижной контактной группы и кулачка, закрепленного на вале. В трамблерах БСЗ на месте низковольтного прерывателя находится бесконтактный механизм формирования электрических импульсов, который состоит из неподвижного датчика Холла и закрепленного на вале экрана с четырьмя вырезами.

    Над низковольтным прерывателем располагается центробежный механизм регулирования угла опережения зажигания. Еще выше находится высоковольтный прерыватель, его основу составляет бегунок (или ротор), на котором расположено два связанных резистором контакта. Центральный контакт, на который подается высокое напряжение от катушки зажигания, и периферийный контакт, через который это напряжение распределяется по свечам зажигания.

    Трамблер закрывается пластмассовой крышкой, в которой находится пять выводных трубок — центральная трубка служит для ввода высоковольтного провода от катушки зажигания, а к четырем боковым трубкам производится подключение броневых (высоковольтных) проводов свечей зажигания. Внутри трубок находятся контакты, которые благодаря относительно большому слою пластмассы защищены от электрического пробоя. Центральный контакт крышки подвергается постоянному трению с центральным контактом ротора, поэтому он изготовлен из угля. Также в крышке имеются вентиляционные отверстия, которые выводят образующиеся вследствие искрения контактов газы.

    Все подвижные детали распределителя зажигания (ротор, кулачок или экран БСЗ) жестко закреплены на валу. Вал с внешней стороны (на хвостовике) имеете шлицы, с помощью которых он входит в зацепление с внутренней частью шестерни привода вспомогательных агрегатов. То есть, трамблер, как и другие агрегаты, приводится во вращение от коленчатого вала двигателя.

    Ротор высоковольтного прерывателя и контактная группа низковольтного прерывателя устанавливаются в строго определенном положении, которое в некоторых пределах может регулироваться винтами. Определенное положение относительно двигателя должен иметь и сам трамблер — только в этом случае будет выставлено правильное опережение зажигание и обеспечено нормальное функционирование всего силового агрегата.

    Сбоку трамблера, напротив низковольтного прерывателя, установлен или октан-корректор (в старых трамблерах) или вакуумный регулятор угла опережения зажигания (во всех новых трамблерах). Оба узла выполняют одну и ту же функцию — они автоматически изменяют угол поворота контактной группы, вследствие чего происходит изменение моментов подачи импульсов на катушку зажигания, что, в свою очередь, приводит к изменению угла опережения зажигания.

    Вакуумный регулятор угла опережения зажигания устроен несложно. Его основу составляет корпус, разделенный на две части гибкой диафрагмой. С внешней стороны к корпусу подводится вакуум, который отбирается из впускного коллектора, а с обратной стороны диафрагма связана с тягой, которая поворачивает контактную группу низковольтного прерывателя. Работает регулятор просто. При изменении оборотов двигателя изменяется давление во впускном коллекторе, а значит, и давление над диафрагмой регулятора. Вследствие изменения давления диафрагма изгибается, и с помощью тяги поворачивает контактную группу по часовой или против часовой стрелки. Таким образом, вакуумный регулятор обеспечивает моментальное изменение угла опережения зажигания, поддерживая стабильную работу двигателя на всех режимах.

    В установке угла опережения зажигания участвует и корпус трамблера — поворотом корпуса распределителя осуществляется установка начального угла опережения зажигания, от которого затем во время работы двигателя отталкиваются центробежный и вакуумный регуляторы. Установка угла опережения производится только на холостом ходу двигателя по приборам.

    Принцип работы распределителя зажигания тоже прост и понятен. При вращении вала привода вращается кулачок низковольтного прерывателя и ротор высоковольтного прерывателя. На низковольтный прерыватель подается низкое напряжение от генератора, и вследствие постоянного замыкания и размыкания контактов формируются идущие через определенные промежутки времени импульсы тока. Эти импульсы поступают на катушку зажигания, которая формирует импульсы тока высокой частоты — они поступают на высоковольтный прерыватель распределителя зажигания. Вследствие вращения ротора высоковольтные импульсы поочередно подаются на свечи зажигания каждого из цилиндров.

    Если говорить о бесконтактной системе зажигания, то принцип работы используемого в ней трамблера идентичен, а отличие заключается только в низковольтном прерывателе. В случае БСЗ, вместо кулачка контактной группы вращается экран с прорезями, в определенной точке рядом с экраном установлен датчик Холла — именно он и формирует электрические импульсы. Эти импульсы подаются на электронный блок управления, который и обеспечивает формирование высоковольтных импульсов катушкой зажигания.

    Типы и применимость трамблеров ВАЗ

    Распределители зажигания используется в автомобилях ВАЗ с карбюраторными и некоторыми инжекторными двигателями — это все модели ВАЗ «Классика» (2101 - 2107), некоторые модификации ВАЗ-2108 и 2109, ВАЗ-2121 «Нива» и ее модификации, а также ВАЗ-1111 «Ока». Более современные и все актуальные модели Lada оснащаются электронной системой зажигания, поэтому распределителя в них нет.

    Независимо от модели автомобиля ВАЗ, на нем может быть установлен один из двух типов трамблеров:

    • Распределитель контактной системы зажигания (КСЗ);
    • Распределитель бесконтактной системы зажигания (БСЗ).

    К первому типу относятся наиболее распространенные тремблеры ВАЗ моделей 30.3706 (и его более ранняя модификация Р-125), ко второму типу — оснащенные датчиком Холла распределители 38.3706 и 40.3706. Распределители 30.3706 и 38.3706 наиболее часто используются на автомобилях ВАЗ-2101 — 2107 и ВАЗ-2121, а распределитель 40.3706 подходит для более современных моделей ВАЗ-2108, 2109 и 21099.

    При покупке нового трамблера обязательно необходимо учитывать тип используемой на автомобиле системы зажигания (контактная или бесконтактная), а главное — ориентироваться на модификацию установленного ранее трамблера. Интересно отметить, что многие автовладельцы отказываются от КСЗ, самостоятельно устанавливая БСЖ, однако в этом случае придется не только поставить новый распределитель, но также оснастить автомобиль электронным блоком управления (контроллером) и новой проводкой, что под силу далеко не каждому.

    Основные неисправности распределителя зажигания и способы их устранения

    Трамблер — одно из наиболее слабых звеньев системы зажигания, что связано с его конструктивными особенностями и теми нагрузками, которым данный узел подвергается во время работы.

    О проблемах с распределителем зажигания ВАЗ могут говорить следующие внешние признаки:

    • Двигатель без видимых причин перестал запускаться;
    • Мотор на всех режимах развивает недостаточную мощность;
    • Двигатель дергается и работает неравномерно;
    • Увеличенный расход топлива.

    Если остальные системы двигателя исправны, то следует снять, разобрать и осмотреть трамблер на предмет неисправностей. Наиболее часто встречаются следующие неисправности распределителя зажигания:

    • Подгоревшие контакты на роторе или крышке трамблера;
    • Коррозия на контактах;
    • Трещины и иные механические повреждения крышки;
    • Разрушение или заклинивание подшипников;
    • Попадание масла внутрь распределителя;
    • Перегорание резистора на роторе;
    • В трамблерах БСЗ — неисправность датчика Холла или плохой контакт в его разъеме;
    • Чрезмерный износ контактов прерывателя;
    • Неверное подключение низковольтных и высоковольтных проводов.

    Многие неисправные детали трамблера можно заменить — подшипники, ротор, крышку и т.д. Однако в большинстве случаев проще и дешевле установить новый распределитель зажигания в сборе. Но трамблер не стоит менять в том случае, если в нем обнаружилось масло — это признак неисправности карбюратора. Обычно масло попадает в распределитель из картера двигателя через сальник в том случае, если нарушено функционирование системы вентиляции картера, вследствие чего в картере образуется избыточное давление — именно оно и выдавливает масло через сальник внутрь распределителя. Данная проблема чаще всего связана с забивкой канала в карбюраторе, и решается она простой прочисткой этого канала. И, конечно же, следует очистить трамблер от масла.

    Чтобы снять распределитель зажигания на автомобиле ВАЗ, необходимо сделать несколько действий (порядок может несколько отличаться на различных моделях автомобилей):

    • Отключить «массу» от аккумулятора;
    • Отключить от карбюратора трос привода дроссельной заслонки;
    • Отсоединить от трамблера высоковольтные и низковольтные провода, также отключить разъем от датчика Холла (в некоторых случаях для этого придется выкрутить болты или открутить кронштейны);
    • Снять трубку со штуцера вакуум-корректора;
    • По меткам установить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку;
    • Сделать отметки на крышке распределителя и двигателе, чтобы в последующем установить распределитель в правильном положении (в противном случае придется заново устанавливать угол опережения зажигания);
    • Открутить удерживающие трамблер гайки, после чего аккуратно вытащить трамблер до полного выхода хвостовика его вала из двигателя.

    После этого можно производить ремонт распределителя зажигания. Установка отремонтированного или нового трамблера производится в обратном порядке. Если на мотор ставится новый распределитель, то необходимо будет произвести начальную установку угла опережения зажигания.

    В процессе своей работы распределитель зажигания автомобилей ВАЗ не нуждается в каком-то специальном обслуживании, требуется лишь периодически его осматривать, а при первых признаках неисправности — ремонтировать или заменять. В этом случае мотор будет работать надежно и качественно, не доставляя проблем автовладельцу.

    Ни для кого не секрет, что работа бензиновых и дизельных двигателей основана на сгорании топливовоздушной смеси. Формируясь в карбюраторе или инжекторе, она попадает в цилиндры, после чего воспламеняется и тепловая энергия толкает поршни, приводящие в движение валы мотора. В итоге, машина едет. Алгоритм работы двигателя налажен очень чётко, однако для его верной организации важна не только своевременная подача топлива в цилиндры. Немаловажен в этой системе и процесс искрообразования, который достигается при помощи системы зажигания машины. Одной из основных составляющих в ней является трамблёр, подающий искру именно на свечу того цилиндра, где в данный момент поршень достигает нужного положения. Более подробно о работе именно этой детали машины и её особенностях поговорим сегодня.

    Принцип работы трамблёра

    Как стало ясно из введения сегодняшней статьи, трамблёр (также называемый – прерыватель-распределитель зажигания) – это очень важный элемент системы зажигания многих автомобилей. Его основной задачей является отправка образовавшейся искры в цилиндры мотора. При этом, в каждый цилиндр искра подаётся в разные моменты времени, что связано с хаотичностью движения их поршней. А как известно, для воспламенения топливной смеси поршень должен находиться в верхней мёртвой точке (честно говоря, взрыв топлива происходит за мгновенье до того, как поршень принимает эту позицию).

    Для того чтобы понять общий принцип работы трамблёра, давайте рассмотрим полный цикл его функционирования. В упрощённом варианте он выглядит так:

    1. Всё начинается с того, что автомобилист поворачивает ключ в замке зажигания, тем самым давая команду карбюратору или инжектору для подачи топлива в цилиндры;
    2. Затем в момент запуска мотора стартер толкает маховик коленвала. Последнее путём взаимодействия с системой искрообразования (преимущественно с коммутатором) провоцирует возникновение искры на катушке зажигания;
    3. В это же время коленвал передаёт на устройство трамблёра сигнал, что тот должен начать работать. После этого контакты узла попеременно замыкаются и размыкаются, тем самым передавая искру на каждый конкретный цилиндр исключительно при достижении поршнем верхней мёртвой точки. Непосредственно регуляция подачи искры происходит из-за того, что трамблёр взаимодействует с коленвалом и путём несложных операций получает от него нужную информацию.

    Помимо грамотного распределения тока, трамблёр чётко реагирует на изменение интенсивности подачи топлива в мотор, регулируя угол опережения зажигания. Происходит это благодаря тому, что устройство соединено либо с впускным коллектором, либо непосредственно с карбюратором/инжектором, но об этой и других функциях рассматриваемого механизма поговорим позже.

    Примечание! Описанный выше принцип работы трамблёра двигателя максимально упрощён. Непосредственно взаимодействие узла с той же катушкой зажигания или топливной системой устроено намного сложнее с физической точки зрения. Однако так как все мы не физики, а автомобилисты – нам достаточно знать лишь обобщённый алгоритм того, как работает трамблёр.

    Устройство трамблёра

    Устройство трамблёра – это целая совокупность, знакомых для всех элементов системы зажигания автомобиля. Типовой узел подобной формации состоит не только из распределителя искры, но и из катушки зажигания, образующей эту самую искру. Реже в эту систему вводится коммутатор, но, как правило, он всё-таки вынесен отдельным элементом системы.

    Углубляясь в рассмотрение конструкции узла, отметим следующие его составляющие:

    • Привод трамблёра, представленный обычным ротором. Входит в зацеп с валом мотора, тем самым запускает систему искрообразования и контроль за ней;
    • Катушка зажигания, постоянно взаимодействующая и с элементами трамблёра, и с коммутатором. Формирует искру и передаёт излишки тока на конденсатор для их запасания или дальнейшего распределения по системе автомобиля;
    • Конденсатор трамблёра, получающий от катушки зажигания ток на «хранение» и, при необходимости, способный управляться коммутатором. Накапливает излишний заряд для использования такового в системе автомобиля;
    • Бронепровода, обеспечивающие взаимодействие элементов системы и передачу тока в ней;
    • Бегунок трамблёра или специальный датчик, получающий искру от катушки зажигания и распределяющий её между цилиндрами. Типовая схема трамблёра предполагает, что данный распределитель вынесен наверх узла и от него отходят высоковольтные провода на свечи зажигания;
    • Вакуумный октан-корректор или подобный узел, следящий за поточностью и качеством подаваемого топлива в цилиндры. На разных версиях распределителей может быть представлен сильно отличающимися механизмами, но зачастую основан на вакуумном сжатии и всегда соединён с системой подачи топлива. То есть, чем сильнее нагнетается топливовоздушная смесь, тем раньше распределитель передаёт искру на свечи, дабы всё горючее выгорало с максимальным КПД.

    Помимо описанных выше элементов трамблёра, стоит выделить и вспомогательные узлы, которые необходимы для построения единой системы. Если быть точнее, то к таким элементам устройства относят:

    • Во-первых, контакты трамблёра. Пожалуй, одну из основных функций выполняет именно контактная группа трамблёра, которая и обеспечивает взаимодействие его составляющих;
    • Во-вторых, подшипник трамблёра. Он увеличивает ресурс роторного механизма, что существенно продлевает срок службы всего устройства;
    • И в-третьих, многочисленные втулки трамблёра, кулачки и крепления. Все они обеспечивают единую и надёжную конструкцию распределителя.

    Важно! На современных машинах встретить трамблёр получается очень редко. Связано это с тем, что большинство из производимых моделей имеет электронное зажигание, а там распределением искры занимается специальный чип. В системе же контактного и бесконтактного зажигания роль этого узла играет рассматриваемый сегодня трамблёр.

    Функции распределителя и немного о его истории

    Резюмируя сегодняшнюю статью, обобщим всю рассмотренную теорию и выделим основные функции трамблёра. В классическом понимании этого устройства распределитель должен:

    • Инициировать искрообразование;
    • Распределять искру по цилиндрам;
    • Регулировать искрообразования под конкретный режим работы двигателя;
    • Обеспечивать накопления излишек тока в «бобине» (конденсаторе);
    • Осуществлять размещение скопленного заряда по системе.

    Отметим, что первые трамблёры появились в начале 00-х годов 20 века. Тогдашние принципы работы ДВС вполне соответствовали функционированию механического распределителя искры. Однако с течением времени подходы к созданию автомобилей менялись, поэтому обычные трамблёры с бегунком становились всё примитивней. Сначала в системах бесконтактного зажигания их активно начал замещать датчик Холла, а позднее уже в электронном зажигании стали использоваться микропроцессоры.

    Помимо этого, прогресс в автомобилестроении полностью электронизировал подачу горючего в мотор. В итоге, вакуумные октан-корректоры стали бесполезными и им на смену в системах с электронным зажиганием пришли специальные датчики. Учитывая стремительные темпы развития автомобильной сферы, ничего удивительно в том, что трамблёры затронули лишь несколько поколений машин, нет. Большинство российских автомобилистов и вовсе знают подобный распределитель искры по ВАЗовской «классике». Более же новые модели с электронным зажиганием устроены принципиально по-иному, поэтому в их конструкции найти трамблёр не выйдет.

    Пожалуй, на этом наиболее важная информация по сегодняшней теме подошла к концу. Надеемся, статья была для вас полезна и дала ответы на интересующие вопросы. Удачи в обслуживании и эксплуатации авто!

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них