Допустимый суммарный люфт в рулевом управлении автобуса. О люфте руля — нормы и отклонения

2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:

  • Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы — 10°
  • Автобусы — 20°
  • Грузовые автомобили — 25°

2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).

При каком значении суммарного люфта в рулевом управлении допускается эксплуатация легкового автомобиля?

Суммарный люфт в рулевом управлении легкового автомобиля не должен превышать 10 градусов.

При каком максимальном значении суммарного люфта в рулевом управлении допускается эксплуатация автобуса?

Суммарный люфт в рулевом управлении грузового автомобиля не должен превышать 25 градусов.

Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

В ред. Постановлений Правительства РФ от 21.02.2002 N 127, от 14.12.2005 N 767, от 28.02.2006 N 109, от 16.02.2008 N 84, от 24.02.2010 N 87, от 10.05.2010 N 316

Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

1. Тормозные системы

1.1 Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.
(п. 1.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

1.2 Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

1.3 Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.

1.4 Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.

1.5 Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:

  • транспортных средств с полной нагрузкой - на уклоне до 16 процентов включительно;
  • легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии - на уклоне до 23 процентов включительно;
  • грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии - на уклоне до 31 процента включительно.

2. Рулевое управление

2.1 Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:

2.2 Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

2.3 Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).

3. Внешние световые приборы

3.1 Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

Примечание

На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.

3.2 Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.

3.3 Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

3.4 На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

3.5 Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.

3.6 На транспортном средстве установлены:

  • спереди - световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
  • сзади - фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
    (п. 3.6 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.02.2006 N 109)

Примечание

Положения настоящего пункта не распространяются на государственные регистрационные, отличительные и опознавательные знаки, установленные на транспортных средствах.
(примечание введено Постановлением Правительства РФ от 28.02.2006 N 109)

4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла

4.1 Не работают в установленном режиме стеклоочистители.

4.2 Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

5. Колеса и шины

5.1 Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов - 2 мм, мотоциклов и мопедов - 0,8 мм.

Примечание

Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств - тягачей.

5.2 Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.3 Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

5.4 Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

5.5 На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
(пп. 5.5 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

6. Двигатель

6.1 Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003.

6.2 Нарушена герметичность системы питания.

6.3 Неисправна система выпуска отработавших газов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

6.4 Нарушена герметичность системы вентиляции картера.

6.5 Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004.
(п. 6.5 введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

7. Прочие элементы конструкции

7.1 Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.

7.2 Не работает звуковой сигнал.

7.3 Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.

Примечание

На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.

7.4 Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.

7.5 Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.

7.6 Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.

7.7 Отсутствуют:

  • на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах - медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-99;
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
  • на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т - противооткатные упоры (должно быть не менее двух);
  • на мотоцикле с боковым прицепом - медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-99.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

7.8 Неправомерное оборудование транспортных средств опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)

7.9 Отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
(п. 7.9 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.02.2010 N 87)

7.10 Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.

7.11 Не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема - опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом.

7.12 На полуприцепе отсутствует или неисправно опорное устройство, фиксаторы транспортного положения опор, механизмы подъема и опускания опор.

7.13 Нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.

7.14 Технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования.

7.15 Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.

7.15.1 Отсутствуют опознавательные знаки, которые должны быть установлены в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 "О правилах дорожного движения".

7.16 На мотоциклах нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности.

7.17 На мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножек, поперечных рукояток для пассажиров на седле.

7.18 В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Автомобилистам следует тщательно следить за состоянием узлов и механизмов эксплуатируемого автомобиля. Халатное отношение к исправности транспортного средства (ТС) может привести к очень серьезным поломкам и возникновению аварийных ситуаций на дорогах. Неисправности авто различаются по масштабам и сложности, при наличии некоторых из них эксплуатация транспорта запрещена.

1 Когда эксплуатация машины под вопросом – 3 категории неполадок

Существуют разные неисправности автомобиля, при которых запрещено эксплуатировать ТС. Машину при большинстве из них можно использовать, чтобы добраться до ремонтной мастерской, но для любого другого движения она уже не предназначена. По нормам действующих ПДД транспорт может быть запрещено использовать, даже при наличии сравнительно мелких неполадок.

Выделяется несколько категорий неисправностей, при которых нельзя или не рекомендуется использовать ТС:

  1. Проблемы с авто, при которых дальнейшая эксплуатация категорически запрещается. К таким неисправностям относят поломки, при которых даже при движении в авторемонтную мастерскую, автомобиль может представлять серьезную опасность для самого водителя и всех остальных участников дорожного движения. Сильно поврежденные авто увозят на ремонт на эвакуаторе или буксире.
  2. Неисправности, при которых эксплуатация авто запрещена, кроме движения до ремонтной мастерской. К таким проблемам с машиной относят механические неисправности.
  3. Незначительные поломки, при которых эксплуатация транспортного средства возможна – неработающий амортизатор, стеклоподъемник и т.д. Другими словами, незначительными считаются неисправности, которые не оказывают серьезного воздействия на работу автомобиля. Однако даже такие поломки могут привести к некоторым сложностям при использовании машины и к возникновению гораздо более существенных неисправностей.

Именно поэтому нужно периодически проводить диагностику для выявления неисправностей и максимально быстро реагировать на любые обнаруженные проблемы в механизмах и узлах ТС. Только так вы можете гарантировать долгую службу и безотказность собственной машины.

2 Неисправности, при которых использование ТС категорически запрещено

Чаще все причиной невозможности безопасного использования машины выступают проблемы с рулевым управлением и тормозной системой. С неисправными тормозами авто использовать нельзя, ведь такое транспортное средство представляет серьезную угрозу безопасности дорожного движения. В ПДД указывается, что эксплуатация ТС возможна, только если тормозная система может обеспечить неподвижное состояние автомобиля при полной нагрузке на дороге под углом до 16 градусов. Для легковых автомобилей и автобусов угол остановки под наклоном составляет 23 градуса, а для грузовых – 31.

Существует всего две неисправности тормозной системы, при которых дальнейшая эксплуатация авто возможна:

  1. Уменьшенный свободный ход педали.
  2. Нерабочая лампа тормозов.

Не менее распространены и , из-за которых использовать машину нельзя. Транспортное средство запрещено эксплуатировать, если люфт рулевого колеса превышает допустимую норму. Для разных автомобилей эта норма различается:

  1. Для легковушек – 10.
  2. Для автобусов – 2.
  3. Для грузовиков – 25.

Кроме того, автомобиль категорически запрещено использовать в случае неисправностей внешних световых приборов. Ночью и при плохой видимости авто с неработающими фарами не может нормально и безопасно двигаться по дороге, оно представляет собой прямую угрозу для водителя и других автомобилистов. Количество осветительных устройств должно полностью соответствовать числу, предусмотренному конструкцией.

Эксплуатация авто невозможна также в следующих условиях:

  1. Если внешние световые устройства сильно загрязнены.
  2. Если неправильно выполнена .
  3. Если на фары не установлены рассеиватели или они не соответствуют типу используемых осветительных приборов.
  4. Если на машине не работают задние габариты.
  5. Если установлены передние фары с огнями любого цвета, кроме белого.

Цвет внешних световых огней регламентируется ГОСТом. Если установлены приборы, не соответствующие п. 2.5.6 ГОСТа, то эксплуатация такого ТС будет запрещена. А вот автомобиль без противотуманных фар использовать можно, не опасаясь проблем с автоинспекторами.

Отдельно стоит затронуть тему автомобилей с неработающими омывателями и стеклоочистителями. Машину с такими неисправностями разрешено использовать, но только в условиях, когда эти проблемы не оказывают негативного влияния на безопасность дорожного движения. В периоды, когда в таких устройствах есть необходимость, к примеру, при сильном дожде или снегопаде, использовать автомобиль нельзя, ведь водитель попросту не сможет нормально следить и своевременно реагировать на ситуацию на дороге.

Если авто с неработающими стеклоочистителями остановят во время дождя, в отношении водителя могут быть приняты штрафные санкции, которые будут сопровождаться снятием с транспортного средства номерных знаков. Однако это еще не самых худший результат эксплуатации ТС с неработающими очистителями из возможных, ведь из-за такой проблемы повышается вероятность аварии. Если автомобиль эксплуатируется вместе с прицепом, то его нельзя будет использовать в случае неработающего или ненадежного сцепного устройства.

3 Механические повреждения, при которых можно доехать только до автоцентра

При механических проблемах с авто водителю разрешено самостоятельно доставить его до места ремонта или назначения, при условии соблюдения всех возможных мер безопасности. К таким механическим повреждениям принято относить значительный износ протекторов шин и другие неисправности резины:

  • механические повреждения шин, при которых корд становится видимым;
  • расслоение каркаса шины;
  • начальная стадия отслоения протектора резины.

Водителям запрещено также ставить на одну ось шины с различными рисунками протекторов, а еще совмещать зимнюю и летнюю резину – шины с шипами и без. Еще одной причиной необходимости скорейшей доставки транспортного средства до места ремонта является неисправный двигатель. Машину нельзя использовать, если в отработанных газах слишком большое содержание вредных веществ – когда этот показатель существенно превышает допустимую норму. На машине нельзя ездить и в случае, когда она при движении производит слишком сильный шум.

Часто встречаются и другие проблемы, при которых машины можно использовать только для движения в автомастерскую, а именно:

  • проблемы в работе ручного тормоза;
  • отсутствие ремней безопасности или их несоответствующее качество;
  • поломка спидометра (желательно устранять неисправность на месте ее обнаружения, если сделать это невозможно, нужно сразу отправляться в ремонтную мастерскую);
  • проблемы со звуковым сигналом;
  • отсутствие знака аварийной остановки или аптечки (эти недостатки не сказываются напрямую на работоспособности машины, но по закону без этих элементов авто использовать нельзя);
  • поломка механизма обогрева стекол;
  • поломка механизма регулировки водительского сидения.

Проблемы, из-за которых машину запрещается эксплуатировать, могут создавать сами автомобилисты. По закону запрещено вешать на заднее стекло шторки, если хотя бы с одной стороны авто нет бокового зеркала заднего вида.

Если вы выявили неисправность, какой бы мелкой она не была, ее необходимо в ближайшее время устранить. Если этого не сделать, то спокойно ездить на машине не получится. Во-первых, из-за поломки на дороге может возникнуть аварийная ситуация. Во-вторых, неисправность может быть обнаружена сотрудниками ГИБДД, в результате чего в отношении вас примут штрафные санкции. В-третьих, затягивая ремонт, вы рискуете сильно усугубить и усложнить имеющиеся проблемы, в результате чего запоздалый ремонт обойдется намного дороже.

2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:
легковые автомобили и созданные на из базе грузовые автомобили и автобусы — не более 10 градусов;
— автобусы — 20 градусов;
— грузовые автомобили — 25 градусов.

Комментарии по пункту 2.1

Если вы встанете около одного из передних колес вашего автомобиля и попросите кого-нибудь покрутить рулевое колесо туда-сюда на небольшой угол, то «с ужасом» увидите, что колеса стоят на месте.

Не пугайтесь, это нормальное явление. Прежде чем колеса начнут поворачиваться, выбираются все зазоры в рулевом механизме и в сочленениях рулевых тяг. Вот это и есть люфт, то есть свободный ход рулевого колеса без поворота передних колес. Только любой люфт должен быть в пределах нормы.

Если суммарный люфт рулевого управления превышает 10°, то эксплуатация автомобиля запрещена, так как движение по заданной траектории становится весьма проблематичным, а в условиях интенсивного движения просто невозможным. Автомобиль начинает «рыскать» по дороге с большими перемещениями в поперечном направлении, что может привести к незапланированным контактам с другими участниками движения.

При движении за городом на большой скорости эффект рыскания автомобиля по дороге обычно усиливается и, в конце концов, водитель просто теряет контроль над поведением машины. Кроме того, повышенный люфт руля требует постоянной коррекции направления движения автомобиля, вследствие чего водитель сильно утомляется, что не может не сказаться на общей безопасности дорожного движения.