Когда ставить зимнюю резину по закону. Когда менять резину: как понять когда «переобуваться»? Где указан срок замены шин

С окончанием календарной зимы у водителей возникает вопрос – когда (по закону) можно ставить летнюю резину (летние шины)?

Также читайте:

Зима в разных уголках России разная. Начинается и заканчивается (по погодным условиям) в разное время. Поэтому вопрос о законном периоде смены зимней резины на летнюю довольно актуальный.

Ответ на этот вопрос мы найдем в Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" , который вступил в силу с 1 января 2015 г.

Приложения № 8

П. 5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.

Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств - членов Таможенного союза.

п. 5.6. Шина считается непригодной к эксплуатации при:
...
П. 5.6.3. Остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее (рисунок 5.1 ), а также маркированных знаками "М+S", "M&S", "M S" (при отсутствии индикаторов износа) во время эксплуатации на указанном покрытии - не более 4,0 мм

Вывод:

Зимние шины обязательны только во время календарной зимы (декабрь, январь, февраль). Во время календарного лета (июнь, июль, август) шины с шипами запрещены . В остальное время никаких запретов не установлено.

Таким образом , с 1 марта водители имеют право в любое время сменить зимнюю резину на летнюю. Конечно, к этому вопросу необходимо подходить разумно, думать о безопасности, своей и окружающих, и менять резину, когда по погодным условиям будет безопасно использовать летние шины.

А с 1 июня до 1 сентября водители обязаны использовать свое транспортное средство только с шинами без шипов.

Ещё раз повторю , несмотря на то, что во время календарных весны и осени водители сами решают, когда «переобуть» своих железных коней, подходить к этому вопросу надо обдуманно.

Данный вопрос интересует многих водителей. Поэтому часто в разговорах можно услышать вопрос одного автолюбителя к другому – а вы уже переобулись, или еще нет. О том, когда ставить зимнюю резину, можно даже узнать в правилах дорожного движения. Поэтому, вопросы о том, когда менять резину на зимнюю, и как это делать по закону, будут рассмотрены ниже.

Понятие зимней и летней резины

Для того чтобы понять, когда одевать зимнюю резину, автолюбители обязаны немножко разбираться в чем различие между такими шинами.

Летние шины это покрышки, которые предназначены для езды, когда дорога свободна от снега и льда. У них щадящий протектор, который не рассчитан на большее сцепление с дорожным полотном. Плюс такие колеса более мягкие, поэтому у них больший износ протектора шин, и, как правило, за один сезон, такие колеса значительно ухудшаются, особенно если машина является не только средством передвижения, но и заработка.

Зимние шины, это покрышки которые бывают двух видов. Первый вид, это шины, которые имеют усиленный протектор, служащий для лучшего сцепления автомобиля с дорожным полотном. Второй вид, это колеса, которые имеют в своем протекторе металлические шипы.

Такая зимняя резина позволяет машине хорошо взаимодействовать с дорожным полотном, даже если оно покрыто льдом, так как металлические шипы, при движении машины разбивают лед, либо нарушают его структуру, позволяя автомобилю не скользить.

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что смена резины с летней на зимнюю, и наоборот, должна происходить в целях безопасности водителя и пассажиров. Поэтому такая процедура обязательна, и ее приходиться проделывать каждый год.

Интересно знать, что на практике не существует такого понятия, как лучшая зимняя резина. Каждые покрышки рассчитаны на определенные условия эксплуатации, поэтому их выбор зависит не только от технических условий автомобиля, но и манеры езды автолюбителя.

Сезонная замена резины


Теперь можно перейти к детальному рассмотрению вопроса, когда менять летнюю резину на зимнюю. К сожалению не все автолюбители по различным причинам заботятся о своей безопасности, поэтому данный процесс закреплен также на законодательном уровне.

Теперь рассмотрим когда переходить на зимнюю резину автолюбителям. Для этого можно руководствоваться собственным опытом, либо внимательно изучить нормативные акты, регулирующие данный вопрос.

Для начала нужно рассмотреть ситуацию, когда нужно переобуваться, если автолюбитель не знает законодательных требований. По опыту профессионалов, автолюбители, перед тем как принять решение о том, что нужно переобуться должны руководствоваться несколькими критериями:

  • выпадение осадков , согласно этого критерия, водитель, при выпадении первых осадков, когда сцепление с дорожным полотном усложняется, должен переходить на зимние колеса;
  • обледенение дорожного покрытия , в данном случае, простая зимняя резина, даже если у нее усиленный протектор, может не помочь, поэтому водителям надо заняться переобувкой на шипованные скаты, чтобы сцепление с дорожным полотном стало лучше, и автомобиль не скользил;
  • наступление стабильной холодной погоды , если автолюбители эксплуатируют свои транспортные средства в умеренных или средних климатических поясах, то они должны понимать, что наступление холодного времени, даже если не выпал снег, рано или поздно приведет к выпадению осадков, поэтому с первыми морозами лучше сразу обувайте свои транспортные средства в сезонную резину, чтобы резкий снегопад или обледенение дороги не стали сюрпризом.

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса, когда ставить шипованную резину, или зимнюю с усиленным протектором на основании действующих правил движения.

Для того чтобы узнать когда надо это делать, нужно заглянуть в правила движения, а также соглашение, подписанное странами Таможенного Союза.

Если менять резину по закону (соглашению стран Таможенного союза), то в нем упоминается только то, что водителям запрещается ездить на шипованной резине в три летних месяца (июнь, июль, август). Из этого водители должны запомнить, что если в зимнее время они перешли на шипованные колеса, то они должны поменять их перед наступлением 1-го июня, а одевать могут после 1-го августа.

Такие правила установлены для стран Таможенного Союза.

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса, когда пора устанавливать зимние покрышки, если транспортное средство постоянно эксплуатируется только на территории нашего государства.

Конкретно правила дорожного движения, не дают каких — либо обязательных рекомендаций, но по устоявшейся практике, необходимо обязательно ездить на зимних колесах как минимум до конца марта, когда морозы переходят на плюсовую температуру. Исходя из этого транспортные средства до этого периода времени, в обязательном порядке должны быть обуты в шипованную или простую зимнюю резину.

Важно запомнить, что, несмотря на то, что правила дорожного движения конкретно не указывают дат переобувки. Но в случае если автолюбитель попадется зимой на летних шинах, то работники полиции имеют полное право составить на него административный протокол.

Когда переходить на летнюю резину

Как было указано выше, летний вариант колес рассчитан на дорожное полотно, которое не покрыто снегом или льдом. Исходя из этого, можно сказать, что на летние покрышки переобуваемся тогда, когда на улице будет постоянный плюс.

Для того чтобы понять, пора ли переходить на летний вариант, нужно внимательно следить за прогнозами погоды. При этом не стоит рассчитывать на прогнозы, дающиеся на один день. Так как завтра может быть тепло, а через два дня выпадет снег, и автомобиль станет плохо управляемым.
Поэтому хорошие автолюбители обязательно будут ждать, когда плюс на улице будет постоянно держаться на протяжении нескольких недель.

Интересно знать, что в северных районах, теплое время года длится не более двух месяцев, поэтому автомобили, которые эксплуатируются в таких условиях, могут вообще не менять скаты. Но если жители этих районов едут в другие регионы, где погода менее холодная, то они могут переобуться на любом СТО. Вообще, особенностью шипованной резины является то, что когда шипы хватают асфальт, они могут выскакивать с протектора, и резина теряет свою основную функцию.

Вопрос о том, когда менять скаты с летних на зимние должен интересовать каждого автолюбителя. Ведь это, прежде всего безопасность его и тех, кого он везет. Делать эту процедуру нужно постоянно.

Начинающие автомобилисты часто ищут в правилах дату, когда необходимо «переобуть» автомобиль, а также официальное обоснование наказаний за не соответствующую сезону резину. ПДД не содержат такой информации. А вот условия эксплуатации покрышек, данные о зимнем варианте шин и штрафах можно изучить в приложении к Правилам дорожного движения.

Штраф в 500 руб. или предупреждение при проверке на дороге регламентированы Кодексом об административной ответственности, который ссылается на Приложение № 1 в ПДД.

Где указан срок замены шин?

Период эксплуатации шипованных покрышек, зимней фрикционной резины есть в Техрегламенте, который вступил в действие на территории России с начала 2015 г. Международный регламент, к которому присоединились страны-участники Таможенного союза, указывает, что шины с шипами в летний период использовать нельзя. Зимние покрышки нужно ставить на зимний период (с 1-го декабря по 28(29) февраля), причем использование фрикционных покрышек (в просторечии «липучек») разрешено в любое время года.

Наказывать за несоответствующие сезону покрышки сотрудники дорожной полиции не вправе, поскольку в российском законодательстве не предусмотрено санкций за эксплуатацию автомашины в летних покрышках зимой и наоборот. Однако существуют нормы, согласно которым можно оштрафовать водителя за стертый протектор, деформацию шин, дисков.

ПДД о состоянии шин, дисков

В 2018 г. актуальны Правила дорожного движения с Приложением № 1 «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». В пятом пункте регламентируется допустимая глубина рисунка на протекторе и деформации, при которых использование транспорта влечет за собой риски аварии для всех участников дорожного движения. Данный пункт обуславливает применение штрафных санкций в размере 500 руб. Автомобилиста также могут просто предупредить о недопустимости использования авто в ненадлежащем состоянии.

Глубина рисунка на протекторе

Измерение глубины протектора требуется при отсутствии индикатора. Если он предусмотрен конструкцией покрышки, то изношенность определяется по нему. Глубина протектора, установленная в ПДД:

  • для мотоциклов, мопедов – 0,8 мм;
  • для легковых авто и грузовиков с грузоподъемностью меньше 3,5 т – 1,6 мм;
  • для грузовиков (от 3,5 т) – 1 мм;
  • для автобусов и маршрутного транспорта, в котором больше 8-ми пассажирских сидений – 2 мм.

Такие показатели устанавливаются для дорожного покрытия без снега и льда. В условиях наледи и снежного покрова глубина протектора должна быть не меньше 4 мм. Если показатель 3,5 мм и меньше, то предусмотрено наказание – штраф 500 руб.

Какие шины считаются зимними по ПДД?

Поскольку шинный ассортимент включает несколько сезонных разновидностей, то в ПДД прописали характеристики зимних шин. Это специальная маркировка (трехпиковая вершина со снежинкой, буквы латиницы M S), глубина протектора не менее 4 мм. Для универсальных покрышек в зимний период эти правила также актуальны. Приобретая комплект всесезонных шин, стоит уточнить наличие маркировки, иначе на обледеневшей трассе при проверке могут выписать штраф.

Сотрудники дорожной полиции вправе оштрафовать водителя, если на покрышке виден индикатор изношенности. Шипованную резину можно использовать только с декабря по февраль, показатель износа для нее такой же.

Какие нарушения эксплуатации шин прописаны в правилах?

В приложении предусмотрено, что нельзя эксплуатировать авто, если:

  • имеются повреждения покрышек, обнажающие корд;
  • отслаивается протектор или боковина;
  • отсутствует крепежный болт (гайка);
  • расслаивается корд;
  • присутствуют трещины диска или ободьев;
  • нарушена форма (размер) крепежных отверстий;
  • имеется несоответствие (по размеру, нагрузке) покрышки модели машины.

На одну колесную ось запрещено устанавливать покрышки разные по:

  • размеру, конструкции, модели, рисунку протектора;
  • степени изношенности (новые и со стертым рисунком, новые и восстановленные)
  • сезонным характеристикам (для лета и для зимы).

Если транспорт оснащен покрышками с шипами, то они должны быть на всех колесах.

Примеры нарушения правил ПДД, которые касаются шин

  • На одном авто установлены зимние (с маркировкой) и летние (без маркировки) шины.
  • Рисунок ламелей на протекторе шин, расположенных на одной оси, отличается.
  • На передней оси стоят шипованные покрышки, а на задней – фрикционные.

Штраф за такое нарушение – 500 руб., основание – КоАП (ст. 12.5).

МОСКВА, 19 окт — РИА Новости, Алексей Захаров. Штраф за резину не по сезону может быть введен в России. Он может составить две тысячи рублей. В настоящее время штраф за использование изношенных покрышек составляет 500 рублей. Госдума 21 октября планирует рассмотреть законопроект в первом чтении. Когда стоит менять резину и как не получить штраф? Об этом — в материале РИА Новости.

Сезон замен

Когда менять резину на автомобиле с летней на зимнюю и наоборот? Ответ на вопрос зависит не только от региона и природных условий. Технический регламент Таможенного союза, куда входит и Россия, с 1 января 2015 года запрещает эксплуатацию автомобилей с зимней резиной с шипами в летние три месяца. Документ не допускает и использование летней резины в декабре, январе и феврале.

Таким образом, техрегламент позволяет на летних шинах передвигаться с марта по ноябрь, а на зимних с шипами - с сентября по май. На зимней нешипованной резине ("липучках") можно ездить весь год.

Как Kaptur: обзор нового кроссовера от Renault Renault вывела на российский рынок новую модель под названием Kaptur в июне 2016 года. Автомобиль, построенный на модернизированной платформе Renault Duster, собирается в Москве. Модель отличается от Duster новым дизайном интерьера и экстерьера и рядом новых опций. Плюсы и минусы новинки от французов – в материале РИА Новости.

Сроки запрета эксплуатации могут быть пересмотрены местными властями, но только в сторону увеличения. Например, в Мурманской или Магаданской областях зима наступает на несколько недель раньше, чем в Краснодарском или Ставропольском крае.

При этом инспекторы ГИБДД пока могут штрафовать на сумму 500 рублей за использование изношенной зимней резины (глубина протектора менее четырех милимметров) только на заснеженной или обледеневшей трассе.

Депутаты Госдумы предлагают ввести штраф и за использование летней резины зимой - наказание может составить две тысяч рублей. Штраф такого же размера может быть введен и за применение старых покрышек (глубина протектора для летних шин менее 1,6 миллиметров или с пробоями или порезами, а также следами ремонта покрышек и дисков).

UAZ Patriot: обновления для вежливых Ульяновский автозавод в среду вечером представил обновленный внедорожник UAZ Patriot. Основные изменения связаны с интерьером и новыми опциями. Как отличить обновленный автомобиль от прежних версий и как выросли цены – в материале РИА Новости.

Введение нового штрафа позволит уменьшить воздействие шипов на дорожное покрытие летом, а зимой может улучшить статистику ДТП - не все водители в зимних условиях используют резину по сезону.

Законопроект уже несколько лет находится в работе у народных избранников и может быть рассмотрен в первом чтении 21 октября, рассказал глава комитета по транспорту Евгений Москвичев. Он отметил, что более трети ДТП происходят в осенне-зимний период из-за неправильного выбора резины. Москвичев пояснил, что следить за выполнением техрегламента будут сотрудники ГИБДД.

Погода перемен

"Вопрос сезонной смены шин - это, прежде всего, вопрос безопасности. Зимние и летние шины отличаются друг от друга и по составу резиновой смеси, и рисунку протектора", — рассказала РИА Новости исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева. С ней соглашается и представитель Michelin.

Автоэксперты разошлись во мнениях об обязательной смене летних шин в России Ранее комитет Госдумы по транспорту и строительству рекомендовал принять в первом чтении законопроект, предлагающий введение штрафа в размере двух тысяч рублей за использование автомобильных шин не по сезону.

Ассоциация рекомендует устанавливать зимние шины на автомобиль при среднесуточной температуре +7 градусов и ниже.
"При такой среднесуточной температуре уже появляется риск ночных заморозков, когда температура опускается ниже нуля, и вода и влага на дорогах превращаются в лед, опасный для водителя на летних шинах", — отметила эксперт.

При низких температурах летние шины могут затвердевать, что влияет на сцепление с дорогой. Например, тормозной путь на снегу с 50 километров в час у автомобиля с летними шинами в два раза больше, чем с зимними покрышками, подсчитали эксперты Michelin. Они также обращают внимание, что даже всесезонные шины не всегда могут подойти для сложных зимних условий.

Летом же, по данным Continental, зимние шины быстрее изнашиваются, ухудшают управляемость автомобиля и тормозной путь, а также увеличивают расход топлива.

Эксперты рекомендуют менять шины через пять лет эксплуатации независимо от износа. Максимальный же срок службы покрышки составляет десять лет, даже если она все это время лежала в нише для запасного колеса. Увеличить срок службы шин можно за счет регулярной проверки давления воздуха в них, отслеживания износа и корректировки углов установки колес в случае необходимости. Также следует обкатывать новые шипованные шины по 500 километров, а "липучки" — по 300.

Есть ли проблемы

На рынке существует достаточное предложение зимних шин для легковых и легких коммерческих автомобилей.

Например, комплект из четырех зимних шин с шипами 175/65 R14 на Lada Kalina обойдется в сумму от 7 до 16 тысяч рублей, а 225/75 R16 на UAZ Patriot - от 21 до 38,5 тысячи рублей в зависимости от производителя.

"Что же касается грузового транспорта, то здесь производители шин считают преждевременным требовать устанавливать зимние шины на все оси коммерческого транспорта и выступают за поэтапность", — отметила Чурмеева, пояснив, что это связано с готовностью шинной отрасли и дополнительной экономической нагрузкой на владельцев грузовиков.

Пока не будут внесены изменения в ПДД, обсуждаемые поправки в КоАП будут распространяться только на требования по глубине протектора зимних шин, но не на требование о сезонной смене шин, уточнили в Ассоциации производителей шин.

В России ярко выражена зима, поэтому автовладельцы переобувают автомобили до двух раз в году: используют соответственно летний и зимний либо всесезонный тип покрышек. Переход на определенный тип резины стоит выполнять своевременно, иначе шансы попасть в ДТП увеличиваются. Поэтому каждый автовладелец должен знать, когда нужно менять зимнюю резину на летнюю.

Протектор летних шин

Зачем нужно менять зимние шины на летние? Многие автолюбители ставят всесезонные покрышки и не беспокоятся о сроках их замены. При этом водители не учитывают, что каждый тип покрышек разработан с учетом температуры, при которой можно использовать изделия, покрышки имеют различный состав резиновой смеси.

Летние шины изготавливаются с достаточной жесткой резины, поэтому они не плавятся при очень высоких температурах и обеспечивают безопасность езды. При этом покрышка очень эластична, медленно истирается во время соприкосновения с дорожным покрытием. В низком диапазоне температур такие изделия утрачивают эластичность, увеличивается вероятность заноса, плюс возможность разрыва покрышки при обычном проколе возрастает.

Ездить летом, используя зимние покрышки, долго не получится. Они становятся мягкими при плюсовых температурах и быстро изнашиваются. Их не стоит одевать на авто при температуре окружающего воздуха более +5°С, т.к. устойчивость транспортного средства будет хуже.

Также не стоит обувать всесезонные шины, если машина не будет эксплуатироваться в температурном диапазоне -5 -+25°С.

Очевидно: переходить на определенный тип резины в зависимости от сезона необходимо - это гарантия комфортной езды и безопасности на дороге.

Какие сроки замены?

Закон о зимней резине устанавливает четкие рамки (по месяцам) согласно которым нужно переходить на определенный тип шин. Ставить летние покрышки нужно с марта по ноябрь. При этом оговорено, что местными властями могут быть увеличены сроки эксплуатации определенного типа покрышек в зависимости от погодных условий.


Замена колес

Переобуваться в летнюю резину опытные водители рекомендуют с 15 марта до середины апреля, так как в большинстве случаев к этой дате температура окружающей среды стабилизируется, вероятность образования гололеда снижается. Но лучше смену шин не привязывать к конкретному числу из-за нестабильности погоды, а руководствоваться показателем среднесуточной температуры. Он должен достигнуть +7°С. Учтите: ночью возможны заморозки, поэтому если вы эксплуатируете автомобиль ранним утром и поздним вечером, то с заменой зимних покрышек летними стоит повременить, измеряя среднесуточную температуру, в такой ситуации, ориентируйтесь на показатель термометра в ночное время. Выезжая только днем, берите во внимание дневной показатель температуры.

При частом использовании автомобиля на загородных трассах переход на летнюю резину стоит оттянуть: снег в городе тает быстрее, чем за городом.

Если перед зимой вы установили шипованную резину, то смену шин весной нужно производить раньше, чем в случае, использования неошипованной резины. Применение ошипованных изделий при температуре +7°С и более приведет к таким негативным последствиям:

  • быстрый износ покрышек;
  • увеличение тормозного пути на сухом дорожном покрытии;
  • ухудшение курсоустойчивости машины;
  • потеря управляемости авто в поворотах;
  • снижение тормозных свойств;
  • при быстром вождении, по сухому асфальту, шипы вырываются из мест крепления, вырывая элементы протектора. Так же, шипы разрушают покрытие дороги.

Штраф за использование не соответствующих сезону покрышек в России не предусмотрен, но работники ДПС могут оштрафовать водителей за использование изношенных шин, высота протектора которых не соответствует установленным нормам.

Поменять резину не так сложно, как правило, водитель устанавливает покрышки по сезону, в удобное для него время. Нужно учитывать, что страховые компании не оплачивают ремонт машины, если причиной аварии есть несоответствие шин сезону.

Заключение

Применение летних шин

Нормативными документами четко не оговорено число, когда нужно менять резину на летнюю. Поэтому водители должны учитывать:

  • погодные условия;
  • оптимально менять покрышки 15 марта — 15 апреля;
  • лучше поставить все шины с одинаковой маркировкой и датой выпуска, желательно одного производителя;
  • ошипованную резину нужно снимать раньше, чем неошипованную;
  • всесезонная резина отлично справляется с возложенными на нее функциями в конкретном температурном диапазоне;
  • оптимальной для смены резины считается среднесуточная температура +7°С;
  • если погода нестабильная - с заменой шин стоит повременить;
  • в городских условиях смена шин производится раньше.

Предлагаемая на авторынках резина сезонная, пора ее замены регулируется законом. Но четкого разделения, когда нужно переходить на летние шины нет. При этом сменить указанные покрышки на зимние нужно до 15 ноября или раньше, все зависит от погодных условий в вашей местности.