Зил история моделей. Грузовики зил модельный ряд и типы шасси краткое описание

Дата рождения завода ЗИЛ - 2 августа 1916 года. Отцы-основатели - владельцы торгового дома "Кузнецов, Рябушинские и К". Полноценно завод начал работать только в 1924 году, когда на предприятие пришел заказ на изготовление первых советских грузовых автомобилей.

За годы своей деятельности ЗИЛ не раз становился новатором и автором многих новинок машиностроения, которые после применялись и применяются по сей день на всех отечественных автозаводах. Так, ЗИЛ стал автором гидравлического привода тормозов, 12-вольтовой системы оборудования, восьмицилиндрового двигателя, гипоидной главной передачи и стеклоподъёмников с сервоприводом, четырёхкамерного карбюратора, автомобильного кондиционера, дисковых тормозов и четырёхфарной системы освещения.

Сегодня ЗИЛ - это крупнейший в России автомобильный холдинг, включающий в себя несколько крупных предприятий, выпускающих как собственно автомобильную технику, так и комплектующие к ней. ООО "РязаньАвтоагрегат АМО ЗИЛ" производит ведущие задние и средние мосты, передние оси, карданные валы, горячие штамповки, а также запасные части. ЗАО "Пензенский завод "Автозапчасть" производит автомобильные поршни к силовым агрегатам, колесный и главный цилиндр тормозов и металлокерамические направляющие втулок клапанов к моторам. ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ" выпускает редукторы задних мостов, задних мостов и передних осей, механизмы сцепления, гидравлические амортизаторы и другую продукцию. ЗАО "Смоленский автоагрегатный завод" наладил производство спецавтосредств. ОАО "Каширский литейный завод "Центролит" выпускает фасонные отливки из черных и цветных металлов и сплавов.

ЗИЛ выпускает грузовые автомобили грузоподъемностью от 6,95 до 14,5 тонн, автобусы малого класса длиной от 6,6 до 7,9 метров и легковые автомобили представительского класса. Модельный ряд ЗИЛа очень обширный и состоит из аварийно-ремонтных автомобилей, автобусов, подъемников, самосвалов, топливо- и маслозаправщиков, автофургонов, пищевых автоцистерн, автомобилей для содержания дорог, шасси, бортовых платформ, техники для сельского хозяйства (под перевозку сыпучих кормов и машин для транспортировки инкубационных яиц и молодняка птицы). Также в модельном ряду ЗИЛа - подметально-уборочные, пожарные автомобили, манипуляторы и другая техника.

На шасси ЗИЛа выпускается также довольно обширный спектр специальной техники - бронетранспортёры, амфибии, специальные автомобили высокой проходимости, поисково-спасательные комплексы, грузовые и грузопассажирские вездеходы, КДМ и др. За годы своего существования ЗИЛ экспортировал больше 630 тысяч автомобилей в более чем 50 стран мира.

Завод имени Лихачёва — это один из старейших производителей автомобилей в СССР и России. Несколько моделей грузовиков этого завода (в частности ЗИС-5 и ЗИЛ-130). Но ассортимент этого завода не ограничивался автомобилями. В разные годы он выпускал автобусы, холодильники и велосипеды. Во время Великой Отечественной войны завод выпускал бронированные автомобили. А когда наступила эра космонавтики, то ЗИЛ выпустил установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов. К сожалению, сегодня завода уже нет.


Центральная проходная завода ЗИЛ.



Завод основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. В рамках этой программы предполагалось построить в России шесть новых автомобильных заводов. За постройку одного из них брался торговый дом «Кузнецов, Рябушинские». В соответствии с договором, планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика FIAT 15. Ter образца 1915 года.

Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство ни одного из перечисленных заводов завершено не было. На конец 1917 года готовность завода составляла, по разным оценкам, от 2/3 до 3/4. На заводе имелось около 500 новейших американских станков.

Понимая, что к указанному в договоре сроку (15 марта 1917 года) изготовить первые 150 машин не удастся, руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку. В декабре 1916 года первые комплекты были отправлены из Италии в Москву. Всего завод успел собрать 1319 грузовиков FIAT 15 Ter, из которых 432 единиц в 1917 году, 779 единиц — в 1918 году и 108 единиц — в 1919 году. Когда комплекты деталей закончились — недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские.


Строительство инструментального корпуса московского автозавода.


15 августа 1918 года ВСНХ на основании декрета Совета Народных комиссаров от 28 июня 1918 года объявил всё имущество завода АМО собственностью республики. Предлогом для национализации послужил срыв Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством. Завод, хотя и медленно, но достраивался. Помимо сборки грузовиков FIAT 15 Ter из оставшихся комплектов, выполнялись заказы на запчасти для железнодорожных вагонов, изготавливались вулканизаторы и керосиновые лампы. Затем в октябре 1918 года завод занялся капитальным ремонтом поступавших с фронта грузовиков


Строительство кузнечного цеха.


После окончания гражданской войны страна получила возможность бросить больше сил и средств на создание новой техники. На 1922/23 год Совет Труда и Обороны (СТО) ассигновал средства на опытное автостроение на заводе АМО. В качестве исходной модели послужил всё тот же FIAT 15 Ter, который хорошо себя зарекомендовал в условиях фронтовой службы. В июне 1923 года Госплан СССР утвердил производственное задание заводу на 1923—1927 годы. Однако только в марте 1924 года на завод поступило конкретное правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.

Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. 7 ноября колонна из уже десяти автомобилей прошла в параде по Красной площади.


Рабочие завода «АМО» приветствуют первый советский автомобиль, выезжающий с завода. 1924 год.



В 1925 году завод АМО переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором был назначен И. А. Лихачёв. Производство постепенно возрастало и к 1931 году было сделано 6971 экземпляров АМО-Ф-15, из которых 2590 единиц было произведено в 1929/30 хозяйственном году. Совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15, который пережил за свой относительно недолгий производственный цикл на АМО две модернизации.


Автомобили АМО-Ф-15 (1926 г.)


В 1930 году для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собранный из американских комплектов грузовик назывался АМО-2. После локализации в 1931 году и запуска конвейера (первого в СССР) он был переименован в АМО-3, а мощность его мотора была увеличена по сравнению с ранним образцом с 54 до 72 л. с.

В 1933 году грузовик АМО-3 был переименован в ЗИС-5. В 1934 году, после завершения реконструкции предприятия, ЗИС-5 пошёл в массовую серию. Завод выпускал до 60 автомобилей в сутки! На базе ЗИС-5 были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 пошли в серию.



Цех автозавода им. Сталина



Завод вошел в историю благодаря выпуску представительских автомобилей для первых лиц государства. В ноябре 1936 года предприятие выпустило первый отечественный лимузин ЗИС-101. Он был создан на базе американского Buick.


Первый отечественный лимузин ЗИС-101 (1937 г.)


Конвейер легковых автомобилей ЗИС-110 на Московском автомобильном заводе.


Сталинский ЗИС-101.


В 1927 г. к руководству предприятием пришел Иван Лихачев. Он закончил сельскую школу, был слесарем на Путиловском заводе, матрос с Балтийского флота (то есть один из той тучи «матросни», что сегодня рисуется силой, разметавшей страну, на самом деле был частью промышленного созидания - как так?), с его именем связано интенсивное развитие будущего ЗиЛа.

Иван Алексеевич Лихачёв


В 1928-1929 гг. шла партийная борьба, определялся курс на будущее, насколько мы помним из истории, в правительстве были идеи «построить социализм в одной отдельно взятой стране» и закончить уже с «революцией мировой» - с этой точкой зрения выступал Сталин. Через какое-то время он начал реализовывать программу на сворачивание НЭПа и заявил о необходимости форсированной индустриализации. Сталин объявил 1929 г. годом «великого перелома». Итог двух сталинских пятилеток — СССР стал крупной промышленной державой, а некогда маленький и плохо оснащенный завод превратился в автогиганта, флагмана сталинской индустриализации. Так была создана автопромышленность.


На снимке — Сталин и Лихачёв.


Автомобильный завод им. Лихачева, 1937 год.


Грузовик ЗИС-15. 1940 год.


У проходной завода ЗИС.


ЗИС-5 во время Великой Отечественной войны.


Бронированный грузовик ЗИС-5, вооруженный 20-мм авиационной пушкой ШВАК. Ближние подступы к Ленинграду, 5 октября 1941 г.


ЗИЛ на фронте, в 1944 году.


С 1944 года ЗИС-5 начал делать расположенный в Миассе завод «УралЗИС».


Третья реконструкция завода началась в 1946 году. Целью реконструкции была разработка выпуска новой послевоенной продукции. Ими стали грузовые автомобили ЗИС-150 (1947г.) и грузовые автомобили повышенной проходимости ЗИС-151 (1948г.).



1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина (ЗиС)


В 50-е годы ЗИС наращивает производственные мощности — начинает выпускать холодильники, велосипеды, а также специальную автотехнику — бронетранспортеры (ЗИС-152) и автомобили-амфибии (ЗИС-485). На заводе создается специальное конструкторское бюро для разработки особой техники, предназначенной для мобильных ракетных систем.



Испытание автомобиля на водонепроницаемость в сборочном цехе №6 1-го Государственного автомобильного

завода им. И.В. Сталина.

В 1951 году завод наладил выпуск холодильников, которые отличались превосходным качеством и были очень прочными и долговечными.


Стахановка, слесарь-испытатель цеха по производству домашних холодльников А.В. Землянская

производит осмотр и испытание новой партии готовых холодильников «ЗиС».

Июль 1952 года.


Цех сборки велосипедов на 1-м Государственном автомобильном заводе им. И.В. Сталина.


Автобус ЗИЛ-158 (1957 г.)


С 1947 по 1957 год завод ЗИЛ выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150 (его разработка начиналась ещё до войны) и его модификаций, при этом разработка новой модели откладывалась из-за государственных планов, предусматривавших превалирование выпуска количества грузовиков для народного хозяйства, над качеством выпускаемой продукции. После многократных внесений изменений в конструкцию ЗИС-150 и его морального устаревания встал вопрос о том, что его потенциал для модернизации полностью исчерпан и нужно начать выпуск новых грузовиков.



В 1956 году, после смерти Лихачева, завод переименовывают в его честь и последующие модели получают название ЗИЛ.

С 1957 года завод перешёл на выпуск ЗИЛ-164 (глубокая модернизация ЗИС-150).


Главный конвейер завода ЗИЛ. 70-е.


Рабочие ЗИЛ приветствуют визит руководителя Югославии Иосипа Броз Тито в Москву, в 1956 году.


Склад готовой продукции (1959 г.)


В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика — ЗИЛ-130. Грузовик получил новый двигатель мощностью 150л.с., гидроусилитель руля, синхронизированную 5-тиступенчатую коробку передач, трёхместную кабину с омывателем панорамного ветрового стекла. Интересным был дизайн грузовика, разработанный промышленными дизайнерами ЗИЛ. Грузовик отличался хорошей надёжностью. Для выпуска новой линейки на базе ЗИЛ-130 завод поменял многое оборудование.



Завод имени Лихачёва. Сортировка свежевыпущенных грузовиков. 1976 год.


В 1975 г. на заводе началось производство нового поколения 3-х осных автомобилей ЗИЛ-133Г1 (6×4) г/п 8 т. В 1977 г. к ним добавился 10-тонный грузовик ЗИЛ-133Г2. Модели были оборудованы стандартным двигателем V8 150 л.с, 5-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей и балансирной подвеской задних колес на полуэллиптических рессорах.



С 1979 г. взамен ЗИЛ-133Г2 стали выпускать ЗИЛ-133ГЯ с дизельными двигателями КамАЗ-740 Камского автозавода (210 л.с), 10-ступенчатая коробка передач, усиленные передние рессоры.



ЗИЛ ПЭУ-1М 1972-79 гг., поисково-эвакуационные установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов.



В 1974 г. на московском конвейере был собран миллионный ЗИЛ-130.


Миллионный автомобиль «ЗИЛ-130».


Летчик-космонавт СССР Алексей Леонов (слева) и посол Кубы в СССР Агирре Дель Кристо (в центре) в одном из цехов автозавода ЗИЛ. 1980 год.


Начало 80-х. Отгрузка грузовиков ЗИЛ 130.


После выпуска ЗИЛ-133 завод вернулся к разработке ЗИЛ-169. Проект шёл тяжело, так как завод осваивал впервые для себя новый дизельный двигатель собственной разработки. При испытаниях грузовика переделывалась трансмиссия, находились серьёзные недочеты, в результате чего ЗИЛ-169 дошёл до конвейера только к 1985 году, получив индекс ЗИЛ-4331.


Конвейер ЗИЛ. 1983 год.


1984 Проходная завода Зил.

С началом 90-х годов и распадом СССР, завод потерял многолетние внутрисоюзные связи. В условиях перестройки ЗИЛ нес большие потери важных рынков, перестали поступать военные заказы. Еще больше усугубило ситуацию общее падение спроса на грузовую автотехнику, и конкуренция запада. Завод встал на грань банкротства.

В результате активных поисков путей выхода из кризиса и модернизации производственной программы в 1992 году был разработан новый 3-х тонный малотоннажный автомобиль полукапотной компоновки ЗИЛ-5301, впоследствии названный мэром г.Москвы Лужковым «Бычок». В 94 году завод начал мелкосерийный выпуск «Бычка».


С 2004 по 2011 год объемы производства резко снизились. Завод снова претерпевал большой кризис. Все попытки вывести завод из кризиса были неудачны. Переговоры с инвесторами также не увенчались успехом.

К концу 2012 года объёмы производства автомобилей и запасных частей были снижены, а в 2013 Общество полностью прекратило выпуск автомобильной техники и автозапчастей.

Администрация Москвы отказалась от производства грузовиков. В 2014 году легендарный Завод ЗИЛ был ликвидирован.



История автомобильного завода имени И.А. Лихачева (ЗИЛ) начинается в августе 1960 году, в начале это предприятие несло название (АМО). Первого октября 1931 года, после реконструкции, оно было переименовано в Завод имени И.В. Сталина (ЗИС), ставший флагманом отечественного грузового автомобилестроения. В его цехах было установлено новейшее американское оборудование, позволившее повысить годовой выпуск автомобилей более чем в 8 раз и довести его до рекордного по тем временам уровня в 25 тыс. штук.

Несмотря на переименование, на первых порах завод продолжал изготовлять прежние модели АМО-Ф-15, а также грузовики АМО-2 и АМО-3, основой которых был американский 2,5-тонный “Отокар” (Autocar). С октября 1931 г. АМО-3, который теперь назывался ЗИС-3, собирали полностью из отечественных деталей и постоянно улучшали. Впервые в истории отечественного автомобилестроения грузовик получил гидропривод всех тормозов, диафрагменный бензонасос и даже компрессор для подкачки шин с приводом от коробки передач. Работы по модернизации и доводке автомобиля проводились под руководством главного конструктора ЗИСа Е.И. Важинского (1889-1938 гг.).

В результате родился новый грузовик ЗИС-5, а также его 3-х осный вариант ЗИС-6, первые экземпляры которых были собраны 26 июня 1933 г. В декабре 1933 г. началось производство “трехтонки” ЗИС-5, ставшей легендой советского довоенного автомобилестроения. Путем увеличения диаметра цилиндров рабочий объем рядного 6-ти цилиндрового двигателя возрос с 4882 до 5555 см 3 , а мощность – с 60 до 73 л.с.. Выносливый, гибкий и надежный мотор мог работать на бензине с октановым числом 55-60 и даже на керосине. Автомобиль получил новые 4-х ступенчатую коробку передач и карданный вал, однако капризный гидропривод тормозов пришлось заменить простым механическим.

Колесная база составляла 3810 мм., снаряженная масса – 3100 кг., максимальная скорость – 60 км/ч. Простота и неприхотливость ЗИС-5 стали поводом долгое время считать его типично русским автомобилем. Грузовик многократно модернизировался и выпускался более 30 лет. Только в Москве было собрано 532311 автомобилей этой серии. 1933 г. ознаменовался также участием заводских автомобилей в знаменитом Каракумском пробеге и принятием Совнаркомом СССР решения о второй реконструкции предприятия с доведением его годовой мощности до 80 тыс. машин.

В 1937 г. на шасси ЗИС-5 была изготовлена первая в стране партия седельных тягачей ЗИС-10 для буксировки 6-ти тонных полуприцепов. В 1934-39 гг. выпускались удлиненные шасси ЗИС-11, ЗИС-12 и ЗИС-14 с колесной базой 4420 мм., причем в 1936-38 гг. на шасси ЗИС-11 выпускался первый советский газогенераторный автомобиль – 2,5-тонный ЗИС-13 с установкой из хромоникелевой стали. Машина весила 3850 кг., развивала скорость 45 км/ч. С конца 1938 г. ей на смену пришел более простой газогенераторный вариант ЗИС-21 мощностью 45 л.с., работавший на древесных чурках и весивший на 150 кг. меньше.

7 декабря 1933 г. началось серийное изготовление 3-х осного 4-х тонного варианта ЗИС-6 (6×4). Автомобиль был оборудован мостами с главными червячными передачами, а дополнительная коробка позволяла удвоить число передач. В снаряженном состоянии он весил 4230 кг. и развивал скорость 50-55 км/ч. На шасси ЗИС-6 устанавливали пожарные лестницы и многоместные автобусные кузова, а в годы войны – первые реактивные установки БМ-13 залпового огня, получившие название “Катюша”. В период с 1942 по 1948 г. на ЗИСе выпускался упрощенный и облегченный грузовик ЗИС-5В. Он не имел откидных боковых бортов, передних тормозов, одной фары и бампера. Его кабину делали из дерева, прямоугольные крылья изготовляли из самой дешевой листовой стали.

С 1942 г. выпускали 73-сильный полугусеничный автомобиль ЗИС-42 и его 85-ти сильный вариант ЗИС-42М. Машины весили 5250 кг., развивали скорость 45 км/ч и расходовали 55-60 л. бензина на 100 км. В том же году был построен полугусеничный артиллерийский тягач АТ-14 с двумя моторами по 85 л.с. В 1942-44 гг. производство грузовика ЗИС-5В развернулось на эвакуированных предприятиях в Ульяновске и в уральском городе Миасс, которые впоследствии стали Ульяновским и Уральским автозаводами. По окончании войны началась третья реконструкция завода.

В этот период простенький ЗИС-5В получил гидравлический привод всех тормозов, центробежно-вакуумный регулятор опережения зажигания и 85-ти сильный базовый двигатель. В 1948 г. 90-то сильный вариант с 5-ти ступенчатой коробкой передач имел обозначение ЗИС-50. На базе ЗИС-5В с 1946 г. Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ) организовал выпуск самосвалов ЗИС-05 с гидравлическим подъемником. Второе поколение автомобилей ЗИС появилось в канун майских праздников 1947 г. Новой базовой моделью стал 4-х тонный грузовик ЗИС-150, внешне повторявший стиль американских грузовиков конца 30-х гг.

Основой его силового агрегата ЗИС-120 оставался прежний существенно модернизированный 6-ти цилиндровый мотор. При сохранении рабочего объема он развивал мощность 90 л.с., оснащался тонкостенными быстросменными вкладышами коленчатого вала, термостатом в системе охлаждения, вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания. Важными новшествами стали 5-ти ступенчатая коробка передач и пневматический привод тормозов. В снаряженном состоянии ЗИС-150 весил 3900 кг., мог буксировать прицеп полной массой 4,5 т., развивал максимальную скорость 65 км/ч и потреблял 38 л. бензина на 100 км. В 1950 г. модернизированный ЗИС-150 вместо дерево-металлической получил цельнометаллическую кабину и новый карбюратор, в 1952 г. были введены промежуточная опора карданного вала и откидывающееся лобовое стекло.

С 1949 г. ММЗ на шасси ЗИС-150 изготовлял 3,5-тонные самосвалы ЗИС-ММЗ-585. С 1952 г. их выпускал Кутаисский автозавод (КАЗ) под индексом КАЗ-585Б. Впоследствии на ММЗ также собирали седельные тягачи ЗИС-ММЗ-120Н. Базовый автомобиль стал основой для 3,5-тонных модификаций ЗИС-156 (1949 г.) и ЗИС-156А (1953 г.), работавших соответственно на сжатом природном и сжиженном нефтяном газе. Всего до 1957 г. грузовиков серии ЗИС-150 было изготовлено 771615 экземпляров. Под влиянием конструкции полноприводных армейских грузовиков, поступавших в СССР в годы войны по ленд-лизу, с октября 1948 г. в производство пошел 2,5-тонный ЗИС-151 (6×6) с двускатной ошиновкой задних колес, в котором использовались агрегаты от ЗИС-150 и разработанные на Горьковском автозаводе ведущие мосты.

Мощность его двигателя увеличили до 92 л.с., к базовой 5-ти ступенчатой коробке передач добавили раздаточную, обеспечив автомобилю 10 передач вперед, в подвеску передних колес ввели рычажные гидроамортизаторы. Для привода каждого заднего моста использовался отдельный карданный вал, поэтому трансмиссия включала 5 валов с 10 шарнирами равных угловых скоростей. В результате увеличения механических потерь расход топлива возрос до 47-55 л. на 100 км, а максимальная скорость составляла всего 55 км/ч. Его единственной модификацией был ЗИС-151А с лебедкой.

26 июня 1956 г. завод получил имя И.А. Лихачева (1896-1956 гг.), слесаря, а затем наркома машиностроения, министра автомобильного транспорта СССР, директора АМО и ЗИСа в течение 23 лет. Переименование предприятия в Завод имени И.А. Лихачева (ЗИЛ) знаменует начало третьего этапа в его развитии. Он начался с создания на базе ЗИС-150 нового 4-х тонного грузовика ЗИЛ-164 с тем же двигателем мощностью 100 л.с., отопителем в кабине и синхронизаторами в коробке передач. Внешне он отличался лишь вертикальной решеткой облицовки радиатора. С 1960 г. изготовляли ЗИЛ-164А, получивший однодисковое сцепление (вместо двухдискового), модернизированную коробку передач и телескопические гидроамортизаторы.

На их базе выпускались газобаллонные версии ЗИЛ-166 и ЗИЛ-166А, седельные тягачи ЗИЛ-164Н, самосвалы ЗИЛ-ММЗ-585И и ЗИЛ-ММЗ-585Л. Напряженная работа по созданию более простого и экономичного полноприводного автомобиля воплотилась в 1957 г. в грузовике ЗИЛ-157 (6×6) со 104-х сильным двигателем, синхронизированной коробкой передач, задними односкатными колесами с широкопрофильными шинами и системой регулировки давления воздуха в них. ЗИЛ-157 разработали под руководством нового главного конструктора ЗИЛа, профессора, доктора технических наук А.М. Кригера (1910-1984 гг.).

С 1965 г. 109-ти сильный вариант с модернизированным шасси выпускался под индексом ЗИЛ-157К, а ЗИЛ-157КЕ оснащался двумя бензобаками. Автомобили предлагались также как седельные тягачи ЗИЛ-157В и ЗИЛ-157КВ. Последний вариант ЗИЛ-157КД появился в 1978 г. и выпускался в течение 13 лет. За 29 лет производства было собрано 797934 автомобиля серии “157”. В 1960 г. началась крупнейшая за всю историю завода четвертая реконструкция, завершившаяся через четыре года постановкой на конвейер принципиально нового 5-ти тонного грузовика ЗИЛ-130 третьего поколения, также разработанного под руководством А.М. Кригера.

Его серийное производство началось в декабре 1964 г. ЗИЛ-130 ознаменовал собой переход завода на изготовление более совершенной техники, обладавшей высокими эксплуатационными свойствами. На нем впервые в практике предприятия был использован современный 8-ми цилиндровый V-образный верхнеклапанный карбюраторный двигатель (5969 см 3 , 150 л.с.) с центробежным масляным фильтром, мощность которого сразу в 1,5 раза превысила те же значения моторов второго поколения.

На ЗИЛе-130 впервые появились гидроусилитель рулевого механизма и достаточно комфортабельная кабина с эффективными системами вентиляции и отопления, панорамным лобовым стеклом, капотом аллигаторного типа, а его дизайн имитировал внешность большинства американских капотных грузовиков 50-х гг.. ЗИЛ-130 первого выпуска весил 4300 кг., мог буксировать прицеп массой 8 т., развивал максимальную скорость 90 км/ч и расходовал 28 л. бензина на 100 км. Вариант ЗИЛ-130Г имел колесную базу, увеличенную с 3800 до 4500 мм.. Другими исполнениями стали самосвалы – сельскохозяйственный ЗИЛ-ММЗ-554 и строительный ЗИЛ-ММЗ-555, седельный тягач ЗИЛ-130В, бортовой ЗИЛ-130А для работы с прицепами и газобаллонный ЗИЛ-138.

Северный вариант ЗИЛ-130С выпускался Читинским автосборочным заводом. В ходе производства автомобилей третьего поколения их конструкция постоянно модернизировалась, что нашло свое отражение в обозначениях моделей: ЗИЛ-130-76 (1977 г.), ЗИЛ-130-80 (1980 г.) и ЗИЛ-431410 (1986 г.). На них были усилены рама и ходовая часть, что позволило увеличить грузоподъемность до 6 тонн. Двигатель оснащался головкой с вихревыми впускными каналами, транзисторной системой зажигания, сухим воздушным фильтром. Автомобили комплектовались гипоидной главной передачей, раздельным пневматическим приводом тормозов, измененным щитком приборов, новой облицовкой радиатора.

До 1994 г. было изготовлено в общей сложности 3366503 машины 130-й серии. В категории полноприводных автомобилей к третьему поколению относится 3,5-тонный грузовик ЗИЛ-131 (6×6), унифицированный с серией “130” и выпускавшийся с декабря 1966 г. Его вариантом стал седельный тягач ЗИЛ-131В. Затем его сменил ЗИЛ-131Н грузоподъемностью 3,75 т., выпускавшийся до 1986 г. В 90-е гг. производство грузовиков ЗИЛ-431410 и ЗИЛ-131Н было переведено на Уральский автомоторный завод (УАМЗ) в Новоуральске под Екатеринбургом. В 1975 г. на ЗИЛе наладили производство нового поколения 3-х осных автомобилей ЗИЛ-133П (6×4) грузоподъемностью 8 т., к которым с 1979 г. добавилась 10-ти тонная модель ЗИЛ-133Г2 полной массой 17,2 т.

Их оборудовали стандартным 150-ти сильным двигателем V8, 5-ти ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей и балансирной подвеской задних колес на полуэллиптических рессорах. С 1979 г. на грузовике ЗИЛ-133ГЯ устанавливались дизельный двигатель КамАЗ-740 V8 Камского автозавода (10857 см 3 , 210 л.с.), 2-х дисковое сцепление и 10-ти ступенчатая коробка передач. При полной массе 17,8 т. он развивал скорость 80 км/ч. Еще в начале 50-х гг. на ЗИСе было создано КБ специальных вездеходных машин, которое возглавил известный конструктор Виталий Андреевич Грачев (1903-1978 гг.).

Там начались работы по созданию мощных многоосных полноприводных автомобилей для армии и специальных целей. В 50-е гг. были созданы опытные образцы грузовика ЗИЛ-157, амфибия ЗИС-485, а также первые отечественные 4-х осные транспортеры ЗИЛ-134 и ЗИЛ-135 (8×8). В 1964 г. появился опытный 5-ти тонный автомобиль ЗИЛ-Э167 (6×6), оборудованный двумя 7-ми литровыми двигателями ЗИЛ-375 V8 мощностью по 180 л.с. и оригинальной бортовой трансмиссией. На рубеже 50-60-х гг. на заводе началось производство 9-ти тонных армейских транспортеров ЗИЛ-135К и ЗИЛ-135ЛМ (8×8) с передними и задними управляемыми колесами.

Они оснащались двумя моторами общей мощностью 360 л.с., бортовой трансмиссией, торсионной подвеской двух пар колес, гидроусилителем рулевого управления, системой подкачки шин и 4-х местными стеклопластиковыми кабинами. С 1966 г. это производство перевели на Брянский автозавод (БАЗ). К другим оригинальным конструкциям тех лет можно отнести полноприводный автопоезд ЗИЛ-137 (10×10), состоявший из седельного тягача ЗИЛ-131В и 2-х осного 10-ти тонного полуприцепа с активными осями, 20-ти тонную амфибию ЗИЛ-135П (8×8), вездеход ЗИЛ-132С на четырех пневмокатках.

В 1971 г. на основе ЗИЛа было создано производственное объединение МосавтоЗИЛ (ПО ЗИЛ), входившее в пятерку наиболее крупных машиностроительных комплексов СССР. Оно включало 17 специализированных предприятий, расположенных в разных районах страны. В начале 80-х гг. была завершена пятая реконструкция головного предприятия в Москве. Протяженность его конвейеров достигла 60 км., а производственная мощность составила 200 тыс. грузовых автомобилей в год, или в 8 раз больше возможностей ЗИСа после первой реконструкции 1931 г. Рекордный годовой объем производства был достигнут в 1988 г. – 209650 машин.

Разработка очередного поколения началась в конце 70-х гг. Впервые результаты этих работ были обнародованы в 1981 г. с появлением опытного автомобиля ЗИЛ-169Г. Базовая модель нового семейства – 6-ти тонный ЗИЛ-4331 стал сходить с конвейера в 1985 г. Главные его отличия заключались в повышенной эффективности и экономичности, более простой и современной форме капота и новой комфортабельной кабине. На автомобиле применялись новый дизельный двигатель ЗИЛ-645 V8 (8743 см 3 , 185 л.с.) с объемно-пленочным смесеобразованием и 8-ступенчатая трансмиссия, включавшая обычную 4-х ступенчатую коробку передач с планетарным демультипликатором.

Кабина на мягкой подвеске снабжалась подрессоренным сиденьем водителя и регулируемым по углу наклона и высоте рулевым колесом. Для упрощения обслуживания ввели интегральное оперение, состоявшее из блока капота с крыльями. Сокращению времени и затрат на сервисные работы способствовали уменьшенное количество точек смазки шасси и автоматическая регулировка тормозов. Новые условия периода перестройки конца 80-х и начала 90-х гг., потеря важных рынков, сбои в кооперационных связях и фактическое прекращение поступления военных заказов заставили ЗИЛ в корне пересмотреть свою политику и начать приспосабливаться к рыночным принципам ведения хозяйства.

В первое время это привело к резкому падению спроса на все серийные грузовые автомобили и поставило завод на грань банкротства. Одновременно начались активные поиски выхода из создавшегося положения, в результате которых вся производственная программа была пересмотрена и расширена. Этому способствовала и конкуренция со стороны иностранных фирм, которую ранее ЗИЛ никогда не испытывал. В 1992 г. ПО “МосавтоЗИЛ” было приватизировано и преобразовано в Открытое Акционерное Московское Общество “Завод имени И.А. Лихачева” (АМО ЗИЛ) с сохранением торговой марки “ЗИЛ”. Кроме головного завода, оно включает 30 дочерних предприятий. Одним из его акционеров стало правительство Москвы.

Главным достижением ЗИЛа стало оперативное создание принципиально нового пятого поколения развозных грузовых автомобилей среднего класса полной массой до 7 т., рассчитанных на мелких предпринимателей и преимущественное использование в городах для доставки малых партий грузов. Основой семейства в 1996 г. стал 3-х тонный автомобиль полукапотной компоновки ЗИЛ-5301, за специфическую внешность прозванный в народе “Бычком”. Он оснащен автомобильной модификацией тракторного 4-х цилиндрового дизельного двигателя Д-245 (4750 см 3 , 109 л.с).

Минского моторного завода (ММЗ). Использованные на автомобиле 5-ти ступенчатая синхронизированная коробка передач, гидроусилитель рулевого управления и 3-х местная кабина унифицированы с грузовиком ЗИЛ-4331. “Бычок” оснащен гидроприводом сцепления и тормозов, гипоидной главной передачей, передними дисковыми тормозами, 16-ти дюймовыми колесами с бескамерными шинами, металлической грузовой платформой с тентом, имеет малый радиус разворота (7 м.) и небольшую погрузочную высоту. При сравнительно высокой собственной массе около 4 т. он развивает максимальную скорость 90-95 км/ч.

Новое семейство основано на нескольких однотипных шасси с короткой, удлиненной или двойной 7-ми местной кабиной и колесной базой 3650 и 4250 мм.. На них предлагаются соответствующие бортовые варианты ЗИЛ-5301АО, ЗИЛ-5301ЯО и ЗИЛ-530110 грузоподъемностью соответственно 3,0-2,9 и 2,7 т., а также несколько видов универсальных, изотермических и рефрижераторных фургонов, 3-х тонный самосвал ЗИЛ-САЗ-1503, а с 1998 г. – цельнометаллический фургон ЗИЛ-5301СС со сдвижными дверями. В 1999 г. появился компактный фургон ЗИЛ-5301НС вместимостью 10,5 м 3 на шасси с колесной базой 3245 мм.. Существуют также 3-х осный вариант ЗИЛ-5302 (6×2) и полноприводный ЗИЛ-5301ФА (4×4).

Наличие лонжеронной рамы и отдельной кабины предоставляют очень большие возможности по использованию шасси для монтажа специального оборудования и различных кузовов. Среди них различные самосвалы, цистерны, эвакуационные машины, пожарные автомобили, автобусы на 15-21 место. По внешнему виду и силовому агрегату ближайшим родственником “бычков” является полноприводный автомобиль ЗИЛ-4327 (4×4) грузоподъемностью 2,3 т., унифицированный по шасси с серией “131”. Автомобили ЗИЛ-5301, оказавшиеся проще и дешевле иностранных аналогов, вполне удовлетворяют потребности российских покупателей. В 1999 г. было изготовлено 13745 “бычков”, что составило 63,4% общего производства завода.

Кардинальные реформы в России 90-х гг. существенно отразились на положении ЗИЛа. Первоначальная ставка на тесное сотрудничество в области тяжелых грузовиков и дизелей с фирмами “Кенворт” (Kenworth), “Катерпиллар” (Caterpillar), “Вольво” (Volvo) и “Рено” (Renault) особого успеха не принесла. В итоге завод был вынужден по-прежнему ориентироваться на свои силы, то есть создание обширного унифицированного семейства на базе собственных серийных грузовиков.

В 90-е гг. на основе ЗИЛ-4331 была разработана широкая гамма унифицированных машин полной массой 12 т. с колесной базой 3800 и 4500 мм.. На базовом шасси ЗИЛ-433102 со 185-сильным двигателем ЗИЛ-645 предлагаются 6-ти тонный бортовой вариант ЗИЛ-433100, седельные тягачи ЗИЛ-442100 и ЗИЛ-442300 с короткой и удлиненной кабинами. На 8-ми тонном бортовом ЗИЛе-534330 полной массой 14,5 т. и тягачах ЗИЛ-541760 и ЗИЛ-541730 применяются дизель ЯМЗ-236А V6 (11149 см 3 , 195 л.с.) и 8-ми ступенчатая коробка.

С 1999 г. тягач ЗИЛ-541740 выпускается с 230-ти сильным дизелем ЯМЗ-236НЕ с турбонаддувом. Наибольшим спросом пользуются простые 6-ти тонные автомобили ЗИЛ-433110 и ЗИЛ-433360 со старым карбюраторным мотором V8 в 150 л.с., унаследованным от ЗИЛа-130. В 1995 г. на смену автомобилю ЗИЛ-131Д пришел ЗИЛ-4334 (6×6) грузоподъемностью 3,75 т., оснащенный многотопливным 170-сильным дизелем ЗИЛ-6451. Современная серия “133” включает 10-ти тонный бортовой вариант ЗИЛ-133Г40 (6×4) полной массой 17,7 т., самосвалы ЗИЛ-4514 и ЗИЛ-4520, седельный тягач ЗИЛ-13305А со спальной кабиной.

Основным двигателем для них стал новый дизель ЗИЛ-6454 V8 (9556 см 3 , 200 л.с.), работающий с 9-ти ступенчатой трансмиссией. С1999 г. выпускаются новые 10-ти тонные грузовик ЗИЛ-6309 (6×4) и самосвал ЗИЛ-6409 со 195-сильным дизелем ЯМЗ-236А. В 1996 г. был представлен магистральный седельный тягач ЗИЛ-6404 (6×4) с 410-сильным дизелем ЯМЗ-7511 и спальным отсеком, способный буксировать автопоезда массой до 40 т. со скоростью 105 км/ч. Для участия в соревнованиях Кубка ФИА по шоссейно-кольцевым гонкам на грузовиках было изготовлено несколько седельных тягачей ЗИЛ-4421С (мощность до 900 л.с.) с импортными агрегатами.

В начале 90-х гг. ранее засекреченное производство специальных вездеходов было преобразовано в ОАО “Вездеход ГВА”. В его название вошли инициалы создателя вездеходной техники В.А. Грачева. Наиболее интересными являются аварийно-спасательные амфибии “Синяя птица”, имевшие ранее индекс ЗИЛ-132К. Они предлагались в грузовом и грузопассажирских исполнениях ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 (6×6) с бензиновыми или дизельными двигателями мощностью 136-185 л.с., бортовой 10-ти ступенчатой трансмиссией, независимой торсионной подвеской, дисковыми тормозами, стеклопластиковыми кузовами, оборудованными радионавигационными приборами и средствами спасения.

Полная масса машин – 9,6-11,8 т., максимальная скорость по шоссе – 75-80 км/ч., на плаву – 8-9 км/ч. С 1995 г. в городе Балахна Нижегородской области на Правдинском заводе радиорелейной аппаратуры (ПЗРА) начата сборка их сухопутных 4,5-тонных 185-ти сильных вариантов. Универсальные шасси ЗИЛ-4972 и ЗИЛ-4975 с бортовой платформой и гидрокраном имеют полную массу 12-13 т. и оснащаются 18-ти ступенчатой трансмиссией.

К концу XX века АМО ЗИЛ оставался одним из крупнейших в Европе изготовителей грузовых автомобилей. Они выпускаются более чем в 120 вариантах и предлагаются с кузовами и надстройками, которые выпускают 100 предприятий России и стран СНГ, а комплектующие для них изготовляют 800 заводов и мастерских. В 1998-2000 гг. ЗИЛ выпускал по 20-22 тыс. грузовиков – это в 10 раз меньше его потенциальных возможностей. С момента начала своей деятельности на предприятиях АМО, ЗИС и ЗИЛ в общей сложности выпущено около 6 млн. грузовых и других видов автомобилей.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

ЗИЛ (Завод имени Лихачева) - старейшее автомобильное предприятие России. В настоящее время модельный ряд производителя включает широкий спектр наименований, от грузовых авто до спецтехники. Все модели ЗИЛ имеют репутацию надежной, неприхотливой, простой в эксплуатации и доступной техники.

Завод был открыт в 1916 году, и практически сразу здесь начался выпуск первого грузовика - полуторатонного Ф-15 по лицензии компании FIAT из итальянских комплектующих. Но производство собственных машин так и не было налажено. Причиной тому послужили Октябрьская революция и гражданская война, произошедшие в тот период. В итоге недостроенный завод по существу превратился крупные мастерские, занимающиеся ремонтом машин и прочей техники.

1 ноября 1924 года был собран первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15, а 7 ноября состоялся торжественный парад, в котором приняли участие десять данных автомобилей. Именно эту дату принято считать днем рождения советского машиностроения.

МВ 1925 году завод был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод (бывший АМО).

В 1927 году завод возглавил И.А.Лихачев, с именем которого связано интенсивное развитие предприятия.

В 1931 году на заводе был пущен первый отечественный сборочный автомобильный конвейер, с которого сошли первые 27 грузовиков АМО-3. В этом же году заводу было присвоено имя И.В.Сталина (ЗИС). Грузовики АМО-3 представляли собой аналог американских грузовиков "Autocar" и могли принимать на борт 2,5 тонны груза. Впоследствии модель была модернизирована, в результате чего грузоподъемность увеличилась до 3 тонн.

Испытывая острую нехватку грузовых автомобилей, в 1933 году советское правительство принимает решение о модернизации конвейера. И уже в 1934 году стартовал выпуск грузовиков ЗИС-5 и ЗИС-6, причем последние были уже трехосными с колесной формулой 6х4.

В 1936 году начался выпуск легковых автомобилей. Первой моделью стал семиместный лимузин ЗИС-101, построенный на базе американского авто Buick. Автомобиль был оснащен рядным 8-цилиндровым двигателем рабочим объемом 5,8 литра и мощностью 90 лошадиных сил. Максимальная скорость ЗИС-101 достигала 115 км/час.

Во время Второй мировой войны завод специализировался на выпуске грузовиков и другой спецтехники. Также выпускалось вооружение для фронта: минометы, автоматы, мины, снаряды и прочее.

Для высшего партийного руководства СССР в 1942 году был разработан легковой автомобиль повышенной комфортности под названием ЗИС-110. За образец автомобиля был взят американский лимузин Packard-180.

С середины XX века завод начал выпускать холодильники, велосипеды, а также приступил к производству оборонной техники - бронетранспортеров ЗИС-152 и автомобилей-амфибий ЗИС-485.

После смерти И.А. Лихачева в 1956 году заводу присваивается его имя.

В 1958 году появился первый правительственный лимузин ЗИЛ-111, который имел длину более 6 метров и восьмицилиндровый двигатель в 200 л.с. В 1959 году в серию пошла модификация 111А, оборудованная кондиционером воздуха. Представительские ЗИЛы предназначались для самого высшего руководства СССР, членов Политбюро КПСС — отчего в народе их прозвали «членовозами». Именно в кабриолете 111В предстал перед ликующей Москвой первый космонавт Юрий Гагарин во время парада на Красной площади. Также были выпущены модификации 111Г со сдвоенными передними фарами и парадный фаэтон 111Д.

В 1967 году появляется ЗИЛ-114, ставший эталоном советского представительского автомобиля. Двигатель мощностью в 300 лошадиных сил делал его одним их самых быстрых правительственных автомобилей в мире. 114-я модель оснащалась центральной блокировкой дверных замков, дистанционным управлением радиоприемника, а также атермальными стеклами. Кроме того, в этой машине появилась возможность регулировки рулевого колеса по углу наклона. В 1971 году на базе 114-го лимузина был разработан пятиместный седан ЗИЛ-117, имевший несколько меньшую длину и массу.

В 1978 году появился ЗИЛ-115, позже получивший индекс 4104. По своим техническим характеристикам эта модель стала наиболее совершенной среди отечественных представительских автомобилей. Мощность возросла до 330 л.с., а до 100 км/час автомобиль разгонялся за 13 секунд. В разных вариантах модель 4104 выпускалась до 2002 года, а всего с конвейера сошли 320 машин. Объявления о продаже данного авто с подробным описанием и фото Вы найдете на странице производителя в каталоге марок на нашем сайте Auto.dmir.ru.

В 1983 году на смену 4104 пришла 41045-я модель. На этом автомобиле салон был выполнен в виде бронекапсулы, выдерживающей попадание снаряда малокалиберной пушки. В 1985 году стартовало производство новой модели с индексом 41047, сменившей на конвейере 41045. Конструкция 41047 была выполнена по классической схеме: кузов на лонжеронной раме, задние ведущие колеса, независимая торсионная подвеска передних колес, задних — зависимая. На базе этой модели были разработаны автомобиль 41042 для медицинских служб, «Скорпион» - для охранной системы и бронированный автомобиль 41052. В автомобильном клубе марки на сайте Auto.dmir.ru Вы сможете почитать или оставить отзывы о 41047-й модели.

После распада СССР завод находился на грани банкротства в результате резкого падения спроса на грузовики, связанного с образованием новых рыночных принципов ведения хозяйства. 23 сентября 1992 года завод был приватизирован и преобразован в Открытое Акционерное Московское Общество "Завод имени И. А. Лихачева". В 1992 году был создан новый трехтонный малотоннажный автомобиль под индексом 5301, которому впоследствии мэр г. Москвы Юрий Лужков дал имя «Бычок». По данным 1999 года было выпущено 13 745 «бычков», занимающих больше половины производства завода.

К концу XX века завод производил более 120 вариантов автомобилей, предлагал для них различные кузова и надстройки, выпускавшиеся на ста предприятиях России и СНГ.

В настоящее время на базе автомобилей ЗИЛ завод вместе с другими фирмами выпускает большую гамму специальной техники: коммунальную, дорожно- строительную, мусоровозы, вакуумные, илососные, каналопромывочные, аварийно-ремонтные машины, автоцистерны, автоподъемники.

В 2005 году помимо автомобильного производства на заводе была разработана уникальная технология и налажено литье церковных колоколов. 14 колоколов весом то 8 кг до 27 тонн украшают Храм Христа Спасителя в г. Москве.

В 2008 году АМО ЗИЛ организовало совместное предприятие с китайской компанией CNHTC по производству тяжелых дизельных грузовиков марки HOWO-ZIL.

Самосвалы Зил выпускаются в большом количестве разнообразных модификаций. Это могут быть сочлененные самосвалы, а также полуприцепы, но все они настолько качественны по своим характеристикам и универсальны по комплектации, что из них создавали автокраны, пожарные машины, фургоны, а также автоцистерны. ЗИЛ грузовик эффективен как на территории бездорожья, так и в стесненных городских условиях. На высоте находятся такие важные для транспортного средства показатели, как грузоподъемность и экономичность.

Популярные модификации

На платформе автомобиля ЗИЛ производятся следующие модификации грузовых машин. У автомобиля ЗИЛ модельный ряд довольно разнообразен:

  1. Грузовой ЗИЛ-130Г – перевозка габаритных грузов и буксирование прицепов с общей весовой категорией до 8 тонн.
  2. ЗИЛ-130В1 – седельного типа тягач, который изначально спроектирован для буксировки груза массой до 14 тонн.
  3. ЗИЛ-130Д1 – это специальная платформа для построения самосвалов ЗИЛ-ММЗ-4502 и ЗИЛ-ММЗ-555.
  4. ЗИЛ-130Б2 – это платформа с особым пневматическим выводом, предназначенным для построения тягача, применяемого в сельском хозяйстве.
  5. Грузовой ЗИЛ-130Г – платформенная машина со специальными 2-ух секционными бортами. Здесь присутствует база колес 4 500 мм и уникальный по характеристикам мотор.
  6. ЗИЛ модель 130Д – это платформа для самосвала узкого строительного назначения, имеющая короткую базу колес — 33 см.
  7. ЗИЛ-130Б платформа для техники особого сельскохозяйственного назначения с общей базой колес, равной 3 800 мм.

Все без исключения модели отличаются оптимальной комплектацией и возможностью идеально функционировать в разных климатических условиях.

Кузов ЗИЛа — габариты и характеристики

ЗИЛ кузов данного транспортного средства может быть не только грузовым, но также пассажирским. Для этой цели присутствуют откидные скамейки и возможность установки тента.

Что касается средних габаритных показателей ЗиЛа, то его длина составляет 6 672 мм, ширина – 2 500 мм, общая высота – 2 400 мм. Объем платформы равен 5.10 кубических метров, а площадь пола составляет 8.72 квадратных метра.

Салон

У ЗИЛ кабина – это трехместный салон, который располагается сразу за двигателем. Сиденье можно отрегулировать по высоте, по длине, а также по наклону спинки. Среди присутствующих основных опций салона можно выделить:

  • Стеклоочиститель;
  • Отопитель;
  • Специальное устройство для промывки стекол;
  • Крыша салона оснащена двумя вентиляционными люками.

Кабина выполнена из цельного металла, а сиденья выполнены из мягких материалов. Все в ней продумано до мелочей, что делает салон максимально комфортным для водителей и для пассажиров. Здесь эргономично расположены основные приборы и механика управления.

Транспортное средство оснащено гидравлическим усилителем руля, благодаря чему значительно увеличилась общая простота управления автомобилем и его безопасность. При случайном разрыве переднего колеса, грузовику легко будет удержаться на дорожном участке.

Основные технические характеристики

Транспортное средство комплектуется 4-тактным восьмицилиндровым двигателем. У грузовика ЗИЛ двигатель мощный, этот параметр составляет 3000 оборотов в минуту. Общий рабочий объем двигателя достигает 6 литров. Особого внимания заслуживает специальная система смазки, которая характеризуется, как комбинированная с возможностью разбрызгивания и разными показателями давления. Система питания установленного движка относится к категории принудительной, также есть встроенная жидкостная система охлаждения.

Тормозная система

На грузовике установлена особая тормозная система, которая присутствует на всех колесах. Это тормоза особого барабанного типа, которые функционируют под влиянием современной пневмосистемы. Основной резерв воздушной массы находится в специальном резервуаре под достаточно сильным давлением. В рабочее состояние тормоза приводятся при помощи водяного насоса и установленной передачи. Работа компрессора осуществляется с двумя тысячами оборотами в минуту. Всего воздушных баллонов существует всего два, каждый по 20 литров.

Положительные и отрицательные свойства

Все большее количество автолюбителей принимают решение купить данные машины грузового назначения. Из данного средства можно сделать уникальное авто, так как присутствует возможность проведения оптимального апгрейда. Среди иных положительных факторов можно отметить такие важные показатели, как доступная стоимость транспортного средства, небольшие габариты, оптимальная ремонтопригодность и маневренность устройства. При необходимости можно без проблем найти нужные детали для проведения ремонта. Высокие показатели проходимости машины основаны на наличии встроенного рулевого усилителя, также мотор работает идеально.

Среди недостатков машины можно отметить небольшую скорость, которую в состоянии развить вездеходы, неидеальный мотор и грузоподъемность также не является рекордной. По причине давнего года выпуска детали довольно часто выходят из строя. Несмотря на достаточные комфортные условия салона, он немного уступает по меркам настоящего времени. Кресла можно регулировать, но они не совсем удобны для современных водителей. Мотор в кабине автомобилей ЗИЛ не слышен, машина и ее основные модификации передвигаются тихо. За свою 40-летнюю историю данные автомобили зарекомендовали себя, как прочный и очень надежный грузовой транспорт, относительно простой в процессе эксплуатации и в ремонте. И сейчас на дорогах страны можно встретить узнаваемый всеми ЗИЛ и ЗИС, который приобретают в качестве средства, решающего большое количество разных задач.