Что изобрел форд. Генри форд - биография, информация, личная жизнь

Форд Генри. Henry Ford. Биография.

Форд Генри (Ford, Henry) (старший) (1863 - 1947)
Форд Генри . Henry Ford.
Биография
Американский инженер, промышленник, изобретатель. Один из основателей автомобильной промышленности США, основатель "Форд мотор компани" (Ford Motor Company), организатор поточно-конвейерного производства. Генри Форд родился 30 июля 1863, на ферме, располагавшейся недалеко от Дирборна, штат Мичиган (США). "Существует легенда, что мои родители были очень бедны и им приходилось туго. Они были, правда, небогаты, но о настоящей бедности не могло быть и речи. Для мичиганских фермеров они были даже зажиточны. Мой родной дом и теперь еще цел и вместе с фермой входит в состав моих владений. [...] Важнейшим событием моих детских лет была моя встреча с локомобилем, милях в восьми от Детройта, когда мы однажды ехали в город. Мне было тогда двенадцать лет. Вторым по важности событием, которое приходится на тот же самый год, были подаренные мне часы. [...] Этот локомобиль был виной тому, что я погрузился в автомобильную технику. [...] Когда я ездил в город, карманы у меня всегда были набиты всяким хламом: гайками и обломками железа. Нередко мне удавалось заполучить сломанные часы, и я пробовал их чинить. Тринадцати лет мне удалось в первый раз починить часы так, что они ходили правильно. С пятнадцати лет я мог чинить почти всякие часы, хотя мои инструменты были весьма примитивны. [...] Я никогда не мог особенно заинтересоваться фермерской работой. Я хотел иметь дело с машинами. Мой отец не очень сочувствовал моему увлечению механикой. Он желал, чтобы я стал фермером. Когда я семнадцати лет окончил школу и поступил учеником в механическую мастерскую Драйдока, меня считали почти погибшим." (Генри Форд, "Моя жизнь, мои достижения", 1922)
В 1879 (в 16 лет) получил место ученика машиниста в Детройте. Закончив обучение, занимался установкой и ремонтом паровых двигателей на паровозах, несколько лет работал механиком в различных компаниях. В эти же годы подрабатывал ремонтом часов (потом это превратилось в его хобби на всю жизнь) и самостоятельно изучал механику и инженерное дело. "31 мая 1921 года Общество Автомобилей Форда выпустило автомобиль № 5 000 000. Теперь он стоит в моем музее, рядом с маленькой газолиновой тележкой, с которой я начал свои опыты и которая в первый раз пошла весной 1893 года к моему великому удовольствию. [...] Та маленькая старая тележка, несмотря на свои два цилиндра, пробегала двадцать миль в час и выдерживала, при своем резервуаре всего в 12 литров, полных шестьдесят миль." (Генри Форд, "Моя жизнь, мои достижения", 1922) С 1893 - главный инженер "Эдисон ильюминейтинг компани" (Электрической компании Томаса Эдисона, создателя электрической лампочки). В 1892 - 1893 создал свой первый автомобиль с 4-тактным двигателем внутреннего сгорания (марка "Форд"). В 1899 уволился с должности главного инженера, чтобы полностью посвятить себя созданию собственной автомобильной компании в Детройте. В 1899 - 1902 - главный инженер "Детройт отомобил компани". Компания обанкротилась, и Форд решил завоевать репутацию для своих автомобилей участием в автогонках: ему удалось стать очень популярным автогонщиком.
В 1903, с помощью группы финансистов, основал "Форд мотор компани" (Ford Motor Company). Генри Форд получил 25,5% акций. Уставный капитал составил 150 тыс. долларов, из которых наличными удалось получить только 28 тыс. Тем не менее, спустя всего месяц был выпущен первый автомобиль компании. В 1905 финансовые партнеры Форда не согласились с его намерением выпускать дешевые автомобили, т.к. спросом пользовались дорогие модели, держатель основного пакета акций Александр Малколмсон продал свою долю Форду, после чего Генри Форд стал обладателем контрольного пакета и президентом компании (был президентом компании в 1905 - 1919 и в 1943 - 1945). В 1908 Форд впервые в мире начал выпуск массового дешевого автомобиля - появилась "Модель Т" (Ford Model T) и в первый же год корпорация "Форд" смогла продать 10 тыс. автомобилей этой модели. Прежде чем появилась "Модель Т", было создано 8 других моделей, отличительной особенностью которых была их небольшая цена. Главной целью Генри Форда стало превращние автомобиля из предмета роскоши в предмет первой необходимости. "Когда появилась "Модель Т", большинство автомобилей в США стоили от 1100 до 1700 долларов, а цена автомобилей люкс доходила до 2500 долларов. И тут появляется вполне приличный фордовский автомобиль модели "Т" по цене всего 825-850 долларов... А для тех лет 400 долларов разницы - огромные деньги. В среднем работающий в США получал тогда 100 долларов в месяц. ... Прежде автомобиль считался игрушкой только для богатых... благодаря Форду человек, работающий на заводе или фабрике по 40 часов в неделю, впервые получил возможность купить новый автомобиль." (Из интервью с редактором американского журнала "Карз энд Партс" Бобом Стивенсом). Продажу на территории США осуществляла впервые созданная дилерская сеть: в 1913 - 1914 годах у Форда насчитывалось 7 тыс. таких дилеров, не только продававших, но и ремонтировавших "Модель Т". К 1914 году число проданных автомобилей модели "Т" достигло 250 тыс., что составило около 50% всего автомобильного рынка США тех лет. К 1927 году, когда "Модель Т" была снята с производства, число проданных автомобилей этой серии достигло 15 миллионов. За всю историю мировой автомобильной промышленности больше было продано только знаменитых "Жуков" немецкой корпорации "Фольксваген".
С целью осуществления жесткого контроля, создал полный цикл производства: от добычи руды и выплавки металла до выпуска готового автомобиля. В 1914 ввел самую высокую в США минимальную заработную плату - 5 долларов в день, допустил рабочих к участию в прибылях компании, построил образцовый рабочий поселок, но вплоть до 1941 не разрешал создавать профсоюзы на своих заводах. В 1914 заводы корпорации начали работать круглосуточно в 3 смены по 8 часов каждая, вместо работы в 2 смены по 9 часов, что позволило обеспечить работой дополнительно несколько тысяч человек. "Повышенная зарплата" в 5 долларов не была гарантирована каждому: рабочий должен был тратить свою зарплату разумно, на содержание семьи, если же он пропивал деньги, его увольняли. Эти правила сохранялись в корпорации вплоть до периода Великой Депрессии.
В январе 1928 появилась новая "Модель А". Нововведением стало устанавливаемое при сборке защитное ветровое стекло, ставшее с тех пор обязательным элементом автомобиля. Стекло могло быть цветным и 17 конфигураций. На всех 4 колесах были установлены тормозные колодки и гидравлические амортизаторы. Хотя новая модель понравилась и покупателям, и дилерам, прежние позиции Форда как безоговорочного лидера автомобильной промышленности восстановить уже не удалось: к 1940 году на долю корпорации приходилось уже менее 20% рынка США.
Сотрудничество с Россией началось в 1909, когда в Санкт-Петербурге, а затем в Москве, Одессе и прибалтийских портовых городах были открыты сбытовые конторы компании. В 1913 первым внедрил конвейер в процесс производства. В 1919, по инициативе Советского бюро в Нью-Йорке, Форд заключил сделку о продаже Советской России тракторов "Фордзон". Несмотря на враждебное отношение к большевизму, Форд пожертвовал своими политическими воззрениями во имя достижения предпринимательского успеха в Советской России. СССР превратился в самого крупного зарубежного покупателя тракторов Форда. По утверждениям самого Генри Форда, его компания поставляла в СССР 85% всех грузовых автомашин, легковых автомобилей и тракторов (в общей сложности с 1921 по 1927 СССР приобрел более 24 тыс. тракторов "Фордзон", сотни легковых и грузовых автомашин). 31 мая 1929 с компанией Форда был подписан договор о технической помощи Советскому Союзу в строительстве автозаводов сроком на 9 лет. Для строительства завода полного цикла был избран Нижний Новгород (будущий Горьковский автомобильный завод, ГАЗ). По соглашению производственная мощность завода должна была обеспечивать выпуск 100 тыс. грузовых и легковых машин ежегодно; советские автостроители могли пройти стажировку на заводе Форда в Дирборне, под Детройтом. Со своей стороны, советское правительство брало на себя обязательство закупить в течение 4 лет продукцию компании Форда на общую сумму 4 млн. долл. 1 февраля 1930 из ворот Автосборочного завода № 1 вышла первая советская "полуторка". В мае 1931 под Нижним Новгородом был заложен завод полного цикла, а в январе 1932 он начал выпускать продукцию. В 1935 действие соглашения было прекращено по обоюдному согласию, т.к. СССР стал выпускать машины собственного производства. Всего за период с 1929 по 1936 между советскими организациями и Фордом было подписано контрактов на сумму, превышающую 40 млн. долларов.
Перед началом второй мировой войны стал поклонником Гитлера, выпускал газету, в которой печатались антисемитские статьи, в 1938 принял от фюрера награду. В 1936, совместно с сыном Эдселом (Edsel Bryant Ford), создал Фонд Форда (Ford Foundation; в настоящее время является самым крупным американским филантропическим фондом; финансовые активы фонда на конец 1999 составляли около 12 млрд. долларов). В 1945 году Генри Форд ушел с поста президента своей корпорации. В 1945 пост президента компании занял внук Генри Форда - Генри II (Henry II), родившийся в 1917. Умер Генри Форд-старший в возрасте 83 лет, 7 апреля 1947 года, в Дирборне.
Среди книг Генри Форда - "Моя жизнь и работа" (My Life and Work,1922, перевод на русский язык - 1924; до 1927 в СССР переиздавалась семь раз), "Сегодня и завтра" (Today and Tomorrow, 1926, перевод на русский язык - 1927), "Движение вперёд" (Moving Forward, 1931). Книги, написанные Фордом, неоднократно издавались и переиздавались в СССР, рекомендовались руководителям советских промышленных предприятий в качестве учебного пособия и студентам вузов в качестве учебника. В СССР, в серии "Жизнь замечательных людей", была издана книга о Форде.
__________
Источники информации:
Генри Форд. "Моя жизнь, мои достижения". М.: Финансы и статистика, 1989Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Энциклопедия российско-американских отношений, Англо-русский лингвострановедческий словарь "Американа", Большая советская энциклопедия)
Радио Свобода ("Генри Форд и первый автомобиль для миллионов")
Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru

Американский инженер, изобретатель, промышленник Генри Форд родился в июле 1863 года. Он стал гордостью автомобильной промышленности Соединённых Штатов, основателем Ford Motor Company, организатором производства и конструктором поточно-конвейерного комплекса.

Автомобиль Генри Форда создан как произведение искусства, в нём нет ничего лишнего, красота его целесообразна и функциональна. И это - не роскошная игрушка. Это удобный, доступный по цене подарок, который сделал средней американской семье Генри Форд. Биография этого изобретателя и конструктора - достойный пример каждому человеку.

Заслуги

Знаменит Генри Форд, биография которого со временем обрастает всё более фантастическими подробностями, тем, что он сумел создать поток на производстве. И автомобильный бизнес - тоже его идея, воплощённая им же в жизнь. И самое главное - менеджмент. Экономически организованным предприятиям необходимы менеджеры, и двадцатый век дал миру бизнесмена-созидателя. Лучшего бизнесмена века, по признанию журнала Fortune!

Им было построено самое большое производство из существовавших на тот момент, настоящая индустрия, на которой Форд заработал свой первый миллиард (сегодня эти деньги "стоят" тридцать шесть миллиардов). Принципы его управления до сих пор оказывают громадное влияние на весь уклад общества США. Форду удалось продать пятнадцать с половиной миллионов "Форда-Т", и необходимый для производства поточный конвейер стал привычнее велосипеда на улице.

Противник и создатель менеджмента

Если бы не был противником управленческих принципов Генри Форд, биография его не пополнилась бы званием лучшего бизнесмена. У него были свои принципы: рабочим платил вдвое больше, чем остальные работодатели, продавал им автомобили со значительными скидками. Таким образом он создал класс, до сих пор называемый "синими воротничками". Он не поднимал спрос на свою продукцию. Нет! Он создавал условия для такого спроса.

Это очень не совпадало с принципами действующей производственной политики. создавалась и формулировалась в заочном споре Форда с теоретиками, которые никак не могли победить знатного автомобилестроителя, покуда не появился менеджер-практик из General Motors, который разбил Генри Форда наголову в очном споре. Так успешный Форд, биография которого достойна пера сценариста голливудского фильма, как предприниматель, потерпел крах в 1927 году.

Только продукт важен

К этому времени Генри не мог уже переменить свои убеждения. Он по-настоящему "зазвездился", то есть был абсолютно уверен в собственной правоте. А времена наступили новые, смену которых он и не заметил. Успешное производство теперь требовало управления, причём нового качества управления, этого и не смог вовремя понять Генри Форд. Цитаты его по этому поводу замечательны: "Гимнастика - чушь. Здоровым людям она ни к чему, а больным людям - противопоказана." Так же относился он и к менеджменту.

Форд был уверен: если продукт хорош, то непременно принесёт прибыль, а если он плох, то самое расчудесное руководство не принесёт результата. Форд презирал искусство управления, бегал по цехам, в кабинет заглядывал только изредка, финансовые документы казались ему тошнотворными, он ненавидел банкиров, признавал исключительно наличные. Финансисты были для него ворами, спекулянтами, вредителями и грабителями, а акционеры - тунеядцами. И так талантливо Генри рассыпал на эту тему! До сих пор благодарный менеджмент использует их как пример потери чутья в бизнесе. Во всяком случае, если он и не был прав, то с потребителями был предельно честен.

Честный продукт

Высказывания Генри Форда по этому поводу актуальны на все времена: "Только работа созидает ценности!" - не уставал твердить он. Так и было. Массовое производство на заводе не начиналось до тех пор, пока модель не достигала идеального, абсолютно универсального, на взгляд Форда, состояния. Далее налаживается и автомобиль ставится на поток. Менеджеры смотрят за общей выработкой, Форд смотрит за ними, чтобы отделы работали друг с другом согласованно, и тогда прибыль сама собой свободно течёт предприятию.

Все наиболее важные вопросы глава предприятия решал сам. Теория Генри Форда была такова: ценность рыночной стратегии заключается в "ценах проникновения". Ежегодно увеличивается объём производства, постоянно уменьшаются издержки, регулярно снижаются цены на автомобиль, - именно так создаётся стабильный рост прибыли, поскольку растёт и спрос. Прибыль обязательно возвращается в производство. Пока принципы Генри Форда работали на коммерческий успех, он был предпринимателем-индивидуалистом - акционерам не платил вообще.

Главные ценности

Вот она, американская мечта: родиться, как Генри Форд, в бедной фермерской семье, разбогатеть и прославиться. Соотечественники могут забыть, кто у них сегодня президент, а вот автомобиль Генри Форда будут помнить всегда. Форд служил идее, одной-единственной и всю жизнь, терпел абсолютные поражения, сносил повсеместные насмешки, боролся с изощрёнными интригами. Но своего добился: создал автомобиль и заработал миллиарды.

Жена Генри Форда - Клара - тоже была одна на всю жизнь. Она верила ему беспрекословно, поддерживала в трудные моменты беззаветно. Его как-то спросили, каким образом он прожил бы жизнь, если ему предоставят вторую возможность. Высказывания Генри Форда всегда были достойны мемориза: "Я бы согласился, но с одним условием: я снова женюсь на Кларе."

Начало

На самом деле жизнь Генри начиналась не так легко. Он родился на ферме в Мичигане, где с малых лет вынужден был помогать работать отцу в поле. Он это занятие искренне ненавидел. Его влекли только механизмы. И увиденный им в двенадцатилетнем возрасте паровой локомобиль потряс душу мальчика до самого дна. Так началась история Генри Форда.

Каждый день до позднего вечера Генри мучился с конструированием движущегося механизма. Он перестал быть похожим на обычного мальчика: карманы полны гаек, вместо игрушек - инструменты. Родители подарили первые в его жизни часы, которые он разобрал в тот же день и собрал как было. Лет с пятнадцати бегал по соседским фермам и чинил всем любые механизмы, а школу, таким образом, он не окончил. впоследствии высказывания Генри Форда по этому поводу мировоззренчески не изменились. Он говорил, что книги ничему практическому не учат, а для техника важнее всего механизм, из которого он, как писатель из книг, почерпнёт все идеи и сумеет их применить.

Паровые локомобили

Генри не знал в работе отдыха: от фермерских корней совсем оторвался, трудился в механической мастерской, а по ночам ремонтировал часы, подрабатывая у ювелира. Поскольку идея у него уже появилась, и только самодвижущийся экипаж увлекал все его мечты, в шестнадцать лет он устроился в "Вестингауз компани" экспертом по сборке и ремонту локомобилей. Эти многотонные монстры автомобилестроения делали 12 миль в час и чаще всего использовались как трактор. Дороги локомобили были настолько, что далеко не каждый фермер мог такую машину приобрести.

Первая компания Генри Форда, хотя и не была его детищем, давала ему возможность расти в профессии, обретать идеи и пытаться их реализовать. Первой попыткой стало создание лёгкой паровой тележки для пахоты. Генри помнил об отце, о том, что обрушилась чисто отцовская мечта о сыне-помощнике, и совесть его, конечно же, тревожила. Поэтому он и хотел поскорее облегчить суровую долю фермеров, переложить основной труд с отцовских плеч на железного коня.

Двигатель новой конструкции

Трактор - не массовый продукт. Люди хотят машину, на которой можно ездить по дорогам, а не приспособление для полевой работы. Однако тележка, собранная Генри, была опасна: удобнее сидеть на бомбе, чем на котле под высоким давлением. Молодой Форд изучил котлы всех конструкций и понял, что не за ними будущее, что лёгкий экипаж с двигателем на пару невозможен. Услышав про газовые двигатели, Форд преисполнился новых надежд.

Умные люди слушали его с интересом, но в успех Генри Форда в этом деле абсолютно не верили. Он не встретил ни одного знакомого из образованных людей, который бы понял, что за двигателем внутреннего сгорания будущее человечества. С этого момента всеми советами "умников" он пренебрегал. Двигатель этот Генри Форд сконструировал в 1887 году. Для этого ему пришлось разобрать газовый двигатель Филиппа Лебона и понять, что там к чему, потом вернуться на ферму, чтобы там экспериментировать.

Инженер и механик

Отец обрадовался возвращению сына и подарил ему участок леса, чтобы он только перестал ковыряться в железках. Генри Форд, слегка лукавя, согласился, построил домик, лесопилку, мастерскую и женился на Кларе. Естественно, проводил всё свободное время в мастерской, читал книги по механике, конструировал.

Поскольку в одиночку на ферме продвинуться было невозможно, он переехал в Детройт, где ему предложили зарплату в 45 долларов в электрической компании. Клара всегда поддерживала мужа во всех его начинаниях.

У новых коллег по поводу своих метаний он сочувствия не нашёл, поскольку они были уверены, что за электричеством абсолютно всё будущее планеты, а вот сам "отец электричества" заинтересовался, отнёсся с пониманием и пожелал удачи. Генри Форд был окрылён несказанно.

Первый шофёр Америки

Когда в 1893 году Генри Форд прокатился по Детройту на своём с двигателем внутреннего сгорания, который он назвал квадроциклом, лошади шарахались, прохожие удивлялись громкому тарахтенью, обступали, расспрашивали. Ещё не существовало правил уличного движения, поэтому пришлось взять разрешение у полиции. Так он стал первым утверждённым официально шофёром Америки.

Покатавшись три года, Генри продал первое детище за двести долларов и пустил их на создание новой модели более лёгкого автомобиля. Он тогда почему-то считал, что тяжёлые автомобили не нужны. Ах, если бы он сейчас посмотрел на детище своей фирмы - Ford Expedition, тогда точно изменил бы своё мнение. Однако тогда он верил, что массовый продукт лёгок и доступен.

К тому времени в электрической компании его сделали первым инженером, платили 125 долларов в месяц, но опыты автомобилестроения вызывали у руководства негодование. Оно верило только в электричество. В газ - нет. Компания предлоожила Генри Форду ещё более высокий пост, но только пусть он бросит эту ерунду и займётся настоящим делом. Форд подумал и выбрал свою мечту.

Гоночный автомобиль

Быстро нашлись компаньоны, вложившие деньги во вновь созданную Detroit Automobile Company для производства гоночных автомобилей. Идею массового производства Генри Форд отстоять не смог. Компаньонам нужны были деньги, другого применения авто они просто не видели. Правда, больших денег это предприятия никому и не принесло. В 1902 году он вышел из компании, чтобы больше никогда не попадать в зависимое положение. "Всё сам!" - сказал себе Генри Форд. Достижения были на подходе.

Скорость никогда не ставилась Фордом в достоинства автомобиля, но, поскольку внимание общества можно было привлечь только победой, ему пришлось всё-таки приготовить два автомобиля, рассчитанные на быстрый ход. "Более ненадёжную гарантию дать невозможно! - говорил он себе, - Можно с Ниагарского водопада упасть с большим процентом везения."

Но машины были готовы к гонкам. Не было только шофёра. С ветерком прокатиться согласился велосипедист по фамилии Олдфилд, ищущий острых ощущений. Но он никогда не сидел за рулём автомобиля. До гонок оставалась неделя. Велосипедист не подвёл. Более того, он ни разу не посмотрел по сторонам, не обернулся и не притормаживал на поворотах: как "втопил" педаль до упора на старте, так и не снижал скорость до финиша. Автомобиль Форда пришёл первым. Инвесторы заинтересовались, о спустя неделю была основана компания, главное детище Форда - Ford Motor.

Автомобиль для всех

Собственное предприятие Генри Форд организовывал уже по собственному плану. В приоритете был продукт надёжный, простой в управлении, дешёвый, лёгкий, массовый. Форд не хотел работать для богатых, но хотел сделать счастливыми всех соотечественников. Никакой роскоши, самая простая и функциональная отделка. Да и престижность марки тоже не имела значения. Даже красивых названий у его моделей не было, каждую новую он называл следующей буквой алфавита.

Форд соблюдал три основных финансовых принципа: не брал чужих капиталов, всё покупал исключительно за наличные, а вся прибыль обязательно шла в производство. Дивиденты полагаются только тому, кто участвует в создании продукта. Все помыслы, все усилия Форд направил на создание универсального автомобиля. Ею стала модель на букву "Т". Предыдущие тоже продавались весьма неплохо, но, по сравнению с "Т", они казались просто экспериментальными. Теперь реклама могла вполне справедливо гласить: "Каждый ребёнок сумеет управлять "Фордом"!

Идеальное создание

В 1909 году Генри Форд объявил, что теперь будет выпускать только модель "Т" с одинаковыми шасси. И, как всегда, сделал это заявление остроумным: -"Каждый человек может купить "Ford-T" абсолютно любого цвета, но при условии, что любой цвет будет чёрным."

Чтобы понять, какого масштаба мероприятие затеял глава компании, причём затеял с абсолютной верой в успех, нужно представить себе, что некий человек создал компанию, чтобы обеспечить каждого из нас дешёвыми и удобными самолётами. Такое в те времена было отношение к покупке автомобиля.

Автомобиль должен был быть довольно вместительным, чтобы с удобством могла устроиться вся семья. Генри Форда также волновал выбор материала, который должен быть наилучшим. Конструкция должна быть настолько простой, насколько это возможно в сегодяншней технике, - считал он. А первоклассные рабочие были у него всегда.

Форд говорил, что цена автомобиля будет настолько низкой, что любой работающий человек сможет его приобрести. Здесь, на этих самых словах, ему многие перестали верить. Фабрика консервных банок! - кричали ему оппоненты. А модель "Т" называли "жестянкой Лиззи". Казалось бы, какая разница, о чём собаки лают. Всё равно - караван-то идёт. Но, чтобы продавать много, низкие цены не помогут. Нужно убедить в качестве.

Забота о покупателе

У истоков автомобильной индустрии продажа автомобиля считалась выгодной операцией - и только. Продали - забыли. Дальнейшая судьба машины никого не интересовала. При ремонте запчасти стоили непомерно дорого, поскольку владельцу деться некуда - купит как миленький. Форд продавал запчасти крайне дёшево и заботился о ремонте автомобилей своего завода.

Конкуренты взволновались. Начались интриги, сплетни, даже суды о патентах. Форд без колебаний напечатал в газетах о том, что каждый покупатель автомобиля может потребовать от Ford Motor облигацию в двенадцать миллионов долларов, гарантирующую получение этих денег в случае неприятных случайностей. И попросил не покупать автомобили заведомо низкого качества по высоким ценам у врагов компании Ford Motor. И это сработало! В 1927 году за заводские ворота выехала пятнадцатимиллионная которая не изменилась за девятнадцать лет. Как не менял и свои принципы Генри Форд. Биография его этим не кончилась. До своей смерти в 1947 году он успел очень много: создать лучшие автомобили, написать несколько интереснейших книг и воплотить в жизнь американскую мечту.

Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолёт взлетает против ветра! Так говорил Генри Форд. И всю жизнь следовал этому правилу.

Генри Форд (30 июля 1863 - 7 апреля 1947), американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель.

Генри Форд появился на свет в поселке Спрингфилд в штате Мичиган 30 июля 1863 года. Он был старшим из шести детей Уильяма и Мэри Форд. Детство Генри прошло на родительской ферме, где он помогал семье и посещал обычную сельскую школу. Огромный интерес к технике, который Генри проявил еще в очень юном возрасте, и позволил ему стать одним из самых знаменитых промышленников в мире.

В 12 лет Генри оборудовал небольшую мастерскую. В 1879 году Генри Форд перебрался в Детройт, где устроился на работу помощником машиниста. Через три года Форд переехал в Дирборн и в течении пяти лет занимался конструированием и ремонтом паровых двигателей, подрабатывая время от времени на заводе в Детройте. В 1888 году он женился на Кларе Браент и вскоре занял должность управляющего на лесопильном заводе.

В 1891 году Форд стал инженером компании Edison Illuminating, а через два года был назначен главным инженером компании.
Первый двигатель внутреннего сгорания Форд собрал на кухне своего дома. Вскоре он решил поставить двигатель на раму с четырьмя велосипедными колесами. Так в 1896 году появился квадроцикл – транспортное средство, которое стало первым автомобилем Форд.

Уволившись в 1899 году из компании Edison Illuminating, Генри Форд основал собственную фирму Detroit Automobile. Несмотря на то, что через год предприятие обанкротилось, Форд успел собрать несколько гоночных автомобилей. Форд сам принимал участие в автогонках и в октябре 1901 года сумел победить чемпиона Америки Александра Уинтона.

Компания “Ford Motor” появилась в 1903 году. Ее основателями были двенадцать бизнесменов из штата Мичиган во главе с Генри Фордом. Под автомобильный завод была переоборудована бывшая фургонная фабрика на Мэк Авеню в Детройте. Бригады, состоявшие из двух трех рабочих, под непосредственным руководством Форда собирали автомобили из запчастей, которые изготавливались на заказ другими предприятиями.

Первый автомобиль компании был продан 23 июля 1903 года. В 1906 году Генри Форд стал президентом и основным владельцем компании.

В 1919 году Генри Форд и его сын Эдсел выкупили акции предприятия у других акционеров за 105 с половиной миллионов долларов США и стали единственными владельцами фирмы. В том же году Эдсел унаследовал от отца пост президента компании, который он и занимал до своей смерти в 1943 году. После скоропостижной кончины сына Генри Форду вновь пришлось встать у руля компании.

В сентябре 1945 года Генри Форд передал полномочия своему старшему внуку – Генри Форду Второму. В мае 1946 года Генри Форд старший был удостоен почетной премией за заслуги перед автопромышленностью, а в конце этого же года Американский институт нефти вручил ему золотую медаль за заслуги перед обществом.

Генри Форд умер в возрасте 83 х лет у себя дома в Дирборне 7 апреля 1947 года. Таким образом завершилась целая эпоха в истории компании Ford Motor, которая несмотря на кончину своего основателя продолжала активно развиваться.

Генри Форд - изобретатель, основатель автомобильного концерна «Ford Motor Company», модернизатор поточно-конвейерного производства. Талантливый и успешный руководитель, первый повысивший минимальную зарплату рабочим, сокративший рабочий день до восьми часов, а неделю - до пяти дней.

30 июля 1863 в семье фермера Уильяма Форда родился первый ребёнок Генри. С детства он не проявлял интереса к работе отца. Он видел, что силы, затрачиваемые на выполнение тех или иных операций, порой не оправдывают себя, и внедрение механизмов позволит облегчить труд его близких.

Образование Генри получил в начальной церковной школе, но никогда не испытывал угрызений совести по поводу того, что писал с ошибками. Его развитый живой ум с лихвой компенсировал этот недостаток.

В двенадцать лет мальчик стал одержим идеей создания самоходного движущегося механизма, после того, как увидел локомобиль, «мчащийся» со скоростью шесть километров в час. И хотя родственники осуждали его увлечение, юный Форд поступает в качестве ученика механика в мастерскую.

Вернувшись через четыре года домой, он не отказывается от своих идей и продолжает трудиться над своими изобретениями. Уже в 1887 году Генри делает предложение фермерской дочери Кларе Брайант, с которой затем счастливо прожил всю жизнь. Эта женщина всегда поддерживала и вдохновляла изобретателя, даже в те моменты истории, когда все остальные считали его идеи безумством. В 1991 году у Генри и Клары Фордов рождается сын, которого они назвали Эдсед.

Основание компании

Бензиновая молотилка стала первым изобретением, после которого к Форду стали относиться серьёзно. Томас Эдисон приобретает у него патент и предлагает место главного инженера на своём предприятии. Но даже эта престижная должность не отвлекает Генри от идеи производства автомобиля, который был бы доступен практически всем жителям страны.

Вскоре руководство компании настоятельно советует молодому специалисту перестать думать о «посторонних вещах». Тогда Форд увольняется и в 1899 году становится одним из совладельцев «Детройтской автомобильной компании». Однако уже через три года уходит из неё, не найдя поддержки своей идеи у коллег.

Вскоре Форд самостоятельно выпускает свой первый «Фордмобиль», который никого не заинтересовал. Но гениальный маркетинговый ход вскоре спасает положение. Генри сам садиться за руль своего авто и участвует в общенациональных гонках, добиваясь успеха. Первое место стало лучшей рекламой, и заказы посыпались со всех сторон.

В 1903 году благодаря инвесторам, знаменитый изобретатель открывает свою компанию под названием Ford Motor Company, с помощью которой он воплощает свою мечту и создаёт общедоступный автомобиль.

В 1908 году на свет появляется «Форд-Т», отличающийся надёжность, удобством и доступной ценой, составляющей всего 850 долларов. Конкуренты уходят в тень, и продукция компании Форда надёжно закрепляется на лидирующих позициях.

Основные инновационные преобразования

Генри Форда можно назвать революционером в преобразованиях, внедрённых на его производстве. К основным из достижений, которые привели к успеху относятся:

  1. Конвейерное производство. Конвейер не принадлежит к числу изобретений Форда, он только усовершенствовал и применил его при сборке сложных механизмов. Но это открыло огромные перспективы увеличения производительности труда и позволило ускорить весь процесс по выпуску машин.
  2. Повышение минимальной заработной платы рабочим до пяти долларов в день. Это привлекло в его компанию многих сотрудников, которые впоследствии дорожили своими рабочими местами. К тому же они, постепенно скопив нужную сумму, могли приобретать автомобили своей компании.
  3. Введение восьмичасовой смены. Благодаря этому новаторству, предприятие стало работать в три смены, тем самым обеспечив новые рабочие места.
  4. Форд первым узаконил шестидневную рабочую неделю, дав возможность сотрудникам спокойно отдыхать в свой выходной.
  5. Выплата отпускных. Ранее отпуск на предприятиях не оплачивался, а часто - даже не предоставлялся.

Трудности компании и выход из них


Вскоре Форд выкупает у инвесторов контрольный пакет акций с
воей компании и становится её полноправным владельцем. Помимо этого он приобретает шахты, рудники и предприятия по производству материалов для производства автомобилей.

Но конкуренты не желают так легко сдаваться, и в 1927 году компания оказывается на грани краха. Но сломить волю Форда оказалось не по силам даже таким суровым испытаниям. В этом же году мир увидел усовершенствованную модель «Форд-А», которая имела головокружительный успех у потребителей, так как превосходила аналоги конкурентов по качественным характеристикам и эффектному внешнему виду.

Умер Генри Форд у себя на родине не далеко от Детройта в 83 года. Он пережил смерть своего единственного сына и оставил свою империю внуку Генри Форду II. Его жизнь явилась ярким примером того, как сила человеческого духа и разума способна воплощать в жизнь самые фантастические и смелые мечты, если в них действительно верить всем сердцем.

Генри Форд родился в 1863 году в США, на ферме в пригороде г. Детройта, штат Мичиган. Генри кое-как закончил восемь классов, обнаружив хорошие способности к математике. В 16 лет уехал в Детройт, с трудом, не с первого раза нашел работу механика в Электрической компании Томаса Альвы Эдисона. Генри, унаследовав землю после смерти отца, построил лесопилку, которая приносила ему доход, позволивший жениться на любимой Кларе, а также заняться изобретениями.

В июне 1893 года в кирпичном сарае позади своего дома Генри Форд закончил строительство первого экспериментального автомобиля. Назвал изобретатель свое творение «Квадроцикл». Он весил всего пятьсот фунтов и передвигался на четырех велосипедных шинах. «Я сделал коляску, которая движется без лошади!» — говорил Генри Форд.

В Электрической компании Томаса Альвы Эдисона карьера Генри двигалась вверх. Но когда ему предложили должность управляющего и потребовали бросить заниматься своими изобретениями, Генри уволился. И продолжил создавать свою мечту.

Спустя несколько лет предприниматель Генри Форд продемонстрировал второй опытный образец, испытав его поездкой от Детройта до Понтиака. В 1901 году на 15 тысяч долларов, собранные при помощи акционеров, Генри Форд открыл свой первый бизнес — «Детройтскую автомобильную компанию». Но компания просуществовала всего два года. Опыта ведения бизнеса у Генри было совсем мало, в отличие от идей, которые он продолжил воплощать в жизнь.

Малкомсон, приятель со времен Электрической компании, разбогатевший на торговле углем, предложил Генри Форду организовать компанию «Форд мотор компани». Они поделили между собой пятьдесят один процент ее акций, что обеспечило приятелям контроль над компанией. Вскоре они завербовали еще пайщиков. «Форд мотор компани» начала с капитала 28 000 долларов и открылась в 1908 году, в маленькой мастерской. Через год прибыль составила почти 400000, при выручке 1500000 долларов. Первый автомобиль стоил 850 долларов.

Генри повышал цену на каждую новую модель автомобиля. Акционеры были очень недовольны такой политикой. Постепенно Форд скупал акции, пока не приобрел контрольный пакет. Всех, недовольных своей политикой, он просил из компании уходить сразу.

Позже компания стала производить автомобили дешевле, самый дорогой из которых стоил 750 долларов. Прибыль резко возросла, ведь по такой цене новшества, средства передвижения без лошади, продавались веселей. Генри начал богатеть по-настоящему.

Автомобили пользовались спросом, Генри день и ночь думал, как улучшить качество производимой продукции. Организовал курсы механиков прямо при «Форд мотор компани». Настоящим прорывом стало внедрение в производство запчастей более легкого сплава — ванадиевую сталь.

Несмотря на кризис 1907 года, оставивший на улицах Америки миллионы безработных, компания Форда сумела остаться на плаву. Был даже расширен ассортимент. Автомобили назывались по буквам: модель A, F, N и т. д.

Со временем Генри Форд построил настоящую империю, состоящую из сталелитейного завода, собственных кузниц, рудников, железных дорог и многого другого. И один владелец всего этого был Генри.

В начале 1912 года Фордовская автомобильная компания уже выпускала более двухсот автомобилей в день. Производство шло теперь конвейерным путем. Генри окружил себя хорошими специалистами и всегда «держал нос по ветру», чтобы не упустить различные технические и предпринимательские новшества, чем был так богат XX век, особенно его начало.

В компании повысили заработную плату и установили контроль за рабочими. Текучки кадров на заводах Форда почти не было. И это принесло свои дополнительные плоды в карманы создателя. Следили и за моральным обликом рабочих. Работа была тяжелой, с маленьким перерывом.

Генри приближался к цели: 2000000 автомобилей в год. Теперь 45 тысяч различных машин работали, изготавливая фордовские автомобили на шестидесяти предприятиях, которые были разбросаны по Соединенным Штатам. Собственные пароходы Форда транспортировали отдельные части по сборочным заводам, находящимся в двадцати восьми зарубежных странах. Фордовская «Модель Т» собиралась в Йокогаме и в Буэнос-Айресе, и ее части были взаимозаменяемы. Где бы вы ни ехали на этой машине, всюду находился человек, умеющий обслужить и починить ее. Об этом позаботился создатель мегаконцерна Генри Форд.

Генри старел и в 40-е годы передал компанию в управление сына Эдзела. Но сыну не удалось возглавить бизнес отца. Во-первых, он скончался, а во-вторых, хитрый человек по имени Гарри Беннетт, служивший у босса много лет, приобретал все больше влияния на старого Форда и отдалял его от семьи. «Форд мотор компани» чуть было не попала в чужие руки. Но все же президентом стал внук и тезка создателя — Генри.

Форд старел, приобретал много странностей и причуд. Он умер 7 апреля в 1947 году в возрасте 84 лет.

«Если бы мне пришлось начинать все сначала, то я снова отыскал бы какую-либо насущную потребность людей, которая еще не удовлетворена и удовлетворение которой можно было бы поставить на широкий поток. И будьте уверены, я удовлетворил бы ее гораздо лучше других и в короткие сроки (пять-десять лет) опять стал бы миллионером». Генри Форд.