Что означает пометка в птс утилизационный сбор. Что такое утилизационный сбор: кто его уплачивает, а кто освобожден от уплаты

Одним из новшеств на автомобильном рынке за прошедшие несколько лет стало введение утилизационного сбора — довольно изобретательного способа в очередной раз облегчить карманы налогоплательщиков.

Что за зверь такой

Дело в том, что уничтожение отслужившего свой срок автомобиля, автобуса или другого транспортного средства — дело непростое. Перед тем как пустить его в переработку, нужно аккуратно слить все агрессивные жидкости, а затем открутить все, что агрессивно к окружающей среде. Лишь только после всех этих манипуляций можно воспользоваться прессом и шредером, пустив в переплавку получившееся сырье. Ясное дело, что такой трудоемкий процесс должен подразумевать дополнительные налоги и сборы.

Утильсбор, собственно, и есть плата за полное уничтожение вашего автомобиля, отслужившего свой срок. Существует два способа его получения:

  • изначально заложить стоимость утилизации в цену нового транспортного средства;
  • предложить автовладельцам оплачивать сбор дополнительно.

В России было отдано предпочтение второму варианту. Целями введения такого сбора стали:

  • необходимость дополнительно экономить природные ресурсы через использование переработанного вторсырья;
  • желание улучшить экологические показатели через стимулирование обновления автопарка и, как следствие, уменьшение негативных выбросов в окружающую среду.

История появления

В общей мировой практике такой вид сбора существует не так давно. Утилизационный сбор в России был введен с 1 сентября 2012 года. Изначально он был призван компенсировать потери государства от уменьшения ввозных таможенных пошлин на импортные транспортные средства, а также дополнительное стимулирование отечественного производителя.

Однако уже с 2014 года дополнительный утилизационный сбор стал взиматься и с российских предприятий — автопроизводителей. Теперь поддержка государственного автопрома стала осуществляться за счет дотаций и специальных программ, стимулирующих покупателей отдавать предпочтение отечественным моделям. В 2012-2014 гг., уплатив соответствующий сбор и передав старый автомобиль на уничтожение, можно было рассчитывать на достаточно неплохой бонус — от 50 тыс. рублей.

Подобные программы действуют и сегодня. Хотя необходимость уплаты «уничтожительного» сбора и возмущает российских автопроизводителей, вызывая жаркие дебаты, программа по утилизации старых транспортных средств действует и сегодня.

Какое авто можно утилизировать

Для того чтобы сдать транспортное средство на переработку, необходимо соблюсти несколько условий:

  • автомобиль должен быть старше 6 лет, при этом максимальный возраст значения не имеет;
  • машина должна находиться у вас в собственности не менее шести месяцев;
  • транспортное средство должно быть снято с учета в ГИБДД с целью утилизации, о чем у владельца должна иметься справка, подтверждающая этот факт;
  • автомобиль должен соответствовать заводской комплектации — нельзя оставить на память любимые сиденья или продать соседу коробку передач.

В утиль можно сдать автомобиль какой угодно марки и грузоподъемности, страна происхождения тоже не имеет значения.

Как рассчитать УС для юридических лиц

Итак, сколько? Утилизационный сбор очень легко можно рассчитать самостоятельно, нужно перемножить между собой всего две величины:

Бс х К(а) = УС

Первый показатель — это базовая ставка — фиксированная величина, исчисляемая в рублях. Базовые ставки утилизационного сбора равны:

Коэффициент К(а) имеет различные значения в зависимости от объема двигателя или грузоподъемности транспортного средства, а также его возраста.

Величина К(а) для легковых автомобилей:

Объём двигателя Авто ˂ 3 лет Авто ˃ 3 лет
˂ 1 тыс. см куб. 0,86 5,3
1-2 тыс. см куб. 1,34
2-3 тыс. см куб. 2,56 16,12
3-3,5 тыс. см куб. 3,47 28,5
от 3,5 тыс. см куб. 5,5 35,01

Коэффициенты К(а) для автобусов:

Объём двигателя Авто ˂ 3 лет Авто ˃ 3 лет
До 2,5 тыс. см куб. 1
2,5-5 тыс. см куб. 1,2 3
5-10 тыс. см куб. 1,6 4,4
от 10 тыс. см куб. 2 5,2

Коэффициенты для различных грузовых автомобилей, тут все зависит от их массы:

Объём двигателя Авто ˂ 3 лет Авто ˃ 3 лет
До 2,5 т 0,5 0,88
2,5-3,5 т 0,8 1,25
3,5-5 т 1 1,6
5-8 т 1,1 4,56

Дополнительные коэффициенты установлены для крупногабаритного и спецтранспорта. А вот коэффициент для электромобилей составляет 0,86 и 5,3 для нового и трехлетнего авто соответственно.

УС для граждан

А вот утилизационный сбор для физлица вообще рассчитывать не нужно. Дело в том, что если легковой автомобиль ввозится вами для личного пользования, то ставка остается прежней - 20 тыс. руб., а вот коэффициент принимается значительно меньший - 0,1 для нового авто и 0,15 для «трехлетки» и машин более почтенного возраста. Так что гражданин должен заплатить всего две или три тысячи соответственно.

Условия ввоза автомобилей для физических лиц тоже намного демократичнее. Если вы не оплатили утилизационный сбор на таможне — не беда, сделаете это позже. Неуплата УС не может быть причиной отказа для ввоза транспортного средства. Тем не менее платить все же придется, так как без отметки об уплате сбора за утилизацию в паспорте ТС вы не сможете поставить машину на учет.

Когда сбор платить не нужно

И все же бывают случаи, когда платить утилизационный сбор не понадобится вовсе:

  • если паспорт ТС был выдан до 31.08.12;
  • когда вы являетесь участником государственной программы;
  • если вас официально признали беженцем;
  • в том случае, если вы сами (или ваши ближайшие родственники) являетесь сотрудниками международной организации, диппредставительства или консульства;
  • если вы являетесь владельцем машины-патриарха возрастом старше 30 лет.

Для всех случаев, кроме первого, в ПТС нужно проставить специальную отметку об освобождении от утилизационного сбора, более подробно о том, как это делается, нужно узнать в ГИБДД. Если подобной отметки у вас нет, то платить все равно придется.

Где и как оплатить УС

Уплата утилизационного сбора осуществляется очень просто, сделать это можно в ближайшем отделении любого банка, имея на руках необходимую сумму в российских рублях. При этом сумму платежа придется рассчитывать самостоятельно, однако платить придется все равно на таможне. Там же вас снабдят чистыми бланками, реквизитами для оплаты и в итоге поставят вожделенную отметку в ПТС о том, что утильсбор вы добросовестно уплатили.

Внимание! Покупая авто на территории РФ, обязательно проверьте наличие записи об уплате утилизационного сбора в паспорте ТС в графе «Особые отметки». Если там пусто - у вас есть три выхода:

  • попросить продавца сделать платеж добровольно;
  • уплатить сбор самостоятельно;
  • отказаться от совершения сделки.

Что такое программа Trade-In

Справедливости ради стоит отметить, что, взимая с нас все новые и новые налоги и сборы, государство старается хоть как-то подсластить пилюлю. В качестве такой «конфетки» всем гражданам РФ предлагается участи в программе Trade-In ("Трейд-Ин"). По условиям этой программы можно приобрести у дилера новое авто с немалой скидкой, в размер которой входит цена утилизируемого автомобиля, а также сумма утильсбора. По условиям такой программы можно приобрести новую машину марки Ford, Volkswagen, PEUGEOT, Opel, ГАЗ, ŠKODA, Nissan, УАЗ, SsangYong, Renault, Citroen и другие.

Для участия в программе нужно представить:

  • паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий;
  • оригинал паспорта ТС;
  • свидетельство о регистрации ТС.

Чем отличается порядок действий

Если вы решили воспользоваться программой Trade-In, вам нужно:

  • найти в своем городе дилера — участника программы;
  • оценить старое транспортное средство с учетом износа, комплектации и рыночной стоимости авто;
  • выбрать хорошую новую машину;
  • определить окончательную стоимость покупки за вычетом утилизационной компенсации;
  • оформить все необходимые документы на продажу старого и покупку нового транспортного средства;
  • оставить «старушку» у дилера и уехать из салона на новой машине;

Обратите внимание, в этом случае утилизационный сбор за «пресс» вам платить не придется.

Если вы решили действовать без участия дилера, то вам нужно:

  • снять ТС с регистрационного учета в ГИБДД;
  • самостоятельно переправить машину в компанию, занимающуюся их утилизацией;
  • оплатить утильсбор «за пресс»;
  • взамен получить утилизационный сертификат и отправиться в любой салон, который участвует в программе за новым автомобилем.

Обратите внимание, что у утильпрограммы 2015 года есть некоторые особенности:

  • скидка на новый автомобиль не выдается деньгами, а предлагается в виде сертификата;
  • получить скидку можно только на новый автомобиль;
  • участвовать в программе могут как физические, так и юрлица, однако воспользоваться можно не более чем одним сертификатом;
  • скидка распространяется только на автомобили российского производства;
  • размер дисконта может варьироваться от 50 до 350 тысяч рублей в зависимости от типа транспортного средства.

Утилизационный сбор регламентируется законом «О потреблении и отходах производства», который был принят в 1998 году, и предполагает разовый платеж, предназначенный для пополнения государственной казны. Подобный сбор необходим для того, чтобы обеспечивать экологическую безопасность окружающей среды и охранять жизнь и здоровье граждан от вредного влияния, происходящего по причине активной эксплуатации транспортных средств. Далее будет рассмотрен смысл и предназначение утилизационного сбора, особенности его оплаты и льготные категории, освобожденные от подобных расходов.

Что представляет собой утилизационный сбор

В случае приобретения транспортного средства граждане Российской Федерации обязаны уплачивать утилизационный сбор. Предназначением подобного сбора является удорожание автомобилей, ввезенных из-за границы, что необходимо для поддержки отечественных производителей и избавления их от честных конкурентных условий, в которых они чаще всего оказываются в проигрышных условиях.

В процессе растаможки транспортного средства, которое было ввезено из-за рубежа, утилизационный сбор уплачивается хозяином автомобиля. Благодаря данной выплате владелец автомобиля может в дальнейшем рассчитывать на бесплатную утилизацию собственной машины.

К числу транспортных средств, облагаемых утилизационным сбором, относятся шасси, прицепы и самоходные машины, которые ввозятся на территорию РФ. Обыкновенно уплачивать его должны производители российских автомобилей либо крупные импортеры, поэтому рядовые покупатели, как правило, освобождены от подобной статьи расходов. Отметка об уплате данного сбора ставится непосредственно в ПТС (паспорт транспортного средства). В том случае, если по какой-либо причине субъект освобождается от уплаты, в бланк ПТС вносится отметка с указанием причины предоставляемой государством льготы.

Утилизационным сбором облагаются:

  • сельскохозяйственная техника;
  • мотоциклы;
  • снегоходы;
  • квадроциклы;
  • другая техника, которая используется для заготовки леса, осуществления различных строительных работ и коммерческих задач.

В отличие от легковых автомобилей, самоходные машины не имеют ПТС, поэтому их техническим осмотром и регистрацией занимается государственный технический надзор, а не стандартные инстанции. Размеры подобных выплат в России выше, чем во многих европейских странах, однако регулирующая утилизационный процесс система на сегодняшний день в РФ отсутствует.

В каких случаях отсутствует необходимость уплаты

Согласно действующему закону, от уплаты подобного сбора освобождены следующие разновидности транспортных средств:

  1. Автомобили, ввозимые на территорию Российской Федерации как личное имущество физического лица, которое является членом государственной программы по оказанию поддержки переселенцам, беженцам и лицам, возвращающимся на постоянное место жительства в Россию из-за рубежа.
  2. Машины, не предназначенные для коммерческих целей, и с момента выпуска которых миновало уже более трех десятков лет. Транспортное средство должно обладать оригинальным двигателем, кузовом и рамой, которые были приведены в надлежащее состояние либо полностью отреставрированы.
  3. Автомобили, не входящие в Перечень, а также прицепы, которые были выпущены до февраля 2016 года.
  4. Самоходные машины и прицепы, выпущенные в обращение до 2016 года.

Если утилизационный сбор не был выплачен в должном размере, ГИБДД, скорее всего, откажет владельцу транспортного средства в регистрации и постановке на учет.

Именно по этой причине при покупке стоит обратить внимание на наличие «Особых отметок» в техническом паспорте автомобиля. В случае отсутствующей отметки, от подобного приобретения рациональней всего воздержаться.

Самостоятельная уплата утилизационного сбора

Самостоятельную уплату подобного сбора необходимо осуществлять в таких ситуациях:

  1. Если автомобиль был куплен за границей и в настоящий момент ввозится в РФ для дальнейшей эксплуатации.
  2. В случае, если автомобиль был куплен у лица, которое было освобождено от необходимости уплаты утилизационного сбора. Ко льготной категории относятся: сотрудники различных организаций, дипломаты, международные консулы и члены их семей, а также большинство вынужденных переселенцев и беженцев.
  3. Если транспортное средство приобретается у лиц, которые были обязаны уплатить утилизационный сбор, однако не сделали этого по какой-либо причине.

Для расчета суммы сбора нужно подать соответствующим образом заполненную документацию в ближайшее отделение налоговой инспекции.

Как рассчитать точную сумму утилизационного сбора

Для того, чтобы грамотно определить величину сбора по утилизации, нужно отталкиваться от следующих показателей:

  1. Размер БТ (базового тарифа).
  2. Для окончательного расчета нужно знать величину РК (расчетного коэффициента платежа).

Новая редакция закона была дополнена списком транспортных средств, которые облагаются утилизационным сбором. В него входят машины следующих категорий и типов:

  • самосвалы весом до 20 тонн;
  • рефрижераторы и коммерческие фургоны с массой от 12 до 20 тонн;
  • автосамосвалы весом до 50 тонн;
  • машины, оснащенные электродвигателями, для работы которых не требуется силовая гибридная установка.

На видео об утилизационном сборе

Величина коэффициента зависит от индивидуальных технических особенностей транспортного средства, таких, как тип и объем двигателя, общий вес и дата выпуска.

Базовая ставка, рассчитанная на владельцев автомобилей, приобретающих их для личного пользования, на текущий момент составляет 20 тысяч рублей. Коммерческий автотранспорт облагается утилизационным сбором, базовая ставка которого равна 150 тысячам рублей. Юридические лица и предприятия вынуждены уплачивать подобный сбор в трехкратном размере. В случае повторной или ошибочной оплаты средства можно вернуть путем подачи соответствующего заявления.

1 сентября 2012 года стал днем, когда в России был установлен сбор на утилизацию автотранпортных единиц. Сегодня введение и применение данного акциза является неотъемлемой частью процедуры купли-продажи не только автомобилей, но и различного рода спецтехники. В данной статье мы расскажем о том, что же такое утилизационный сбор, что означает запись, которая считается особой отметкой, как он высчитывается и чьей обязанностью является его уплата.

Утилизационный сбор (УС) – это особый вид акциза, необходимость внесения которого отражена в Законе «Об отходах производства и потребления» №89 (пункт 1, статья 24-1).

Он представлен в виде единоразового платежа, нацеленного на гарантированную переработку автомобиля после разрушения.

Это значит, что тем самым государство заботится об окружающей среде, обязывая завод-изготовитель или покупателя заранее оплатить будущие работы по утилизации ТС.

ВНИМАНИЕ! В паспорте транспортного средства в поле «Особые отметки» должна стоять запись в которой написано об оплате данного сбора.

Однако отсутствие данной информации не всегда может являться поводом для беспокойства. Причин неуплаты сбора может быть несколько:

  • Паспорт на российский либо импортный автомобиль был выдан до 1 сентября 2012 года. Необходимость уплаты данного платежа при покупке и владении таким транспортным средством отпадает.
  • Авто ввозится на территорию РФ из-за границы силами покупателя. На него же и ложиться ответственность за оплату сбора.

Есть еще одна причина, встречающаяся не так часто. Предыдущий владелец каким-либо образом смог обойти необходимость уплаты сбора. В свою очередь данная ответственность ложиться на покупателя, так как информацию о наличии долга по сбору будут проверять при постановке на учет.

Еще можно столкнуться с такой ситуацией, когда выдан новый ПТС взамен утилизированного. Это делается тогда, когда записей в старом паспорте уже очень много и новые просто не помещаются.

Кто должен платить и сколько?

Вопрос о том, за кем закрепляется обязательство по внесению данного сбора, сводится к тому, каким образом автомобиль был приобретен и оказался в России.

К примеру, рядовой гражданин, приобретающий ТС, должен оплатить сумму сбора в следующих случаях:

  1. При импорте автомобиля из-за пределов страны и дальнейшем прохождении всех процедур, связанных с импортом.
  2. Приобретая автомобиль у лица, избежавшего данного взноса в обход закона, либо у освобожденного от уплаты УС (например, консульства или иностранной компании).

Величина сбора равняется базовой ставке, помноженной на коэффициент, который складывается из целого ряда параметров.

СПРАВКА! Правительство РФ выпустило постановление от 26 декабря 2013 года № 1291, в котором указана вся информация об сборе на утилизацию.

В сегодняшний день в России сумма базовой ставки УС составляет:

  • 20 тысяч рублей – для автомобилей легкового типа, применяемых в личных целях;
  • 150 тысяч рублей – для коммерческого автотранспорта и спецтехники.

С начала 2014 года утилизационный сбор является обязательным для всех остальных видов транспорта, в том числе квадроциклов, что однозначно также привело к повышению цен на них. нужно проследить за тем, чтобы после оплаты в ПТС поставили печать об утилизации.

Какая ответственность, если он не уплачен?

От уплаты УС также освобождаются некоторые группы лиц и организации:

  • дипломатические представительства и иностранные компании, а также их работники и члены семей;
  • лица, участвующие в специальных программах, например, переселение соотечественников из-за границы, и их транспортные средства;
  • владельцы ТС, произведенных более 30-ти лет назад, и сохранившие оригинальные несущие детали кузова.

Если вы не относитесь к одной из данных категорий граждан, а утилизационный сбор по какой-то причине не оплачен, могут возникнуть серьезные проблемы. Первой и самой главной станет проблема невозможности постановки на учет ТС.

Платить УС все равно придется, а затягивание решения данной проблемы чревато штрафными санкциями, а при повторном обнаружении и лишением права управления автомобилем сроком до 90 дней, в соответствии со статьей 12.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Возможно ли вернуть обратно в случае ошибки?

Говорить о восстановлении утилизационного сбора можно только в тех случаях, когда данный платеж был совершен в связи с ошибкой, например, в случае повторной оплаты. Конечно такие ситуации являются редкостью, однако и о них следует рассказать.

Для получения денежных средств необходимо обратиться с заявлением в соответствующие органы, получившие сбор, а именно:

  1. Таможенная служба – в случаях с импортированными ТС.
  2. Налоговая инспекция – для российских автомобилей.

ВАЖНО! Гражданину РФ дается 3 года для обращения за ошибочно уплаченным УС.

При себе владелец авто должен иметь паспорт гражданина РФ, ПТС на транспортное средство, документ с доказательством оплаты УС прежним владельцем и квитанцию. Не лишним будет подготовка копий данных документов заранее. Бланк на возврат денежных средств вы можете получить и заполнить уже на месте. Ответа по вашему заявлению следует ждать в течение месяца.

Отметка «Приняты обязательства по утилизации»

В ПТС, выпущенных с 1 сентября 2012 по 31 декабря 2013, можно встретить отметки «Приняты обязательства по утилизации» с номером соответствующем реестре, которые не нуждаются в расшифровке. Данная запись гласит о том, что изготовитель берет на себя ответственность по переработке данного автомобиля, а соответственно, покупатель уже не должен вносить данный платеж отдельно.

В данной ситуации необходимо проверить, включен ли данный производительно в реестр компаний, участвующих в утилизации. Если компания, принявшая на себя ответственность, более не состоит в данном списке, владельцу автомобиля следует иметь в виду, что при постановке ТС на учет в ГИБДД возникнут проблемы.

Как выглядит отметка в ПТС можно увидеть на фото:

Итоги

Как мы видим, с момента введения сбора за утилизацию автотранспорта данный ситуация с ним волнует покупателей не меньше, чем в момент его принятия. Как правило, вопросы начинаю возникать при покупке подержанных транспортных средств либо при их импорте собственными силами.

В связи с необходимость уплаты данного акциза, единицы автотехники сильно прибавили в цене, что не могло сказаться на покупательской способности населения. Так или иначе данный сбор является обязательным к уплате, а откладывание решения данного вопроса только увеличивает размер итоговой суммы.

Что такое утилизационный сбор, кто и когда должен его оплачивать, порядок расчета сбора для физических и юридических лиц, а также, кто входит в льготные категории лиц, мы подробно рассмотрим в этой статье.

Обязанность россиян по уплате утилизационного сбора при покупке автомобиля установлена пунктом 1 статьи 24-1 закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года, введенной в 2012 году.

Согласно указанной норме утилизационный сбор – это разовый платеж в пользу государства, взимаемый с покупателя транспортного средства для обеспечения экологической безопасности окружающей среды и охраны жизни и здоровья человека от вредного воздействия эксплуатации транспорта.

Иными словами, денежные средства, полученные в качестве сбора при покупке автомобиля, в дальнейшем будут направлены на его утилизацию в соответствии с экологическими нормами.

Какие автомобили облагаются?

Утилизационным сбором облагаются все автомобили на территории Российской Федерации с 01.09.2012. Данный сбор направлен на обеспечение экологичности последующей утилизации транспортных средств (ТС).

Утильсбор является обязательным платежом и взимается с каждого ТС единожды. Любому автовладельцу необходимо знать, что без наличия соответствующей отметке о внесении утильсбора в паспорте (ПТС) приобретаемого автомобиля невозможно поставить его на регистрационный учет в ГИБДД.

Кто должен платить утилизационный сбор?

Большинству автовладельцев, приобретших свое авто с нуля на территории России, не приходится сталкиваться с вопросом уплаты утилизационного сбора, так как за новые авто данный вид платежа уже внесен импортером, осуществляющим ввоз ТС либо заводом автопроизводителем.

Если вы относитесь к категории водителей, предпочитающих машины без пробега, необходимо при покупке просто удостовериться, что в ПТС занесена соответствующая отметка о внесении платежа за утилизацию.

Тем кто совершает приобретение на вторичном авторынке, помимо тщательной проверки самого ТС, следует также внимательно отнестись к сопроводительной документации на интересующий автомобиль.

Обратите внимание на дату выдачи паспорта приобретаемого автомобиля.

В случае если ПТС выдан до вступления в силу ФЗ, то есть до 01.09.2012 уплата утильсбора не потребуется.
Законодательно определены категорий лиц, которым не требуется вносить утилизационный платеж за свои частные автомобили:

  • переселенцы (соотечественники, проживающие за границей, а также беженцы) ввозящие в Россию свои ТС;
  • дипломаты (включая членов семьи), имеющие соответствующий иммунитет;
  • владельцы ретроавтомобилей (старше 30 лет), сохранившие либо восстановившие оригинальную комплектацию авто.

Однако в случае покупки автомобиля у лица, относящегося к одной из вышеперечисленных групп, как и в случае выявления неправомерного уклонения, продавцом от внесения соответствующего платежа, последующему владельцу придется исполнить обязанность по уплате утильсбора.

Поэтому, приступая к оформлению сделки купли-продажи, внимательно отнеситесь к изучению сопроводительной документации на приобретаемый автомобиль, а именно обратите внимание на графу особые отметки в ПТС и осведомитесь о причинах неуплаты утилизационного сбора.

Своевременно обнаружив проблему, вы сможете либо отказаться от совершения сделки, либо получить скидку в размере предстоящих затрат на оплату утилизационного сбора.

Следует отметить, что с 01.01.2014 (№278-ФЗ) отменены льготы на транспорт, ввозимый из стран Таможенного союза, а также на автотранспорт, относящийся к международным перевозкам, который ранее попадал под процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области.

Будущим автовладельцам следует знать в каких случаях им придется самолично оплачивать утильсбор:

  1. ввоз приобретенного за границей авто;
  2. приобретение авто у льготников, освобожденных от уплаты утильсбора;
  3. приобретение у правонарушителей, своевременно не исполнивших требование об внесении утильсбора.

В первом случае сбор платежа исполняет Федеральная таможенная служба, а в последующих двух - Федеральная налоговая служба.

Когда необходима оплата утилизационного сбора?

В соответствии с пунктом 3 статьи 24-1 Закона № 89-ФЗ российский гражданин обязан уплатить утилизационный сбор в двух случаях:

При ввозе транспортного средства из-за рубежа.

Например, покупка автомобиля в Японии с последующим самостоятельным доставлением его в Россию.

При покупке транспортного средства у лиц, освобожденных законом от уплаты утилизационного сбора, либо не оплативших его в нарушение установленного порядка.

Иными словами, утилизационный сбор взимается однократно за все время существования транспортного средства, и платить его должен либо изготовитель – если речь идет об отечественном автопроме, либо один из владельцев.

Основное определение понятия «утилизационный сбор» — это фиксированная сумма на выполнение утилизации определенного товара, которая оплачивается при покупке, но в расчетном документе такого пункта не будет, так как эта сумма включена в стоимость товара.

Вопрос утилизационного сбора

В России в 2012 году был введен закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июля 1998 г. в пункте 1 статьи 24–1 обязали граждан во время приобретения автомобиля оплачивать утилизационный сбор. Другими словами, это разовая оплата в пользу государства, которая идет на принятия мер улучшения экологии и защиту здоровья людей от вредных выбросов во время использования транспортного средства. Также государство обязуется после окончания эксплуатации автомобиля утилизировать его без вреда для экологии.

Кто обязан платить?

Обратившись к третьему пункту этого закона, определяем, кто должен платить утилизационный сбор. В первую очередь - это транспортное средство, завезенное из другой страны (например, при покупке Японского авто и самостоятельной перевозки его в Россию).

Второй вариант – это покупка машины у человека, который по закону освобожден от уплаты сбора на утилизацию или при условии, что бывший владелец не оплатил его, нарушив тем самым установленный законодательством порядок.

Утилизационный сбор взымается однократно на одно транспортное средство, оплачивает который либо владелец, либо производитель, при условии, что это отечественная компания.

Кто попадает под закон об освобождении от уплаты сбора

В законе предусмотрены ситуации, при которых человека освобождают от оплаты сбора утилизации.

Случаи, при которых не придется платить:

  1. Если транспортному средству больше 30 лет, но при этом должно быть соблюдено несколько условий: машина не является коммерческой и у нее сохранились оригинальные рамы, двигатель и кузов.
  2. Если средство передвижения находится в собственности международных организаций или консулов и их семей, также сотрудников таких организаций.
  3. Если человек ввозит средство передвижения на территорию России в статусе личного имущества в пределах программы добровольного переселения из-за рубежа.
  4. Внимание: если приобретать автомобиль у людей, которые попадают под последние два пункта закона, в таком случае потребителю будет необходимо собственноручно уплатить утилизационный сбор.

Производим подсчет размера утилизационного сбора

Сумму утилизационного сбора рассчитать несложно, нужно базовую ставку умножить на величину поправочного коэффициента. Чтобы узнать значение коэффициента, нужно обратиться к закону «Перечня размеров утилизационного сбора» от 26 декабря 2013 года . Это значение будет зависеть от ряда факторов: год выпуска средства передвижения и основных его характеристик (масса, объем двигателя и размеры). Размер базовой ставки рассчитывается по типу и предназначению автомобиля:

  • легковой транспорт при условии неиспользования его в коммерческих целях – 20 тысяч рублей.
  • грузовой транспорт и коммерческое авто – 150 тысяч рублей.

Например, если имеется легковое транспортное средство российского производства не старше трех лет, с массой не более 2,5 тонны – поправочный коэффициент составит 0,88, а сумма базовой ставки равна 20 тысячам рублей. Из этих данных получаем, что сумма утилизационного сбора составит 20 тысяч рублей и 88 копеек.

На чем следует сфокусировать внимание во время оплаты?

Факт оплаты должен быть обязательно зафиксирован. В паспорте автомобиля, в раздел для особых отметок при оплате должны сделать пометку. На нее нужно обратить внимание во время приобретения средства передвижения.

Причины отсутствия отметки об уплате утилизационного сбора:

  1. Владелец автомобиля получил паспорт транспортного средства до 2012 года.
  2. На территорию Российской федерации иностранный автомобиль был ввезен до 1 сентября 2012 года.
  3. Владелец иностранного автомобиля после 1 сентября 2012 года перевез его в Российскую Федерацию, но не уплатил утилизацию.

Стоит отметить, что при освобождении владельца от уплаты сбора на утилизацию также проставят отметку с причинами, поэтому на слово продающему машину человеку верить нельзя. Однако при условии получения паспорта отечественным автомобилем в промежуток от 1 сентября 2012 года до 31 декабря 2013 года в паспорте может быть отметка о том, что компания производитель берет на себя обязательство утилизировать это транспортное средство по истечении срока его использования. В этой ситуации важно проверить наличие организации в реестре компаний, принявших условия утилизации производимой техники. Если произошло исключение организации из списка, тогда нужно сверять даты. Посмотреть список можно бесплатно на официальном сайте Министерства промышленности и торговли.

Отсутствие каких-либо отметок будет означать, что человек незаконно ушел от оплаты, выход из положения – снизить цену договора. Но бывают случаи ошибочной оплаты сбора на утилизацию, при этом нужно обратиться в службу, которая взымала плату (налоговая или таможня) . При обращении владельцу автомобиля придется заполнить предоставленное заявление.

Также нужно иметь при себе копию паспорта, оригинал и ксерокопию паспорта автомобиля, квитанцию об оплате, документ о повторной ошибочной оплате. После чего в течение 30 дней будет рассмотрено заявление и принято решение.

Последствия неуплаты

Если покупка уже совершена, а утилизационный сбор не оплачен, то всю радость приобретения омрачит факт невозможности постановки на учет. Средство передвижения не будет считаться прошедшим регистрацию без заметки об оплате сбора на утилизацию.

Не следует пренебрегать и оттягивать оплату, так как транзитные номера действительны в течение 20 суток, после чего владелец будет обязан оплатить штраф 500-800 рублей, по этой причине при повторном факте проверки возможно лишение прав на срок в 3 месяца . Эти штрафы прописаны в статье 12.1 КоАП Российской Федерации, поэтому полностью на законных основания инспектор ГИБДД будет обязан проверять наличие отметки об оплате утилизационного сбора.