Описание методики ремонта старого настольного вентилятора. Перестал работать вентилятор. Что делать

Автор : elremont от 14-08-2016

подобрал этот вентилятор в мусоре, потому что я полагал, что я мог бы использовать его, чтобы сделать воздухоочиститель или просто подключить его.
И включил его. Он не работает. Даже не гудит. Таким образом, я предполагаю, что это либо кабель питания, либо переключатель или термо предохранитель в двигателе.
Это должно идти вверх, а затем идти внутрь. У меня нет намерений собирать это вместе, поэтому я не беспокоюсь о том, чтобы все было правильно. Так, теперь с воткнутой в сеть вилкой давайте посмотрим, как далеко проходит напряжение. Итак, в конце шнура питания. Смотрим. Сто двадцать вольт. ОК. Давайте включим третье положение, при этом на красном проводе также должно быть сто двадцать вольт. Есть. Это означает, что проблема находится далее по цепи, так что она либо в этом проводе либо в двигателе. Хм, почему этот шток упал? Хорошо. Вот, что мы получили. Я думаю, что где-то в этом пучке, может быть тепловой предохранитель. И при любой скорости мне нужно, посмотреть где-то здесь, потому что я не знаю, что не проводит электричество - провод или обрыв прямо здесь. Еще надо проверить термопредохранитель, он вероятно, подключен к общему проводу и общим провод идет к блоку, и еще три идут к одной из обмоток, чтобы управлять скоростью. И измеряем сопротивление здесь, между контактами, 47-ом здесь, 23 Ом здесь, и измеряем сопротивление к черному, оно бесконечное. Так что оборван либо черный провод или сгорел термо предохранителем. Вполне возможно, что провод просто сломался внутри от вибрации, но я предполагаю, что проблема с термопредохранителем. Вообще, я надеялся, что дело не в этом. Наверное не стоит пытаться исправить. О, я просто выдернул провода и оторвал их.
Не стоит больше разбирать. Но давайте посмотрим, эта коробка на проводе, такая маленькая штука, стоит последовательно в цепи, и я бы предположил, что это тепловой предохранитель. Так что, если я смогу измерить на другой стороне этого провода малое сопротивление, то значит цепь есть... Нет, я только что сломал. Да, это обрыв.Зачистим провод немного больше, чтобы убедиться, что у меня есть с ним хороший контакт. Я даже могу найти жилу проводника.
О, есть одна. Давайте снова измерим. Измеряем МОм и это, вероятно, мои пальцы.Это обрыв. Таким образом, электричество не может пройти через это. Эта штука оборвала цепь, вероятно, потому, что она в какой-то момент перегрелась и это прикончило эту штуку. Так что, если я предполагал, что предохранитель был прямо здесь, то я мог бы просто взять его и закоротить, но это далеко не идеально. Мы прошлись по проводам, но отремонтировать не получилось. Так вот как иногда бывает. В мусоре часто встречаются вещи в которые можно вложить минимум усилий, чтобы их исправить. Кое что отсюда может пригодиться для работы, например приводной вал двигателя. Этот вал на восемь миллиметров, так что я сохраню его, как и подшипники. Остальное барахло. А вот что еще можно отложить - рабочий конденсатор, потому что он иногда выходит из строя. Я надеюсь, что этот по-прежнему хороший.
_




При поломке бытового вентилятора, как настольного, так и напольного, не спешите сразу везти его в ремонт, а тем более выбрасывать. Скорее всего, возникла простая неполадка, и ремонт вентилятора вы сможете произвести самостоятельно.

Бытовой вентилятор не отличается сложностью конструкции, и принцип его устройства можно увидеть на рисунке ниже.

Если внимательно посмотреть на рисунок, то становится понятно, что выйти из строя в аппарате могут электродвигатель, редуктор, кривошип, переключатель скорости вращения и пропеллер, создающий поток воздуха.

Главное отличие настольного кулера от напольного – это высокая стойка в напольном варианте. В остальном конструкции идентичны.

Итак, основные неисправности, которые вы можете наблюдать у приобретенного вами кулера:

  • агрегат не включается, сетевая лампочка не горит;
  • аппарат не работает, но лампочка горит;
  • лопасти кулера плохо вращаются;
  • агрегат не поворачивается в стороны;
  • кулер издает гудение и не вращается.

Агрегат не включается

В этой ситуации может быть 2 варианта: лампочка, означающая готовность агрегата к работе, может загораться или нет. В зависимости от этого, алгоритм диагностики поломки будет отличаться.

Лампочка не горит

Если после включения аппарата в розетку не загорается лампочка, расположенная на его корпусе, и он не запускается, то, первым делом, необходимо проверить, есть ли напряжение в розетке . Делается это просто: возьмите любой электроприбор и включите в эту розетку. Если прибор заработал, значит, нужно искать неисправность в электрической вилке и шнуре.

Для проверки вилки, раскрутите ее и проверьте надежность подсоединения проводов к клеммам. Чтобы проверить кабель, необходимо отсоединить его от контактной колодки аппарата и “прозвонить” тестером. При обнаружении обрыва в жилах кабеля, его следует заменить.

Лампочка горит

Причина такого поведения агрегата, когда горит индикаторная лампочка, но при этом не работает вентилятор, и не слышно никаких звуков, может быть вызвана поломкой блока с кнопками . Для проверки кнопок потребуется разобрать кнопочный блок, находящийся на стойке напольного вентилятора или подставке у настольного аппарата. Но, перед тем, как разобрать аппарат, убедитесь, что он выключен из розетки.

Работа кнопок очень проста: есть положение “вкл” и “выкл”. Необходимо с помощью тестера проверить “выход” и “вход” на каждой клавише.


При обнаружении неисправной кнопки, отремонтировать ее не получится. Поэтому переключатель следует заменить или сделать соединение напрямую. Такой подход к решению проблемы поможет запустить агрегат в работу, если вы находитесь далеко от магазина, например, на даче.

Неисправные переключатели скорости также могут являться причиной, почему не включается вентилятор. Чтобы проверить регулятор, потребуется поставить его в максимальное положение и проверить “вход” и “выход” с помощью того же тестера.

Лопасти кулера плохо вращаются

В случае, когда вентилятор не тянет и плохо гонит воздух, потребуется разобрать корпус, в котором находится мотор. Иногда тот факт, что не крутится пропеллер, может сигнализировать о недостаточности смазки в подшипнике скольжения, установленного в электродвигателе.

Разборка вентилятора происходит следующим образом.



Вентилятор не поворачивается в стороны

Как починить напольный вентилятор, если он перестал крутиться (поворачиваться) по сторонам? Все дело в кривошипе , крепежные винты которого могут ослабиться или выкрутиться. Чтобы узнать это, потребуется разбирать корпус мотора. Если при работе агрегата повороты корпуса происходят с задержкой или полной остановкой, то следует проверить шестеренки в редукторе на предмет зацепления. Также необходимо проверить сам переключатель редуктора, а именно – перемещение его вверх и вниз.

Разберите редуктор и извлеките главную шестеренку. Вал также придется вытягивать. Нанесите смазку на все подвижные элементы и соберите редуктор. Если шестерни сильно износились, они требуют замены, хотя найти аналоги сломавшихся деталей для вентилятора довольно сложно. В таком случае, придется собрать агрегат без редуктора и пользоваться кулером в обычном режиме, когда воздушные массы будут двигаться в одном направлении.

Кулер издает гудение и не вращается

Случаи, когда не крутится вентилятор, и при этом мотор гудит, встречаются довольно часто. Причин, вызывающих данную поломку, может быть несколько:

  • отсутствие смазки на подшипниках (что делать, говорилось выше);
  • выход из строя конденсатора;
  • неисправность электродвигателя.

Выход из строя конденсатора

Ремонт напольного вентилятора в данном случае сводится к проверке емкости конденсатора с помощью тестера. Чтобы добраться к радиодетали, потребуется разобрать корпус мотора. Подробное описание, как разобрать корпус, было приведено выше. После снятия кожуха вы увидите конденсатор, закрепленный на двигателе.




У представленного прибора емкость конденсатора равняется 0,85 микрофарад. По этой причине, на приборе необходимо выставить значение в пределах от 2 микрофарад до 200 нанофарад, как показано на рисунке ниже.


В данном случае, после подключения конденсатора к прибору видно, что его емкость равняется 0,841 микрофарад. Если учесть погрешность ± 5%, то емкость радиодетали находится в пределах нормы, и она не является причиной того, что кулер перестал работать.


Неисправность двигателя

При ремонте вентилятора своими руками, в поисках поломки также необходимо “прозвонить” электродвигатель. Если он неисправен, то аппарат включаться не станет и будет издавать гудение. Необходимо измерить сопротивление на двух обмотках статора , предварительно отсоединив провода, идущие к ним, как показано на следующем рисунке.


Как видно, сопротивление также находится в пределах нормы, поскольку его значение равняется 1215 Ом (1,2 кОм). В противном случае, аппарат загудит, но не включится. В такой ситуации потребуется перемотка двигателя в специальной мастерской.

Аппарат сильно шумит

Поскольку пропеллер агрегата, главная задача которого - создавать поток воздуха, делается из пластика (не всегда качественного), то велика вероятность деформации последнего. Обычно это происходит, если агрегат оставить на долгое время под прямыми солнечными лучами, или возле источника высокой температуры. При деформации нарушается равновесие между лопастями, что и вызывает сильную вибрацию и шум при нормальном потоке воздуха.

Также вибрация вала может появляться из-за разболтавшейся от длительной эксплуатации втулки подшипника скольжения.

Нередко при падении аппарата, когда лопасти крутятся, деформируется защитная решетка . При ударе о нее вращающегося пропеллера, одна из лопастей может сломаться.

Подводя итог, можно сказать, что в разных моделях вентиляторов основные узлы и управляющие элементы могут выглядеть по-другому. Но принципы диагностики и устранения неисправностей от этого не меняются.

Несмотря на своё простое устройство и отсутствие каких-либо внешних негативных факторов бытовые вентиляторы ломаются. Даже вытяжной вентилятор может выйти из строя в течение года. И это несмотря на то, что кроме крыльчатки с электромотором в нём есть ещё только один выключатель. Казалось бы – ломаться нечему. Но всё зависит от загрузки вытяжного вентилятора.

Вероятно современные производители этого электрооборудования, понимая его потенциальную долговечность, решили себе помочь: увеличением количества проданных вентиляторов, покупаемых взамен сломавшихся. А чтобы поломка состоялась и случилась в не столь отдалённом от даты покупки будущем, в электромотор устанавливается маленькая деталь – температурный предохранитель. И примерно в течение года при достаточно продолжительной работе эта деталь перегорает, и электромотор перестаёт вращаться.

После этого по задумке производителя владелец вентилятора пойдёт в магазин за новым. Но можно вместо этого своими руками отремонтировать электромотор и сэкономить. Для этого потребуется разобрать корпус и вынуть из него движок. Разборку надо выполнять аккуратно с учётом конструктивных особенностей. А они бывают такими, что некоторые детали могут быть приклеены. И чтобы не сломать их потребуется разделять по склеенному шву лезвием ножа.

Предохранитель расположен в движке. Это совсем небольшая деталь, к которой присоединены два провода.


Назначение предохранителя – при перегреве электродвигателя разорвать цепь и отключить его. Но почему «перегрев» и разрыв электрической цепи происходит при температурах не опасных для материалов, из которых изготовлен движок – не ясно. На корпусе детали указывается температура 125 градусов по Цельсию. Вентиляторные движки времён СССР такую деталь не содержали и некоторые из них до сих пор исправно крутят крыльчатки. Поэтому можно исключить этот предохранитель из электрической схемы, так сказать, «основываясь на опыте предшествующих поколений».


Извлекаем неисправную деталь:

Чтобы упростить ремонт, на имеющихся контактах припаиваем перемычку из тонкого медного провода. Затем изолируем полученный шунт изоляционной лентой.


Проверяем результат работы. Соблюдая меры безопасности, при отключенном напряжении присоединяем движок к розетке. После этого подаём напряжение и убеждаемся в том, что вал вращается. Смазываем подшипники вала. Собираем вентилятор и продолжаем пользоваться им. Не забываем, раз в год чистить его от пыли, грязи, и смазывать подшипники.

Ремонтируем напольные и настольные варианты

Напольные и настольные вентиляторы более сложно устроены. Обороты крыльчатки в них регулируются, а воздушный поток либо перемещается по горизонтали из стороны в сторону с установленным отклонением от вертикали, либо фиксируется в одном направлении. Конструкция настольного вентилятора показана ниже на изображении:

Возможны такие неисправности:

  • проблемы с вращением крыльчатки;
  • неисправность редуктора;
  • плохая работа регулятора положения электродвигателя.

Для ремонта с целью устранения перечисленных неполадок потребуется разобрать напольный вентилятор так, как показано далее.


Настольный вариант разбирается аналогично. Проблема с вращением крыльчатки, особенно при небольших оборотах, когда слишком медленное вращение хорошо видно, обычно вызвано недостаточной смазкой подшипников. Их необходимо осмотреть и при сильном загрязнении смесью пыли со старой смазкой почистить. Для прочистки подшипников потребуется разобрать движок, и извлечь ротор.


После этого втулки подшипников скольжения доступны для качественной очистки ватным тампоном увлажнённым спиртом или бензином. Очищенный движок собирается, а подшипники смазываются. Оптимальной будет жидкая смазка на основе силикона.


Отсутствие вращения или неправильное вращение крыльчатки может быть вызвано неисправностями в регуляторе оборотов , выполненном на печатной плате. На ней расположен плавкий предохранитель , который мог сгореть и поэтому вентилятор не работает и крыльчатка не крутится. Предохранитель проверяется, и при необходимости заменяется новым. Если предохранитель исправен неработоспособность вентилятора, скорее всего, вызвана неисправностью микросхемы регулятора оборотов или переключателей.

В таком случае потребуется замена платы новой. Если есть большая потребность в вентиляторе из-за жаркой погоды, на время поиска и приобретения новой детали можно включить одну из его обмоток напрямую минуя регулятор оборотов. Выполнять поиск подходящей обмотки, которых обычно бывает три, следует тестером с последующим подключением к сети и проверкой оборотов движка. Концы не используемых обмоток и соединения с сетевым проводом надо надёжно изолировать надеванием ПВХ трубок с изоляционной лентой.

Неисправность редуктора обычно происходит из-за износа пластмассовых шестерен. В них стираются зубцы, и мотор с крыльчаткой не поворачивается, как следует из стороны в сторону. Замена шестерён в редукторе почти невыполнимая задача, поскольку в продаже их нет. Поэтому продолжать пользоваться вентилятором с изношенной шестернёй придётся без функции поворота.

Регулятор положения двигателя с крыльчаткой, которым устанавливается отклонение по вертикали, выполнен как зажим. Обычно это винт с гайкой. На винте крепится барашек, а гайка запрессовывается в корпус. Из-за износа происходит проворачивание барашка и не получается затянуть винт с гайкой с необходимым усилием чтобы надёжно зафиксировать положение электромотора. В этом случае надо заменить винт с барашком на болт аналогичного диаметра и длины. Болт можно легко затянуть ключом или плоскогубцами.

Чтобы вентилятор прослужил дольше надо в начале лета проводить его осмотр, чистку и смазку. Смазывать подшипники надо только жидкой смазкой. Густую смазку хорошо использовать для шестерен редуктора. Ухоженное оборудование порадует своих владельцев желанным ветерком в жаркое время.

В связи с аномальной погодой (жарой), которая случается в нашей Родине, решил написать статью, как самостоятельно попытаться отремонтировать бытовой вентилятор .

Вот несколько причин поломки и способов ремонта вентилятора в домашних условиях.

1. Вентилятор (лопасти) стал плохо вращаться, не набирает нужных оборотов.

Снимите защитную металлическую сетку.

Открутите гайку, крупящую пластмассовые лопасти. Откручивается по часовой стрелке. Снимите крыльчатку (лопасти).

Открутите гайку, крепящую металлическую сетку (вторую половину). Снимите сетку.

Открутите винты, которые крепят пластмассовый корпус электродвигателя вентилятора. Разберите корпус.

Перед Вами двигатель вентилятора. Его необходимо смазать. Вал электромотора вращается на пластмассовых втулках. С помощью отвёртки нанесите несколько капель масла (подойдёт машинное) на вал так, чтобы оно попало внутрь втулки. Для этого повращайте вал по оси (вперёд - назад) и по часовой стрелке и против. Добейтесь того, чтобы вал начал легко вращаться.

Соберите вентилятор в обратной последовательности.

2. После включения в сеть вентилятор не работает.

Если розетка в норме, открутите крышку коробки на вентиляторе, куда входит электрошнур. Проверьте теми же приборами наличие напряжения, поступает ли оно на плату микросхемы. Если напряжения нет, замените электрошнур или электровилку.

Если напряжение (ток) поступает на плату, проверьте его на выходе с платы микросхемы (два или три провода уходят из коробки на электродвигатель). Если напряжения нет, значит вышла из строя (сгорела) микросхема. Замените микросхему (см. ниже). Если напряжение есть, то разберите корпус электромотора вентилятора (см. п. 1) и проверьте напряжение там. Если и там всё в норме (напряжение есть), то у Вас вышел из строя электродвигатель. Попробуйте заменить щётки, если не поможет, несите вентилятор в мастерскую.

Замена микросхемы. Есть вариант, как обойтись без замены платы микросхемы. Уж не знаю, писать о нём или нет... Ну да ладно, раз начал. Отсоедините провода от платы микросхемы, входящие от электровилки (2шт.) и провода (2 шт.), уходящие на электродвигатель. Затем соедините их между собой (разницы какой с каким нет). Теперь вентилятор будет у Вас работать сразу, как только вы включите его в розетку. Не забудьте хорошо изолировать соединения проводов. Пробовать, при таком варианте, вентилятор необходимо рядом с электрощитом . Если что не так, отключится сразу автоматический выключатель в электрощите . Этот вариант ремонта нужно использовать в крайнем случае, когда уже "невмоготу" от жары.

3. Вентилятор не поворачивается в стороны.

Разберите корпус электромотора (см.п.1).

С одной стороны электродвигателя крепятся лопасти вентилятора, с другой стороны, в коробке, находится редуктор червячной передачи. Вот он нам и нужен. См. рис. ниже.

Вентилятор, как и любое другое электрическое устройство, имеет свойство иногда ломаться, в нем чаще всего сгорает обмотка статора. Но это совсем не повод отправлять его на пенсию. В рамках данной статьи поговорим о практике ремонта бытовых вентиляторов.

Начинаем процесс разборки со снятия крышки вентилятора, под ней спрятан небольших габаритов однофазный с короткозамкнутым ротор, мощностью 20 Ватт. Напомню о том, что ротор это двигающаяся часть электродвигателя, который вращается за счет . Тем самым приводя в движение лопасти нашего вентилятора.

Статор – это статическая обмотка, которая располагается на стальном сердечнике электродвигателя. Статор осуществляет преобразование переменного тока во вращающееся магнитное поле.

При внешнем осмотре, конечно сложно поломку любого устройства, если нет явных признаков повреждения говорящих сами за себя. В нашем примере надо прозвонить на целостность статорную обмотку и шнур питания. Сделать это проще всего при помощи обычного мультиметра, который должен быть в инструментальном арсенале любого радиолюбителя. О том, как правильно пользоваться мультиметром, можно узнать .

После серии измерений выяснилось, что питающий шнур у нас в полном порядке, а у бытового вентилятора просто сгорела обмотка статора. Для ремонта своими руками, нам потребуется частично разобрать двигатель. Статорную обмотку можно достаточно легко снять с помощью обычной отвертки вбивая ее равномерными ударами, по местам, указанными стрелками на фотографии.


После успешного демонтажа статорной обмотки, можно перейти к математике, а именно, расчета количества витков для обмотки статора двигателя.

Для упращенного расчета можно взять за основу следующий алгоритм:

Напряжение в нормальной сети переменного тока 220 Вольт, мощность двигателя – 20 Ватт, Сечение сердечника 1,2 см 2 , проходящий через катушку ток составит – 0,09 А. (исходя из общеизвестной формулы I=P/U).

Сечение типового провода можно вычислить по следующей формуле :


Если переведем площадь поперечного сечения провода из 0,03 мм 2 в диаметр провода получим в итоге: d = 0,19 мм

Обмоточный провод я позаимствовать из катушки магнитного пускателя диаметром 0,17 мм так как не знаю смогу уложить нужное количество витков на каркас катушки.

В последнем случае: U – сетевое напряжение, S c – сечение сердечника, B c – магнитная проницаемость железа (максимум 14 000 ге).

Как только вычислим количество витков, можно приступать к обмотке. Обмотать вокруг сердечника столько витков вручную сложно, поэтому рекомендую воспользоваться самодельным .

После того как катушка сделана, необходимо пропитать ее специальным лаком для пропитки, иначе изоляция проводов в ней может нарушиться.

После высыхания лака, необходимо установить катушку обратно. Если после сборки и проверки возникли проблемы с направлением вращения лопастей, то нужно только снять ротор и установить его с другого торца сердечник. Как вариант, можно снова вытащить катушку статора, и повернуть ее на 180 градусов и установить обратно.

На рисунке выше красными стрелками помечены коротко замкнутые витки, на них будет концентрироваться вращающие лопасти магнитное поле, которое воздействует на ротор.

Для того что бы найти причину поломки вентилятора, необходимо его, как и в предыдущем примере разобрать. Сделать это довольно просто. Вначале снимаем защитную решетку, затем вытаскиваем лопасти или крыльчатку, которая обычно фиксируется специальной гайкой. Затем необходимо демонтировать другую часть защитной решетки и отвинтить саморезы крышки.


Рекомендую также изучить типовую принципиальную схему работы напольного вентилятора. Обычно в ней используется асинхронный электродвигатель с 8-ю обмотками (рабочие и пусковые). Для успешного запуска двигателя необходимо создать сдвиг фазы на 90 градусов. Для этого в схеме имеется конденсатор. Работать схема будет после нажатии кнопка включения питания, при этом должна загореться индикаторная лампа и начинают вращаться лопости, скорость вращения двигателя зависит от схемы соединения обмоток, с помощью переключателя.



Сначала требуется проверить исправность сетевого провода. Затем выполнить для запуска мотора. Рекомендуется также посмотреть целостность контактов и проводов. Если во время работы вентилятора слышен гул или шум, тогда нужно смазать его густой смазкой Литолом.

Ремонт электродвигателя начинают со смазки подшипников, обычно после этого вентилятор начинает хорошо работать. Для смазки можно использовать машинное масло.

Достаточно типовой неисправностью является обрыв одной из обмоток статора. Для проверки можно резко крутануть лопасти по направлению вращения часовой стрелки. Если вентилятор заработает значит сгорела одна из обмоток.

Срок службы электродвигателя уменьшается в несколько раз, если не чистить его от пыли, а так же если забывать смазывать подшипники или редуктор.