Как правильно проехать лежачего полицейского. Техника проезда дорожных неровностей

Не всегда предупреждение о возможной опасности на определённом участке дороге останавливает водителя, который сильно торопится или невнимательно следит . Для этого соответственные службы из соображений безопасности создают на дорожном покрытии искусственные помехи. Если знаки не имеют особого влияния на водителей, то искусственные преграды способствуют снижению скорости водителем перед пешеходным переходом либо опасным участком проезжей части. Никто не желает повредить свой автомобиль об искусственную преграду, а если перед ней не снизить скорость, то так оно и получится.

Как осуществлять проезд лежачего полицейского, . Сначала они объясняют теорию проезда искусственной преграды, а потом закрепляют теоретические знания на практике. Но многие инструкторы автошкол забывают об этом уроке, и водитель не знает, как правильно переехать препону из-за чего страдает его собственная машина. Мы попытаемся максимально доступно объяснить, как проезжать лежачие полицейские, и при этом не повредить авто.

Что представляет собой лежачий полицейский

Искусственная неровность создана на дорожном покрытии с целью заставить водителя снизить скорость на потенциально опасных участках дороги. Принудительное снижение скорости нужно в местах оживлённого движения или перед . Согласно текущему законодательству Российской Федерации, такие преграды должны быть выполнены из резины, однако на наших автомобильных дорогах часто встречаются старые преграды, которые сделаны из асфальта. Они могут нанести существенный урон автомобилю при неправильном его преодолении. Сейчас мы рассмотрим неправильный вариант того, как проехать лежачего полицейского.

Неправильный вариант преодоления преграды

При нажатии на тормоз блокируются автотранспортного средства, в результате чего в точке соприкосновения колеса и дорожного покрытия возникает повышенное давление. Сила торможения авто направлена в противоположную сторону движения самого автомобиля, а сила инерции направлена по ходу движения. Выходит так, что одна сила тянет машину назад, а вторая - вперёд. Возникает момент силы, прижимающий переднюю часть авто к дорожному покрытию, а заднюю часть - приподнимает. При этом значительно возрастает нагрузка . Уровень нагрузки зависит от интенсивности процесса торможения. И если во время осуществления процесса торможения машина преодолевает препятствие, то сила нагрузки на переднюю подвеску увеличивается в несколько раз. За один раз неправильного преодоления преграды передняя подвеска сильно не пострадает, но при систематических нагрузках она может выйти из строя. Если таким образом осуществлять проезд через лежачего полицейского, то возможны серьёзные поломки.

Правильный вариант преодоления препятствия

Существует два способа преодоления искусственного препятствия, при котором авто не будет подвергаться повреждению. Первый способ предусматривает заблаговременное торможение. Перед тем как осуществить переезд лежачего полицейского, необходимо . В этом случае машина преодолевает препятствие накатом, без особого урона для подвески. Скорость не должна превышать тридцати километров в час. Когда авто подходит к препятствию, не нужно давить педаль тормоза, её нужно полностью отпустить.

Видео о том, как правильно проехать лежачего полицейского:

Второй способ преодоления препятствия заключается в почти полной остановке машины перед преградой. Непосредственно перед лежачим полицейским необходимо включить первую передачу и переехать препятствие. Этот метод прекрасно подходит , которые не могут двигаться на автомобиле накатом.

Итог

Подведём итог. Для того чтобы авто не получило ощутимых повреждений при переезде через искусственные преграды, необходимо знать, как правильно их преодолевать. Мы рассмотрели два основных способа преодоления искусственных препятствий, при которых подвеска автомобиля останется невредимой. Не стоит пренебрегать этими рекомендациями, их выполнение поможет сэкономить массу средств автотранспортного средства.

Очень часто на дороге можно встретить препятствие, которое уменьшает или ограничивает скорость движения вашего автомобиля. Их называют «лежачими полицейскими». В нашей стране они совсем не редкость. Это препятствие заставляет водителя притормозить, уменьшить скорость на опасном участке дороги или на нерегулируемом перекрестке. Также их можно встретить там, где повышен риск создания аварий.

Как правило, изготавливают такие ограничители скорости из металлических конструкций, резинопластика или горок, закругленных с асфальта. Стоит сказать, что наиболее эффективными цветами, в которые разукрашивают «лежачие полицейские», являются желтый и черный. Это показали многочисленные исследования. Трудно не заметить такой «лежачий полицейский» даже в темное время суток. Поэтому искусственные препятствия являются чрезвычайно полезными, особенно в условиях большого города.

Водители каждый день преодолевают эти препятствия на своем пути, а иногда и по несколько раз в день. Но не все знают, правильно ли они это делают. Ведь даже опытные водители могут переезжать «лежачий полицейский» неправильно, в результате чего можно запросто испортить подвеску автомобиля.

1. Для кого придумали «лежачие полицейские»

Пожалуй, многих интересует вопрос, для кого и для чего придумали искусственные неровности, или, по-простому, «лежачие полицейские». Создали их, в первую очередь, для тех водителей, которые совсем не обращают внимания на дорогу, на дорожные знаки, на пешеходов, на пешеходные переходы и которые не учитывают скорость своего передвижения. В последнее время «лежачих полицейских» стало очень много, особенно в населенных пунктах.

Не всегда предупреждения о какой-то опасности на дороге останавливает водителя, который очень спешит куда-то и почти не обращает внимания на дорожные знаки. Поэтому и создают искусственные неровности. Понятно, что если дорожные знаки не могут остановить водителя от нарушения ПДД, то «лежачие полицейские» точно способствуют снижению скорости на опасном участке. А так как водители не очень хотят повредить свой автомобиль, то они снижают скорость.

О том, как переезжать «лежачий полицейский», учат еще в автошколах. И в теории, и на практике. Но некоторые не совсем совестливые инструкторы не объясняют это водителям, и поэтому они не знают, как это делать. И от этого может пострадать автомобиль.

2. Обращать ли на них внимание

Без сомнения, нужно обращать внимание на лежачих полицейских. В первую очередь, для того, чтобы не испортить свой собственный автомобиль. Ведь портятся и , и тормоза, и подшипники, и мосты, и многое другое. Все должны понимать, что следить нужно не только за искусственными препятствиями, но и за дорогой в целом. Конечно, есть такие ловкие водители, которые считают, что на большой скорости они просто пронесутся через препятствие и ничего страшного не произойдет. Но это не так. Нужен правильный подход. Потому что потом придется разгребать не очень приятные последствия.

3. Варианты преодоления препятствия

Зачастую все участки дорог с «лежачими полицейскими» оборудованы специальными информационными знаками, которые предупреждают водителей об искусственной неровности. Основные действия при подъезде к «лежачему полицейскому»: притормозить, снизить скорость до 5 км/ч, отпустить сцепление, вообще снимите ногу со и тормоза, дайте волю авто, пусть оно само переедет через искусственную неровность, в таком случае нагрузка на подвеску будет минимальной, а дальше смело нажимайте на газ. Зачастую водители так и делают. Вариантов преодоления препятствий может быть несколько.

3.1 Накатом

Такой способ преодоления препятствия является одним из самых популярных. Водитель заранее должен снизить скорость до 20 км/ч, отпустить и тормоза, и на нейтральной передаче переезжает «лежачий полицейский». А потом включает передачу и снова совершает движение автомобиля. Не рекомендуется тормозить на «лежачем полицейском» и прямо перед ним. Весь вес автомобиля тогда переходит на перед машины, и на подвеску приходится огромная нагрузка. А зимой все вообще может закончиться очень страшно, если водитель будет тормозить резко где-то за метр от препятствия. И не спасут даже хорошие шипованные шины. Ведь дорога там очень скользкая.

3.2 Под углом

Еще одним из вариантов переезда является переезд под углом. Подъезжая к «лежачему полицейскому», автомобиль нужно поставить под углом к нему. Но при этом важно очень внимательно следить за дорогой, смотреть по сторонам, чтобы не оказалось никаких машин. Сначала перекатится одно переднее колесо, а тогда уже и другое. Такой переезд является правильным.

3.3 Проезд с торможением

Такой способ преодоления препятствия осуществляется с помощью уменьшения скорости и включения нейтральной передаи. Тогда не наносится особого вреда подвеске. Скорость при этом не должна превышать тридцать километров в час. А педаль тормоза, в свою очередь, нужно вообще отпустить и не давить на нее.

Еще можно непосредственно перед самим «лежачим полицейским» включить первую передачу. Этот метод очень распространен среди новичков. Нужно подъехать к препятствию, тогда остановиться, а уже потом потихоньку нажать на газ и перекатиться. Этот способ исключает вероятность повреждения порогов на автомобиле. Также не удастся повредить дно вашей машины. Если такое и случится, то нанесенный вред будет минимальным.

3.4 Проезд одним краем

Очень часто можно увидеть, как водители проезжают искусственную неровность под самим бордюром, прижимаясь к нему. Это требует повышенного внимания. Потому что нужно следить за автомобилями, которые движутся параллельно с вами, а также следить за тем, чтобы не повредить колеса о бордюр. Эксперты говорят, что подвеска таким образом будет быстрее изнашиваться.

Особенно если это делать очень часто. Между автомобилистами бытует мнение, что если на больших скоростях преодолевать ямы и «лежачие полицейские», то подвеска не успеет еще отработать свое, и никакого вреда для нее не будет. Но это неверно, так как, преодолевая препятствия на очень большой скорости, подвеска испытывает фронтальный удар, а не только удар снизу. Понятно, что ущерб является весомым. А последствия от таких действий будут слишком серьезными и нехило ударят по вашему карману.

4. Не забываем о пешеходах

Главным объектом внимания для любого водителя должны быть пешеходы. Ни в коем случае нельзя забывать о них. Пешеходы и «лежачие полицейские» неразрывно связаны друг с другом. Ведь искусственные неровности на дорогах как раз и предназначены для того, чтобы водители снижали скорость своих автомобилей, когда приближаются к наиболее вероятному месту внезапного появления пешеходов. Неслучайным является тот факт, что устанавливаются они, как правило, недалеко от детских площадок, школ, стадионов, пешеходных переходов, стоянок, парковок и других людных мест. Будьте внимательны на дороге. Берегите свою жизнь и жизнь людей, которые вас окружают!

Подписывайтесь на наши ленты в

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ

В ходе выполнения поставленных задач на боевых машинах приходится преодолевать как естественные препятствия (реки, болота, крутые подъемы и спуски, овраги, густой лес, гряды камней и т. п.), так и искусственные заграждения (противотанковые рвы, воронки, уступы на спусках и подъемах, надолбы, завалы и т. п.). Наиболее сложные препятствия преодолеваются, как правило, после проведения работ по устройству проходов, разрушению крутостей или с использованием средств, повышающих проходимость машин (колейные мосты, фашины и др.).

При преодолении препятствий необходимо соблюдать следующие общие правила:

к препятствиям следует подходить на максимально возможной скорости, используя скрытые подступы и естественные маски;

при подходе к препятствию командир машины должен определить наиболее надежный способ его преодоления, подать команду снизить скорость и перейти на ту передачу, которая обеспечит быстрое, без остановок и повреждения машины преодоление препятствия;

направлять машину к препятствию следует под прямым углом к препятствию, и преодолевать его без переключения передач, остановок и по возможности без поворотов;

отходить от препятствия нужно быстро; если позволяют условия, то разогнать машину и перейти на высшую передачу.

Валики и выбоины являются самыми распространенными препятствиями на военных дорогах. Направляя машину к валику, следует выбирать участок его с меньшей высотой и крутизной, с более твердым грунтом. Подходить к нему под прямым углом, не снижая скорости. С выходом машины на гребень валика нужно уменьшить подачу топлива, а как только она начнет переваливать через гребень, отпустить педаль подачи топлива. Перевалив через гребень, в момент, когда передняя часть машины коснется земли, нужно быстро включить повышенную передачу и, увеличивая подачу топлива, быстро отойти от препятствия.

Уступы и вертикальные стенки могут преодолеваться с ходу, если их высота соответствует проходимости машины. Въезд на них возможен, если высота стенки не превышает высоты зацепа (для гусеничной машины) или 1/3 диаметра колеса (для колесной машины). Съезд с уступа возможен, если высота стенки не превышает 1/3 длины гусеничной или многоосной колесной машины. Уступы и вертикальные стенки большой высоты преодолеваются с помощью колейных мостов, бревен, фашин или после разрушения их крутостей. Плавность опускания носовой и кормовой частей достигается торможением машины двигателем и тормозами.

Окопы, траншеи, рвы и другие препятствия этого типа, ширина которых не превышает 0,3 длины корпуса гусеничной или многоосной колесной машины, преодолеваются под прямым углом со скоростью, допустимой условиями местности. Препятствия этого типа шириной 0,3–0,4 длины корпуса машины могут преодолеваться на низших передачах с использованием силы инерции. При этом в момент прохождения центра тяжести машины передней стенки рва надо резко увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя. Кроме того, для преодоления широких рвов на многоосных колесных машинах надо снизить давление воздуха в шинах до 0,15 МПа и включить все мосты.

Эскарпы, контрэскарпы и противотанковые рвы преодолеваются после разрушения крутостей, по проделанным проходам или по колейным мостам.

Воронки , встречающиеся на маршруте движения, как правило, обходятся. При невозможности обхода воронки командир должен определить ее диаметр и выбрать способ преодоления. Воронка, диаметр которой не превышает ширины колеи машины, пропускается между гусеницами (колесами). Воронки больших размеров, если по ним возможно движение, преодолеваются, как и противотанковые рвы, по проходу.

ВОЖДЕНИЕ В КОЛОННЕ

Успешное вождение машин в колонне и совершение маршей на большие расстояния во многом зависят от подготовки экипажей и командиров машин.

Перед маршем командир машины обязан:

организовать подготовку машины к маршу так, чтобы обеспечить безопасность движения днем и ночью и исключить вынужденные остановки по техническим причинам;

ознакомиться с маршрутом движения и его особенностями по картам или схемам;

изучить правила и порядок преодоления труднопроходимых и опасных участков пути;

изучить сигналы управления.

Движение в колонне должно начинаться одновременно всеми машинами. Установленные дистанции между машинами принимаются на ходу. По условиям безопасности размеры дистанции в метрах должны быть не менее численного значения скорости движения боевой машины. Например, при скорости движения 30 км/ч дистанция должна быть 30 м.

Управление на марше осуществляется флажками и световыми средствами. Команды, подаваемые командирами подразделений, должны дублироваться всеми командирами машин.

При движении машин в колонне требуется строго соблюдать дисциплину марша:

вести машину с заданной скоростью и на установленных дистанциях, выдерживая свое место в колонне;

двигаться только по правой стороне дороги, не мешая встречному движению и не препятствуя обгону;

при движении по проселочным дорогам с глубокой колеей выбирать направление так, чтобы гусеницы (колеса) не попадали в колею;

следить за подаваемыми командами, сигналами регулировщиков, знаками регулирования дорожного движения и точно их выполнять;

соблюдать светомаскировку в ночных условиях;

внимательно следить за дорогой, обстановкой на маршруте и за движением впереди идущей машины;

объезжать остановившиеся машины только слева и при отсутствии встречного транспорта;

выходить из машины при остановках на дороге только на правую сторону.

При вынужденной остановке необходимо съехать с дороги, чтобы обеспечить беспрепятственный объезд другой технике, и при необходимости подать сигнал «Авария».

Если машина остановилась на проезжей части дороги, то экипаж следующей за ней машины должен отбуксировать ее с дороги. На первой же остановке колонны экипаж, заметивший сигнал аварийной машины, докладывает командиру подразделения, в каком месте и какая машина сделала вынужденную остановку.

После устранения неисправности машина должна продолжать движение. Занимать свое место в колонне можно только на привалах с разрешения начальника колонны.

При движении командир машины должен организовать ведение всеми членами экипажа воздушного и наземного наблюдения в заданных секторах.

В ходе марша командир машины для предупреждения дорожных происшествий должен систематически проверять бдительность водителя, помогать ему в оценке дорожной ситуации.

На остановках и привалах командир должен организовать обслуживание машины и устранение выявленных недостатков, по возможности освобождая водителя от тяжелого физического труда.

ВОЖДЕНИЕ В БОЮ

Боевые действия проводятся, как правило, на пересеченной местности, вне дорог. Тактически грамотное вождение машины в таких условиях заключается в правильном использовании рельефа местности и местных предметов для движения с максимально допустимой скоростью и уменьшения уязвимости машины от огня противника. Умелые действия на пересеченной местности обеспечиваются непрерывным наблюдением, правильным и быстрым ориентированием.

При движении машины по пересеченной местности вне дорог командир машины должен руководствоваться следующими правилами вождения:

по ровной местности с твердым грунтом, вести машину на возможно высшей передаче;

участки местности с рыхлым грунтом преодолевать по заранее выбранному направлению, не переключая передач, и без крутых поворотов, короткие участки преодолевать с разгона, используя инерцию машины;

избегать крутых подъемов, спусков и косогоров, при движении по скользкому грунту не допускать заноса или юза машины;

по вспаханному полю по возможности двигаться вдоль борозд или под острым углом к ним;

на песчаных влажных участках двигаться по следу машины, идущей впереди; на сухом песке избегать колеи, не переключать передачи, не допускать остановок и поворотов.

При преодолении трудно проходимых участков пути на колесных машинах необходимо снижать давление в шинах, включать передние мосты, а в особо тяжелых условиях и понижающую передачу в раздаточных коробках. Движение с пониженным давлением в шинах должно осуществляться на небольших скоростях.

Вождение вне дорог в зимних условиях имеет следующие особенности: увеличивается сопротивление движению в глубоком снегу; понижается сцепление гусениц и колес с грунтом; при движении возможны буксования и заносы; трудно определить характер препятствий под снегом; блеск снега в ясную погоду быстро утомляет зрение.

Предельная глубина снежного покрова, преодолеваемого гусеничной машиной, зависит от плотности снега. Колесные машины могут двигаться по снежной целине глубиною 0,25– 0,3 м без снижения давления в шинах, при большей глубине давление в шинах нужно снижать до 0,075–0,15 МПа.

Двигаться по снежной целине нужно прямолинейно, без крутых поворотов, остановок и резкого изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя. Переключение передач и повороты производить на участках с неглубоким снежным покровом. В случае буксования подать машину назад и снова повторить движение вперед.

При выполнении боевой задачи в составе подразделения командир машины должен:

вести машину строго в заданном направлении по указанным ориентирам, при необходимости самостоятельно выбирать вспомогательные ориентиры;

четко и быстро выполнять команды при перестроениях и совершении маневра;

выдерживать установленные интервалы и дистанции, наблюдать за местностью и движением соседних машин, за сигналами командира;

маневрировать, используя складки местности и скрытые подступы для занятия наиболее выгодных и удобных позиций для ведения огня;

своевременно обнаруживать препятствия и заграждения и правильно выбирать способы преодоления или обхода их.

Где-то прочел фразу: «Успех - это игра чисел». В случае обучения вождению, успех - это количество повторений. В прошлый раз мы научились трогаться и останавливаться на автомобиле именно там, где это необходимо. Каждое новое занятие я бы рекомендовал начинать с повторения пройденного - это нужно для того, чтобы включиться в работу, настроиться и «разогреться». Если же сразу приступать к освоению нового материала, то, по моему мнению, будут возникать большие пробелы с восприятием. Именно поэтому, даже если первые десять-пятнадцать минут (иногда до получаса) каждого нового занятия уйдет на повторение, это не пройдет даром, поскольку пойдет в одну «копилку» обучения.

Итак, выполнив пару проездов со стартами-остановками вдоль фишек и вспомнив все необходимые для этого действия, можно приступить к следующему этапу обучения - упражнению «Змейка передним ходом».

Для начала разберемся, для чего же нужно это упражнение.

Ранее я уже говорил о том, что основным органом управления в автомобиле является руль, поскольку, если мы движемся на автомобиле со скоростью выше сорока километров в час, то воздействие на тормоза приводит к тому, что машина, конечно, реагирует, но полная остановка происходит спустя какое-то время; реакция же автомобиля на руль практически мгновенная. Именно поэтому «Змейка передним ходом» - это основное упражнение, предназначенное для получения навыков выстраивания таких траекторий движения, чтобы автомобиль предсказуемо и заранее объезжал препятствия. При этом всё должно происходить таким образом, чтобы глаза водителя видели, куда он хочет попасть, а руки натренированными действиями выбирали такой угол поворота руля, при котором автомобиль «волшебным» образом сам бы туда направлялся.

Определенное знакомство с габаритами автомобиля происходит уже на этапе «старта-остановки», ведь помимо остановки строго напротив каждой фишки, необходимо также выдерживать расстояние около полуметра от правого или левого борта автомобиля до фишки. Как правило, вначале держаться на нужном расстоянии от фишек практически не удается, но ничего страшного в этом нет.

Для начала я бы порекомендовал проехать змейку как получится - не важно как, просто проехать. Два-три проезда дадут четкое представление о том, как человек чувствует габариты автомобиля и руль, то есть насколько водитель способен выстраивать траекторию и как видит автомобиль в пространстве.

Как правило, после первого проезда змейки «как придется» траектория движения выглядит следующим образом (рис. 2.58): это размашистая синусоида, отображающая, что прохождение автомобиля происходит далеко от фишек. Мало того, что такой проезд требует большой территории, это еще и тяжело физически - приходится крутить руль от упора до упора.

Рисунок 2.58 Первый проезд змейки передним ходом: никаких четких правил, нужно просто проехать «как придется», чтобы почувствовать габариты автомобиля и руль.

Из опыта обучения вождению
По моему убеждению, учебный автомобиль не должен быть оборудован усилителем руля. И это нужно не для того, чтобы максимально усложнить жизнь ученику и привить ему спартанские навыки - на самом деле, автомобиль, не имеющий усилителя руля, заставляет водителя крутить руль только во время движения. При наличии усилителя руль крутится очень легко и нужна большая самодисциплина и самоорганизация для того, чтобы не поворачивать больше необходимого. При этом инструктору будет очень сложно объяснить, почему руль нужно крутить меньше, но начинать раньше, а не больше и стартовать позже. Машина без усилителя заставляет синхронизировать работу руля и педалей более точно - ученик ощущает, какая траектория движения получается при той или иной скорости движения.

Теперь представьте себе, что пространство для проезда змейкой по бокам от фишек ограничено (а в реальной дорожной ситуации это именно так - пространство для объезда препятствий всегда ограничено краем дороги, припаркованными автомобилями и т. п.). Выходит, что при такой траектории проезда змейки автомобиль явно выезжает за пределы дороги (рис. 2.59). Совершенно ненормально ездить на автомобиле с таким чувством габарита: на широкой дороге (например, на каком-нибудь проспекте) места обычно достаточно, поэтому может создаться иллюзия, что навыков вождения вполне достаточно. Однако стоит этому же водителю с этими же навыками попасть на узкую улочку - туда, где с обеих сторон припаркованы машины и разъезд со встречными автомобилями происходит на расстоянии 30-40 сантиметров между зеркалами (а то и меньше) - в этом случае начинаются проблемы: от учащенного сердцебиения до полного ступора, вызванного нервным потрясением. А в таком состоянии очень легко совершить ошибку.


Рисунок 2.59 Размашистая траектория движения не подходит, если по бокам от фишек существуют ограничения.

Давайте разберемся, почему же получается такая размашистая траектория движения. Когда водитель сидит за рулем автомобиля, он, глядя налево, не просматривает территорию за автомобилем примерно в один метр, а глядя направо - примерно в три метра (рис. 2.60b). Перед передним бампером машины от взора водителя скрыто около трех метров и практически столько же не просматривается в зеркалах заднего вида позади автомобиля (рис. 2.60a). Таким образом, вокруг машины образуется определенная «слепая» зона овальной формы, смещенная немного вправо от продольной оси автомобиля (рис. 2.60с).




Рисунок 2.60

Совершенно очевидно, что объезжая настоящее препятствие, водитель старается объехать его подальше, чтобы оно постоянно находилось в поле его зрения. Если есть территория, которая позволяет объехать препятствие именно так - проблем нет. Если же территория ограничена и приходится пользоваться имеющимся в наличии зазором, то чаще всего это приводит к ошибке - водитель задевает препятствие правым или левым бортом автомобиля.

Именно по этой причине необходимо уметь выстраивать верную траекторию движения автомобиля, которая позволит объезжать препятствия на максимально близком расстоянии (десять-пятнадцать сантиметров), а также сведет к минимуму необходимость вращения руля. Такая траектория представляет собой ломаную линию. Она изображена на рисунке 2.61.


Рисунок 2.61 Правильная траектория движения автомобиля при движении змейкой проходит максимально близко к фишкам и представляет собой ломаную линию.

При размашистой змейке приходится вращать руль от упора до упора, при этом синусоида траектории с ростом скорости имеет свойство постоянно увеличивать свою амплитуду. При движении же по ломаной линии (поворот - прямая - поворот - прямая) водитель может «притираться» близко к фишкам, гарантировано задавая безопасный зазор. При этом территория проезда змейки будет максимально узкой, то есть проезжая часть будет использоваться максимально экономно. Другими словами, водитель сможет проехать даже в самый узкий зазор, не рискуя при этом ни собой, ни окружающими. К тому же, при минимальном вращении руля автомобиль будет менее склонен к раскачке, а значит змейку можно будет пройти на более высокой скорости.

Как вы думаете, какому водителю легче двигаться в транспортном потоке - тому, у которого чувство габаритов автомобиля составляет 1,5-2 метра вокруг автомобиля, или тому, который чувствует габариты на 10-15 сантиметров? Конечно же, второму, ведь в условиях реального вождения он будет чувствовать себя как рыба в воде. Именно поэтому при выполнении упражнения «Змейка передним ходом» стоит задача не просто проехать установленный отрезок учебной площадки, кое-как объехав фишки. Цель заключается в том, чтобы, проезжая змейку, выполнить определенные требования: ехать необходимо на скорости 10-15 км/час при максимально плотной траектории движения на второй передаче и при всём при этом совершенно рефлекторно. При таком прохождении змейки скорость реакции водителя на положение автомобиля в пространстве будет составлять 0,2-0,3 секунды. Если мы рассмотрим обычное штатное вождение в типичном городском потоке со скоростью 60-70 км/час, то убедимся в том, что для принятия решения в таком режиме у водителя обычно имеется 2-3 секунды. Стало быть, если водитель соображает в десять раз быстрее, то происходящее снаружи можно сравнить с замедленным воспроизведением фильма. Другими словами, у него появляется огромное количество времени для осознанного воздействия на автомобиль и построения безопасной траектории движения в режиме «онлайн», то есть с постоянной корректировкой под возникающие условия.

Еще один важный момент, который стоит учесть при прохождении змейки: все ошибки при выполнении этого упражнения накапливаются.

Из опыта обучения вождению
Как я уже упоминал ранее, для выполнения различных упражнений, в том числе змейки передним ходом, необходимо использовать не менее пяти-шести фишек. Три-четыре фишки - это слишком мало, поскольку накапливаемые учеником ошибки в этом случае не способны вылиться в заметные последствия. Когда же фишек достаточно, то в конце упражнения накопленные ошибки явно повлияют на общий результат, и это даст сигнал о том, что стоит обратить внимание на те или иные моменты. Как правило, ошибка заключается в том, что ученик не вовремя поворачивает руль, не с той скоростью и не на тот угол, который необходим.

По моему глубокому убеждению, фишки, используемые для упражнений на учебной площадке, должны быть высокими - не ниже 1,2 метра. В начале своего обучения будущий водитель должен научиться выстраивать траекторию движения и видеть свои ошибки самостоятельно. Если использовать обычные дорожные конусы (как очень модно сейчас во многих автошколах), то человек, севший за руль впервые, просто не будет видеть этих фишек (выше мы уже говорили о том, что определенная зона вокруг автомобиля не просматривается). Таким образом, ученик либо должен верить инструктору на слово, либо каким-то образом представлять себя со стороны, что достаточно сложно сделать на начальном этапе обучения. По своему опыту я знаю совершенно точно, что, когда ученик уже умеет выстраивать траекторию движения автомобиля по высоким фишкам, то, если их заменить низкими, уже ничего не изменится - научившись вести взгляд впереди автомобиля, понимая, где что находится, и представляя всё это в пространстве, водитель очень легко управится и с низкими фишками. Если же сразу учиться на низких фишках, то, во-первых, это займет гораздо больше времени, а во-вторых, просто проехав змейку по синусоиде и умудрившись всего лишь не наехать ни на одну из фишек, ученик вряд ли научится ощущать габариты своего автомобиля, поскольку не будет знать, где и на каком расстоянии от фишек он проехал.

Повторюсь, что первой целью выполнения змейки передним ходом является необходимость почувствовать габариты автомобиля, то есть научиться «прижиматься» к препятствию на расстоянии 10-20 сантиметров, гарантировано не наезжая на него. Освоив навык объезжать фишки подобным образом, в реальных условиях полметра до ближайшего автомобиля человек выдержит точно.

Вторая задача этого упражнения - научиться четко чувствовать «прямой руль». При переходе с дуги на прямую и наоборот водитель должен осознавать, в какой момент времени передние колеса автомобиля ехали прямо, а когда были повернуты.

Помимо всего этого, ученик должен понимать взаимосвязь: если автомобиль едет чуть-чуть быстрее, то и рулем нужно работать соответственно быстрее; если автомобиль едет медленнее, то и рулем нужно работать медленнее. Именно по этой причине расстояние между фишками также следует варьировать (рис. 2.62). Обычно я начинаю с расстояния между фишками в 10 шагов, потом могу увеличить его до 12 шагов или уменьшить до 7-8 шагов (однако, оптимальным для прохождения змейки является расстояние в 10 шагов между фишками).


Рисунок 2.62 Расстояние между фишками следует варьировать.

К слову сказать...
Отдельное слово хотелось бы сказать о покрышках, которые используются на некоторых учебных площадках в качестве фишек. Ни один инструктор при здравом уме не позволит ученику подъехать к покрышкам настолько близко, чтобы возник риск поцарапать борт или помять порог, а значит, траектория объезда покрышек будет заведомо увеличена. Именно по этой причине фишки должны быть безопасными и такими, которые не страшно «задавить». Если вы на начальном этапе давите фишки - это хорошо, как ни странно это звучит. В этом случае вы понимаете - так делать нельзя, это было неправильно. И только посредством многократного повторения с исключением всех ошибок нарабатывается ощущение габаритов автомобиля, траектории движения, момента начала движения и скорости реакции.

Для качественного проезда змейки нужно научиться соблюдать всего лишь два правила. Если вы разберетесь с ними, а затем попрактикуетесь достаточное количество времени - одну-две сотни повторов, то после этого вы будете полноценно направлять автомобиль именно туда, куда смотрят глаза, то есть туда, куда необходимо в данный момент времени. Причем управление будет происходить рефлекторно - команда будет поступать от глаз сразу к рукам, минуя осмысление мозгом, что значительно экономит время.

Несмотря на всю кажущуюся сложность, общее время тренировки займет не годы, а всего лишь 40 минут упорных занятий, если вы понимаете, какие именно цели преследуете.

Итак, первое правило, которое необходимо научиться четко соблюдать, - это так называемое «правило средней стойки».

Вы наверняка знаете, что если автомобиль проезжает прямо, например, по снегу, то оставляет всего два следа. Но стоит водителю повернуть руль, например, вправо, и машина оставит на снегу уже четыре следа - передние колеса оставляют свои следы, а задние - свои. При этом задние колеса срезают траекторию и едут ближе к центру поворота, чем передние. Анализируя эти следы, можно заметить, что между бортом автомобиля и следом заднего колеса с той же стороны при повороте образуется определенный острый угол. Если, например, водитель повернет руль не на полный выворот, а лишь вполовину, то срез от задних колес будет значительно меньше. Таким образом, может быть образовано очень большое количество острых углов, за счет срезания колесами задней оси - от прямолинейного движения автомобиля до его поворота на максимальный угол. При этом можно заметить интересную особенность: при всем многообразии этих углов начинаются они всегда из одной точки. А эта точка - не что иное, как средняя стойка автомобиля. Следовательно, чтобы не задеть объезжаемое препятствие, нужно поворачивать лишь после того, как это препятствие поравняется со средней стойкой (рис. 2.63). Некоторые автомобили не имеют средней стойки (например, двухдверные), в этом случае ориентиром может выступать плечо водителя.


Рисунок 2.63 Чтобы не задеть объезжаемое препятствие, нужно поворачивать лишь после того, как это препятствие поравняется со средней стойкой.

К слову сказать...
В некоторых автомобилях (в частности, в отдельных моделях BMW) угол поворота колес имеет прогрессивную характеристику, благодаря чему эти машины поворачивают несколько круче, чем стандартные. В связи с этим в таких автомобилях следует поворачивать несколько позже средней стойки.

Теперь представьте себе, что фишка находится далеко от борта автомобиля. В этом случае, для того чтобы компенсировать такое удаление, необходимо будет повернуть раньше. На рисунке четко видно, что если препятствие находится в метре от борта автомобиля, то и поворачивать можно за метр до средней стойки - фишка явно окажется «незадавленной». Из тех же соображений: если препятствие находится в двух метрах от борта, то и поворачивать нужно за два метра до средней стойки. Поскольку радиус поворота заднего внутреннего колеса составляет примерно три метра, то и соответствующее опережение при удаленности препятствия от борта автомобиля тоже не будет превышать трех метров.

Сделаю особый упор на то, что поворачивать руль нужно только в движении автомобиля. Ни в коем случае нельзя подъехать к фишке средней стойкой автомобиля, на месте повернуть руль (особенно легко это сделать в автомобиле с усилителем) и поехать. В этом случае ничего не получится - скорее всего, автомобиль заденет препятствие и поцарапает борт.

Где можно применять «правило средней стойки» на практике? Самый простой вариант - это выезд передним ходом с парковки или из гаража (рис. 2.64a). Предположим, что выезжая с парковки, водитель автомобиля сразу повернул руль - в этом случае задние колеса срезают траекторию и машина бортом цепляет соседа (рис. 2.64b). Второй же водитель выезжает немного на прямых колесах, пока средняя стойка его автомобиля не поравняется с углом соседней машины, после чего поворачивает руль и спокойно выезжает с парковки. Конечно, в этом случае необходимая для поворота траектория немного шире, но главное - соседняя машина не задета и все автомобили целы.


Рисунок 2.64 Использование «правила средней стойки» для выезда с парковки.

В дальнейшем мы еще не раз будем сталкиваться со случаями применения «правила средней стойки», поэтому на данном этапе ограничимся лишь таким простым примером. Пока лишь заметим, что основное назначение «правила средней стойки» заключается в сохранении внутреннего к повороту борта автомобиля от повреждений.

Теперь поговорим о втором правиле, необходимом для качественного проезда змейки передним ходом. Вооружившись новым знанием - «правилом средней стойки», и понимая, что не нужно ездить слишком «широко», а по возможности «прижиматься» к фишкам как можно ближе, ученик, поравнявшись средней стойкой автомобиля с фишкой (рис. 2.65, положение a), въезжает в первый «карман» с таким расчетом, чтобы кузов автомобиля уже смотрел мимо следующей фишки (рис. 2.65, положение b). При этом ученик забывает тот факт, что, хотя сам автомобиль уже «смотрит» мимо следующей фишки, его колеса всё еще находятся в повороте - это очень важный момент.

Получается, что, выравнивая руль по факту, на малой скорости, водитель попадет туда, куда ему нужно, но ведь по городу никто не ездит на скорости меньше 30-40 км/час! В связи с этим необходимо понимать, что время, затрачиваемое на возврат руля в центральное положение, уже идет, а поскольку автомобиль движется, а не стоит на месте, то его кузов продолжает поворачивать далее - больше, чем нужно (рис. 2.65, положение с). Таким образом, если начать возвращать руль в центральное положение лишь после того, как автомобиль повернет на нужный угол, то траектория его движения будет получаться слишком размашистой и занимать значительно больше места на дороге. По причинам, о которых мы уже говорили выше (узкие улочки, плотный дорожный поток и т. п.), такое положение дел неприемлемо.



Рисунок 2.65 Следует помнить, что, хотя кузов автомобиля уже «смотрит» мимо следующей фишки, колеса автомобиля все еще находятся в повороте.

Как же быть?

Представьте себе, что вы захотели попить чаю. Для того чтобы сделать это уже сейчас, нужно было поставить чайник как минимум пять минут назад. Если поставить чайник на плиту сейчас, то и чай попьем, соответственно, через пять минут.

То же самое и в том случае, когда мы выполняем упражнение «старт-остановка»: чтобы остановиться в нужной точке, мы начинали тормозить до того, как подъезжали к ней, ведь замедление - это процесс, на который необходимо время. То же касается и процесса выравнивания автомобиля - на него также требуется определенное количество времени. Именно поэтому нужно научиться видеть, когда нужно начинать возвращать руль, немного опережая события.

Второе правило, которое необходимо усвоить - «опережающее руление». С этим правилом нужно хорошо разобраться, поэтому сконцентрируйтесь и приготовьтесь поработать.

В тот момент, когда автомобиль гарантировано проезжает мимо следующей фишки, его колеса УЖЕ должны быть «прямыми» (рис. 2.66, положение d) - только при таком условии машина будет двигаться по прямой линии и объедет фишку максимально близко. А чтобы это получилось, руль нужно возвращать в центральное положение за некоторое время до желаемого направления (рис. 2.66, положение e).



Рисунок 2.66 Руль нужно возвращать в центральное положение за некоторое время до желаемого направления.

Обратите особое внимание
Очень важный момент: в поворот руль должен поворачиваться быстро, а из поворота - медленно и заранее, то есть примерно за 30 градусов до желаемого направления.

После того, как, подъезжая к следующему «карману», автомобиль поравнялся центральной стойкой с очередной фишкой, об этой фишке можно забыть - автомобиль гарантировано проедет мимо, не задев её. Значит смотреть на эту фишку больше не нужно - водитель устремляет взгляд на следующую фишку, которая в этот момент находится где-то впереди. Если представить линию взгляда водителя, направленного на следующую фишку, то эта линия будет делить полку ветрового стекла где-то сбоку. Хитрость заключается в следующем: машина начинает поворачивать, и в какой-то момент времени будет видно, что машина еще не объезжает фишку, а как бы движется на неё, но, поскольку колеса при этом всё еще повернуты, то за время, которое будет тратиться на возврат руля в центральное положение, автомобиль будет продолжать поворачивать. Именно поэтому, когда следующая фишка возникает строго перед водителем, то есть линия взгляда на фишку будет проходить точно над рулем, это послужит сигналом о том, что колеса автомобиля уже проходят мимо фишки. Именно при таком положении колес нужно начинать возвращать руль в центральное положение. Постепенно, за время, необходимое для выравнивания руля, кузов автомобиля «подтянется» за передними колесами, задние колеса немного срежут, и автомобиль будет подходить к следующей фишке с «прямыми» колесами - с минимальным расстоянием до фишки от борта и без риска наехать на неё или объехать по слишком широкой траектории.

Всё то же самое действительно и для следующего поворачивания после проезда очередной фишки: в момент, когда находящаяся спереди фишка оказывается прямо напротив водителя, необходимо возвращать рулевое колесо в центральное положение, хотя глаза и говорят: «Подожди! Зачем же выравнивать руль, ведь машина еще направлена на фишку!». Сказывается стереотип восприятия: человек перемещается в пространстве посредством ног достаточно медленно, поэтому все препятствия он преодолевает по факту; когда же человек начинает двигаться быстрее, то очевидно, что нужно вырабатывать новое восприятие картинки. Упражнение змейка в этом плане очень хорошо помогает.

Если сравнивать желаемое направление с фактическим положением автомобиля в момент начала возврата руля в центральное положение, то разница составляет порядка 30 градусов. Причем это справедливо для поворотов как направо, так и налево.

Вывод из правила «опережающего руления» следующий: при совершении любого поворота нужно вращать руль в направлении поворота и проезжать до тех пор, пока до желаемого направления не останется порядка 30 градусов. Таким образом, к моменту выхода автомобиля на желаемое направление, передние колеса уже будут «прямыми», а значит автомобиль будет двигаться именно туда, куда нужно.

Где применяется правило «опережающего руления»?

Допустим, водитель едет на автомобиле в крайней правой полосе в 80 сантиметрах от бордюра (рис. 2.67a) и, поравнявшись правой средней стойкой с началом закругления по бордюру, начинает поворачивать вправо (рис. 2.67b). И если этот водитель не знает правила «опережающего руления», он дожидается фактической параллельности автомобиля с бордюром уже следующей улицы и лишь после этого начинает возвращать руль в центральное положение. Поскольку колеса всё еще вывернуты, то уже в следующее мгновение он наедет на бордюр (рис. 2.67c). На самом деле такое происходит регулярно, особенно при повороте на узкие улочки. В связи с этим следует понимать, что, например, при повороте на 90 градусов, в тот момент, когда кузов автомобиля уже прошел 60 градусов, колеса уже прошли все 90, а значит уже нужно начинать выравнивать руль - благодаря этому колеса будут двигаться параллельно следующей дороге, а кузов постепенно «подтянется».




Рисунок 2.67 Пример ситуации, когда необходимо было применить правило «опережающего руления».

Теперь, познакомившись с обоими правилами - «средней стойки» и «опережающего руления», вы можете проезжать змейку максимально близко к фишкам и с довольно высокой скоростью (конечно не сразу, а после нескольких тренировочных проездов). При этом работа рулем будет минимальной, что также очень важно. Необходимо с первых же занятий приучить себя к тому, чтобы возвращать руль в центральное положение. Выработав определенную привычку, человеку крайне сложно потом переучиться. Когда на курсы контраварийного зимнего вождения приходят люди с достаточно большим стажем вождения, то приходится отметить, что очень часто они просто не понимают, где же у них «прямой» руль. Соответственно, они не понимают, как спрогнозировать поведение автомобиля. Однако если асфальт прощает очень много ошибок - промахнувшись с траекторией, всегда можно исправить положение резким доворотом руля, пусть даже с визгом покрышек, то на скользкой дороге всё заканчивается невесело - автомобиль просто не реагирует на подобные корректирующие довороты. Именно по этой причине с первым выпавшим снегом на дорогах можно наблюдать, что все «супермодные» автомобили, в том числе и полноприводные, начинают гуськом ползти по дороге со скоростью не более 40 км/час подальше от бордюра. О чем это говорит? Конечно, осторожность - это одно, но по факту ездить по скользкой дороге просто никто не умеет! В итоге выходит, что безопасность движения достигается только за счет очень низкой скорости. Как следствие - стоит выпасть дождю или снегу, и поток движения просто останавливается. Потом отдельно взятые граждане начинают ездить по тротуарам или носятся, как угорелые. Конечно, есть среди них и такие, которые знают, что делают, но есть и те, которые просто «за компанию». Естественно, гораздо лучше быть среди тех, кто способен контролировать автомобиль в любой ситуации.

Очень важно под наблюдением инструктора добиться правильной траектории движения между фишками. Полезными в этом плане будет снег зимой или наличие лужи при сухом асфальте в другое время года - так автомобиль сможет оставлять следы. Как правило, вначале следы между фишками не вдохновляют ни на что. Но, пройдя какое-то количество повторений, ученик обнаружит, что всё время движется по одной траектории.

История из жизни
Однажды один из советских экипажей раллистов на соревнованиях уровня чемпионата Европы по судейской ошибке был выпущен на старт не в своё время, а значительно раньше - получилось, что они стартовали десятыми. Когда впоследствии эти спортсмены описывали свои впечатления, то признались, что для них это было настоящим откровением - стартовав десятыми, они понимали, что до них проехали девять машин, а следы были одни! То есть в повороте, как и положено, следы раздваивались, а потом снова сходились, но создавалось впечатление, что проехала лишь одна машина. Именно поэтому, когда говорят, что первый пилот является бульдозером, расчищающим путь всем остальным - это совершеннейшая правда! Пилоты экстра-класса уровня чемпионата мира едут как на трамвае - след в след. Когда же судьи снова вернули экипаж на своё положенное место - далеко позади первой десятки, то участники снова увидели изъезженную вдоль и поперек дорогу, которая изобиловала разными следами, в том числе и уходящими в кювет.


Рисунок 2.68 Опытные пилоты едут как на трамвае - след в след.

Так вот - когда человек умеет выстраивать траекторию движения при прохождении змейки, он сможет выстроить правильную траекторию и в любой другой дорожной ситуации, поскольку любой маневр - это всего лишь фрагмент змейки передним ходом.

После одной-двух сотен повторений (если недостаточно, то и трехсот) у ученика должно быть выработано четкое и адекватное восприятие автомобиля.

Что же влияет на траекторию?

Во-первых, скорость вращения руля.

Во-вторых, глубина вращения руля - можно повернуть руль на пол-оборота, а можно на полтора-два.

В-третьих - время нахождения руля в повороте. Если медведь в цирке едет на мотоцикле или автомобиле с постоянно повернутым рулем, то он просто кружится по арене цирка. На дороге примером может быть кольцевое движение - повернув руль на определенный угол и удерживая в таком положении можно достаточно долго ехать по кругу, не производя дополнительных телодвижений.

Четвертый фактор, влияющий на траекторию - это скорость движения самого автомобиля.

Как же это всё взаимосвязано и влияет одно на другое?

Мы можем поворачивать руль медленно, тогда придется вращать его долго и практически до упора. Соответственно, руль будет долго находиться в повороте, и, как следствие, траектория движения будет размашистой, а значит автомобиль просто не сможет ехать быстро (то есть те самые 10-15 км/час на второй передаче на змейке с расстоянием между фишками в десять шагов).

Мы можем поворачивать руль активнее, а значит, сможем обойтись более мелкой глубиной руления. Разумеется, руль будет находиться в повороте меньшее количество времени, то есть автомобиль будет больше ехать по прямой линии. Таким образом, у нас появляется возможность ехать либо быстрее, либо с той же скоростью, но с гораздо большей безопасностью.

Умение выстраивать правильную траекторию может пригодиться буквально в любой момент. Представьте себе яму посреди дороги. Её можно объехать справа или слева, а можно, немножко изменив траекторию движения, пропустить между колес автомобиля (рис. 2.69). Выгоднее маневрировать таким образом, чтобы траектория движения изменялась минимально. Чем дольше автомобиль едет по прямой, тем меньше шансов поскользнуться и тем меньше приходится перенапрягать автомобиль.


Рисунок 2.69 Маневрировать на дороге нужно так, чтобы траектория движения изменялась минимально.

Змейка передним ходом вырабатывает главный навык - руки и ноги водителя начинают работать так, чтобы машина ехала именно туда, куда смотрят глаза водителя, причем всё это делается без осмысления водителем всех действий.

Теперь, основательно изучив теоретическую часть, можете приступать к практическим занятиям. Начинайте с движения на первой передаче (это может быть движение при отпущенной педали газа - даже на холостом ходу на первой передаче автомобиль будет перемещаться, разве что при глубоком повороте руля машину начнет подергивать). Начиная с минимальной скорости и постепенно наращивая темп, доведите скорость проезда змейки до тех самых 10-15 км/час на второй передаче. А это возможно лишь тогда, когда ученик едет настолько быстро, чтобы едва справляться с управлением машиной (но всё же справляться). Если вы будете ездить всё время медленно и не напрягаясь, значит ничему не научитесь. Как я уже говорил, при выполнении упражнения «старт-остановка», очень полезно уставать в процессе обучения - благодаря этому все движения станут лаконичными и выверенными, а навыки вождения будут закладываться на уровне мышечной памяти.

Люди, которые пробовали ездить по городу и считают, что это получается у них пока не очень хорошо, после качественного прохождения змейки, снова выехав в город, сразу ощущают «майский день и именины сердца» - всё у них получается очень легко и весело.

Управление весом автомобиля - большое и очень полезное на дороге искусство, считает преподаватель центра безопасного вождения FDW Физика движения Кирилл Каландырец.

В обычной жизни, когда человек, например, споткнется - он сразу слегка наклоняется и бежит вперед, автоматически старается перенести вес на устойчивую ногу, чтобы не упасть. С автомобилем все точно так же: когда мы тормозим, вес уходит вперед, когда поворачиваем налево - вес смещается в правую сторону.

Если часто ездишь по родным украинским дорогам - неизбежно попадешь в ямы, которых у нас, к сожалению, хватает. Особенно, если ты выбрал новый, незнакомый путь и едешь со скоростью не 40 километров в час, а все 80 - ямы так и норовят выскочить ниоткуда буквально в одну секунду. Сегодня мы научимся «расправляться» с такими внезапными ямами так, чтобы нанести машине минимальный ущерб - или вообще остаться невредимым. Тут-то и поможет упражнение «разгрузка по осям », уверен наш преподаватель от Физики Движения.

Во-первых, в таком случае никогда нельзя тормозить в самой яме. Можно слегка притормозить до нее - но тогда есть вероятность, что разгрузка не сработает. Идея в том, чтобы переместить основную массу на другую, противоположную от ямы сторону. Вертишь руль вправо - нагрузка идет на левые колеса, вертишь влево - наоборот, на правые. Тормозишь - вес перемещается на передние, разгоняешься - на задние. К слову, именно поэтому нельзя тормозить во время проезда «лежачего полицейского» (нагрузка пойдет на передние колеса, которыми ты на него заедешь - а это лишний удар по амортизаторам и подвеске), лучше погаситься перед ним до минимальной скорости. Если же остановка перед препятствием невозможна, лучше по максимуму разгрузить переднюю ось.

Как это делать:

На пути, обозначенном коридором из фишек, мы выставляем «препятствия»: две специальные полоски резины, специально устроенные так, чтобы вылетать из-под колес при неправильном проезде. Если же пройти коридор на разгрузке, они так и останутся лежать на месте.

Итак, ты едешь, слева от тебя - яма, и объехать ее не получится. Куда крутить руль? Вправо, подальше от препятствия? А вот и неверно: уезжая от ямы, ты смещаешь вес машины как раз на ту сторону, которая придется на яму - на левую. Поэтому при подъезде к полоске мы резко выкручиваем руль именно влево, на препятствие, а затем так же резко выравниваем машину обратно. Иногда можно даже перед этим маневром слегка уйти вправо, чтобы сделать раскачку - так легче смещать вес, проходя препятствие.

Ну, а два препятствия - последовательно справа и слева - мы проходим по той же схеме: сперва крутим руль вправо, затем влево, каждым поворотом приходясь на сами полоски. Парадокс - но при такой схеме препятствия даже не замечаются под колесами! И, конечно же, не взлетают вверх, что лишний раз доказывает: мы все сделали правильно.

Успехов на дорогах! И смотри наши уроки дальше - впереди еще много интересного.