Вот почему вы не должны ездить на автомобиле с пустым баком. Плохо ли для двигателя ездить на пустом баке? Перейти на высшую передачу

Начнем с того, что подобный прием в практике действительно существовал. Мало того, даже попал на книжные страницы. Вот что писал, например, О. Яременко в книге «Твой друг автомобиль» в далеком 1988 году: «Кстати, если бензин кончился за 10…15 км до бензоколонки, в бак „Москвича“ или „Ижа“ можно залить до полутора литров воды и дотянуть до заправки. Вода имеет бóльшую плотность, чем бензин, и поэтому, пока остатки бензина в баке есть, в бензопровод будет поступать бензин».

Да, россияне во все времена умудрялись выкручиваться из самых безнадежных ситуаций, оттого настоящие советы бывалых читались не хуже детектива. Но разве сегодня кто-то станет лить воду в бак, коли АЗС на каждом шагу, а тревожный индикатор вспыхнет перед носом задолго до того, как бензонасос сделает последний глоток топлива? Однако же вот цитата из современного форума владельцев машин:

«Я по советам этого форума решил долить в бак воды, чтобы поднять уровень бензина и доехать до заправки. Залил 0,5 л - не заводится. Делать нечего, пошел за бензином с канистрой. Проблемка такая: умудрился обсохнуть посередине Невского, не дотянув до заправки пары километров. По совету долил в бак пол-литра воды. Все равно не завелась…»

Переливы и недоливы

Физика процесса ясна: ни один бензонасос не высасывает топливо до последней капли, что-то да останется на донышке. А при доливании в такой бензобак воды жидкость немедленно расслоится и более легкий бензин окажется сверху. Для сомневающихся - первый же кадр из фотофиксации наших экспериментов. Вместо топливного бака мы взяли прозрачный аквариум, залили в него бензин и подкрашенную «в цвет океана» воду. В аквариуме все было прекрасно: избыток топлива возвращался через «обратку», а синяя водичка так и покоилась на донышке, не попадая в магистраль.

Но ведь в баке-то все не так! Как минимум потому, что в прозрачном сосуде мы видим, сколько долить воды, чтобы поднять с донышка остатки бензина. Здесь требуется особая точность: недольешь - снова будешь хлебать воздух, перельешь - получишь воду вместо бензина! А как это сделать на реальном авто, если резервуары для горючего разных моделей различаются по архитектуре, как здания Растрелли и Жолтовского?

Но делать нечего, придется поупражняться именно на баках, например на древнем «жигулевском» и современном от Hyundai Getz. Распилим и посмотрим…

Начнем с вертикального вазовского. Тут все просто и очевидно: бензин перестает касаться трубки бензоприемника, когда его остается примерно 400 мл.

А вот в корейском баке все совсем по-другому. Даже опытные зарулевские инженеры с интересом рассматривали закоулки его внутренностей: лабиринты, переборки - сложное сооружение. Но любой плоский бак - штука капризная. Малейший перекос, и его внутренняя жизнь изменится кардинально.

С бубном...

Что же, начинаем колдовать. Определяем, какое количество топлива остается в каждом из баков после того, как «бензин кончился», доливаем водички и смотрим, стало ли лучше.

Как оказалось, приподнять водой бензин не проблема, но воспользоваться плодами своих усилий в реальной ситуации почти невозможно. Во‑первых, вслепую действовать бесполезно. Во‑вторых, остаток топлива в плоском баке превращается в тончайшую лужицу, хлебнуть из которой, не наглотавшись одновременно и воды, никакой насос не сможет. В-третьих, малейший перекос машины сведет все труды на нет: подобная «ловля блох» может сработать разве что в лабораторных условиях.

Впрочем, почему бы не помечтать? Скажем, ясновидящий владелец вазовской «классики» идеально точно угадает требуемый уровень долива воды, затем вручную аккуратненько подкачает топливо в карбюратор, затем пустит мотор… При таком раскладе можно предположить, что пару-тройку километров он проедет.

Известны и более хитрые приемы. Например, опустить в бак полиэтиленовый мешочек с водой: уровень топлива поднимется, а вода в него не попадет. На тех же «жигулях» и прочих древних машинах с баком без переборок и широкой прямой горловиной это, быть может, и сработает, но водителю современного авто не стоит и пытаться: мешочек гарантированно застрянет где-то на полпути, а вытащить его обратно будет нелегко…

Тем, кто все же захочет попробовать «дозаправиться» водой, посоветуем для начала убедиться в наличии сливной пробки в бензобаке. Ибо они вышли из моды вместе с появлением «жигулей».

Вас когда-нибудь интересовал вопрос, сколько может проехать ваш автомобиль после того, как на приборной панели загорится значок низкого уровня топлива? Действительно, иногда может быть забавно поэкспериментировать, чтобы узнать, сколько можно проехать на последних литрах топлива.

Но вы не должны этого делать, если не хотите, чтобы топливный насос вышел из строя. На предоставленном видео, где его автор полностью разобрал топливный насос, он объяснил, как тот работает. Поняв устройство и принцип действия бензонасоса, Вам станет понятно, что низкий уровень топлива в баке не способствует долгому сроку службы топливного насоса.

Топливный насос качает топливо из бензобака в двигатель. Это ключевой и необходимый компонент для работы автомобиля. К сожалению, не редко эта деталь выходит из строя, причем, чаще всего без каких-либо предупреждений. В итоге, немало водителей не раз становились заложниками той ситуации, когда топливный насос полетел в самое неподходящее время и не в том месте.


Например, не редко насос летит на трассе. Естественно после поломки насоса вы не можете продолжить движение. Самое интересное, чаще всего бензонасос выходит из строя в тот момент, когда в баке остается немного топлива. Почему так происходит?

Не забудьте включить субтитры и их перевод, если не знаете английский язык.

Главные причины поломок топливного насоса, как правило, связаны с низким уровнем топлива в баке. В этом случае топливный насос испытывает повышенную нагрузку. В первую очередь страдает сетчатый в насосе и электродвигатель.

Как можно увидеть на видео ролике выше, электродвигатель топливного насоса охлаждается топливом.

Так, для охлаждения электромотора насоса топливо поступает через сетчатый фильтр, а затем проходит через круглую крыльчатку насоса (как на фото ниже). Далее топливо проходит через электродвигатель топливного насоса для того, чтобы охладить медную обмотку, благодаря которой и работает электродвигатель насоса.


Запуск автомобиля с низким уровнем топлива означает, что в топливном баке будут преимущественно скапливаться различные газы (кислород и т.п.). Соответственно они также попадут в электродвигатель топливного насоса вместе с остатками топлива.

К сожалению, газы, скопившиеся в топливном баке и проходящие через электродвигатель насоса, имеют низкие коэффициенты теплопередачи по сравнению с конвективными жидкостями. В итоге газы не в состоянии отводить тепло с обмотки электродвигателя насоса так же эффективно, как это делает бензин или дизельное топливо.

В результате низкого уровня топлива в баке электродвигатель бензонасоса может перегреться, расплавить обмотку, что конечно приведет к выходу насоса из строя.

Кроме того топливо действует еще, как и смазка для топливного насоса. Поэтому запуск машины на пустом бензобаке приведет к прохождению через топливный насос излишних газов. Это может привести к преждевременному износу вращающихся частей насоса.


В дополнение к проблеме с перегревом и преждевременному износу насоса при работе двигателя автомобиля на пустом баке, топливный насос, работающий при низком уровне топлива в баке, может засасывать осадок, который находится в нижней части бензобака.

Особенно это актуально в старых автомобилях, где, как правило, использовался металлический бак, который со временем был подвержен коррозии, в результате чего на дне бака могли появляться частицы ржавчины.

Так же осадок на дне топливного бака может появляться и от некачественного бензина или дизельного топлива. В результате, запуская двигатель при минимальном уровне топлива в баке, вы рискуете тем, что в топливный насос попадут различные частицы осадка.

Эти отложения в топливном баке могут засорить топливного насоса. После того, как засорится топливный фильтр, двигатель не сможет получать достаточное количество топлива, в результате чего ваша машина не будет работать.

Обратите внимание, что фильтр может засориться не сразу, а со временем. В этом случае скорость потока топлива по топливной магистрали будет постепенно замедляться до тех пор, пока фильтр бензонасоса полностью не засорится.

Перед тем, как позволить себе ехать на пустом баке, стоит знать, сколько километров Вы сможете проехать на самом деле после того, как загорается индикатор низкого уровня топлива , а остаток пробега на текущем баке бортового компьютера станет показывать прочерки.

Но давайте сначала выясним, насколько опасно ездить с горящей контрольной лампочкой низкого уровня топлива!

Основной проблемой при движении с почти пустым баком является, конечно же, вероятность заглохнуть и застрять в дороге. Причём, это принесёт не только много хлопот с доставкой топлива до авто от ближайшей АЗС или буксированием автомобиля к этой АЗС, но и потенциально опасной ситуацией. Вы можете заглохнуть на автостраде, где окружающие автомобили будут ездить под 100 км/ч, а то и быстрее. Кроме того, остановка двигателя на ходу на автоматической коробке передач очень плохо сказывается на последней, так как двигатель принимает активное участие в транспортировке масла и создании его давления в коробке.

Но есть ещё один минус езды на пустом баке - риск повредить бензонасос или забить топливный фильтр . Дело в том, что бензонасос постоянно забирает топливо сверху, плавая как поплавок в топливном баке. В то же время, большинство загрязняющих частиц в топливе чаще всего оседают на дно бака. И при низком уровне топлива в нём бензонасос начинает всасывать топливо со дна вместе с этим мусором, в результате чего он может сильно засориться и сломаться.

Если Вы не собираетесь испортить свой автомобиль, старайтесь не доводить уровень топлива до критически низких уровней, и тем более это вредная практика делать так регулярно.

Большинство современных автомобилей располагают для большей информативности помимо контрольной лампы низкого уровня топлива специальным показанием бортового компьютера о том, сколько километров авто сможет проехать до того, топливо закончится полностью. Многие водители предпочитают использовать именно эту функцию вместо индикатора низкого уровня топлива, полагая, что если датчик говорит, что осталось 20 километров, то это и есть истина.

Тем не менее, это опасная практика, так как расстояние до пустого бака предлагает очень грубое приближение. Кроме того, Вы даже не представляете, насколько сильно и часто ошибаются в своих показаниях бортовые компьютеры. Мы не будем в рамках данной статьи объяснять работу бортового компьютера и датчиков топлива. Просто знайте, что чаще всего показания километража на текущем баке довольно ошибочны.

Но давайте о главном: сколько Вы сможете проехать на пустом баке?

Это зависит от марки и модели Вашего автомобиля, условий поездки и Вашей манеры вождения. Тем не менее, Вы можете быть удивлены тому, как много автомобиль может проехать на пустом баке после того, как загорается индикатор низкого уровня топлива.

Вот краткая таблица некоторых распространённых марок и моделей автомобилей и данные, сколько приблизительно может тот или иной автомобиль проехать на пустом баке.

Марка и модель авто Сколько остаётся в баке топлива, когда загорается контрольная лампа Сколько приблизительно километров можно проехать, когда загорается контрольная лампа, км
Toyota Camry 9,7 литров 100-145
Toyota Corolla 7,5 литров 95-135
Toyota RAV4 9 литров 90-120
Toyota Highlander 11 литров 90-115
Honda Accord 9,5 литров 110-150
Honda CR-V 8,7 литров 100-125
Honda Civic 7,2 литров 95-125
Ford Fusion 1/16 бака 55-80
Ford Focus 1/16 бака 50-80
Hyundai Elantra Нет данных 50
Hyundai Solaris 7 литров 60
Chevrolet Cruze 7,5 литров 85-130
Nissan Sentra 7,5 литров 95-125
Subaru Forester 9,8 литров 100-130
Kia Optima Нет данных 50
Kia Soul Нет данных 55
Kia Sorento Нет данных 65
Kia Rio 7 литров 60
VW Jetta 7 литров 90-135
Mazda 3 8,7 литров 110-130
Mazda CX-5 9,8 литров 100-125

Не следует впадать в панику, когда в дороге на приборной панели автомобиля включается лампочка, сигнализирующая о том, что топливо в баке закончилось. Главное, помните о шести правилах, которые будут приведены ниже, и тогда подобные ситуации больше не заставят вас волноваться.

1. Без запаса никак


Стрелка безнадёжно упала…

Для кого-то это станет открытием, но нулевой уровень топлива на приборной панели вовсе не говорит о том, что в баке совсем пусто. На самом деле там имеется еще около 5-6 литров горючего, которого хватит еще на несколько десятков километров, и этого, как правило, достаточно, чтобы докатить до ближайшей заправочной станции. Однако, владельцам дизельных аппаратов не стоит забывать, чем чревата для их автомобилей езда с пустым баком - если в топливную систему попадет воздух, то снова завести авто будет очень непросто, даже если бак будет заполнен по самое горлышко.

2. Не усердствовать педалью газа и тормоза

Агрессивное вождение экономичным не бывает.

Чего точно делать не стоит, когда горючее на исходе, так это резко газовать и также тормозить. Совершая разгон, давить на педаль нужно как можно плавней, а по достижению нужной скорости специалисты не советуют тормозить. За работой светофора лучше смотреть издалека и просчитывать переключение сигнальных цветов заранее. Лучше проехать медленнее, чтобы подкатиться к зеленому и проехать на него без остановки. Любое торможение чревато последующим разгоном и, соответственно, дополнительным расходом драгоценного горючего. Но если уж пришлось застрять в пробке, то на время лучше отключать зажигание совсем, чтобы экономить топливо.

3. Перейти на высшую передачу


Высшая передача - выход, если заканчивается бензин.

Если дорожная обстановка это позволяет, то лучше и выгоднее продолжать поездку на самой высокой передаче. Желательно находиться в районе 1 500 – 3 000 оборотов, но конкретные показатели зависят от самой машины.

4. Отказаться от фар и кондиционера


Выключайте кондиционер!

Чтобы сэкономить на расходе горючего, нужно свести к минимуму расход энергии. Больше всего топлива уходит на кондиционер и освещение. Выключив фары, конечно, если это позволяют погодные условия, печку, кондиционер, опцию обогрева стекол и сидений, можно сохранить 1-2 литра горючего на каждые 100 км. Однако, отключив кондиционер не торопитесь открывать окна - нарушенная из-за этого аэродинамика сведет на нет все старания и расход топлива снова увеличится.

5. Разбавить горючее


Спирт можно использовать в качестве разбавителя для бензина.

Не стоит разбавлять бензин чем попало, а вот если под рукой вдруг оказался чистейший спирт, то немного влить его можно. Придерживайтесь уровня 5-10% от остатка, если автомобиль карбюраторный, и не более 20% в случае с инжекторными. Дизельное топливо можно разбавить 5-10% керосина. Дизельные двигатели могут также работать и на подсолнечном, и на отработанном моторном маслах. Если не баловаться разбавлением топлива часто, то разовая манипуляция никак не отразится на работе автомобиля негативно. Но никогда и ни при каких условиях нельзя в бак заливать воду.

6. Двигаться на нейтральной скорости и накатом


И под горку двигаться тоже нужно уметь.

Бывалые водители с целью сохранения топлива советуют передвигаться на автомобиле накатом. Если впереди ожидает затяжной спуск, можно отключить движок и просто скатиться по дороге по закону инерции. Особенно хорошо этот способ работает на старых автомобилях с карбюратором. Но метод не стоит применять на современных авто, т.к. в случае отключения движка перестает функционировать усилитель руля и тормозов, что чревато ДТП.