Как правильно ставить шины с направленным рисунком. Как правильно ставить резину по направлению движения

Восьмой фильм из серии информационных видео роликов от компании сайт. О непрекращающихся вопросах о левых и правых шинах, об асимметричных и направленных рисунках протектора. Ниже представлена текстовая версия видео ролика.

Направленный рисунок протектора подразумевает вращение шин только в одном направлении. Как правило, стрелообразный рисунок протектора не меняется на разных участках беговой дорожки. Такие шины обеспечивают высокий уровень сцепления с мокрой дорожной поверхностью, устойчивое движение автомобиля и низкий уровень шума.

асимметричный рисунок протектора различается на внутренней и наружной части беговой дорожки, поэтому шины имеют улучшенные рабочие характеристики по сравнению с шиной с направленным рисунком протектора.

рис.1 Маркировка OUTSIDE асимметричных шин


Наружная часть беговой дорожки асимметричного рисунка протектора состоит из больших и более жестких блоков протектора, которые улучшают движение автомобиля на повороте. Блоки протектора на внутренней части беговой дорожки меньше по размеру; они разработаны таким образом, чтобы лучше отводить воду и, тем самым, улучшать сцепление с дорогой. Кроме того, в средней части протектора обычно расположено сплошное продольное ребро, увеличивающее курсовую устойчивость автомобиля.

Во всех случаях, шины имеют специальную маркировку на боковине и должны быть установлены согласно указанной информации.

И направленные и асимметричные шины - одинаковые и могут быть установлены на любое колесо. Называть такие шины «правыми» или «левыми» - некорректно, поскольку есть специальная общепринятая маркировка, которая либо указывает правильное вращения шины, либо определяет положение внутренней и наружной стороны шины.

рис.2 Маркировка INSIDE асимметричных шин


Очевидно, что шина с направленным рисунком протектора обеспечивает улучшенные рабочие характеристики, только если она правильно установлена и вращение происходит в правильном направлении. Шину необходимо устанавливать по стрелке (возможно стилизованной), размещенной на боковине шины, и, как правило, сопровождающейся надписью ROTATION (вращение) - см. рис.3 .

асимметричные шины имеют маркировку OUTSIDE (наружная сторона шины) - см. рис.1 и INSIDE (внутренняя сторона шины) - см. рис.2 . Они должны быть установлены на автомобиль таким образом, чтобы при подходе к автомобилю с любой стороны на боковине любой из шин всегда можно было увидеть надпись OUTSIDE.

Соответственно и монтаж асимметричных шин производится по принципу внутренней и наружной стороны. Монтаж шин с направленным рисунком протектора производится с учётом стрелки и надписи «ROTATION»-вращение.

рис.3 Маркировка ROTATION направленных шин


Довольно редко, но встречаются также шины, которые имеют одновременно направленный и асимметричный рисунок протектора, сочетающий обозначенные выше преимущества. Такие покрышки также должны быть установлены согласно общепринятой маркировке.

Если установить шину неправильно, она не будет представлять опасности, но и отличительные особенности рисунка протектора никак себя не проявят.

Если вы используете колесо с неправильно установленной шиной, это должно расцениваться исключительно как временная ситуация, а скорость движения вашего автомобиля должна быть не более 80 км/ч.

восстановлено из материалов 2007 года:

При подготовке данного материала, мы сообщили в представительство Nokian Tyres в России о трудностях некоторых автовладельцев с установкой асимметричных шин. Специально для посетителей сайт компания любезно предоставила справку по установке "правых и левых" шин. Поэтому в первую очередь размещаем сообщение от Nokian Tyres, а наше сообщение оставляем как дополнение.

Официально от Nokian Tyres : Монтаж асимметричных ненаправленных шин производится по принципу внутренней и внешней стороны. Соответствующую маркировку можно найти на самой шине. OUTSIDE - внешняя сторона шины, INSIDE - внутренняя сторона шины. Согласно этому обозначению внутренней стороной шина должна быть установлена к самому автомобилю, а внешней - от автомобиля.

Так как шины являются ненаправленными, то не бывает «правых» и «левых» шин для автомобиля. Они все одинаковые и никакой разницы от их направления вращения нет.


Как дополнение (новость от 19 марта 2009 года) : В связи с большим количеством вопросов и затруднений по поводу "правых и левых" шин, особенно по поводу модели , отвечаем: правых и левых шин - нет. У покрышки есть внешняя и внутренняя сторона. Которые обозначаются как Outside (внешняя) и Inside (внутренняя). Найдите эти обозначения на своей шине.


Еще на заре автомобилестроения, когда шины машин были из натурального каучука, который плавился на солнышке и дубел от мороза, конструкторы и производители задумывались над чем-то более совершенным. Ведь такие шины не далеко ушли от колеса на телеге гужевой повозки. В итоге, технологии развивались, методы обработки нефти совершенствовались, времена менялись.
В 1927 году, между прочим советским ученым Сергеем Васильевичем Лебедевым, был получен синтетический каучук, ставший прародителем материала современных шин. Но такой материал не стал панацеей, кроме самой резины обеспечивающей высокие эксплуатационные свойства для шин, также были важны и формы и профили шины. Впоследствии, протекторы шин стали плоские, для того чтобы обеспечивать большую площадь с дорогой, а значит устойчивость на дороге. Кроме того на них появился протектор. При этом в некоторых случаях протектор шин потребовал определенной установки шин, по их вращению. Именно об этих самых случаях установки, а также о том, что будет если установить шины неправильно, мы и расскажем в нашей статье.

Направление шин по вращению или типы протекторов шин

Если вы обратите внимание на протекторы шин, что ездят по вашему городу, то наверняка наиболее внимательные увидят, что шины бывают разные. В одном случае рисунок протектора словно шахматная доска, просто квадратики, в другом есть строгая направленность, относительно поперечной оси колеса, причем симметричная. И, в конце концов, направленность относительно этой оси бывает ассиметричная. То есть можно сказать о банальном, весьма известном факте, что протекторы шин бывают: направленные и ненаправленные. Причем наплавленный протектор шин может быть симметричный или ассиметричный.

(Классификация вида шин исходя из типа протектора)

Так зачем же производители утруждают себя выполнение этого рисунка, какую роль он играет при использовании шин? Ведь все это явно не только ради красоты.

Установка шин относительно протектора на шине

Начнем мы со случая, когда протектор ненаправленный. В этом случае о правильной установке шины, относительно того куда она должна вращаться, говорить не приходится. Что в одну сторону, что в другую – без разницы. Другое дело, когда протектор направленный.
Для автолюбителя – обывателя, который не хочет вникать в суть дела все просто. Смотри на маркировку на ободе «ROTATION», что с английского переводится как вращение, и ставь шину на машину в соответствии с вращением колеса по ходу движения автомобиля вперед.

Либо маркировку "outside" (наружная сторона)...

Для тех же кто хочет знать почему шину надо стаивать именно так и не иначе, и на что может повлиять неправильная установка шины, мы поведаем следующее.
Направленность протектора на шине призвана отводить из под нее жидкость, грязь, снежную кашу, то есть все то, что имеет низкую вязкость. При этом отвод этот необходимо для того, чтобы избежать так называемого эффекта аквапланирования. То есть предотвратить потерю контакта между дорогой и резиной. Зачем нужен этот самый контакт мы объяснять не будем. Лучше расскажем о том, как же направленный протектор отводит это все из под пятна контакта шины с дорогой.

Как правильно установленная шина с направленным протектором уменьшает эффект аквапланирования

Здесь можно долго рассказывать и пояснять. Но лучше, как говориться, один раз увидеть. Специально для вас мы сделали гифку. Взгляните.

По сути протектор работает как лопасти на центробежном насосе, когда он качает воду, за исключением того, что движущей силой здесь является не центробежная сила, а сила от выдавливания воды в канавки протектора. Сила возникает каждый раз, когда шина наезжает на ту жижу, которую должна выдавить. Так вода, грязь, мокрый снег выдавливается в канавку и отводится наружу. Колесо вращается дальше, и в канавку вновь выдавливается уже новая вода по ходу движения автомобиля. Из-за отвода такой "смазки" улучшается контакт между шиной и дорогой, что влечет за собой более безопасную езду. Вот так все просто и логично. Здесь хочется сказать о направлении рисунка. Как мы уже говорили, можно обратить внимание на маркировку «ROTATION», а можно взглянуть на рисунок.

(шина установлена правильно)

Так вот, канавки протектора всегда должны отходить от пятна контакта шины с дорогой в сторону задка машины, если смотреть сверху на колеса слева. И противоположная ситуация для колес справа. В этом случае можно маркировку на ободе не искать. Взглянул на рисунок протектора и поставить на машину шину по рисунку.

Что будет если направленные шину установить не в том направлении

Здесь все по логике происходящего, но в обратном порядке. Если всему что под нашими колесами (грязь, мокрый снег, вода) выдавливаться будет сложнее, так как канавки будут направлены на забор всей этой среды, то по факту получится, что в центре шины, в пятне контакта, будет образовываться избыточное давление. Оно будет стараться поднять шину, что способствует ухудшению сцепления резины с дорогой. Самом собой это не безопасно.

Однако если говорить о сухой дороге, когда на улице нет воды, или морозно и просто лежит снег, то наличие таких канавок, которые отводят воду, жижу, по сути ни к чему не обязывают. Также такие канавки не повлияют на ситуацию с ограниченной скоростью, порядка 5-20 км/ч.

Подводя итог о правильной и неправильной установке направленных шин на машину

Итак, направление канавок протектора на шине придумали не просто для красоты. Если они есть, то ими лучше воспользоваться. Направленные канавки протектора способствуют отводы жидкой среды из под колеса и тем самым улучшают контакт между резиной и дорогой. Поэтому обращайте внимание на правильную установку шины. При чем установить шину, необходимо обратить внимание на ее протектор. При этом подобное утверждение относится не только к тому кто ставит уже забуртованное колесо на автомобиль, но и механикам, которые устанавливают шину на диск. Ведь у машины должны быть два колеса на левый борт и два на правый. Никак не иначе!
Ну, и про случай когда эксплуатация все ведется с неправильно установленными шинами. Если на улице сухо, то разницы не будет никакой. Если же не улице слякоть, прошел дождь, то будьте предельно аккуратны. Вывести машину из аквапланирования будет очень сложно, а о печальных результатах можно не рассказывать. Вы и сами знаете все об этом и без нас.

Установка шин и колёс: даём грамотные советы

У опытного автолюбителя установка шин и колёс займёт несколько минут, а тем людям, кто не чувствует себя уверенно в этой области и не имеет определённых навыков и умений, придётся туго. Скорее всего, у них возникнет множество вопросов и трудностей. Поможем им? Обязательно. Тогда давайте вместе разберёмся, как правильно установить шину, чтобы вождение доставляло удовольствие и было максимально безопасным.

Оговоримся сразу, что данная статья в большей степени рассчитана на новичков, поэтому люди, которые «в теме», могут не найти в ней ничего нового, однако очень хотелось бы, чтобы Вы тоже её прочитали, высказали своё мнение по этому вопросу и дали пару рекомендаций. Заранее спасибо!

Одно интересное замечание

Когда покрышки заменяются парами, то новую резину с неизношенным рисунком протектора лучше устанавливать на заднюю ось, а старые оставлять на передней оси. Это помогает водителю лучше сохранять контроль над автомобилем на влажной дороге, потому что новые шины, как правило, более эффективно противостоят аквапланированию на задней оси.

Об особенностях рисунков протектора

А сейчас мы с Вами поговорим о типах конструкции протектора, ведь от него зависит способ монтажа шины.

Обычный ненаправленный рисунок

Резина с обычным ненаправленным рисунком очень просто устанавливается. Её можно монтировать в любом из положений . Никаких опознавательных рисунков на внешней и внутренней стороне покрышки искать не нужно. В общем, всё предельно просто и понятно.

Направленный рисунок протектора

Тут уже есть определённые правила. Устанавливать такие покрышки следует строго по направлению вращения . Он будет указан стрелкой на боковине шины. Если Вы пренебрежете данным правилом, то протектор лишится столь необходимой возможности самоочищения. Напротив, он станет «пылесосом», то есть будет притягивать всю воду и грязь к себе. Что Вас ждёт в результате? Сильное ухудшение сцепных свойств.

Асимметричный направленный рисунок

Тут нужно быть ещё более внимательным. Необходимо установить шины так, чтобы на каждом из колёс совпадали отметки внутренней и внешней стороны покрышки, а также направления вращения. Для того чтобы это достичь, необходимы две пары резины. Четыре одинаковых покрышки не подойдут . Нужно именно две «правые» и две «левые». Кстати, из-за ряда неудобств в эксплуатации производство таких шин значительно ограничено.

Асимметричный ненаправленный рисунок

Здесь нужно внимательно смотреть на маркировку на боковинах . Это позволит отличить, какая из боковин является внешней. Обычно внутреннюю сторону производители покрышек маркируют такими словами как «Side facing in» и «Inside». В свою очередь, внешняя обозначается как «Outside» и «Side facing out». В общем, при монтаже не торопитесь и строго следите за этими обозначениями, чтобы установка асимметричных шин прошла правильно.

Итак, с этим мы разобрались, а сейчас переходим непосредственно к советам по процессу установки.

Начало монтажа

Лучшим местом, где Вы сможете найти правильный порядок снятия/установки шин для конкретно вашей модели автомобиля, безусловно, является его инструкция по эксплуатации. В ней Вы найдёте много полезных советов и рекомендаций.

Шаг № 1

Чтобы снять свои старые колёса и шины, нужно отвинтить гайки. Мы рекомендуем Вам использовать только ручные инструменты, поскольку так будет безопаснее. Ударный гайковёрт – это хорошо, однако, если Вы не умеете им пользоваться, то лучше этого делать не стоит. Учиться лучше под присмотром человека, который умеет с ним обращаться. В общем, для процедуры отвинчивания вполне подойдёт «старый добрый» или специальный автомобильный ключ. Гайки открутите не до конца. Нужно только ослабить их.

Шаг № 2

Поднимите автомобиль с помощью домкрата. Обязательно делайте это только на ровной поверхности. Теперь Вы можете до конца открутить гайки и снять колёса.

Шаг № 3

Разместите новые шины напротив старых. Пусть каждая покрышка займёт свою окончательную позицию, чтобы в дальнейшем Вы не запутались. Правильно ли Вы это сделали, можно проверить, перечитав кусочек нашей статьи про особенности рисунков протектора.

Внимание! Не поленитесь и проверьте состояние колёсных гаек. Ослабьте и затяните их. Если Вы чувствуете сильное сопротивление или видите шероховатости, то это следует исправить перед установкой колеса. Многие магазины продают специальные наборы для восстановления резьбы. Они-то Вам и пригодятся.

Шаг № 4

Аккуратно удалите всю ржавчину и грязь с поверхностей тормозных дисков и барабанов.

Шаг № 5

Проверьте посадку колеса на ступице машины. Даже самое небольшое отклонение центра ступицы непосредственно от центра диска вызовет биение колеса. Обычно это сопровождается вибрацией на рулевом колесе. Вы это непременно почувствуете. В худшем случае под угрозу будет поставлена надёжность крепления колеса.

Шаг № 6

Чтобы убедиться, соответствует ли ваши автомобильные болты (шпильки) и гайки размерам резьбы, нужно установить их без колёс. Сопротивления почувствовать Вы не должны. Как это понять? Они должны крутиться вручную, то есть без использования гаечного ключа. Если этого не происходит, то что-то не так.

Ознакомьтесь с диаграммой, чтобы определить примерное число витков для колёсных болтов и шпилек, согласно их размеру.

Размер болта или шпильки Число витков
14 х 1.5 mm 7,5
12 х 1.5 mm 6,5
12 х 1.25 mm 8
1/2“ 8
7/16“ 8

Шаг № 7

Обязательно обработайте колёсные болты и посадочные места диска от коррозии. Для этого прекрасно подойдёт восковой спрей или какое-либо иное средство.

Шаг №8

Если всё прошло гладко, то можете смело устанавливать колёса.

Шаг № 9

Теперь настал так называемый этап «послеустановочных проверок». Проведите по каждому из колёс рукой, убедившись, что внешний край диска не прикасается к внутренней стороне обода.

Вот и всё! Спасибо за внимание!

В последнее время у автомобилистов все чаще возникает вопрос о «правильности» монтажа «левых» и «правых» шин. Дело в том, что при правильном монтаже шин на автомобиль, может показаться, что шины установлены наоборот, несимметрично. Не стоит пугаться — это нормально. Так и должно быть.

Асимметричные ненаправленные шины не имеют направления вращения, т.е. могут монтироваться на любое колесо автомобиля.

Самое главное…

Самое главное — чтобы на всех шинах (после их установки) на Вас «смотрели » надписи «Outside «.

Варианты обозначений могут быть разными:

сторона может быть обозначена следующими надписями:

1. Внутренняя сторона:

Side Facing Inwards

Mount This Side Inside

Cote Intérieur и т.д.

2. Внешняя сторона, в свою очередь, будет обозначена так:

Side Facing Outwards

Mount This Side Outside

Cote Extérieur и т. д.

Пример маркировки внешней стороны ненаправленной асимметричной шины:

Почему, собственно…

Задача, которую ставили перед собой конструкторы таких шин — чтобы два колеса на оси «работали», как ОДНО ЦЕЛОЕ.

Асимметричные ненаправленные шины разрабатывались для оптимизации весьма противоречивых требований, предъявляемых к шинам. Они должны прилегать всей плоскостью к сухой дороге и, одновременно, — эффективно отводить воду из зоны контакта.

Наружная часть специально делается жесткой для оптимизации эксплуатационных свойств шины в скоростном повороте, когда качественный контакт помогает минимизировать износ протектора.

Внутренняя сторона шины обеспечивает стабильность усилия на старте и в торможении, а также эффективное выведение воды из под колеса.

Ротация

В ходе эксплуатации, также рекомендуется переставлять ассиметричные шины с передней на заднюю ось (и наоборот) через каждые 5000-7000 км. Такая перестановка осуществляется для того, чтобы полностью избежать опасности появления неравномерного износа протектора. При этом следует помнить о том, что:
— Если у шины есть заданное направление вращения (обозначается стрелками на боковине и словом «Rotation»), тогда шины следует переставлять с передней на заднюю ось по одной и той же стороне автомобиля (передняя правая шина устанавливается сзади справа, передняя левая – сзади слева).
— Если у шины направление движения не задано, тогда их можно переставлять крест-накрест, т.е. переднюю правую шину поставить сзади слева, переднюю левую – сзади справа и так далее.

Примеры асимметричных ненаправленных шин

Бренд Лето Зима
Bridgestone Potenza RE 001 Adrenalin Blizzak LM-30
Potenza RE760 Sport Blizzak LM-35
Turanza Serenity
Turanza ER300
Continental ContiEcoContact 3 ContiVikingContact 5
ContiPremiumContact 2 ContiCrossContact Viking
ContiSportContact 3 ContiWinterContact TS 810
Conti4x4SportContact Conti4x4WinterContact
ContiCrossContact UHP ContiWinterContact TS 830 P
Cooper Zeon CS6 Discoverer M+S Sport
Zeon XTC
Zeon XSTa
Dunlop SP Sport 01 SP Winter Response
SP Sport 3000
SP Sport FastResponse
SP Sport Maxx GT
SP Sport Maxx TT
Goodyear Eagle F1 Asymmetric Ultra Grip Performance
Excellence
EfficientGrip
Hankook Ventus Prime K 105 Ice Bear W 300
Ventus S1 evo K 107 Ice Bear W 300A
Kumho Ecsta X3 KL17 I`ZEN XW KW15
Ecsta X3 KL17 I`ZEN XW KW17
Ecsta KH11 I`ZEN XW KC15
Ecsta ASX KU21
Michelin Energy Saver Pilot Alpin PA3
Primacy HP
Pilot Exalto PE2
Pilot Sport PS2
Latitude Cross
Latitude Diamaris
Latitude Sport
Nokian Hakka i3 WR G2
Hakka H WR G2 SUV
Hakka V
Hakka Z
Z G2
Hakka C Van
NRVi SUV
Hakka Z SUV
Hakka SUV
Pirelli PZero Nero Winter 190 SottoZero
PZero Rosso Winter 210 SottoZero
P Zero Winter 240 SottoZero II
Cinturato P7 Winter 270 SottoZero II
P7
Toyo Proxes CF1 Snowprox S942
Proxes CF1 SUV Snowprox S952
Proxes R33 Open Country W/T
Yokohama AVID TRZ S316 W.Drive V902
Parada Spec-2 PA01
C.Drive AC01
Если классические, симметричные покрышки можно было устанавливать совершенно как угодно, то современная резина отличается более высокими требованиями к монтажу.

В интернет-магазине Формула Колес вы найдете множество моделей покрышек с асимметричным или направленным рисунком протектора. Их ни в коем случае нельзя устанавливать как попало: к немедленному выходу автомобиля из строя это не приведет, но авторезина утратит свои качества. Особенно опасным следствием халатности может стать изменение длины тормозного пути.

Направленный рисунок

Производители авторезины заботятся о том, чтобы автопокрышку мог установить любой человек, не прибегая к помощи профессионалов. Поэтому шина всегда снабжается соответствующей маркировкой. Так, на автошинах, например, BF Goodrich с направленным рисунком протектора правильный вариант установки указывается стрелкой.

То есть, при установке на автомобиль, нарисованная стрелка должна указывать направление вращений колеса при движении машины вперед. Иногда она дополняется надписью «Rotation». Это важно, так как чаще всего рисунок протектора - V-образный и рассчитан на то, чтобы отводить воду и жидкую грязь из пятна контакта, препятствуя аквапланированию. Если рисунок «развернуть», это полезное свойство сводится практически к нулю.

Асимметричный рисунок

Здесь вам нужно найти на бортах шины надпись Outside (как вариант - Side Facing Outwards). Эта сторона при установке покрышки на авто должна оказаться снаружи. Внутренней части будет соответствовать указатель Inside (Side Facing Inwards).

В качестве примера можно привести летнюю шину Nokian Hakka SUV.

Асимметричные направленные шины
Здесь все еще сложнее. Рисунок будет и асимметричным, и направленным. Если две предыдущих модели можно было устанавливать как на правую сторону авто, так и на левую (соответствующим образом развернув), то здесь такие вольности уже недопустимы.

Такие автопокрышки дополнительно маркируются словами Left и Right - левая и правая стороны соответственно. После покупки комплекта авторезины у вас должно оказаться две левых и две правых покрышки. Устанавливать их надо соответствующим образом: либо внимательно отнеситесь к этому, если производите монтаж самостоятельно, либо обязательно проконтролируйте результат работы мастеров автосервиса.

И последнее. Помимо камерных шин, существуют еще и бескамерные. Монтировать их лучше в автосервисе, а узнать такую резину можно по надписям Tubeless или TL на боковой части.