Как рассчитать амортизацию автомобиля? Расчет амортизации автомобиля по пробегу, километражу, пример.

Если организация приобрела автомобиль для длительного использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг и не планирует его последующую перепродажу, его необходимо амортизировать в бухгалтерском учете (п.п. 4 , 17 ПБУ 6/01). А если его первоначальная стоимость в налоговом учете еще и превышает 100 000 рублей, объект будет амортизироваться также в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 256 НК РФ). О порядке амортизации автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете расскажем в нашей консультации.

Когда начинаем амортизировать автомобиль

В бухгалтерском учете амортизация машины начинают начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия ее к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01). Напомним, что к учету основные средства принимаются следующей записью (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 01 «Основные средства» - Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

В налоговом учете амортизационные расходы на автомобиль начинают признаваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Обращаем внимание, что факт регистрации автомобиля в органах ГИБДД для начисления амортизации значения не имеет (Письмо Минфина от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303).

Определяем срок полезного использования

Срок полезного использования (СПИ) автомобиля - это период времени, в течение которого автомобиль, как предполагается, будет приносить экономические выгоды организации (п. 4 ПБУ 6/01). Исходя из СПИ определяется сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

В налоговом учете СПИ устанавливается Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1 , п. 1 ст. 258 НК РФ).

К каким амортизационным группам относятся автомобили, мы рассказывали в нашей .

Так, например, легковые автомобили с рабочим объемом двигателя не более 3,5л относятся к III-ей амортизационной группе. Следовательно, при расчете амортизации легкового автомобиля срок полезного использования может быть выбран организацией в диапазоне, начиная с 37 месяцев и до 60 месяцев включительно.

В бухгалтерском учете СПИ устанавливается организацией самостоятельно с учетом ожидаемого срока использования автомобиля, физического износа и иных факторов (п. 20 ПБУ 6/01). При этом бухгалтерский СПИ может быть установлен аналогично сроку в налоговом учете.

Выбираем способ амортизации

Организация самостоятельно, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете может выбрать способ начисления амортизации по автомобилю.

В бухгалтерском учете допускаются такие (

Автомобиля. Рассмотрим понятие этого термина, его особенности и проведение.

Что такое амортизация автомобиля

Амортизация автотранспортного средства любого формата — это учет машины в целом и отдельных деталей в частности. Каждая машина имеет свой ресурс, который в процессе эксплуатации уменьшается. В процессе износа увеличиваются расходы на обслуживание транспортного средства, а также уменьшается доход, который получает организация от эксплуатации автомобиля (если он используется в коммерческих целях).

Каждое ТС (как и любое другое основное средство) имеет свой , который зависит от группы амортизации. Согласно норм Постановления Правительства РФ №1 от 01 января 2002 года выделяется 10 групп.

К группе амортизации №3 принадлежат:

  • легковые машины;
  • автомобили с грузоподъемностью до 500 кг.;
  • малые и малогабаритные автобусы длиной до 7,5 метров.

К четвертой группе согласно норм данного постановления относятся такие ТС:

  • маленькие легковые автомобили для инвалидов;
  • грузовики, фургоны и дорожные тягачи для прицепов;
  • автобусы длиной до 12 метров и более.

К амортизационному списку №5 относятся:

  • легковики, объем двигателя которых свыше 3,5 литра;
  • грузовики, в том числе с грузоподъемностью более 5 тонн;
  • тягачи;
  • автомобильные поезда;
  • специальные автомобили (в том числе скорая помощь и т.д.).

Амортизация авто.Что это такое? Смотрите в видео ниже:

Срок полезного использования

Срок полезного использования — это тот период, на протяжении которого транспортное средство сможет приносить доход для организации. Ресурс маленьких автомобилей меньший, чем у крупногабаритной техники, поэтому ТС с меньшими параметрами включается в амортизационную группу с меньшим сроком полезного использования.

  • (единица делится на срок полезного использования и умножается на балансовую стоимость ТС);
  • списание стоимости по сумме лет полезного использования. Допустим, ТС может использоваться 5 лет. Для получения результата суммируются все годы и получается цифра 15. После этого максимальное число (в первый год, затем меньшее) делится на 15 и умножается на балансовую стоимость);
  • в зависимости от выполненной ТС работы.

Коэффициент

Данный коэффициент показывает уровень изношенности основных средств и выражается в отношении суммы начисленной амортизации к числовому выражению первоначальной (балансовой) стоимости основного средства (в нашем случае автомобиля). Не стоит путать значение данного термина с нормой амортизации, так как она устанавливается для конкретного основного средства ежегодно, а коэффициент амортизации с каждым годом становится все больше и больше.

Возьмем тот же случай, который мы рассматривали в предыдущем разделе. Сумма амортизации за 1 год составляет 200 000 рублей, а автомобиль используется уже, например, 4 года. Умножив 200 000 на 4 получаем сумму амортизации 800 000 рублей. Для получения коэффициента амортизации необходимо провести такое действие: 800 000: 1 000 000 = 0,8 (80%). Данное транспортное средство при таком коэффициенте будет считаться практически изношенным.

В этом видео будет описана амортизация авто на конкретном примере:

Процент амортизации авто

Для определения процента амортизации ТС важно знать срок его полезного использования, который определяется в зависимости от и окончательного решения руководства предприятия. Допустим, компания , который будет относится к амортизационной группе №5 со сроком полезного использования от 7 до 10 лет. Конкретное определение количества лет, на протяжении которых ТС сможет давать доход компании, зависит от руководства, принимающего точное решение на основании четких критериев.

Итак, рассчитаем процент амортизации автомобиля со сроком полезного использования в 10 лет:

Амортизация автомобиля - вещь, знакомая каждому профессиональному механику и просто водителю-любителю. Эта система была разработана примерно сто лет назад, когда появилась Особую популярность автомобили на гидравлических амортизаторах получили в Великую Отечественную войну. Главная их задача - это понижение колебаний и смягчение ударов. Этим самым они обеспечивают безопасность и комфорт во время движения.

Особенности амортизации

Следовательно, подобные катализаторы должны исполнять две задачи: если амортизация автомобиля настроена на жёсткую езду, управление автомобиля будет более точным, но пребывание в салоне вызовет дискомфорт, причем как у водителя, так и у пассажиров. Как правило, такими системами оснащают грузовые и Хотя во втором случае все зависит от типа груза. Если же амортизация автомобиля настроена на мягкую езду, то машина будет менее точна в управлении. С другой стороны, находиться в салоне будет комфортно.

Задачи амортизации

Также амортизаторы отвечают за контакт колёс с дорогой, что также является одним из залогов безопасности, так как в основном причина аварий - это потеря управления. Исправная амортизация автомобиля - важнейший фактор, который отвечает за управление машиной. Когда амортизаторы неисправны, то даже хорошие тормоза и шины не обеспечивают хорошего контакта машины с дорогой.

Монтаж амортизаторов

Однако не бывает таких амортизаторов, которые подходили бы ко всем автомобилям и дорогам. Это точная деталь, которую настраивают под подвеску определённой модели и часто под дороги региона, в котором авто будет использоваться. Поэтому производители амортизаторов должны учитывать соотношение комфорта и безопасности, а также технические характеристики авто и дороги. При этом учитывается несколько различных видов подобной детали.

Новая амортизация автомобиля

2012 год стал стартовым в плане внедрения в сферу машиностроения гидравлических систем смягчения, которые работают по принципу вязкостного трения. телескопические, однотрубные с подпором газа или без подпора, двухтрубные. Следует заметить, что здесь существуют заблуждения, например, в классификации: газовые, газо-масляные и масляные. Правильная классификация видов амортизаторов будет такая:

  1. Амортизаторы с подпором газа с высоким давлением (газовые).
  2. Амортизаторы с подпором газа с низким давлением (газо-масляные).
  3. Амортизаторы без подпора газом.

Следовательно, газо-масляный амортизатор будет также газовым. Только лишь газовая пружина является газовым амортизатором, а используется она для того, чтобы защитить крышку капота или багажника.

В газо-масляном амортизаторе подпор газа не очень сильно влияет на жёстко настроенный катализатор, но при сильных нагрузках увеличивает точность характеристик. Но эта разница в постоянной езде не заметна.

Подсчитываем расходы

Как правило, автомобиля производится исходя из потраченного топлива (подходит для С с двигателем объемом 1,5-2,0 л). Если говорить проще, то выписываем все плановые затраты эксплуатационные на 100 000 км, учитывая использование фильтров, лампочек, тормозных колодок, шины и т. п., прибавляем 10-15 % на неплановые расходы (внеплановые ремонты). Такие примеры приводят в автомобильных журналах (при расчёте средней стоимости 1 км пробега).

Линейный метод расчета амортизации основных средств и нематериальных активов - наиболее распространенный способ в бухгалтерском и налоговом учете. Использование этого метода целесообразно в случае, когда экономические выгоды от использования амортизируемого объекта поступают равномерно в течение срока полезного использования либо поступление таких выгод не может быть надежно оценено. Также использование линейного метода в налоговом учете, в отличие от нелинейного, в некоторых случаях . О том, как рассчитать амортизацию линейным способом на примере, покажем в нашей консультации.

Формула амортизации линейным способом

Приведем для линейного метода амортизации формулы, позволяющие определить ежемесячную сумму амортизации (А М) объектов основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА) в соответствии с порядком, предусмотренным ПБУ 6/01, ПБУ 14/2007 и гл. 25 НК РФ:

в налоговом учете для ОС (п. 19 ПБУ 6/01) для НМА (п. 29 ПБУ 14/2007) для ОС и НМА (п. 2 ст. 259.1 НК РФ)

А М = С / СПИ / 12


где С — первоначальная или восстановительная стоимость объекта ОС;
СПИ - срок полезного использования объекта ОС в годах

А М = С / СПИ


где С — первоначальная или текущая рыночная стоимость объекта НМА;
СПИ - срок полезного использования объекта НМА в месяцах
Формула расчета амортизации линейным способом
в бухгалтерском учете
А М = С * К

Где С — первоначальная или восстановительная стоимость объекта ОС или НМА;
К - норма амортизации соответствующего объекта

А как рассчитать норму амортизации линейным способом в налоговом учете? Эта норма, как и в бухучете, зависит от срока полезного использования. Поэтому расчет нормы амортизации линейным способом по правилам гл. 25 НК РФ выглядит так: 1 / СПИ * 100%, где СПИ - срок полезного использования в месяцах.

Несмотря на то, что формулы для расчета амортизации при линейном способе в бухгалтерском и налоговом учете на первый взгляд разные, порядок исчисления амортизационных величин по сути один и тот же.

Поэтому для расчета линейной амортизации формула определения ежемесячной величины (А) для упрощения может быть выражена так:

А = С / СПИ

где С - стоимость амортизируемого объекта, от которой рассчитывается амортизация;

СПИ - срок полезного использования амортизируемого объекта в месяцах.

Начисление амортизации линейным способом: пример

Покажем, как начислить амортизацию линейным способом на примере. Неважно, нужно ли предварительно определить годовую сумму амортизационных отчислений линейным способом (как для объектов ОС) или производится сразу расчет ежемесячной суммы, итоговые значения месячных сумм в бухгалтерском и налоговом учете все равно будут одинаковые.

Для подтверждения приведем расчет амортизации автомобиля линейным способом в бухгалтерском учете и налоговом учете, а также покажем, как считать амортизацию линейным способом в бухучете для НМА (к примеру, исключительного права автора на программу для ЭВМ).

Для расчета амортизационных отчислений линейным методом вводные данные используем одинаковые для объекта ОС (мусоровоз) и НМА (исключительное право на программу): первоначальная стоимость 1 750 000 рублей. СПИ - 10 лет (120 месяцев). Для того, чтобы определить сумму амортизационных отчислений линейным способом, воспользуемся приведенными выше формулами.

А сам расчет амортизационных отчислений линейным способом приведем в таблице.

Часто мне предлагают работу с использованием своего личного ТС, а в качестве компенсации за это - 6000рублей в месяц.

Теперь рассчитаем амортизацию автомобиля.

Начальная стоимость автомобиля на 2012 год__________________________370 000 руб.

Стоимость ремонта на весь период (30% от стоимости автомобиля)______ 101 000 руб.

Средняя стоимость планового ТО в год_______________________________ 9400 руб.

Срок службы__________________________________ ____________________10 лет

Итого за 10 лет будет затрачено_______________________________ ________565 000 руб.

Пробег в год_____________________________________ __________________15 000 км.

Стоимость 1 км в год _____________________________________56 500/15 000 = 3.77 руб.

Стоимость бензина на 1 км по трассе(АИ92-27.4руб.)___________________ _____1.92 руб.

Стоимость бензина на 1 км по городу (АИ92-27.4руб.)________________________2.3 руб

Итоговая стоимость 1 км по трассе__________________________________ _____5.69 руб.

Итоговая стоимость 1 км по городу _____________________________._________6.0 7 руб.

Таким образом, суммы в 6000 рублей выделяемой работодателем в качестве компенсации за эксплуатацию ТС при 22 рабочем дне, должно хватить на безвозмездную эксплуатацию с покрытием амортизационных

расходов если автомобиль в день будет проезжать не более 45 км.

При этом, владелец ТС при такой эксплуатации не получает никакой прибыли, по сути его ТС безвозмездно эксплуатируется работодателем.

Чтобы получить прибыль с ТС, стоимость 1 км необходимо увеличить в два раза, таким образом при сумме компенсации автомобиль должен в день проезжать не более 22.5 км.

P.S.// Предлагаю консультации, а так же участие в Ваших проектах.