Какие бывают строительные машины. Виды строительной техники

ы, землеройно-трансп. и машины для гидромеханизации); уплотняющие (катки статич. и вибрац. действия, виброуплотняющие и трамбующие машины); буровые (ударно-канатного, вращат. и пневмоударного бурения); сваебойное оборудование (свайные молоты, вибропогружатели и т. п.); подъёмно-транспортные (грузоподъёмные краны, лебёдки, домкрат ы и т. п.); дорожно-строительные (бетоноукладчик и, гудронатор ы, асфальтоукладчик и и т.п.); дробкльно-сортировочное оборудование (дробилки, грохоты и т. д.); смесители (бетоносмесители, растворосмесители); машины для штукатурных, малярных и др. отделочных работ (пескоструйные аппараты, шлифовально-затирочные машины, краскопульты, паркетоотделочные машины и др.); ручные машины (механизир. пилы, рубанки, трамбовки и т. д.). На рис. показаны нек-рые С. м. на базе одноосного и двухосного тягачей.


. 2004 .

Смотреть что такое "СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ" в других словарях:

    Применяются для механизации строительства при производстве земляных работ (напр., экскаваторы, скреперы, бульдозеры), свайных работ (копры, молоты), переработке материалов (камнедробилки, грохоты, мельницы), для бетонных работ (бетономешалки,… … Большой Энциклопедический словарь

    Средства механизации, предназначенные для выполнения строит. работ. В зависимости от конечной цели определённые С. м. выполняют последовательно ряд рабочих процессов. По назначению можно выделить основные группы С. м.: машины для… …

    Применяются для механизации строительства при производстве земляных работ (например, экскаваторы, скреперы, бульдозеры), свайных работ (копры, молоты), переработке материалов (камнедробилки, грохоты, мельницы), для бетонных работ (бетономешалки,… … Энциклопедический словарь

    железнодорожно-строительные машины - один из видов специального подвижного состава, выполняющий работы по строительству, ремонту всех видов, по содержанию и техническому обслуживанию сооружений и устройств железнодорожного транспорта; Источник: Правила технической эксплуатации… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Железнодорожно - строительные машины - Железнодорожно строительные машины. Один из видов специального подвижного состава, имеющий один или несколько рабочих органов, выполняющих работы по строительству, всем видам ремонтов, содержанию и техническому обслуживанию сооружений и устройств … Официальная терминология

    Машины, используемые для выполнения комплекса работ при стр ве, содержании и ремонте автомоб. дорог, а также в ж. д., гидротехнич., гражд., пром., аэродромном стр ве и т. д. Для подготовит. работ применяются древовалы, кусторезы, корчеватели,… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Машины погрузочно – разгрузочные - – основная цель этих машин и механизмов – работы по перемещению различных грузов. Обычно это самоходные универсальные машины на базе, как правило, колесных транспортных средств. В них тоже применяются быстросъемные рабочие… …

    Работы, выполняемые на строительной площадке (объекте) при возведении зданий и сооружений. С. р. разделяют на общестроительные и специальные. Общестроительные работы классифицируют в соответствии с применяемыми (перерабатываемыми)… … Большая советская энциклопедия

    Строительные инструменты инструменты, используемые преимущественно при производстве строительных, монтажных и ремонтно строительных работ. Содержание 1 Общие сведения 2 Ручные инструменты … Википедия

    Машины строительные - – это передвижные или стационарные технические средства с рабочим органом, приводимым в действие двигателем. Рабочий орган непосредственно воздействует на материальные элементы строительных процессов, придавая им новые качества. [ГОСТ 25646 95]… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Книги

  • Строительные машины , С. А. Волков, С. А. Евтюков. В учебнике рассмотрены основные виды машин, оборудования и механизированного инструмента, предназначенных для различных строительных работ, в том числе строительства и ремонта дорог и…

Сегодня строительные работы ведутся непрерывно почти в каждом населенном пункте, но основная масса их приходится на большие города.

Для строительства разных видов разработано очень много машин и спецтехники, заказать любой вид которых можно на сайте vkservice.com.ua. Они помогают возводить вверх небоскребы и расстилать дороги. Человек с их помощью все стремительней развивает свою инфраструктуру.

В зависимости от типа исполняемых работ, технику можно разделить на несколько категорий.

Основными видами строительной техники являются:

  • Машины, которые используют для земляных работ. К таким устройствам можно отнести разнообразные виды бульдозеров, а также экскаваторы разных модификаций, скреперы, применяющиеся при разработке почвы по слоям и ее транспортировке.
  • Оборудование для подъема грузов или стройматериалов. Сюда можно отнести разнообразные домкраты, кран-балки различных модификаций и грузоподъемности, а также много других специализированных устройств.
  • Механизмы для проведения бурения отверстий и скважин в почве. Такой тип устройств, включает разнообразные виды сверл, станков термического и ударного бурения.
  • Машины для забивания свай в почву. Бывают нескольких видов в зависимости от типа рабочего инструмента и вида погружения сваи в почву.

Другая спецтехника

Строительство предполагает применение не только бульдозеров и кранов. Это также изготовление материала и его транспортировка.

Поэтому к строительной технике можно отнести:

  • Механизмы, с помощью которых делают арматуру, а также различные бетономешалки и насосы для подачи строительных растворов. Также сюда можно отнести автомобильные бетономешалки и мобильные заводы по изготовлению бетона или другого строительного материала.
  • Инструменты, что применяются при отделочных работах. Это различные шлифовальные машинки и устройства.
  • Ручной инструмент. Это могут быть дрели, пилки по металлу, а также различные виды вспомогательного оборудования, которого существует очень много.
  • Транспортные средства. Совершают транспортировку материалов, доставку бетона или вывоз земли или мусора со стройплощадки. Сюда можно отнести разнообразные самосвалы и все виды грузовых автомобилей, а также разнообразные тягачи и погрузчики различных типов.

Количество специализированной спецтехники для строительных работ растет с каждым годом. Человек все больше совершенствует механизмы, чем упрощает работу и минимизирует затраты рабочей силы.

Чтобы выполнить работы быстро и рентабельно, требуется надежная техника. Помимо этого важно правильно организовать работы, чтобы машины использовались эффективно, ведь впустую растраченное время и некачественная работа означают потерю денег. Компания «ГМТ», которую я посетил, как раз и занимается обустройством такой жилой зоны в одном из городов центральной России.

Руководитель стройки Вячеслав Глазов показал мне свои «владения». Проект предполагает обустройство примерно 170 объектов и сети автомобильных дорог.

Экскаваторы и каменистый грунт

Для разработки каменистого грунта здесь используются различные экскаваторы и строительные самосвалы. Очень часто приходится наблюдать, как строители, чтобы ускорить работу, нагружают в самосвалы столько, сколько поместится в кузов, не учитывая, что масса 10 кубометров камня, например, гораздо больше, чем масса такого же объема земли. Как следствие у самосвалов ломаются рессоры и амортизаторы, машины встают на ремонт, а вместо увеличения темпа работа замедляется. А потому честь и хвала прорабу, которому хватает мужества (и мудрости!) подсчитать массу груза и не позволить перегружать самосвалы.

Грейдер HBM-Nobas BG 240 TA-4

В. Глазов рассказал мне, что сначала вывоз грунта выполняла некая фирма-субподрядчик, однако не уточнил название. Техническое обслуживание на этой фирме было организовано плохо, поэтому самосвалы выходили из строя, срывались графики вывоза грунта, что грозило срывом сроков всего проекта. И тогда В. Глазов заменил субподрядчика. Когда реализуется серьезный коммерческий проект, нельзя использовать ненадежное оборудование, которое задерживает выполнение работ. Сейчас перевозки выполняют самосвалами IVECO EuroTrakker Cursor и МАЗ-551633-371. Автомобили работают отлично, график выполняется. Из этого случая можно извлечь урок: техническое состояние оборудования надо тщательно поддерживать, регулярно проводить обслуживание, и тогда машины будут работать бесперебойно.

Объем вынутого грунта составил примерно 19 тыс. м 3 . Поскольку этот материал не годился для строительства, его вывозили со стройки, а пригодный для строительства песчаный грунт, объем которого составил около 10 тыс. м 3 , оставили и использовали при строительстве дорог. В. Глазов заметил, что зубья ковшей экскаваторов при работе испытывают тяжелые нагрузки, их приходится менять каждые две недели. На стройке работают экскаваторы Case 988LLC Plus и Hitachi EX210LCH – все 20-тонного класса.

Экскаваторы-погрузчики укладывают трубы

На площадке, подготовленной экскаваторами, прокапывают траншеи, в которые укладывают трубопроводы к возводимым зданиям. Эту работу выполняют уже упомянутые экскаваторы, а также экскаваторы-погрузчики Case 580K Turbo (двигатель 59 кВт, масса 8,2 т). Дно траншей уплотняют экскаватором и легкими вибрационными катками Bomag BW 100 AD-4 (мощность 25,2 кВт, масса 2,4 т). Укладка труб в траншеи – ответственная работа, требующая аккуратности и точного соблюдения технологии: нельзя допустить, чтобы какая-то часть трубы опустилась из-за проседания плохо утрамбованного грунта. В. Глазов рассказал, что трубы укладывали со всевозможными мерами предосторожности, и машины работали вполне удовлетворительно, что свидетельствует об их высоком качестве и регулярном, своевременном выполнении техобслуживания.

Автогрейдеры и уплотняющие катки

Строительство дорог – это особая группа работ. Специалистам известно, какая аккуратность, точность и тщательное соблюдение технологии при этом требуются. Чем больше предполагаемая транспортная нагрузка на дорожное полотно (по количеству и массе транспортных средств), тем выше требования к качеству работ и прочности дорожных одежд.

Дороги в зоне строительства рассчитаны и на движение автомобилей местных жителей, т. е. наибольшая нагрузка – это непрерывное движение тяжело нагруженных легковых автомобилей и проходящих время от времени грузовиков с товарами для магазинов. Наибольшая нагрузка на дорогу приходится в период строительства – непрерывным потоком идут грузовики со стройматериалами, причем такими тяжелыми, как кирпич и цемент. И хотя эти нагрузки непродолжительны, они могут стать причиной сильных разрушений дорог, поэтому В. Глазов уделяет большое внимание качеству строящихся дорог. Строительство дороги начинается с отрывки экскаваторами выемки для возведения земляного полотна. Выемка обычно не глубокая, зато ее профиль должен быть выдержан очень точно. Выемку затем заполняют четырьмя слоями различных материалов. Снизу засыпают грунтовое полотно, поверх него – изолирующий слой, а на него – подстилающий слой. На этот слой укладывают бордюрные камни, а затем основание дорожной одежды.

Основанием дорожной одежды служит дробленый гравий, просеянный на грохоте. По мере того, как работа все ближе подходит к укладке дорожной одежды, требования к качеству и точности ужесточаются. Для окончательного уплотнения дорожного основания компания «ГМТ» использует 12,5-тонные катки Bomag BW 213 PDH-4 (ширина уплотняемой полосы 2250 мм).

Профилирование полотна дороги выполняют грейдерами HBM-Nobas мод. BG-160 T-4 (мощность 97 кВт) и мод. BG 240 Т-4 (172 кВт). Глазов очень доволен результатами их работы и хвалил операторов «ГМТ». Руководство компании уделяет серьезное внимание повышению квалификации операторов, и прежде, чем разрешить им работать на строительстве, их квалификацию проверяют специалисты. Компания придает важное значение подбору людей: «Некоторые операторы умеют отлично управлять машинами, но способны также нарочно сломать машину, если хотят продлить себе выходные дни или устроить «отгул», а в нашей компании таких людей не должно быть». Здесь гордятся работниками своей компании, которые занимаются техническим обслуживанием машин: «Если надо – они будут работать 24 часа в сутки, но сделают работу вовремя». Операторы грейдеров работали старыми, проверенными методами и профилировали поверхность с требуемой точностью, в пределах 15 мм, не нанося повреждений бордюрным камням. Точность достигается благодаря медленному движению автогрейдера, планирующего материал с одной стороны. Оператору грейдера помогает рабочий, по указаниям которого отвал грейдера проходит очень близко к бордюрному камню. Когда весь материал с одной стороны спланирован, грейдер делает проход в противоположном направлении и материал планируется с другой стороны, затем направление прохода опять меняется и так до тех пор, пока весь материал не будет спланирован должным образом. К работе грейдеров HBM-Nobas претензий нет: они эффективны, надежны и несложны в эксплуатации.

Системы позиционирования повышают качество планировки

Эта тема давно меня интересует, и я начал расспрашивать, не применяются ли системы позиционирования на этой стройке. Вячеслав Глазов рассказал, что знаком с современными промышленными системами позиционирования, очень высоко оценивает их значение (например, производитель одной из таких систем заявляет, что она способна обеспечить точность планирования в пределах 3 мм и сократить число рабочих, направляющих грейдеры). Однако Глазов считает нецелесообразным применять эти системы в случаях, когда такой высокой точности не требуется: их эксплуатация стоит очень дорого. «Операторы «ГМТ» имеют высокую квалификацию и выполняют работу достаточно точно – настолько, насколько нужно. Лазерные системы позиционирования очень полезны при строительстве шоссейных дорог и магистралей, а для строительства в нашем случае такая точность не нужна», – сказал он.

Когда планировка дорожного полотна завершена, поверхность поливают вяжущим: 3%-ной цементной смесью, чтобы закрепить материал. Последний этап – введение битумной эмульсии. Перед этим должны быть установлены бордюрные камни и водосливные желоба. Бордюры устанавливают работники специализированной фирмы.

Экскаваторы-погрузчики устанавливают водосливные желоба

Водосливные желоба устанавливают по завершении строительства основного дорожного полотна. И по соображениям эстетики, и по соображениям безопасности они должны пролегать параллельно линии бордюра. Эту работу выполняли упомянутые выше экскаваторы-погрузчики, как раз когда я посещал стройку. Железобетонные желоба доставляют к месту укладки в ковше погрузчика, а затем опускают на место экскаваторной стрелой. По указаниям рабочего-помощника оператор тщательно выравнивает лоток. Таким образом, два человека и экскаватор-погрузчик за 5 минут укладывали один желоб – выполняли работу, которую без машины с трудом выполнила бы бригада из пяти человек, затратив гораздо больше времени.

Хищения шин

Глазов рассказал мне, что на стройке периодически случаются кражи, причем у воров «популярны» шины для спецтехники. Он не считает, что на этой стройке случаев кражи больше, «чем обычно». «Это жизнь, обычное дело», – считает он, хотя и согласен, что воровство доставляет немало проблем и задерживает работу. Как и везде, на этой стройке, конечно, есть охрана, но и она не может полностью предотвратить хищения.

Поливочно-моечные машины на борьбе с пылью, снегоочистители – со снежными заносами

Пыль – беда любой стройки в сухое время, и эта стройка не исключение. Поскольку площадь ее немалая, при сильном ветре пыль поднимается тучей. И здесь помогают поливочно-моечные машины на шасси МАЗ-6303 (вместимость цистерны 17 м 3 , ширина рабочей зоны при поливе 20 м), создающие искусственный дождь, который прибивает пыль. Стройка расположена невдалеке от водоема, из которого в цистерны и набирают воду. Глазов пояснил, что есть официальное разрешение на забор воды из озера, и власти района дали его из соображений экономии водопроводной воды, а также для того, чтобы воду из поливочно-моечных цистерн не использовали для питья. Он показал мне колонку с питьевой водой из городского водопровода.
Зимой для очистки от снега дорог и подъездных путей успешно применяют шнекороторные снегоочистители на шасси «Урал-4320», производительности которых 1500 т/ч при ширине полосы 2810 мм вполне хватает для расчистки.

Хранение топлива

Топливо для машин хранят в восьми цистернах. В. Глазов сказал, что топливо в цистернах не застаивается – потребление составляет около 10 000 л в неделю, поэтому микроводорослей в емкостях нет. Место для цистерн окружает кирпичная стена, которая должна препятствовать разливу нефтепродуктов, если таковой произойдет. На земле видны жирные пятна от пролитого топлива, которые следует засыпать: по-видимому, заправку топлива произвели недостаточно внимательно. Заправочный шланг аккуратно уложен, а не валяется на земле, значит, топливо проливается при заправке машин.

Строительство идет по графику, работы выполняются вовремя, и есть хорошие шансы, что объект – жилой микрорайон – сдадут в срок. Одной из важнейших составляющих этого успеха стал удачный подбор надежной и эффективной дорожно-строительной техники.

В строительстве эксплуатируется более 1000 видов строительных машин различных по назначению, конструкции, принципу действия, размером, мощности, производительности.

Строительные машины классифицируются:

    По назначению (технологическому признаку);

    По режиму работы;

    По виду силового оборудования;

    По степени подвижности;

    По степени подвижности;

По назначению строительные машины делятся:

    Транспортные;

    Транспортирующие;

    Погрузочно-разгрузочные;

    Грузоподъемные;

    Для земляных работ;

    Для свайных работ;

    Для отделочных работ;

    Для бетонных и железобетонных работ;

    Ручные машины (механизированный инструмент);

Каждая группа машин разделяется на подгруппы.

Например: грузоподъемные включают в себя 4 подгруппы:

    Домкраты;

  • Подъемники;

Каждая подгруппа объединяет машины различных типов.

Например: подъемники делятся:

    Мачтовые;

  • Скиповые;

    Струйные;

Каждый тип машин имеет ряд типов размеров (моделей сходных по конструкции, но различающимися между собой отдельными параметрами, массой, производительностью, мощностью и т.д.).

По режиму работы различают:

    Периодического (циклического действия) выполняемую работу путем периодического повторения одних и тех же чередующихся операций

Например: с цикличной выдачей продукции: строительные краны, одноковшовые экскаваторы и погрузчики.

    Машины непрерывного действия, выдающие продукцию непрерывным потоком (конвейеры, многоковшовые экскаваторы и т.д.)

По виду силового оборудования:

    С приводом от двигателя внутреннего сгорания, электрического, гидравлического и пневматические;

    С комбинированным приводом: дизель электрический, дизель гидравлический;

По степени подвижности:

    Стационарные;

    Переносные;

    Передвижные;

По степени универсальности:

    Универсальные многоцелевого назначения, оснащенные различными видами сменного рабочего оборудования предназначенные дл выполнения большого разнообразия технологических операций(строительные экскаваторы, бульдозеры, погрузчики и т.д.).

    Специализированные, имеющие 1 вид рабочего оборудования и предназначены для выполнения только одного технологического процесса(свайные молоты, бетононасосы и др.);

Требования к строительным машинам.

Строительные машина должны соответствовать своему назначению и обеспечивать максимально возможную производительность.

Тае же приспосабливаться к меняющимся условиям эксплуатации. Машина должна иметь минимальную массу, простую конструкцию, надежную и технологичную конструкцию с максимально использованием стандартных деталей и унифицированных сборных единиц, быть удобной для монтажа, перевозки, обладать устойчивостью.

Строительная машина должна обладать высокой надежностью и долговечностью, отличаться простотой технологического обслуживания, быть экономичной в эксплуатации, обеспечивать безлопастные условия труда и минимальную утомляемость обслуживающего персонала.

Самоходные машины должны обладать высокой маневренностью и проходимостью.


К атегория:

Общие сведения о строительных машинах

Классификация строительных машин


Классификация строительных машин - это система, основанная на распределении машин по совокупности признаков их сходства и различия, а также взаимосвязей. Она делится на различные классификационные подразделения (уровни). Согласно общему классификатору промышленной продукции строительные машины отнесены к классу «Строительные и дорожные машины» (рис. 1.1), который делится на подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды и индексы.

Класс- подразделение машин, объединенных общностью назначения в строительстве.

Подкласс - подразделение машин для определенного вида работ.

Группа - подразделение машин, сходных по принципу действия.

Подгруппа - подразделение машин, объединенных принципом действия, методом выполнения технологической операции, конструктивной схемой, ограниченное величинами главного параметра.

Вид - разновидность данной подгруппы.

Подвид - разновидность данного подвида, отличающаяся конструктивным исполнением, например, ходового устройства.
Индекс - конкретное обозначение модели машины данного подвида.

Пример принятой иерархии машин приведен в табл. 1.1.

Схемы классификации машин для земляных работ, а также грузоподъемных приведены на рис. 1.2 и 1.3.

Все машины, применяемые для производства строительно-монтажных работ, делятся на: машины строительные и машины дорожные.

К дорожным относятся: грунтосмесители, фрезы, нарезчики швов, распределители дорожных смесей, асфальтоукладчики, профилировщики оснований, автогудронаторы.

Таблица 1.1
Классификация строительных и дорожных машин на примере экскаваторов и стреловых самоходных кранов



Отдельную группу составляют машины ручные, пневматические и электрические, т. с. механизированный инструмент.

Основой укрупненной классификации строительной техники является назначение машин.

Они по назначению делятся на подклассы:
I. Машины для земляных работ.
II. Машины подъемно-транспортные.
III . Машины для буровых работ.
IV. Машины для свайных работ.
V. Машины для бетонных и железобетонных работ.
VI. Машины для отделочных работ.
VII . Машины дорожные.
VIII . Ручные машины (механизированный инструмент).

Более детальная классификация машин проводится также по конструкции, виду рабочего органа, возможности перемещения, роду привода, степени поворота, способу опирания.

Помимо этого действует общий классификатор, определяющий назначение и место строительных и дорожных машин.

Все они по диапазону температур, при которых они сохраняют свою работоспособность, подразделяются на две группы: – машины общего назначения, предназначенные для работы при температуре ±40 °С (исполнение У); – машины специальные, специального исполнения, предназначенные для работы при температуре до -60 °С (исполнение УХЛ) и машины для работы при температуре до +60 °С (исполнение Т).

Предусмотрена классификация грузоподъемных кранов по режимам работы.

Установлены также классы использования СО … СЭ в зависимости от числа циклов работы крана за срок его службы, классы погружения 0 … 4 в зависимости от коэффициента нагружения и группа режима работы кранов в зависимости от класса использования и класса нагружения.

Разбивка машин на их составные части - сборочные единицы - изображается с помощью классификационных схем, которые позволяют наглядно представить конструктивные исполнения машин данной группы, включая ходовые устройства, привод, рабочее оборудование и рабочие органы, тип подвески, систему управления.

Классификационными схемами охвачены машины и инструмент, применяемые в строительстве в целом, а также машины, используемые для механизации отдельных видов работ: подготовительных, земляных, свайных, монтажных и вертикального транспорта, логрузочно-разгрузочных работ.

Индексация машин - это условное буквенно-цифровое обозначение (индекс), отражающее модель машины и ее главный параметр.

Общее буквенно-цифровое обозначение машин предусматривается ГОСТами. Однако индексы машин, присваиваемые им заводами-изготовителями, иногда отличаются от ГОСТовских.

Для экскаваторов, стреловых и башенных кранов принята комбинированная индексация, включающая следующие характеристики: 1-я цифра - размерная группа, 2-я - тип ходового устройства. 3-я - исполнение рабочего оборудования, 4-я - порядковый номер модели. Буквы в индексе, которые стоят после цифр, обозначают очередную модернизацию (А, Б, В, П..); климатическое исполнение (УХЛ - холодного климата, Т - тропическое, ТВ - тропическое влажное; машины для умеренного климата не имеют такого обозначения).

Деление строительных и дорожных машин на основные группы приведено в табл. 1.2.

Для башенных кранов предусмотрены такие обозначения: Г -для гидротехнического строительства (КБГ); Р - для ремонта зданий (КБР); М - модульные краны (КБМ).

Номер размерной группы башенных кранов (номинальный грузовой момент, т-м), 1-я -до 25; 2-я - 60; 3-я - 100, 4-я - 160, 5-я - 250, 6-я - 400, 7-я - 630, 8-я - 1000, 9-я - более 1000.

Порядковые номера модели для кранов с поворотной и неповоротной башнями соответственно 01 …69 и 71 …99.

Иногда строительные министерства и ведомства присваивают свои индексы кранам: СКГ-401 - специальный кран гусеничный грузоподъемностью 40 т, 1-я модель; МКГ-25БР - монтажный кран гусеничный грузоподъемностью 25 т, башенное оборудование, с раздвижными тележками; ДЭК-252 - дизель-электрический кран грузоподъемностью 25 т, 2-я модель; MCK -I0-20 - монтажный специальный кран башенный грузоподъемностью 10 т, вылет 20 м; МК.П-25 - монтажный кран пневмоко-лесный грузоподъемностью 25 т, МКТТ-100 - монтажный кран с телескопической стрелой на базе тягача, грузоподъемностью 100 т, М КАТ-40- монтажный кран автомобильный с телескопической стрелой, грузоподъемностью 40 т; СМК-12 - специальный монтажный кран грузоподъемностью 12 т, АБКС-6 - автомобильный башенный кран для сельского строительства грузоподъемностью 6,3 т.

Таблица 1.2
Основные классификационные группы строительных машин



Грузопассажирским подъемникам присвоены индексы: ПГС-800 - подъемник грузоподъемностью 800 кг; МГПС-1000 - мобильный грузопассажирский строительный подъемник грузоподъемностью 1000 кг.

Автоподъемники и вышки индексируются различно: АГП-28 - автогидроподъемник, высота подъема 28 м; ВС-18 - вышка строительная, высота подъема 18 м.

Для других групп строительных машин, оборудования и инструмента установлены следующие буквенные обозначения: ЭТР - экскаваторы траншейные роторные; ЭТЦ - экскаваторы траншейные цепные; ДЗ - бульдозеры, скреперы, автогрейдеры; ДУ - машины для уплотнения грунтов; СП - машины и оборудование для свайных работ; БМ - бурильные и бурильно-крановые машины; СБ - оборудование для бетонных работ; СО - машины и оборудование для отделочных работ, устройства полов и кровельных работ; ТО - погрузчики одноковшовые; ТА - машины для разгрузки цемента; ТР - разгрузчики нерудных; ТП - подъемники мачтовые строительные; ПГП - подъемники грузопассажирские; ТЦ - автоцементовозы; инструменты (ручные машины): ИЭ - электрические, ИП - пневматические.

При строительстве систем теплогазоснабжения, водопроводно-канализационных сетей и сооружений используется большое количество строительных машин различных по назначению, конструкции, параметрам и мощности.

Строительные машины классифицируются: по роду выполняемой работы (по технологическому признаку); по режиму работы; по роду используемой энергии и виду силового оборудования; по степени подвижности и степени универсальности.

По роду выполняемой работы строительные машины делят на следующие группы: грузоподъемные; транспортирующие; погру-зочно-разгрузочные; для производства земляных работ; для буровых работ; для свайных работ; для переработки и сортировки каменных материалов; для приготовления и транспортирования бетонных и растворных смесей и уплотнения бетонных смесей; для отделочных работ; для обработки труб (трубоочистные и тру-боизоляционные); ручные для монтажно-сборочных работ.

Каждая группа строительных машин может быть разделена на подгруппы, объединяющие машины в пределах более узкого -круга выполняемых ими работ (например, к грузоподъемным машинам относятся краны и подъемники). Каждая подгруппа в свою очередь объединяет машины отдельных типов, различающихся между собой конструкцией отдельных узлов или машин в целом (например, траншейные экскаваторы делятся на роторные и цепные).

Каждый тип машины имеет несколько типоразмеров (моделей), сходных по конструкции, но различающихся между собой вместимостью рабочего органа, грузоподъемностью, габаритами и массой, производительностью, мощностью силовой установки и другими данными.

По режиму работы различают машины периодического (цикличного) действия, которые производят работу путем периодического повторения одного и того же цикла (включающего рабочие и холостые операции), и машины непрерывного действия. К первой группе машин относятся строительные краны, подъемники, одноковшовые экскаваторы и др., ко второй - многоковшовые экскаваторы, конвейеры, насосы для перекачивания смесей и т. д.

По роду используемой энергии и виду силового оборудования

различают машины с приводом от двигателей внутреннего сгорания, электрических, гидравлических, пневматических, а также паровых двигателей. Применяют и смешанные системы привода - дизель-электрическую, дизель-гидравлическую, электропневматическую и т. д.

По степени подвижности машины делят на стационарные, переносные и передвижные (прицепные и самоходные).

По степени универсальности различают машины универсальные, снабжаемые несколькими видами сменного рабочего оборудования для выполнения различных технологических операций (одноковшовые строительные экскаваторы, краны, погрузчики и т. д.), и специализированные, предназначенные для выполнения только одного вида работ (трубоочистные и изоляционные машины, растворо- и бетононасосы и т. д.).