Котлованные машины. Армейские машины механизации земляных работ

В разгар январских снегопадов в прессе появились сообщения с заголовками вроде« Улицы в Нижнем Тагиле чистят танки». Правда, в самих сообщениях авторы сознавались, что« танки» в заголовке возникли для красного словца. На самом деле произошло то, что уже не раз случалось в истории: на помощь гражданскому населению вышла военная инженерная техника. Эти машины и в самом деле имеют много общего с танками, но главное — в отличие от танков они могут быть полезны не только во время войны.

«В любом наступлении саперы всегда идут первыми», – с гордостью говорят солдаты и офицеры инженерных войск. Благодаря разнообразной технике, находящейся на вооружении у саперов, армию сегодня не остановят ни минные поля, ни горящие руины, ни леса и болота, ни изрезанный водными потоками пересеченный рельеф.

Олег Макаров

Посмотреть на необычную, и потому довольно устрашающе выглядящую, хоть и лишенную пушек и пулеметов инженерную технику команде «ПМ» довелось в расположении бригады Инженерных войск России в подмосковном Нахабино. Такие смотры российские саперы устраивают обычно в канун своего профессионального праздника — 21 января. Надо сказать, что зима — отличное время для демонстрации машин, которые должны в любое время года и в любых условиях прокладывать дорогу войскам, движущимся вперед, и создавать укрепления в случае оборонительных действий.


Когда-то видный военачальник времен Второй мировой генерал Дж. С. Паттон заметил: «В мое понимание до сих пор не укладывается, как можно вести продолжительные боевые действия при температуре ниже нуля». Недоумение американского генерала в России может вызвать только улыбку: зимой у нас гнали немцев от Москвы, добивали Паулюса в Сталинграде, прорывали и снимали ленинградскую блокаду. Но холод есть холод, и с промерзшим до состояния бетона грунтом обычной саперной лопатке справиться трудновато. Для быстрого устройства окопов в условиях зимы саперы применяют сегодня специальные заряды на основе тротила. После взрыва промерзшая земля разрыхляется, и ее можно относительно легко выбрать с помощью лопаты. Если же нужны другие масштабы и объемы, когда, например, необходимо укрыть за земляными заграждениями танки и БМП, не обойтись без тяжелой техники.


Инженерная машина разграждения — пожалуй, самая универсальная машина инженерных войск. Она не только пробивает завалы, но может корчевать лес, убирать препятствия краном, копать и прокладывать дороги.

Как корабль на волнах

Машина для отрывки котлованов МДК-3 — это настоящий корабль. Сделанный на основе армейского гусеничного транспортера-тягача МТ-Т, МДК-3 имеет длину более 10 м. Сходство с морским судном усиливается, когда эта техника начинает работу. На корме машины расположена роторная фреза с метателем. В походном положении она поднята, в рабочем режиме ее опускают вниз. МДК-3 движется задним ходом, фреза вращается, отрывая широкую траншею, в которую через некоторое время начинает погружаться сама машина, высоко задирая при этом носовую часть. Будто корабль на волнах. Влево и вверх уходит струя земли, смешанной со снегом, и, похоже, для этого монстра время года не так важно — он готов вгрызаться в грунт всегда и везде. Особенно если учесть, что МДК-3 кроме фрезы имеет в своем арсенале и рыхлитель, как раз для предварительной обработки замороженной земли.


Первая отечественная инженерная машина разграждения была выпущена в 1969 г. и базировалась на шассии танка Т-55. С тех пор сменились два поколения: ИМР-2 основывалась уже на шасси танка Т-72, а самая новая ИМР-3 — на шасси танка Т-90. Машина предназначается для прокладывания колонных путей передвижения по пересеченной местности, в лесах, в городских завалах. В случае применении экскаваторного ковша, может использоваться для отрывки котлованов.


Бульдозерная часть ИМР может работать в нескольких режимах. Первый — двухотвальный, когда для пробивания заграждений и снежных заносов отвалы соединяются под углом в стреловидный «таран». Второй — бульдозерный: в этом случае оба отвала поставлены в один ряд, перпендикулярный направлению движения. И, наконец, грейдерный режим дает возможность поставить оба отвала в одну линию наискось, чтобы сгребать грунт, гравий, снег на одну из обочин прокладываемого пути.


Фактически ИМР создана для действий в условиях ядерной войны: броня в 10 раз ослабляет действие радиации, кабина оснащена фильтро-вентиляционной установкой, а кроме того, все манипуляции с рабочими органами экипаж может проводить, не покидая кабины и не подвергая себя опасностям зараженной среды. Именно поэтому ИМР сыграли выдающуюся роль в ликвидации последствий Чернобыльской аварии: машины разгребали завалы и монтировали конструкции саркофага. ИМР использовались и в боевой обстановке, в частности командировались в Афганистан, а в Чечне принимали участие в строительстве горных рокад для переброски войск. Поскольку машина смонтирована на танковом шасси, у нее, как и у танков довольно дорогой моторесурс.

Инженерная машина разграждения (ИМР) — да-да, именно та самая, что выходила чистить снег в Нижнем Тагиле — готовится принять участие в огненном шоу. Она действительно сделана на танковом шасси, только вместо вращающейся башни — телескопическая крановая стрела с универсальным захватом. Бойцы-саперы сложили из кусков фанеры, деталей мебели, старых дверей, бревен, досок, стертых шин и пластиковых канистр баррикаду высотой метра полтора, призванную имитировать огневые завалы на пути войск.


Машина для отрывки котлованов. МДК-3 — машина со специфическими задачами. Ее использование целесообразно, когда требуется отрыть укрытия для техники, крупные убежища и огневые сооружения. Для рытья обычных окопов подойдет техника поменьше, хоть и не столь впечатляющая на вид. Речь идет, например о полковой землеройной машине (ПЗМ-2), которая создана на базе колесного тракторного тягача Т-155 и оснащена бесковшовым рабочим органом.

Машина оснащена роторной фрезой с метателем, отбрасывающим в сторону вынутый грунт и укладывающим его в виде бруствера. Также МДК-3 оснащена бульдозерным отвалом, одна из функций которого — выравнивать днище выкопанных котлованов. Конструктивно предусмотрен рыхлитель для подготовки мерзлого грунта. МДК-3 способна отрывать котлованы неограниченной длины, шириной по дну 3,7 м, и глубиной до 3,5 м (1,75 м за один проход). Производительность машины 500−600 кубометров вынутого грунта в час. Достаточно представить себе эти сотни тонн земли, чтобы ощутить всю мощь этой инженерной машины.

Даже щедро политый соляркой, весь этот хлам не спешит разгораться на ветру. Тем временем экипаж ИМР деловито хлопочет около своей машины, весящей более 40 т. Ее главный рабочий орган — тяжелый, мощный, управляемый гидравликой бульдозерный отвал. Точнее, отвала два, но при прокладке проходов через завалы они ставятся под углом друг к другу, образуя могучий стреловидный таран. И вот дерево пылает, покрышки чадят, а экипаж ИМР получает команду на начало упражнения. Машина окутывает себя облаком плотного сизого выхлопа, начинает движение вперед и… — кто бы мог подумать! — пробивает баррикаду одним махом, лишь жалобно кряхтят деревяшки, попавшие в траки. Ну а за ИМР остается свободный ровный проход, по которому можно идти, бежать и даже ехать.

Машина для рытья котлованов МДК-2М предназначена для обустройства окопов и хранилищ для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов: ширина по дну 3,5 м, глубина до 3,5 м, длина по необходимости. Классы почв, разрабатываемые - I-IV. Производительность по количеству вынутого грунта до 350 м3 в час.

Машина состоит из гусеничного тягача АТ-Т (изделие 409У), основного рабочего органа (для рытья котлованов) - фрезы с метателем и вспомогательного бульдозерного оборудования. Компоновочная схема Котловинна машины определяется конструкцией рабочего органа и положением двигателей во время рытья котлована. Котловинна машина МДК-2 является многопроходной с руханням по дну выемки, отрывается. Мощность двигателя 305 л. С., Масса 27,3 т, транспортная скорость до 36 км / ч. Кабина герметизирована, снабжена фильтровентиляционной установкой, благодаря чему, машина способна работать на местности, зараженная ядовитыми или радиоактивными веществами. Причем экипаж (2 чел.) В кабине может находить без средств защиты. Кабина вмещает до пяти человек, включая водителя. Запаса топлива хватает на 500 км пробега или 10-12 часов работы в почве. Время на подготовку машины к работе составляет 5-7 мин. В кабине предусмотрено место для установки радиостанции Р-123, но ею машина не комплектуется. Оснащена радиометром-ретнгенометром, комплектом ПНВ-57Т (прибор ночного видения).

Рабочий орган представляет собой фрезу поперечного копания и метатель; смонтированы соосно на одном редукторе. Необходимый профиль выемки достигается применением плугов и откосниками, которые крепятся на раме рабочего органа. Рытье грунта, поднятого метателя, проводится в одну сторону от машины. Для создания бруствера с обеих сторон котлована необходимо менять направления рабочих ходов машины.

Рис. 183. Машина для котлованов МДК-2

Рытье котлованов происходит послойно, челночным способом при движении машины вперед, с включенным Уменьшитель скоростей, задний ход - холостой. Грунт выбрасывается в правую сторону от котлована на расстояние до 10 м и заключается в виде бруствера. За один проход машины углубления составляет 30-40 см. Котлован размером 3,5 × 3,4 м создается за шесть рабочих ходов. За первые три проходов рабочий ход осуществляется в одном направлении движения машины с образованием двух въездных аппарели под углом 15 °. При следующих трех проходов рабочий ход осуществляется в обратном в сравнении с предыдущими проходами направлении. При этом меняется направление выброса грунта. В начале котлована за счет работы основного рабочего органа создается пологая аппарель с уклоном около 15 °. Вторая аппарель постепенно срезается вспомогательным рабочим органом (бульдозером) под углом 40-45 °.

После последнего прохода необходимо спланировать дно котлована бульдозером.

Бульдозерное оборудование МДК-2 позволяет проводить работы по выравниванию дна котлована, засыпка котлованов, облаштовування пологих спусков. Допустимое боковое отклонение при работе машины до 15 градусов, угол подъема / спуска при работе машины должно быть до 28 градусов.

Машина МДК-3 является дальнейшим развитием машины МДК-2М и предназначена для облаштовування окопов и хранилищ для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов, что отрываются: ширина по дну 3,7 м, глубина до 3,5 м, длина по необходимости. Классы почв, разрабатываемые -1-IV.

При рытье котлованов грунт, роют, заключается в одну сторону слева от котлована в виде бруствера. При необходимости устройства бруствера с обеих сторон, через два-три прохода необходимо менять направление рытья. В отличие от МДК-2М машина МДК-3 во время рытья котлована движется задним ходом, роя за один проход котлован глубиной до 1,75 м (вместо 30-40 см в старой машины). В начале и в конце котлована есть пологие аппарели с наклоном 15 градусов.

Вспомогательным оборудованием является мощное бульдозерное оборудование и розпушник для мерзлых грунтов, что значительно повысило возможности машины по сравнению со старой. Розпушник позволяет рыть мерзлые и твердые почвы на глубину до 0,3 м. Бульдозерное оборудование позволяет использовать машину для планирования площадок перед рытьем котлованов, выравнивание и зачистки котлованов, засыпки установленных в котловане фортификационных сооружений, засыпка воронок, облаштовування пологих спусков, удаление мерзлого грунта, вырытого розпушником. Кроме того, бульдозер может применяться для корчевание пней диаметром 20-40 см.

Формирования широких котлованов проводиться 2-3 параллельными проходами машины с изменением направления выброса грунта.

Допустимый боковой уклон при работе машины - до 15 градусов, угол подъема / спуска во время работы - до 28 °. Производительность по количеству вырытого грунта 500-600 м3 в час. В качестве базового шасси применен гусеничный транспортер-тягач МТ-Т (изделие 453). Машина имеет общий вес - 39 тонн (вместо 27,3 т в МДК-2М), транспортная скорость машины до 65 км / ч. Кабина герметизирована, снабжена фильтро-вентиляционной установкой, благодаря чему машина может работать на местности зараженной отравляющими или радиоактивными веществами, причем экипаж (2 чел.) В кабине могут находиться без средств защиты. Кабина вмещает до пяти человек, включая водителя. Запаса топлива хватает на 500 км пробега или 10-12 часов работы в почве. Время на подготовку машины к работе 5-7 мин.

В кабине машины есть место для установки радиостанции Р-123 (танковая), но ею МДК-3 не комплектуется. Оснащена комплектом ПНВ (прибор ночного видения).

Рис. 184. Машина для котлованов МДК-3

Тактико-технические характеристики Котловинна машин

Техническая производительность, м3 / ч:

в почвах первых, вторых категорий

в почвах второй, 3-й категорий

Средняя транспортная скорость по

грунтовых дорогах, км / ч

Габаритные размеры в рабочем положении, мм:

Расчет, чел

Периодичность технического обслуживания, моточасов:

Трудоемкость технического обслуживания, чел. / Час.:

Расход топлива, л / ч:

при рытье котлована

в транспортном режиме

Запас хода по горючим, км

Мощность двигателя, кВт

Размеры разработанной выемки, м за один проход:

за два прохода:

за три прохода:

Скорость движения во время рытья котлована, м / ч

Скорость движения во время работы

бульдозерным оборудования, км / ч, не более

в обычном грунте

в мерзлом разрыхленной почве

Скорость движения во время работы ропушувальним оборудованием, км / ч

Скорость движения в рабочем режиме с гидрообъемной передачей, км / ч: на передаче заднего хода

на первой передаче

на второй передаче

на третьей передаче

Вместимость топливных баков, л

Вместимость кабины, ос

Время перевода рабочего оборудования в рабочее состояние, мин

При подготовке машины к

перевозки по железной дороге, ч

Полковая землеройная машина ПЗМ-2

Общее устройство, принцип работы и основные тактико-технические характеристики ЭОВ-4421

Экскаватор ЭОВ-4421 является землеройной машиной циклического действия. Он предназначен для механизации земляных и погрузочно-разгрузочных работ. Экскаватор применяется для рытья траншей и котлованов в грунтах 1-4-й категорий без рыхления, в мерзлых грунтах после их предварительного разрыхления. Наличие крюковой подвески позволяет проводить поднятия, опускания и перемещения различных грузов.

Рис. 185. Экскаватор ЭОВ-4421

Тактико-технические характеристик

Производительность в почвах первых, вторых категорий при рытье:

котлованов, м3 / ч

траншей, м3 / ч

Максимальная транспортная скорость, км / ч

Расчет, чел

Время развертывания, мин

Расход топлива на 100 км пути, л

Запас хода по топливу, км

Максимальная глубина котлована, что роется с шириной по дну, м

Вместимость ковша, м3

Среднее время цикла, с

Максимальное усилие резания, кН

Максимальный радиус копания, м

Наибольшая высота опорожнения ковша, м

Габаритные размеры в транспортном положении, мм:

Грузоподъемность крюковой подвески, т

Наибольшая высота поднятия, м

Вылет крюка, м:

наибольший

наименьший

Высота подъема крюка, м:

в случае большого вылета

в случае малейшего вылета

Техническая характеристика экскаватора

Общие данные экскаватора

Силовая установка экскаватора

Четырехтактный четырех-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения с вихревой камерой сгорания

Номинальная мощность при частоте

вращения коленчатого вала 1700 мин, л. с

Максимальная частота вращения

коленчатого вала, мин

Минимальная частота вращения

коленчатого вала, мин

Топливо, применяемое

Дизельное ДЛ, ДЗ

Смазка, применяется

Моторное М-6 / 10В

Масса двигателя в незаправленном

состоянии в полном комплекте, кг

(ГП-11, ГП-8) 780

пусковой двигатель

Двухтактный одноцилиндровый карбюраторный с кривошипно камерным продувкой

Мощность двигателя при частоте

вращения коленчатого вала 3500 мин, л. с

способ запуска

эл е ктростартером

Топливо, применяемое

смесь бензина с маслом в объемном соотношении 15: 1

использованы смазки

моторное М10В М10Г, М12Ы (ГП-11)

моторное М8В или М8Б (ГП 8)

Электрооборудование

постоянный

Номинальное напряжение, В

Аккумуляторная батарея:

емкость, ампергодин

Гидравлический привод рабочего оборудования

гидронасос:

аксиально-поршневой сдвоенный, регулируемой производительности

Максимальная производительность, дм3 / мин

Давление нагнетания, МПа (кгс / см2):

максимальное

номинальное

минимальное

Гидромотор механизма поворота платформы

Радиально-поршневой высокомоментных

Гьидроцилиндры, мм:

рукоятки

выносных опор

Рабочая жидкость при температуре окружающего воздуха:

от -40 до + 5 ° С

Масло ВМГЗ ТУ 38-101479-74

от-1-5 до + 40 ° С

Масло МГ-30

Заменители при температуре окружающего воздуха:

ТУ 38-1-01-50-70

от -25 до + 5 ° С

Масло веретенное АУ ГОСТ 1642-75

от +5 до + 40 ° С

Смазка ИЗОА, И20А ГОСТ 20799-75

Запильних строение, принцип работы, основные узлы и механизмы экскаватора

К основным частям экскаватора принадлежат базовая машина, грузовая рама с выносными опорами, опорно-поворотное устройство, поворотная платформа, силовая установка рабочего оборудования, рабочее оборудование, гидропривод, приводы управления и электрического оборудования.

Базовой машиной является автомобиль КрАЗ-255Б, который имеет некоторые доработки, которые осуществлены для монтажа экскаваторной установки. Доработки шасси базового автомобиля обусловленные необходимостью снижения его массы и упрощения монтажа грузовой рамы. В местах крепления грузовой рамы к раме автомобиля в лонжероны рамы вварены ребра жесткости. В передней части рамы установлена стойка для крепления рабочего оборудования в транспортном положении В связи с установлением грузовой рамы изменено местоположение ресиверов, доработанные пневмосистема и энергооборудования автомобиля. Левый (по ходу) топливный бак перенесен на грузовую раму. Контейнер запасного колеса установлен в передней части грузовой рамы. К кормовой части базового автомобиля крепится фара для освещения местности во время передвижения задним ходом.

Грузовая рама предназначена для установки, опорно-поворотного устройства и разгрузки (совместно с выносными опорами) ходовой части автомобиля. Рама представляет собой штампо-сварную конструкцию. Основными элементами рамы есть две продольные балки, соединенные рядом поясничных вставок. Продольные балки заканчиваются с двух сторон кронштейнами для крепления выносных опор и их гидроцилиндров. На верхней части рамы расположена обечайка из привалочной поверхностью для установки опорно-поворотного устройства. Для увеличения жесткости конструкции кронштейны передних выносных опор соединены стяжкой.

Выносные опоры предназначены для разгрузки (совместно с грузовой рамой) ходовой части автомобиля и создания необходимой опоры машины во время разрытия грунта и выполнения погрузочно-разгрузочных работ. В рабочем положении выносные опоры контактируют с почвой, при этом средний и задний мосты разгружены, а экскаватор вывешивается на четырех опорах и двух передних колесах, повышает его опоры и позволяет создать значительное (до 91 кН) усилия на режущей кромке ковша. В транспортном положении штоки гидроцилиндров втянуты, а опоры подняты.

Опорно-поворотное устройство предназначено для осуществления вращения поворотной платформы относительно базовой машины, а также для передачи рабочих усилий по поворотной платформы на грузовую раму. Опорно-поворотное устройство состоит из колец, взимаемых болтами, роликов и зубчатого венца.

Поворотная платформа предназначена для размещения на ней силовой установки, основных элементов гидросистемы, органов управления, кабины экскаваторщика и рабочего оборудования. Она является опорой, выдерживает все нагрузки, возникающие во время работы экскаватора, и через опорно-поворотное устройство опирается на грузовую раму. В передней части платформы расположены четырехтактный четырехцилиндровый дизель с жидкостным охлаждением с вихревой камерой сгорания и систем, его обеспечивают: питания топливом и воздухом, смазки, охлаждения и пуска. Номинальная мощность двигателя (СМД-14) 55 кВт. Силовая установка является источником энергии для рабочего оборудования. Для запуска дизельного двигателя является одноцилиндровый двухтактный пусковой двигатель ПД-10У с редуктором СМД8-19С4В. Пуск двигателя ПД-10У осуществляется электро-стартером СТ-350.

Для облегчения пуска дизеля при пониженной температуры окружающего воздуха предусмотрен электрофакельным предпусковой подогреватель.

Рабочее оборудование представляет собой возвращенную лопату и состоит из унифицированной стрелы, рукоятки, ковша, крюковой подвески, гидроцилиндра ковша и рукоятки, двух гидроцилиндров стрелы, трубопроводов и рукавов высокого давления. Поднятие и опускание стрелы осуществляется гидроцилиндрами.

Стрела предназначена для установки на ней рукоятки с ковшом и гидроцилиндров. Она представляет собой неразъемное сварную конструкцию коробчсатого вида Г-образной формы.

Рукоять представляет собой удлиненную сварную конструкцию коробчатого вида, сделанную из листового проката и изготовленную из того же материала, что и стрела.

Рис. 186. Компоновочная схема экскаватора ЭОВ-4421

1 - базовая машина: 2 - рабочее оборудование; 3 - силовая установка рабочего оборудования; 4 - поворотная платформа: 5 - выносная опора; 6 - опорно-повотний устройство; 7 - обвязочная рама

Шляхопрокладач БАТ-2 предназначен для механизации инженерных работ при прокладке колонных путей, подготовки по городу военных дорог.

Шляхопрокладач состоит из базы - гусеничного шасси МТ-Т, универсального бульдозера, крана, разрыхлителя, лебедки.

Гусеничная шасси шляхопрокладача разработан на базе составных частей тяжелого транспортера-тягача МТ-Т.

Рис. 187. Шляхопрокладач БАТ-2

Основными частями гусеничного шасси является рама, кабина, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, пневматическое оборудование и электрооборудование.

В состав рабочего оборудования шляхопрокладача БАТ-М входят бульдозерное и крановое оборудование, механизмы управления бульдозерным оборудованием, механизм отбора мощности, електропневмокерування и гидропривод.

Бульдозерное оборудование предназначено для послойного срезания и перемещения грунта. Оно навешивается перед машиной и может устанавливаться в рабочем или транспортном положении. В рабочем положении отвал бульдозерного оборудования опущен на грунт. В случае осуществления машиной транспортного пробега на расстояние до 5 км бульдозерное оборудование подвешивается на цепи. Пьид совершении марша на расстояние более 10 км оно заключается путем опрокидывания через кабину на платформу и фиксируется.

Основными частями бульдозерного оборудования является рама, толчками рамы, отвал и лыжа.

Крановое оборудование предназначено для механизации погрузочно-разгрузочных работ при прокладке колонных путей и демонтажа бульдозерного оборудования. Грузоподъемность оборудования - 2 т любого вылета стрелы. Максимальная высота подъема крюка - 5,3 м по вылета стрелы - 1,1 м и 2 м - за вылета стрелы 5,4 м. Скорость подъема и опускания груза лебедкой - 0,18 м / с, стрелой - соответственно 0,37 и 0,22 м / с. Частота вращения поворотной части 1,9 мин.

Рис. 188. Шляхопрокладача БАТ-М

Основными частями являются базовая машина (инженерный колесный тягач ИКТ) и рабочее оборудование.

Рабочее оборудование предназначено для рыхления и перемещения грунта на незначительные расстояния. Составными частями рабочего оборудования является бульдозерное оборудование, механизмы управления и гидропривод.

Бульдозерное оборудование с универсальным отвалом предназначено для послойного резания и формирования призмы почвы. В состав бульдозерного оборудования входят отвал, рама и лыжа.

При подготовке бульдозерного оборудования к работе крыла отвала устанавливаются в необходимое для работы положение. При установке отвала в грейдерный положение на выдвинутое вперед крыло устанавливается надставка, которая в нерабочем положении закреплена на кузове тягача.

Перестановки крыльев в бульдозерный, шляхопрокладальний состояния и их перекос происходит без выхода расчета из кабины.

Ширина захвата отвала в шляхопрокладальному положении 3300 мм, в бульдозерном - 3820 мм, грейдерный - 3240 мм. Угол установки крыльев в шляхопрокладальному положении 110 °. Высота отвала - 1060 мм. Максимальная высота подъема отвала - 1580 мм, а углубление - 400 мм. Масса рабочего оборудования - 2,9 т. Время для перевода бульдозерного оборудования в рабочее положение - 2 мин.

Машина дорожная котлованная МДК-3 ,является дальнейшим развитием машины МДК-2М. Проектирование новой котлованной машины для замены в войсках устаревших машин МДК-2 и МДК-2М началось практически одновременно с проектированием путепрокладчика БАТ-2 в Харьковском КБ имени Малышева, под руководством главного конструктора П.И. Сагира, в кон­це 70-х годов. На вооружение изделие 453 (заводской индекс) была принята в конце 80-х годов под названием Машина дорожная котлованная МДК-3. Ее серийное производство было организо­вано на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. Малышева.

Главное отличие МДК-3 состоит в том, что отрывка котлована производится при движение машины задним ходом, благодаря чему котлован отрывается за гораздо меньшее число проходов, в сравнение с МДК-2. Машина МДК-3 своими показателями значительно превосходит машину МДК-2М. Ее производительность и транспортная скорость выше в 2,7 и 1,8 раза соответственно. Машиной МДК-3 можно производить рыхление тяжелого и мерзлого грунтов, выравнивать пло­щадки для работы на косогорах, что невозможно сделать машиной МДК-2М. Для рытья котлова­на, на полную глубину, машине МДК-2М требуется совершить 8-9 проходов, в то время как ма­шина МДК-3 отрывает котлован за один-два прохода, поэтому потери времени на холостой про­бег и развороты у машины МДК-3 значительно меньше или совсем отсутствуют. При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону
влево от котлована в виде бруствера. При необходимости устройства бруствера с обеих сторон через два-три прохода необходимосменить направление отрывки.

Заменить в войсках МДК-2М новая машина не смогла. Она получилась перетяжеленной, громоздкой, конструктивно сложной в эксплуатации и ремонте. Использовать в полной мере свою фанта­стическую производительность машина может только при отрывке котлованов больших объемов, каких в звене полк - дивизия не требуется.


Технические характеристики

Дорожной котловой машины МДК-3

Гусеничный тягач АТ-Т

Длина, мм

в транспортном положение - 8000, в рабочем положение - 10230

Ширина, мм

в транспортном положение - 3400, в рабочем положение - 4050

Высота, мм

в транспортном положение - 3950, в рабочем положение - 3480

Среднее удельное давление на грунт, кг/см г

Рабочие агрегаты

Экскаватор роторный (5-ти лопастная фреза, 8 ковшей), отвал бульдозерный

Объёма одного ковша, л

Ширина отрываемой траншеи, м

Глубина отрываемой траншеи, м

Техническая Производительность, м 3 /час

Двигатель

Мощность двигателя, кВт/л.с.

Максимальная транспортная скорость, км/час

Запас хода, км

Преодолеваемый подъем, град.


Корпус МДК-3 двигатель, трансмиссия, подвеска и ходовая часть в целом аналогичны соответствующим углам и агрегатам многоцелевого транспортера МТ-Т, производимого на том же заводе. Специальное оборудование котловой машины включает: бульдозерное оборудование, рыхлитель и комплект роторного экскаватора. Рабочим органом экскаватора является фреза с метателе, обеспечивающая высокую производительность МДК-3, на отрывке котлованов. Бульдозер служит для сравнивания площадок и может устанавливаться с перекосом в обе стороны, что дает возможность производить работы на склонах высот и косогорах. Рыхлитель ускорят земляные работы в твердых грунтах и мерзлоте.

Кабина у МДК-3 герметизирована, снабжена фильтровентиляционной установкой, благодаря чему машина может работать в местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж может находиться в кабине без средств защиты. Автор дано статьи положительно отзывается о наличии такой установки в кабине МДК-3, называя ее полезной и нужной. Он приводит пример того что угорал при работе на МДК-3 в котловане, когда в воздух поднимались тучи пыли и песка, плюс скапливались выхлопные газы от двигателя, пока не сообразил, что можно воспользоваться ФВУ.





Технические характеристики

Машина дорожная котловая МДК-3 на базе тягача МТ-Т

Рабочие агрегаты Экскаватор роторный (6-и лопастная фреза, 12 ковшей), отвал бульдозерны
Двигатель В-46-4
- мощность кВт/л.с.
Габариты в транспортном положении:
- длинна/ширина/высота, м
Габариты в рабочем положении:
- длинна/ширина/высота, м
520/710

10,22/3,23/4,04

11,75/4,6/3,25

Масса, кг 39500
Транспортная скорость, км/ч 65
Запас топлива по ходу, км 500
Расход топлива на 100 км пути, л
Размеры отрываемой траншеи
- ширина, м
275-300
- глубина,м 3,5 (в особых условиях до 6,0)
Техническая производительность, м2/час 500-800
Категория отрываемого грунта I-IV
Максимальный угол подъема, град
28
Максимальный угол крена, град 15
Глубина преодолеваемого брода,м 1,5
Ширина бульдозерного отвала,мм
Высота бульдозерного отвала, мм
Максимальный перекос бульдозерного отвала,град 26
Рыхлитель,мм 0,75

Запчастей не найдено. Оставьте заявку через форму обратной связи, или позвоните нам.

(семидесятые годы - начало XXI века)

Машина для отрывки котлованов МДК-3
(Изделие 453)

Машина для отрывки котлованов МДК-3 является дальнейшим развитием машины МДК-2м и предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов: ширина по дну 3.7м., глубина до 3.5м., длина по потребности. Классы разрабатываемых грунтов I-IV.

Производительность по количеству вынутого грунта 500-600 куб.м. в час. По некоторым источникам ("Справочник спасателя" издания МЧС) производительность достигает 800 куб.м в час.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону влево от котлована в виде бруствера. При необходимости устройства бруствера с обеих сторон для второго прохода необходимо сменить направление отрывки. Начало и конец котлована представляют собой пологие аппарели с уклоном 15 градусов. Бульдозерное оборудование позволяет использовать машину для засыпки котлованов, устройства пологих спусков. Вспомогательным оборудованием является мощное бульдозерное оборудование и рыхлитель для мерзлых грунтов, что значительно повысило возможности машины по сравнению со старой.

Основные тактико-технические характеристики МДК-3

Базовая машина......................................................................................................... многоцелевой тяжелый тягач МТТ
Масса машины............................................................................................................ 39.5т.
Габаритные размеры:
- в транспортном положении
длина............................... 10.22м.
3ю23м.
4.04м.
- в рабочем положении
длина................................. 11.75м.
ширина............................. 4.6м.
высота............................. 3.25м.
Клиренс..................................................................................................................... 2.73м.
42.5см.
Удельное давление на грунт................................................................................... 0.78 кг/кв.см.
Минимальный радиус поворота............................................................................. 2.33м.
Максимальный угол подъема.................................................................................. 28 градусов
Максимальный угол крена....................................................................................... 15 градусов
Максимальная глубина брода................................................................................. 1.3м.
Запас хода по топливу............................................................................................. 500 км. или 10-12 час. работы.
Максимальная скорость движения....................................................................... 65 км/ч.
Средняя скорость движения по грунтовым дорогам.......................................... 30-35 км/ч.
Производительность.................................................................................................... 500-600 куб.м./час
Срезаемый слой грунта за один проход...................................................................... до 1.75м.
Предельная глубина отрываемого котлована........................................................... 3.7м.
Ширина отрываемого котлована................................................................................ 3.5м.
Категории разрабатываемых грунтов........................................................................ I-IV
Экипаж....................................................................................................................... 2 чел.
Вместимость кабины.............................................................................................. 5 чел.
Двигатель................................................................................................................. дизельный многотопливный V-образный В-46-4
Мощность двигателя................................................................................................. 520 квт. (710 л.с.)

Главное отличие МДК-3 от своей предшественницы состоит в том, что отрывка котлована производится при движении машины назад, благодаря чему котлован отрывается за гораздо меньшее число проходов, в сравнении с МДК-2. Например, окоп для танка МДК-3 отрывает всего за один проход буквально за 3-4 минуты.
Если МДК-2 за один проход снимала слой грунта 30-40см, то МДК-3 снимает 1.75 м.

Кабина герметизирована, снабжена фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж (2 чел.) в кабине может находится без средств защиты. Кабина вмещает до пяти человек, включая водителя. . Время на подготовку машины к работе 5-7 мин. Имеет место для установки радиостанции Р-123 (танковая) но ею не комплектуется. Оснащена радиометром-рентгенометром ДП-3Б, комплектом ПНВ (прибор ночного видения).

От автора. Радиометр можно полагать рудиментом эпохи, когда все полагали, что новая Мировая война будет непременно ядерной. Автор всегда задавался вопросом - для чего в инженерные машины ставят средства измерения радиоактивного заражения? Для того, чтобы расчет бросил работать и побыстрее удирал с этого места? Так ведь зоны заражения при ядерных взрывах тянутся на десятки километров. Это во-первых. А во-вторых, боевую задачу нужно выполнять при всех условиях. Невзирая на угрозу гибели. Это аксиома войны. Жесткая, я бы сказал - жестокая. Но необходимая и неизбежная. Уровень радиоактивности как причину невыполнения боевой задачи не примет ни один трибунал. Так уж лучше экипажу не знать, что он обречен.
А вот чистый воздух в кабине вещь необходимая. И фильтровентиляционная установка штука мало сказать полезная и нужная. При работе в котловане в воздух поднимаются тучи пыли и песка. Плюс выхлопные газы от двигателя скапливаются в котловане. Автор сам не раз угорал, работая на МДК-2 (январь 1970. Радомышль. Войсковая стажировка в батальон оборудования пунктов управления), пока не сообразил, что можно включить ФВУ.

Источники

1.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. Военное издательство.. Москва. 1984г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство. Москва. 1982г.
3. Машины инженерного вооружения. Часть 4. Базовые изделия. Военное издательство.. Москва. 1987г.
4. Справочник спасателя. ВНИИ ГОЧС. Москва. 2006г.

Машина для отрывки котлованов МДК-3 с конца восьмидесятых годов заменяет в инженерных войсках предыдущую версию котлованной машины: . Она предназначена для разработки различных грунтов, до IV категории включительно.

От МДК-2 её отличает более современное быстроходное гусеничное шасси, смонтированное на агрегатах артиллерийского тягача МТ-Т, трансмиссия которого доработана и дополнена ходоуменьшителем с гидрообъемной передачей. Значительно, в сравнении с предыдущей версией возросла производительность машины, а наличие рыхлительного оборудования позволяет производить и разработку мерзлого грунта, при его промерзании на глубину до 0,75 м. И можно сказать, что на данный момент МДК-3 является одной из самых мощных и высокопроизводительных машин такого класса, из находящихся на вооружении в инженерных войсках. Также отличительной особенностью является то, что рабочий ход машины, при разработке грунта рабочим органом, осуществляется задним ходом.

МДК-3 оснащена бульдозерным оборудованием, позволяющим перекашивать отвал на углы до 26 о в ту или иную сторону. Что позволяет производить оборудование горизонтальных площадок на косогорах.

Технические характеристики МДК-3:

МТ-Т
фреза

Двигатель

В-46-4

Мощность, кВт/л.с.

520/710

Габарит. размеры

длина, м 10,22
ширина, м 3,23
высота, м 4,04

В рабочем положении

длина, м 11,75
ширина, м 4,6
высота, м 3,25

Масса, кг

39500

Транспортная скорость, км/ч

65

Запас хода по топливу, км

500

Техническая производительность м 3 /ч

800

Размеры отрываемой траншеи

ширина по дну, м 3,7
глубина, м 3,5

Среднее удельное давление кгс/см 2

0,78
I...IV

Макс. угол подъема, град

30

Глубина преодолеваемого брода, мм

1500

Ширина отвала, мм

есть

Рыхлитель, м

0,75

Технические характеристики:

Масса заправленной машины с индивидуальным
комплектом ЗИП без расчета и навесного оборудования, кг

Масса навесного оборудования с индивидуальным комплектом ЗИП, кг

Удельная мощность с навесным оборудованием, кВт

Количество мест для сидения в кабине

Координаты центра масс (без навесного оборудования), мм:

по длине от оси ведущего колеса

по высоте грунта

Колея (расстояние между серединами гусениц

База (расстояние между осями крайних опорных катков)
с навесным оборудованием, мм

Длина опорной поверхности гусениц (с навесным оборудованием), мм

Ширина гусениц, мм

Дорожный просвет (с навесным оборудованием), мм

Не менее 425

Среднее удельное давление на грунт без учета погружения гусениц, МПа:

без навесного оборудования

с навесным оборудованием

Минимальный радиус поворота машины на первой передаче
относительно продольной оси машины), м

Углы наклона (свеса), ограничивающиеся наклоном ветвей гусеницы (без навесного оборудования), градусы:

передний

Угол въезда (съезда) на аппарель (рампу), градусы

Не более 20

Габаритные размеры, мм: