Карты общественного транспорта и расписание автобусов и маршруток в тбилиси. Городской транспорт тбилиси Какие виды общественного транспорта есть в тбилиси

Метро Тбилиси сложно назвать главным видом транспорта грузинской столицы, поскольку подземка хоть и есть, развита не слишком сильно. Но если вы приедете сюда больше чем на день, то, скорее всего, метрополитеном воспользуетесь, а значит статья вам пригодится. Тбилисское метро в наши дни представляет собой две ветки, которые соединяют центральные и спальные районы, железнодорожный вокзал, пригородные станции и автовокзалы.

История строительства Тбилисского метрополитена

Сооружение подземных путей сообщения в столице Грузии было начато в далеком 1952 году. На то время власти Советского Союза придерживались четкой позиции: метрополитен в городе мог быть заложен, только если в нем проживало не менее 1 млн человек. Тем не менее, на момент начала строительства метро в Тбилиси проживало около 600 тыс. человек (это отчасти свидетельствует о приоритетах регионального развития – в Минске метро начали строить в 1984 году, когда население там достигло уже 1,5 млн человек). В строительных работах в столице Грузии было задействовано 2,5 тыс. рабочих, включая гражданский и военный персонал. Первый участок подземки был открыт в городе спустя 14 лет после начала строительства.

11 января 1966 года состоялся торжественный пуск участка Дидубе–Руставели. Эта линия связала жилой многолюдный район Дидубе, в котором также находится один из крупнейших автовокзалов города и одноименный , с самым центром Тбилиси – проспектом Шота Руставели. По времени пуска метро Тбилиси стало четвертым во всем СССР, уступив лишь подземкам Москвы, Санкт-Петербурга (Ленинграда на тот момент) и Киева. На Кавказе же Тбилисский метрополитен был первым и долгое время самым крупным.


В 1979 году в Тбилиси открыли вторую ветку метро, а в 1980-х годах активно велось строительство третьей (первая станция не завершена и даже не открыта). В 2004 году началась масштабная реставрация станций и обновление подвижного состава, закончившееся лишь спустя восемь лет. В результате были серьезно модернизированы вагоны, отремонтированы станции и перегоны, изменена система оплаты проезда (на смену жетонам пришли пластиковые карты, о которых я расскажу ниже). Кстати, жетоны метро Тбилиси изначально были металлическими, позже пластиковыми, а с 2010 года их полностью упразднили.

Хронология пусков участков Тбилисского метро

Общая хронология пусков участков метрополитена города выглядит следующим образом:

  • 11.01.1966 – Дидубе– Руставели;
  • 06.11.1967 – Руставели – 300 Арагвели;
  • 05.05.1971 – 300 Арагвели – Самгори;
  • 15.09.1979 – Садгурис моедани-2 / Стэйшн сквер-2 / Вокзальная площадь-2 – Делиси (открытие второй линии);
  • 09.11.1985 – Самгори – Варкетили (конечная станция первой линии);
  • 16.11.1985 – Дидубе – Гурамишвили;
  • 28.11.1985 – Грмагеле (между Дидубе и Гурамишвили);
  • 07.11.1989 – Гурамишвили – Ахметелистеатри / Ахметели (конечная станция первой линии);
  • 02.04.2000 – Делиси – Важа-Пшавела (конечная станция второй линии).

Ныне метро в Тбилиси насчитывает две ветки с 22 станциями, одна из которых – узловая пересадочная. Сейчас ведется строительство еще одной линии, завершенной на 80%, а также станции метро Государственный университет (следующая за Важа-Пшавела). В подземке курсируют традиционные для постсоветских республик вагоны образца Чешской Республики. Составы первой линии включают по четыре вагона, второй – по три. При этом все станции Тбилисского метро могут принимать составы длиной до пяти вагонов.

Перед вами схема метро Тбилиси на русском языке, на которой две ветки отмечены синим и красным цветом. Под картой кратко расскажу о знаковых местах и достопримечательностях, расположенных в шаговой доступности от той или иной станции Тбилисского метрополитена.

  • Станция метро Авлабари (Avlabari) — отсюда за 10-15 минут можно дойти до и моста Мира, храма , Президентского дворца и собора Святой Троицы;
  • Станция метро Тависуплебис моедани (Liberty Square) — находится в самом центре Тбилиси, поэтому достопримечательностей рядом расположено большое количество. Самая близкая к метро — Площадь Свободы с памятником Святому Георгию за авторством Церетели. Отсюда начинаются популярные у туристов улица Дадиани и проспект Руставели, рядом со входом в метро располагается ;
  • Станция метро Русатвели (Rustaveli) — рядом со станцией находится ресторан МакДоналдс, хотя питаться американским фаст-фудом в столице Грузии, по моему скромному разумению, настоящее преступление;
  • Станция метро Дидубе (Didube) — здесь находятся одноименный автовокзал, откуда можно ехать практически в любую точку Грузии и знаменитый рынок также с этим же названием;
  • Станция метро Садгурис Моэдани (Station Square) — здесь расположен Железнодорожный вокзал и .

На других станциях лично я не бывал. Если хотите рассказать о какой-то из них, жду вас в комментариях.

Система оплаты проезда в метро Тбилиси

С 2010 года купить билет в метро Тбилиси возможно исключительно с помощью пластиковой карты Metromoney. Карты продаются на любой станции метро. Стоимость одной карточки составляет 2 лари (примерно 0,8 доллара), но стоимость эта залоговая. То есть перед отъездом из Тбилиси вы можете вернуть карту в кассу, получив обратно свои 2 лари, а также весь остаток средств на самой карте. Возврат возможен лишь при наличии чека, выдающегося в момент покупки карты, поэтому его обязательно сохраняйте.

Стоимость одной поездки в Тбилисском метрополитене составляет 0,5 лари или 50 тетри (примерно 0,2 доллара). С помощью этой же карты Metromoney можно оплатить проезд и в любом официальном транспорте Тбилиси:

  1. Поездка в автобусе — 0,5 лари.
  2. Проезд в городской маршрутке — 0,3-0,8 лари в зависимости от расстояния.
  3. Поездка на канатной дороге (не путать с ) от парка Рике до крепости - 1 лари.

Нюансы карты Metromoney

Удобство пользования картой Metromoney в Тбилиси заключается и в простоте пополнения, так как внести средства можно не только на любой станции метро, но и в любом банкомате города. Дополнительным плюсом является то, что после оплаты одной поездки можно на протяжении 1,5 часов бесплатно сменить вид транспорта. То есть, к примеру, оплатив билет в метро, вы можете выйти из него, пересесть на автобус и проехать на нем бесплатно (естественно, уложившись в 90 минут). При этом в следующем виде транспорта нужно будет приложить карту к терминалу, но деньги с нее сняты не будут.

Также при путешествии парой или компанией есть вариант приобрести всего одну карту, ведь в Тбилиси не возбраняется проход нескольких людей по одному проездному. Но стоит иметь в виду тот факт, что в этом случае правило бесплатного проезда в течение 1,5 часов на вас распространяться не будет. Поэтому решайте по ситуации что лучше: купить одну карта на двоих/троих/так далее, но остаться без льгот или купить по карте на каждого, активно пользуясь возможностью бесплатной пересадки.

По своему собственному опыту скажу, что в Тбилиси вы вряд ли часто будете делать пересадки, так как город все-таки не самый большой. Мы брали одну карту на двоих и за оба раза, когда приезжали в Тбилиси, ни разу не пересаживались с одного вида транспорта на другой в пределах полутора часов.


Предвосхищая вопрос, отвечаю, что карту Metromoney в аэропорту Тбилиси купить нельзя. Во всяком случае, в 2016 году было именно так. Если у вас другая информация, пожалуйста, напишите комментарий – поправлю!

Полезная информация о Тбилисском метро

Время работы метро в Тбилиси: с 06:00 до 00:00.

Интервал движения поездов: от 2 до 12 минут в зависимости от времени суток.

В вагонах и на станциях центральных районов объявления делаются на грузинском и английском языках. Это же касается и схем, пояснений и прочих надписей в метрополитене. При этом некоторые станции, особенно в отдаленных районах города и старого заложения, не снабжены английскими комментариями. Впрочем, это не мешает ориентироваться в подземке, ведь схема метро Тбилиси является достаточно простой.

Необычной в этом плане является станция Важа-Пшавела, ведь здесь используется лишь один путь (второй планируют ввести в эксплуатацию после открытия следующей станции). Есть в метро Тбилиси и открытый участок на первой линии – между Надзаладеви и Гоциридзе.

Надеюсь, на все возникшие вопросы о метро Тбилиси я в этой статье ответил. Если таковые у вас вдруг остались, пишите их в комментариях, я постараюсь ответить максимально быстро и развернуто.

Влюбленный в Грузию, Игорь ОЗИН.

О Тбилисском метрополитене подробно + схема на русском языке

4.7 (93.33%) ПРОГОЛОСОВАЛО 9

По Грузии часто путешествуют на машинах, а экскурсии проводятся на автобусах, однако потребность в общественном транспорте всё-таки периодически возникает. Даже если человек является любителем пеших прогулок, иногда из одной части города в другую проще добраться на метрополитене. Использование метро в Тбилиси придётся по душе самостоятельным туристам, желающим ознакомиться со всеми достопримечательностями главного грузинского города. Если знать все особенности устройства метро, можно сэкономить немалую сумму денег.

История строительства

Начало строительства метрополитена датируется 1952 годом. Этот факт позволяет пролить свет на определённые приоритеты в региональном развитии государства, в котором существовало негласное правило, что метро могло быть построено при численности городского населения более 1 миллиона. В Тбилиси на тот момент проживало всего 600 000 человек, а в Минске с полутора миллионами граждан строительство началось только в 1984 году.

В строительных работах в Тбилиси приняло участие более 2,5 тысяч рабочих, среди которых были не только гражданские лица, но и военный персонал. Через 14 лет первый участок подземки был пущен в эксплуатацию, 11 января 1966 года поезд впервые прошёл по маршруту Дидубе–Руставели. Маршрут связал многолюдный район города (здесь же расположен автовокзал) со станцией в самом центре, расположенной на проспекте Шота Руставели. Долгое время тбилисский метрополитен оставался единственным на всём Кавказе.

Первыми состоялись пуски следующих участков:

  • 11.01.1966 – Дидубе– Руставели;
  • 06.11.1967 – Руставели – 300 Арагвели;
  • 05.05.1971 – 300 Арагвели – Самгори;

Внешний облик метро

Карта метро Тбилиси состоит из красной и синей веток, при выборе места для съёма жилья стоит учитывать расположение станций. Правильно выбранное место позволит пользоваться только красной веткой, чтобы попадать при желании в любую часть города. Надо понимать, что тбилисское метро охватывает лишь определённую часть города, к некоторым местам можно добраться только на такси и автобусах.

Популярность метро обусловлена комфортностью условий, в Грузии много жарких дней, а в подземке всегда прохладно.

Строительство тбилисского метрополитена закончилось более полувека назад, и прохождение такого длительного срока даёт о себе знать. На многих станциях встречаются темные въевшиеся пятна на поверхности, освещение нельзя назвать ярким, на углах часто можно увидеть сколы. В 2012 году было произведено обновление ряда станций метро Тбилиси, после этого наблюдается небольшое улучшение ситуации.

Совсем другое впечатление производят вагоны поездов. Чистые красные сидения и белый салон позволяют почувствовать себя в условиях полного комфорта. Количество пассажиров в метро не так велико, поэтому составы обычно состоят из 3-4 вагонов, обычно всем хватает сидячих мест, исключения становятся редкостью. Чистота в общественном транспорте Грузии оставляет благоприятное впечатление.

Оплата проезда

Станции metro обозначены на английском и грузинских языках, так что решившие посетить Georgia гости из дальнего зарубежья без проблем доберутся до нужной station. Грузинские объявления также дублируются на английском языке. Чтобы лишний раз не выходить из подземок, есть переходная с ветки Saburtalo на Akhmeteli - Varketili.

Проезд в metro обходится в 50 тетри с человека, однако есть небольшие хитрости. Расплачиваться картой Metromoney, играющей роль проездного билета, можно нескольким человека сразу, просто передавая её друг другу. Чтобы её оформить нужно выполнить следующие шаги:

  1. приобрести карточку в любом холле метро или на канатной дороге;
  2. оплатить 2 лари;
  3. пополнить счёт для проезда.

Если вы пользовались проездной картой меньше 30 дней, вы можете вернуть себе её первоначальную стоимость (2 лари) и весь имеющийся остаток средств.

Почему это выгодно? После приложения карты списывается стандартная стоимость поездки, но при дальнейшем использовании средства не будут списываться 1,5 часа. Активно перемещающимся по городу туристам это позволит сэкономить немало средств, также карта может использоваться в городских маршрутках и на канатной дороге. Такая схема популярна не только среди туристов, местные жители тоже активно ей пользуются.

Особенности схемы метро

Отсутствие названий в метро Тбилиси на русском не должно стать проблемой, прочитать их на английском не составит труда. В метрополите есть много специфических моментов:

  • нахождение двух городских остановок на поверхности ((DidubeиGotsiridze);
  • основная нагрузка ложится на Ахметели-Вертилскую линию (традиционно обозначается красным цветом);
  • нахождение станций поблизости к основным достопримечательностям Тбилиси.

По фото надземных станций сложно догадаться, что они как-то относятся к схеме метрополите. Тбили сский метрополитен открывает доступ ко всем ключевым местам Tbilisi, чтобы туристы в Georgia легко могли до них добраться. Использование подземок даёт простой выход на автовокзалы. Вторая ветка метро (Сабурталинская) пользуется в основном спросом у местных жителей, предпочитающих её вокзалам и маршруткам.

Путешественникам из России пригодится схема метро Тбилиси с использованием русского языка, можно купить такой план в бумажном варианте. Также современные средства помогают скачать приложение на смартфон, пользоваться мобильными технологиями удобно и просто. Это поможет подробно изучить каждую station Tbilisi без лишних временных затрат. Наличие фото позволит сориентироваться на местности.

Станции метро

Использование общественного транспорта в Тбилиси обходится недорого, поэтому он пользуется хорошим спросом в любое время года. Подробный план расположения станций позволит правильно сориентироваться, как добраться из одной точки в другую, чтобы посмотреть на памятники или совершить прогулку.

Такси в зависимости от времени суток стоит от 3 до 5 лари, так что очевидна выгода использования метро.

Подробная информация о каждой станции вряд ли пригодится, но некоторые из них требуют отдельного рассмотрения:

  • Didube (Дидубе) — остановка с одноимённым вокзалом, откуда легко добраться до Батуми, Боржоми и других популярных мест;
  • Station Square 1 — здесь можно перейти с одной ветки на другую, рядом расположен железнодорожный вокзал;
  • Rustaveli (Руставели) — выход на проспект Шота Руставели, названного в честь знаменитого грузинского поэта;
  • Liberty Square — находится рядом с предыдущей станцией метро, от неё легко дойти до старой части Тбилиси;
  • Avlabari (Авлабари) — располагается рядом с самым высоким храмом в Тбилиси и Грузии, рядом с Avlabari (Авлабари) вообще много достопримечательностей;
  • Isani — имеет важное значение для туристов, неподалеку находится остановка, с которой можно доехать до Кахетии;
  • Samgori — ещё одна популярная туристическая остановка, открывающая направления к границе с Азербайджаном и Сигнахи, что оказался прозван грузинами городом любви;
  • Marjanishvili (Марджанишвили) — места для прогулок, огромное количество кафе и магазинов.

Об описанных выше станциях метро нужно знать подробно, потому что каждый турист в Тбилиси использует хотя бы половину из них во время поездки. Тбилиси славится большим количеством достопримечательностей, но они находятся в разных частях города. Метро становится лучшим способом передвижения, особенно если вы приехали ненадолго, и хочется как можно ближе познакомиться с местной культурой.

Статья о городском транспорте Тбилиси и внутреннем транспорте Грузии (как лучше добраться из пункта А в пункт Б внутри страны): авиасообщение, автобусы и маршрутки, железные дороги Грузии.

Городской транспорт в Тбилиси

Городской транспорт Грузии — это в основном автобусы и маршрутки. Троллейбусов я не видел ни разу, метро же есть лишь в Тбилиси. Стоимость проезда на маршрутке обычно указывается на лобовом стекле или на двери, оплачивать нужно при входе (проблема лишь в том, что все надписи в маршрутках на грузинском языке). В Тбилиси вполне может случиться такая ситуация, что местные жители, опознав в вас туриста, начнут наперебой давать вам советы, как добраться в нужное место, что еще посмотреть в Тбилиси и окрестностях и как вам вообще жить дальше, при этом могут попытаться заплатить за ваш проезд в маршрутке. Это нормально, просто расслабьтесь, улыбайтесь и наслаждайтесь ситуацией — к гостям в Грузии всегда было особо трепетное отношение.

За проезд в тбилисских метро, автобусах, микроавтобусах и канатных дорогах нужно расплачиваться с помощью специальной транспортной карты Metromoney . Приобрести ее можно в кассах на станциях метро или в кассах канатных дорог. В залог с вас возьмут 2 лари, которые затем можно будет вернуть в течение 30 дней с даты покупки, предъявив паспорт и чек на самую первую оплату – то есть нужен чек, по которому вы покупали эту карту, а не чеки на дальнейшие пополнения ее баланса.

Оплата проезда в тбилисских автобусах организована так: заходим через среднюю или заднюю дверь, в середине автобуса сидит кондуктор с устройством для считывания карт. Подходим к кондуктору и прикладываем свою метрокарту к считывателю, если все ОК, кондуктор дает нам чек об оплате проезда.

Метро Тбилиси

На данный момент состоит из 2 линий: «Дидубе — Самгори» и «Субуртало»:

Схема метро Тбилиси

и там до сих пор бегают старые добрые поезда Мытищинского вагоностроительного завода:



Кстати, если решите их сфотографировать, имейте ввиду, что грузинская полиция иногда довольно нервно реагирует на попытки фотографирования вокзалов, поездов и тому подобных транспортных объектов: я однажды имел воспитательную беседу с одним таким бдительным стражем порядка. В Москве, к примеру, ты можешь в метро хоть обфотографироваться- а вот в Тбилиси так не принято.


Кстати, зимой в тбилисском метро грузины косят под китайцев: изрядная часть пассажиров ездит в марлевых медицинских повязках-«намордниках».

Стоимость проезда в городском транспорте Тбилиси

Метро и автобусы: 0,5 лари (следующие поездки в течение полутора часов после первой оплаты будут бесплатны).
Маршрутки: 0,8 лари
Канатные дороги: 1 лари (данной картой можно оплачивать поездки на тбилисской канатке к крепости Нарикала и к Черепашьему озеру).

Фуникулер на гору Мтацминда не относится к системе городского транспорта Тбилиси и проезд на нем надо оплачивать с помощью пластиковой карты парка развлечений «Мтацминда», стоимость этой карты зимой 2017 года составляла 2 лари, проезд в один конец – также 2 лари.

Как добраться до аэропорта из центра Тбилиси

Дешевле всего это сделать на автобусе N37. Ходит каждые 20 минут, можно сесть как возле ж/д вокзала , так и на остановке около метро «Площадь Свободы». Заплатить за проезд можно как метрокартой, так и наличными, дорога до аэропорта занимает примерно 40 минут.

На некоторых тбилисских маршрутах, например N61 от площади Свободы до района Ваке , работают большие современные автобусы MAN. На прочих же используются маленькие украинские «Богданы». Именно они бегают по маршруту 37 до аэропорта. И, так как маршрут проходит через жилые кварталы, поездка в аэропорт в час-пик может быть очень некомфортным мероприятием, особенно с большим и громоздким багажом (я, например, однажды ехал на нем с чемоданом и горными лыжами – впечатления так себе). Хотя поездка на автобусе в аэропорт стоит 50 тетри, а на такси – 25 лари, возможно лучше все-таки предпочесть такси. Народу в час-пик набивается столько, что “Богданчик” в горку еле ползет.

Внутренние авиалинии в Грузии

В принципе, несмотря на скромные размеры страны, между крупными городами Грузии есть даже авиасообщение, но из-за низкой популярности этого вида внутреннего транспорта билеты на эти рейсы сравнительно дороги. Основным авиаперевозчиком между грузинскими городами является авиакомпания Georgian Airway s (www.airzena.com), примерная цена билета на рейс Тбилиси-Батуми составляет 180 лари (во время проведения акций можно купить за 90 лари), время в пути 35 минут; от Тбилиси до Кутаиси лететь 20 минут. Неоднократно предпринимались попытки запустить регулярное авиасообщение между основной Грузией и затерянной в горах Сванетией – например, по маршруту Тбилиси-Местия (аэропорт царицы Тамары) летала компания Pegasus , но сейчас полеты приостановлены. Есть еще рейсы некоей компании Kenn Borek – но кто это такие и каково ими летать, я не знаю.

Автобусы и маршрутки

Практически в любой уголок Грузии (кроме Сванетии) проще и дешевле добраться по земле: на автобусе, маршрутке или поезде. Маршрутки и автобусы это вообще лучшее и самое популярное средство передвижения по Грузии. Автобусы предпочтительнее при поездках между крупными городами, маршрутки – на горных дорогах. На дальние (по грузинским меркам) расстояния – например Тбилиси-Батуми, лучше ехать рейсовыми автобусами, они однозначно комфортабельнее маршруток и более склонны придерживаться расписания. Грузинские маршрутки – это самые разномастные микроавтобусы от новеньких Mersedes до Ford Transit весьма почтенного возраста — то есть никаких удобств вроде кондиционера там вполне может не быть.

Маршрутки на автовокзале Дидубе в Тбилиси

Маршрутка Гудаури-Тбилиси

Цены на переезды на маршрутках внутри Грузии очень гуманные – например, поездка из Тбилиси в Казбеги, расположенный почти на российской границе, обойдется в 7-8 лари (210-240 рублей).

Для поездок на не очень далекие расстояния маршрутка зачастую самый лучший и дешевый вид транспорта, сопряженный, однако, с некоторыми минусами:

Грузинские водители обожают русскую попсу. А особо «продвинутые» — русский шансон. Так что во время, например, 6-часовой поездки из Тбилиси в Батуми у вас есть прекрасный шанс наслушаться всего этого добра до тошноты. Но попса и шансон это полбеды. Где-нибудь в горной Аджарии водитель (и пассажиры) спокойно может закурить во время движения. И ему даже в голову не придет, что в маршрутке в это время могут ехать дети или беременная женщина. По моим наблюдениям, в этой части Грузии курение — это часть менталитета и имиджа, все «настоящие джигиты» смолят одну за другой.

Еще один момент: остановок в пути обычно не предусмотрено, кроме самых дальних поездок типа Тбилиси-Батуми. Так что перед дорогой лучше не пейте много воды (и тем более пива). В принципе, если кто-то из пассажиров настойчиво попросит, водитель остановится на какой-нибудь заправке, но сам он это делать, скорее всего, не будет.

Еще один нюанс: водители грузинских маршруток водят точь-в-точь как их московские собраться по ремеслу (ибо и те и другие зачастую родом из горных аулов) – что может не самым лучшим образом отразиться на безопасности пассажиров.

Декабрь 2016 — едем на маршрутке в Гудаури

Железные дороги Грузии

Грузия еще с советских времен имеет довольно разветвленную сеть железных дорог; ж/д транспорт бывает двух типов: поезда и пригородные электрички – и то и другое это дешевый и удобный способ перемещения по стране. Расписание и цены можно уточнить на сайте railway.ge (но желательно это делать в присутствии русскоговорящего грузина, чтобы он вам перевел то, что там будет написано затейливыми грузинскими буквами – ни на русский, ни на английский языки сайт так и не смогли перевести).

Метро Тбилиси — самый удобный транспорт в столице, быстро и с комфортом доставит вас из точки А в точку Б. В этом посте — схема метро Тбилиси на русском языке, станции и куда можно доехать таким способом. Здесь же про другой общественный транспорт Тбилиси — полезные маршруты автобусов и маршруток.

Метро Тбилиси

Тбилисский метрополитен был введен в эксплуатацию в январе 1966 года, и на данный момент считается вторым по величине в Закавказье (на первом месте — Бакинский, на третьем — Ереванский).

Всего есть 2 линии и 22 станции, точнее даже одна с небольшим ответвлением, именно по ней ездят большинство туристов, потому что та проходит через центр и все важные транспортные и торговые точки города.

Последняя станция открылась в 2000 году, проектируется (может и строится) еще одна ветка, но когда будет готова, неизвестно. Время работы метрополитена: с 06:00 до 24:00, а интервал в среднем 6-7 минут. Станции объявляют на грузинском и английском языках, все схемы внутри тоже продублированы на два языка. Стоимость проезда на метро — 0,5 лари (примерно 13 рублей).

Читайте также:

Схема метро Тбилиси на русском языке

Вот схема метро Тбилиси на русском языке, со всеми действующими и планирующимися станциями. На ней красная и синяя ветки — существуют сейчас, а третья ветка планируется.

Давайте теперь подробней о полезных и нужных станциях в тбилисском метро.

«Дидубе» — выходит на автостанцию Дидубе, откуда отправляется множество маршруток во все концы Грузии: например, в Казбеги, Мцхету, Батуми, Боржоми, Кутаиси и другие.

«Вокзальная площадь» — выходит к ж/д вокзалу, отсюда отправляются поезда в Батуми (и все что по пути), Зугдиди, Поти, Боржоми, Ереван, Баку.

«Руставели» — выходит на главную улицу города — Шота Руставели со множеством отелей, кафе, магазинов. Там же театры, правительство и много еще интересного.

«Площадь Свободы» — самый центр Тбилиси, рядом старый город, улицы Пушкина и Коте Афхази, музеи, крепость Нарикала.

«Авлабари» — выход на собор Цминда Самеба, площадь Европы, парк Рике, церковь Метехи.

«Исани» и «Самгори» — выходят к автостанциям с одноименными названиями. Отсюда ходят маршрутки в Кахетию, к азербайджанской границе.

Оплата проезда

В Тбилиси очень хорошо продумана система общественного транспорта. С 2010 года оплата производится только с помощью пластиковых карт Metromoney. Стоимость проезда — 0,5 лари (50 тетри).

Карту можно купить в вестибюлях станций за 2 лари, а пополнять можно там же или в многочисленных автоматах по всему городу. Транспортная карта Metromoney подходит не только для метро, но и для автобусов (проезд 50 тетри), больших желтых маршруток (проезд 80 тетри) и канатной дороги из парка Ваке на крепость Нарикала.

То есть схема такая: покупаем карту за 2 лари, пополняем ее еще на 2 лари (например). Как только прислоняешь к турникету, с карты списывается 0,5 лари и высвечивается остаток на экранчике. В автобусах тоже стоят специальные автоматы, выдающие чек с остатком на счету — очень удобно.

Сейчас действует правило, что в течение 90 минут после входа в метро можно пользоваться автобусами бесплатно. Это очень круто. А у нас в Омске политика такая, что людей специально заставляют делать больше пересадок (закрывая маршруты), чтобы денег больше было…

Потом 2 лари (за которые покупалась карта) можно вернуть, если у вас сохранился чек в хорошем состоянии. У меня он выцвел;-)

Другой общественный транспорт Тбилиси

В столице много автобусов и еще больше маршруток. Конечно, туристы ими пользуются редко, во многом потому, что все надписи на грузинском.

Есть , на котором все маршруты автобусов можно посмотреть, даже узнать, где находится тот или иной автобус в данное время.

Полезные маршруты автобусов Тбилиси:

37 — идет от аэропорта через центр и на ж/д вокзал.

124 — от метро «Рутсавели» через площадь Свободы, а дальше по району Сололаки и на гору Мтацминда (в парк аттракционов).

7 — метро «Дидубе» — деревня Дигоми. Удобен, если надо выбраться на трассу, чтобы уехать автостопом дальше на Мцхету-Гори-Кутаиси.

8 — аэропорт — метро «Исани».

55 — улица Бараташвили — автостанция Ортачала (все международные автобусы в Стамбул, Анкару, Ереван, Баку).