Можно ли самому прокачать тормоза с абс. Как прокачать тормоза с абс (ABS): пошаговая инструкция

В процессе эксплуатации автомобиля водителю необходимо обращать пристальное внимание на системы и механизмы, которые отвечают за безопасность вождения. И если однажды при нажатии педали тормоза она стремительно упирается в пол, а замедления автомобиля не происходит, то следует отправляться на ремонт. Любые действия, направленные на разгерметизацию гидравлического привода тормозов, приводят к завоздушиванию тракта. Чтобы удалить воздушные пробки из тормозной системы, оснащенной АБС, требуется последовательно выполнить ряд простых операций.

Описание тормозной системы с АБС

По мере эволюционного развития автомобиля постоянно происходит модернизация тормозных узлов. Это объясняется особой важностью исправных тормозов для безопасной езды. На смену механическому приводу пришли пневматические и гидравлические усилители. А в последние годы в лексикон современного автолюбителя прочно вошел термин АБС.

Система ABS (Anti-lock Braking System) взята на вооружение практически всеми автомобильными производителями. Уже в базовой комплектации эта опция присутствует даже в самых бюджетных моделях. Делается это для того, чтобы в самых сложных дорожных ситуациях, автомобиль мог максимально безопасно останавливаться, не входя в опасные заносы. Ведь даже опытные шоферы могут на миг растеряться в стрессовых ситуациях.

Работа заключается в предотвращении полной блокировки колес, когда требуется резко затормозить. Достичь слаженной работы всех тормозных механизмов удается благодаря изменению давления в отдельных узлах системы. Такое управление тормозами позволяет эффективно и быстро останавливать транспортное средство. При этом машина не меняет самостоятельно направления движения и остается под контролем водителя.

Основными узлами АБС являются:

  • блок управления с электронной начинкой, который принимает сигналы от датчиков и руководит работой клапанов;
  • клапаны встроены в тракте тормозной системы, их задача - дозировать объем поступающей жидкости;
  • тормозные датчики располагаются на ступицах колес, они предоставляют информацию о скорости автомобиля.

Особенности прокачки тормозов с системой АБС

Разные модели современных железных коней оснащаются отличными друг от друга вариантами АБС. В одних случаях можно самостоятельно справиться с удалением воздуха из тормозного тракта, а иногда проще предоставить машину специалистам из СТО.

  1. Если клапаны и гидроаккумулятор расположены в разных точках автомобиля, то для обслуживания тормозов потребуется диагностический сканер. Он должен считать показания датчиков с блока управления и расшифровать их. Такие приборы имеются далеко не у каждого автолюбителя, поэтому прокачивать тормозную систему придется в автосервисе.
  2. Многие тормозные механизмы оснащаются другими АБС, где в одном корпусе размещается и набор клапанов, и гидроаккумулятор, и насос. В такой машине прокачать тракт можно самостоятельно. Достаточно отключить АБС путем извлечения соответствующего предохранителя, чтобы выполнить ремонт или обслуживание подобно старым автомобилям без данной опции.
  3. В некоторых современных авто антиблокировочная система дополняется такими опциями, как SBC и ESP. В этом случае альтернативы сервисному обслуживанию автомобиля нет.

Подготовительные работы

Прокачка тормозов с АБС выполняется быстрее удобнее и на смотровой яме или эстакаде. Перед тем как отправиться под автомобиль со шлангом и бутылкой, необходимо выполнить несколько подготовительных операций. И в первую очередь следует определить тип антиблокировочной системы.

  1. Если под капотом установлена самая простая АБС, в которой все основные узлы помещены в одном корпусе, то необходимо найти предохранитель. Обычно он расположен в основном блоке системы. Извлечение предохранителя приведет к полному отключению антиблокировочной системы. При включенном зажигании о неполадках с АБС будет сигнализировать соответствующая лампочка.
  2. В моторном отсеке необходимо открутить крышку на расширительном бачке тормозной системы. Предварительно следует снять разъем с электрического датчика.
  3. После этого придется заглянуть под автомобиль, найти на каждом рабочем цилиндре штуцер для прокачки и ослабить каждый из них. На данном этапе важно не сломать "спускнички", иначе работа значительно затянется по времени. Лучше предварительно обработать штуцеры тормозной жидкостью или специальным средством типа WD-40.
  4. Чтобы сделать работу аккуратно и качественно, необходимо подготовить гибкий чистый шланг, внутренний диаметр которого будет соответствовать размеру штуцера. В бутылочку необходимо налить около 1/3 тормозной жидкости.

Варианты прокачки тормозов с АБС

Удаление воздуха из тормозного тракта в автомобилях, оснащенных АБС, можно выполнить двумя способами. В любом случае необходимо воспользоваться услугами помощника.

Вариант №1

При полном отключении антиблокировочной системы последовательность действий выглядит так.

  1. Развоздушивать тормоза рекомендуется по определенной схеме, которая указывается в автомануалах. Обычно сначала прокачивается самый дальний узел от главного тормозного цилиндра. Это правое заднее колесо. На штуцер надевается шланг, а второй конец его опускается в емкость с тормозной жидкостью.
  2. Помощник усаживается за руль автомобиля и несколько раз нажимает на педаль тормоза. При последнем нажатии важно удерживать педаль до тех пор, пока не будет удален воздух.
  3. В тот момент, когда помощник удерживает педаль в нажатом состоянии, следует отвернуть штуцер. Как только перестанет идти воздух или жидкость, штуцер сразу заворачивается. Операцию можно повторить 2-3 раза, если пузырьки продолжают выходить из рабочего цилиндра.
  4. Следующим узлом, который будет подвергаться прокачке, станет заднее левое колесо. Последовательность действий по удалению воздуха будет аналогичной.
  5. Третьим по очереди будет передний правый тормозной суппорт. А завершить прокачку тормозов следует на левом переднем суппорте.
  6. После удаления воздуха с каждого рабочего цилиндра желательно заглянуть в расширительный бачок. Нельзя допускать, чтобы жидкость полностью ушла из бачка. В противном случае порция воздуха снова окажется в тракте. Доливать необходимо только чистую техническую жидкость, совместимую с "тормозухой", которая используется в машине.

Вариант №2. Прокачка тормозов с АБС при помощи встроенного насоса.

В этом случае после проведения подготовительных работ необходимо предусмотреть возможность включения этого электрического прибора. Работать лучше всего вдвоем.

  1. Для прокачки правого заднего тормозного цилиндра на штуцер надевается шланг, второй конец которого погружается в емкость с тормозной жидкостью. После этого штуцер откручивается на 1-1,5 оборота.
  2. Помощник в этот момент нажимает на педаль тормоза и запускает мотор. Насос начинает создавать в тракте давление, выгоняя воздух. Как только пузыри перестанут попадать в бутылочку, необходимо заглушить двигатель.
  3. Прокачка заднего левого колеса выглядит так. Гибкий шланг крепится к штуцеру и опускается в раствор технической жидкости. "Спускничок" отворачивается на 1 оборот.
  4. Теперь необходимо запустить силовой агрегат. Когда пузыри перестанут идти в емкость с жидкостью, следует нажать на педаль тормоза примерно до половины. После этого сразу же нужно закрутить штуцер.
  5. Педаль тормоза можно отпустить и выключить зажигание.
  6. В процессе работы важно своевременно доливать тормозную жидкость в бачок.

После прокачки тормозного механизма следует закрутить все штуцеры, установить на место крышку и присоединить разъем. Находясь под машиной, можно заодно проверить герметичность трубопроводов, рабочих цилиндров и штуцеров. Если под автомобилем все сухо, можно смело садиться за руль.

Ничуть не сложнее, нежели делать прокачку традиционной тормозной системы автомобиля. Но чтобы правильно удалить воздух из тормозной системы, на котором установлена система ABS, рекомендуется разобраться с принципом и схемой её работы именно для вашего авто. Поскольку в зависимости от модели схема прокачки может незначительно отличатся. К примеру, когда блок гидроклапанов и гидроаккумулятор с насосом находятся в одном узле, то, что замена жидкости, что прокачка тормозной системы с АБС будут производиться по аналогичной схеме, как и .

Типы систем АБС

  1. ABS включает: блок гидроклапанов, гидроаккумулятор, насос (прокачивается в гаражных условиях);
  2. Насос, гидроаккумулятор и блок гидроклапанов размещены по разным узлам, такая тормозная система кроме модуля ABS включает в себя и дополнительные модули ESP, SBC ( в условиях СТО). Необходимо иметь диагностический сканер чтобы контролировать клапана модулятора.

Исходя из особенностей, можно сделать вывод, что прежде как прокачать тормоза с АБС определитесь с типом именно вашей системы так как данная инструкция будет актуальна лишь для стандартной антиблокировочной системы .

Процесс прокачки тормозов с АБС

Дабы качественно выполнить поставленную задачу желательно производить прокачку с помощником, начиная прокачивать тормозную систему с передних колес, затем задних (правое и левое).

Давление в тормозной системе с АБС может колеблется до 180 атм, именно по этому первым делом нужно сбросить его.

Сброс давления происходит методом разрядки аккумулятора давления. Для этого выключите зажигание и около 20 раз нажмите на педаль тормоза. А затем для перехода к следующему этапу прокачки тормоза отключите разъемы на бачке с тормозной жидкостью.

Общий принцип как прокачать тормоза с АБС

  1. Находим и извлекаем предохранитель в блоке отвечающий за работу АБС;
  2. Откручиваем колесо и находим штуцер РТЦ для прокачки тормоза;
  3. Начинаем прокачивать тормоза с абс при выжатой педали;
  4. Включаем гидравлический насос (включив зажигание, на приборной панели ) и ждем пока весь воздух не выйдет;
  5. Закручиваем штуцер и отпускаем педаль тормоза, если лампочка АБС больше не горит – все сделано правильно и воздух полностью вышел.

Последовательность удаления воздуха из ТС

Начинаем прокачивать тормоза с переднего правого , а потом левое. Процедура происходит при выключенном зажигании (положение на «0») и снятой клемме на бачке ТЖ.

  1. Надеваем шланг, с бутылочкой, на штуцер и открываем его (рожковым ключом). Надавать нужно именно прозрачный шланг , чтобы было видно пузыри воздуха, а также другой конец шланга должен быть полностью помещен в жидкость .
  2. Выжимаем полностью педаль и держим, докуда не выйдет весь воздух.
  3. Закрутить штуцер и отпустить педаль как пойдет жидкость без воздуха.

Задние колеса прокачивается с включенным зажиганием на положении ключа «2».

  1. Как и при прокачке передних колес надеваем шланг на штуцер для прокачки на суппорте.
  2. Выдавив полностью педаль, поворачиваем ключ зажигания (чтобы запустить гидравлический насос). Наблюдаем за выходом воздуха и контролируем уровень тормозной жидкость в бачке (периодично доливаем).

    Чтобы насос не выше из строй нужно все время следить за уровнем ТЖ (чтобы не допустить работу «всухую»). А также не позволять непрерывно работать больше 2 мин.

    3.Штуцер перекрываем после полного выхода пузырьков воздуха, а также выключается насос и отпускается тормоз.

Чтобы правильно прокачать тормоза с абс на заднем левом колесе последовательность действий нужно немного изменить.

  1. Как в предыдущих случаях сначала надеваем шланг на штуцер и откручиваем не полностью, а только на 1 оборот, причем педаль не нужно выжимать .
  2. Поворачиваем ключ зажигания, чтобы запустить гидравлический насос.
  3. Как только воздух выйдет, выжимаем тормозную педаль до половины и закручиваем прокачивающий штуцер.
  4. После чего отпускаем тормоз и ждем остановки насоса.
  5. Выключаем зажигание и подключаем снятый разъем с бачка.

Если прокачивать тормоза нужно вместе с модулятором ABS то информацию по такой процедуре можно посмотреть .

В обязательном порядке после того как прокачали тормоза прежде чем выезжать нужно проверить герметичность системы и отсутствие подтеков. Контрольно проверить уровень тормозной жидкости.

В это статье мы расскажем, как правильно проводить прокачку тормозов с АБС.

Признаки необходимости прокачки тормозов с АБС

В антиблокировочную систему тормозов также попадает воздух. Так как контур такой тормозной системы гидравлический, то воздух заметно ухудшает её работоспособность. Определение скопления воздуха в контуре тормозной системы производится довольно легко. Если отдача педали тормоза при нажатии стала мягче, значит, в тормозной системе появился воздух.

В Тормозной системы с АБС воздух может появиться в следующих случаях:

— При ремонте гидравлического привода тормозной системы;

— При замене суппорта на одной из колёсных ступиц;

— В случае длительного простоя автомобиля;

— В случае проводимого ремонта различных узлов тормозной системы автомобиля;

— При замене всего объема тормозной жидкости в контуре.

Современная антиблокировочная система состоит из следующих основных составляющих:

— Гидроаккумулятор,

Прокачать тормоза с абс не так сложно как кажется, однако требует от водителя определенных знаний и навыков, а в не которых случаях, по причине специфике конструкторских решений самих систем ABS, без обращения в сервисные центры по обслуживанию автомобилей невозможно обойтись.

Безусловно, прокачка тормозов с абс имеет свои отличительные особенности по сравнению с прокачкой обычной тормозной системой. Это следует понимать, поэтому прежде чем предпринимать какие либо действия по прокачке тормозов с абс, необходимо хотя бы вкратце ознакомится с самой системой ABS автомобиля.

Как прокачать тормоза с абс – порядок выполнения работ.

На данный момент существуют два основных вида ABS, которые отличаются между собой порядком размещения узлов системы.
Первый вид ABS – это когда в основном узле расположены, непосредственно сам насос, гидроаккумулятор и блок гидроклапанов.
В таком случае прокачка тормозов с абс выполняется в стандартном режиме, так же как и на обычных тормозах без абс.

Для этого, находим предохранитель, который отвечает за работу АБС автомобиля, вынимаем его. Этим мы добиваемся полного отключения системы.

Откручиваем штуцер прокачки РТЦ.

Включаем зажигание автомобиля, при этом Вы должны наблюдать светящуюся лампочку неисправности ABS. Одновременно запускается насос, который выгоняет воздух из контура тормозной системы. Если лампочка погасла, значит, вы все сделали правильно.

Второй вид ABS – это когда все составляющие детали (гидромодуль с клапанами, гидроаккумулятор) этой системы расположены в разных узлах.

В данном случае Вам потребуется специальный сканер для диагностики системы АБС, который снимает всю необходимую информацию с электронного блока управления данной системы.

Такой сканер дорогой и у обычных водителей встречается редко. Поэтому прокачка тормозов с абс такого вида, как правило, выполняется на СТО.

Так же на большинство ABS установлены специальные устройства активации, так называемые ESP или SBC. Такие ABS прокачиваются так же, только на СТО.

Итак, переходим к конкретике и рассмотрим алгоритм прокачки тормозов с абс.

Первое, что нужно сделать перед прокачкой тормозов с абс, это снизить внутреннее давление в системе, которое может достигать 180 атм.

Естественно, такое давление недопустимо при проведении работ, поэтому чтобы его снизить, нажимаем на педаль тормоза 15 – 20 раз, при этом зажигание автомобиля должно быть выключенным.

Далее описан наиболее распространённый метод прокачки тормозов с абс. Естественно, что для каждой модели автомобиля этот процесс может быть разным, поэтому прежде чем выполнять какие либо работы самостоятельно изучите руководство по эксплуатации Вашего автомобиля.

Работы проводятся с помощником.

Зажигание должно быть выключенным. На бочке тормозной жидкости отключает разъемы, откручиваем крышку бочка.

Сначала прокачиваем тормоза передних колес.

Как и при прокачке обычной тормозной системы, берем шланг, желательно прозрачный, надеваем его на штуцер прокачки, и открываем штуцер на один оборот.

Нажимаем на педаль тормоза, смотрим, как выходит завоздушенная жидкость. Закручиваем штуцер обратно, отпускаем педаль.

Можно повторить несколько раз, пока не прекратится выход завоздушенной смеси.

Тоже самое проделываем и на втором переднем колесе.

Прокачиваем тормоза задних колес.

Начинаем с правого заднего колеса.

Так же надеваем шланг на штуцер и откручиваем сам штуцер на один оборот.

Нажимаем на педаль тормоза и удерживаем ее в таком положении.

Заводим двигатель, при этом работающий насос начнет выгонять завоздушенную смесь. За этим процессом нужно наблюдать внимательно. Как только начинает выходить жидкость без воздуха, сразу перекрывается штуцер и отпускается педаль тормоза.

Выключаем зажигание.

Прокачиваем тормоз заднего левого колеса.

Проделываем то же самое.

Надеваем шланг на штуцер и открываем штуцер на один оборот.

НО, в этот раз не нажимаем на педаль тормоза.

Заводим двигатель и наблюдаем, как выходит завоздушенная жидкость.

Перед тем, как завернуть штуцер, выжать педаль тормоза на 50% и только потом завернуть штуцер полностью.

Затем отпускаем педаль тормоза полностью, выключаем зажигание и ждем полного прекращения работы насоса.

Естественно, что в процессе прокачки тормозов с абс постоянно доливаем свежую тормозную жидкость в бачек для поддержания ее уровня.

Не забываем обратно подключить разъем к бачку с тормозной жидкостью и закрутить крышку, а также еще раз проверить тормозную систему автомобиля на герметичность.

Если у кого-то есть другие методы прокачки тормозов с абс, прошу делиться ими в комментариях.

Для того чтобы на автомобиле прокачать тормоза опытному водителю понадобится не более двух часов, но это возможно только на машинах, на которых установлена обычная стандартная система торможения. Но такая система уже давно не удовлетворяет потребности автомобилистов и автопроизводители все чаще устанавливают ABS.

Чем отличается прокачка тормозов c ABS и без ABS

Осуществить прокачку тормозов на авто с АБС задача непростая и дело не в сложности самого процесса прокачки, а скорее в неосведомленности. Прокачка тормозов на транспортном средстве с АБС и без антиблокировочной системы значительно отличаются некоторыми ключевыми моментами и имеют свои особенности.

Три основных отличия антиблокировочной системы от обычного тормоза:

  1. В системе с АБС, в отличие от тормозов без АБС, трубопроводная система (контур задних колес) находится под повышенным давлением.
  2. Наличие антиблокировочной системы требует проводить регулярный контроль уровня тормозной жидкости. Если ее уровень находится на предельно низком уровне, насос привода работает в сухую и начинает качать только один воздух, тем самым достаточно быстро перестает фунциклировать.
  3. Время работы насоса не должно превышать двух минут, если же он отработал больше, необходимо обязательно включить зажигание на десять минут для его охлаждения.

Типы АБС систем

Прежде чем предпринимать действия по прокачке тормозов с АБС, стоит с ней ознакомиться. На данный момент известно два основных вида АБС, отличающихся между собой по основному признаку – порядком размещением узлов системы.

1) Первый вид АБС – в основном узле находятся, непосредственно сам насос, блок гидроклапанов, гидроаккумулятор.

Действия по прокачке тормозов происходят в последовательности, аналогичной прокачке, как в машине с обычными тормозами без антиблокировочной системы.

  • Необходимо найти предохранитель, отвечающий за работу ABS автомобиля и достать его, тем самым добившись полного отключения системы.
  • Найти штуцер прокачки РТЦ и открутить его. Дальше прокачка тормозной системы ABS должна проводиться строго при выжитой педали тормоза.
  • Зажигание автомобиля включить, но при этом должна светиться лампочку неисправности ABS. В это же время запускается насос, выгоняющий из тормозной системы воздух. Погасшая лапочка тормозной системы означает, что все сделано правильно.

2) Второй вид ABS –все составляющие детали (гидроаккумулятор, гидромодуль с клапанами) этой системы находятся в разных узлах.

Понадобится специальный сканер, диагностирующий систему ABS и снимающий с электронного блока управления тормозной системы всю необходимую информацию.

Такой сканер достаточно дорогой и у автовладельцев встречается редко, именно поэтому прокачка тормозов с ABS, как правило, выполняется в условиях СТО. На большинство АБС установлены устройства активации SBC или ESP, также как и ABS они прокачиваются только на СТО.

Как прокачать ABS-тормоза

Прежде всего, стоит отметить, что прокачку нужно проводить с напарником. Рекомендуется незадолго до выполнения работ осмотреть резьбу штуцера прокачки, нередко он бывает сильно схвачен коррозией, и чтобы избежать срыва и поломки резьбы металл нужно заблаговременно обработать смазкой WD-40. Помимо этого, чтобы при замене тормозной жидкости не залить излишек, следует отметить его уровень на расширительном бачке.

После отключения штекера системы АБС можно приступать к процессу прокачки. Качественно и правильно прокачать тормоза с такой системой можно только в помещениях, оборудованных ямой или эстакадой. Первым рекомендуется прокачивать переднее левое колесо, за ним – переднее правое. Далее левое заднее колесо, после – правое заднее.

Порядок прокачки тормозов АБС

1) Заранее подготовленный прозрачный шланг нужно закрепить на штуцер тормозного цилиндра, другой его коней опустить в емкость.

2) Установить рычаг коробки передач на нейтральное положение, задействовать ручник (ручной тормоз) и для сброса АТ в контуре до 80 атмосфер включить зажигание.

3) Необходимо интенсивно нажимать на педаль тормоза до появления на ней сопротивления, после чего педаль нужно удерживать в нажатом положении. Специальным ключом отвернуть штуцер и подождать когда педаль тормоза упрется в пол. После того как это произойдет, штуцер необходимо завернуть, а педаль тормоза отпустить.

Эти действия следует повторять до тех пор, пока вся тормозная жидкость в бачке не опустится до уровня патрубка гидропривода. Во избежание попадания воздуха в тормозную систему нужно регулярно доливать в бачок тормозную жидкость.

4) В гидроприводе сцепления накапливается воздух и при его выдавливании «уходит» примерно 100 мл тормозной жидкости. По окончании процедуры прокачки тормозов для восполнения потерь в расширительный бачок необходимо добавить тормозную жидкость до отметки максимального уровня. Описанную выше процедуру необходимо провести на каждом колесе. В тормозной жидкости должны отсутствовать пузырьки воздуха.

5) Следующим этапом работы является контроль свободного ход педали тормоза. Если прокачка выполнена качественно и правильно, свободный ход педали составляет до 30% общей амплитуды перемещения педали.

6) Завершающим шагом прокачки тормозов является заливка в бачок новой тормозной жидкости. Ее количество должно строго соответствовать уровню ранее нанесенной на бачок метки. Крышку расширительного бачка плотно завинтить и подключить штекер антиблокироочной системы.

Одновременно с прокачкой тормозов рекомендуется обратить внимание на герметичность и плотность фиксации всех элементов тормозной системы. Чтобы проверить работоспособность системы нужно завести двигатель машины и на протяжении десяти секунд нажимать педаль тормоза до упора. В это время индикатор исправности АБС в режиме самодиагностики должен загореться и вскоре погаснуть. Данный алгоритм индикатора свидетельствует о качественной прокачке системы и отсутствии прочих неисправностей.

Оценить, какова эффективность работы системы, можно проведя контрольный заезд с регулярным торможением. Если в момент торможения в педали тормоза присутствует пульсация – это свидетельствует об исправном состоянии системы.

Важно! Если конструкция системы АБС предусматривает оснащение электронными активаторами SBC и ESP, прокачка тормозной системы производится только в условиях СТО.

Эффективность работы антиблокировочной системы

Благодаря наличию в тормозной системе АБС есть возможность существенно сократить тормозной путь, что позволяет водителю в условиях экстренного торможения сохранить хорошую управляемость автомобилем. Это позволяет избежать многих непредвиденных ситуаций и даёт возможность в процессе торможения маневрировать. Перечисленные достоинства делают антиблокировочную систему важным элементом тормозной системы.

Наличие в машине ABS для неопытного водителя в любом случае лучше, оно позволяет осуществлять экстренное торможение даже интуитивно понятным способом, приложив максимальное усилие к педали тормоза, при этом сохраняя возможность маневра.

Среди многочисленных достоинств антиблокировочной системы, по мнению специалистов, существует единственный недостаток – торможение автомобиля на рыхлых участках (гравий, песок, высокий снег). Тормозной путь становится гораздо длиннее, чем при полной блокировке колёс, поскольку автомобиль не «закапывается» в рыхлое покрытие, а продолжает нормальное движение. Однако сегодня современные ABS уже имеют алгоритмы, которые успешно применяются при торможении даже на таком покрытии.