Панель управления в трамвае витязь м. Московские «Витязи», или Как меняется трамвайная сеть столицы

В следующем году на маршруты, заходящие в центр города, выйдут новые российские трамваи "Витязь-М". Их собирают в Твери на местном вагоностороительном заводе, а эксплуатируют уже в Петербурге и Краснодаре. Он же или его другие модификации может появиться в Самаре, Волгограде и Ростове-на-Дону.

Так как Москва исторически закупает много подвижного состава от разных производителей, мы сравним новичка с тем, что у нас уже есть. Постараемся здраво оценить все плюсы и минусы.

Сначала пару слов о целом об этом обзоре.

Данный экземпляр "Витязь-М" - модернизированная версия того трамвая, который раньше уже был на обкатке в Москве. Вы можете увидеть фотографии первого экземпляра оригинального "Витязя" и .

Конкретно этот экземпляр делался не для Москвы, а для разных городов. Его видели уже и на чужих рельсах. Те экземпляры, которые будут в столице, отличий на 99,9% иметь не будут. Может только что-то по мелочи.

1. Технические данные на выставке.

2. Внешний вид. Трамвай будет иметь классическую синюю окраску московского транспорта. Засчёт дизайна его смело можно будет называть чёрно-синим.

3. Голова внешне тоже приятная. Сразу видно, что водитель трамвая будет иметь очень широкий обзор. Это плюс в сторону безопасности. Ведь у нас не Прага, трамвай не имеет приоритета над пешеходом.

4. Самое важное на лбу трамвая для любого пассажира - табло с указанием маршрута. Здесь трамвай очень сильно проигрывает многим и тому же польскому Pesa Fokstrot, который размножился на северо-западе столицы. Явно есть место для установки другого табло, но возможно ли это технически? В идеале табло нужно отправить на лоб повыше. Так что пока это минус.

5. Заметное отличие тверяка ото всех - двери. Точнее их количество. Когда-то УКВЗ отправил в Москву трехсекционный трамвай с подобным расположением дверей. Тот экземпляр остался единственным и сейчас ничейный. Стоит вроде бы до сих пор в Строгино.

6. Сдвоенные двери - это большое удобство для пассажира трамвая. Подобную конструкцию я не могу адекватно воспринимать в автобусах, например. Здесь же всё иначе. На первый взгляд в такую погоду, которая сейчас установилась в Москве, этот вариант очень плох. Салон будет очень быстро охлаждаться. С другой стороны сравним с той же Песой, как единственным московским массовым многосекционником. Все двери пользуются спросом только на крупных остановках около метро Сходненская или Щукинская. Пока вся толпа выходит, салон заметно охлаждается везде кроме сревней части. Если погода с сильным ветром, то и там тоже. но потом быстрый нагрев обратно. К тому же кнопки для выхода здесь тоже имеются. Так что скорее это плюс,

7. Заходим внутрь. Салон на первый взгляд очень пустой. Более чем уверен, что первые пассажиры будут ругать проектировщиков всеми возможными выражениями, в том числе нецензурными! Но мы с вами тут разбираться пришли. Давайте изучать.

8. Во-первых замечу, что с момента показа первой версии, проектировщики частично изменили расположение сидений с "поперёк салона" на "вдоль стенки". Это точно будет непривычно для пассажиров, но разве что-то тут есть удивительное? 100% сидящих пассажиров нашего метрополитена едут боком. Никто не жалуется. Трамвай из наземного транспорта к нему наиболее близок. Во-вторых в каждом салоне низкопольного транспорта есть места, где трудно поставить сидения как-то иначе и сделать при этом удобно. Вот здесь поставим оба сидения лицом вперёд. И? Пассажир едет и смотрит на часть пульта управления. Поставим оба спиной вперёд - смотрим на нависающее на пьедестале сидение. А так обзор на всю входную зону. Не самый плохой вариант при отсутствии хорошего.

9. Этот Витязь - первый трамвай на моей памяти, имеющий в одной зоне сидения во все стороны. Эти подъёмы убрать не получится никак. Тележка и её оборудование останутся в любом случае. prosto_vova резонно первым задал вопрос об удобстве сидеть в этом месте и возможности испачкать брюки об ноги сидящего повыше пассажира. Я об этом тоже задумался, но имел возможность проверить на месте. Сидения "как в метро" авсолютно нормальны и не позволяют торчать носкам вашей обуви, если вы сидите так как и надо. То есть без "я тут развалился как король". Ещё пара сидений примерно на 1/3 свисает над проходом. Здесь ситуация вот какая: это не очень круто, но напоминает сидения на колесе старых троллейбусов ЗиУ. Там тоже одна нога свисала. В итоге люди сидели немного неудобно. Почему здесь сделали так? Разработчики решили первыми испытать решение, в котором над колёсами трамвая место не на максимум сидячих мест (Pesa Fokstrot, Stadler Метелица), а на свободу прохождения в этом месте. Риск? Небольшой. Исправляется легко в следующей партии, но нужно понять насколько это будет реально проблемно массовому пассажиру. В итоге по планировке сидений над тележками поставим плюс-минус. Однозначного ответа нет.

10. Напротив сдвоенных дверей всё проще. Около одной одиночные сидения, около второй - накопительная площадка, места для детских колясок. Между парных дврей ещё 2 сидения.

11. Минус обнаружился неожиданно в поручнях над сидениями в 2 местах над тележкой. Почему-то в этом экземпляре их сделали над сидениями. Надеюсь додумаются сразу исправить и сделать их выходящими в проход. Заменяется очень легко.

12. Огромный сюрприз для будущего пассажира - средняя секция. "Транспортные системы" изначально спроектировали трамвай с такой секцией и продвигали именно её, в то время как все остальные делают здесь обычные сидения. Тут оборудование убрали немного иначе по оформлению и организовали маленький вагон метро с широким проходом и 16 низкопольными сидениями. Выглядит необычно, но сказать что неудобно - нельзя. В поездах метро "Русич" вообще по 18 сидений рядом так же. Проблемы нет. Место для наполняемости в пиковые часы есть. Ставим плюс.

13. Задняя секция аналогична передней. В самом конце два места.

14. Итог по салону и сухим фактам: количество мест для сидения достаточное. 60 штук. Это плюс. 26 из 60 сидений высокие, все остальные низкие - отлично! Около каждой двери (из 6!) есть хотя бы два низких сидения для пожилых и тех, кому тяжело подниматься - огромный плюс! Несколько высоких сидений свисают в проход - минус. Ещё один конкретный минус - сами новые московские сидения. но это уже личное мнение.

15. Ещё что важно для пассажира, так это информация о маршруте и остановках. Обычно в нашнем транспорте 1-2 табло. Здесь сразу 6 бегущих строк (в начале и в конце каждой секции) и два экрана (в одной точке, но в обе стороны) для одновременного показа большого количества информации. Это тоже плюс.

16. Подводим итоги: при разборе по пунктам "Витязь-М" оказывается лучше, чем кажется на первый взгляд. Много небольших плюсов, как например информационные табло внутри и средняя секция. Есть минусы с лобовым табло и нескголькими сидениями. Есть новое - в целом много мест как в метро.

По моему мнению, этот ртрамвай лучше польского. Единственное, что я хотел бы, это внутренний дизайн. Просто он какой-то... не цепляющий. Но это на вкус и цвет.

Ваше мнение о новом трамвае?

Спасибо за внимание! оставайтесь на связи!

Первое, что впечатлило белорусских транспортников, - это новейшие трамваи «Витязь-М». Их внутреннее устройство - кондиционирование при температуре на улице от 16 градусов тепла, системы ГЛОНАСС, 15 камер в салоне и кнопки открывания дверей, как снаружи, так и изнутри - заставили делегатов задуматься о выдвижении предложения в Минске по обновлению действующего подвижного состава.

Экскурсию для гостей провел начальник трамвайного депо имени Баумана Денис Матлин . Он рассказал, что депо обслуживает шесть городских маршрутов, в нем содержатся 120 новейших вагонов, еще 20 прибыли для передачи коллегам в Октябрьское трамвайное депо.

Из Тверского машиностроительного завода трамваи привозят в трейлерах, здесь их собирают, проводят обкатку, - рассказал он.

Вопросы посыпались как из рога изобилия: рассчитан ли «Витязь-М» на автономный ход, где используется такая система, как водители оценивают новшества, кто управляет трамваями - мужчины или женщины.

Вагон с пассажирами на автономном ходу проедет 20 километров, - ответил Денис Матлин. - Автономный ход используется только при обесточки линии. Наши водители - в основном, женщины. Мужчин чуть меньше в штате.

Как отметил начальник отдела государственного учреждения «Столичный транспорт и связь» города Минск (компания - оператор пассажирских перевозок) Александр Пылаев , дорогостоящие трамваи - пока мечта для Белоруссии. Конечно, в Минске происходят изменения, но не такими стремительными темпами, как в Москве.

За короткое время в российской столице закупят 300 вагонов «Витязей» - это колоссальные средства, которые город направляет на обновление общественного транспорта, - сказал он.

Внутри трамвая - валидаторы и кнопки открывания дверей. Белорусы полюбопытствовали - как быстро москвичи привыкли к таким новшествам?

Адаптация к бестурникетному проходу и входу после нажатия кнопки шла примерно две недели, - рассказал Денис Матлин. - Потом бабушки объясняли молодым, что нужно открывать, нажав на кнопку, что сам водитель двери не открывает.

Такая система экономит эрнегоресурсы на остановках.

Фото: Екатерина Якель, "Вечерняя Москва"

В кабине трамвая очень много систем: пульты вызова, ГЛОНАСС, инструкции, мультимедийные технологии. Впечатляет но кажется перегруженной система для самих водителей, - высказал свое мнение начальник управления безопасности движения государственного предприятия «Минсктранс» Константин Гололобов .

И предложил минский опыт - маршрутный график в электронном виде позволяет рассчитывать время прибытия трамвая на четыре остановки вперед. В Москве же система оповещает через смс, если водитель начинает опаздывать. Денис Матлин обещал рассказать о белорусской логистике своему руководству.

Тем не менее видно, что Москва многое делает для обновления парка общественного транспорта, - отмечает Александр Пылаев. - Есть выделенные полосы, обособленные трамвайные пути - все это формирует безопасность движения. В Минске тоже существуют выделенные полосы, однако нет закона для штрафа водителей личного автотранспорта, выезжающих на эти участки дороги. Только постовые, инспектирующие трассу, могут их остановить. Фото- и видеофиксация в таком масштабе, как в Москве, у нас отсутствует.

Минск пока только на пути к фиксации нарушений на дорогах с помощью камер. Пилотный проект прошел уже в столице Белоруссии, дело теперь за законодателями, которые должны утвердить идею на бумаге.

Еще одну московскую идею готовы позаимствовать белорусы - единое билетное меню для всего транспорта. В Минске, к примеру, можно купить проездной только на трамвай, автобус, отдельно - на метро. Горожане предпочитают приобретать разовые проездные.

Идею с единым билетным меню готовы предложить, как только вернемся домой, - сообщил Александр Пылаев. - При проездном, благодаря которому можно пройти на троллейбус, трамвай, зайти в метро, популярность общественного транспорта серьезно вырастет.

Поменяется, по его мнению, и логистика в городе: людям не придется выбирать неудобные и длинные маршруты, чтобы только сэкономить на проезде, покупая один проездной.

Понравилось белорусским гостям и оснащение наземного транспорта бесплатным доступом в интернет.

Удобно, едешь и решаешь по пути рабочие вопросы, - отметили делегаты.

Зато белорусские транспортники похвастались тем, что для их работников предусмотрен большой соцпакет: бесплатные обеды, развоз по домам после смены, дежурные автобусы для водителей. Стороны договорились о том что продолжат обмениваться опытом в транспортной сфере.

Что еще отметили белорусские делегаты в Москве:
- высокий уровень благоустройства улиц,
- велодорожки и тротуары,
- отсутствие рекламных билбордов и вывесок на зданиях,
- акцент на развитие общественного транспорта,
- организация парковочного пространства,
- система ответственности за нарушение парковки,
- мобильное приложение «Помощник Москвы».

Настоящее время

Характеристики Максимальная скорость 75 км/ч Масса 37 т Мест для сидения 71-931 : 53
71-931М : 60 Номинальная вместимость 71-931 : 220
71-931М : 188 (5 чел/м²) Полная вместимость 71-931 : 320
71-931М : 265 (8 чел/м²) Низкопольность 100% Тип контроллера ручной Тип тормоза дисковые Напряжение сети 550 В Тип тягового редуктора Wikov Передаточное число тягового редуктора 6,921 Количество дверей 6 Освещение салона светодиодное Отопление кабины климат-контроль Срок службы 30 Габариты Колея 1524 (1520) мм Длина 71-931 : 27 000 мм
71-931М : 27 500 мм Ширина 2500 мм Высота 3500 мм База 8994 мм База тележки 1800 мм Проём дверей 1300 / 730 мм Двигатели Тип двигателя
асинхронные , (6 шт) Мощность 6 × 72 кВт Система управления частотно-регулируемая на БТИЗ 71-931 на Викискладе

71-931 «Витязь» - сочленённый шестиосный трамвайный вагон с полностью низким уровнем пола, созданный ООО «ПК Транспортные системы» на мощностях . Выпускается в двух вариантах - базовой модели и модификации 71-931М («Витязь-М») , отличающейся изменённой передней и задней маской. По состоянию на год эксплуатируются в Санкт-Петербурге (СТТП ), Краснодаре (Восточное трамвайное депо) и в Москве (депо имени Баумана и депо Октябрьское), ранее один трамвай также эксплуатировался в Волгограде .

История [ | ]

Создание [ | ]

Работы над трамваем с низким полом по всей длине начались на УКВЗ еще в начале 2000-х годов в рамках проекта вагона 71-625 , но были остановлены и возобновились лишь в 2013 году . К октябрю были готовы низкопольные поворотные тележки , но в начале 2014 года УКВЗ разорвал отношения со своим Торговым домом, которому и принадлежали права на тележку. Один из учредителей ТД УКВЗ, вышедших из состава фирмы, организовал компанию ПК «Транспортные системы», пригласил главного конструктора УКВЗ и выкупил конструкторскую документацию на тележку у ТД УКВЗ, создав на мощностях Тверского вагоностроительного завода производство трамваев 71-911 и 71-931. Совокупный объем инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по созданию двух опытных образцов составил 10 млн евро .

Производство и поставки [ | ]

Производство трамваев 71-931 «Витязь» всех модификаций осуществляется на Тверском вагоностроительном заводе . Первый опытный трамвай данной модели был собран осенью 2014 года и в конце октября представлен на выставке в Москве , после чего отправлен на испытания на линии города. В начале февраля 2015 года после успешного завершения испытаний модель получила акт о допуске в серийное производство .

В апреле года трамвайно-троллейбусное управление Краснодара планировало совместно с компанией «Транспортные системы» реализовать проект по крупноузловой сборке новых трёхсекционных трамваев для обновления подвижного состава в городе и в течение двух лет выйти на проектную мощность в 24 трёхсекционных трамвая в год. Предполагалось, что основной моделью в производстве и дальнейшей эксплуатации станет трёхсекционный трамвай «Витязь» 71−931 . Однако из-за финансовых затруднений данный проект был приостановлен и отложен на неопределённый срок .

В июне года Тверской вагоностроительный завод выпустил первый трамвай усовершенствованной модификации 71-931М «Витязь-М» , отличающийся от предшественника новой формой лобовой и хвостовой части и некоторыми отличиями в планировке мест в салоне. Трамвай отправился на выставку «Иннопром» в Екатеринбург где был впервые продемонстрирован публике , после чего отправился на испытания в Волгоград . В сентябре «ПК Транспортные системы» в консорциуме с «Метровагонмашем » выиграло тендер на поставку 300 вагонов 71-931М в Москву в течение 2017-2019 годов. Стоимость контракта составила 56 млрд руб.

16 августа 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин заявил: "В 2017-м Москва получила 75 трамваев «Витязь М»". 5 сентября 2017 года заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов сообщил: "Мосгортранс получил более 80 трамваев нового поколения "Витязь-М". В настоящее время они находятся на территории трамвайного депо имени Н.Э. Баумана и обслуживают шесть маршрутов, проходящих на северо-востоке и востоке столицы". В целом до конца 2019 года предполагается поставить в Москву более 300 трамваев данной модели.

Данные по выпуску вагонов 71-931 и 931М по годам приведены в таблице:

Год выпуска Количество Заводские номера
Общее 71-931 71-931М 71-931 71-931М
1 1 - 01 (09) -
5 5 - 02-06 -
5 4 1 07, 08, 10, 11 001
125 1 124 12 002-125
121 - 121 - 126-246
2 - 2 - 247, 248
Всего 259 11 248 02-12 001-248

Испытания и сертификация [ | ]

В июле года трамвай 71-931М поступил на обкатку в Волгоград на линию скоростного трамвая . В марте 2017 трамвай был передан в Москву.

Участие в выставках [ | ]

Общие сведения [ | ]

Трамваи модели 71-931 «Витязь» и модификации являются представителями новой линейки низкопольных трамваев, разработанных «ПК Транспортные системы» и предназначенных для городских пассажирских перевозок на линиях колеи 1524 мм, электрифицированных верхним контактным проводом номинального напряжения 550 В постоянного тока. Низкопольное исполнение трамваев упрощает процесс посадки и высадки пассажиров, что в особенности важно для лиц с ограниченной подвижностью и лиц с колясками и багажом. В рамках модели «Витязь» создано две модификации - базовая модель 71-931 и более современная модель 71-931М, отличающаяся от базовой изменённой конструкцией лобовой и хвостовой маски и большей длиной, а также увеличенным числом мест в салоне .

Трамваи состоят из трёх сочленённых секций и в стандартном исполнении имеют одну кабину управления и двери только по правому борту, ввиду чего могут эксплуатироваться только на маршрутах с правосторонним движением и разворотными кольцами либо треугольниками на конечных остановках. Для маршрутов с челночным движением без разворота может быть выпущен двухкабинный вариант трамвая с двухсторонним расположением дверей, в этом случае вместо хвостовой секции устанавливается головная с кабиной управления. На базе трёхсекционной модели 71-931М планируется создание конструктивно унифицированного пятисекционного трамвая, у которого головная и хвостовая либо две головных секции аналогичны 71-931М, а вместо одной средней бездверной секции с узлами сочленения в состав включено две, между которыми подвешена бестележечная подвесная секция.

Технические характеристики [ | ]

Трамвай 71-931М «Витязь-М» в кривой

Основные характеристики трамваев 71-931 и 71-931М «Витязь»:

  • Общие безразмерные характеристики:
    • Количество секций - 3;
    • Осевая формула - (2 0 -0)+(2 0)+(0-2 0);
    • Количество дверей - 6, в том числе
      • одностворчатых - 2;
      • двухстворчатых - 4;
  • Размеры:
    • Общие размеры вагона:
      • Длина вагона 71-931 - 27 000 мм;
      • Длина вагона 71-931М - 27 500 мм;
      • Ширина - 2500±50 мм;
      • Высота с опущенным токоприемником - 3 500 мм;
      • Рабочая высота токоприёмника - 4-6 м;
      • Высота опорной площадки (подножки) - 370 мм;
      • Ширина дверного проёма:
        • одностворчатых дверей - 730 мм;
        • двухстворчатых дверей - 1 300 мм;
      • База вагона между поворотной и неповоротной тележками - 8 994 мм;
      • База вагона между тележкой и сочленением - 6 614 мм;
      • База между узлами сочленения - 4 760 мм;
    • Размеры тележки:
      • База тележки - 1 800 мм;
      • Клиренс тележки на новых бандажах - 130 мм;
      • Диаметр новых необточенных колёс - 620 мм;
      • Ширина колеи - 1 520 мм;
    • Минимальный радиус проходимых кривых - 20 м;
  • Масса вагона - 37 т;
  • Тяговые характеристики:
    • Номинальное напряжение и род тока - 550 В постоянного тока;
    • Передаточное число редуктора - 6,921
    • Конструкционная скорость - 75 км/ч;
    • Время разгона до 40 км/ч - 14 с;
    • Мощность электродвигателей - 6x72 = 452 кВт;
    • Ёмкость аккумуляторов - 8×160 А·ч;
    • Дистанция автономного хода на аккумуляторах - 1 500 м;
    • Удельное энергопотребление - 65 Вт·ч/т.км;
  • Пассажировместимость:
    • Количество сидячих мест:
      • в вагоне 71-931 - 53;
      • в вагоне 71-931М - 60;
    • Общая вместимость:
      • в вагоне 71-931:
        • при населённости 5 чел./м² - 220;
        • при населённости 8 чел./м² - 320;
      • в вагоне 71-931М:
        • при населённости 5 чел./м² - 188;
        • при населённости 8 чел./м² - 265.

Конструкция [ | ]

Механическая часть [ | ]

Кузов [ | ]

Трамвай 71-931 опирается на три моторные двухосные низкопольные тележки. Тележки под крайними секциями - поворотные, в то время как под средней секцией тележка закреплена жёстко. Тележки имеют две ступени подрессоривания.

Электрооборудование [ | ]

Интерьер [ | ]

Вагоны 71-931М имеют различия в цветовой схеме отделки салона. Вагоны, начиная с зав. номера 2 по зав. номер 78, имеют бежевые стены в салоне, а вагоны зав. 1 и с зав. 79 отделываются белыми. При этом потолок имеет белый цвет во всех вагонах.

На вагонах 71-931М, начиная с зав. номера 182 (бортовой номер 31179), пассажирские сиденья устанавливаются по новой схеме, что позволило повысить комфортность и добавить дополнительную накопительную площадку в 3-ей секции.


Эксплуатирующие города [ | ]

Данные по приписке трамваев семейства 71-931 и 71-931М по городам и депо по состоянию на начало 2019 года приведены в таблице:

Город Депо / Парк Количество Заводские номера Бортовые номера
Общее 71-931 71-931М 71-931 71-931М 71-931 71-931М
Краснодар Восточное 1 1 - 9 - 201 -
Москва им. Баумана (№ 2) 125 - 125 - 001-116, 120-123, 143, 153, 178, 183, 184, 191, 192, 227 - 31001-31120, 31180, 31181, 31188, 31189, 31222
Октябрьское (№ 4) 112 - 112 - 124-182, 185-190, 193-210, 213-226, 234-248 - 31121-31179, 31182-31187, 31190-31221, 31123-31237
Санкт-Петербург Совмещённый парк (№ 10) 21 10 11 2-8, 10-12 117-119, 211, 212, 228-233 0100-0109 0110-0120

Примечания [ | ]

  1. Д. Зобков. Усть-катавские машиностроители осваивают производство трамвайных вагонов, не имеющих аналогов в СНГ. (неопр.) (недоступная ссылка) . www.uralpress.ru (1 марта 2002). Проверено 26 октября 2013. Архивировано 5 марта 2016 года.
  2. М. Батракова. Трамваестроители сохранили производственный потенциал (неопр.) (недоступная ссылка) . www.ukn74.ru (13 июля 2013). Проверено 26 октября 2013. Архивировано 29 октября 2013 года.
  3. Вагон УКВЗ с полностью низким полом (неопр.) . www.yauzaforum.ru (29 марта 2013). Проверено 26 октября 2013.
  4. В Нижнекамске появится эксклюзивный низкопольный трамвай (неопр.) . (23 октября 2013). Проверено 26 октября 2013.
  5. Уникальный низкопольный трамвай появится в Нижнекамске в 2014 году (неопр.) . www.e-nkama.ru (24 октября 2013). Проверено 26 октября 2013.

Первые 13 низкопольных трамваев «Витязь-М» вышли на бестурникетный маршрут № 17. сайт рассказывает, почему новые вагоны удобнее и тише и куда на них можно будет добраться.

В салоне трамваев две скамьи с 20 местами для сидения летом и 18 — зимой, четыре больших окна, матовые электрические фонари. На передней и задней площадках — электрооборудование для управления и стоячие места, а во входной двери — отверстие для переговоров с кондуктором и получения билетов. Таким был первый электрический трамвай, вышедший на улицы Москвы .

В сравнении с конкой, которую тянула по рельсам пара лошадей, — настоящий прорыв. Медленным экипажам, управляемым кучером, москвичи кричали: «Конка, конка, догони цыплёнка!», а электрический трамвай развивал скорость до 25 вёрст (около 27 километров) в час. «Все находившиеся в вагонах воочию убедились в преимуществах электрической тяги пред конной; со всех сторон высказывались пожелания, чтобы Москва поскорее покрылась сетью электрических трамваев», — писала газета «Московские ведомости» 26 марта 1899 года.

И Москва покрылась: сегодня протяжённость трамвайной сети — 417 километров. В будние дни по 47 маршрутам проезжает более 620 трамваев. 17 марта трамвайный парк пополнили новые низкопольные составы «Витязь-М» — вместительные, удобные и тихие. За три года столица получит 300 таких вагонов российского производства, 100 из которых — в 2017-м.

Климат-контроль, низкий пол и много места

Низкопольный «Витязь-М» длиннее своих предшественников: его вагон достигает 27,5 метра. Это на 11,1 метра больше, чем у модели 71-623. Максимальная вместимость «Витязя-М» — 260 человек, мест для сидения — 60. Модель 71-623 вмещала не больше 127 пассажиров, причём здесь было всего 33 сидячих места.

Турникетов в новых составах не будет, как и во всех трамваях 17-го маршрута. Входить и выходить можно через любую дверь. Их у «Витязя-М» тоже прибавилось: две из шести дверей — одностворчатые, четыре — двустворчатые.

Ещё одно отличие от других моделей — система климат-контроля. Новые трамваи российского производства также оснащены спутниковой навигацией и камерами видеонаблюдения, а система климат-контроля будет функционировать не только в салонах подвижного состава, но и в кабине водителя. Для маломобильных пассажиров на двери оборудовали кнопку для вызова водителя, а также откидную аппарель, место для инвалидной коляски и сидячие места.

Быстрее, удобнее и тише: что изменится

«Витязь-М» сможет перевозить больше пассажиров и разгрузит другие маршруты. Благодаря дополнительным дверям и отсутствию турникетов увеличится скорость посадки и высадки пассажиров в пять раз на крупных остановочных пунктах.

Новые составы будут гораздо тише: особая конструкция тележки повышает плавность хода. Это не только удобнее для пассажиров и жителей окрестных домов, но и лучше для рельсов — так они будут меньше изнашиваться.

Пол в новых трамваях одинаково низок по всему вагону, а не разного уровня, как в предыдущей модели. Поэтому «Витязь-М» будет удобнее для мам с колясками, пожилых людей и маломобильных пассажиров.

Срок службы составов почти вдвое больше — 30 лет, а не 16, как раньше. Всё это время обслуживать и ремонтировать трамваи должен производитель.

Из Останкина в Медведково на новом трамвае

13 низкопольных трамваев «Витязь-М» вышли на маршрут № 17 от Останкина до Медведкова. Он проложен по улице Академика Королёва, проспекту Мира, улицам Лётчика Бабушкина, Енисейской и Менжинского, проезду Дежнёва и улице Полярной.

На 17-м трамвае можно доехать от Останкинского сквера до ВДНХ, крупных торговых центров на проспекте Мира, парка «Акведук», ГКБ имени А.К. Ерамишанцева, станции метро «Бабушкинская», Певческого поля. По пути расположены несколько поликлиник, библиотек, центр госуслуг «Мои документы» . По рабочим дням этим маршрутом пользуются больше 80 тысяч человек.

«Витязи-М» будут курсировать и по площади Тверская Застава, когда там . Трамвай № 7 поедет до Белорусского вокзала по улицам Палихе и Лесной. Сейчас он ходит от станции метро «Бульвар Рокоссовского» до Нововоротниковского переулка. Пока что на «семёрке» можно добраться до станций метро «Преображенская площадь», «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Проспект Мира», «Новослободская». За счёт нового вместительного состава пассажиропоток этого маршрута может вырасти примерно на 30 процентов.

По Палихе и Лесной улице продлят трассу трамвая № 19 . Сейчас на нём можно доехать от Каланчёвской улицы до Нововоротниковского переулка. Этот трамвай ходит мимо станции метро «Проспект Мира», Московской соборной мечети, театра «Уголок дедушки Дурова», Антроповского сквера, нескольких корпусов Медицинского университета имени И.М. Сеченова, Еврейского музея и центра толерантности.



От центра до самых до окраин — куда запустят трамваи

В будние дни по 47 городским маршрутам проезжает 620 трамваев. К 2019 году парк обновится на 300 новых вагонов «Витязь-М». В планах не только модернизировать парк, но и запустить новые линии. Трамвай может поехать от станции метро «Пражская» в район Бирюлёво Западное и северную часть района Бирюлёво Восточное.

Где раньше проходила одна из первых линий Москвы, трамвай вернётся. Так появится удобная пересадка на городской наземный транспорт с поездов дальнего следования и пригородных электричек Белорусского направления. Трамвайную линию от Лесной улицы до Белорусского вокзала, а на самой площади появятся остановки и разворотное кольцо длиной 1,2 километра.

Когда последнее достроят, продлят два действующих маршрута. Трамвай № 7 начнёт ходить до Белорусского вокзала по улице Палихе и Лесной улице. Сейчас он сворачивает на Сущёвскую улицу и доезжает до станции метро «Новослободская». Также по улицам Палихе и Лесной до Белорусского вокзала продлят маршрут № 19, который пока тоже ходит только до «Новослободской».

Новые трамвайные пути на этих маршрутах обособят. Всего их отделят от остального транспорта . Это будут делать с помощью разметки и специальных конструкций — плит с боковыми выступами. Последние мешают проезду автомобилей, поэтому ни один водитель не сможет оставить машину на трамвайных путях. На улице Свободы в ходе эксперимента такими плитами отделили 200 метров путей. Время движения трамваев маршрута № 6 сократилось на три — пять минут.

В прошлом году Москва заключила договор на 300 новых трамваев за три года. Это стал крупнейший заказ в Европе и первый массовый тендер за закупку многосекционных российских трамваев.

Вагоны частично уже пустили в город, но меня пустили пощупать новые модели в депо (собянинским блогерам можно и так).


01. В 2017 году должно поступить 100 вагонов Витязя. В будущем будет так же по 100 штук в год. Сейчас в Москву поступило 13 штук, но их постоянно довозят:

02. Многие успели отметить агрессивность морды:

03. ... хотя с загнутыми зеркалами в них есть даже что-то няшное:

04.

05. Техника закуплена по договору жизненного цикла: производитель будет сам ремонтировать вагоны. Если вдруг не будет обеспечен 90% выход на линию - пойдут штрафные санкции.

06.

07. Рядом самый первый из витязей, в заводской окраске:

08. Теперь он тоже получил московскую прописку:

09. Тверские вагоны состоят из трёх секций - многие опасались, что среднюю секцию будет болтать. По крайней мере у Пес такое иногда наблюдается. Проехал, вроде всё нормально.

10.

11.

12. О вкусах обычно не спорят, но с промышленным дизайном в Витязе-М слабовато:

13. Видно, что многие детали ставились уже после создания модели. В итоге они просто выпирают и смотрятся инородно. Такое чувство, что о чём-то вспомнили и просто приделали на клей в последний момент:

14. Качество... тут есть над чем работать.

15. Шесть дверей - это хорошо:

16. Ещё лучше - за ними нет турникетов и вход во все двери. В будущем все трамваи будут такими.

17. Установили новые валидаторы - наконец-то сделали нормальную кнопку проверки билетов! Если кто не знает, то валидаторы в Москве могут работать в режиме информирования, когда они не списывают поездки, а показывают остаток. Раньше это была отдельная синяя кнопка, схожая с кнопкой остановки, - из-за этого многие не понимали, почему водитель не открывает им двери, а валидатор не понимал, почему никто не информируется) Сейчас всё стало чинно - синяя кнопка прямо на валидаторе:

18. В трамвае есть кнопки открытия двери:

19. ... но их временно отключили. Когда наберётся критическая масса трамваев - их подключат, а пока единое открывание дверей и холод в салоне:

20. Ещё тут поставили экраны, где крутят Собянина и информацию о маршруте. Как-то вышло, что вместо навигационной и транспортной функции они работают скорее на рекламу. Идея со скоростью движения интересная, хотя нет ни перевода, ни пиктограмм метро и маршрутов для пересадки.

21. Упс.

22. Кабина. Сиденье мягкое - проверял:

23. Специальный ящик для кочерги!

24. Стенка кабины сделана из стекла - это очень круто. Наконец-то можно смотреть вперёд и наблюдать за водителем)

25. В салоне появилась подсветка. Цвет можно менять, но при мне был какой-то пошлый фиолетовый. Ещё шторок не хватает под такое:

26. Поставили зелёные табло по бокам и сзади - смотрится тоже так себе:

27. Количество мест внутри как у Пес, но вот их расположение...

28. Такое чувство, что пытались впихнуть невпихуемое, а удобство пассажиров было на последнем месте. Банально неудобно сидеть, когда у тебя одна нога выше другой.

29. Как в метро, только для прохода по центру остаётся мало места:

30.

31. Высота потолка... ну хотя бы ленту сигнальную наклеили:

32.

33. Видите чёрную точку?

34. Это USB-зарядки, их тут много. В первый раз она сработала нормально:

35. А при подключении в депо у меня... сгорел телефон. Это даже попало в прямой эфир . Сначала подумал, что телефон замёрз, но увы. Мораль: не стоит пихать в разные дырки свой провод.

36.

37. Только дома заметил, что стёкла разные в окнах и дверях:

38. Проехаться на витязях можно на 17 маршруте:

38. Хорошо, что в своё время платформы сделали с запасом: трамвай 28 м, а платформы - 35 м:

39. Встречайте на улицах Москвы!

PS Если кто-то из дептранса или мосгортранса решит компенсировать сгоревший телефон, то приму безлимитным билетом - у меня как раз в апреле кончается. Только не звоните, а пишите.

А ещё можно подписаться в...