Правила экстренного торможения. Аварийное контактное торможение

Привет, Автокадабра! До этого наша серия видеоответов была посвящена "базовым" вещам, так сказать подготовительных - с сегодняшнего дня начинаем разводить холивары на более технические вещи.


В сегодняшнем выпуске поговорим об экстренном торможении - о его особенностях, отличиях от рабочего торможения и о том, когда его применять.

Ответ Александра Илюхина , мастера спорта, преподавателя кафедры прикладных видов спорта и экстремальной деятельности РГУФКСиТ

В большей части нашей водительской карьеры мы с вами занимаемся так называемым комфортным торможением либо штатным торможением. Экстренное торможение мы с вами применяем тогда, когда ошиблись на прогнозе выбора скорости, либо возникает критическая ситуация.

Занимаясь на площадке, в большинстве ситуаций, когда мы просим показать экстренное торможение, водители показывают экстренное подползание автомобиля, не понимая возможности своего автомобиля. Импульсное или ступенчатое торможение мы должны применять как альтернативу штатному для того, чтобы автомобиль не вышел из-под контроля.

Ответ Андрея Лунина , ведущего инструктора автодромной подготовки клуба "Экстрим-Драйв"

Ежедневно мы с вами выполняем рабочее торможение. Его основная задача и цель - это комфорт.

Экстренно торможение, из названия понятно, что применяется оно в экстренных ситуациях, в тех случаях, когда другого варианта кроме, как можно скорее остановиться, у водителя нет. Он должен выполнить экстренное торможение.

Задачей экстренного торможения будет минимальный тормозной путь. Задача максимально быстро остановиться на минимальном отрезке, в условиях дефицита расстояния и времени. Мы привыкаем тормозить плавно и в том случае когда вдруг возникает ситуация и нам надо резко остановиться, все равно мы по привычке нажимаем на тормозную педаль достаточно плавно, не очень сильно и так далее.

Мы просим показать водителей экстренное торможение, и не было ни одного водителя, который с первого раза правильное 100%-ое торможение выполнил.

Если у нас автомобиль оборудован системой ABS, то задача тут достаточно простая, необходимо сильно, со всей силы нажимать на тормозную педаль. Особенность системы ABS, принцип ее работы заключается в том, что чем сильнее мы нажмем на тормозную педаль, тем эффективнее машина будет останавливаться.

Распространенные ошибки тут следующие. Как правило, нажимают плавно на тормозную педаль, ее надо нажимать резко ударно. Чтобы этого не испугаться в критической ситуации, чтобы быть к этому готовым, это надо попробовать, где-то в безопасных условиях. Посмотреть, как это будет происходить, что с машиной будет происходить, как она будет замедляться, будет срабатывать тормозная педаль и так далее.

У кого системы ABS нет, задача посложнее. Тут нужно будет выполнять так называемое импульсное торможение, т.е. держать колеса на грани блокировки.

Торможение автомобиля осуществляется за счет уменьшения частоты вращения колеса, а не за счет блокировки. За счет блокировки торможение будет эффективно только с малой скоростью порядка 30 км/ч на сухом асфальте, тогда автомобиль эффективно остановится.

Ответ Антона Захарова , ведущего инструктора Центра Высшего водительского мастерства

Это упражнение общеполезно, и оно, естественно, необходимо, потому что далеко не все водители у нас имеют опыт экстренного торможения, реального экстренного торможения. И толком не знают, на что способен автомобиль во время экстренного торможения, т.е. сколько метров требуется автомобилю для того, чтобы остановиться. Какова может быть, если правильно говорить, тормозная динамика автомобиля.

Это момент первый. С этим обязательно надо знакомиться, вы обязательно должны знать, каково экстренное замедление вашего автомобиля в тот момент, когда оно потребуется. Это необходимо для того, чтобы правильно выстраивать свои действия. Это первое.

Второе. Не секрет, что у нас теперь большинство автомобилей оснащено различными электронными системами стабилизации, антиблокировочными системами, т.е. системами помощи при торможении. Эти системы имеют свое представление о том, как надо организовывать процесс торможения.

Соответственно, вы должны правильно обозначить, что вы в данный момент хотите проводить именно экстренное торможение. Начав торможение одним образом, вы сразу оповещаете систему о том, что вы экстренно тормозите - и вы начинаете действительно экстренное торможение. Начав торможение по-другому, например, мягко, а потом увеличиваете постепенно усилия на педали тормоза, вы немного дезориентируете систему: она начинает один вид торможения, а потом переходит на другой. И все это приводит к тому, что тормозной путь увеличивается на какое-то количество метров.

Правильно организованное торможение - это торможение, которое выстраивается по принципу максимального усилия в начале торможения и мягкого уменьшения усилия по мере замедления автомобиля. Вот это оптимальный вариант торможения.

Ну, в любом случае, торможение нужно начинать правильно, вот в чем вопрос. И основная проблема, как показывает опыт, заключается в том, что, во-первых, люди не умеют правильно начать торможение, а во-вторых, люди не умеют правильно нажать на педаль тормоза, т.е. обеспечить необходимые усилия на педаль тормоза удается далеко не всем. Фактически многие, даже достаточно опытные водители, не могут правильно войти в режим торможения на сухой асфальтовой дороге.

Организация процесса торможения - это достаточно сложная вещь, которая включает в себя и рабочее торможение, и экстренное. Здесь основное - это умение работать правой ногой. Вы должны определенные виды мышечной активности применять. Эти упражнения направлены на то, чтобы научить вашу правую ногу работать правильно.

Торможение строится всегда, вне зависимости рабочее это торможение, экстренное - всегда стараются основное торможение делать в начале торможения, в начале процесса замедления автомобиля, а потом постепенно интенсивность торможения должна снижаться. Вот вам самое главное правило. Снижая скорость, даже если вы это делаете мягко, даже если вы делаете рабочее торможение, старайтесь всегда вначале снижать скорость более активно, затем потихонечку тормозную динамику уменьшать.

Ответ Михаила Горбачева , мастера спорта, автора многих книг по вождению автомобиля, члена Союза Журналистов

Экстренное торможение - это необходимый прием, с которого начинается обучение вождению во всех школах контраварийного вождения, например, в Германии. Это первое, что нужно уметь делать, потому что водитель, когда ездит по городу, особенно в московских пробках, забывает про экстренное торможение вообще. Он привык очень плавно нажимать на тормоз, потому что все время движение stop & go: тронулся с места - притормозил, тронулся с места - притормозил. Если возникает неожиданное препятствие, то у него нет рефлекса ударить по педали тормоза. Он очень долго собирается, а потом еще будет плавно нажимать на педаль. Уходит драгоценное время.

Экстренное торможение - очень важный момент, его нужно пробовать, тренировать. И его нужно оттренировать на любом покрытии, вот что еще сложно. Нужно тренировать экстренное торможение и по льду, и по снегу, и когда одни колеса едут по скользкому, а другие по хорошему сцеплению и т.д.

Если вы собираетесь ездить при каких-то условиях, я не имею сейчас в виду нарушение правил дорожного движения, но если вы едете на машине 180 км/ч и никогда не пробовали на такой скорости экстренного торможения, значит, вы подвергаете свою жизнь очень большой опасности. Потому что при возникновении препятствия вы будете тормозить при скорости 180 км/ч. Вы никогда этого не делали, и вы не знаете, куда кинет машину, как она себя поведет и каким будет тормозной путь.

Ответ Станислава Семионова , ведущего инструктора школы вождения Михаила Горбачева "Drive-Class":

Это ситуация, когда вам не хватает места для остановки, и вы используете достаточно сильное нажатие на тормоз. Может быть резкое, еще какое-то, но которое любой ценой поможет остановить автомобиль.

В большинстве случаев люди сами попадают в экстренные ситуации, но проблема всегда лишь одна - это нехватка места по причине не соблюдения дистанции, несоблюдения скоростного режима в потоке. Но это в общем, так можно сказать, потому что проблема может быть и более глубокой..

Чем экстренное торможение отличается от служебного? Наверное, каждому человеку в начале его водительской карьеры инструктор говорил: "Нажимай на тормоз очень плавно". И он так делает до сих пор, нажимает плавно, даже если ему нужно остановиться экстренно.

Плавно, я имею в виду, постоянно увеличивая усилие на педаль тормоза. Нажимая таким образом, водитель думает, что он остановится быстро, если будет нажимать быстрее. В этом кроется основная ошибка торможения, потому что мы сейчас говорим про современный автомобиль, оборудованный системой ABS, с которой нужно тормозить немножко по-другому.

Система ABS предполагает торможение ударное, т.е. если представим, что одна рука -- это педаль, а другая -- это нога, то чем более хлестким будет ваш удар, тем быстрее вы остановите ваш автомобиль.

Если мы говорим о торможении ногой, а не рукой об руку, то вы очень резко, хлестко ударяете по педали тормоза.

Когда вы будете где-нибудь тренироваться, я надеюсь, что ваши тренировки будут происходить на закрытых площадках под присмотром очень опытных инструкторов, то, нажимая на педаль тормоза, вы должны слышать небольшой шлепок по педали тормоза.

Если таким образом вы будете нажимать на педаль тормоза, то это будет очень активное и быстрое торможение, потому что вы сразу выходите на максимальную тормозную силу, у вас сразу срабатывает система ABS.

Очень большая проблема при торможении экстренно и при тренировке, с чем я встречаюсь очень часто на площадке, когда люди начинают тормозить экстренно ногой, они начинают тормозить экстренно, в том числе и руками. Обеими руками упираются в руль и таким образом удерживают положение тела за рулем.

На самом деле ремень безопасности так устроен, что если вы резко откинетесь на него вперед, то он заблокируется. Поэтому для нас совершенно нормально, если мы удерживаем положение тела вертикально.

Здесь мы делаем следующее, вы расслабите руки и таким образом тормозите, потому что руки нам нужны для того, чтобы поворачивать руль, когда не хватает места для торможения. Если вы будете в руль упираться, то естественно поворот руля у вас маловероятно произойдет тот, который вы хотели. Поэтому основная идея экстренного торможения - это однократный хлесткий очень быстрый удар по тормозу. Не нажатие, а именно удар.

Ответ Кирилла Папкова , инструктора школы водительского мастерства BMW

Вот оно-то самое простое. Если вдруг вам нужно немедленно остановиться, ударьте со всей силы тормоз в пол, прошу заметить, ударьте.

Если возникла такая надобность, то сломать педаль тормоза, ударить ее со всей силы и держать в полу до полной остановки.

Если это машина с ABS, то во-первых, можно услышать стрекот тормозных механизмов, во-вторых почувствовать ответную вибрацию на педали от этих механизмов.

ABS сделает все сама. Она будет растормаживать заблокировавшиеся колеса, она создаст вам более стабильное движение, сохраняя траекторию, вы не будете вращаться по дороге, вы будете строго ехать туда, куда повернут руль.

Соответственно, если экстренное торможение совершается на машине, не оснащенной системой ABS, и есть задача остановиться, то нажмите тормоз в пол и сидите ждите. Машина будет вращаться, задом наперед ехать, вправо повернуться, влево - ваша задача не беспокоиться об этом, если вы поставили перед собой цель остановиться как можно раньше.

eX trimDrive

Экстренное торможение перед внезапным препятствием является одним из самых опасных и непредсказуемых маневров, выполняемых водителем на дороге. Данная мера применяется лишь в крайних случаях, и требует от человека, сидящего за рулем, высоких профессиональных качеств и познаний! Как правильно выполнить экстренное торможение , своевременно остановить несущийся навстречу удару автомобиль, избежать тяжелого ДТП ?
Стандартный прием торможения , применяемый большинством водителей в экстренной ситуации , заключается в резком и сильном нажатии на педаль тормоза . К сожалению, подобный метод практически всегда вызывает полную блокировку колес . Автомобиль начинает скользить по асфальту с минимальной динамикой замедления. Помимо этого, он еще и полностью теряет управляемость , так как при заблокированных колесах реакция авто на действия рулем практически отсутствует. Избежать ДТП в подобных случаях удается единицам!

На сегодняшний день специалистами автоспорта и инструкторами экстремального вождения разработано множество методик, позволяющих существенно сократить тормозной путь автомобиля при экстренном торможении . Ниже будут рассмотрены те из них, которые доступны для выполнения простым автолюбителем, не имеющим специальной подготовки.

Прерывистое торможение

Данный прием основан на максимально возможном сокращении времени блокировки колес. Выполняется он следующим образом. Педаль тормоза при торможении нажимают быстро и резко. При первых признаках срыва автомобиля в скольжение педаль полностью или почти полностью отпускают, позволяя колесам вновь поймать дорогу. После этого действия тормозной педалью повторяют. Эпизоды работы тормозом повторяют с максимально возможной для конкретного водителя скоростью.

Эффективность данной методики основана на том факте, что максимальная скорость замедления достигается в момент, когда торможение происходит на грани срыва в занос. Важно помнить, что переводить рычаг переключения передач в нейтральное положение не следует. Некоторый запас тяги служит дополнительной противоблокировочной мерой, а также позволяет резко ускориться при необходимости.

Импульсное торможение

Импульсное торможение является несколько более эффективным приемом экстренной остановки транспортного средства , чем прерывистое. В тоже время торможение импульсом на порядок сложнее в исполнении. Выполняется оно с помощью резких и быстрых нажатий на педаль тормоза , но без полного отрыва ноги от нее. Таким образом, коротко нажав на педаль и почувствовав блокировку колес , водителю необходимо лишь ослабить тормозное усилие, а не полностью исключить его. Тяга двигателя позволит колесам прокрутиться и поймать дорогу, но при этом автомобиль будет продолжать замедляться.

Приотпускать педаль тормоза следует только при достижении срыва колес в скольжение . Более ранний сброс тормозных усилий значимо снизит эффект от применения данного контраварийного приема .

Газ плюс тормоз

Пожалуй, самым простым приемом, доступным практически всем водителям, является торможение путем одновременного нажатия педали газа и тормоза. При этом левая нога водителя нажимает тормоз, правая – газ. Прием осуществляется при включенной передаче.

Подобное комбинированное торможение позволяет быстро снизить скорость даже малоопытным водителям, не способным быстро работать тормозной педалью. Принцип его эффективного действия заключается в том, что работающий двигатель создает некоторый крутящий момент, не позволяющий колесам сорваться в юз.

Боковое скольжение

Опытным водителям доступен и прием торможения боковым скольжением . При этом, с помощью ручного тормоза , либо поворота колес с созданием чрезмерной тяги, автомобиль умышленно срывают в и выставляют боком относительно дороги. Боковое скольжение является прекрасным гасителем инерции, что позволяет быстро остановить автомобиль . Необходимо помнить, что водителям, не имеющим большого стажа вождения и хорошего чувства автомобиля, данный прием использовать не рекомендуется.

Контактное торможение

Контактное торможение представляет собой остановку автомобиля путем соприкосновения его с каким – либо крупным дорожным объектом (другой автомобиль, ограждение). Контакт должен выполняться по касательной траектории . Это позволит избежать серьезных повреждений транспортного средства и травматизации людей, находящихся в нем.

Контактное торможение является крайней мерой , и должно использоваться только в случаях, когда другие методики экстренной остановки ТС уж не способны обеспечить необходимую интенсивность замедления.

Бывают ситуации, когда все варианты уже исчерпаны и больше ничего не остается, но автомобиль не останавливается, так как тормозная система отказала или, например, когда слишком мала дистанция, для совершения маневра, тогда используют управляемый удар о препятствие, чтобы исключить более тяжелые последствия. Способ для водителя, как владельца автомобиля, крайне не удобный, но если опасности подвержена жизнь человека, альтернативы может и не быть. В завершении серии « » мы решили написать про самый последний способ экстренного торможения — контактный.

Автомобиль имеет такую конструкцию, чтобы обеспечить пассивную безопасность для пассажиров, когда происходит столкновение с препятствием. Оптимальными возможностями для этого обладают багажник и крылья машины, так как имеют в своей конструкции глубокие пазухи и элементы, которые при сминании поглотят часть энергии даже от довольно сильного удара, конечно, при этом элементы деформируются. Без этого никак. Но лучше они, чем человек.

Уход от лобового удара

Лобовой удар принято считать самым опасным, так как продольные лонжероны имеют самую большую жесткость. Для того чтобы перевести аварийную ситуацию в разряд управляемых, необходимо прервать торможение и дозированным рулением попытаться уйти от лобового столкновения, при этом гасить скорость необходимо используя скользящий удар о препятствие.

Опытный водитель может попробовать применить контактное торможение с помощью произвольного вращения, потому как вращение или боковое скольжение способствует уменьшению силы удара и частично гасит скорость до момента удара о препятствие.

Перед тем, как произойдет удар, водитель должен перестраховаться , уперевшись левой ногой в пол, что обеспечит максимум контакта с сиденьем, а также произвести стопорящий захват руля. При выходе на касательный удар с препятствием водитель должен рассчитать направление отскока и возобновить стабилизацию рулением до того, как автомобиль полностью остановится, после чего применить меры, которые позволят уменьшить тяжесть последствий от столкновения.

Пешеход на пути

Одним из самых опасных моментов на дороге является наезд на человека. Как правило, водитель резко дает по тормозам при виде пешехода на своем пути, что приводит к полной блокировке колес, а это, как ни странно, не повышает, а наоборот снижает безопасность, конечно, если скорость автомобиля не 20 км/ч. Экстремальность данного момента никто не исключает, поэтому водители сначала резко тормозят, а потом пытаются совершить маневр, но первое действие, к сожалению, исключает второе.

При заблокированных колесах автомобиль теряет полную управляемость над собой, продолжая прямолинейное движение юзом, то есть скольжением.

Чтобы предотвратить наезд на человека существует ряд рациональных способов. Во-первых, сокращению тормозного пути поспособствует ступенчатое комбинированное торможение . Во-вторых, после того как вы заметили человека на своем пути, вам захочется резко затормозить, не поддавайтесь рефлексам, продолжайте коротко импульсные нажатия на педаль тормоза. Ну а если спасти жизнь человеку может только уход вашей машины в сторону и удар о препятствие, будьте готовы и к такому исходу.

Посмотрим данный способ на примере:

На видео водитель ушел от столкновения с припаркованной машиной. Но ситуация двойственная. Ведь могли пострадать люди в помещении, но в момент удара водитель видел, что на улице никого не было.

Как избежать закручивания

Итак, подводя итоги всей нашей серии « » можно отметить основные моменты. Торможение ступенчато на постоянной передаче, сокращает тормозной путь на 10-20 сантиметров. При таком же торможении, но с использованием ударного включения более низкой передачи, компенсируемое толчковым рулением, исключает вращение транспортного средства. Кроме того, предотвратить вращение автомобиля поможет торможение с боковым скольжением при компенсаторном рулении. Повысить нагрузку на передние колеса, что увеличит управляемость автомобилем, поможет экстренный маневр после того, как совершено импульсное торможение. Также можно совершить контактное с препятствием торможение, после того как был совершен экстренный маневр.

Конечно, это совсем не полный список всех безопасных приемов. Главным условием в любой аварийной ситуации является попытка борьбы до конца, преодолевая страх и шок .

В статье использовано изображение с сайта www. samara24.ru

Оно реализует самое интенсивное замедление с учетом тормозных свойств транспортного средства, а также возможностей водителя (шофёр , машинист) применить традиционные или нетрадиционные приемы в зависимости от коэффициента сцепления колёс с путём и других внешних условий.

Экстренное торможение на автотранспорте

Задача экстренного торможения состоит в остановке за минимальное время и при прохождении при этом минимального расстояния. Это связанные величины, так как чем эффективнее (быстрее) снижается скорость, тем меньшее время нужно на остановку, и тем меньший будет пройден тормозной путь .

На автотранспорте для экстренного торможения используется рабочая тормозная система . В связи с относительно малыми массами автотранспортных средств и массовым их изготовлением аварийной или экстренной тормозной системы конструкцией чаще всего не предусматривается (за исключением механического стояночного (ручного) тормоза). Эффективность экстренного торможения на автотранспорте зависит в первую очередь от действий водителя и дорожной обстановки: скорости реакции, правильности действий, состояния шин и дорожного покрытия, и во вторую очередь от дополнительных систем, которые усовершенствовали тормозную систему, такими как например антиблокировочная система тормозов (ABS - англ. Anti-lock Braking System ). Современные тормозные системы, использующие пневматические или гидравлические тракты и вакуумные усилители, позволяют при относительно небольшом усилии на педаль тормоза передать большое усилие на тормозную колодку , блокирующее вращение колеса . Блокировка же вращения колес переводит торможение за счет трения между тормозными колодками и дисками или барабанами в трение скольжения между шинами и поверхностью (дорогой), по которой двигается автомобиль. Такое скольжение называется движением юзом . Трение скольжения между малой поверхностью шины и дорогой в их пятне контакта значительно меньше, чем трение в тормозной системе, что приводит к уменьшению эффективности торможения, снижению замедления, увеличению времени торможения и тормозного пути. Также при блокировке теряется контроль за направлением движения, так как транспортное средство скользит в последнем заданном направлении, двигаясь по инерции .

Навык водителя состоит в умении совместить максимальное усилие на колодки при торможении и сохранении колесами вращения (отсутствии блокировки). При отсутствии ABS это достигается совмещением торможения двигателем и торможения за счет нажатия на педаль тормоза (используя тормозную систему), а также импульсным нажатием и отпусканием педали тормоза.

Экстренное торможение на железнодорожном транспорте

При применяемых на современных поездах воздушных (пневматических) тормозах экстренное торможение происходит путём выпуска сжатого воздуха из тормозной магистрали , в результате чего воздухораспределители , установленные на каждой единице подвижного состава (вагон , локомотив), реагируют на резкое падение давления в магистрали и направляют в тормозные цилиндры сжатый воздух из запасных резервуаров, тем самым приводя к срабатыванию тормозов поезда. Такой метод применяется прежде всего потому, чтобы тормоза сработали при разрыве поезда, предотвращая тем самым транспортное происшествие. На имитации разрыва поезда основаны и действия таких устройств, как стоп-кран и автостоп - при их срабатывании тормозная магистраль соединяется напрямую с атмосферой , что приводит к падению давления в магистрали. Также, путём открытия тормозной магистрали применяет экстренное торможение и машинист, устанавливая рукоять крана машиниста в крайнее положение.

Стоит отметить, что как и в случае с автотранспортом, блокирование колёс поезда при экстренном торможении увеличивает тормозной путь , так как в данном случае коэффициент сцепления пары сталь-сталь весьма низок, к тому же традиционные тормоза малоэффективны при высоких скоростях. Поэтому, помимо пневматических тормозов, зачастую используют и электрические , то есть торможение электродвигателями . Сочетание обоих типов торможения активно применяется на электропоездах с электрическим торможением (ЭР6 , ЭР22). Однако совместное применение пневматических и электрических тормозов может ещё больше блокировать колёса, поэтому на многих локомотивах схемой предусмотрено полное отключение тяговых двигателей при экстренном торможении.

Примечания

Экстренное торможение - торможение, применяемое для остановки транспортного средства (автомобиля , поезда) при критических ситуациях, связанных с дефицитом времени и расстояния . Оно реализует самое интенсивное замедление с учетом тормозных свойств транспортного средства, а также возможностей водителя (шофёр , машинист) применить традиционные или нетрадиционные приемы в зависимости от коэффициента сцепления колёс с путём и других внешних условий.

Экстренное торможение на автотранспорте

Задача экстренного торможения состоит в остановке за минимальное время и при прохождении при этом минимального расстояния. Это связанные величины, так как чем эффективнее (быстрее) снижается скорость, тем меньшее время нужно на остановку, и тем меньший будет пройден тормозной путь .

На автотранспорте для экстренного торможения используется рабочая тормозная система . В связи с относительно малыми массами автотранспортных средств и массовым их изготовлением аварийной или экстренной тормозной системы конструкцией чаще всего не предусматривается (за исключением механического стояночного (ручного) тормоза). Эффективность экстренного торможения на автотранспорте зависит в первую очередь от действий водителя и дорожной обстановки: скорости реакции, правильности действий, состояния шин и дорожного покрытия, и во вторую очередь от дополнительных систем, которые усовершенствовали тормозную систему, такими как например антиблокировочная система тормозов (ABS - англ. Anti-lock Braking System ). Современные тормозные системы, использующие пневматические или гидравлические тракты и вакуумные усилители, позволяют при относительно небольшом усилии на педаль тормоза передать большое усилие на тормозную колодку , достаточное для блокировки вращение колеса . Блокировка же вращения колес переводит торможение за счет трения между тормозными колодками и дисками или барабанами в трение скольжения между шинами и поверхностью (дорогой), по которой двигается автомобиль. Такое скольжение называется движением юзом . Трение скольжения между малой поверхностью шины и дорогой в их пятне контакта значительно меньше, чем трение в тормозной системе, что приводит к уменьшению эффективности торможения, снижению замедления, увеличению времени торможения и тормозного пути. Также при блокировке теряется контроль за направлением движения, так как транспортное средство скользит в последнем заданном направлении, двигаясь по инерции .

Навык водителя состоит в умении совместить максимальное усилие на колодки при торможении и сохранении колесами вращения (отсутствии блокировки). При отсутствии ABS это достигается совмещением торможения двигателем и торможения за счет нажатия на педаль тормоза (используя тормозную систему), а также импульсным нажатием и отпусканием педали тормоза.

Экстренное торможение на железнодорожном транспорте

При применяемых на современных поездах воздушных (пневматических) тормозах экстренное торможение происходит путём выпуска сжатого воздуха из тормозной магистрали , в результате чего воздухораспределители , установленные на каждой единице подвижного состава (вагон , локомотив), реагируют на резкое падение давления в магистрали и направляют в тормозные цилиндры сжатый воздух из запасных резервуаров, тем самым приводя к срабатыванию тормозов поезда . Такой метод применяется прежде всего потому, чтобы тормоза сработали при разрыве поезда, предотвращая тем самым транспортное происшествие . На имитации разрыва поезда основаны и действия таких устройств, как стоп-кран и автостоп - при их срабатывании тормозная магистраль соединяется напрямую с атмосферой , что приводит к падению давления в магистрали. Также, путём открытия тормозной магистрали применяет экстренное торможение и машинист, устанавливая рукоять крана машиниста в крайнее положение.

Стоит отметить, что как и в случае с автотранспортом, блокирование колёс поезда при экстренном торможении увеличивает тормозной путь , так как в данном случае коэффициент сцепления пары сталь-сталь весьма низок, к тому же традиционные тормоза малоэффективны при высоких скоростях. Поэтому, помимо пневматических тормозов, зачастую используют и электрические , то есть торможение электродвигателями . Сочетание обоих типов торможения активно применяется на электропоездах с электрическим торможением (ЭР6 , ЭР22). Однако совместное применение пневматических и электрических тормозов может ещё больше блокировать колёса, поэтому на многих локомотивах схемой предусмотрено полное отключение тяговых двигателей при экстренном торможении.

Не менее эффективным при экстренном торможении оказывается и применение магнитных тормозов: вихретоковый и магниторельсовый , которые позволяют сократить тормозной путь до 40 %. В первом случае тормозной момент образуется за счёт взаимодействия переменного магнитного поля с металлическим диском, укрепленным на оси колёсной пары , такой метод применяется при высоких скоростях. При втором типе тормоза тормозная сила образуется за счёт прижатия шероховатых колодок напрямую к