Правила поведения за рулем. Автомобильный этикет

В России - тридцать два миллиона автомобилей. На улицы и магистрали ежедневно выезжают около трех миллионов автомобилей. Водители автомобилей - это наиболее активная, работоспособная и репродуктивная часть населения. К сожалению, дефицит культуры поведения, взаимоуважения в обществе непосредственно сказывается на поведении водителей транспортных средств, которые нередко проявляют хамство и грубость по отношению к другим участникам дорожного движения.

Достижение порядка и взаимопонимания на дорогах немыслимо без взаимной деликатности сторон, без высокой водительской культуры в целом. Поэтому глубокое и тонкое знание норм и правил поведения и этикета за рулем жизненно необходимо современному водителю, считающего себя цивилизованным человеком.

Под культурой поведения понимается реальный уровень взаимоотношения и общения людей в обществе с отрицательными и положительными проявлениями и аспектами. Культура поведения напрямую зависит от уровня цивилизованности общества.

Этикет - это образец, идеал того, как принято вести в данном обществе в той или иной ситуации. Этикет включает формы обращений и приветствий, правила учтивости, манеры поведения и форму одежды. Этикет предполагает такие качества, как вежливость, корректность, учтивость, деликатность. Знание правил этикета освобождают человека от необходимости каждый раз размышлять над тем, как себя вести, позволяют сохранять свое достоинство, имидж и уверенное поведение в любой ситуации. Проще говоря, этикет - это "правила дорожного движения" для общественной жизни.

Автоэтикет - совокупность правил цивилизованного поведения водителей на дорогах. Автоэтикет воплощает в себе такие нормы и порядок взаимоотношений на дорогах, какие соответствуют уровню цивилизованного общества. Знание и соблюдение правил автоэтикета значительно упрощает взаимоотношения водителей на дорогах, позволяет избегать конфликтов, недоразумений и в целом облегчает вождение автомобиля.

Мораль и нравственность - совокупность норм, ценностей, идеалов, установок, которые регулируют человеческое поведение и являются важнейшими составными культуры.

Вежливость - соблюдение правил приличия, учтивость. Вежливость включает: доброжелательность, ненавязчивую внимательность к другому, готовность оказать поддержку каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, скромность, тактичность.

Деликатность - вежливость, мягкость в обращении.

Скромность - сдержанность в оценке своих достоинств и заслуг, не хвастливость. Умеренность и простота в поведении.

Такт - чувство меры, позволяющее вести себя прилично.

Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Совесть и скромность - родные сестры.

Благородство - способность человека сострадать, сочувствовать, сопереживать, содействовать. Основной признак духовной зрелости личности.

Галантность - способность вести себя предупредительно, угадывать желания и намерения окружающих и с пониманием их поддерживать.

Воспитанность - это уважение к человеческой личности, мягкость, вежливость, уступчивость.

Ответственность водителя за безопасность на дороге

Автомобиль - источник повышенной опасности. Соответственно, участвуя в дорожном движении за рулём автомобиля, водитель занимается деятельностью, представляющей повышенную опасность для окружающих.

"Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников..." (Гражданский кодекс РФ, III часть, статья 1079.3).

Закон не оставляет места для двояких трактовок: за то, что случилось "по вине автомобиля", несёт ответственность водитель. Однако что скрывается под этой исчерпывающей формулировкой?

Чаще всего - здоровье и жизнь участников дорожного движения.

Никто не в состоянии предусмотреть все ситуации на дороге. Но в большинстве ситуации от участников дорожного движения требуется лишь выполнение узаконенных Правилами действий. Неуступчивое, грубое поведение участников движения опасно для всех. Наоборот, доброжелательное и предупредительное отношение друг к другу создает благоприятную, спокойную обстановку на дороге. Без уважительного и вежливого отношения друг к другу всех участников движения безопасность на дороге невозможна.

Дорога не терпит резких маневров. Резкое ускорение, торможение или перестроение всегда бывает неожиданным для других участников дорожного движения. Если один водитель обогнал другого, опасно «подрезав», нельзя отвечать ему тем же, создавая из одной опасной ситуации две. Состязательность, присущая спорту, недопустима на дороге.

Исследования отечественных специалистов и опыт зарубежных стран с низким уровнем дорожно-транспортных происшествий приводят к однозначному выводу: только личная дисциплинированность пешеходов и водителей гарантируют снижение числа жертв на дорогах.


Наше обучение в школе начинается с азбуки – основы чтения и письма.
У водителей, оказывается, тоже есть своя «азбука», свои «негласные» правила этикета на дороге. Эти «неформальные» правила не найдешь ни в одном учебнике по вождению и даже в сборнике правил дорожного движения. Тем не менее, они существуют. И их нужно знать, каждому, кто садится за руль! Так что усаживайся поудобнее… и поехали!

Сигналы фарами.

Дорога – это именно то место, где «подмигивания» фарами не будут восприняты как кокетство. Итак…

Один - два коротких сигнала дальним светом фар для встречных автомобилей означают, что впереди можно встретить патрульную машину инспекторов ГАИ. Также это может означать, что на полосе движения встречных транспортных средств какая-либо опасность - открытый люк, ДТП. Обычно в подобной ситуации дальним светом фар «подмигивают» несколько машин. При особой опасности встречному можно коротко «подмигнуть» дальним три и более раз: «Осторожно!». Быстрым и частым «подмигиванием» дальним светом пользуются также, чтобы привлечь внимание встречного водителя, когда тот, начиная засыпать, выходит на осевую линию. Такую ситуацию лучше сопроводить и звуковым сигналом. В любом случае следует снизить скорость.

Представь ситуацию: нерегулируемый перекресток при этом у тебя второстепенная дорога, нужно как-то проехать перекресток, выехать на главную. Что делать?- Подмигни дальним светом фар пару раз («Пропустите, люди добрые!»). Если в ответ получишь пару коротких миганий дальним светом? Можешь уверенно проезжать – тебе уступают дорогу.

Сигнал дальним светом фар сзади, как правило, значит: «Пропусти, дай дорогу!».

Частое мигание встречных фар значит, что тебе надо обратить внимание на свет своих фар. Возможно, они слепят водителей на встречной полосе, и переключиться на ближний свет. Один длинный сигнал дальним светом фар для встречных автомобилей означает: «Пропусти, уступить дорогу». Этот сигнал особо актуален на трассе за городом. В ситуации, когда не успеваешь обогнать попутный автомобиль, длинный сигнал дальним светом фар означает просьбу встречному транспортному средству съехать немного правее. С той же целью могут использовать включение аварийной световой сигнализации.

Сигналы «поворотниками».

Сигналы мигающих «поворотников», по ПДД, следует включать заблаговременно при любых маневрах (обгон, поворот, разворот, перестроение в другой ряд и т. д.). Тем самым ты заранее даешь знать другим водителям о своих намерениях. Что же касается специальных сигналов «поворотниками», то включение правого «поворотника» дает понять обгоняющему водителю, что ты видишь его маневр, и не будешь препятствовать обгону. В Европе включением левого «поворотника» просят: «Уступи дорогу».

Если у впереди идущей фуры непрерывно работает левый «поворотник», водитель этого транспортного средства предупреждает: «Не обгоняй!». Как только загорится правый «поворотник» можно смело обгонять.

Включенный левый указатель поворота на трассе автомобилем, который совершил обгон, но пока не перестраивается со встречной полосы движения на свою - информация для транспортных средств, едущих сзади, о том, что впереди на полосе встречного движения пусто и можно совершать обгон вслед за ним.

Мигание обоими «поворотниками» одновременно: «Спасибо!», например, если уступили дорогу.

Сигналы аварийными лампами.

Основное назначение аварийные ламп – вынужденная остановка как результат возникших неполадок. В темное время суток, аварийки просто незаменимы, позволяя стоящему автомобилю быть замеченным из далека. Сейчас все чаще их сигналы используют в качестве знака благодарности. Не забудь поблагодарить других водителей за предоставленную возможность совершить маневр коротким включением аварийки: «Огромное человеческое СПАСИБО!».

Если ночью впереди идущий автомобиль включил «аварийку», возможно, ты слепишь водителя фарами через зеркала.

Язык жестов.

В некоторых ситуациях без такой формы сигналов просто не обойтись. А ты помнишь, как с помощью жестов можно показать, что ты поворачиваешь или останавливаешься, если световые сигналы подвели? Давай вспомним вместе.

На дороге, как и в физике, можно применить правило «правой руки» и правило «левой руки». Если «поворотники» отказались работать, ты можешь рассказать другим участникам движения о своих дальнейших действиях с помощью:

1. левой руки вытянутой в сторону и согнутой под прямым углом (начало движения от правого края проезжей части, остановка слева, поворот налево, разворот или перестройка на полосу движения слева);

2. правой руки, вытянутой в сторону и согнутой под прямым углом (соответственно поворот направо, сигнал начала движения от левого края проезжей части, остановки справа, поворота направо, перестроения на полосу движения справа). Хорошо работает в случаях, когда функцию «правой руки» может выполнить пассажир.

В случае отсутствия или неисправности сигналов торможения сигнал подается левой или правой рукой, поднятой вверх.

Если один водитель рисует рукой в воздухе что-то напоминающее круг, проверь, может у тебя, спущена шина. А другой - настойчиво указывает рукой (иногда светом фар либо сигнальным гудком) на обочину, видимо он заметил неисправность у твоего авто и советует остановиться (иногда используют сигнал фарами или звуковой сигнал).

«Мужчина, ну что вы в ладоши хлопаете?!» (Хлопок ладонью по воздуху). А ведь может не спроста хлопает то, а сказать пытается: «Багажник открыт!». Сказать спасибо ты можешь легким помахиванием руки, поднятой вверх, благодарным кивок головы, или просто улыбкой. – «Спасибо, что предупредили!».

«Ну а вы зачем руками на дверь показываете? Аппликация понравилась?». Может, конечно, и понравилась. Но чаще всего это жест означает: «Дверь плохо закрыта!». Либо что-то застряло в дверном проеме, например любимый плащ. Чтобы сказать «поняла!» – достаточно поднять руку ладонью к стеклу.

«А фигушки вам!» - показав этот, любимый многими, жест (фигу) ты можешь сообщить водителю, что у его авто между задними двойными колесами застрял булыжник (это касается фур и грузовиков). А самое приятное, что он еще и спасибо тебе скажет (помигав аварийкой, например).

Пропуская пешеходов, можно просто махнуть им рукой в окно, мол, проходите пока я добрая! Старайся не сигналить, лучше пропусти, ты ведь тоже бываешь пешеходом, правда?

Кстати о звуковых сигналах.

СИЛА ЗВУКА. По правилам, звуковой сигнал можно использовать только для предотвращения ДТП, не забывай об этом. К сожалению, многие его используют, чтобы выразить свое недовольство пешеходам или другим водителям. Иногда короткими позитивными гудками обмениваются знакомые водители, встречаясь на дороге. Кроме того, в ответ на ваше «спасибо» «аварийкой» можете услышать коротенький гудок - это значит «пожалуйста» или «да не за что, на здоровье!».

Хотя реакция водителя на звуковой сигнал в 5–7 раз быстрее, чем реакция на вспышки света, но все-таки злоупотреблять не стоит. Старайся использовать звуковой сигнал только в экстремальных ситуациях, особенно в пределах города. К тому же штрафы сейчас не маленькие!

Знание – сила! Теперь ты знаешь, что означают «секретные» сигналы, которыми часто обмениваются водители на дороге. Эта азбука, сигналов и жестов, облегчает понимание среди водителей на дороге, а значит, позволяет предотвратить неприятные ситуации. Пользуйся, но будь внимательна! Ведь не все такие «просвещенные»…

Счастливого пути! Ни гвоздя, ни жезла!

Недавно, где-то года два-три назад, я стал активным автомобилистом. Т.е. у меня появился автомобиль, в котором можно ездить не только по праздникам и не только медленно. Где-то 6 месяцев назад, в связи с резким и неожиданным переездом офиса куда-то в горы (дорогу туда нашел, спасибо), я стал ежедневным ездоком (commuter) на том же автомобиле. И как раз с тех пор у меня в голове зародилась идея неофициальных правил на дороге, которые всем облегчат жизнь. Зарождалась-зарождалась, и после 10 лучших тем для SEO блога , принесенных в Рунет С. Петренко — родилась.

Остановка и стоянка

1) Если вас мучает жажда – остановитесь на любой автобусной/троллейбусной остановке и купите водички. Остановиться до или после остановки – решайте на месте. Если место перед остановкой уже занято – остановитесь после. Также правильным, сразу после покупки, будет стать со стороны водительской двери и немного отпить из бутылки.

2) Во время остановки старайтесь не прижиматься к бордюру. Во-первых, там грязно. Во-вторых, вы можете поцарапать диски. В-третьих, это ваш ряд и вы можете остановиться там, где вам удобно.

3) Если вы таксист, то вы – общественный транспорт и имеете равные права с водителями автобусов по заниманию пространства до, на и после остановок общественного транспорта.

4) В местах с особо оживленным движением или малым количеством рядов, практикуйте диагональную парковку. Это позволит максимально эффективно использовать все пространство проезжей части.

5) При парковке в расчерченных местах не старайтесь стать ровно или внутри ячейки. Другие водители без проблем могут подстроиться к вашему стилю парковки, т.к. обычно вокруг достаточно места.

Порядок на дороге

6) Никогда не оставляйте окурки в пепельнице в машине! Это может привести к пожару. Выбрасывайте их в окно.

7) Любой другой мусор также не должен захламлять ваш салон. Смело выбрасывайте его в окно. Утром всё уберут дворники.

Техническое оснащение автомобиля

8) Всегда используйте ксеноновые лампы, даже несмотря на то, что они дороже галогенных. Они светят ярче и не требуют регулировки. Но не переплачивайте за красоту, ставьте их в обычные отражатели.

9) Если у вас есть противотуманные фары – включайте и их. Хорошо освещённая дорога – намного безопаснее!

10) Если у вас спортивный или черный автомобиль – постарайтесь затонировать все световые приборы (кроме ксеноновых фар). Это эстетично и спортивно.

11) На заправках не имеет значения с какой стороны у вас лючок. Шланг резиновый, а водители сзади могут подождать, а заодно и посмотреть, как вы его дотягиваете.

Изменение направления движения

12) Никогда, слышите, НИКОГДА не показывайте направление движения поворотниками. Все на дороге – взрослые люди, сдавали на права и должны понимать, какой маневр вы хотите совершить. Те, кто не поняли – должны развивать интуицию.

13) Если вы видите, что в пространство перед вами кто-то пытается перестроиться, показав поворотник – резко ускорьтесь. В следующий раз он будет более расторопным и не будет использовать устаревшие технологии информирования (см. п.12)

14) Вообще, двигаясь по главной – старайтесь не пропустить ни одной машины со второстепенной, даже если это потребует резкого ускорения и перестроения в правый ряд.

15) Если вам нужно выехать с прилегающей территории в третий ряд – делайте это сразу. Лучше один раз быстро потерпеть небольшие неудобства, чем мучительные перестроения 0-1, 1-2, 2-3… Тем более, у вас будет преимущество – так как вы – справа.

16) Разговаривая по телефону за рулем постарайтесь держаться как можно левее и сохранять зигзагообразную траекторию. Не думайте при этом о скорости и управлении автомобилем. Соседи по дороге должны понимать, что у вас – важный разговор.

17) В случае, когда впереди у вас пустой правый ряд, завершающийся светофором, с зеленой стрелкой на белом фоне, указывающей направо, но из этого ряда можно ехать и прямо – постарайтесь занять его. Вы, как едущий прямо – поедете первым, а тем, кому надо было поворачивать – все равно нужно снизить скорость для обеспечения безопасности и пропустить другие автомобили.

Движение в пробках

18) В пробках постарайтесь максимально часто перемещаться по рядам, выбирая самый быстрый. Это придаст импульс всему потоку.

19) Если вы тянулись в пробке и, наконец, добрались до перекрестка, не обращайте внимание на то, сможете ли вы выехать с него до завершения зеленого сигнала светофора. Это ваш зелёный и не важно каким он будет в тот момент, когда вы станете на середине перекрёстка.

20) Водители маршрутных такси в пробках имеют право свободно перемещаться между рядами, вплоть до крайнего левого, даже если на первый взгляд это выглядит бессмысленно, т.к. до следующей остановки – 200 м. Им сверху виднее, где лучше проехать. Если можете – следуйте за ними.

21) Так как скорость движения в пробках гораздо ниже средней, то можно без проблем выезжать со своей полосы движения, прижимаясь к автомобилям в других рядах и, тем самым, уплотнять движение и создавая дополнительную пропускную способность на данном участке.

Заключительные положения

22) Если вы спешите – ПДД в большинстве случаев отменяются.

23) Если у вас Lexus, Toyota Prado или Skoda Octavia 2.4 – то они для вас никогда и не действовали.

Основные правила этикета для автолюбителя - правила безопасности. Помимо неукоснительного выполнения правил дорожного движения, дорожный этикет рекомендует водителям оставаться вежливыми по отношению друг к другу как на дороге, так и в случае дорожной аварии или разрешения возникших конфликтов.

Автолюбителям также рекомендуется ознакомиться с так называемым «языком фар», с помощью которого обмениваются сообщениями водители в пути. Считается, что действительно вежливый водитель всегда предупредит других автовладельцев о ситуации на дороге. Особое внимание на дороге водителям требуется уделить машинам «Скорой помощи», полицейским и пожарным машинам.

Выбрасывать в окно мусор, окурки, пакеты или остатки еды абсолютно неприемлемо, даже если вы едете по небольшой загородной дороге.

Широко известно, что автомобиль для мужчины - это не только средство передвижения, но и предмет любви и гордости. Не только в анекдотах, но и на практике мужчины уделяют своему автомобилю времени порой больше, чем семье. Часто автомобиль определяет социальный статус владельца. Несомненно, дорогой автомобиль может быть предметом гордости владельца и подчеркивать его статус, однако, увидев недорогое авто коллеги или приятеля, не торопитесь делать выводы, тем более обижать его некорректным вопросом вроде «что ты не выбросишь эту тачку?».

Нетактично отказываться проехать вместе со знакомым на его недорогой машине, лучше найти другой повод, чтобы отказаться от поездки.

Во многих крупных компаниях значимые сотрудники получают автомобиль от предприятия. Чем выше поднимается сотрудник по служебной лестнице, тем статуснее становится его автомобиль. Предприятие также может предоставить ценному сотруднику кредит на покупку авто , чтобы его транспорт соответствовал имиджу компании.

Демонстрировать всем финансовую состоятельность посредством автомобиля нетактично. Новый автомобиль не должен стать единственной темой для разговоров на празднике или организованной домашней вечеринке. Если кто-то из гостей заинтересуется им, хозяин вправе его показать, но делать посещение гаража основным пунктом программы не стоит.

Любителям собственноручно обслуживать авто и пропадать сутками в гараже стоит помнить об интересах своих близких.

Выбирая модель автомобиля, водители руководствуются статусом и сферой применения транспортного средства. Не забывайте, что и одежда должна соответствовать автомобилю. Классический костюм плохо сочетается с внедорожником, для офисных работников больше подойдет седан.

Предлагая свой автомобиль как средство передвижения пассажирам, стоит учитывать, что правила рассадки и почетность мест в частном автомобиле отличается от принятой рассадки в такси или официальном транспорте. Для родственников, друзей или коллег самым почетным считается место рядом с водителем. Вторым местом является место по диагонали от водителя.

В случае если на дачу отправляетесь вы, жена и ее родители, то с учетом возраста, статуса и почетности мест теща займет место рядом с водителем, отец жены позади тещи, а жена позади водителя. На практике вопрос распределения мест часто решается на основании взаимоотношений, и жена тоже может занять место рядом с шофером.

Приглашая даму или пожилую особу воспользоваться своим автомобилем, мужчина предлагает ей место рядом с водительским или по диагонали от него. Мужчина помогает даме сесть в машину. В классическом варианте мужчина выходит из автомобиля, обходит его и открывает дверцу. Когда женщина села, дверцу захлопывает мужчина. Позволительно поддержать женщину за локоть, чтобы ей было удобнее. Прибыв на место, мужчина выходит первым, открывает дверцу и предлагает женщине руку. Мужчины не требуют такой галантности и справятся сами. Исключение составляют почетные уважаемые гости или высокие руководители. Открывать переднюю дверцу, оставаясь в салоне и дотягиваясь до ручки, не рекомендуется.

В случае с несколькими пассажирами в классическом варианте мужчина садится впереди, а женщина сзади, однако сейчас подобные вопросы решаются по взаимной договоренности. Если мужчина и женщина едут вдвоем, женщина часто занимает место на переднем сиденье. В зависимости от ситуации пассажир может сам выбрать себе место: например, некоторые предпочитают места сзади в целях безопасности.

Вопрос курения решается по взаимному согласию водителя и пассажира. Если водитель не против, он может предложить пассажиру действовать по его усмотрению. Если водитель против курения, ему не стоит торопиться с оговорками, лучше подождать, пока пассажир спросит разрешения и вежливо отказать, поблагодарив за учтивость: «Я не курю и прошу пассажиров также не курить». Закурившего без спроса пассажира допустимо вежливо остановить: «Не могли бы вы воздержаться от курения?»

Вопросы комфорта и температуры воздуха решаются совместно: «Если вам будет жарко или холодно, сообщите мне, не стесняйтесь, я отрегулирую температуру».

Перед тем как включить музыку или радио, стоит спросить позволения: «Не будете ли вы против?», а также уточнить: «Какую музыку вы предпочитаете?» Можно также высказать собственное мнение: «Я всегда слушаю эту волну, вы не против?» Если пассажир хотел бы включить радио, он просит об этом водителя, при этом высказывая свои пристрастия или пожелания.

Вопрос скорости является ответственностью водителя, однако, если пассажир считает скорость небезопасной, лучше не испытывать страх и сообщить об этом водителю, попросив его ехать медленнее.

Если мужчина провожает женщину домой, он не только довозит ее до дома, но и провожает до двери подъезда или до квартиры. Убедившись, что дама дома, можно уезжать.

Если пассажир сам выбирает и занимает место сзади, скорее всего, он хочет избежать общения и точно не готов обсуждать пробки на дорогах.

К сожалению большинство водителей не знают об этикете на дороге. Тем не менее водительский этикет существует, и включает в себя несколько несложных правил в виде простых сигналов или знаков.
Конечно же использование данных «правил» не трактуется в книгах по ПДД , им не обучают в автошколах и их не требуется знать для получения водительского удостоверения. Но при движении в городском потоке или по трассам страны, знание этих правил может порой помочь избежать неприятных ситуаций или даже обезопасить Ваше или чье-то движение.
Необязательно знать все «сигналы этикета», но основные желательно помнить. Как раз несколько основных сигналов, мы и рассмотрим в этой теме.

Начнем с простого и наиболее распространенного «сигнала» — Моргать дальним . В данном случае можно разделить этот «сигнал» на две категории:
a) Просьба к водителю попутного транспорта уступить дорогу;
б) Предупреждение водителей встречного транспорта об приближении, например, к препятствию на пути их следования.
Хотя это и самый распространенный вариант, но многие не знают как правильно использовать эти сигналы и часто только запутывают других участников движения, умеющих ими пользоваться.
Поговорим о сигнале «уступить дорогу». Возможно в городском режиме не каждый водитель встречного транспорта обратит внимание на данный сигнал, а вот на трассе могут посчитать предупреждением. Следовательно для того, чтобы Вас правильно поняли и встречные и попутные водители, согласно правилам этикета, достаточно всего лишь дополнительно включить указатель левого поворота. Если быть наиболее точным, то сначала включают указатель левого поворота, а затем моргают дальним светом. В данном случае правильным считается подача длительного светового сигнала. С точки зрения водительского этикета это наиболее правильный сигнал с просьбой уступить Вам путь.
Наиболее распространенные ошибки в данном случае — это интенсивное моргание дальним, приближение в упор к впереди идущему транспорту или наоборот слишком отдаленное использование сигнала. Интенсивность вспышек, может быть воспринята как другой сигнал, который рассмотрим ниже. А вот самый частый случай, это когда автомобиль с просьбой уступить дорогу приближается слишком близко к движущемуся впереди транспорту. В этом случае даже правильно поданый сигнал считается нарушением этики, так как может спровоцировать водителя впереди идущего автомобиля на необдуманный поступок с печальными последствиями — он может резко затормозить или, испугавшись, перестроиться не убедившись в безопасности своего маневра. Отдаленно подаваемый сигнал, может быть просто не замечен. И конечно же не стоит сигналить, если впереди движущееся авто не может вас пропустить, по причине какой либо помехи.
Из перечисленного следует, что просить попутного водителя пропустить Вас, надо на безопасном для обоих водителей, но разумном расстоянии. Даже если у Вас выросли крылья, и вы «летите», постарайтесь сбавить пыл и правильно использовать данный сигнал.

С сигналом «предупреждение «, вроде бы все проще — посигналил — предупредил. При этом встречный (предупреждаемый) водитель обычно дает «отмашку» рукой — благодарит за предупреждение. Для этого сигнала считается правильной подача двух — трех коротких вспышек дальним светом. Но и этот сигнал умудряются использовать так, что не всегда поймешь его предназначение.
Основными ошибками, являются попытки предупредить каждого встречного, даже движущейся навстречу колонны автомобилей, предупреждение на слишком удаленной от «препятствия» дистанции или при движении близко к попутному транспорту
Не надо мограть для каждого, просто стоит оценить сколько встречных водителей могли увидеть предупреждение. Также не надо сигналить, если вы отъехали на достаточно большое расстояние, ведь встречный водитель может посчитать, что Вы или он ошиблись — в данном случае достаточно пары километров от «препятствия», но также в зависимости от обстановки на дороге и интенсивности движения за вами. Ну и конечно не следует стараться предупредить встречных, если Вы сами движетесь слишком близко к попутному автомобилю — таким образом вы введете в заблуждение оба направления.
Следует также заметить, что вспышки дальним светом могут применяться и в качестве уступающих сигналов или просьбой пропустить в городском цикле. Например, встречная вспышка дальним в пробке, совмещаемая с включенным поворотником, может означать просьбу пропустить для совершения поворота. Вспышка дальнего в бок или в лицо, когда Вы намерены выехать на полосу движения «моргающего», означает «пропускаю». В данных случаях непомешает совместить световой сигнал с взмахом руки — жестом указывающим Ваши намерения. Тоже в правилах хорошего тона поблагодарить пропускающего водителя жестом руки как приветствие или сигналом аварийки.
Учтите, сигналить дальним в темное время суток, даже правильно используя сигналы — строго запрещено. Таким образом Вы только навредите другим участникам движения.
Дале рассмотрим несколько «сигналов» с использованием указателей поворотов и аварийной сигнализации. Помимо стандартной функции, указывающей направление поворота или перестроения, а также поломку или вынужденную остановку, используются и как сигналы помощи водителю обгоняющего транспорта или благодарность. Очень полезны для водителей легковых автомобилей двигающихся за грузовым транспортом. Судите сами — водители грузовиков и автобусов видят дорожную обстановку впереди намного лучше водителей легковых автомобилей, если конечно перед ними нет других высоких транспортных средств закрывающих обзор или не присутствуют какие-либо другие факторы, поэтому они могут предупредить обгоняющий транспорт о том стоит ли производить данный маневр. Однако и водители легкового транспорта могут использовать данные сигналы для предупреждения обгоняющих транспортных средств. Ну и конечно всегда стоит поблагодарить за помощь.

Сигнал — Не обгоняй.

Сигнал — обгоняй (пропускаю).

Сигнал — благодарность.

Сигнал левым указателем поворота. Используется как предупреждение водителя обгоняющего транспортного средства о том, что в данный момент обгон лучше не производить. Сам сигнал трактуется исходя из ПДД «Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево». Само собой не стоит пренебрегать данным сигналом, поскольку водитель обгоняемого автомобиля может видеть то, что не заметил обгоняющий, а может этот маневр помешает ему совершить свое перестроение, объезд препятсвия или поворот. Для подачи сигнала достаточно 3 — 4 «вспышки» иначе его можно будет трактовать как указание маневра.

Сигнал правым указателем поворота. Этот сигнал оповещает водителя транспорта движущегося сзади о том, что его пропускают или о том, что в данный момент можно спокойно совершать обгон. Главное не перепутать этот сигнал с действительным перестроением или поворотом транспорта включившего «поворотник». Также следует помнить, что если даже вам «сигнализировали» о том, что вас пропускают, нелишним будет самостоятельно убедиться в безопасности обгона. Пропускающий, покажет хороший тон, если в данном случае, по возможности, прижмется правее и слегка сбросит скорость.

Существует еще одно обозначение с использованием указателей поворота — это предупреждение другого водителя о том, что он забыл выключить сигнал указателя поворота. Однако использовать данный сигнал стоит только если Вы не введете в заблуждение других участников движения и уверены, что предупреждаемый водитель точно не использует включенный «поворотник» в своих целях. Если же Вы точно знаете, что водитель забыл выключить указатель поворота, то достаточно обогнав его включить и выключить сначала левый, а затем правый указатель поворота вашего авто. Если предупреждаемый водитель не реагирует, то не стоит навязывать свое мнение и «щелкать поворотниками» до тех пор пока он не выключит свой. В принципе этот сигнал больше нужен не предупреждаемому водителю и даже не вам, а скорее для того, чтобы водитель, забывший выключить свой указатель поворота, не сбивал других водителей с толка.

Сигнал аварийкой. Этот сигнал используется в качестве благодарности. Даже если Вам сначала сигнализировали о том, что лучше не обгонять, но сигнал «пропускаю» вы так и не увидели — все равно стоит поблагадарить другого водителя, особенно если он вам действительно помог своим сигналом. Применение не затруднительное — просто обогнав предупреждающего или пропускающего, достаточно на 2 — 3 щелчка включить аварийку. Кстати этот же сигнал можно использовать и в качестве извинения, например в случае когда Вы совершая маневр помешали кому-то.
В любом из случаев стоит помнить, что применение данных сигналов надо предусмотрительно оценивать так, чтобы их использование не ввело в заблуждение других участников движения. Подавая сигнал, не перебарщивайте с количеством «вспышек» указателей поворота или аварийной сигнализации.
Также стоит запомнить одно важное правило, если Вы подали сигнал о том, что пропускаете попутного водителя, то не надо увеличивать скорость своего автомобиля. Пропуская кого-либо, постарайтесь не препятствовать его маневру и будьте готовы сбросить скорость если это понадобиться для завершения маневра обгоняющего вас авто.

Теперь рассмотрим несколько правил этикета в темное время суток или на плохо освещаемых участках дорог.

Ослепление. Данный сигнал существует в двух вариантах, один из которых трактуется в ПДД. Начнем с водительского варианта, который используется для встречных автомобилей. Необходимо 2 — 3 раза Выключить и включить ближний свет фар. ЗАПОМНИТЕ! Никакого дальнего — даже одна вспышка и вы также нанесете вред встречным и возможно попутным участникам движения. Если предупреждаемый водитель не отреагировал, то не стоит уподобляться дуракам и врубать дальний свет, создавая аварийную обстановку, просто воспользуйтесь правилом из ПДД.
В ПДД ослепление и дальнейшие действия водителя трактуются следующим образом:

Также в темное время суток, стоит помнить о последовательности использования света фар как обгоняемого так и обгоняющего авто. Само собой данный вариант предусматривает отсутствие на дороге встречного или попутного транспортного средства движущегося впереди обгоняемого авто. Если вы приближаетесь к автомобилю, который хотите обогнать, с включенными у вас фарами дальнего света, то вам необходимо переключить их на ближний свет и только после этого приближаться к обгоняемому автомобилю и совершать маневр. При совершении маневра обгона у вас должен оставаться включенным ближний свет фар. В тот момент когда вы поравняетесь с обгоняемым автомобилем можно включить дальний свет и продолжить маневр.

В свою очередь обгоняемый автомобиль должен в момент обгона, когда автомобили поравнялись, выключить (если используется) дальний свет фар, и не включать его пока обгоняющий автомобиль не закончит маневр и не покинет зону в которой дальний свет фар сможет ослепить водителя через зеркала.
Если в темное время суток или при плохой видимости Вас обгоняет фура или машина с прицепом, то хорошим тоном считается также указать обгоняющему водителю, что он может перестраиваться, при этом вам он не помешает. Для этого используется либо кратковременный сигнал дальним светом, либо 2 — 3 сигнала правым указателем поворота (в том случае если дальним можно ослепить).

Напоследок рассмотрим несколько распространенных знаков с просьбой помочь. Эти «знаки» относятся к жестам водителей чаще всего стоящих на обочине дороги. Но о них также не стоит забывать — ведь каждый из нас не застрахован от лопнувшего колеса или поломки при которой дальнейшее самостоятельное движение невозможно.

Трос в руке. Само собой означает просьбу «взять на буксир». Обычно просят «дотащить» до сервиса или до ближайшего населенного пункта по трассе. Конечно же у нас сейчас полно возможностей заказать эвакуатор, но не все могут себе позволить такое недешевое удовольствие, особенно на трассе.

Канистра в руке или рядом. Вполне объяснимый жест — необходимо топливо. В данном случае не обязательно сливать свое, тем более большинство современных автомобилей имеют защиту от попыток засунуть шланг в бак. Если человеку с канистрой нужно топливо, то его можно подвезти до ближайшей АЗС. Также водитель с канистрой может просить помочь доехать от АЗС до своего авто, оставленного ранее.

Колесо, домкрат, балонный ключ. Этими предметами водитель просит помощи связанной с колесами. Опять же маловероятно, что будут просить вашу запаску. Скорее всего это все также просьба довезти до ближайшей СТО или Шиномонтажки. Хотя могут быть и другие варианты, например, нужен баллонный ключ, нужен домкрат (соответственно просить балонник держа его в руках никто здравомыслящий не будет).

Поднятые вверх и скрещенные буквой Х руки. Мало кто знает об этом, но этот жест применяется при необходимости медицинской помощи. Обычно может понадобиться только таблетка или бинт из аптечки, а может понадобиться и более серьезная помощь.

Ну вот пожалуй все известные сигналы, знаки и жесты водительского этикета. Не забывайте, что на дороге все равны и помощь может понадобиться любому, а правильно и своевременно используемые предупреждения, просьбы и благодарность всегда приятны для других участников движения.
Удачи на дорогах и Ни гвоздя Ни жезла Вам!

Материалы были взяты частично: http://www.luxurynet.ru/cars/6037.html ,http://rivzone.narod.ru/avto/avinf/drvetik/drvetik.html

Уступайте дорогу

  • «Скорой помощи» и пожарной машинам. Иногда минутная задержка врачей или пожарных может стоить кому-то жизни. представьте на минуту, что «скорая» едет к вашим детям!
  • Всегда уступайте дорогу полицейским машинам с включенными сиренами и маячками.
  • Уступайте дорогу маршрутным автобусам и троллейбусам. Их водителям приходиться следить не только за дорогой, но и за тем, что происходит в салоне, поэтому не стоит создавать им дополнительные трудности. Не забывайте, что в населённых пунктах автобусы и троллейбусы пользуются преимуществом перед другими участниками движения.
  • Осторожнее с грузовиками. Никогда не подъезжайте вплотную к заднему борту грузовика, так как здесь вы не видите дорогу, а водитель грузовика не видит вас. Не вставайте в повороте сбоку от грузовика (в правом — справа, в левом — слева), особенно о длинномерного. Он просто вас прижмёт, причём сделает это не нарочно: у его машины такая геометрия.
  • Уступайте дорогу тем, кто попал по глупости, по неопытности или даже из-за собственного нахальства в опасную ситуацию, например встал поперёк дороги или застрял на перекрёстке. Чем быстрее водитель-неудачник из этой ситуации выйдет, тем легче будет остальным автомобилистам.

Помогайте другим участникам движения

Иногда бывает трудно заставить себя сделать это, но со временем вы привыкните и с удивлением заметите, что ездить стало проще и что вы спокойнее чувствуете себя за рулём.

  • Если вы видите, как в час пик одна машина тщетно пытается отъехать от тротуара или выехать из переулка на забитую транспортом улицу, притормозите, мигните фарами или жестом предложите водителю проехать. В ответ вы всегда получите улыбку или благодарный жест, а в следующий раз пропустят уже вас.
  • Если кто-то собирается обогнать вас на загородном щоссе, а вы видите, что из-за поворота навстречу едет машина, мигните один- два раза левым сигналом поворота, предупредите, что на ваш взгляд обгонять опасно. Никогда, ни при каких условиях не мешайте обгоняющему. Он выполняет сложный и опасный маневр, а за рулём сидит, может быть, всего второй день.

Осматривайтесь.

В городе (да и не только) всё время контролируйте обстановку вокруг своей машины. Следите за теми, кто едет сзади, особенно «мёртвые зоны», которые не просматриваются через зеркала.

Не ослепляйте светом фар встречных водителей.

О том, что перед встречной машиной дальний свет нужно переключать на ближний, знают все, а о том, что, догоняя машину на ночной дороге, тоже нужно это сделать, думает только половина водителей. Включать ближний свет нужно и тогда, когда вас обгоняют.

Соблюдайте правило трёх «Д» («Дай дорогу дураку»).

Если вы видите на дороге автомобиль, то и дело резко перестраивающийся из ряда в ряд, выскакивающий на встречную полосу, мигающий фарами, гудящий клаксоном, мстительно подрезающий тех, кто его как будто бы не пропустил, значит, в нём сидит «лихач». Держитесь подальше от «взбесившегося» автомобиля — целее будете.

Рядом с велосипедистом.

Большинство велосипедистов — это дети, которые вообще могут не знать ПДД. Поэтому обгоняя велосипедистов оставляйте им как можно больше свободного места. Особенно опасны велосипедисты в тёмное время суток.