Разрешается ли устанавливать на транспортном средстве. Можно ли на разные оси ставить разные шины

После того, как началась борьба с чрезмерной тонировкой на стёклах автомобилей, водители стали искать обходные пути. Одним из них стало использование автошторок – кусков ткани, закрепляемых на стёклах или в проёмах дверей.

Как считают многие, раз никакой специальной статьи про них в КоАП РФ нет – значит, каркасные шторки или сетка вполне допустимы. Вот только инспектора ГИБДД далеко не всегда согласны с такой практикой. Давайте же разберёмся, что по этому поводу говорит закон, и что делать, если к вам придираются из-за автошторок.

○ Вопрос про автошторки: что, где, когда.

Прежде всего, необходимо отметить следующее: в тот момент, когда автомобиль не используется и стоит на стоянке, владелец вправе использовать в нём всё, что угодно – шторки, зеркальные экраны против солнца, жалюзи, любое другое устройство. Проблемы могут начаться лишь тогда, когда шторки используются во время движения .

Всё дело в том, что ПДД содержит в себе перечень неисправностей и других ситуаций, при которых автомобилем управлять запрещено. Конкретно же шторок касается п. 7.3, согласно которому недопустимо вождение машины, в которой установлены предметы или нанесены покрытия, которые ограничивают обзорность с водительского места. А шторок это касается в полной мере.

Однако и здесь есть свои ограничения:

  • Сама по себе установка шторок или сеток (в отличие от тонировки) любой прозрачности нарушением не является – но ровно до того момента, пока эти шторки не будут задёрнуты. То есть если вы поставили их на свою машину, но пользуетесь ими лишь на стоянках (и это, кстати, очень здравая мера против воров – бывали случаи, когда машину вскрывали ради пачки сигарет, забытой в салоне) – никакой инспектор не имеет права к вам придираться. И совсем другое дело, если даже в солнечный день вы едете с задёрнутыми шторками.
  • Как следует из ПДД, шторки не должны ограничивать обзор. Однако если вы установите их на задних дверях – то спокойно можете ехать: на обзор стёкла этих дверей не влияют, водитель должен пользоваться боковыми зеркалами. Больше того, ПДД прямо разрешает в этом случае использовать шторки и жалюзи даже на заднем стекле – лишь бы был нормальный обзор через боковые зеркала, и они имелись бы с каждого бока машины.

А вот использование непрозрачной шторки или любого другого затемняющего устройства, установленного на передние стекла, уже недопустимо. Вопрос же с прозрачными сетками остаётся дискуссионным: с одной стороны, они в таком случае должны рассматриваться по тем же правилам, как тонировка (то есть запрещаются те, при которых пропускается меньше 75% света). С другой же – шторки явно не могут считаться покрытием.

○ Актуальные штрафы за установку шторок.

А теперь разберёмся, что грозит виновному, если он нарушит требования ПДД, касающиеся автошторок.

Установка шторок там, где их быть не должно, рассматривается как правонарушение предусмотренное ст. 12.5. Однако какая конкретно из частей будет применяться – зависит от конкретной ситуации:

  • ч. 1 – в том случае, если используются именно жалюзи или автошторки, то есть отдельное устройство, крепящееся на каркасе отдельно от стекла;
  • ч.3.1 – для сеток и других устройств, которые крепятся прямо к стеклу и могут рассматриваться как покрытие (этакая разновидность тонировки).

Как ни странно, наказание в обоих случаях будет одним и тем же: обе части предусматривают штраф в размере 500 рублей. Однако в случае с ч. 1 есть ещё возможность вынести устное предупреждение . Обычно оно применяется, если водитель «чист» в плане нарушений, а у самого инспектора хорошее настроение.

Кроме штрафа, виновному может грозить ещё изъятие самих шторок , которые в данном случае являются орудием правонарушения. Такая возможность предусмотрена ч. 1 ст. 27.10 КоАП РФ.

Однако для этого необходима либо официальная видеозапись (съёмка, которую инспектор производит на личный телефон, такой рассматриваться не может!), либо двое понятых, подписывающих протокол.

○ Чем заменить автошторки?

Что же делать водителю, который всё-таки хочет укрыть салон автомобиля от солнца, насекомых – да, наконец, и просто от посторонних взглядов? Здесь есть несколько вариантов:

  • Можно всё-таки использовать автошторки – но только во время стоянки, а в движении – лишь на задних дверях и заднем стекле. При этом в задёрнутом положении шторки не должны выступать за габариты стоек.
  • Использование прозрачных сеток. Особенно этот вариант актуален для машин, не оборудованных кондиционером: сетки задерживают насекомых, летящий мусор – да отчасти и пыль. Однако здесь нужно следить, чтобы прозрачность таких сеток была не меньше 70%.
  • Допускается использование козырьков и тонировки в верхней части лобового стекла.
  • Наконец, в солнечные дни водителю лучше пользоваться солнцезащитными очками, чем тонировкой или шторками. В этом случае их прозрачность можно выбирать самостоятельно по вкусу – придираться к вам не имеют права.

Рассмотрим требования к автомобильным шинам и колесам на 2018 год. Они регламентируются приложением № 1 к ПДД «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», пункт 5.

Для начала напомним требования к остаточной высоте протектора согласно ПДД на 2019 год:

5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;

для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;

для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;

для транспортных средств категорий M2, M3 — 2 мм.

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.

Примечание. Обозначение категории транспортного средства в этом пункте установлено в соответствии с приложением N 1 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720.

Представим вышеуказанные условия в виде простой таблицы.

Помимо остаточной высоты рисунка протектора, имеются и другие ограничения на допустимые к эксплуатации шины:

5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

Рассматривая вышеуказанные требования, можно ответить на часто встречающиеся вопросы о шинах:

Можно ли использовать шины и покрышки с отремонтированными боковыми порезами и шишками?

Да, если указанные повреждения не обнажают корд и и не вызвали отслоение протектора и боковины.

Можно ли ездить на автомобиле, если нет гайки или болта крепления колеса?

С отсутствующими элементами крепления колеса ездить нельзя.

Можно ли устанавливать нестандартные размеры шин для данной модели автомобиля?

Установка непредусмотренных заводом-изготовителем размерностей шин не допускается.

Можно ли устанавливать на одну ось шины с разным протектором или разной размерности?

Нельзя согласно п. 5.5 Приложения 1 к ПДД РФ.

Можно ли устанавливать одновременно шипованные и нешипованные шины на разных осях?

Можно, п. 5.5 этого не запрещает.

Можно ли устанавливать одновременно зимние и летние шины на разных осях автомобиля по ПДД?

Нельзя одновременно использовать ошипованные и неошипованные шины, это противоречит п. 5.5 Перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств. На разных осях разрешается использовать неошипованные зимние и летние шины, к примеру, на передней оси — зимние липучки, на задней — летние покрышки.

Штраф за шины с нарушением глубины протектора, штраф за разные шины, порезы и «шишки»

Штраф за нарушение вышеуказанных требований к автомобильным шинам накладывается по ст. 12.5 КоАП РФ.

Статья 12.5. КоАП РФ: Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

В статье читатель найдет ответы на следующие вопросы: разрешается ли в России устанавливать фаркоп на легковые машины; в каких случаях нужно регистрировать его в ГАИ и что для этого необходимо.

Вы узнаете также, когда запрещено использование ТСУ, и какое административное наказание предусмотрено за нарушение регламента.

Разрешена ли установка фаркопа на легковой автомобиль: российское законодательство об установке фаркопа

Фаркоп - это тягово-сцепное устройство (ТСУ) , которое устанавливается на автомобиль с целью подсоединения к нему прицепа.

Фаркоп можно установить в предусмотренные для него штатные места в сервис-центре или самостоятельно, если это не требует нарушения конструкции машины. То есть, не применяется сварка, сверление и т. д.

С 01.01.2015 начал действовать Техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011 (далее - Техрегламент). Он регламентирует процесс внесения конструктивных изменений в структуру автомобиля.

Установка фаркопа к подобным изменениям не относится, если завод-изготовитель предусмотрел места для его крепления и внес его в перечень дополнительного оборудования для данной модели авто.

При отсутствии данных о ТСУ в одобрении типа ТС (ОТТС) и документации предприятия-производителя его установка будет являться изменением конструкции машины. В этом случае разрешение на его монтаж дает ГИБДД. Об этом свидетельствует п. 7.18 ПДД и Закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995.

Важно. Если автомобиль не эксплуатируется, никто не вправе оштрафовать владельца за его переоборудование.

При эксплуатации машины с тягово-сцепным устройством (ТСУ) нужно иметь в наличии следующие бумаги:

  1. Паспорт (инструкцию по монтажу) фаркопа с отметкой автосервиса о его монтаже.
  2. Копию сертификата ТСУ.
  3. Акт о проделанной работе.

Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД: новые правила установки фаркопа на легковой автомобиль

Многих водителей волнует вопрос: как законно установить тяговое устройство?

Регистрировать в ГИБДД нужно любые изменения, внесенные в конструкцию автомобиля. Установка фаркопа практически на всех моделях авто разрешена производителем. Это указывается в руководстве по эксплуатации.

Монтаж ТСУ не относится к конструктивным изменениям транспортного средства.

Фаркоп не нужно регистрировать в ГИБДД в следующих случаях:

  1. Установка ТСУ предусмотрена предприятием-изготовителем.
  2. На фаркоп имеется паспорт и сертификат соответствия.
  3. Устройство для прицепа установлено согласно инструкции, приведенной в паспорте, т. е. конструкция машины не изменена.

При установке фаркопа на авто следует руководствоваться сведениями из эксплуатационных документов на машину. Если в них отражено, что устанавливаемое ТСУ сертифицировано для использования в составе данного автомобиля, то регистрировать изменения не нужно.

Новые правила устанавливают: ТСУ не проверяют и не согласовывают в ГИБДД (п. 77 Техрегламента) в следующих случаях:

  1. Фаркоп предназначен для данного авто.
  2. Произведена оценка соответствия ТСУ автомобилю, имеются подтверждающие документы.
  3. Установка предусмотрена заводом-изготовителем.

Информация о том, разрешена ли данному автомобилю буксировка прицепа, указана в его нагрузочной таблице. Она находится на правой средней стойке автомобиля или под капотом. В ней сообщается о возможности подсоединения прицепа.

Если соответствующая строка не содержит данных, фаркоп нужно регистрировать в ГАИ .

Требует оформления ТСУ, присоединенное болтами или приваренное к силовым элементам машины, и необходимое для серьезных тяговых нагрузок.

При установке фаркопа своими руками следует соблюдать следующие правила:

  1. Выбор устройства, подходящего для конкретной марки и модели авто.
  2. Прочтение инструкции к ТСУ.
  3. Подготовка необходимых инструментов.
  4. Демонтаж бампера и его усилителя.
  5. Монтаж балок и кронштейнов к лонжеронам кузова согласно указанной в инструкции схеме.
  6. Крепление подрозетника к балке; присоединение жгута электропроводки к балке пластиковыми шнурами.
  7. Протягивание жгута через проем в задней панели.
  8. Электромонтаж, разъем для него есть на схеме авто.
  9. Соединение двух колодок.
  10. Установка снятых деталей машины.

Внимание! Болты, соединяющие элементы ТСУ с кузовом, должны быть тщательно затянуты. Если места крепления заржавели, следует обработать их антикором.

Грамотный монтаж ТСУ обеспечит длительность его эксплуатации, надежность в пути и безотказную работу.

Какие документы нужны для регистрации фаркопа в ГИБДД?

Для регистрации ТСУ в ГАИ и получения свидетельства сначала нужно пройти техническую экспертизу.

Этап 1. Предварительный осмотр в ГИБДД

Автовладелец должен посетить ГАИ и написать заявление на предварительную экспертизу конструкции машины, сдать в окошко документы и через определенный срок получить решение.

В инспекцию нужно подать следующие бумаги:

  1. Заявку установленной формы (выдает ГАИ).
  2. ПТС (двухстороннюю копию).
  3. Документы на фаркоп.
  4. Свидетельство о регистрации легковой машины.

Этап 2. Экспертиза после изменений с оценкой безопасности

На автомобиль устанавливается ТСУ.

Работу должен выполнять специализированный центр, который выдаст подтверждающие документы: акт выполненных работ, заявление-декларацию, копию сертификата соответствия.

Владелец отгоняет авто на осмотр, где проверяют безопасность конструктивных изменений и оформляют диагностическую карту.

Затем техэкспертизу проводит ГАИ и выдается свидетельство.

Для его получения автовладелец предоставляет:

  1. Карту диагностики.
  2. Договор покупки ТСУ и иные документы.
  3. Сертификат на фаркоп.
  4. Декларацию от автосервиса.
  5. Заявление и вынесенное предварительной экспертизой решение.

Когда установка фаркопа на легковой автомобиль запрещена - размер штрафа

Законодательство запрещает устанавливать фаркоп на машину, если он не указан в качестве дополнительного оборудования в ОТТС.

Копию документа можно запросить у дилерского центра или у завода-изготовителя авто. Ее получают фирмы, производящие или импортирующие в РФ автомобили.

Оснащать авто фаркопом нельзя, если на нем запрещено использовать прицеп.

В иных случаях, либо для применения тяжелого прицепа, необходима категория «Е» .

При осмотре машины с фаркопом инспектор может выписать штраф, если ТСУ:

  1. Нестандартное или неисправное.
  2. Закрывает госномер или оптику.
  3. Установлено в не предусмотренные производителем места.

При возникновении проблем при постановке машины на учет из-за наличия фаркопа, следует попросить у сотрудника ГИБДД письменное объяснение того, почему он наложил запрет на регистрацию.

На основании полученных разъяснений можно написать жалобу на имя начальника ГАИ .

Штрафза ТСУ предусматривает ч. 1 ст. 12.5 КоАП. Его размер составляет 500 р. Его можно оплатить с 50% скидкой. Это разрешает ст. 32.2 КоАП. Это можно сделать в течение 20 дней с даты его выписки.

Важно. Езда без регистрации конструктивных изменений авто подразумевает административную ответственность и повышает опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения.

Можно ли избежать штрафа за фаркоп без его регистрации в ГИБДД?

Можно ли избежать административного наказания?

Не допустить выписки штрафа за наличие прицепного устройства автовладелец может несколькими способами:

1. Сначала следует вести диалог с инспектором о том, что в ближайшем будущем все будет исправлено

Попросить его ограничиться предупреждением. Законность этого подтверждает ст. 12.5 КоАП.

Такая тактика особенно действенна, если водитель не нарушал ПДД за последние 6 месяцев или год.

2. Использование съемного фаркопа

Можно ли ставить разные шины на разные оси по ПДД или нет, вопрос достаточно актуальный. Каждый водитель пытается снизить затраты на своё транспортное средство. Но что указано по этому поводу в законодательстве и как разные шины отразятся на безопасности передвижения автомобиля.

Рисунок протектора шины влияет на:

  • качество сцепления на различных видах покрытия дороги при различных погодных условиях;
  • управляемость автомобиля;
  • скоростные возможности;
  • уровень шума и степень комфорта.

Помимо всего прочего у шины есть такой показатель как износ и он не должен превышать допустимые нормами показатели.

Законодательная база

Действующие Правила гласят, что не разрешается устанавливать колеса с различным рисунком протектора на одну и ту же ось автотранспорта. Резину на одной оси устанавливают абсолютно одинаковую.

Автомобиль запрещается эксплуатировать, если на одной из осей его (передней или задней) расположены:

  • колеса, рисунок протектора которых отличается;
  • автопокрышки различных размеров и конструкций (камерной и бескамерной, радиальной и диагональной);
  • новые и восстановленные шины с отличающимся протектором;
  • морозостойкие и неморозостойкие автопокрышки;
  • новые автошины и с произведённым на них углублением желоба протектора;
  • покрышки с наличием шипов и без них единовременно.

Обязательно все 4 колеса либо монтируются ошипованными, либо 4 покрышки не должны иметь шипов. Комбинировать их категорически запрещено действующими правилами.

Правила не запрещают устанавливать разную по протектору авторезину на разные оси автомобиля. Для безопасности в условиях непогоды рекомендовано монтировать 4 абсолютно идентичных колеса.

Факт наличия абсолютно одинаковых шин на одной оси ТС обязателен . Например, если по ряду причин передняя правая покрышка была значительно повреждена, автовладелец должен подобрать и купить точно такую же, как передняя левая, либо купить и заменить обе шины одновременно, если аналогичного протектора не нашлось.

Монтаж летних и зимних шин

Автотранспортное средство должно быть оснащено либо зимними покрышками, либо летними в зависимости от сезона, в котором оно используется.

Одновременно использовать зимнюю и летнюю резину нельзя, даже если она будет установлена на различные оси. Правила требуют монтажа всех 4х шин «по сезону». Другими словами, автомобиль должен быть полностью «обут» либо в зимнюю, либо в летнюю резину.

Используя на передней и задней оси автомобиля шины с различным рисунком протектора, водитель правил ПДД не нарушает. Законодательство данный факт не запрещает. Однако здесь следует учитывать некоторые нюансы.

Чтобы автомобиль при плохих погодных условиях хорошо держал дорогу, рисунок протектора на разных осях должен отличаться минимально. Это же касается и характеристик покрышки.

Например, если установить впереди полноприводного автомобиля зимние покрышки, а сзади монтировать летние, то получится следующее:

  • передом автомобиль будет отлично держаться за обледенелое дорожное покрытие;
  • заднюю часть транспортного средства будет сносить;
  • при эксплуатации в таких условиях автомобиль может снести с трассы.

При установке колёс с различной высотой профиля, а так же произведённых разными компаниями, диаметр шин должен быть одинаковым или с минимальным отличием.

Устанавливать колеса различного диаметра на одну и ту же ось ТС не разрешается.

КоАП не запрещает использование водителями шин с отличным рисунком на различных осях автомобиля. Другими словами рисунок протектора шин на передней оси может отличаться от рисунка на задней.

Посредством этого водитель может немного сэкономить, купив только 2 колеса, вместо целого комплекта, а так же не возникнет проблем с торможением из-за не одинакового рисунка покрышек.

Разрешается ли устанавливать новые и бывшие в потреблении

Использовать единовременно новые и бывшие в потреблении покрышки действующие правила позволяют. Однако в данной ситуации есть нюансы:

  1. Запрещено эксплуатировать новые и восстановленные автопокрышки одновременно.
  2. Запрещено параллельно с новыми автопокрышками эксплуатировать шины после углубления.

Различие шин состоит в следующем:

  1. Восстановлением шин называется вторичное покрытие их слоем резины. Далее на поверхности покрышки нарезается рисунок. Действие должно быть произведено исключительно в заводских условиях.
  2. Углублением протектора будет являться увеличение глубины канавок уже существующего протектора. Действие должно быт выполнено исключительно на предназначенном для данной процедуры оборудовании.

Используя единовременно с новыми перечисленные выше виды покрышек автовладелец получает высокий риск попасть в дорожно-транспортное происшествие, а так же нарушает правила дорожного движения.

Использовать одновременно автошины на одной оси ТС с различным износом не запрещено. Ограничение касается только использования новой и старой резины одновременно.

Требования к используемым в ТС шинам прописаны в приложении к ПДД.

В соответствии с ними должны быть соблюдены следующие нормативы:

  1. Для летних покрышек легкового автомобиля предельная глубина протектора не должна быть меньше 1.6 миллиметра. Данное правило относится исключительно к легковому транспорту. Другие категории автомобилей будут иметь прочие нормативы.
  1. Для зимних и всесезонных покрышек предел глубины протектора не может быть менее 4 миллиметров. Высота протектора автопокрышки определяется на СТО при помощи специальной диагностики на лицензионном оборудовании.
  1. На шинах должны отсутствовать:
  • нарушения целостности покрытия;
  • отслоения;
  • корд не должен быть обнажён.
  1. Допустимая нагрузка на автошину и размер должны полностью соответствовать модификации транспортного средства.

Так же законодательство предъявляет определённые требования и к колёсным дискам. На них не должно быть:

  • внешних повреждений;
  • трещин;
  • сколов и так далее;
  • диски монтируются полным комплектом болтов и гаек. Если отсутствует хотя бы один болт в креплении колеса, эксплуатация ТС до устранения неисправности запрещена.

Автопокрышки, имеющие боковые порезы и так называемые «грыжи» использовать можно, но только при условии отсутствия отслоения резины от корда и последний не должен обнажиться.

Видео: На какую ось ставить лучшую пару шин?

Штрафные санкции

За нарушение действующих правил законодательство предусматривает штрафные санкции. В частности руководствуясь статьёй 12,5 КоАП, за использование не одинакового вида покрышек в автотранспорте на водителя инспектор ГИБДД наложит одно из следующих взысканий:

  • предупреждение;
  • штраф в сумме 500 рублей.

Ответственность понесет водитель если:

  • автомобиль одновременно «обут» в шипованную и не шипованную резину.
  • на одной оси автотранспорта установлены отличные друг от друга шины. Например, не одинакового размера, с различным рисунком протектора и так далее.

Устанавливая резину на транспортное средство, водитель должен думать не только об экономии, но и о безопасности дорожного движения.