Снежный крейсер. Антарктический снежный крейсер

Монстр, просто монстр. С незавидной, как это часто бывает у монстров, судьбой. Его любили, им восхищались, на него надеялись. В нём разочаровались, бросили и забыли.
Во многом потому, что идея, родившаяся в горячей голове 70 лет назад, была воплощена впопыхах. Поспешили, но никого не насмешили.

А дело было так. В 1934 году вторая антарктическая экспедиция США едва не стоила адмиралу Ричарду Бирду (Richard E. Byrd) жизни. Отравленный угарным газом он лежал на базе, в занесённой снегом хижине, в то время как заместитель командира экспедиции, физик и исследователь Томас Поултер (Thomas C. Poulter), прилагал героические усилия, пытаясь вывезти адмирала на тракторах-снегоходах.

С третьей попытки Поултеру это удалось, но в технике, еле-еле преодолевшей по снегу несчастные две сотни километров, он разочаровался. Поэтому данный трагический инцидент, как теперь принято считать, и стал той искрой, из которой возгорелась оригинальная концепция «Антарктического снежного крейсера» (Antarctic Snow Cruiser).

Адмирал Ричард Берд

8 августа 1939 года строительство Snow Cruiser началось на пульмановском заводе в Чикаго. Причём сроки поджимали — на то, чтобы полностью построить, испытать и доставить гигантскую машину в порт, у её создателей было меньше 3 месяцев!

Параметры впечатляют и сегодня. Длина – 17 метров, высота — 4,9 метра, ширина — 6 метров. Полный вес — 34 тонны. Максимальная скорость – 48 км/час. Каждое колесо приводилось в движение своим электромотором мощностью 75 «лошадей», а энергию для них поставляли два 6-цилиндровых дизель-генератора по 150 лошадиных сил каждый.

Ожидалось, что «Крейсер» сможет работать в диапазоне восьми с лишним тысяч километров. Что экипаж машины будет состоять из 5 человек, включая пилота, ведь на «спине» Cruiser планировалось разместить самолёт!

На причале в Бостоне, Ноябрь 1939 г.

«Крейсеру» сначала нужно было добраться до Бостона, попасть на борт судна. Это был тяжёлый путь в сопровождении полиции и автомобилей прессы, «автопробег» неизменно собирал на маршруте огромные толпы.

Наконец, 12 ноября «Крейсер», по-видимому, не без божьей помощи, добрался до бостонского причала и погрузился на палубу «Полярной звезды». Чтобы гигант на ней уместился, пришлось на время снять его хвостовую секцию. И 15 ноября корабль отправился в путь.

12 января «Полярная звезда» бросила якорь в Заливе кита. И чтобы Cruiser смог покинуть борт, из тяжёлой древесины был построен специальный скат, который при разгрузке начал разваливаться, так что только мастерство Поултера, сидевшего за рулём и в нужный момент давшего полный газ, позволило монстру съехать на безопасный лёд.

Вот с этого момента транспортное средство стало с фантастической скоростью терять своё очарование. Как только Поултер попытался на нём поехать, сразу стало очевидно, что представления проектировщиков о тяге были ошибочными.

Огромные шины легко крутились вхолостую, погрузившись в снег практически на метр. Кроме того, тут же перегрелись двигатели. Короче говоря, Cruiser оказался в Антарктиде абсолютно беспомощным.

24 января убитый горем Поултер отбыл обратно в Америку, где пресса уже окончательно утратила энтузиазм. Журналисты назвали миссию «полным провалом», а саму машину окрестили «динозавром на колёсах». Оставшиеся с «Крейсером» члены команды несколько раз пытались привести его в чувство, но тщетно.

Антарктический снежный крейсер (англ. Snow Cruiser) — вездеход, который был создан в 1939 г. для очередной экспедиции Ричарда Бэрда в Антарктиду Иллинойсским технологическим институтом в Чикаго. Его конструктором был сподвижник Бэрда Томас Поултер.

Так началась одна из самых интересных авантюр в истории освоения Антарктиды.

Цветная кинохроника:

Для повышения проходимости по специфическим антарктическим ландшафтам конструкторы использовали два принципиальных решения.
Во-первых, «крейсер» поставили на четыре громадных колеса — диаметром 120 дюймов (больше 3 м). Их приводили в движение электродвигатели, стоящие каждый в своей ступице, питаемые от двух дизель-генераторов по 150 л.с. Колеса размешались в нишах, подогреваемых выхлопными газами.
Во-вторых, корпус машины имел 17-метровую длину и лыжеподобное днище, при высоте от 3,7 до 5 м (в зависимости от положения подвески) и ширине 6,06 м. Через трещины шириной до 4,5 м, коими изобилует антарктический ледник, снегоход должен был «переползать», как лыжа, отталкиваясь колёсами; так же предполагалось преодолевать и фирн (зернистый лёд).

На крыше вездехода предполагалось разместить небольшой самолет-биплан для ведения разведки. Для того, чтобы снять его с крыши, требовалось насыпать пандус из снега.

В январе 1940 года вездеход доставили в Антарктиду и сам Томас Поултер принял участие в экспедиции. «Снежный крейсер» должен был пересечь Антарктиду два раза, крест-накрест, объехав почти всю береговую линию и дважды побывав на полюсе. Запаса топлива в баках должно было хватить на 8000 км.

Но оказалось, что «Снежный крейсер» не может двигаться по снегу, так как колеса погрузились в снег на метр и беспомощно вращались, не в силах сдвинуть «крейсер». В попытках исправить ситуацию, команда присоединила запасные колеса к передним, увеличив таким образом ширину последних в два раза, а на задние колеса надела цепи. В результате машина оказалась способна хоть как-то двигаться. Причём оказалось, что при движении задним ходом она ведёт себя гораздо увереннее. Но всё равно моторы вездехода то и дело перегревались.

Вездеход смог проехать по Антарктиде задним ходом за две недели лишь 148 километров, после чего его пришлось остановить и экипаж «крейсера» остался жить в нём в качестве научного персонала полярной станции. Через несколько месяцев полярники покинули «Снежный крейсер» из-за того, что финансирование проекта было прекращено — внимание общественности переключилось на Вторую мировую войну.

В следующий раз полярники нашли машину в конце 1940-х годов и выяснили, что машина цела, требует лишь мелкого ремонта и накачки шин. В 1958 году международная экспедиция снова нашла «Снежный крейсер». За 18 лет машину занесло несколькими метрами снега, но её расположение выдавал торчащий на поверхности высокий бамбуковый шест, предусмотрительно установленный экипажем. Измерив количество снега от низа колес, полярники смогли узнать количество выпавших осадков за этот период.

С тех пор машину никто не видел. По одной версии, его занесло снегом окончательно. По другой, он оказался на одном из огромных айсбергов, которые откалываются от ледяного шельфа Антарктиды, а затем затонул в океане.

Armour Institute of Technology ) в г. для очередной экспедиции Ричарда Бэрда в Антарктиду . Его конструктором был сподвижник Бэрда Томас Поултер.
Снежный крейсер
Создатель
Стоимость 300 000 $
Масса 34 000 кг
Двигатель дизельный двигатель
Дальность автономного перемещения 8 046 720 м
Проектировщик Thomas Poulter [d]
Вместимость 5
Длина
  • 17 м
Высота/рост 4,9 м
Ширина 6,06 м
Скорость 13 м/с

Описание

Для повышения проходимости по специфическим антарктическим ландшафтам конструкторы использовали два принципиальных решения. Во-первых, «крейсер» поставили на четыре громадных колеса - диаметром 120 дюймов (больше 3 м). Их приводили в движение электродвигатели, стоящие каждый в своей ступице, питаемые от двух дизель-генераторов по 150 л. с. Во-вторых, корпус машины имел 17-метровую длину и лыжеподобное днище, при высоте от 3,7 до 5 м (в зависимости от положения подвески) и ширине 6,06 м. Через трещины шириной до 4,5 м, коими изобилует антарктический ледник, снегоход должен был «переползать», как лыжа, отталкиваясь колёсами; так же предполагалось преодолевать и фирн (зернистый лёд). На крыше вездехода предполагалось разместить небольшой самолет-биплан для ведения разведки.

Технические характеристики

Применение

В январе 1940 года вездеход доставили в Антарктиду и сам Томас Поултер принял участие в экспедиции. «Снежный крейсер» должен был пересечь Антарктиду два раза, крест-накрест, объехав почти всю береговую линию и дважды побывав на полюсе. Запаса топлива в баках должно было хватить на 8000 км.

Но оказалось, что «Снежный крейсер» не может двигаться по снегу, так как колеса погрузились в снег на метр и беспомощно вращались, не в силах сдвинуть «крейсер». В попытках исправить ситуацию, команда присоединила запасные колеса к передним, увеличив таким образом ширину последних в два раза, а на задние колеса надела цепи. В результате машина оказалась способна хоть как-то двигаться. Причём оказалось, что при движении задним ходом она ведёт себя гораздо увереннее. Но всё равно моторы вездехода то и дело перегревались.

Вездеход смог проехать по Антарктиде задним ходом за две недели лишь 148 километров, после чего его пришлось остановить и экипаж «крейсера» остался жить в нём в качестве научного персонала полярной станции. Через несколько месяцев полярники покинули «Снежный крейсер» из-за того, что финансирование проекта было прекращено - внимание общественности переключилось на Вторую мировую войну .

В следующий раз полярники нашли машину в конце 1940-х годов и выяснили, что машина цела, требует лишь мелкого ремонта и накачки шин. В 1958 году международная экспедиция снова нашла «Снежный крейсер». За 18 лет машину занесло несколькими метрами снега, но её расположение выдавал торчащий на поверхности высокий бамбуковый шест, предусмотрительно установленный экипажем. Измерив количество снега от низа колес, полярники смогли узнать количество выпавших осадков за этот период. С тех пор вездеход никто не видел. По одной версии, его занесло снегом окончательно. По другой, он оказался на одном из огромных айсбергов , которые откалываются от ледяного шельфа Антарктиды, а затем затонул в океане.

Монстр, просто монстр. С незавидной, как это часто бывает у монстров, судьбой. Его любили, им восхищались, на него надеялись. В нём разочаровались, бросили и забыли. Во многом потому, что идея, родившаяся в горячей голове 70 лет назад, была воплощена впопыхах. Поспешили, но никого не насмешили.

А дело было так. В 1934 году вторая антарктическая экспедиция США едва не стоила адмиралу Ричарду Бирду (Richard E. Byrd) жизни. Отравленный угарным газом он лежал на базе, в занесённой снегом хижине, в то время как заместитель командира экспедиции, физик и исследователь Томас Поултер (Thomas C. Poulter), прилагал героические усилия, пытаясь вывезти адмирала на тракторах-снегоходах.

С третьей попытки Поултеру это удалось, но в технике, еле-еле преодолевшей по снегу несчастные две сотни километров, он разочаровался. Поэтому данный трагический инцидент, как теперь принято считать, и стал той искрой, из которой возгорелась оригинальная концепция «Антарктического снежного крейсера» (Antarctic Snow Cruiser).

После драматической экспедиции Поултер присоединился к специалистам исследовательского Фонда технологического института Иллинойса (Research Foundation of the Armour Institute of Technology; ныне IIT) и убедил своих новых коллег в необходимости создания нового транспортного средства для освоения Антарктиды. На её территорию, кстати сказать, в то время претендовали разные страны, надеясь отыскать подо льдом и присвоить природные ресурсы.

Перед путешествием в Антарктиду машину проверяли на способность преодолевать трещины в ледниках. За неимением оных испытания проходили в отдалённо схожих условиях. Получалось, вроде, не так уж плохо (фото с сайта joeld.net).

И когда Соединённые Штаты, как обычно решившие стать лидерами в гонке за природными богатствами, в 1939 году объявили о планах по отправке третьей антарктической экспедиции, Поултер, на тот момент уже более 2 лет вынашивавший идею «Крейсера», примчался в Вашингтон и вышел к властям с заманчивым предложением.

Он сказал, что есть проект уникальной машины. Её постройка обойдётся в $150 тысяч, но это будут средства частных инвесторов — Поултер уговорил больше 70 американских компаний пожертвовать рабочую силу, материалы, и оборудование.

Готовый Snow Cruiser автор концепции пообещал предоставить правительству «взаймы», если оно покроет затраты на операцию по переброске транспортного средства в Антарктиду и обратно, после чего вернёт «Крейсер» в распоряжение Фонда.

Чиновники от этой идеи пришли в восторг, и 8 августа 1939 года строительство Snow Cruiser началось на пульмановском заводе в Чикаго. Причём сроки поджимали — на то, чтобы полностью построить, испытать и доставить гигантскую машину в порт, у её создателей было меньше 3 месяцев!

24 октября того же, 1939 года почти законченный (!) «Крейсер» начал своим ходом почти 1700-километровое путешествие в Бостон, где его прибытия ожидало судно «Полярная звезда» (North Star). Заметьте, если бы Cruiser не прибыл вовремя — к 15 ноября — на палубу корабля он бы не попал.


В антарктическом доме на колёсах нашлось место и для пяти человек, и для всего им необходимого. В том числе — для самолёта (иллюстрация с сайта joeld.net).

Длинный поход был богат самыми разными событиями. Невероятная ярко-красная машина получилась настолько огромной, что дороги, по которым она ехала, приходилось перекрывать, убирая с них весь остальной транспорт. Должно быть, самое время описать этого монстра.

Параметры впечатляют и сегодня. Длина – 17 метров, высота — 4,9 метра, ширина — 6 метров. Полный вес — 34 тонны. Максимальная скорость – 48 км/час. Каждое колесо приводилось в движение своим электромотором мощностью 75 «лошадей», а энергию для них поставляли два 6-цилиндровых дизель-генератора по 150 лошадиных сил каждый.

Ожидалось, что «Крейсер» сможет работать в диапазоне восьми с лишним тысяч километров. Что экипаж машины будет состоять из 5 человек, включая пилота, ведь на «спине» Cruiser планировалось разместить самолёт!


1 ноября 1939 года. Редкий цветной снимок: «Крейсер» въезжает в Огайо (фото с сайта thule.org).

В дополнение к кабине, транспортное средство имело ряд помещений, в том числе цех, кухню и комнаты для жилья, которые по комфортабельности могли соперничать со многими довоенными бунгало.

В тыловой части «Крейсера» были предусмотрены складские площади для топлива, запасных шин, пищи и воды, запасов которых, по идее, должно было хватить, как минимум на год (да, антифриз, охлаждавший двигатели, также проходил через радиаторы в жилых помещениях, чтобы обогревать их).

Таким образом, согласно первоначальному плану, Antarctic Snow Cruiser был мобильной антарктической базой, на которой могли бы со всеми удобствами жить и работать несколько исследователей.

Но, как вы помните, «Крейсеру» сначала нужно было добраться до Бостона, попасть на борт судна. Это был тяжёлый путь в сопровождении полиции и автомобилей прессы, «автопробег» неизменно собирал на маршруте огромные толпы.


Куда бы ни заезжал Antarctic Snow Cruiser по пути в Бостон, везде его неизменно встречали восторженные толпы (фото Richard C. Schmal с сайта lowellpl.lib.in.us).

В Нью-Йорке Поултер сделал небольшую остановку, чтобы группа слепых детей смогла прикоснуться к машине. В Спрингфилде больные дети вскочили с больничных коек и, невзирая на холод, выбежали на улицу, чтобы встретить это красное чудо.

Ну а кульминации встречи с публикой достигли уже у самого Бостона, в городе Фрэминхеме (Framingham), который туристы со всей страны фактически зажали в кольцо 70 тысячами автомобилей.

Во время движения огромной машины с дорог убирали весь транспорт. Присутствие в кадре мотоциклиста не говорит о «помиловании» двухколёсного транспорта — это эскорт (фото с сайта joeld.net).

Наконец, 12 ноября «Крейсер», по-видимому, не без божьей помощи, добрался до бостонского причала и погрузился на палубу «Полярной звезды». Чтобы гигант на ней уместился, пришлось на время снять его хвостовую секцию. И 15 ноября корабль отправился в путь.

Не обошлось без происшествий и на этот раз. Однажды ночью волнения на море чуть было не стали причиной потери машины — её едва удалось удержать на цепях.

С грехом пополам судно прибыло в Антарктиду 11 января 1940 года, и начался поиск подходящего места для выгрузки «Крейсера».

12 января «Полярная звезда» бросила якорь в Заливе кита. И чтобы Cruiser смог покинуть борт, из тяжёлой древесины был построен специальный скат, который при разгрузке начал разваливаться, так что только мастерство Поултера, сидевшего за рулём и в нужный момент давшего полный газ, позволило монстру съехать на безопасный лёд.

Вот с этого момента транспортное средство стало с фантастической скоростью терять своё очарование. Как только Поултер попытался на нём поехать, сразу стало очевидно, что представления проектировщиков о тяге были ошибочными.

Огромные шины легко крутились вхолостую, погрузившись в снег практически на метр. Кроме того, тут же перегрелись двигатели. Короче говоря, Cruiser оказался в Антарктиде абсолютно беспомощным.


Выгрузка в Антарктиде (фото с сайта joeld.net).

24 января убитый горем Поултер отбыл обратно в Америку, где пресса уже окончательно утратила энтузиазм. Журналисты назвали миссию «полным провалом», а саму машину окрестили «динозавром на колёсах». Оставшиеся с «Крейсером» члены команды несколько раз пытались привести его в чувство, но тщетно.

Несколько месяцев спустя начало сказываться приближение антарктической зимы. Вконец расстроенные члены экспедиции решили сделать из машины стационарную базу для зимовки. Они укрыли «Крейсер» деревьями, засыпали снегом…

И тут оказалось, что получилось совсем неплохо: Cruiser отлично обогревался, так что команда могла спать, укрывшись самыми лёгкими одеялами. Учёные экспедиции даже провели небольшую серию научных экспериментов.

Скучная, долгая и тёмная зима пришла вместе с новостями о войне в Европе. Поскольку Америка готовилась к возможному участию во Второй Мировой, антарктическая служба лишилась всего финансирования.

Стало ясно, что третья экспедиция не будет, как было запланировано, многолетней. Хотя находящийся в Штатах Поултер продолжал твердить о модификациях, которые могут оживить машину, команда покинула Антарктиду в начале 1941 года, бросив «Крейсер» на произвол судьбы. Война заставила людей быстро о нём забыть.

Томас Поултер в 1948 году устроился в Стэндфордский исследовательский институт (Stanford Research Institute; ныне SRI International), где и проработал до самой своей смерти в 1978-м, занимаясь самыми разными исследованиями, от взрывчатых веществ и баллистики до коммуникаций между морскими животными.


Возможно, пингвинов в Антарктиде «Крейсер» и позабавил, но людей — сильно разочаровал (Ray D. Gottfried с сайта thule.org).

В 1958 году учёные из международной организации IGY установили точное местонахождение «Крейсера», отправились в Антарктиду и откопали машину. В ней они нашли кипы старых журналов, обрывки бумаг и сигареты. Посмотрели и уехали.

Остаётся только догадываться, что после этого случилось с необычайным транспортным средством. Приблизительное его местоположение известно, но Cruiser никто никогда больше не находил. А, быть может, и не искал.

По одной из версий, машина оказалась на плавучей льдине, вышла на ней в море и утонула. Другой, более интригующий для американцев вариант — это возможное попадание «Крейсера» в руки СССР. Что, конечно, крайне маловероятно, ведь русские при вывозе машины должны были столкнуться с теми же самыми трудностями, что и члены экспедиции из США.

По мнению специалистов, «Крейсер» никак не повлиял на развитие машин для Антарктиды. Ведь в течение многих лет и по сей день самые эффективные транспортные средства для снега передвигаются на гусеницах. Но что-то полезное в истории со Snow Cruiser можно найти, правда?