Подстава на дорогах. Наиболее распространенные ситуации для подстав

Вождение автомобиля – сложное и ответственное занятие, которое требует от автолюбителя сконцентрированности на правильности выполнения всех маневров.

Один из самых сложных маневров – перестроение. Но, даже несмотря на это, многие водители пытаются выполнить его не соблюдая правила дорожного движения, что довольно часто заканчивается ДТП.

Особенность таких дорожно-транспортных происшествий заключается в том, что, как правило, автомобили получают только незначительные повреждения. Конечно, размер причиненного транспортному средству ущерба напрямую зависит от обстоятельств аварии.

Однако такие транспортные аварии чаще всего происходят на оживленных автомобильных трассах, что сильно затрудняет движение других участников.

Понятие перестроения

Прежде чем определиться с тем, как же правильно выполнить такой маневр, стоит определиться, что же кроется под данным определением. Под перестроением подразумевается смена полос движения транспортного средства.

Как правило, для совершения перестроения, автомобилисту необходимо выполнить сразу несколько маневров: обгон, разворот. Из-за сложности такого перестроения, многие автолюбители считают, что это – неплохой способ показать свой стиль вождения и стаж в данной области.

Конечно же, на уровне законодательства четко определены правила выполнения данного маневра. Однако некоторые автомобилисты считают, что четкое соблюдение правил дорожного движения в этом случае не принципиально, и благодаря их опыту вождения, они смогут избежать ответственности.

Правила выполнения маневра

При выполнении перестроения, автомобилист должен придерживаться определенных правил:

  1. Если автолюбитель движется по многополосной автомобильной дороге, ему необходимо обращать внимание на других водителей. Он должен уступать всем транспортным средствам, которые движутся с правой стороны.
  2. При выполнении маневра водитель должен уступить тому транспорту, который не собирается менять полосу движения.
  3. При выполнении данного маневра, автомобилист должен сообщить о своем решении перестроиться другим участникам движения соответствующими сигналами.

При неправильном выполнении данной последовательности действий, автомобилист может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие.

Частые нарушения

Можно выделить сразу несколько самых частых нарушений водителями правил дорожного движения при выполнении перестроения. К сожалению, большинство из этих нарушений приводят к ДТП.

  1. В ходе движения автомобилист замечает на своей полосе препятствие и быстро перестраивается. В этом случае водитель не соблюдает ПДД, так как он не сообщает другим водителям о своем желании осуществить маневр (световые сигналы) и не дожидается их согласия на выполнение перестроения.
  2. При выполнении маневра, автомобилист не соблюдает дистанцию между транспортными средствами, мешает прочим участникам дорожного движения, что приводит к столкновению.
  3. Большинство столкновений происходят в пробках. Чтобы потратить меньше времени на ожидание своей очереди, водитель может начать перестраиваться в другой ряд. В большинстве случаев, автомобилист не показывает никаких световым сигналов, поэтому у других участников движения не было возможности сориентироваться. Если в пробке окажется такой же нетерпеливый водитель (а таких большинство), то дорожно-транспортного происшествия не избежать.
  4. Еще одна ситуация, которая может закончиться ДТП – игнорирование автолюбителем отдельных участков на дороге, отмеченных как мертвые зоны. Перед тем, как осуществить маневр, автомобилист должен убедиться в том, что прочие участники движения увидели его световое предупреждение.

При соблюдении данных правил, водитель сможет обеспечить не только свою безопасность других участников дорожного движения.

Как выполнить перестроение

Как же правильно выполнять перестроение?



Оформление ДТП

При неправильном выполнении данного маневра, в большинстве случаев автомобилист становится виновником дорожно-транспортного происшествия. В этом случае ему может потребоваться знание норм о том, как правильно оформить такое ДТП.

Стоит помнить о том, что самостоятельное оформление аварии по допускается только в том случае, если один из водителей признает свою вину. В противном случае, при наличии разногласий, необходимо вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД.

Размер ответственности за создание аварийной ситуации и неправильное перестроение напрямую зависит от обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Водителя может ожидать как штраф в размере 500 рублей, так и лишение его удостоверения сроком до 1 года.

Авария при перестроении в правый ряд

Особого внимания заслуживает дорожно-транспортное происшествие, которое произошло при выполнении автомобилистом перестроения в правый ряд. В соответствии с нормами российского законодательства, в данном случае виновников аварии будет признан водитель, который передвигался в левом ряду.

По правилам дорожного движения, автомобилист должен был убедиться в том, что водители, двигавшиеся по правой стороне, дают ему возможность выполнить данный маневр.

Даже если в крови водителя, осуществлявшего движение по правой стороне, будет найден алкоголь, виновником ДТП все равно будет признан автолюбитель, осуществлявший движение по левой стороне. Однако автолюбитель, который находился за рулем транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения, также будет привлечен к ответственности за нарушение данного ПДД.

Чтобы обезопасить себя от участия в ДТП, перед тем, как выполнить маневр, водитель должен убедиться в безопасности его выполнения и относительно автомобилистов, осуществляющих движение по следующей полосе, после правой. В некоторых случаях авария происходит потому, что сразу два участника движения принимают решение одновременно перестроиться на одну и ту же полосу.

Возмещение причиненного материального вреда возлагается на водителя виновного транспортного средства или на его страховую компанию.

Последствия ДТП при перестроении в левый ряд

ДТП при перестроении в левый ряд происходит гораздо реже, но также имеет свою, достаточно впечатляющую статистику.

В соответствии с правилами дорожного движения, виновником такого ДТП является водитель, который осуществлял перестроение. Перед тем, как осуществить маневр, водитель должен был убедиться в безопасности его выполнения.

Вне зависимости от того, в каком состоянии будет находиться второй водитель, в аварии будет признан автомобилист, осуществлявший перестроение.

В соответствии с правилами дорожного движения лицо, которое было признано виновником дорожно-транспортного происшествие, обязано компенсировать материальный ущерб, который был причинен собственнику второго транспортного средства.

При наличии у лица, виновного в ДТП, страхового полиса , обязанность по компенсации причиненного пострадавшему ущерба возлагается на его страховую компанию.

Спорные ситуации при ДТП

Достаточно часто после дорожно-транспортных происшествий при перестроении, возникают спорные ситуации. Предпосылкой для таких разногласий становится установление виновника аварии.

Если участникам ДТП не удается определить водителя, виновного в столкновении самостоятельно, чтобы оформить европротокол, необходимо вызывать на место происшествия сотрудников ГИБДД.

Установление виновника дорожно-транспортного происшествия происходит путем проведения расследования, в ходе которого сотрудники дорожной инспекции устанавливают все обстоятельства аварии, факт соблюдения каждым участником столкновения правил дорожного движения.

Как правило, спорные ситуации возникают в тех случаях, когда автомобилисты одновременно начали перестраиваться на одну и ту же полосу движения. В таком случае автолюбитель, который выполнял данный маневр вторым, должен быть соблюсти требования о соблюдении скоростного режима и дистанции. Если водителем были нарушены данные параметры, виновником ДТП признается именно он.


Однако и первый водитель также может быть признан виновником дорожно-транспортного происшествия, при несоблюдении скоростного режима, не соблюдении требования о световых указателях.

Конечно же, к ответственности могут быть привлечены оба автолюбителя. Однако в большинстве случаев наказание ожидает того водителя, который двигался сзади. Обжаловать полученное постановление можно в течение 10 дней с момента его составления.

Мотоциклист – это такой же полноправный участник движения, и именно эта категория чаще всего становится участниками аварий. К сожалению, если в результате такого столкновения автомобиль получает незначительные повреждения, для мотоциклиста авария может закончиться больницей и даже летальным исходом.

Поэтому водитель мотоцикла, при выполнении данного маневра, должен соблюдать особую осторожность, соблюдать скоростной режим, дистанцию и сообщать прочим участникам движения о своем намерении при помощи света фар.

"Подстава" - спровоцированное ДТП, при котором заранее выбранный преступниками автовладелец искусственно оказывается в роли виновника.

Основная цель - представить повреждения, имевшиеся на автомобиле от других ДТП, результатом последнего происшествия и получить деньги на устранение этих повреждений с как можно большего числа автовладельцев.

"Подставщики" создают все условия для того, чтобы картина ДТП выглядела правдоподобно и у второго участника-жертвы не возникало сомнений в собственной виновности. Обычно, преступники ездят на 3-10-летних автомобилях дорогих моделей престижных марок ("Ауди", БМВ, "Мерседес" и др.) стоимостью на момент ДТП 5-25 тыс. долларов США.

Обычно на их машинах отсутствует один или оба номерных знака. Достаточно часто на относительно недорогих автомобилях "подставщиков" с небогатой комплектацией наклеены шильдики, имитирующие принадлежность к автомобильной элите: "BRABUS", "АМG", "Аlpina" и т.п. Этот психологический трюк рассчитан на то, что жертва "подставы" с большим "уважением" отнесется к владельцам такого дорогого престижного автомобиля и быстрее расстанется со своими деньгами.

Наиболее распространенные ситуации для подстав

Практически во всех случаях "подставы" организуют в заранее обдуманном месте. Преступники предпочитают хорошие дороги с небольшим количеством сотрудников ГИБДД и светофоров.

Перестроение вправо

Вариант 1 (наиболее распространенный)

Рисунок 1

При перестроении красного автомобиля вправо синий автомобиль, едущий сзади справа на некотором удалении, резко увеличивает скорость (или резко перестраивается из правого ряда) и в момент пересечения красным автомобилем линии разметки соприкасается своей левой частью с правой частью красного автомобиля. В результате виновник ДТП - водитель красного автомобиля (Рисунок 1).

Комментарий юриста

Водителем красного автомобиля нарушен пункт 8.4 Правил дорожного движения (ПДД) - "При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа".

Если при выполнении этого маневра водитель красного автомобиля не включил сигналы поворота, то им нарушен и пункт 8.1 - "Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями по ворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При этом маневр должен быть безопасен, и не создавать помех другим участникам движения...".

При такой аварии могут быть незначительно повреждены все детали левой стороны синего автомобиля, но наиболее часто это - передний бампер, левая фара и левое переднее крыло. Красный автомобиль получает незначительные повреждения.

Ситуация перестроения из левого ряда может быть спровоцирована самими преступниками: к автомобилю, находящемуся в левом ряду, сзади подъезжает вплотную автомобиль преступников, требуя световыми и звуковыми сигналами освободить дорогу. Большинство автовладельцев стараются максимально быстро освободить левую полосу и зачастую недостаточно внимательно перестраиваются вправо, где этого маневра ждет второй автомобиль "подставщиков". Иногда, для того чтобы вынудить водителей перестраиваться из левого ряда, преступники используют следующий прием: в левом ряду с небольшой скоростью едет автомобиль, водитель которого не реагирует на других участников движения, и они вынуждены обгонять его справа. Этот вариант может быть использован преступниками в ситуации, когда перед светофором, для сокращения времени проезда перекрестка, водители перестраиваются из сильно загруженного левого ряда в правый.

Вариант 2

Рисунок 2

При круговом движении красный автомобиль выезжает из круга не из крайнего правого ряда. Синий автомобиль двигается сзади справа и, когда красный автомобиль начинает пересекать крайнюю правую полосу, резко увеличивает скорость и бьет красный автомобиль в правую сторону (Рисунок 2).

Аналогичная схема возможна при этом виде движения при любом перестроении из левых рядов.

Комментарии юриста

Водителем красного автомобиля нарушены два пункта ПДД 8.4 и 8.5 - "Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение".

Такой маневр красного автомобиля в любом случае является нарушением ПДД, и в ДТП, даже при отсутствии умысла со стороны водителя синего автомобиля, виновным будет водитель красного автомобиля. Достаточно часто, уже после столкновения автомоилей, раздается возмущенное бибиканье автомобиля преступников. Это дает им возможность утверждать, что звуковой сигнал использовался для предотвращения столкновения, и они сделали все, что могли, для того чтобы его избежать.

Расположение автомобиля на дороге

Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8

При движении на поворотах дороги многие водители для увеличения радиуса поворота пренебрегают дорожной разметкой и меняют полосу движения с меньшим вниманием, чем обычно (красный автомобиль). Этим умело пользуются преступники (синий автомобиль), поджидающие неосторожных водителей в таких местах (Рисунок 3).

Комментарии юриста Нарушение пункта 8.4 ПДД водителем автомобиля 1.

Сужение дороги

На выезде с второстепенной дороги на главную, где заканчивается полоса для разгона тоже существует опасность стать жертвой "подставы".

При выезде красного автомобиля синий автомобиль, находящийся достаточно далеко и, по мнению водителя красного автомобиля, не представляющий для него опасности, резко увеличивает скорость или меняет траекторию движения и бьет красный автомобиль в момент перестроения (Рисунок 4).

Комментарий юриста Нарушение пункта 8.4 ПДД водителем красного автомобиля.

Вытеснение из правого ряда

Красный автомобиль собирается поворачивать направо и занимает крайнюю правую полосу движения. В это время между красным автомобилем и краем проезжей части "втискивается" синий автомобиль и, постепенно смещаясь влево, вытесняет красный автомобиль из крайней правой полосы. При повороте красного автомобиля направо синий автомобиль бьет его в правый бок (Рисунок 5).

Комментарии юриста

В данном случае нарушение ПДД есть со стороны обоих водителей. Водитель синего автомобиля нарушает требования следующих пунктов ПДД:

9.7 - "Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам...";
9.9 - "Запрещается движение транспортных средств по обочинам...";
1.2.1 приложения 2 к ПДД - "Дорожная разметка и ее характеристики", 1.2.1 (сплошная линия) обозначает край проезжей части. Допускается пересечение линии 1.2.1, обозначающей край проезжей части и располагающейся справа от водителя, для остановки транспортного средства на обочине".

Водитель красного автомобиля нарушает требования пунктов ПДД 8.6 - "... При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части" и 8.5. Обгон справа

Водитель красного автомобиля на городской магистрали в плотном потоке использует промежуток правой полосы, свободный от припаркованных автомобилей, для обгона синего автомобиля. При перестроении красного автомобиля из крайней правой полосы в первоначально занимаемую синий автомобиль резко увеличивает скорость и бьет красный автомобиль в левый бок (Рисунок 6).

Комментарий юриста

Водителем красного автомобиля допущено два нарушения. Пункт 8.4 (см. выше) и 11.2 - "Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны".

Выезд на главную дорогу

Водитель синего автомобиля начинает выезд на магистраль. Водитель красного автомобиля тоже начинает движение и смотрит влево, чтобы убедиться в том, что его маневр не создает помех движущимся по магистрали автомобилям. Он видит, что полоса, на которую собирается выехать, свободна, и продолжает движение. В это время синий автомобиль внезапно, без причины, останавливается. Красный автомобиль бьет синий автомобиль в заднюю часть (Рисунок 7).

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрена типичная ситуация: дорожно-транспортное происшествие при одновременном перестроении автомобилей из одной полосы .

Однако не смотря на популярность такого типа аварий, далеко не все водители понимают, кто в итоге окажется виновным и оплатит ремонт чужого автомобиля.

Рассмотрим ситуацию подробнее.

Одновременное перестроение из одной полосы

Разберем типичную ситуацию, в которой на практике может понадобиться одновременное перестроение автомобилей из одной полосы:


По традиции наш автомобиль синего цвета, автомобиль второго участника ДТП - черного.

Первоначально все автомобили движутся в левой полосе в одном направлении, однако водитель белого автомобиля принимает решение повернуть налево и останавливается на проезжей части. Поскольку движение прямо больше невозможно, водители синего и черного автомобилей принимают решение об одновременном перестроении направо.

Замечание: На практике намного безопаснее подождать пока белый автомобиль освободит проезжую часть, а не выполнять перестроение. Однако данный совет применим не всегда. Например, если синий и черный автомобиль уперлись в очередь из 50 - 100 автомобилей, ожидание может занять значительное время, поэтому целесообразно перестроиться в соседнюю полосу.

Рассмотрим идеальное одновременное перестроение:


В идеальной ситуации синий и черный автомобиль перестраиваются полностью одновременно и продолжают движение по новой полосе в том же порядке:


При этом если возникнет дорожно-транспортное происшествие, его виновником окажется водитель черного автомобиля (пункт 10.1 ).

Многие отечественные водители держат у себя в голове именно такое развитие событий, забывая про тот факт, что идеальных условий перестроения на практике не бывает.

Одновременное перестроение из одной полосы на практике

На практике ситуация осложняется тем, что по соседней полосе также движутся транспортные средства, которым нужно уступить дорогу:


В средней полосе изображены красные микроавтобусы, которые не дают водителю перестроиться. Водители черного и синего автомобилей должны ожидать момента, когда мимо проедут все красные автомобили (образуется окно, достаточно для перестроения).

Однако красные автомобили сначала проезжают мимо черного автомобиля, поэтому именно его водитель первым заметит свободное пространство.

На практике водитель черного автомобиля первым приступает к маневру:


Отмечу, что водитель синего автомобиля также замечает свободное пространство, однако приступает к маневру чуть-чуть позже (возможно, на доли секунды).

Однако к тому моменту, когда синий автомобиль начинает перестроение, черный уже находится в соседней полосе:


А при подобном развитии событий виновником является водитель синего автомобиля (пункт 8.4 ПДД):

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Таким образом, виновником ДТП оказывается автомобиль, который первоначально был на дороге "первым".

В этой статье рассматривается пример из двух автомобилей (черного и синего), однако на практике может образоваться очередь из десятков автомобилей, желающих одновременно перестроиться из одной полосы. В данном случае первым возможность для перестроения получит автомобиль, стоящий в очереди последним. Соответственно, самым последним сможет перестроиться автомобиль, стоящий в ряду "первым".

Может показаться, что это противоречит здравому смыслу (первыми проезжают автомобили, стоящие на дороге первыми), однако с точки зрения ПДД одновременное перестроение из одной полосы должно выполняться именно так.

Еще раз хочу подчеркнуть, что описанная ситуация типична для российских дорог, однако не всем водителям удается предсказать ее заранее. Так что если Вам с первого раза что-то оказалось непонятным, еще раз внимательно рассмотрите картинки выше. Если вопросы все равно остаются, задайте их в комментариях.

Почему вы называете среднюю (вторую) полосу правой?

И на картинках очень поздно нарисовано перестроение, без дистанции на левом руле нет обзора на средний ряд.

Алексей-37

"На практике водитель черного автомобиля первым приступает к маневру:"

только в случае, когда левый ряд уже движется медленнее среднего, иначе наоборот, синий опережает автобусы и встает перед ними первый.

"водитель синего автомобиля также замечает свободное пространство, однако приступает к маневру чуть-чуть позже (возможно, на доли секунды). Однако к тому моменту, когда синий автомобиль начинает перестроение, черный уже находится в соседней полосе:"

в какой момент считается, что чёрный автомобиль уже закончил манёвр и тем самым получил преимущество? например левые колёса ещё в левой полосе и тут происходит дтп с синим. я именно этот момент искал в статье... но не нашёл