Тормозная жидкость dot 4 отзывы. Требования к тормозной жидкости

Декабрь 5, 2016

Стремительное увеличение количества автомобильного транспорта на городских улицах носит не только положительные, но и отрицательные моменты. Среди прочих проблем: повышенная аварийность, систематические заторы, увеличение выбросов оксида свинца в атмосферу, продажа квартир вблизи проезжих частей. Но, это не самое главное. Если суммировать вышеупомянутое, выплывает одна составляющая – незапланированные расходы на автомобиль. Стирание накладок тормозных колодок, перерасход топлива, задымление, ДТП, и не только. Ежегодная официальная статистика гласит, что порядка 60 % аварийных ситуаций случаются по вине водителя, превысившего скоростной режим. О том, как уберечь себя во время езды, свести к минимуму столкновение, что следует заливать в систему, поговорим ниже.

Общий принцип работы

За безопасность движения, своевременную остановку, в автомобиле отвечает система торможения (далее — СТ). В зависимости от типа транспортного средства, количество может быть 3 или 4:

Чем быстрее будет сжат тормозной диск, тем скорее остановится машина. Сжимается диск специальными колодками с керамическим или иным покрытием. Колодки приводит в действие гидравлическая система с помощью педали ножного тормоза.

Чудо жидкость

Особого внимания заслуживает жидкость, способная выдерживать такое давление, не менять молекулярный состав при этом, иметь длительный ресурс эксплуатации. Она носит название – тормозная жидкость (далее — ТЖ). Разработано множество вариантов, составов, модификаций ТЖ. В каждой стране она называется по-разному. Для нас привычнее называть просто, тормозная или DOT. Всем понятно, особенно автомобилистам. Смазка должна обладать:

  • очень высокой температурой кипения;
  • высокими показателями смазывания деталей и узлов;
  • иметь стабильную вязкость, несмотря на температурные перепады;
  • отлично справляться с коррозией и отслоениями внутри трубоканалов.

Виды DOT

Часто на авторынках можно услышать от продавцов тормозная жидкость ДОТ 4. Какая лучше, какая хуже, вопрос риторический. Однозначного ответа нет. Всё потому, что для каждого автомобиля предъявляются свои требования. Под эти нормы выбирается продукт. Всего насчитывается пять поколений DOT: 1, 2, 3, 4, 5. Первые три группы используются для техники с барабанным типом колодок. Четвёртый вариант универсальный и самый распространённый. Пятый – для спорткаров и гоночных авто.

Иностранные представители

  • «Кастрол»: возглавляет мировой рейтинг продукция с Великобритании под названием React DOT 4 Low Temp. Длительный срок эксплуатации, хорошие показатели вязкости, это положительные качества. Отрицательные – завышенная стоимость, но это никак не влияет на потребительский спрос. Основу составляют синтетические соединения гликолевых эфиров и бора. Идеальное решение для любого типа транспортных средств, в том числе и спортивных. Своё «добро» дали такие европейские концерны как Мерседес-Бенц, БМВ, Порше;
  • немецкий бренд Ликви Моли и его DOT 4: среди всех представленных, имеет наивысший показатель кипения. В состав включены различные гибридные антиокислительные и антикоррозийные присадки;
  • знакомый всем «Mobil» Brake Fluid: изюминка продукта – стабильная вязкость даже при температуре в минус 30°С. При этом смазка полностью сохраняет свою изначальную текучесть. Не каждый продукт этой группы может похвастаться подобными данными.

Российский рынок

Ситуация намного проще, чем у иностранного производителя. Нашему водителю представлено всего несколько вариантов, среди которых:


Сроки замены

Как такового «графика» не существует. Но, обязательная замена в случае проведения ремонтных работ, когда смазка произвольно изменила окрас, случаев вытекания. А вообще существует в продаже тестер, которым измеряют точку кипения, исходя из результатов, принимают решение о смене.

  • 175°С – норма;
  • 160 – 175 °С – срок службы не более года;
  • до 160 °С – обязательный слив старого продукта.

Схема ТС

Опять-таки в легковом типе строение одно, в грузовом — иное, в карьерной технике – третье.

  1. педаль тормоза;
  2. гидравлический механизм;
  3. трубопровода с жидкостью внутри;
  4. электрическая составляющая;
  5. колодки, суппорты;
  6. ручник, троса;
  7. резиновые пыльники.

Педаль передаёт механическое давление на гидроцилиндр. Последний формирует давление, подаёт жидкость по каналам к тормозному цилиндру по контуру. Рабочие цилиндры приводятся в движение, выталкивая колодки. Зажимается диск, авто останавливается. Давление распределяется по диагонали всегда. Схема: левое переднее – заднее правое, правое переднее – заднее левое. Так и только так. Это делается для исключения вероятности заноса автомобиля во время нажатия на педаль.

Обязательно перед покупкой просмотрите, прочтите все надписи на рекламной этикетке, маркировки, аббревиатуры. Последнее время, для упрощения выбора, многие производители прямо указывают тип транспортного средства для заливки. Не знаете какой класс выбрать – прочтите технические характеристики с инструкции по эксплуатации. Производитель всегда указывает минимальный, наинизший показатель для использования. Но, не следует считать буквально, что DOT 6 будет самым лучшим. Наоборот, навредит.

Будьте внимательны. Всегда следуйте букве инструкции. Водите автомобиль аккуратно, не спеша. Недаром говорят: тише едешь, дальше будешь. Удачи вам. Всего хорошего.

Для начала разберемся, для чего же нужна тормозная жидкость?

Тормозная жидкость используется в системе гидравлического привода тормозов, которая располагается абсолютно во всех современных автомобилях. Главными преимуществами гидравлического привода являются скорость срабатывания, более высокий коэффициент полезного действия, простота конструкции.

Итак, когда мы нажимаем на педаль тормоза, то между диском и колодками возникает большая сила трения, приводящая к нагреванию тормозных элементов, которые передают свое тепло жидкости, находящейся в тормозной системе, в результате чего она может просто вскипеть и привести к неполадкам системы.

Для избегания данных проблем используется особая жидкость, которая бывает нескольких видов.

Существуют «сухие» и «увлажненные» жидкости:

  • «Сухая» жидкость, как понятно из названия, включает в свой состав меньше воды
  • «Увлажненная»- доля воды составляет около 3%. При этом данные виды тормозной жидкости разделяют еще на четыре группы: DOT 3, 4, 5 и DOT 5.1.

В этой статье мы поговорим о тормозной жидкости DOT 4, так как она является самым популярным наполнителем для современных тормозных систем.

Думаю у многих тут возникнет вопрос: что такое DOT и почему четыре?

Классификация была создана в Америке. Аббревиатура обозначает «Департамент транспорта», а номер «4», указывает на то, что в составе вещества есть элементы, связывающие водный конденсат.

Производится она химическим путем и состоит из соединения борной кислоты со сложными эфирами.

На видео-тормозная жидкость дот 4, какая лучше:

Отличия

DOT 4 отличается от предыдущего вида (3), присутствием в составе химических элементов способных связывать воду, попадающую в тормозную систему из внешней среды в процессе эксплуатации.

На сегодняшний день существуют более современные виды жидкости, например DOT 5.1, который отличается повышенной температурой кипения и меньшей вязкостью при сильно отрицательной температуре, что приводит к стабильной работе в условиях более жесткой эксплуатации.

Несмотря на лучшие характеристики DOT 5.1 остается менее популярным видом, так как 4 успешно справляется с условиями эксплуатации большинства автомобилистов и имеет меньшую стоимость.

5.1 обычно используется в машинах спортивного класса, которые испытывают большие перегрузки.

Жидкости DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, в отличие от 5, который произведен на силиконовой основе. Что касается совместимости прочих жидкостей, то большинство производителей не рекомендуют их смешивать, но в экстренных ситуациях можно долить «тормозуху» более высоко класса (в DOT 3 долить DOT 4), но никак не наоборот.

Доливка жидкости более низкого класса может привести к свертыванию жидкостей и заклиниванию всей системы.

Но какую бы вы не выбрали серию «тормозухи» важно знать, что должна быть качественная резина на колёсах, а вот как её выбрать и кукую конкретно выбрать, например , можно понять прочитав данную статью.

Цена

На сегодняшний день цена на «тормозуху» зависит от её производителя и колеблется от 150 до 1500 рублей за литр, при приобретении нужно обратить внимание на четыре основных показателя:

  • вязкость при низких температурах — немаловажный показатель в российских условиях эксплуатации;
  • какова температура кипения (чем выше, тем лучше), в среднем температура кипения составляет порядка 230 градусов;
  • её смазывающие качества;
  • защищает ли тормозную систему от коррозии — данный показатель, как и смазывающие качества, влияет на срок службы тормозной системы.

Для тех кто хочет знать, как и как правильно его выбрать, стоит прочесть содержание данной статьи.

Возможно вам так же будет интересно узнать о том, можно ли смешивать антифриз или нет. Для получения информации, стоит перейти

Популярные производители

Приведем пятерку самых популярных производителей:

5. Аляска 4 от изготовителя ООО «Тектрон» — это лучшее сочетание качества и цены, ориентировочная стоимость 140 рублей за 0.5 литра.

Так же будет интересно узнать о том, какой антифриз стоит использовать, зеленый или красный. Вся информация подробно указана в данной

При покупке «тормозухи» для системы непременно следует обращать внимание на упаковку, на её целостность, так как смесь обладает гигроскопичными свойствами. Стоит выбирать товар с запечатанной горловиной и защитой от вскрытия.

Желая обеспечить себя максимально надежными тормозами, автомобилисты старательно выискивают, какая лучше тормозная жидкость DOT 4. Конечно же, те, кто знает, что менять ее нужно регулярно, и не забывает это делать. Наивные люди, считающие, что на раз залитой тормозухе можно ездить всю жизнь, непременно столкнутся с отказом системы – и дай бог, чтобы без тяжелых последствий.

Не зря производители автомобилей настаивают на обязательной замене жидкости раз в 2 года, а при интенсивной эксплуатации машины – через каждые 40 тыс. км. Да и залить новую при покупке б/ушного автомобиля сделать это будет не лишним: кто знает, насколько добросовестным был предыдущий владелец.

Однако что именно заливать? Если американцы и японцы удовлетворяются тормозными жидкостями класса DOT 3, то Европа и Россия ездят на «четверке», которая предназначена для более плотного трафика и более жестких условий эксплуатации. Народ, без сомнения, уже усвоил эти рекомендации. Но сложность в том, что производителей на авторынке – миллион, у каждого есть DOT 4, однако насколько жидкость соответствует буквам – вопрос отдельный.

Какая лучше тормозная жидкость DOT 4, разбирались эксперты, не поленившиеся сравнить образцы и изучить их с точки зрения, так сказать, профпригодности.

Требования к тормозной жидкости DOT 4

Для того, чтобы ТЖ отрабатывала свое предназначение, необходимо ее соответствие определенным параметрам.

Температура кипения . Никому не нужно объяснять, к чему приведет закипание жидкости в тормозах. Поэтому существует некоторый порог, нахождение ниже которого выводит ТЖ за пределы допустимости использования. В заводском, то есть изначальном, виде нижняя граница: +250°C. Однако тормозная жидкость гигроскопична, и со временем вбирает в себя влагу из воздуха.

В таком состоянии она называется увлажненной, и допустимый температурный порог опускается до +165°C. Обычно такое состояние у ТЖ наблюдается спустя 2 года после заливки; дальнейшее снижение сопротивляемости уже опасно, почему и требуется замена.

Активность ионов водорода, другими словами – кислотность жидкости, обозначаемая рН. Кислая среда ведет к коррозии, щелочная – к разъеданию любой резины, оказавшейся поблизости, в первую очередь – шлангов и прокладок. рН должен быть нейтральным, допустим очень слабо щелочной.

Вязкостно-температурные характеристики указываются на флаконе с ТЖ в мм2/с при -40°C. Крайне важная вещь в условиях холодных зим, поскольку в низких температурах вязкость увеличивается. По достижении некой границы жидкость превращается чуть ли не в пластилин, и продавить ее становится нереально. Для DOT 4 этот показатель – 1800, для класса 6 (у нас его еще обозначают DOT 4+ или DOT 6) – 750°C. Но чем северней, тем больше нужно придерживаться первого значения. И вообще, кроме южных областей не стоит опускаться ниже 900°C.

Проверенное качество

Теория теорией, нормативы нормативами, однако далеко не всему, что написано на банках, можно верить. Завод-изготовитель может и приукрасить действительность. Так что даем непредвзятую семерку тормозных жидкостей, которым однозначно можно доверять.

  • «Castrol », в производители записана «ВР Европа». Идеальные показатели; мало того, и по вязкости, и по температурам есть внушительный запас. Упрекнуть можно разве что в отсутствии дополнительной защиты – запайке горлышка фольгой;
  • «Hi-Gear HG7044 », сделанный американской компанией «Hi-Gear Products». Все показатели – сходятся с нормативами, хотя, в отличие от предыдущей позиции, температурного запаса прочности не предусмотрено;
  • Немецкий «Pentosin Super » авторства «Deutsche Pentosin-Werke» педантично соответствует все нормам, да еще и с солидным походом. Пользоваться можно смело, даже если термометр упал ниже -40°C;
  • «Mobil » производится по всему Евросоюзу, зарегистрированный производитель – «ExxonMobil Lubricants & Specialties». Предельное соответствие всем требованием, но опять же – укупорка фольгой не предусмотрена. Может быть, в Европе менее влажно?;
  • Российская компания «Delfin Group » порадовала тормозной жидкостью «LUXE Green Line ». Идеальные показатели по всем химическим и физическим параметрам.;
  • Еще один россиянин – «Обнинскоргсинтез » – выдает высококачественную ТЖ с названием «SINTEC Euro ». Забавно, что температуры кипения на банке превышают стандарты, а реально еще и оказываются выше указанных;
  • «ROSDOT 4 Life Safety» от «Тосол-Синтез-Инвест » (Россия) тоже однозначно не подведет: все параметры выдержаны идеально. Особо приятно, что при выборе, какая лучше тормозная жидкость DOT 4, все призовые позиции заняли отечественные производители.

Почти двадцать лет работаю в автосервисе. У нас регулярно обслуживаются десятки машин и такая операция как замена масла и тормозной жидкости доведена до автоматизма. Все двадцать лет я очень предвзято и с большим недоверием относился к продукции российского происхождения. В нашем сервисе, к примеру существовало негласное правило заливать и в отечественные агрегаты и в иномарки только импортную тормозную жидкость.

Отлично себя показывали жидкости марки Шелл, ATE, Мотул и ещё куча других. Большим сюрпризом для меня стало открытие действительно качественного российского продукта. Оказалось что некая компания Тосол Синтез аж с 99 года активно производит свою тормозную жидкость под маркой РосДот 4 (RosDot 4) и всё это время она проходила мимо меня.

Впервые с продукцией этой компании я столкнулся при замене пыльника поршня суппорта. У клиента возникли серьёзные проблемы с тормозной системой. Выяснилось, что все тормоза сильно поизносились и требуется ремонт. Поршень пришлось полностью выдавить и по окончании ремонта долить тормозной жидкости и прокачать тормоза. Как всегда хотел залить Шелл, но тут очень кстати новый коллега растрещался и стал нахваливать какую-то отечественную жижу. Не знаю какими силами, но тогда он меня убедил, я залил пока неизвестную жидкость с незатейливым названием Росдот.

Спустя полгода тот же самый клиент прикатил свой Лансер к нам на плановое ТО. Помня о том что я залил в его авто непроверенную тормозуху стало мне как-то совестно, решил невзначай разузнать как пошло. Он был в восторге и долго хвалил нашу работу.

Сразу следом я провел эксперимент на собственной машине. Езжу на Альмере. Машина капризная и любую химию дешевле энного количества рублей не признает и начинает то чихать, то плохо реагировать на команды. Что странно тут все прошло гладко. Больше того, прошло вот уже почти два года, а жижу я не менял до сих пор.

Свежая ещё «непочатая» банка выглядит вот так:

Продается эта жидкость в двух вариантах: либо объемом в 450, либо в 900 с чем то миллилитров. Тара очень прочная, не требуется переливать в другие емкости. У меня часто банки с химией валятся из машины, много раз их от этого рвало на части. Тут же производитель подошел основательно. Даже банка и та отличается.

С лицевой стороны обозначена дата, когда проходит срок годности продукта. Общий срок годности 5 лет. На боку канистры расположена полупрозрачная шкала по которой можно определить уровень оставшейся тормозухи

На крышке выдавлен логотип компании. Само средство отделено от внешней среды плотной мембраной. Это предотвращает ненужное его выветривание.

Сама тормозная жидкость Росдот 4 по консистенции не слишком вязкая, но и не вода. Оптимум соблюден.

Что могу сказать по ней в общем и целом:

Понравилось.

Доступность по цене. Импортные средства стоят от 800 и выше рублей за баночку с 300-400 миллилитрами жидкости пусть и высокого качества. Как показывает практика даже при полностью исправной тормозной системе расход её слишком большой и приходится менять тормозуху чуть ли не через каждые 10-20 тысяч метров. Это крайне неэкономно. Та же жидкость от Тосол Синтез стоит в среднем от 250 до 330 рублей. И хватает её куда на более долгое время.

Экономичность. Другие жидкости требуют частой замены. Тут же происходит довольно странная вещь. Проехал вот уже 45 тысяч километров после заливки тормозухи. Пока её не менял. Тормоза как были так и остались такими же. Чувствительность не упала, тормозной путь остался прежним. Не знаю сколько ещё можно будет проехать на той же жидкости, но и это уже рекорд. О том же самом говорят и клиенты.

Хорошие показатели вязкости. Тормозуха от Тосол Синтез показывает хорошую вязкость. Что я, что люди которым я заливал Росдот 4 ездят в разных условиях. Зимой и летом она устойчива к температуре от +35 до - 40. Тормозная жидкость ни замерзает, ни кипит и всегда сохраняет стабильные показатели кинематической вязкости.

Универсальность. Необычно, но Росдот 4 жидкость очень неприхотливая. Заливал её и в старые ВАЗы и в навороченные Тойоты. Везде одно и то же. Росдот полусинтетическая жидкость. Я заливал её даже в те машины, где производитель требует полностью синтетического средства (дот 5,6 и т.д.). Никакой разницы клиенты не заметили.

Негигроскопичность. Она не впитывает жидкость.

Неагрессивность. Средства вроде отечественной «Росы» или Томи беспощадно жрут детали из металла и даже резину. С точки зрения коррозии Росдот все таки более безопасен.

Не понравилось.

Особых каких-то недостатков я не заметил, да и у кого не спрашивал их не нашли. Будем смотреть дальше. Единственное что - у этой тормозухи очень едкий и резкий запах.

В общем и целом могу сказать что это достойная и доступная замена всем тормозным средствам, к тому же универсальная.

Пересекая страну «с южных гор до северных морей» в ходе экспертизы бензинов, грех было заодно не оценить ассортимент товаров в магазинчиках при АЗС. Тогда-то и родилась мысль погоняться сразу за двумя зайцами - с прицелом на будущий тест тормозных жидкостей. Так и сделали.

Сегодня купить жидкость для гидропривода не проблема. Нужно только заглянуть в «букварь», прилагаемый к машине, дабы выяснить, какую именно рекомендует производитель (к примеру, DOT 4), после чего выбрать понравившийся флакончик. Таких мы легко набрали почти два десятка - отечественных и зарубежных. Обезличенные образцы передали в специализированную лабораторию на испытания физико-химических свойств. Кроме того, решили оценить внешний вид приобретений, их массу или объем (у кого что заявлено), а также проверить электропроводность.

Тем, кому нюансы неинтересны, сообщаем сразу: лишь 10 образцов не вызвали никаких вопросов ни у нас, ни у экспертов. Выбирайте на фото продукт, избежавший замечаний, - и в магазин. Остальным же предлагаем подробности.

ЧЕМ МЫ ТОРМОЗИМ

Мы проверили и честность производителей. Оказалось, не зря: одни великодушно настроили фасовочные автоматы на заливку «с бонусом», другие пожадничали, недодав до 10% товара! Впрочем, мы всегда считали: уж лучше недолив, чем разбодяживание. Увы, две тормозухи на морозе загустели почти вдесятеро сильнее допустимого! Продавите вы такую педаль или нет, не знаем. И даже не комментируем, к чему может привести проваленная на 15° температура кипения! Как обычно, результаты исследований относятся не к торговой марке в целом, а только к тем образцам, которые мы выборочно купили на редакционные средства как обыкновенные покупатели. Наше мнение о каждом изложено в подписях. Те, кому интересны конкретные показатели, найдут их в таблице, где жидкости расставлены в алфавитном порядке. Цены решили не приводить: в этот раз они гуляли от 110 до 560 рублей за литр, причем под влиянием не только именитости бренда, но и места продажи. Чем круче считает себя магазин, тем грознее ценник… Поэтому не удивляйтесь, если один и тот же товар в разных местах продают с двукратным разбросом стоимости. Любопытна строка в таблице о запайке флаконов фольгой под пробкой. Это, во-первых, улучшает герметичность (очень важно для гигроскопичных тормозных жидкостей), а во-вторых, затрудняет то самое разбодяживание на местах. Но без фольги оказались продукты таких мэтров, как Castrol или, скажем, Mobil! Не иначе у «великих» свой взгляд на впитывание воды… Таблица открывается в полный размер по клику мышки.

ВОПРОС-ОТВЕТ

- Почему у тормозной жидкости со временем меняется цвет?

В процессе работы происходит сильный нагрев и окисление жидкости. Это приводит к потемнению продукта. Вторая причина - взаимодействие с резиновыми деталями при высокой температуре. И третья - попадание продуктов коррозии и износа.

- Взаимозаменяемы ли современные тормозные жидкости?

Идеальный вариант - не мешать одну с другой. О древних жидкостях типа БСК (смесь бутилового спирта и касторового масла) речь вообще не идет. Но и современные ТЖ отличаются друг от друга: скажем, DOT 5 делают на силиконовой основе (SBBF), а DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 - на гликолевой (NSBF), а точнее, на смеси гликолей и их эфиров. Такая жидкость не смешивается с силиконовой. Гликолевые жидкости DOT 3, 4, 5.1 между собой смешивать можно, но никто не проводил эксплуатационных испытаний таких смесей. Если производитель на этикетке указывает, что данная жидкость смешивается с другими качественными составами той же классификации, то он тем самым принимает на себя гарантийные обязательства.

- Можно ли в современном авто использовать, скажем, DOT 3?

Известны случаи, когда автоспортсмены вынуждены были заливать в тормозной бачок даже воду. Конечно, это допустимо лишь в безвыходной ситуации, когда требуется просто доехать любой ценой, пусть медленно. Так и здесь: подобная замена оправданна разве что в критической ситуации - если забыть при этом про скорость. Температура кипения DOT 3 ниже, чем у DOT 4, а конструкторы в стремлении уменьшить размеры тормозных механизмов закладывают всё более высокие допустимые температуры. Совет: применяйте только тот сорт ТЖ, который указан производителем автомобиля.

- Почему тормозные жидкости, как правило, не имеют одобрения заводов-изготовителей автомобилей? О чем говорят надписи DOT?

К сожалению, надписи DOT, как правило, ни о чем не говорят. Производители заявляют, что их жидкости соответствуют стандарту американского департамента транспорта FMVSS 116 DOT 4, но ни на одной упаковке нет ссылок на одобрение, к примеру, «Фольксвагеном» или «Фордом». Все автокомпании указывают лишь требование соответствия стандартам DOT, SAE, ISO или JIS. Чтобы подтвердить реальное соответствие жидкостей этим стандартам, необходимо провести полный комплекс испытаний в сертифицированной лаборатории (например, ABIC, США). Но, в отличие от тех же масел, это экономически невыгодно, поскольку объемы потребления ТЖ гораздо скромнее масляных. - Обычно сервисная книжка предписывает замену ТЖ каждые 60 тыс. км. Насколько это необходимо? Тормозные жидкости гигроскопичны, а потому со временем температура их кипения падает. Через два-три года она снижается примерно до 150–170 °C, что может вызвать появление воздушных пробок и, в итоге, отказ тормозной системы. У «увлажненной» жидкости в зимнее время также резко увеличится низкотемпературная вязкость. Повысится в присутствии влаги и коррозионная активность. На худой конец следует хотя бы подливать свежую ТЖ.

ЧТО И ЗАЧЕМ ПРОВЕРЯЛИ

Температура кипения «сухой» жидкости. Определяет работоспособность исходной жидкости без образования воздушных пробок в тормозных системах с высокими температурами эксплуатации. Более высокая температура кипения «сухой» жидкости косвенно говорит о более длительном допустимом периоде замены ТЖ. Температура кипения «увлажненной» жидкости. Показывает, какой будет температура кипения в конце периода эксплуатации ТЖ (примерно через полтора-два года). Это минимальный показатель, при котором тормоза работают исправно. При дальнейшем «увлажнении» (или несоответствии этого показателя требуемому) начнется образование воздушных пробок, педаль станет проваливаться в пол - верный путь к ДТП… Кинематическая вязкость при 100 °C. Ограничивает использование более жидких компонентов для гарантии определенного гидравлического сопротивления и исключения возможных протечек в местах уплотнений и стыков тормозной системы. Кинематическая вязкость при -40 °C. Максимум вязкости, при котором тормоза обеспечивают безопасность езды. За ним ТЖ становится очень вязкой, из-за высокого гидравлического сопротивления не удастся быстро продавить педаль. Показатель активности ионов водорода: рН. Среда бывает кислая, нейтральная или щелочная. Кислая среда не допускается: ее наличие чревато коррозией. Щелочная же вредна для резины. Производитель подбирает рН от нейтрального до слабощелочного, чтобы достичь максимальной совместимости жидкости с материалами тормозной системы. Электропроводность. Параметр не нормируется, но часто измеряется при экспрессанализах ТЖ. Принцип прост: электропроводность «сухой» жидкости при добавлении воды увеличивается. Внимание: исходная электропроводность у всех ТЖ разная! Стало быть, чтобы использовать специальный тестер для проверки ТЖ, нужно либо иметь в запасе запечатанный флакончик с точно таким же содержимым, либо, залив свежую в бачок, тут же измерить и записать на память значение ее электропроводности.

ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ

Образцы стоят в произвольном порядке

1. CastrolЗаявленный производитель «ВР Европа» Абсолютная точность дозировки внушила уверенность, что и остальные технологические процессы столь же четко выверены. И вправду: все показатели в норме, причем с запасом. Удивило лишь то, что флакон не запаян фольгой.

2. FELIX Professional

Заявленный производитель Здесь недолив уложился в 3%, что допустимо по ГОСТ 8.579–2002. Вязкость на холоде превышена совсем незначительно. Так что не будем бросать камень в отечественного производителя.

3. Hi-Gear HG7044

Заявленный производитель Hi-Gear Products, США Идеально точная фасовка. Все показатели в норме, а температуры совпадают с установленными пределами почти до градуса. Так и хочется спросить про запас прочности, но неудобно цепляться к качественному продукту.

4. EXTRA

Заявленный производитель ПКФ «ПРОМПЭК», Россия Недолив 27 г можно и простить, но на морозе жидкость густеет сильнее, чем допускают нормативы. Пройдет ли такое превышение вязкости без последствий для езды?

1. NIAGARA

Заявленный производитель ПКФ «НИАГАРА», Россия Видимо, изготовителя подвела недолитая чертова дюжина граммов: температура кипения увлажненной жидкости провалена на 10°. А вязкость на морозе возрастает настолько, что о требованиях стандарта и вспоминать неудобно.

2. Pentosin Super

Заявленный производитель Deutsche Pentosin-Werke, Германия Отличные показатели с солидным запасом по нормативам DOT 4. И маленький бонус - 3 мл бесплатно.

3. Mobil

Заявленный производитель ExxonMobil Lubricants & Specialties, ЕC Все обещанные 500 мл на месте, все градусы там же, все сантистоксы выдержаны. Что тут добавить? Только пожалеть, что горлышко не запаяно фольгой. Похоже, у именитых производителей это в порядке вещей.

4. LUXE Green Line

Заявленный производитель «Делфин Индастри», Россия Все физико-химические показатели этой тормозной жидкости в норме, за исключением… массы. Ну как, простим «испарившиеся» 22 г?

1. SINTEC Euro

Заявленный производитель «Обнинскоргсинтез», Россия Интересно, что на упаковке приведены значения температур кипения, существенно превышающие требования стандарта. А реально и они превышены! Отдельное спасибо за бесплатный грамм отличного продукта.

2. SINTEC Super

Заявленный производитель «Обнинскоргсинтез», Россия Здесь с обещанными температурами на флаконе немного погорячились. Но по сравнению с требованиями стандарта всё более чем в порядке, есть даже заметный запас. Нехватка 3 г, конечно же, простительна.

3. TCL

Заявленный производитель Tanikawa Yuka Kogyo Company, Япония Все параметры в норме. Правда, по температуре кипения «увлажненной» жидкости запаса нет. Зато есть лишние 6 мл - на пролив при доливе. Горлышко не запаяно.

4. ROSDOT 4 Life Safety

Заявленный производитель «Тосол-Синтез-Инвест», Россия Все замечательно, эта жидкость не подведет, и слова о безопасности ей к лицу. Правда, по российской традиции недолито 11 г, но это в пределах допустимого по закону. Словом, зачет!

1. TUTELA TOP 4

Заявленный производитель Petronas Lubricants, Италия Ну зачем же обещать невыполнимое - кипение при 300 °C? Ведь и так все замечательно, а по температуре кипения «увлажненной» жидкости эта и вовсе рекордсменка! Фасовка тютелька в тютельку.

2. UNiX «Дзержинская»

Заявленный производитель ПКФ «СВ-Хим», Россия Нельзя же так, господа бизнесмены! Температура кипения «увлажненной» жидкости провалена на 11°, вязкость на морозе превышена в 10 раз. Да еще и 13 г не хватает.

3. VITEX

Заявленный производитель ПКФ «Промкомплекс», Россия Что сказать хорошего? В «увлаженном» состоянии эта жидкость закипит на 4° раньше положенного, на морозе она вдвое гуще, чем следует. И наконец, где наши оплаченные 30 г?

4. TOTAL HBF 4

Заявленный производитель Total Lubrifiants, Франция Удивительно - как попала к нам банка без единой русской буквы на этикетке? Но если говорить о параметрах, то все они в норме, причем с большим запасом. Вдобавок это самая легкотекучая на морозе жидкость. Да еще и 4 мл сверху - отлично! Но горлышко не запаяно.

1. «МИГ»

Заявленный производитель «Сибур-Нефтехим», Россия Самый жадный производитель: недолив составил 55 г. Но нам ни капельки не обидно, всё равно жидкость негодная. Недобор 11° в «сухом» состоянии, 9° - в «увлажненном»… Зачем она такая нужна? Да еще с окалиной и непонятными примесями!

2. «БАКСС»

Заявленный производитель ПКФ «БАКСС», Россия Нам напомнили на этикетке: «Гигроскопично». А сами об этом, видимо, забыли: в «увлажненном» состоянии температура кипения провалена аж на 15 °C - наихудший результат в нашей выборке! Добавим впятеро большую вязкость на морозе, после чего вспоминать о недолитом грамме будет даже неудобно.

3. «ОЙЛРАЙТ»

Заявленный производитель «ТЕКТРОН», Россия Здесь всё в норме, кроме истинно российской привычки вечно что-нибудь недоливать или недовешивать. Тут нас обвесили на 17 г. Успокаивает только то, что у некоторых обвес еще больше. ИЗ 19 ПРИОБРЕТЕННЫХ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ ТОЛЬКО 10 ОКАЗАЛИСЬ БЕЗ ПОДВОХА.