Виброкатки самоходные. Дорожный каток

Дорожные катки являются разновидностью спецтехники для выполнения дорожных работ. Строительство дорог включает в себя работы по искусственному уплотнению насыпного грунта и укатыванию асфальтобетонной смеси для достижения ровных дорожных оснований. Для осуществления таких работ используются дорожные катки, большую популярность приобретают китайские катки XCMG.

Классификация дорожных катков

По способу перемещения дорожные катки делятся на три типа. Самым большим спросом при дорожных работах пользуются самоходные катки различных моделей. При работах по укатке гравийно-щебеночных и грунтовых дорог, как правило, используются прицепные катки , производящие уплотнение материала при помощи тяжести своей массы. Полуприцепные катки , относящиеся к третьему типу катков, оснащаются сцепным устройством для обеспечения передачи на тягач части массы техники.

По принципу действия катки для дорожных работ делятся на два типа. При работе статических катков гладкое покрытие дорог производится за счет действующей силы тяжести , уплотняющей материал. Дорожные катки вибрационного типа укатывают дорожное основание с использованием непрерывной работы одного или же нескольких рабочих органов машины.

Такая современная спецтехника, как правило, оснащается вибрационными вальцами, способными совершать колебательные движения. Оборудование дорожных катков вибрационного типа вибровозбудителями способствует увеличению производительности такой спецтехники на пятьдесят-восемьдесят процентов.

Такая производительность машины достигается уменьшением количества проходов дорожного катка и увеличением толщины слоя уплотнения. Степень уплотнения дорожных покрытий определяется массой моделей дорожных катков. Увеличение массы машины осуществляется с помощью дополнительного балласта, в качестве которого используют железобетонные кубы или емкости с песком.

Виды дорожных катков и особенности их конструкции

В зависимости от вида рабочего органа дорожные катки классифицируют на различные группы. Группа катков с гладкими вальцами является наиболее популярным видом дорожной спецтехники. Решетчатые дорожные катки используются для работ по уплотнению комковых грунтов, в состав которых могут входить твердые элементы. Максимальная эффективность уплотнения таких грунтов достигается непрерывным дроблением с помощью металлической решетки, изготовленной из литых элементов и располагающейся на вальце.


Кулачковые
дорожные катки используются для работ по уплотнению рыхлых связных грунтов, толщиной не больше двадцати двух-тридцати сантиметров. Кулачки (шипы), которые установлены на обечайках вальцов, дают возможность легкого входа в грунт в самом начале уплотнения. Во время дальнейших проходов дорожного катка погружение в грунт затрудняется, потому что грунт становится все более уплотненным.

Пневмоколесные дорожные катки способны обеспечивать длительные нагрузки на уплотняемый слой и в первую очередь подходят для работ по укатке свеженасыпанных грунтов. Такие машины используют после выполненных проходов решетчатых и кулачковых дорожных катков при необходимости укатывания каменных и вяжущих материалов.

Катки комбинированного типа оснащаются рабочими органами, имеющими разную комплектацию, которая определяется видом уплотняемых материалов.

Дорожные катки по количеству осей в конструкции

В зависимости от количества осей в конструкции машины дорожные катки бывают трехосные, двухосные и одноосные . По взаимному расположению и числу вальцов дорожные катки разделяются на группы одновальцовых, двухвальцовых и трехвальцовых катков . Например, катки двухвальцовые с двумя осями оснащаются вальцами, имеющими одинаковую ширину. При проходе такого дорожного катка уплотнение материала происходит благодаря расположению вальцов «одного за другим».


Трехвальцовые
катки подразделяются на несколько групп, принадлежность к которым определяется по количеству расположенных осей и вальцов. Трехвальцовые дорожные катки с двумя осями оснащены тремя вальцами, один из которых – ведомый — находится спереди, а два узких вальца – ведущих — сзади. Оборудование техники такими вальцами способствует высокой устойчивости машины. Вальцы обладают большим диаметром и позволяют легко выполнять уплотнение материала на стыках дороги и бордюров или стен.

Особая конструкция дорожных катков дает возможность выполнять перекрытие ведущими вальцами следа переднего рабочего органа на 1-1,2 метра. Трехвальцовые дорожные катки используют для работ по окончательной отделке дорожных оснований. Для такой техники характерна одинаковая ширина вальцов. Качество уплотнения такими дорожными катками не зависит от неровности уплотняемого материала, потому что расположение подвески вальцов способствует обеспечению рационального распределения массы машины и дает возможность выполнять укатывание всех выступов, благодаря высокому давлению.

Критерии выбора

Выбор модели дорожных катков определяется типом и основными характеристиками уплотняемых покрытий (грунтов или асфальтобетона), климатическими условиями места дорожных работ, а также объемом работ. Дорожные катки отечественных производителей обладают более низкой стоимостью в сравнении с подобной импортной спецтехникой. При работе дорожных катков отечественного производства можно использовать любое масло и топливо.

Дорожные катки – отдельный вид спецтехники, которая активно используется во время строительства или ремонта дорог. Предназначаются для уплотнения определенные слоев дорожного покрытия. Используются дорожные катки и для уплотнения основания под тротуарной плиткой или бетонной стяжкой. Современные дорожные катки имеют самую разнообразную форму и принцип действия. Все их можно классифицировать по определенным критериям.

Классификация по типу перемещения

По принципу перемещения можно разделить на два вида:

  1. Прицепные – перемещаются при помощи другого самоходного механизма. Чаще всего, прицепной каток являет металлическую раму с одними или двумя вальцами. В большинстве случаем перемещаются с помощью тракторов.
  2. Самоходные – являются полноценными машинами. Данные катки передвигаются за счет собственного двигателя, обладают повышенной маневренностью по сравнению с прицепными.

В связи с тем, что самоходные дорожные катки являются более удобными в эксплуатации, прицепные катки уже практически не выпускаются и встретить их можно все реже и реже.

По размеру и весу катки можно разделить на следующие типы:

  1. Легкие – вес которых не превышает 6 тонн. Такие катки способны распределить нагрузку не более 40 кН/м. Они оснащаются двигателями мощностью до 20 кВт. Используются подобные катки для тротуаров и площадок, которые не будут подвержены большим нагрузкам. Кроме этого, можно использовать для предварительного уплотнения любых дорожных объектов.
  2. Средние – которые оснащаются двигателями мощностью от 20 до 30 кВт. Вес находится в диапазоне от 6 до 10 тонн. Распределяемая нагрузка – от 40 до 60 кН/м. Используются для уплотнения большинства типов дорог.
  3. Тяжелые – сверхмощные, вес которых превышает 10 тонн. Оснащаются двигателями, которые имеют мощность более 30 кВт. Тяжелые катки способны распределить нагрузку более 60 кН/м. С помощью них уплотняют слои из щебня или гравия, так же уплотняют и асфальтное или асфальтобетонное покрытие.

Классификация по типу рабочего органа

Рабочим органом всех дорожных катков являются вальцы.

Все эти вальцы можно разделить на следующие типы:

  1. Гладкие – металлические цилиндры, которые имеют гладкую поверхность. Используются катки с гладкими вальцами для уплотнения асфальтного и асфальтобетонного слоя.
  2. Кулачковые – вальцы цилиндрической формы, которые в отличие от гладких, имеют определенные выступы. Эти выступы называются кулачками. С этого и пошло название самих вальцов. Катки с кулачковыми вальцами очень часто называют грунтовыми. Используются для уплотнения грунта.
  3. Решетчатые – специфические вальцы, которые поверх гладкой поверхности имеют своеобразную металлическую решетку. Катки с такими вальцами тоже предназначаются для укатывания разнообразных типов грунтов.
  4. Пневматические – вальцы, которые состоят из нескольких пневматических колес. Такие вальцы используются для уплотнения асфальтного и асфальтобетонного покрытия дороги.
  5. Сегментные – обычные гладкие вальцы, у которых на ободе имеются специальные сегменты.
  6. Компакторные – вальцы, которые по внешнему виду очень похожи на кулачковые. Компакторные вальцы имеют меньшую ширину. Количество кулачков на компакторных вальцах намного меньше чем на кулачковых.
  7. Специальные – вальцы, которые являются комбинированным видом нескольких вальцов. Такие вальцы делаются исключительно на заказ для выполнения определенных работ по новой или экспериментальной технологии.

По количеству вальцов катки можно разделить на:

  1. Одновальцовые –оснащаются только вальцом только с одной стороны. Другая сторона катка поддерживается при помощи колес.
  2. Двухвальцовые – имеют сразу два вальца, спереди и сзади. Оба вальца могут быть ведущими, а может ведущим быть только один валец.
  3. Трехвальцовые – имеют сразу три вальца.

Классификация по способу уплотнения

В зависимости от типа уплотнения, можно разделить на два типа:

  1. Статические –осуществляют уплотнение за счет собственного веса. Чем больше вес, тем лучше они могут уплотнить определенный слой дорожного полотна.
  2. Вибрационные – самые современные дорожные катки, которые уплотняют не только за счет своего веса, но и за счет небольших вертикальных вибрационных движений вальцов. Они способны уплотнять любой материал более качественно с меньшим количеством проходок. Используются при строительстве дорог самого высокого класса. Не обойтись без вибрационных катков и во время строительства аэродромов, портов и других объектов с повышенной нагрузкой.

Какой каток выбрать?

Как видите, разнообразие дорожных катков настолько велико, что не каждый дорожник сможет правильно подобрать каток для определенных целей. Наша компания имеет в наличии все основные типы дорожных катков, которые сдаются в аренду. Если Вы сомневаетесь в выборе – звоните нам. Наши высококвалифицированные специалисты подберут , который сможет выполнить все поставленные задачи.

Не всегда необходимо брать в аренду самый большой и мощный каток. В большинстве случаев, для того, чтобы построить небольшую дорогу или заасфальтировать придомовую территорию, достаточно будет легкого или среднего катка. Звоните нам и мы не только подберем оптимальный дорожный каток для Ваших целей, но и обеспечим арендуемую технику высококвалифицированными машинистами. Кроме этого, у нас в наличии всегда имеется и другая строительная и дорожная спецтехника, которая в комплексе способна выполнить все возложенные работы в кратчайшие сроки.

КАТОК ДОРОЖНЫЙ, строительная машина циклического действия, предназначенная для уплотнения грунтов и материалов дорожных покрытий при строительстве, реконструкции и содержании дорог, возведении плотин, дамб, каналов и др. Различают катки дорожные ручные, самоходные, а также прицепные и полуприцепные (к пневмоколёсному тягачу или трактору) с гидравлическим, механическим или комбинированным приводом.

Катки дорожные классифицируют по принципу действия, виду рабочего органа, числу осей (одно-, двух- и трёхосные) и количеству вальцов (одно-, двух- и трёхвальцовые).

По принципу действия катки дорожные делятся на статические и вибрационные. Статические катки дорожные уплотняют грунты укатыванием, воздействуя на уплотняемый материал статическим давлением в зависимости от массы катка; вибрационные - статическим и динамическим (периодическими колебаниями одного или нескольких рабочих органов) воздействием. Для создания вибрации в валец встраивают вибровозбудитель колебаний, приводимый в действие от трансмиссии катка. Использование вибрации позволяет уменьшать число проходов катка дорожного по одному следу в 1,5-3 раза, увеличивать толщину уплотняемого слоя (в некоторых случаях до 1,5 м и более), а также уплотнять крупнообломочные материалы.

По виду рабочего органа различают катки дорожные (рис.) с гладкими вальцами, пневмоколёсные, кулачковые, решётчатые и комбинированные. Катки дорожные с гладкими металлическими вальцами предназначены для уплотнения асфальтобетонных покрытий, гравийно-щебёночных и других материалов. Для уплотнения грунтов более эффективны пневмоколёсные, кулачковые и решётчатые катки дорожные. Пневмоколёсные катки дорожные с нагрузкой на колесо около 5 тонн могут уплотнять слои земляного полотна и дорожных одежд толщиной до 30 см. Кулачковые катки дорожные эффективны при уплотнении рыхлых связных грунтов при толщине уплотняемого слоя не более 22-30 см. У решётчатого катка дорожного обечайка вальца выполнена в виде решётки, набранной из литых металлических элементов. Такие катки дорожные применяют для уплотнения, как связных, так и несвязных комковатых грунтов с твёрдыми включениями, которые дробятся решёткой катка, что значительно повышает качество уплотнения. Комбинированные катки дорожные оснащают рабочими органами различного вида. Наиболее распространены катки дорожные с пневмоколёсами и вибрационным вальцом, такие катки обеспечивают наибольшую универсальность с точки зрения уплотнения различных материалов - от суглинка и асфальтобетонной смеси до крупнообломочных материалов и песков.

Эксплуатационная масса катков дорожных 500-30000 кг; мощность двигателей 2-170 кВт.

Лит.: Российская энциклопедия самоходной техники / Под редакцией В. А. Зорина. М., 2001. Т. 1.

Виды дорожных катков и их значение в современном строительстве

При строительстве дорог немаловажную роль играет качество уплотнения насыпного грунта и асфальтобетона. Ведь от этого напрямую будет зависеть срок эксплуатации будущего объекта. Для этих целей служит специальная дорожно-строительная техника, а именно катки. Что же они из себя представляют?Дорожный каток - это специальная машина, предназначенная для уплотнения материала, при возведении дорожного покрытия. Оно производится путем качения одного или нескольких рабочих приспособлений по обрабатываемой поверхности.

Виды дорожных катков

По способу перемещения дорожные катки можно разделить на три типа:

Прицепные;

Полуприцепные;

Самоходные.

Первый - не имеет собственного привода, а его масса передается на покрытие с помощью рабочего органа. Масса катков второго типа переносится на уплотняемое покрытие не только путем вращения вальца, но и при помощи тягача. И, наконец, самоходные дорожные катки оборудованы собственным двигателем, движителем и силовой передачей.

Катки дорожные самоходные

Данная группа техники сегодня составляет основной парк дорожных машин в нашей стране. Возможность самостоятельно добраться до места работы и свободно перемещаться между участками делает самоходные катки просто незаменимыми.Они могут иметь различное количество вальцов, отличаться по числу осей, оборудоваться любым из рабочих органов, иметь определенный принцип действия, но главное их отличие от прицепных и полуприцепных моделей - это лучшая производительность.

По способу воздействия на материал все дорожные катки можно разделить на:

Статические;

Вибрационные.

В процессе работы машины первого типа, уплотнение поверхности происходит благодаря воздействию силы тяжести, что позволяет добиться гладкости дорожного полотна. Второй тип катков следует рассмотреть более подробно.

Катки дорожные вибрационные

Модели вибрационных дорожных катков уплотняют покрытие не только собственной массой, но и периодическими колебаниями, которые возникают в процессе движения вальцов. Используется такая спецтехника для выполнения огромного количества дорожных работ, а именно для уплотнения дорог, аэродромов, нижних и верхних слоев основания полотна. В некоторых случаях дорожный каток такого типа может быть оборудован бульдозерным отвалом или кулачковым бандажом.

По-сравнению со статическими моделями вибрационные катки имеют лучший уровень производительности, и являются наиболее эффективными при работе с различными типами грунтов. Именно поэтому большая часть используемых в настоящее время уплотняющих машин относится к категории вибрационных.

Следующим отличием дорожных катков друг от друга являются виды рабочих органов. По которым они разделяются на:

Гладко-вальцовые;

Кулачковые;

Пластинчатые;

Решетчатые;

Ребристые;

Пневмоколесные.

Существует среди этих моделей и еще одна разновидность - катки дорожные комбинированные. Такая техника оснащена сразу несколькими типами взаимозаменяемых рабочих органов. Это дает возможность приспособиться к различным типам местности и характеристикам уплотняемого грунта.

И, наконец, по количеству осей дорожные катки делятся на:

Одноосные;

Двухосные;

Трехосные.

Для уплотнения слоев основания чаще всего используются модели, имеющие одну или две оси, а вот для финишного уплотнения покрытия больше подойдет дорожный каток с тремя осями. Она позволяет выровнять мельчайшие шероховатости и выступы за счет высокого давления и рационального распределения массы.