Закон о не пропускании скорой помощи. Не пропустил машину со спецсигналом: штраф

Правительство России условно поддержало законопроект, повышающий наказание для водителей за непропуск "скорой помощи". При этом отказалось увеличивать наказание за помехи движению автомобилей других экстренных служб, например, пожарной охраны.

Сейчас в Госдуме рассматривается несколько законопроектов, предлагающих усилить санкции для водителей, помешавших на дороге машинам экстренных служб с включенными мигалками. Сейчас за помехи в движении "скорой помощи" или пожарной охраны предусмотрены штраф 500 рублей и лишение прав от одного до трех месяцев. Две инициативы предлагают увеличить штраф до 30 тысяч рублей, а прав лишать на срок от полутора до двух лет.

Один проект, уже принятый Госдумой в первом чтении, вводит усиленное наказание только за непропуск "скорой помощи". Второй ужесточает санкции за помехи движению всех автомобилей экстренных служб с включенными мигалками. Правительство страны поддержало - и то условно - только первую инициативу. "Условно" - означает, что над документом, по мнению правительственных экспертов, еще надо поработать.

"Законопроект поддержан правительством только при условии его доработки ко второму чтению, - пояснил председатель правления АЮР Владимир Груздев. - Сейчас к инициативе есть существенные замечания. Например, законопроектом не определены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы о данном правонарушении. При этом лишить специального права, в данном случае права на управление транспортным средством, может только суд. В ходе доработки необходимо определиться, кто и как будет фиксировать правонарушение и готовить материалы для направления в суд. Важно, что разбирательство должно вестись в присутствии человека. Наказание не будет выноситься в автоматическом режиме на том основании, что нарушение зафиксировали камеры на дорогах. К тому же в данном случае важно будет доказать, что именно из-за действий данного конкретного водителя "скорая" не смогла вовремя приехать к больному и оказать помощь. Так что и суду, и должностным лицам, которые будут готовить материалы, надо будет изучать все обстоятельства".

Зато идея повысить разом штрафы и для других экстренных служб не прошла. Правительственные эксперты не увидели убедительных доводов, почему надо вводить повышенную защиту и для остальных экстренных служб. Водитель, помешавший пожарным проехать, рискует на три месяца оказаться пешеходом, разве этого недостаточно?

Поэтому пока решено подумать над повышением штрафов только за помехи "скорой помощи". Здесь доводом стала повышенная общественная значимость проблемы. "Действующим законодательством не учитываются негативные последствия непредставления преимущества в движении именно "скорой помощи", которые могут выражаться в неоказании медицинской помощи", поясняют авторы законопроекта.

Соцсети и Госдума

Обсуждения того, как пропускают скорую помощь в России, являются одними из самых горячих. Кто-то предлагает судить хамов по уголовной статье за убийство, если их поступок привел к трагедии и медики не успели помочь заболевшему или пострадавшему в ДТП.

Кто-то пытается найти оправдания, по традиции обвиняя медицину, – якобы медработники ни по каким вызовам не едут, а лишь пользуются служебным положением, чтобы без проблем передвигаться по загруженным дорогам.

А кто-то не устает демонстрировать, как тот или иной водитель не пропустил скорую помощь в видео, размещая ролики с регистраторов или смартфонов в пабликах и личных страницах. Кадры, надо признаться, вопиющие, – водители не уступают дорогу не из-за невозможности это сделать, а намеренно, специально притормаживая перед каретой скорой или даже «блокируя» ее прямо на дороге, чтобы выскочить из авто и наброситься на водителя-наглеца, сидящего за рулем машины с проблесковыми маяками.

Пока страсти накаляются, у Госдумы никак не дойдут руки рассмотреть законопроект, который приравнивает хамское поведение по отношению к транспорту со спецсигналами (скорой, пожарной, аварийной и пр.) к управлению автомобилем в состоянии алкогольного опьянения – самому серьезному преступлению на дороге.

Среди обсуждаемых предложений ужесточения наказания для автохамов:

    в тысячи раз поднять штрафы;

    пожизненно лишать прав;

    судить по уголовной статье за убийство, если из-за опоздания неотложки скончался человек.

Что есть и что будет с наказанием для автохамов?

Российский Минздрав настаивает: не пропустил скорую помощь – штраф 30 тысяч рублей или лишение прав за полтора года.

По действующему закону наказание для тех, кто не пропустил скорую помощь, – штраф в 2017 году составляет всего 500 рублей (ч.2, ст.12.17 КоАП). Нарушителя также могут лишить права управлять транспортным средством максимум на 3 месяца.

По словам министра здравоохранения Вероники Скворцовой, подобное поведение не примета сегодняшнего времени. Хамы были всегда и «такие безобразия» происходили в ее практике еще в 1993 году, когда она работала в реанимации Первой градской больницы. Просто сегодня, благодаря соцсетям и интернету, об этом стали говорить чаще и масштабнее.

Если законопроект будет наконец-то принят, то для доказательства правонарушения достаточно будет:

    снять на смартфон госномер и марку автомобиля автохама;

    отправить информацию онлайн в ГАИ.

На заметку! Необходимость повышения ответственности начали обсуждать не вчера. Еще в 2015 думский комитет по транспорту предлагал поднять штраф до 10 тысяч рублей, но «воз остался и ныне там».

Применение силы в отношении водителя неотложки

Кроме «блокировки», некоторые водители пытаются «доказать» свою правоту находящимся в скорой людям. Обычно ситуацию разрешают другие участники дорожного движения, помогая шоферу неотложки.

После таких случаев звучит предложение оснащать спецмашины вооруженной охраной, но, по словам министра здравоохранения, подобная защита нецелесообразна и слишком дорога.

Что говорят Правила дорожного движения?

Пропускать скорую помощь правила обязывают и это закреплено в третьем разделе ПДД. В частности, там говорится, что увидев автомобиль с синими «мигалками» и услышав предупреждающее «кряканье», водитель:

    обязан уступить дорогу, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд спецтранспорта;

    при приближении спецтранспорта снизить скорость;

    не совершать обгон неотложки, пожарной машины и пр.

В свою очередь, для получения преимущества водители спецсредств должны включить проблесковые маячки синего цвета и спецсигналы. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

Как пропускают неотложку в Европе

Зеркальным отражением того, как ведут себя на дорогах российские водители, становятся ролики, как пропускают скорую помощь в Европе. Например, в одном из немецких городов для спешащих к месту ДТП машин создают абсолютно свободный коридор по центру дороги. Тоже происходит и в других европейских городах для спецтранспорта с включенными проблесковыми маячками.

Спецтранспорт не обращает внимания на дорожную разметку и свободно движется перед быстро расступающимися влево и вправо автомобилями. И даже если дорога сильно загружена, скорой удается «просочиться» между рядами, потому что другие участники движения находят возможность убрать своё авто с пути.

На заметку! Другой вариант движения спецтранспорта в Европе – специальные линии для такси. Проезд по ним для спецмашин в экстренных случаях разрешен правилами.

И в заключение еще одно распространенное мнение из соцсетей: повышать надо не штрафы, а культуру, тогда никому и в голову не придет «запирать» на дороге автомобиль, который мчится спасти жизнь. И, вероятно, не придется ломать голову, какой штраф, если не пропустил скорую помощь, окажется действенным и поможет изменить удручающую ситуацию.

Широкий общественный резонанс вызвал случай в Петропавловске-Камчатском, когда водитель автомобиля не пропустил карету скорой помощи, ехавшую на вызов. Из-за этого скончался 21-летний мужчина.

«360» опросил экспертов по поводу, необходимо ли ужесточить наказание для водителей, не пропустивших машину со спецсигналом.

Координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов считает, что на сегодняшний день и так существует довольно жесткое наказание за непропуск скорой - это лишение прав, и, по его мнению, ужесточать его смысла нет. Он привел в пример ситуации на дорогах, когда водители просто не могут пропустить автомобиль со спецсигналом.

Самое главное, отметил Шкуматов, законодательство и правила дорожного движения должны предусматривать случаи, когда, пропуская скорую, водитель может пересечь сплошную или выехать на красный свет.

В нашем законодательстве настолько криво сформулировано представление о том, как человек должен пропускать скорую, что очень много ситуаций, когда люди просто не могут ее пропустить. Допустим, в Москве я видел ситуацию, что машина встала и не может, потому что там заблокирован путь. А формально по правилам дорожного движения он виноват

Петр Шкуматов.

Член комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов согласен, что в статьях Кодекса об административных нарушениях прописано достаточно жесткое наказание, тем не менее, нарушения происходят.

При этом он подчеркнул, что случаи непропуска скорой носят все-таки единичный характер, поэтому в такой ситуации нецелесообразно вносить какие-то изменения в законодательство, увеличивать штрафы. По его мнению, необходимо заниматься профилактической работой по предотвращению таких инцидентов среди водителей.

Фото: Наталья Селиверстова/РИА Новости

Олег Нилов, член комитета Госдумы по транспорту, считает, что необходимо обеспечить исполнение закона и неотвратимость наказания за подобные деяния. Он привел в пример автомобили ОМОНа, которым всегда уступают дорогу.

Здесь две стороны как всегда. С одной стороны, ужесточение закона. С другой стороны, исполнение закона и неотвратимость наказания

Депутат Олег Нилов.

Инцидент, как сообщалось ранее, произошел поздним вечером 10 января на улице Циолковского в Петропавловске-Камчатском. Около 22:24 по местному времени (13:24 мск) поступил вызов от брата 21-летнего местного жителя, которому неожиданно стало плохо - он начал задыхаться и терять сознание. Выехавшая на место бригада уже на подъезде к месту столкнулась с неожиданным препятствием. Дорогу карете с включенными проблесковыми маячками перекрыл легковой автомобиль.

Разминуться на заснеженной дороге, по бокам которой было припарковано много машин, автомобили не смогли. Управлявшая легковушкой женщина отказалась заезжать в «карман», а ее пассажир требовал, чтобы скорая помощь уступила дорогу. На все предупреждения и призывы водителя мужчина отвечал исключительно угрозами и «наставлениями».

«Иди, правила читай!» - посоветовал он водителю служебной машины и вернулся в салон.

В итоге перепалка растянулась на 10 минут, при этом уступить дорогу владельцев иномарки принудили только вызванные на место полицейские. Позднее в интернете появилось .

Когда врачи вошли в квартиру, им оставалось только констатировать смерть пациента.

В региональном управлении СКР сообщили, что по факту происшествия проводится доследственная проверка, по результатам которой будет принято процессуальное решение, в том числе дана правовая оценка действиям сотрудников скорой помощи.

Статья 12.17 КоАП РФ гласит, что непропуск автомобилей с цветографическими схемами, включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом - к коим и относится «Скорая помощь » - карается штрафом в размере 500 рублей или лишением «прав» на срок от одного до трех месяцев.

Случаи, когда за преграждение пути машинам экстренных служб у рулевых забирали водительские удостоверения, можно пересчитать по пальцам. Как правило, правоохранители ограничиваются денежным взысканием.

На штраф за непропуск «неотложки» распространяется скидка. Успеешь оплатить его в первые двадцать дней с момента вынесения постановления - государство «простит» 250 целковых. Пропуск же кареты «Скорой помощи» - да-да, это не опечатка - может выудить из кошелька водителя либо столько же, либо гораздо больше: все зависит от того, насколько рулевой удачлив по жизни и где именно его настигнет врачебная бригада, спешащая на вызов.

Крайне неприятная ситуация приключилась с автомобилистом из Самары. Водитель покорно остановился у стоп-линии, когда на очередном перекрестке загорелся красный сигнал светофора . Через несколько секунд в зеркале заднего вида он приметил машину «Скорой помощи», которая требовала уступить ей дорогу сиреной и мигалками. Герой этой истории карету пропустил - он выкатился чуть вперед, зацепив передними колесами своего авто стоп-линию.

Какого же было удивление водителя, когда спустя энное количество дней ему «прилетел» штраф с камеры на сумму в 800 рублей. Да, разметку он действительно нарушил, но разве справедливо его наказывать, учитывая обстоятельства, при которых была допущена эта мелкая оплошность. Доблестные сотрудники местной ГИБДД посчитали, что справедливо: в аннулировании штрафа нашему герою отказали. В настоящее время он готовит документы в суд, рассчитывая на объективность Фемиды. Как вы думаете, чем закончится эта история?

К гадалке не ходи - и в суде водителю откажут, что прискорбно. Ведь есть законы, согласно которым нарушители должны нести соответствующие наказания . Нельзя пересекать стоп-линию, хоть ты тресни. А коль уж подперли тебя сзади полицейские, пожарные, медики, президент или инопланетяне - будь добр извернуться так, чтобы своими маневрами не создать аварийную ситуацию, соблюдая при этом еще и ПДД. Иначе лови «письмо счастья», а то и не одно.

Хотя на самом то деле у правоохранителей есть подсказка в виде статьи 2.7 КоАП, которая допускает нарушение Правил дорожного движения в случае крайней необходимости. Согласно ей, за руль может сесть даже глубоко пьяный водитель, доставляющий в больницу раненого человека - что уж говорить о каких-то пересечениях разметки. Почему ГАИ не считается с этим законом, нам непонятно. Полный непрофессионализм и махровое равнодушие к людям - других объяснений тому нет.

Наверняка, это не последний подобный случай и не последний автомобилист, который вынужден нести наказание за пропуск «Скорой». И пока механизм не отладят, водителям придется выбирать: человеческая жизнь или

Появление в пределах видимости автомобиля с включенной мигалкой, как правило, привлекает внимание участников дорожного движения, вынужденных определенным образом отреагировать на изменившуюся ситуацию на дороге. Спецсигнал на машине свидетельствует о ее принадлежности к одной из государственных или экстренных служб, а значит, в большинстве случаев такую машину следует пропускать, т. к. от этого может зависеть чья-то жизнь.

Когда следует уступать дорогу машине со спецсигналом? Какой штраф за непредоставление дороги машине со спецсигналом предусмотрен нормативно-правовыми документами? Могут ли водителя лишить прав за такое нарушение? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Когда пропускать обязательно?

К числу служб, которые оборудуют свой транспорт спецсигналами, относятся:

  • пожарная охрана;
  • скорая помощь;
  • ГИБДД;
  • полиция;
  • государственные структуры разного уровня.

Кроме того, мигалкой может быть оборудовано транспортное средство дорожно-ремонтной организации или же машина, перевозящая опасный груз.

В общем случае участники дорожного движения, увидев сзади машину со спецсигналом, должны уступить ей дорогу, перестроившись, по возможности, вправо. Разумеется, если ситуация на дороге не позволяет осуществить быстрое перестроение, не следует любыми путями пытаться пропустить машину с мигалкой, создавая при этом аварийную обстановку: необходимо дождаться благоприятного момента и совершить необходимый маневр. Если водитель еще не начал движения, следует подождать, пока проедет автомобиль со спецсигналом, и только после этого трогаться с места. Если же есть возможность остановиться на время, пока проедет машина с мигалкой, следует поступить именно так.

Какими могут быть штрафные санкции?

К наиболее типичным ситуациям, когда возникает необходимость уступить дорогу спецмашине, можно отнести:

  • пересечение перекрёстка;
  • выезд спецтранспорта на полосу, по которой движется автомобиль гражданина;
  • выполнение поворота машиной с мигалкой.

Если в одной из этих ситуаций (или в подобной) водитель не пропустил спецтранспорт, он может быть оштрафован на:

  • 500 рублей, если спецмашина имеет цветографическую схему на кузове;
  • 100-300 рублей, если цветографическая схема на кузове автомобиля отсутствует (например, на машинах силовиков и госслужащих).

Следует сказать, что вопросы, связанные с предоставлением дороги спецтранспорту, относятся к числу наиболее спорных и неоднозначных, когда в ходе судебного расследования перевес может оказаться в руках более опытного юриста, представляющего интересы одной из сторон.

В некоторых случаях, когда, например, водитель демонстративно отказался уступить дорогу автомобилю с включенным спецсигналом, последствия могут быть более серьезными. Если при этом нарушитель был остановлен инспектором ГИБДД, наказание может заключаться в лишении водительского удостоверения на три месяца. Кроме того, в этом случае водитель лишен возможности обжаловать постановление о штрафе.

Если, пропуская машину со спецсигналом, автомобиль нанес повреждения другим участникам дорожного движения, это тоже может быть поводом для применения штрафных санкций. Наиболее грубое нарушение инкриминируется лицам, которые не уступили дорогу спецмашине, находясь при этом в нетрезвом состоянии: в этом случае с правами можно распрощаться на срок от 1 года до 3 лет.

Обжалование постановления о штрафе происходит в установленном порядке: водитель, не согласный с решением ГИБДД, в 10-дневный срок направляет жалобу в вышестоящий орган автоинспекции или в районный суд по месту происшествия. Результат рассмотрения жалобы в ГИБДД становится известным через 10 дней, судебное решение можно узнать через 2 месяца.