Автомобиль папы франциска покорил американцев. Интронизация папы франциска: новое "небесное" знамение, необычная машина понтифика и молитва на русском (фото)

Роскошь не является самым главным в нашей жизни, по крайней мере, этому должны нас учить и показывать на собственном примере пастыри церкви. К примеру, нынешний глава католической церкви Франциск скромно разъезжает на простой и довольно непримечательной модели Ford Focus. Он выступает против использования дорогих автомобилей, призывая к этому и других священнослужителей, поскольку это может очернить их репутацию, ведь население может подумать, что все эти премиальные марки авто приобретены не на скромную зарплату, а на пожертвования простых верующих.

Ford Focus Папы Римского Франциска

Хотелось бы верить понтифику и даже следовать его примеру, однако стоит лишь одним глазком заглянуть в его гараж, диву даешься, сколько у него совсем «нероскошных» авто, среди которых Mercedes-Benz 300 d Landaulet, Volkswagen Phaeton W12, BMW X5, Lincoln Continental, Volvo XC90, Lancia Giubileo и это далеко не весь список, а только эксклюзив.

Коллекция авто Папы Римского исторически берёт своё начало с середины 80-х годов. Многие эксперты в качестве самых авторитетных представителей коллекции отмечают позолоченные кареты и даже оригинальную модель тепловоза, которая была разработана еще в 30-х годах для железной дороги Ватикана. Однако интереснее всего более детально остановиться на современных моделях папских экипажей.

Гибридный Mercedes-Benz M-класса

Глава Daimler AG предоставил Папе лично в качестве подарка джип Mercedes-Benz M-класса с некими видоизменениями. Вместо кузова установлена кабина в виде возвышающегося трона. Попасть в неё можно благодаря специальной дверце, располагающейся с тыльной стороны авто. Для того чтобы добиться такого эффекта, разработчики уменьшили посадочную высоту машины, а также подвергли переработке большое число внешних элементов. Информация о технических характеристиках строго скрывается от пытливых умов посторонних. Известен лишь такой факт, утверждающий, что основой послужил гибридный двигатель, который позволяет проезжать более 30 км на одной электротяге, не требуя дополнительную зарядку.

Mercedes-Benz G-класса

Популярные немецкие марки Mercedes являются самыми преданными и уже более 50 лет находятся на службе у католической церкви. Mercedes-Benz G500 – это последний автомобиль, подаренный бывшему Папе Бенедикту XVI. Он был разработан на заказ и на его конструирование ушло около двух лет, даже трудно представить, сколько денежных средств было в него вложено. Он имеет вид внедорожника, только без крыши. На её месте может устанавливаться пьедестал, когда планируется торжественное шествие.

Cadillac DeVille

Cadillac DeVille – это эксклюзивная модель, также разрабатывалась на заказ. Обыкновенному кабриолету заменили панели на кузове, установили совершенно новые двери и специальную подножку для входа в салон, а также гидравлический механизм, предназначенный для подъёма и раскладывания центрального сидения. Следует отметить, что эта необычная модель повидала свет всего лишь один раз, когда Бенедикт на ней совершал свой вояж по территории Мексики. Впоследствии она навсегда осела в священном гараже у Папы.

Renault 4

Еще годом ранее итальянский священник Ренцо Дзокки отдал настоящему понтифику свой старый Renault 4. Эта маленькая машинка пробежала более 300 тыс. км за 20 лет и до сих пор имеет довольно-таки безупречный вид. Можно с уверенностью утверждать, что этот «крепыш» может пройти ещё столько же. Время от времени владыка Ватикана на этом неприметном автомобиле выезжает по церковным делам. Это действительно заслуживает похвалы.

Renault 4 из Папского гаража

Электрический Renault Kangoo

Буквально пару лет назад французский автопромышленник отдал церкви в качестве дара два великолепных фургона Kangoo Maxi. Их особенность заключается в том, что они работают на электричестве. Благодаря электродвигателю мощностью 60 л.с. автомобиль приводится в движение. Энергии АКБ с литий-ионной начинкой хватит примерно на 160 км пробега. Один из фургонов Папа отдал во владение жандармерии, а другой служит в качестве транспортного средства для поездок по местности летней резиденции.

Спорткар Ferrari Mondial

Ferrari Mondial – один из старых экспонатов, который перешел по наследству от Иоанна Павла II и до сих пор является самым ярким представителем в автопарке понтифика. Этот автомобиль был выпущен в конце 90-х годов и сейчас занимает священное место наряду с современными моделями. Благодаря V-образному восьмицилиндровому двигателю объёмом 3,3 л авто при самой максимальной мощности 260 лошадиных сил способно развивать скорость до 232 км/ч. Конечно, святые отцы не устанавливали на нем гоночные рекорды, потому это спортивное авто многие журналисты в шутку называют «самым медленным Ferrari за всю историю».

«Самый медленный в мире» Ferrari Mondial

Fiat Ducato Panorama

В результате землетрясения в Абруццо и массовых беспокойств Бенедикт XVI решил отправиться туда к жертвам природного катаклизма с целью оказания помощи. Под руководством итальянского концерна ему был выдан микроавтобус Ducato Panorama. Это авто разработчики полностью переделали, выкрасив его в белый цвет как с внешней стороны, так и с внутренней. Интерьер был дополнен белоснежным пластиком, а отделка представлена кожей. Подобный Fiat из коллекции Папы был разыгран в лотерее.

Harley-Davidson

Рассматривая 4-колесные экспонаты, не уходят от взора и не менее крутая 2-колесная техника. Самыми яркими звёздами в этой среде являются заокеанские мотоциклы Harley-Davidson. Некогда они были переданы в дар от внука их создателя – Вилли Дэвидсона. Следует отметить, что всего в коллекции Франциска 4 «Харлея». Один из этих байков с подлинным автографом, размещенным на бензобаке, был продан на аукционе Bonham’s за весьма внушительную сумму – 242 тыс. евро. Все вырученные деньги понтифик направил в один из итальянских сиротских домов. Сюда же были перечислены вырученные средства от реализации кожаной куртки, которая была дополнением к мотоциклу. Поскольку она выставлялась отдельно, в конечном итоге приют получил дополнительно от Папы 78,6 тыс. евро. Другой мотоцикл, вероятно, понтифик отдал полиции.

Спортивные Ducati Multistrada

Еще два роскошных спортивных мотоцикла Ducati Multistrada 1200 красуются на автостоянке в резиденции Кастель Гандольфо. Эти экспонаты используются в качестве сопровождающих кортеж Папы Римского во время его торжественного шествия, поэтому они выкрашены в жёлто-белый цвет, флаг Ватикана. Кроме этого на байках установлены стробоскопы, телескопические фонари, устройства радиосвязи и спецсигналов.

Ducati Multistrada 1200 на страже Папы Римского

Таким образом, наличие подобного разнообразия: от самых раритетных экспонатов до современных эксклюзивных представителей, вызывает разные эмоции. Одно можно сказать, у Папы отличный вкус относительно «нероскошных» марок авто.

В соборе Святого Петра и на прилегающей площади в Ватикане во вторник, 19 марта, в День Святого Иосифа-плотника, состоялась торжественная инаугурационная служба, знаменующая официальное начало понтификата 76-летнего аргентинского кардинала Хорхе Марио Бергольо, выбравшего себе имя в честь защитника бедных — монаха-аскета Фрациска Ассизского, и уже пожелавшего обойтись без особой пышности в ходе интронизации. Возможно, поэтому вся церемония заняла лишь два часа вместо трех, как было при прошлом Папе Бенедикте XVI.

В ходе интронизации новый папа Франциск преподнес несколько церемониальных сюрпризов.

Хотя церемония официально началась в 12:30 у могилы Святого Петра в главной католической базилике, но сам Папа Римский Франциск появился на площади Святого Петра на полчаса раньше объявленного времени.

К тому же он прибыл в обычном открытом джипе, а не в закрытом «папамобиле». Он объехал несколько раз не только огромное пространство, обрамленное колоннадой Бернини, но и выехал неожиданно за пределы государственной границы Ватикана и проследовал в сторону соседних улиц, тоже запруженных паломниками, сообщает ИТАР-ТАСС. Несколько раз он останавливался поцеловать протянутого ему ребенка, и даже вышел из машины, чтобы обнять пожилого человека в инвалидной коляске.

Интересно, что в городе установилась хорошая и солнечная погода, несмотря на то, что синоптики прогнозировали, что сегодня к Риму подойдет мощный циклон и принесет с собой ливневые дожди и грозы. При желании это можно считать очередным благим «небесным знаком» (так же некоторые оценили дождливое небо, прояснившееся в момент объявления об избрании нового Папы).

Затем началась благодарственная месса — понтифик сошел в подземную крипту к могиле апостола Петра. На паперти базилики его ожидали многочисленные иностранные гости и все руководители Италии.

Французский кардинал-протодьякон, самый старший из «пурпуроносцев», Жан-Луи Туран возложил на плечи 266-го понтифика папскую мантию, которую Франциск «унаследовал» у своего предшественника Бенедикта XVI.

Еще один символ власти суверена Ватикана — «перстень рыбака» — Франциску вручил итальянский кардинал Анджело Содано. Однако, сам перстень также стал церемониальным сюрпризом. Дело в том, что новый понтифик отказался от золотого исполнения этого традиционного символа папской власти и предпочел аналогичное украшение из позолоченного серебра.

Получил Папа и белую шерстяную ленту — палий (омофор), которая символизирует заблудшую овцу и полноту власти Папы. Палий из белой шерсти с вышитыми красными крестами надел на Франциска кардинал-протодиакон Римско-католической церкви Жан-Луи Торан.

Отметим, что свой епископский герб новый предстоятель сохранил и после восшествия на апостольский престол. Он представляет собой щит, где на голубом фоне выделены три золотых изображения: наверху расположена эмблема «Общества Иисуса», ордена иезуитов, к которому принадлежит новый римский первосвященник, монограмма Христа IHS в солнечных лучах, при этом центральная буква опирается на крест, под ним — три черных гвоздя. Слева внизу щита расположена звезда, представляющая Деву Марию, а направо от звезды — цветок нарда, представляющий Святого Иосифа-обручника, патрона Церкви. Новыми элементами герба стали папская тиара и перекрещенные ключи — от Рая и Рима, символ власти верховного понтифика.

После получения понтификом символов папской власти на площади Святого Петра началась торжественная служба.

Во время ее, в частности, Франциск зачитал проповедь, в которой призвал верующих во всем мире защищать наиболее слабых и нуждающихся людей, и с любовью защищать то, что дал нам Господь. А затем с кафедры прозвучали Воззвания Молитвы на пяти языках — французском, русском, суахили, арабском и китайском. Таким образом, литургия, которую отслужили на площади Святого Петра, подчеркнула вселенскость Церкви.

Отметим, что воззвание на русском было первым. И такого еще не было. Текст воззвания звучал следующим образом: «Всемогущий Боже, верностью своей сподоби всех — пастырей и мирян — жить в безусловном послушании Евангелию».

После освящения хлеба и вина, которые символизируют Кровь и Тело Христово, на площади прошло причащение. Начал его Франциск, причастив кардиналов. Затем по площади разошлись сотни священников с бело-желтыми зонтами, которые служат не для того, чтобы защищаться от дождя, а дают священникам возможность не потеряться в многотысячной толпе и быть узнанными всеми желающими причаститься.

Через два часа после начала церемония подошла к концу. Папа Римский Франциск благословил всех собравшихся и с кардиналами вернулся в собор Святого Петра.

Под звон колоколов собора собравшиеся на площади стали расходиться.

После возвращения в собор Папа Римский Франциск стал получать поздравления от присутствовавших на интронизации глав государств, правительств и официальных делегаций. Интересно, что самой первой к нему подошла президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер, которая таким образом, вероятно, решила реабилитироваться за свои поздние и сдержанные поздравления после выборов Франциска Папой.

От лица России Папу Римского Франциска через переводчика поздравил спикер Госдумы Сергей Нарышкин, возглавляющий официальную делегацию.

Одной из самых обсуждаемых американцами тем во время визита папы Римского в США стал его маленький черный автомобиль - Fiat 500L.

Он очень отличался в стране внедорожников, пикапов и других больших машин с мощными двигателями. Но дискуссия показала, что некоторых американских автовладельцев можно обратить в другую веру.

"Вряд ли мир не заметил"

Это началось, как только понтифик ступил на американскую землю.

"Папа Франциск передвигается по DC на скромном Fiat", - написала USA Today.

"Папа променял лимузин на скромный Fiat", - сообщил Fox News.

За новостями пришла очередь комментариев.

"Папа Франциск и его маленький Fiat ... вряд ли мир не заметил", - рассуждает New Yorker.

"Признание в любви Fiat 500: новый папамобиль", - говорится в заголовке Vogue.

"Папа, его черный Fiat и символизм за этим", - еще один заголовок в NPR.

Социальные медиа также были переполнены этой темой:

"Я хочу папамобильчик", "Я тоже хочу Fiat ... это странно?", "По непонятной причине вдруг захотел Fiat ".

Другие интересовались тем, не будет ли случайно тот Fiat, в котором ездил папа по американской столице, выставлен на продажу.

В Google произошел настоящий всплеск поиска Fiat, Fiat 500 и Fiat 500L - именно той модели, которой пользовался папа. В день, когда понтифик впервые появился на своем авто, запрос на поиск слова Fiat был в пять раз чаще, чем за день до этого, а поиск Fiat 500 вырос в девять раз.

Копірайт зображення Getty Image caption Автомобиль папы в США был скромнее, чем машины сопровождения

Визит папы также отразился и на посещаемости автосалонов.

"Мы продали одну такую машину женщине, которая сначала интересовалась другими автомобилями. Вчера вечером она пришла и сказала, что папа ее убедил", - рассказал Марк Кодино, старший менеджер по продажам в автосалоне в 10 минутах от центра американской столицы.

"У нас также назначено несколько встреч, - люди звонят и говорят, что им нужен "папский Fiat". По моим ощущениям, в этом месяце мы продадим в два или три раза больше, чем обычно".

Fiat 500L - больше, чем классический 500 - продается в США по цене около 20 тыс. долл. Кодино говорит, что его воспринимают как интернациональный, скромный семейный автомобиль, легкий в управлении и с "личностью".

"Автомобиль для обычного человека"

Папа Франциск известен отказом от роскошных авто в пользу более скромных машин.

В свой первый визит Папа также передвигался на Fiat, на Кубе для папы переоборудовали Peugeot, а в Италии понтифика возят на Ford Focus. В Аргентине он ездит на старом Renault 4, и такой же автомобиль получил в подарок от друга, как только переехал в Ватикан.

Выбор понтифика в пользу Fiat во время визита в США, как пишет авто-корреспондент Wall Street Journal Дэн Нейл, был "идеальным".

"Он волшебный и простой. Этот автомобиль именно для обычного человека", - говорит он.

"Есть также легкий намек на Ватикан и Италию, что свидетельствует о том, что ничто человеческое папе не чуждо - я уверен, что он встречался с председателем правления Fiat".

Fiat 500L не входит в двадцатку самых продаваемых автомобилей в США. На этом рынке, по последней статистике, доминируют пикапы и японские седаны, причем продажи пикапов и внедорожников растут.

Копірайт зображення AP Image caption В августе продажи пикапа Chevrolet Silverado в США достигали двузначных цифр

Самыми популярными в августе были Ford F-Series, Chevrolet Silverado и Ram 1500, которых было продано около 71 тыс., 55 тыс. и 45 тыс. штук соответственно. Для сравнения, за август было продано лишь 350 Fiat 500Ls, а в целом Fiat реализовал в США в этом месяце 3388 своих машин.

Объем двигателя Ford F составляет от 2,7 до 5 литров, тогда как в Fiat 500L - всего 1,4 литра.

Марк Кодино говорит, что будет интересно посмотреть, вызовет ли визит папы бум на такие автомобили150928102605_chevrolet_624x351_ap: "Если он заставит атеистов послушать свою проповедь, наверное, сможет и запустить колесо продаж".

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Стать папой римским может только неженатый мужчина старше 35 лет, имеющий сан кардинала и докторскую степень. Это высшая ступенька в карьере католического священника, достичь которой невероятно тяжело. Но почему многие так хотят этого добиться?

Нам в сайт стало интересно, какие же есть преимущества у столь высокого титула.

10. У папы римского крутая машина

Помимо особой одежды, у папы римского есть возможность носить красные кожаные туфли, а еще легендарное «кольцо рыбака» . Но не все пользуются такой роскошью: нынешний папа Франциск носит простые ботинки, а кольцо попросил себе отлить всего-навсего из позолоченного серебра.

Единственный минус всей этой красоты - она плохо совместима с ветреной погодой.

6. Абсолютная власть в Ватикане принадлежит папе римскому

В отличие от монархов множества государств, папа римский - совсем не «декоративная» должность. Если опустить всякие скучные детали, то у папы римского полная власть над всем Ватиканом и католической церковью, а титул присваивается ему пожизненно. Он может самолично отлучать от церкви, распоряжаться ее имуществом, провозглашать святых и еще много чего.

5. Ватикан - богатая страна

И об имуществе. Ватикан - достаточно богатая страна , сюда стекаются все финансовые потоки католического мира: пожертвования, доходы от туризма и т. д. Ватикану принадлежит много крупной недвижимости в Европе и Латинской Америке. У Ватикана достаточно денег, чтобы инвестировать их в промышленность развитых стран и покупать акции (General Motors и IBM, например).

4. Портрет правящего папы украшает монеты

Национальная валюта Ватикана - евро, но для этого государства чеканят монеты с собственным дизайном: портретом действующего папы римского. Пока вы тщетно собираетесь набрать своим селфи хотя бы десяток лайков, лицо Его Святейшества курсирует по всей Европе на евроцентах.

Двенадцать ливрейных лакеев, именуемых красивым итальянским словом palafrenieri , несут на плечах богато украшенное, обитое шёлком кресло (между прочим, также имеющее собственное имя - sedia gestatoria ), на котором восседает седовласый старец - монарх города-государства Ватикан. Последнего, обычно, называют Папой Римским, а потому переносной трон, использовавшийся на протяжении многих веков, можно считать... прообразом современного папамобиля!

Между прочим, упомянутый паланкин sedia gestatoria использовался до конца прошлого тысячелетия! Даже появление автомобиля в папском гараже не мешало верховному понтифику Вселенской Церкви пользоваться услугами palafrenieri ... Хотя первая самобеглая коляска появилась на территории Ватикана больше столетия назад: в 1909 году кардинал Фарлен презентовал понтифику Пию Х (1903-1914 гг.) мощный лимузин Itala 20/30, однако подарок остался невостребованным: «Я родился бедным, жил бедным и желаю умереть бедным», - говаривал Папа, прослывший закоренелым аскетом и чуравшийся дорогих подношений. Так что «святые колёса» первого папамобиля намотали всего 12 километров.

С 1909-го, когда в папском гараже появился первый автомобиль, до 1929-го, когда состоялось освобождение «ватиканского пленника», Папе Римскому также дарили машины. К концу понтификата Пия XI (1922-1939 гг.), оказавшегося настоящим ценителем «самобеглых повозок», к услугам папы были доступны шестнадцать (!) автомобилей таких марок, как Fiat, Bianchi и Isotta Fraschini...

Впрочем, и ездить Папе было некуда - до 1929 года монарх города-государства попросту не покидал пределы своего владения. Так называемый «Римский вопрос» сделал первоиерарха Католической Церкви «невыездным»: в 1870-м, когда некогда могущественная Папская область прекратила своё существование, а Рим перешёл под контроль Италии, Папа Римский Пий IX (1846-1878 гг.), протестуя против такого развития событий, объявил себя «ватиканским пленником» и навсегда отказался пересекать итало-ватиканскую границу... И только Бенито Муссолини, подписав со стороны итальянского правительства Латеранское соглашение прервал многолетнее заточение патриархов Запада.

В знак освобождения «узника Ватиканского дворца» компания Citroen передала Святому Престолу бордовый папамобиль C6E Lictoria, кузов и внутреннюю отделку которого сделали итальянские мастера. Обивщики и краснодеревщики приложили максимум усилий, чтобы лимузин для Ватикана отличался от обычного Citroen C6: многие элементы кузова, включая массивную решётку радиатора, покрыли позолотой, салон отделали дорогими породами древесины и бархатом... Причём бархат украсили вышитыми монограммами святого Христофора - покровителя водителей и путешественников.

К созданию автомобиля для преемника Князя Апостолов не менее ответственно подошли и немцы из Mercedes-Benz. В 1930 году тогдашнему первоиерарху Пию XI (1922-1939 гг.) передали роскошный лимузин модели 460 Nurburg, который по уровню отделки перещеголял франко-итальянский Citroen C6E Lictoria. Вместо вышитых монограмм - серебряный медальон, на котором изображён святой Христофор, на парче и атласе - вышитые голубки, символизирующие Святой Дух. Кстати, «Мерседес» оказался настоящим долгожителем - за рулём «старичка» любил прокатиться даже Иоанн Павел II.

С водителем, отделённым стеклянной перегородкой, единственный пассажир Mercedes-Benz 460 Nurburg общался при помощи кнопочного пульта: Папа нажимал кнопку (например, «Destra» — направо), соответствующая команда зажигалась на специальном табло, закрепленном под панелью приборов, после чего водитель осуществлял требуемый манёвр

Известно, что следующий папа, Пий XII (1939-1958 гг.), также предпочитал автомобили марки Mercedes-Benz. Особенно примаса Италии восхищал кабриолет модели 230 - перед самым началом Второй мировой, в 1939-м, редкую для своего времени машину передали гаражу Ватикана. И именно на этом «Мерседесе» митрополит Римской провинции отправился по предместьям столицы Италии, чтобы успокоить верующих после бомбардировки города самолётами американских ВВС. По иронии судьбы, автомобиль сломался, и понтифику пришлось пересесть на... американский Graham Paige 837 - эта машина, как и другие экспонаты из папского гаража, досталась новому правителю Святого престола от своего предшественника.

В послевоенное время дорогих подарков от автопроизводителей Ватикан не получал достаточно долго. И только когда «добрый Иоанн» - Иоанн XXIII (1958-1963 гг.) - надел папскую корону после Пия XII, в городе-государстве появились лимузин Chrysler Crown Imperial, кабриолет Lancia Flaminia и ландоле Mercedes-Benz 300d (под этим названием скрывается открытый четырёхдверный седан). В 1965-м инженеры из Штутгарта выпустили новый ландоле для нового патриарха: Павел VI (1963-1978 гг.) получил роскошный 6,3-литровый S600 Pullman, после чего зародилась традиция - как только на конвейере появлялось новое поколение S-Класса, на его основе обязательно строился открытый папамобиль.

Роскошный Mercedes-Benz 300d (в кузове W189), в 1960-м переданный Иоанну XXIII. На этой фотографии хорошо видно, что представляет собой кузов ландоле: задняя часть четырёхдверного седана оборудована складной мягкой крышей, что удобно и для публичных мероприятий, и для повседневного использования

В 1975-м Павел VI заложил новую традицию: вместо помпезного лимузина монарх города-государства Ватикан выбрал... внедорожник. Toyota Land Cruiser покорил понтифика высоким расположением трона (паства могла прекрасно видеть своего пастыря), а водители не уставали нахваливать тяговитый дизель и понижающую передачу, благодаря которым машина буквально ползла со скоростью пешехода, что во время миссионерских поездок оказалось крайне важным.

Отдельная, но весьма обширная разновидность папамобилей — машины, которые строились для одного-единственного визита понтифика. В их числе — уникальный Lincoln (слева) для проезда Павла VI по Нью-Йорку, оснащённый подъёмным папским троном на гидродомкрате, и Cadillac Develle, на котором Иоанн Павел II приветствовал паству Мексики

Иоанн Павел II (1978-2005 гг.) тоже любил внедорожники. И знаменитое покушение, когда 13 мая 1981 года фанатик (а по другим данным - пособник советских спецслужб) Мехмет Али Агджа ранил первоиерарха, Кароль Войтыла пережил, находясь внутри неказистого полноприводника Fiat Campagnola. С этого момента для папы римского готовили только бронированные автомобили: в 1982-м ватиканский гараж получил Land Rover, заднюю часть которого закрывал пуленепробиваемый колпак из прозрачного стекла, а позднее данную машину сменил Range Rover, построенный по аналогичному рецепту.

Иоанн Павел II за секунду до (фото слева) и сразу после покушения. В патриарха Запада стрелял участник турецкой группировки «Серые волки» Мехмет Али Агджа, тяжело ранивший главу католиков в живот. Именно после этого события папамобили стали бронировать

Но больше всех по душе тогдашнему первоиерарху Католической Церкви пришёлся белый мерседесовский Geländewagen - это, пожалуй, самый известный папамобиль за вековую историю ватиканского гаража. Правда, на закате своего понтификата Иоанн Павел II обычно пользовался другим автомобилем - внедорожником Mercedes ML430, которому инженеры из Штутгарта понизили клиренс и оборудовали специальными въездами для... инвалидной коляски. В последние годы Кароль Войтыла передвигался на кресле-каталке, а потому рельсы, по которым коляску закатывали прямо внутрь стеклянного колпака, оказались для ослабевшего понтифика крайне полезными.