Биография карла бенца. Бенц Карл Фридрих

Карл Фридрих Бенц (нем. Karl Friedrich Michael Benz) - немецкий инженер, изобретатель, пионер автомобилестроения. В 1885 году построил первый в мире автомобиль Benz (Motorwagen, хранится в Мюнхене). Патент на изобретение этого автомобиля был получен Бенцем 29 января 1886 года.

Карл Фридрих Бенц родился 25 ноября 1844 года в местечке, которое в те времена называлось Баден Мёхлбург (Baden Muehlburg), сейчас это часть города Карлсруэ в Германии.

Своим интересом к всякого рода механизмам Карл скорее всего обязан своему отцу, который работал машинистом поезда. Его отец умер, когда ему было всего два года, из-за несчастного случая на железной дороге. Тогда то и поменялось имя Карл на Карл Фридрих, в память об его отце.

Будучи подростком, Карл Бенц сначала окончил школу грамматики города Карлсруэ, а затем и Политехнический Университет этого же города. В 1871 он основал с Августом Риттером свою первую компанию – механическую мастерскую, которая также занималось поставками строительных материалов.

Спустя короткое время он выкупил долю подельника. Интересно, что деньги ему одолжил отец его будущей невесты. Ровно через год он женился на ней, Берте Ринджер, и у них в последствии появилось на свет пять прекрасных детей.

Теперь Карл Бенц мог посвятить все свое время разработке нового двигателя. К сожалению, он не обращал внимания на финансовое состояние своего предприятия, и оно вскоре обанкротилось в 1877 году. Все банки отказали ему в дальнейших кредитах, хотя к этому времени он разработал новый двигатель внутреннего сгорания и теперь возникла острая необходимость в начале производства модели-прототипа.

Однако, Патентное Бюро все же выдало Бенцу патент на топливную систему, что в конце концов позволило ему начать производство ряда моделей двигателя. Он основал новую фирму по изготовлению небольших двухтактных двигателей.

В 1885 году Карл Бенц со своими инвесторами основал еще одну новую фирму. Днем он работал в своих мастерских, а по ночам экспериментировал в сарае возле своего дома. Упорство, инициатива и целеустремленность позволили Бенцу преодолеть первоначальные трудности.

В результате был создан трехколесный автомобиль с 4-тактным двигателем в его мастерской. Карл Бенц сам спроектировал и разработал все узлы своего автомобиля и пришел к решению многих технических проблем.

Первый автомобиль Карла Бенца, сделанный в 1885 году, представлял собой трехколесный двухместный экипаж весом 250 килограммов, на высоких колесах со спицами.

На него Бенц поставил свой новый четырехтактный бензиновый мотор с водяным охлаждением мощностью 0,9 л.с. Цилиндр располагался горизонтально над осью огромных задних колес и приводил их в движение через одну ременную и две цепные передачи.

Машина развивала смехотворную по нашим меркам скорость – 16 км/ч, но по тем временам это была весьма прогрессивная конструкция. Экипаж был торжественно назван Motorwagen.

В 1885 году Карл впервые продемонстрировал свой трехколёсный самодвижущийся экипаж бюргерам Мангейма. Однако новинка вызвала не столько интерес, сколько раздражение. Когда Бенц решил проехать по городу, шум мотора перепугал лошадь мясника. Она понесла, рассыпав по дороге груз. Чтобы замять скандал, Карл купил испорченный товар, поставил автомобиль под навес и принялся его совершенствовать.

29 января 1886 года, после того, как изобретение прошло многочисленные испытания и некоторые доработки, Motorwagen получил Германский Императорский патент. В 1887 году первый в мире автомобиль дебютировал на выставке в Париже.

Новый автомобиль не вызвал большого интереса среди покупателей, хотя двигатели пользовались большим спросом на рынке, особенно в Германии.

Общественность поначалу не восприняла изобретение Бенца. Чтобы избежать проблем, водители обязаны были ездить медленно. И все же без жалоб не обошлось. Против Бенца подали иск за то, что его водители "наслаждаясь, быстро мчались мимо полицейских", - писал инженер в своих мемуарах.

Кроме того, для путешествий на своем автомобиле Бенцу приходилось получать разрешение министерства, который устанавливал максимальную скорость - 6 км в час внутри города и 12 км в час за его пределами. Для Бенца этого было мало, и он приглашал сотрудников министерства на автомобильные прогулки. В результате ему таки разрешили ездить быстрее, чем кареты с лошадьми.

Прорыв произошел благодаря жене Бенца, которую звали Берта. В 1888 году, не предупредив мужа, она взяла двух сыновей и отправилась в путешествие на автомобиле к своим родителям в город Пфорцхайм. Расстояние в 106 километров машина преодолела почти без проблем, если не считать того, что машину пришлось один раз заправить и толкать на подъемах.

Когда жена с сыновьями вечером приехала в Пфорцхайм, она послала мужу успокаивающее телеграмму: "Доехали отлично и без проблем". О дальнем автопробеге Берты узнала вся Германия, пресса обратила серьезное внимание не только на её путешествие, но и на автомобиль Карла Бенца. С этого времени и начался его путь к славе и успеху.

Карл Бенц был счастливо женат. Берта Бенц рассказывает, как она переживала по поводу того, что искра всё время пропадает или слишком слаба. Стоит заметить, что Берта поддерживала мужа не только морально, но и материально - почти все работы по созданию автомобиля были выполнены на деньги, которые она принесла Карлу в качестве приданного.

Много ли вы знаете жен, которые бы переживали из-за слабой искры в зажигании? Чего сторит ее автопробег длинной в 100 км.! И как она решала возникающие технические проблемы?! Кабель изолировали чулочной подвязкой Берты, засорившийся шлаг прочищали шляпной булавкой. Как важно для изобретателя и мечтателя (каждый изобретатель - мечтатель) иметь такую поддержку дома, такой благославенный тыл в семье.

Биографию Карла Бенца пишешь с удовольствием, с радостной улыбкой находишь замечательные детали и подробности, вроде этой: десятилетний сын изобретателя Евгений Бенц должен был бежать за автомобилем, с канистрой в руках, поскольку бака на машине ещё не было. Бензин доливали в карбюратор по мере необходимости.

Независимо от Бенца над созданием первого автомобиля занимался другой немецкий инженер - Готтлиб Даймлер. Сын пекаря занимался разработкой двигателей и открыл близ Штутгарта собственную мастерскую. 1885 он сделал двигатель мощностью в одну лошадиную силу, а через год установил его в карету. Это был первый четырехколесный автомобиль в мире.

В 1893 году Бенц создал четырехколесный автомобиль, запатентовав собственную шкворневую систему поворота управляемых колес. Они поворачивались поодиночке, а не целиком на общей оси - это было очередной технической победой Бенца.

Это открытый двухместный экипаж на высоких колесах с закрытым моторным отсеком, в котором размещался одноцилиндровый трехлитровый двигатель мощностью около трёх "лошадей" - был любимым творением Бенца. Недаром он назвал его Viktoria - «победа». После создания «Виктории» дела фирмы наладились.

Гораздо позже, в 1926 году, компания Бенца (Benz & Co) объединилась с компанией Даймлера (Daimler-Motoren-Gesellschaft). Новая фирма получила название Daimler-Benz-AG и стала производителем знаменитых "мерседесов".

Название Мерседес (нем.Mercedes) произошло от немецкого женского имени. Так звали дочь продавца автомобилей Daimler Эмиля Еллинека, который под псевдонимом "Мерседес" участвовал в автомобильных гонках. Позже Бенц покинул фирму, но созданный ею знаменитый автомобиль еще многие годы назывался "Мерседес-Бенц".

Когда в 1929 году Карл Бенц умер на земле было 30 миллионов автомобилей. Сегодня - 500 миллионов легковых машин. Мерседес не стал массовым автомобилем - ежегодно на рынке появляется всего лишь миллион новых машин с треугольной звездой. Но компания никогда и не хотела завоевать массового покупателя. Особенно чётко элитность Мерседеса проявилось в конце ХХ века, когда Daimler-BENZ, желая укрепить свои позиции в США, слился с американским концерном Сhrysler.

При слиянии, правда, в названии автомобиля потеряли имя BENZ, и это очень печально, ибо мифическое имя Мерседес осталось, а имя отца автомобиля, имя его изобретателя - Карла Бенца исчезло из названия.

Но имя Карла Бенца не исчезло из истории человечества, не исчезло из списка выдающихся изобретений всех времен и народов и не исчезнет во веки веков! Людям всегда интересно знать кто изобрел автомобиль и как именно. И ответ всегда будет - автомобиль изобрел Карл Бенц! Благодарное человечество его не забыло и не забудет. А в целом Карл Бенц прожил счастливую жизнь инженера-изобретателя, который увидел плоды всего труда, был признан при жизни и не забыт после смерти.

Судьба обошлась очень милостиво с Карлом Фридрихом Бенцем. Не каждую биографию можно закончить такими словами, ибо у многих достойных и великих, жизнь сложилась печально, трагически и несправедливо, как например у Дизеля, к биографии которого приступаю со слезами на глазах...

Первую оплачиваемую работу в качестве технического чертежника и конструктора Бенц получил на заводе по производству весов в Мангейме.

В 1868 г. он устроился на работу в мостостроительную компанию. Затем работал на металлообрабатывающем заводе в Вене.

В 1871 г. Карл Бенц совместно с механиком Августом Риттером (August Ritter) основал в Мангейме свою первую компанию. Позже Бенц выкупил долю Риттера в предприятии с помощью приданого своей невесты Берты Рингер (Bertha Ringer).

В 1872 г. Карл Бенц и Берта Рингер поженились .

В 1890 г. трехколесное транспортное средство Карла Бенца стало первым в мире автомобилем, запущенным в промышленное производство . Автомобиль имел двигатель с рабочим объемом 1,7 литра, расположенный горизонтально, Т-образный руль-рукоятку, двухступенчатую коробку передач. Мощность двигателя год от года возрастала: от 0,75 до 2,5 л.с. Этого было достаточно для езды с максимальной скоростью 19 км/ч.

К концу 1899 г. на заводе Бенца был выпущен двухтысячный автомобиль, а производственные показатели достигли 572 моделей в год. Фирма Карла Бенца заняла первое место в мире по объемам производства среди изготовителей автомобилей.

В 1906 г. Бенц с сыном Рихардом основали компанию Carl Benz Sohne в Ладенбурге. В течение первой четверти ХХ века компанией было выпущено всего около 350 автомобилей. Тем временем семья Бенца также переехала в Ладенбург.

В 1912 г. Бенц ушел из компании, сделав управляющими своих сыновей. В 1923 г. фирма Carl Benz Sohne выпустила свой последний автомобиль .

Карл Бенц умер в своем доме в Ладенбурге 4 апреля 1929 г. В настоящее время дом используется как штаб-квартира Фонда Карла Бенца и Готлиба Даймлера (Carl Benz- und Gottlieb Daimler-Stiftung).

В 1998 г. в результате приобретения концерном Daimler-Benz AG корпорации Chrysler LLC, был образован концерн DaimlerChrysler AG.

В 2007 г. название DaimlerChrysler AG было изменено на Daimler AG.

Германский автомобилестроительный концерн Daimler AG - одна из крупнейших по обороту компаний Германии и один из ведущих мировых автопроизводителей .

Автоконцерну принадлежат такие автомобильные бренды как "Мерседес Бенц" (Mercedes-Benz), "Майбах" (Maybach), "Смарт" (smart), "Фрейтлайнер" (Freightliner), "Фузо" (Fuso), "Сетра" (Setra) и другие.

Соответственно, 29 января 1886 года - официальный день рождения автомобиля как такового. Ровно 125 лет! Авто Mail.Ru присоединяется к многочисленным поздравлениям и вспоминает историю первого в мире автомобиля и его создателя.

Трудное детство

Карл Бенц родился 26 ноября 1844 года в деревеньке Пфаффенрот, расположенной в горном массиве Шварцвальд на юго-западе Германии. Отец и дед Карла были потомственными кузнецами. Когда же между расположенными поблизости Карлсруэ и Хайдельбергом открылось железнодорожное сообщение, Йоган-Георг Бенц устроился кочегаром на паровоз, а вскоре дослужился до инженера-механика. Однако железная дорога не принесла счастья в семью Бенцов. Летом 1846-го из-за ошибки стрелочника локомотив сошел с рельсов, и в течение несколько часов Йоган-Георг вместе с другими рабочими ставил многотонную махину обратно на пути. Уже по дороге домой разгоряченный и мокрый от пота Бенц-старший постоял на сквозняке, а на утро слег с температурой. Закончилось все настоящей трагедией - через несколько дней бедняга умер от воспаления легких. Маленькому Карлу не исполнилось и двух лет...

Жозефина Бенц была безутешна - в одночасье она потеряла и мужа, и единственного кормильца. Скромной вдовьей пенсии едва хватало, чтобы сводить концы с концами, но она твердо решила во чтобы то ни стало поставить сына на ноги. Карлу Бенцу с раннего возраста везло на женщин.

Прихватив сына и нехитрый скарб, Жозефина переехала в Карлсруэ. В деревне работы все равно не было, а в городе энергичная фрау устроилась кухаркой и все заработанные деньги откладывала на обучение сына. В результате, несмотря на скромное финансовое положение, Карл учился в довольно престижном техническом лицее, где проявил особый интерес к физике и химии. Тогда же юный Бенц не на шутку увлекся часовыми механизмами и работами Луи Даггера - одного из основоположников фотографии. Оба хобби пригодятся ему в будущем - в сложные моменты Карл будет подрабатывать ремонтом карманных часов и механических будильников, а также фотографировать нередких в Шварцвальде туристов.

По окончании лицея Бенц решил продолжить обучение в политехническом институте Карлсруэ. Денег на оплату престижного и недешевого вуза в семейном бюджете не было, но Жозефину Бенц это не смутило. Она стала сдавать постояльцам собственную квартиру, для ночлега оставив себе лишь угол за печкой.

По счастью, сын полностью оправдывал надежды и старания матери. Карл считался одним из лучших учеников политеха и в 1864-м закончил его с отличием. Вот тут-то для молодого человека и наступил сложный момент.

До этого он преследовал лишь одну и вполне конкретную цель - получить лучшее образование. Но выполнив задачу, Бенц теперь не знал, что делать, куда двигаться дальше. Поначалу Карл устроился в локомотивное депо. Не лучший, что и говорить, выбор. Во-первых, Жозефина, памятуя о том, что именно железная дорога лишила ее мужа, на дух не переносила паровозы, вагоны и все, что с ними связано. Да и самому Бенцу работа не доставляла удовольствия. По 12 часов в сутки он возился с моторами в плохо освещенных помещениях и сырых ангарах. И хотя довольно скоро старательного и исполнительного юношу повысили до бригадира, для себя он уже все решил: работа на железной дороге - это тупик. Вскоре Бенц перешел на фабрику промышленных весов, но и здесь не задержался. Следующей остановкой в его карьере стала должность инженера в строительной компании.

Сложный период в жизни молодого человека превратился в трагичный - в марте 1870-го умерла его мать, которую Карл боготворил. Из глубокой депрессии его вывела лишь встреча с миловидной Бертой Рингер - 20-летней дочерью одного из строительных подрядчиков, с которым Бенц общался по долгу службы. Он влюбился по уши.

К тому времени, окончательно разочаровавшись в наемной работе, Карл вместе со знакомым механиком Августом Риттером решил организовать в Маннгейме собственное дело. В августе 71-го приятели приобрели небольшой земельный участок с деревянным сараем, в котором организовали мастерскую по выпуску металлических изделий.

Увы, Риттер оказался ненадежным партнером и, охладев к делам совместного предприятия, решил выйти из игры. Карл был в отчаянии. Только-только забрезжившая надежда на свое дело, а стало быть, и новую жизнь, грозила погаснуть. На помощь неожиданно пришла Берта, уговорившая своего отца поторопиться с приданным, хотя молодые к тому времени были лишь помолвлены. Деньги невесты позволили Бенцу выкупить долю компаньона, став полноправным владельцем фабрики металлообрабатывающих станков.

Выбор пути

Собственное предприятие не сделало его миллионером. На жизнь хватало, но только и всего. Впрочем, Карл и не собирался до конца дней вытачивать металлические болванки на токарном станке. Еще со студенческих времен он бредил идеей создания транспортного средства, которое «могло передвигаться с помощью самостоятельно вырабатываемой энергии, но не по рельсам, как локомотив, а по обычным дорогам на манер кареты или повозки».

Проще говоря, в этой немного тяжеловесной манере Бенц сформулировал идею автомобиля. Мечта, она и есть мечта, и кроме общего представления о «самодвижущейся повозке», у Карла не было ни малейшего представления о том, как она может быть устроена. Не возникало вопросов лишь по одному поводу - никаких паровых моторов! Было ли это эхом семейной неприязни к железной дороге или уже тогда «паровики» казались Карлу слишком массивными и тяжелыми? Сложно сказать. Так или иначе, но с самого начала Бенц сфокусировал внимание на двигателях внутреннего сгорания. Во второй половине 19-го века ДВС как раз начали погоню за ушедшими далеко вперед электрическими и паровыми моторами.

Популяризатором направления стал бельгиец Жан-Жозеф Ленуар, еще в 1860-м предложивший собственную конструкцию одноцилиндрового мотора внутреннего сгорания. Принципы работы ДВС к тому времени не представляли секрета, но моторы, созданные предшественниками Ленуара, работали на дорогостоящем спирту или скипидаре. Использовать их в качестве топлива тогда было столь же расточительно, как сегодня прикуривать от тысячерублевой банкноты. Двигатель бельгийского инженера, в свою очередь, использовал дешевый светильный газ - помесь водорода, метана и окиси углерода.

Карл не понаслышке знал об этой конструкции. Один из стационарных моторов Ленуара приобрел политехнический институт Карлсруэ, где учился молодой Бенц, и освобожденный в тот день от занятий, он вместе с остальными студентами участвовал в установке и наладке.

Правда, после всплеска покупательского интереса продажи двигателя Ленуара стали падать. Конструкция оказалась несовершенной: мотор требовал обильной смазки и охлаждения, часто ломался и отличался повышенным топливным аппетитом.

Настоящим прорывом стало появление в 1876 году ДВС, разработанного немецким инженером Николаусом Отто. Компактный агрегат при равной мощности с мотором Ленуара потреблял на 70% меньше топлива и оказался менее требовательным к обслуживанию. Чуть позже Отто создаст еще более эффективный двигатель с четырьмя рабочими циклами: впуск, сжатие, воспламенение, выпуск. Так на свет появился четырехтактный мотор внутреннего сгорания, который сегодня используется повсеместно.

Бенц, конечно же, знал об изобретении соотечественника и решил создать собственный аналог. Ни о какой революции или техническом прорыве речи не шло. Карл просто пытался на собственном опыте понять, как это работает. И процесс познания не был легким. Над своим предельно простым по конструкции двухтактным одноцилиндровым мотором Бенц корпел около двух лет, и только в сочельник 1879-го мотор наконец заработал. И кто после этого скажет, что в Рождество не случаются чудеса?!

Счастье, впрочем, оказалось недолгим. Построив двигатель, на который ушла уйма времени и денег, Карл остался без средств для его производства. И дорогая двухтактная игрушка... заняла место в углу мастерской.

Кто знает, как сложилась бы дальнейшая судьба будущего изобретателя автомобиля, если бы не его увлечение... велосипедом. Благодаря весьма популярному во второй половине 19-го века хобби Карлу посчастливилось свести знакомство с успешными предпринимателями Максом Розе и Фридрихом Эсслингером. Узнав, что их новый друг - способный инженер, разработавший и построивший собственный двигатель внутреннего сгорания, они решили организовать общее дело.

1 октября 1883 года была основана «Бенц и компания», рейнская фабрика бензиновых двигателей», наладившая выпуск стационарных ДВС. Никогда еще Карлу так не везло на деловых партнеров. Добропорядочные и ответственные Розе и Эсслингер, правда, не разделяли оптимизма Бенца насчет самодвижущихся экипажей, но и не возражали против странного, по их мнению, увлечения своего технического директора. При условии, разумеется, что основной бизнес будет идти хорошо.

В свободное от работы время...

А все пошло просто замечательно. Моторы Бенца расходились на ура - покупатели адресовали на фабрику благодарственные письма, а пакет заказов тяжелел на глазах. Вскоре штат сотрудников увеличился до 25 человек, и Карл, под снисходительные насмешки партнеров, приступил к осуществлению давней мечты.

И вновь делу помог велосипед, ставший настоящей музой немецкого конструктора. От него первый в мире автомобиль позаимствовал принципиальную конструкцию: трубчатую раму, спицевые колеса большого диаметра с резиновыми шинами. Правда, Бенц сразу решил, что самих колес будет больше чем два - в свое время он частенько падал с велосипеда, набив немало шишек. Свое транспортное средство он видел более устойчивым. Но каким - трех- или четырехколесным? Проблема решилась сама собой - поскольку Карл не представлял, как сделать поворотную ось, первому автомобилю суждено было стать трехколесным. Любопытно, что в то время шарнирная ось с рулевой трапецией уже была изобретена, но Бенц об этом банально не знал.

А иначе и быть не могло. Как во время Шекспира не было сигарет «Друг», так и в 80-х годах позапрошлого столетия не существовало ни автодорожных вузов, ни учебников по устройству автомобиля. Не было даже Интернета, чтобы, на худой конец, подсмотреть идею у коллег... Создавая автомобиль, Бенц ступал по неизведанной территории и продвигался медленно, на ощупь, ошибаясь, исправляя просчеты, но упорно продолжая идти вперед.

Для первого автомобиля Карл собрал новый мотор, более компактный, чем стационарная модель, при рабочем объеме 954 см3 он развивал мощность порядка 0,7 л.с. при 400 об/мин. Куда сложнее оказалось с системой питания - пришлось собирать простейший карбюратор, топливо из которого поступало в цилиндр самотеком, а дроссельная заслонка регулировала подачу рабочей смеси. Весьма нехитрой была и система охлаждения. На единственный цилиндр надевался металлический кожух-испаритель, заполнявшийся водой. Жидкость циркулировала между кожухом и дополнительным резервуаром, которые соединялись двумя трубками. Со временем вода выкипала, и ее приходилось доливать.

Зато система зажигания, напротив, казалась весьма передовой. В отличие от распространенной в те годы калильной трубки, Бенц использовал куда более продвинутую схему с индукционной катушкой Румкорфа и запальной свечой. Но больше всего пришлось помучиться с коробкой передач. Вернее, трансмиссии в привычном понимании на автомобиле Бенца не было вообще. Напрямую соединить вал двигателя с ведущей осью не представлялось возможным из-за разницы в скорости вращения, и проблему решила двухступенчатая ременная передача. Шкив на валу мотора соединялся ремнем со шкивом на промежуточном валу, от которого усилие с помощью цепей передавалось на ведущие колеса. Функции сцепления выполняла вилка, с помощью которой водитель переводил ремень с «холостого» шкива на «рабочий».

К великому сожалению, дата дебютной поездки самого первого автомобиля не сохранилась. Прежде всего потому, что сам его создатель никак не мог решить, когда машина наконец будет готова к действию. Но одним осенним деньком 1885 года Бенц вытолкал машину из мастерской во двор собственного дома, залил немного бензина и завел мотор. Вздрогнув и пару раз чихнув для острастки, двигатель заработал, громко и неуверенно. Карл сел за рычаги управления, с помощью рукоятки, управлявшей дроссельной заслонкой, осторожно прибавил газу, и машина, чуть помедлив, тронулась с места!

Берта, наблюдавшая за мужем с крыльца, радостно захлопала в ладоши, но не успела она заскочить на подножку, как двигатель заглох - порвался провод трамблера. Мигом устранив неисправность, Бенц завел мотор снова, но тут слетела цепь с ведущей оси... Вздохнув, Карл понял, что впереди еще много работы.

Спустя пару недель тест-драйв решили повторить. На сей раз Берта предусмотрительно заняла место рядом с мужем, но и эта поездка оказалось короткой: не совладав с управлением, Бенцы врезались в ограду собственного дома. К счастью, скорость была невысокой, и никто не пострадал.

Карл с истинно немецким упорством продолжал методично совершенствовать конструкцию, а кроме того, решил, что пора озаботиться и вопросами регистрации.

29 января 1886 года он оформляет патентную заявку за номером DRP-37435 «Автомобиль, работающий на бензине». Официально документы выправили лишь ко 2 ноября, но датой, с которой патент вступил в силу, считается день подачи заявления.

Бенц тем временем продолжал эксперименты в собственной мастерской. Зимой он построил второй экземпляр, названный Motorwagen № 2 - «Автомобиль № 2». На нем-то Карл вместе со старшим сыном Ойгеном предпринимал ночные вылазки за территорию собственного участка.

Motorwagen бежал все лучше и лучше, но все-таки обратный путь до дома отважные автолюбители проделывали спешившись, толкая обездвиженный автомобиль.

Наконец настал тот день, когда Бенцу удалось объехать весь Маннгейм и вернуться домой своим ходом. Случилось это 3 июля 1886-го. На следующий день в «Новой Баденской газете» появилась заметка «об испытаниях трехколесного самодвижущегося экипажа, замеченного ранним утром на объездной дороге».

«Во время заезда, - сообщалось в колонке местных новостей, - механический экипаж работал исправно».

Женская воля

Тем временем дела «Бенц и компании» уверенно шли в гору - штат увеличился уже до 40 человек, заказы текли рекой. Но сам Карл окончательно охладел к стационарным моторам, все свои помыслы связывая с автомобилем. «Еще немного испытаний и доработок - и Motorwagen станет товаром, который вполне можно будет продавать!» - убеждал Бенц своих компаньонов. Розе и Эслингер лишь задумчиво вздыхали. Они по-прежнему не мешали Карлу заниматься любимым делом, но, впрочем, ничем и не помогали. Рассчитывать ему приходилось лишь на себя и своих домашних.

По вечерам уложив младших детей спать, Берта помогала мужу в мастерской или подзаряжала аккумулятор, остервенело нажимая на педали швейной машинки. Старшие сыновья Ойген и Рихард также не вылезали из гаража. Шло время, а Бенц все еще был недоволен машиной. Он постоянно что-то менял в конструкции, но до кондиции годного для продажи товара Motorwagen, по его мнению, никак не дотягивал. Неизвестно, сколь долго Карл еще медлил, если бы инициативу в свои руки не взяла Берта. Она не сомневалась: автомобиль достаточно хорош и в нынешнем виде. Заявить это в открытую она не решалась, опасаясь задеть самолюбие мужа. И тогда смелая женщина пошла на хитрость.

Берта как раз планировала навестить свою матушку, проживавшую в сотне километров от резиденции Бенцев в Маннгейме. Сначала до Пфорцхайма она хотела добираться поездом, но тут ее осенило: почему бы не проделать весь путь на автомобиле? Прекрасный способ не на словах, а на деле доказать мужу, что Motorwagen уже минул стадию экспериментального проекта. Сказано - сделано.

Первое в истории автомобильное путешествие состоялось 5 августа 1888 года. Пораньше проснувшись и прихватив с собой старших сыновей Ойгена и Рихарда, Берта двинулась в путь. Мужу она ничего не сказала, а чтобы не разбудить его ненароком, прежде, чем завести мотор, фрау Бенц оттолкала машину на приличное расстояние от ворот собственного дома. Отчаянная женщина!

До Хайдельберга автотуристы добрались без проблем и перекусили в местной харчевне. Во время остановки в Вислохе пришлось долить воды в испаритель, а в местной аптеке купить немного топлива: лигроина - бензиносодержащего растворителя. К слову, теперь этот магазинчик считается первой в мире заправочной станцией.

В Бреттене путешественники наконец столкнулись с серьезной проблемой. Машина никак не могла одолеть крутой холм. Оставив за ручкой управления Рихарда, Берта и Ойген затолкали машину наверх. Тем же образом путешественники штурмовали все последующие высоты.

Чтобы добраться до места назначения засветло, Берте пришлось проявить завидную смекалку, находчивость и техническую грамотность. Засорившуюся топливную трубку она прочистила с помощью булавки, резиновой чулочной подвязкой изолировала заискривший провод зажигания, а в Баушлотте фрау Бенц попросила местного сапожника изготовить новую кожаную накладку на тормозную колодку. Буквально за полчаса до заката Берта и дети вкатились в Пфорцхайм и сразу же телеграфировали Карлу: «Не волнуйся, мы в порядке».

Редко когда жители Мюнхена могли лицезреть более удивительно зрелище, - захлебываясь от восторга, писали местные газетчики. - Машина без котла и трубы двигалась сама по себе, вызывая всеобщий интерес!

Motorwagen получил «Золотую медаль» как лучшее изобретение, но шквала заказов на машину не последовало. Вернее, заказов не было вовсе. Как вспоминал Карл, «на единственного покупателя, намеревавшегося приобрести Motorwagen, надели смирительную рубашку и отвезли в приют для душевнобольных»...

И ведь не скажешь, что Бенц подошел к проблеме продвижения своего детища спустя рукава. Напротив, он основательно подготовился: аккуратно вырезал все восторженные отзывы в прессе, посвященные его мюнхенскому триумфу, и даже издал каталог «Нового патентованного автомобиля», где расписывал лучшие качества «приятного средства передвижения со встроенным устройством для преодоления холмов». Здесь же фигурировала и цена - 2000 марок. Карл не поленился подсчитать, что стоимость эксплуатации составит всего 30 пфеннигов в час. Но покупателей все равно не прибавлялось. Консервативные немцы просто игнорировали диковинное чудо техники.

Впрочем, как известно, час перед рассветом - самый темный. И фортуна вскоре улыбнулась находившемуся на грани отчаяния гению. Дело, по сути, решила единственная машина, нашедшая своего покупателя. Им стал Эмиль Роже, торговый представитель фирмы Benz в Париже. Предприимчивый француз посчитал, что для демонстрации возможностей стационарных моторов Бенца самодвижущийся экипаж не помешает. Но приобретя трехколесную машину, по сути, из любопытства, вскоре Роже стал настоящим фанатом автомобилей.

На самом деле, Эмиль обещал покупателям то, чего ни один автомобиль в мире не сможет предоставить еще и через десять лет. Это, однако, не имело значения. Франция уже подхватила романтический вирус любви к автомобилям. Дальше все, как говорится, было делом техники.

К концу 1892-го Роже продал свыше двадцати трехколесных Motorwagen и засыпал Маннгейм просьбами увеличить производство...

На базе Motorwagen Карл Бенц построил улучшенный четырехколесный Velo, продажи которого исчислялись уже не десятками, а сотнями, затем настал черед совершенно новой модели Victoria, еще более укрепившей позиции фирмы. Автомобильный век только начинался...

Данила Михайлов

Как минимум, с XVII века ученых Европы занимал вопрос создания повозки, которая могла бы двигаться и перевозить грузы без использования конной тяги. Но кто изобрел первый автомобиль, и почему это случилось только в конце XIX века?

Можно выделить несколько этапов развития идеи автомобилестроения:

  • Коляски XVII - XVIII веков, использующие педальный привод и делавшиеся только как забавные курьезы.
  • Самоходные машины с паровым приводом. Их испытания проходили в XVIII - XIX веках, но ни одна модель не стала массовой.
  • Электрические автомобили, разработанные в первой половине XIX века.
  • Автомобили на основе двигателя внутреннего сгорания. Именно благодаря ему Карл Бенц вошел в историю как человек, первый автомобиль в мире.

Когда изобрели первый автомобиль: история Карла Бенца

Карл Фридрих Михаэль Бенц родился в ноябре 1844 года в небольшом городе Мюльбурге в немецком княжестве Баден-Вюртемберг. Его отцом был машинист поезда Иоганн Георг Бенц. Он умер от воспаления легких, когда мальчику было два года.

Хотя семья жила небогато, мать решила дать Карлу хорошее образование. Он учился в школе грамматики в Карлсруэ, где проявил блестящие способности. В девять лет Карл продолжил образование в лицее, ориентированном на науку. В 15-летнем возрасте юноша начал изучать машиностроение в университете Карлсруэ, а в 1864 году окончил его.

В молодости Карл Бенц ездил на велосипеде и размышлял над идеей транспортного средства, которое бы заменило конную тягу. Годы после университета он работал в нескольких машиностроительных компаниях, но ни в одной не задерживался надолго.

В 1869 году молодой человек приехал в Мангейм, где начал работать чертежником на заводе весов, затем переехал в Пфорцхайм, потом – в Вену, где трудился в компании, занимавшейся строительством железных дорог.

В 1871 году Карл совместно с компаньоном основал свою первую фирму – механический завод в Мангейме. Вскоре он выкупил долю партнера. В 1872 году Карл женился на Берте Рингер, ставшей ему верной спутницей жизни и соратником во всех его начинаниях. Дела предприятия шли не очень хорошо, но Бенц трудился над идеей нового двухтактного двигателя. Ему удалось завершить работу 31 декабря 1878 года. В следующем году Карл Бенц получил на него патент.

Следом за этим предприниматель разработал и запатентовал систему регулирования скорости, зажигание с помощью искры, свечи зажигания, карбюратор, рычаг для переключения передач, сцепление и водяной радиатор.

Из-за финансовых проблем банк Мангейма потребовал, чтобы предприятие Бенцов было объединено с другими. Супруги создали совместную фирму с братьями Бюлерами, один из которых был фотографом, другой – торговцем сыра. Компания стала акционерным обществом, но Карл удержал только 5% от пакета акций. При разработке новых продуктов компаньоны не учитывали его предложений. Уже в 1883 году Карл Бенц оставил пост директора акционерного общества.

Создание автомобиля Бенца

В том же году он с двумя партнерами основал компанию по производству газовых двигателей. Дела нового предприятия шли хорошо, и у Карла было время заниматься своим главным увлечением – разработкой транспортного средства, не использующего конную тягу.

В 1885 году он завершил работу и сконструировал первый автомобиль, названный им «Motorvagen». Эта дата дает нам ответ на вопрос, когда изобрели первый автомобиль. Транспортное средство имело три проволочных колеса, четырехтактный двигатель, разработанный Бенцом и помещавшийся между задними колесами. Изобретение немецкого инженера считается первым настоящим автомобилем.

Вскоре Карл получил на свое изобретение патент, где оно называлось «автомобиль, питающийся газом». Первые его испытание в 1885 году из-за проблем с управлением привели к аварии – машина врезалась в стену. Через год прошли успешные пробы на дороге. Вскоре Бенц сделал две модификации своей модели. В 1887 году автомобиль с деревянными колесами был показан на Парижской выставке.

В 1888 году началось производство автомобилей Бенца на продажу. Через своего партнера предприниматель начал продавать машины в Париже, где к ним проявляли больший интерес.

Поездка Берты Бенц и улучшение автомобиля

Когда был изобретен первый автомобиль, у него еще не было коробки передач, и он не мог самостоятельно одолеть подъем в гору. В августе 1888 года Берта ничего не сообщила мужу, взяла с собой двух их сыновей и отправилась в поездку на изобретении супруга. Она проехала из Мангейма в Пфорцхайм, преодолев расстояние в 106 километров. Это стало первым автомобильным путешествием на большое расстояние в истории.

Берта хотела показать мужу, что у его изобретения есть будущее, оно полезно для людей, и автомобиль принесет ему финансовый успех. Фрау Бенц выехала из Мангейма перед рассветом. У изобретения ее мужа еще не было топливного бака, поэтому бензин заливали прямо в карбюратор. По пути она покупала в аптеках бензиновый растворитель и заправляла им машину.

По пути Берта чистила топливопровод булавкой для шляпы, заменила у кузнеца цепь автомобиля. Когда стали плохо работать деревянные тормоза, она попросила заменить их на кожаные. Участники поездки добавляли воду, чтобы охлаждать двигатель. Автомобиль не мог преодолеть подъем, и фрау Бенц с сыновьями приходилось его толкать. Несмотря на эти испытания, к ночи они достигли Пфорцхайма, где жила мама Берты. Жена Карла Бенца послала своему мужу сообщение по телеграфу, где рассказала о поездке, а через несколько дней она вернулась домой.

Хотя некоторые люди, видя едущий по дороге автомобиль, пугались, поездка Берты Бенц вызвала общественный резонанс и привлекла внимание к изобретению. После путешествия супруги доработали транспортное средство, добавив механизм для преодоления подъема в гору и лучшего торможения.

Эра ветеранов в автомобилестроении

После этого супруги продолжали развивать свое предприятие, которое стало к концу XIX века крупнейшим производителем машин в Германии. Деятельность Карла Бенца дала толчок развитию автомобильной промышленности в Европе. В истории автомобилестроения это называется «эрой ветеранов». Свои модели представили Эдуард Батлер в Англии, Рудольф Эгг в Швейцарии, Леон Болле во Франции.

В начале XX века производство автомобилей стартовало в и Франции. Французские машины составили в 1903 году почти половину всех произведенных в мире. Но именно Германия осталась в истории страной, где жил тот, кто изобрел первый автомобиль.

Настоящая легенда, личность, вошедшая в историю в качестве создателя величайшего изобретения, невероятно актуального для человечества — автомобиля... Имя этого человека - Карл Бенц.

Краткая биография

Пионер автомобилестроения появился на свет в Германии, в городке Карлсруэ, двадцать пятого октября 1844 года. Его отец - машинист паровоза Ганс Георг Бенц - ушел из жизни, когда мальчику было всего два годика. Его мать - дочь жандарма Жозефина Вайян, чью судьбу повторил Карл, - тоже рано осиротела. Бенц всегда отзывался о ней с огромной любовью и большим уважением. Мать всегда была рядом с ним. Несмотря на весьма скромное состояние семьи, она сумела дать сыну не только хорошее воспитание, но и приличное образование.

Учился Карл Бенц, биография которого уже с раннего детства была связана с техникой, в школе своего родного городка Карлсруэ. С малых лет мальчик проявлял интерес к паровозам. Заметив большие способности своего сына в данном направлении, Жозефина Вайян в 1853 году отдала Карла в гимназию, которая по тем временам считалась лучшей в городе. Самыми любимыми предметами будущего изобретателя одного из наиболее актуальных для человека технических средств передвижения были химия и физика.

Дипломированный инженер

В конце сентября 1860 года Карл Бенц поступает в технический университет Карлсруэ - в Политехническую школу. Учеба давалась ему легко. Молодой человек смог успешно пройти пятилетний курс обучения всего за четыре года. В девятнадцатилетнем возрасте Карл Бенц уже имел на руках диплом инженера.

В период своего обучения юноша проявлял необычайный интерес ко всем транспортным средствам, работающим на паровой тяге, в том числе и к локомотивам. Окончив Политехническую школу, Карл Фридрих Бенц, биография которого всегда была связана с машиностроением, поступает на работу на завод в своем родном Карлсруэ, где выпускались паровозы. Позже он пробовал свои силы в ремонтной мастерской, на предприятиях по выпуску сельскохозяйственного оборудования в Вене, Пфорцгейме и Мангейме.

Банкротство начатого бизнеса

И все это время Карл Бенц, мечтая начать свое собственное дело, присматривался, чтобы со временем получить возможность приступить к созданию совершенного нового по типу двигателя. И вот уже в 1871-м его идеи начали воплощаться в жизнь. В Мангейме он вместе Августом Риттером открыл собственную механическую мастерскую. Здесь партнеры выпускали металлические запчасти.

Однако Риттер всячески противился задумке Бенца начать разработку нового двигателя. Вскоре партнер заявил об уходе. Затея оказалась на грани провала. «Вытащить» мастерскую из долгов Карлу помог отец его девушки - Берты Рингер, с которой он в то время встречался.

Будущий тесть выкупил у Августа Риттера всю его долю. Благодаря полученной от отца Берты ссуде Карл Бенц превратился в полновластного хозяина мастерской. В июле 1872 года молодые сыграли свадьбу. А ссуда, которую герой нашего рассказа получил от Карла Фридриха Риггера, стала приданым Берты.

Талантливый изобретатель Карл Бенц, фото которого можно сегодня увидеть в немецких музеях машиностроения, с головой окунулся в процесс разработки двигателя внутреннего сгорания, оставив бизнес без присмотра. В результате уже к 1877 году его мастерская оказалась на грани разорения. Очень быстро предприятие превратилось в банкрота - это случилось после того, как, видя его наплевательское отношение к собственному бизнесу, банки по очереди отказали ему в выдаче кредита.

Первое открытие

Все это происходит именно в тот момент, когда Карл Бенц уже собрал свой первый прототип двухконтактного двигателя. Перед ним встает весьма непростой выбор: бросить все силы на восстановление бизнеса или уйти с головой в изобретательскую деятельность.

Бенц принимает решение перестать заниматься производством запчастей. Он создает свое первое детище, однако ему не удается запатентовать его. Оказалось, что подобного типа двигатели уже собраны другими изобретателями. Пойдя на определенные хитрости, Карл Бенц получает все-таки патент на создание топливной системы. Благодаря этой бумаге ему удается начать пусть и небольшое, но все-таки производство, и выпустить на рынок свое детище.

Первый бенцовский двухтактный двигатель, увидевший свет в 1885 году, весьма заинтересовал инвесторов, и с некоторыми из них Карл решает создать новую фирму, окончательно закрыв свою небольшую мастерскую по выпуску запчастей.

Первая машина

Уделяя все дневное время новому производству, Бенц по ночам все-таки работает над разработкой полноценного автомобиля на своем собственном двигателе. Наконец, после долгих мучительных дней напряженных трудов, в том же 1885 году, Карл Бенц демонстрирует автолюбителям свою первую модель открытой трехколесной двухместной машины с четырехтактным двигателем.

Не покладая рук, Бенц в свободное от основной работы (бизнеса) время полностью спроектировал автомобиль. Ему принадлежало все: начиная от системы управления и двигателя и заканчивая конструкцией. В январе 1886-го Бенц получил первый патент на эту модель транспортного средства, а затем вышел с ней на потребительский рынок.
И хотя сама новинка не особо заинтересовала покупателя, двигатель первого прототипа понравился многим. Он стал наиболее удачным элементом в автомобиле. Двигатель начал активно продаваться, причем в первую очередь на территории самой Германии. Очень скоро Бенцу удается продать патент на его производство и во Франции. Здесь сразу же приступают к сборке двигателя. Панхарт и Левассор - бизнесмены, которые от имени Карла представляют собственную машину, но оснащенную его двигателем, - в 1889-м на выставке в Париже составили мощную конкуренцию Даймлеру, который также демонстрировал свою новинку. Именно это обстоятельство и не позволило творению изобретателя успешно вырваться на рынок.

Конец черной полосы

С этого времени, однако, заканчивается череда неудач, от которых столько страдал Карл Бенц. Изобретения этого человека - это результат его невероятного упорства и огромных усилий.

Вскоре он создает еще одну оригинальную конструкцию, дорабатывает ее на многочисленных пробегах по тестовому кругу. Речь идет о новом двигателе на основе двухцилиндровой компоновки, имеющем горизонтальное расположение камер. Фирма Бенца выводит его на рынок, укомплектовав в спортивный автомобиль. Машина, быстро завоевывав любовь, привлекает множество покупателей.

Спустя несколько лет после весьма успешных продаж и ощутимого наращивания производственного потенциала компания Бенца объединяется с другим немецким производителем - Даймлером. Все это происходит в двадцать шестом году прошлого столетия на волне экономического кризиса, охватившего Германию. В результате был создан знаменитый бренд Daimler-Benz, который так популярен у автолюбителей.
Четвертого апреля 1929 года Карл Бенц покинул этот мир. Произошло это на восемьдесят пятом году его жизни, в городе Ладенбурге. Такой была краткая биография одного из самых известных и уважаемых производителей авто в мире.