Большие карьерные самосвалы. Самый большой карьерный самосвал в мире

Многие, пожалуй, согласятся с тем, что коммерческий транспорт, а еще вернее грузовой, ну а в частности карьерные грузовики, являются ключевой «движущей силой» в процессе становления, развития и работы добывающей и перерабатывающей отрасли, во всем мире. От их эффективной работы, которая являет собой прямую зависимость от их возможного перевозимого объема и массы, складывается и «общая картина» их целесообразности и применения.
Так если сказать проще, то в этой статье мы хотели поговорить о самом большом карьерном самосвале в мире, который в своем деле не способен заменить никто и ничто. Под самыми большими самосвалами (машинами), мы, прежде всего, подразумеваем самые грузоподъемные ТС.


Самый большой самосвал (грузоподъемный) в мире

Так эта статья будет о БелАЗ 75710. Машина начала выпускаться в 2013 году на Белорусском автомобильном заводе, откуда и идет аббревиатур БелАЗа.

(Машина БелАЗ 75710 в производственном цехе предприятия)

В тот же год производства БелАЗа 75710, завод подал заявку на внесение его в «Книгу рекордов Гиннесса» и неспроста. О том, что это довольно амбициозный самосвал вы поймете из нашего дальнейшего описания. Так, с 2013 года это самый большой (грузоподъемный) серийно выпускаемый карьерный самосвал.

(Машина БелАЗ 75710 на дороге)

Так, карьерный самосвал «БелАЗ-75710» способен перевозить до 450 тонн груза. Для примера обычный грузовой железнодорожный вагон, например для перевозки угля, перевозит порядка 50 тонн. То есть БелАЗ 75710 способен за раз увезти около 9 вагонов с углем, что, пожалуй, можно приравнять к небольшому маневрому составу на станции, формирующему основные составы. Стоит заметить, что БелАЗ перевозит груз не по рельсам, а порой, по полному бездорожью. При этом скорость может достигать 64 км/ч, но это уже не в нагруженном остоянии.

(БелАЗ 75710 на выставке карьерной и строительной техники)

Общая масса самосвала БелАЗ 75710 (загруженного) также впечатляет, как и его грузоподъемность, так его общий вес составляет 810 тонн.
Из особенностей самого большого самосвала стоит отметить электромеханическую трансмиссию компании Siemens, которая помогает оперировать переключением скоростей на машине. Также необходимо сказать о двигателе, мощностью в 4600 л.с, о том, что машина имеет 4 спаренных колеса, то есть в итоге 8, полный привод на каждую пару.

(Вид из кабины БелАЗа 75710. Видно насколько выше относительно поверхности земли расположена двухместная кабина управления машиной)

Машина имеет следующие габаритные размеры:

Высота: 8.16 м
Ширина: 9.87 м
Длина: 20.60 м

Расход топлива машины не общает быть маленьким, как и она сама. Так, конечно, все будет зависеть от режимов эксплуатации самосвала, но в карьерных условиях, прогнозируемое потребление горючего составит порядка тонны на 100 км пробега.

На самый большой самосвал устанавливаются радиальные бескамерные, пневматические шины Michelin. Самосвал имеет систему безопасности ROPS, которая призвана контролировать возможное опрокидывание машины и предотвращать их. При этом самосвал соответствуют всем международным нормам по выбросам, шуму, требованию к рабочему месту в кабине.
В целом, можно сказать, что самый большой самосвал является воплощением высоких технологий, сложных расчетов, значительного опыта и большого трудолюбия работников Белорусского автомобильного завода. Нельзя пройти и мимо такого факта, что завод расположен в соседней к России стране - Белоруссии и имеет богатую историю, начинавшуюся еще при СССР. Еще в советское время БелАЗ был одним из основных самосвалов, применяемых для добычи полезных ископаемых на территории СССР. Приятно осознавать, что и на сегодняшний день, в реалиях современного мирового рынка, завод способен выпускать конкурентную, востребованную и уникальную на мировом рынке продукцию.

Карьерные самосвалы - это транспортные средства, история которых началась еще в прошлом веке. Уже тогда они внушали уважение своими габаритами и размерами, а также техническими характеристиками. Современные модели более модернизированы, поэтому данная автомобильная техника широко применяется в самых разных сферах. Рассмотрим модели самых популярных марок.

БелАЗ

Карьерный самосвал БелАЗ - это белорусский «монстр», который совершенствуется из года в год. Каждая новая модель отличается увеличенной грузоподъемностью, размерами. Такой транспорт необходим для перевозки грузов в большом объеме, и передовыми в данной сфере являются именно самосвалы белорусской марки. Благодаря уникальным эксплуатационным характеристикам подобный транспорт широко используется в горнодобывающей промышленности и строительной сфере. Техника данной марки выпущена в нескольких сериях:

  • Карьерные самосвалы серии 7540 - это машины, обладающие грузоподъемностью 30 тонн и способные перевозить горную массу в сложных условиях и глубоких карьерах. Их конкурентное преимущество - мощные дизельные моторы.
  • В серии 7571 представлены самосвалы самой высокой грузоподъемности - 450 тонн. К их отличительным особенностям относятся мощные двигатели, электрическая трансмиссия и высокая проходимость.

Любой самосвал БелАЗ обладает качественным оснащением и продуманной конструкцией, благодаря чему эксплуатация простая, безопасная и удобная. Примечательно, что самый большой карьерный самосвал в мире был выпущен в 2013 году именно белорусской компанией. Это транспортное средство называется БелАЗ 75710 и имеет грузоподъемность в 450 тонн! Кроме того, модель отличается высокой производительностью, надежностью за счет использования двигателей высокой эффективности, отличной маневренностью, комфортностью и безопасностью труда водителя. Машина оснащена электромеханической трансмиссией, что в новинку для самосвалов данного класса.

БелАЗ 75600

Данная модель способна перевезти около 300 тонн продукции, поэтому относится к элитному классу транспорта описываемого типа. Силовой агрегат в данной модели - 18-цилиндровый турбированный дизель, который имеет объем почти 78 л, развивая мощность в 3546 л. с. Из новинок оснащения можно отметить объединенную гидросистему, состоящую из механизма платформы, тормозной системы и рулевого управления. Все это запускается аксиально-поршневым двухсекционным насосом, который имеет переменную производительность.

Terex

Среди самосвалов с уникальными техническими характеристиками выделяются модели марки Terex. Эти транспортные средства появились благодаря трудам американской компании General Motors. В первом варианте это был трехосный самосвал длиной семь метров и весом 650 тонн, поэтому управлять им нужно было очень искусно. Так что самый большой карьерный самосвал был создан именно в США.

Кстати, Terex - это сразу несколько компаний, которые предлагают широкий выбор самосвалов - мощных и с разной грузоподъемностью. В модельном ряду марки - девять машин, которые оснащаются дизель-электрическими моторами при грузоподъемности от 109 до 326 тонн. Компания предложила и новинку - дизель-электрический карьерный самосвал, который имеет привод колес, отличается компактностью и экологичностью. Производитель заявляет, что агрегаты позволяют сэкономить расход масла, а сами детали, оснащающие их, отличаются высокой износостойкостью.

Данные самосвалы оснащаются прочной и жесткой конструкцией рамы, благодаря чему достигается высокая производительность техники даже в сложных природных условиях. Благодаря оснащению автоматической коробкой передач и продуманной системой двигателя машины обеспечивают эффективность работы.

Модели TR45 и TR60

Модели Terex зарекомендовали себя как надежные и универсальные транспортные средства. Так, самосвал TR 45 обладает мощным двигателем с рабочим объемом 19 л, продуманная коробка передач позволяет работать с запасом мощности и надежности, а благодаря уникальной двойной тормозной системе и дисковым тормозам водитель легко справляется с управлением на любой дороге. Мощный двигатель позволяет данным транспортным средствам лидировать в своем классе.

Карьерный самосвал TR60 универсален: на нем можно работать и в шахте, и на карьерах, и при строительстве дамб. Отличительная особенность модели - в двух передачах заднего хода, что открывает возможности для маневрирования на неровной территории. Легко справляется модель и с крутыми подъемами, позволяя работать даже в сложных условиях. Правда, по степени грузоподъемности модели данной марки все-таки уступают другим популярным брендам.

Caterpillar

Карьерные самосвалы Caterpillar - одни из самых огромных в мире, ведь только покрышка некоторых моделей весит около 4 тонн! С другой стороны, такие габариты сказываются на расходе топлива, который достаточно высок. Разработки оснащаются сразу двумя двигателями, дополненными 7-скоростной механической коробкой передач. Модельный ряд транспортных средств данной марки разнообразен, поэтому есть возможность выбрать подходящий вариант под конкретные особенности работы.

Самосвалы 785С отличаются продуманностью, благодаря чему показывают высокую производительность, комфортны и надежны в работе. Их широко используют в различных строительных процессах и при обслуживании крупных карьерных разработок. Модель оснащена дизельным двигателем с двойным турбонаддувом, способна развить большую скорость и отличается экономичностью.

MT5300D AC и Caterpillar 797B

Модель MT5300D AC - это мощный и универсальный в работе карьерный самосвал. Фото показывает, насколько продумана конструкция данной модели, благодаря чему снижаются эксплуатационные расходы, а оператор может чувствовать себя за рулем максимально свободно и комфортно. Самосвал 797F - это еще одно экономичное решение, когда нужно перевезти различные материалы. Благодаря совершенной конструкции существенно улучшены показатели безопасности и эффективности работы транспортных средств.

Caterpillar 797B - это обычный самосвал, только большого размера. При собственном весе 624 тонны он способен перевезти на борту почти 350 тонн груза, причем его конструкция как нельзя лучше подходит для карьерных самосвалов. 24-цилиндровый двигатель с рабочим объемом 117 л поражает воображение! Кроме того, данная модель просто напичкана разнообразными электронными системами, что обеспечивает надежность работы всех его элементов.

Liebherr

Данная европейская марка также предлагает ряд самосвалов внушительных габаритов и грузоподъемности. Так, модель Liebherr T282B отличается грузоподъемностью 336 тонн и оснащена 20-цилиндровым двигателем мощностью 3650 л. с. При поднятом кузове самосвал возвышается на высоту 6-этажного дома. Карьерные самосвалы Liebherr отличаются:

  1. Наличием второго места для пассажира.
  2. Дисплеем на панели приборов, куда выводится полезная информация о работе техники.
  3. Оснащением высокомощными противотуманными фарами, кондиционером и плеером.

В модельном ряду сразу несколько машин, которые оснащаются разными типами двигателей.

Euclid

Карьерные самосвалы мира представлены в большом разнообразии. Один из старейших производителей - компания Euclid, выпустившая первое транспортное средство еще в 1933 году. Сегодня бренд входит в состав японского концерна Hitachi, поэтому и модели машин радуют не только многообразием, но и уникальными техническими параметрами. К отличительным особенностям модельного ряда Euclid можно отнести следующее:

  1. Оснащение электрическим приводом на переменном токе.
  2. Снижение эксплуатационных расходов.
  3. Динамический тормоз, который отличается безотказностью работы.
  4. Плавное притормаживание машины благодаря наличию специального контроллера скорости.
  5. Прочная рама служит залогом долговечности самосвалов.
  6. Для создания рабочих поверхностей кузова использована легированная износоустойчивая сталь.
  7. Благодаря продуманному расположению ребер жесткости нагрузка на кузов становится равномерной, поэтому не будет деформаций.

По желанию заказчиков модели могут быть дополнительно оснащены антипробуксовочной системой, контролирующей тягу и обеспечивающей хорошее управление даже на скользкой дороге.

Komatsu

Под этим брендом был выпущен не один карьерный самосвал (фото см. выше). Большие карьерные самосвалы для данной марки - не редкость. В модельном ряду можно легко найти настоящих гигантов на колесах, которые обладают уникальными показателями грузоподъемности и производительности. Одна из самых популярных моделей - самосвал HD 1500-7, который обладает грузоподъемностью 144 тонны и оснащен мотором мощностью 1406 л. с. Считается, что дизельный двигатель данной модели самый мощный, соответственно, самосвал может похвастаться высоким ускорением, быстрым разгоном и высокой удельной мощностью.

В чем особенности?

К отличительным характеристикам модели можно отнести:

  • автоматическую коробку скоростей и трансмиссию, которые держатся на эластичных резиновых подушках;
  • гидравлическую цепь управления;
  • просторную кабину с герметичным остеклением;
  • водительское кресло, которое может регулироваться в 5 позициях;
  • тормоза мокрого типа и гидрофицированную систему управления, которые снижают расходы на эксплуатацию и обеспечивают надежность работы устройств;
  • самосвал отлично укомплектован различными системами, благодаря которым обеспечивается автоматическое управление.

Самым настоящим флагманом данного бренда является модель Komatsu 930E-3SE. Она весит больше 500 тонн при мощности 3500 л. с. 18-цилиндровый двигатель радует не только высокой производительностью, но и уникальным для данной автомобильной техники крутящим моментом. Все это обеспечивает надежность эксплуатации транспортного средства и его отличные характеристики.

Работу в карьерах, связанную с извлечением и перемещением больших объёмов твёрдой породы - тяжелейшего и сложного в обращении груза, в условиях чудовищной запылённости, жары и холодов, выдерживает лишь самая выносливая и мощная техника. Представляем вашему вниманию несколько историй создания и эксплуатации карьерных машин-гигантов, которые стали настоящими рекордсменами в своей отрасли.

Bagger 288

Карьерные самосвалы «БелАЗ-75710» и Volvo A60H

Самым узнаваемым символом любого карьера является самосвал колоссальных размеров. Эти машины предназначаются для транспортировки извлечённой породы. Такая техника задействуется в основном для перемещения твёрдых пород. В 2013 году мир увидел нового рекордсмена отрасли - автомобиль «БелАЗ-75710» производства Белорусского автомобильного завода. Заявленная грузоподъёмность машины составляет 450 тонн, что примерно соответствует перевозочным возможностям семи товарных вагонов одновременно.

БелАЗ-75710

Масса большегруза составляет 360 тонн в порожнем состоянии. Он способен развивать скорость в 64 километра в час. Машину оснастили двумя двигателями MTU общей мощностью 4,651 тыс. лошадиных сил. Габариты гиганта в длину, ширину и высоту - 20, 9,7 и 8 метров соответственно. Машина была внесена в Книгу рекордов Европы и СНГ после того, как установила рекорд грузоподъёмности. На полигоне, где проходили демонстрационные испытания, она провезла 503,5 тонны груза. Напомним, Пронедра писали ранее, что машины будущего - карьерные самосвалы-роботы.

Видео: Discovery Channel Россия

Кроме самосвалов классической формы, к которым принадлежит и упомянутый «БелАЗ», в карьерах используются и грузовики сочленённого типа. Первые экземпляры такого рода появились ещё в пятидесятые годы. Они применяются в тех случаях, когда выдвигаются повышенные требования к манёвренности или проходимости на конкретных участках. Такие грузовики оснащаются шестью ведущими колёсами. Лидером среди машин является Volvo A60H, представленный на рынке в 2016 году. Его грузоподъёмность - 60 тонн - хотя и имеет намного более скромный показатель, чем у обычного «карьерника», но всё же лидирует на фоне возможностей остальных самосвалов в своём классе.

Volvo A60H

Роторный экскаватор Bagger 288

Для того чтобы вскрывать пласты полезных ископаемых в карьерах, требуется мощное оборудование, способное извлечь большое количество породы. Для этого на крупных разработках используются роторные экскаваторы. Такие машины представляют собой механизмы непрерывной работы на шагающем, рельсовом или гусеничном шасси. Извлечение сырья производится с помощью ковшей или резцов, закреплённых на колесе-роторе. Добытый материал транспортируется на конвейере в промежуточные пункты сбора или отгружается на транспорт.

Bagger 288

Самым крупным роторным экскаватором считается Bagger 288. Он построен в 1978 году немецкой компанией Krupp по заказу предприятия Rheinbraun. Агрегат меет и статус самой большой по габаритам самоходной машины в мире. Тем не менее, ввиду того, что работает Bagger 288 на электроэнергии, которая поступает от внешних источников, корректнее его называть движимым аппаратом. Вес гиганта составляет 13,5 тыс. тонн, в длину, ширину и высоту он достигает 240, 96 и 46 метров соответственно. Перемещается машина на 12 гусеницах, при этом максимальная скорость составляет 600 метров в час.

Объём каждого из 18 ковшей, установленных на роторном колесе размером с восьмиэтажный дом - 6,6 кубометра. За рабочую смену экскаватор извлекает 240 тыс. кубометров породы, что сопоставимо с объёмом пространства футбольного стадиона. Впрочем, сопоставимые габариты и характеристики имеет целое семейство роторных экскаваторов серии Bagger, созданных в период с 1958 по 1995 годы - модели 281, 285, 287 и 291. Кроме того, в Книгу рекордов Гиннеса по отдельным параметрам внесён экскаватор Bagger 293.

Видео: Лучшие автомобили и мотоциклы мира

Драглайны Big Muskie и Bucyrus 8750

На работах по вскрытию породы используются в том числе экскаваторы с канатной механической связью, так называемые драглайны, принцип действия которых основан на использовании собственного веса ковша. Есть среди таких машин и свои рекордсмены. Крупнейшим карьерным драглайном считался 4250-W, имевший даже собственное имя - Big Muskie. Экскаватор был построен в 1969 году американской компанией Bucyrus Erie для работ по добыче угля на разрезе оператора Central Ohio Coal в Огайо.

Big Muskie

Масса машины составляла 13 тыс. тонн, высота - 67,8 метра, ширина - 46,2 метра и длина - 148,6 метра (вместе со стрелой). Внутри корпуса свободно могли бы уместиться друг на друге два здания размером в американский Белый дом. В ковш объёмом 168 кубометров входили два полноразмерных автобуса. Работал 4250-W на электроэнергии, питание подавалось через кабель от внешних источников. Сам кабель приходилось перевозить вслед за экскаватором при помощи отдельной машины. Мощность, потребляемая Big Muskie, соотносима с количеством энергии, которое необходимо для обеспечения работы электроприборов 27,5 тыс. квартир.

Срок эксплуатации экскаватора составил 30 лет. За это время машина переместила 465 млн кубометров породы - в два раза больше, чем при строительстве Панамского канала. С помощью рекордсмена было извлечено 20 млн тонн угля. После разборки гиганта его ковш поместили в музей горного дела Miners Memorial Park штата Огайо.

Ковш Big Muskie в музее Miners Memorial Park

После демонтажа легендарного Big Muskie статус крупнейшего драглайна в мире перешёл к американской модели Bucyrus 8750 производства Bucyrus Erie (в 1997 году компания выкуплена корпорацией Caterpillar, потому в настоящее время машина называется Cat 8750). Модель была представлена на рынке в 1971 году и эксплуатируется по сей день. Несмотря на то что Bucyrus 8750 в два раза легче Big Muskie, его производительность не уступает последнему.

Cat 8750 (Bucyrus 8750)

Машина весом до 7,5 тыс. тонн вмещает в ковше 116 кубометров груза с массой не более 344 тонн. Таким образом, экскаватор может за один заход полностью загрузить карьерный самосвал. Длина стрелы достигает 132 метров. Экскаватор оснащается 16 электродвигателями, половина из которых задействуется при работе ковша, остальные приводят в движение шасси.

Экскаватор-мехлопата Marion 6360 Captain

В карьерных работах, кроме роторных машин и драглайнов, используется и другая экскаваторная техника - мощные механические лопаты, которые применяются для вскрытия пород. Мехлопаты - это привычные нам одноковшовые экскаваторы, которые работают на городских стройках, принцип их действия основан не на использовании веса ковша, а главным образом на передаче тяговых усилий через механические устройства.

Marion 6360 Captain

Рекордсменом категории является Marion 6360 Captain, созданный американской компанией Marion Power Shovel в 1965 году. Экскаватор работал с 1965 по 1991 годы в угольном карьере Captain Mine (Иллинойс), оператором которого является компания Arch Coal. При весе 12,7 тыс. тонн и высоте 64 метра он имел длину стрелы в 72 метра и объём ковша в 153 кубометра. Один лишь сегмент гусеничного трака весил 3,5 тонны, а высота гусениц составляла 4,9 метра. Работа машины обеспечивалась двумя десятками электродвигателей общей мощностью 15,45 тыс. кВт каждый.

Экскаватор благополучно справлялся со своими задачами вплоть до ЧП, которое произошло 9 сентября 1991 года. На машине произошёл пожар. После обследования экскаватора инженеры пришли к выводу об экономической нецелесообразности восстановления Marion 6360 Captain. Исполинский механизм разобрали спустя год после того, как он простоял недвижимый на нижнем уровне карьера.

Фронтальный погрузчик P&H L-2350

Для перемещения и резки породы, бульдозерных работ и погрузки сырья на самосвалы в карьерах используются фронтальные погрузчики. Они представляют собой землеройно-транспортные машины с навесным ковшом, который разгружается вперёд. Американской компании R. G. LeTourneau в 2000 году удалось создать самый эффективный в мире погрузчик - L-2350 loader (новое название P&H L-2350). Ёмкость его ковша составляет 40,52 кубометра, что позволяет перевозить рекордные 72,5 тонны груза. Вес погрузчика - 263 тонны.

P&H L-2350

Дизельный двигатель мощностью 2,3 тыс. лошадиных сил потребляет горючее из гигантского топливного бака ёмкостью 4 тыс. литров. Скорость передвижения данного транспорта невелика - 15 километров в час. Колёса колосса заслуживают особого внимания - в высоту они достигают четырёх метров, а в ширину - 1,7 метра. Данная машина задействована в аризонском медном карьере, который разрабатывается компанией ASARCO. Сборка погрузчика осуществлялась непосредственно в карьере. Машина проведёт в нём весь свой срок эксплуатации и уже не будет перевозиться на другие выработки.

Бульдозеры Komatsu D575A и ACCO

При добыче полезных ископаемых в карьерах используется и бульдозерная техника. Она предназначена для разных видов работ - как для перемещения пород, так и для выравнивания грунта. В частности, порода может транспортироваться в зону действия экскаватора, который погружает её на самосвал или в отвал. Бульдозеры широко применяются при вскрышных работах.

Komatsu D575A

Самым большим бульдозером в мире из применявшихся в карьерах является Komatsu D575A Superdozer. Его производство силами японской компании Komatsu стартовало в 1991 году. Масса машины достигает 152,6 тонны. Колосс способен осуществлять передвижение 69,3 кубометра породы, а при смене отвала на специальный - 90 кубометров. Перевозка бульдозера осуществляется в разобранном состоянии и с применением до восьми тягачей. Сейчас такие бульдозеры, хоть и сняты с производства, но активно используются в Новой Зеландии и США.

Впрочем, рекордсменом среди бульдозеров мог стать и другой, практически реализованный проект ACCO dozer, однако эта машина так и не была задействована в работах. Её вес гораздо превосходит рекордсмена Komatsu и достигает 183 тонн. Бульдозер был собран итальянской компанией Umberto Acco на базе Caterpillar в шестидесятых годах по заказу Ливии.

ACCO dozer

После введения санкций ООН поставка сорвалась, и на сегодняшний день гигант все ещё находится в Италии. Хотя его ходовые испытания не проводились, в 2012 году, при перевозке ACCO dozer на адрес нового итальянского владельца - компании, занятой ландшафтным дизайном, по свидетельствам очевидцев, бульдозер въехал на площадку трейлера самостоятельно. Назначение бульдозера неизвестно, но всё же его можно причислить к карьерным, поскольку подобные машины сверхтяжёлого класса во всём мире используются исключительно на открытых разработках полезных ископаемых.

Транспортно-отвальный мост Tenova TAKRAF F60

Среди всех видов движущейся техники, задействованной в работе в карьерах, самыми большими по габаритам являются конструкции транспортно-отвальных мостов. Данные устройства применяются для транспортировки вскрышных пород от роторных экскаваторов к внутренним отвалам карьеров. Порода передаётся максимум по трём уступам разработки.

Tenova TAKRAF F60

Крупнейшим транспортно-отвальным мостом считается F60 производства германской корпорации Tenova TAKRAF. Он работает на угольных разрезах в восточной части Германии. Машину построили в 1991 году. Мост весом в 13,4 тыс. тонн перемещается по рельсовым направляющим. Длина конструкции составляет 502 метра, ширина - 202 метра, высота пролёта - 60 метров. Для сравнения, высота манхэттенского 101-этажного небоскрёба Empire State Building достигает 443 метров, что на 62 метра меньше длины F60.

Рабочая скорость - на уровне 9 метров в секунду (32,4 километра в час), максимальная - 15 метров в секунду (54 километра в час). Объём добычи составляет 29 тыс. кубометров в час (породой в таком количестве можно засыпать чашу футбольного стадиона на высоту три метра), если при этом используются три роторных экскаватора. Транспортировка породы осуществляется с помощью девяти конвейерных лент.

Видео: derrene83

Карьерные колоссы, предназначенные для тяжёлой многолетней работы, зачастую собираются и демонтируются на слом после истечения срока эксплуатации или аварии прямо на площадках месторождений. Начать и окончить жизнь в одном карьере - такова нелёгкая судьба огромных машин, которые зачастую создаются в единственном экземпляре, и, после прекращения своего существования, навсегда остаются в истории уникальными примерами инженерного таланта.

На деле, спрос на карьерные самосвалы в мире весьма невелик. Этим машины, будучи раз отправленными в карьер, работают там десятилетиями, не требуя замены. В частности потому что ремонт значительно дешевле — карьерные самосвалы собираются обычно вручную очень небольшими партиями.

В прошлом существовали и другие производители, ныне ликвидированные, — в частности, Euclid (1924−1968), Unit Rig (1935−1960), Bucyrus (1880−2011). Некоторые компании не исчезли, а просто свернули производство карьерных грузовиков, например, румынский DAC, австрийский WABCO или немецкий Kress. Раньше малые карьерные самосвалы были в гамме Могилёвского автомобильного завода (МоАЗ), ныне — филиала БелАЗа.

БелАЗ (Жодино, Беларусь). Белорусский автомобильный завод был основан в 1948 году и до сих пор является одним из крупнейших в мире производителей карьерной техники, а также горного, металлургического и прочего оборудования. Сперва в Жодино собирали карьерные самосвалы МАЗ-525, но в 1961 году появилась и первая собственная модель, 27-тонный БелАЗ-540. В гамме целых 13 моделей. БелАЗ является мировым рекордсменом — модель БелАЗ-75710 (2013) грузоподъёмностью 450 тонн — это самый большой в мире грузовик. Собственно, он на снимке.


Liebherr (Биберах-ан-дер-Рис, Германия). Германо-швейцарская компания, основанная в 1949 году Гансом Либхерром. Производит широчайшую гамму продукции — всевозможные строительные и портовые краны, бытовую технику, станки, экскаваторы, оборудования для авиационной и железнодорожной сферы. В линейке карьерных самосвалов на сегодняшний день — 3 модели. На снимке — самый тяжёлый грузовик компании, Liebherr T 284 (2012) грузоподъёмностью 363 тонны.


Terex (Вестпорт, США). Одна из крупнейших в мире технологических компаний, производящая практически любое оборудование для дорожно-строительной, горнодобывающей, нефтедобывающей, транспортной, перерабатывающей промышленности и коммунального хозяйства. Основана в 1933 году Джорджем Армингтоном и с тех пор постоянно расширяется, поглощая младших конкурентов. Некогда именно Terex делал самые большие в мире карьерные самосвалы, но сегодня линейка небольшая, состоит всего из 4-х моделей, самая крупная из которых — 100-тонный Terex TR100 (1998), на снимке.


Caterpillar (Пеория, США). Ещё один американский гигант, производитель всевозможной спецтехники — тракторов, экскаваторов, дорожно-строительных машин, погрузчиков, лесозаготовительного оборудования и так далее. А также — удивительно — известной марки обуви, но это, скорее, побочный бизнес. Компания основана в 1925 году. Ныне в гамме карьерных грузовиков — 17 самосвалов, самый большой из которых — 363-тонный Caterpillar 797F (2009).


Komatsu (Токио, Япония). Крупный японский конгломерат, производящий карьерные самосвалы различных типов (в том числе троллейкары и автономные беспилотники), а также различную дорожно-строительную технику, автопогрузчики, трубоукладчики, горнодобывающее оборудование, прессы и иное индустриальное оборудование, военную технику и так далее. Основана компания в 1921 году. В гамме — 14 карьерных самосвалов, крупнейший из которых — 400-тонный Komatsu 980E-4 (2016), на снимке.


Hitachi (Токио, Япония). Мощная японская корпорация, имеющая десятки подразделений и производящая всё — от компьютеров и бытовой техники до дорожно-строительных машин и карьерных самосвалов, от кораблей и поездов до медицинских препаратов. В общем, действительно, всё. Основана в 1910 году, тяжёлую карьерную технику строит с 1951-го. В гамме — 5 карьерных самосвалов, самый большой — 326-тонный Hitachi EH5000AC-3 (2013).


Sanyi (Чанша, Китай). Китайская компания, производящая всевозможную дорожно-строительную, карьерную, нефтедобывающую технику, а также ветряные турбины и различные энергетические устройства. Одна из самых молодых на рынке карьерных самосвалов — основана в 1989 году. В гамме — 3 не очень больших карьерных самосвала. Самый крупный — 95-тонный Sanyi SRT95C.


XCMG (Сюйчжоу, Китай). Ещё одна свежеобразованная относительно прочих китайская компания, производящая практически любое тяжёлое оборудование (не будем в очередной раз перечислять «дорожно-строительное, горнодобывающее…»). Основана в 1989 году и на сегодняшний день занимает 5-е место по капиталам в своей отрасли. В гамме карьерных самосвалов — 5 моделей, крупнейшая из которых XCMG XDE400 грузоподъёмностью 400 тонн (на снимке). Самое смешное, что его можно заказать не только через официального дилера, но и на… интернет-рынке Alibaba.


Beml (Бангалор, Индия). Крупнейшая индийская компания по производству дорожного и так далее оборудования и грузовиков. Основана в 1964 году. В гамме карьерных самосвалов — 6 моделей, крупнейший из которых — 205-тонный Beml BH205E, на снимке. Является первым грузовиком такого типа, полностью разработанным и выпускаемым в Индии.


LiuGong (Гуанси, Китай). Китайский производитель кранов, экскаваторов и далее по списку, основанный в 1958 году (то есть не из «новых китайцев»). Пока что не очень развернулся на рынке карьерных самосвалов, всего одна 46-тонная модель LiuGong SGR50.