Буксировка с помощью гибкой и жесткой сцепки. Если применяется гибкая сцепка, что следует знать о транспортировке Буксировка груза

Буксировка машины иногда становится необходимостью, и тогда важно знать основные правила её проведения. Как известно, существуют даже определённые виды транспортировки, о которых и пойдёт речь в этой статье.

Типы проведения транспортировки машин

На практике различают три основных вида транспортировки машины: перегон на мягком тросе, транспортировка на жёсткой сцепке и буксировка третьим способом, подразумевающим частичную погрузку.

Гибкая сцепка

Рассмотрим для начала переброску машины на гибкой сцепке. Это самый распространённый вид буксировки , для проведения которого необходимо вооружиться матерчатым тросом, имеющимся в наличии практически у каждого водителя. Этот вид троса находится в комплекте автомобилиста. Кроме него, в комплекте имеются основные составляющие: огнетушитель, и аптечка.

Своеобразные и обязательные крепежи и трос - наиважнейшие элементы проведения правильной буксировки на гибкой сцепке. Крепления вкручиваются в переднюю и заднюю части автомобилей. Сам буксир должен быть оснащён креплением спереди, а буксирующий автомобиль сзади.

Переброс на жёсткой сцепке

Буксировка на жёсткой сцепке

Что касается буксировки этого вида, то в этом случае трос может провисать до земли, а сам процесс осуществляться с помощью специальных неподвижных конструкций, сделанных из металла.

Сами сцепные составляющие могут быть сделаны из различных конструкций. Так, простейшие жёсткие тросы имеют одну точку крепления для каждой машины. А к примеру, более сложные конструкции сцепок - несколько точек, что позволяет двигаться автомашине по прямой траектории, никоим образом не смещаясь в стороны. Различны и правила для определённых типов буксира жёсткой сцепки.

Полезно знать, что буксировка на жёсткой сцепке применяется реже гибкой, ведь небольшое количество водителей везут с собой в дороге жёсткий вид сцепки. Но всё же жёсткий вид сцепки имеет явные преимущества перед гибким. В частности, это можно объяснить более прочным материалом троса, что позволяет осуществлять транспортировку тяжёлых автомобилей. Жёсткую сцепку в основном используют .

Третий метод

Рассмотрим и третий вид буксировки, называемый методом частичной погрузки. И чтобы осуществить такую процедуру, необходимо иметь в наличии грузовой автомобиль, а также кран, способный на осуществление частичной переброски транспортного средства.

Такой вид используется для транспортировки новых грузовых машин. Что касается применения описываемого способа для перегонки легкового автомобиля, то он будет выглядеть нецелесообразно.

Стоит отметить интересную деталь: буксировкой нельзя считать полную погрузку . Другими словами, если машину перегоняют в , называется это перевозкой груза.

Некоторые различительные особенности и правила

Начнём опять же с гибкого вида сцепки. Как и говорилось выше, это самый простой из видов буксировки, хотя на него и накладывается большое количество ограничений, включающих следующие правила:

  • обязательно нахождение буксируемого транспортного средства;
  • между автомобилями расстояние должно составлять от четырёх до шести метров;
  • на тросе для гибкой сцепки обязательно наличие двух светоотражателей, имеющих размеры 200×200 (по диагонали на них должны быть нанесены белые и красные полосы);
  • буксируемого автомобиля должно обязательно быть в полном порядке;
  • , который транспортируется, обязательно должна быть в полном порядке;
  • буксировка в гололёд строго воспрещается.

Видео - как происходит буксировка с частичной погрузкой:

И конечно же, стоит помнить следующее: перевозить людей в машине, которую перегоняют на буксире, строго воспрещается!

Если один из этих пунктов будет нарушен - это . Да и пренебрегать правилами не стоит, так как это очень опасно. Ведь при столкновениях между транспортируемым и буксирующим автомобилями мало хорошего.

Теперь рассмотрим правила, предназначенные для жёсткой сцепки. Правил и здесь немало:

  • расстояние между транспортными средствами не должно превышать четырёх метров;
  • за рулём автомобиля, который перегоняют, обязательно должен находиться водитель, но не всегда (если конструкция сцепки позволяет двигаться прямолинейно, то необходимость в водителе отпадает);
  • можно перевозить машину, в которой , если масса её в два раза меньше буксира;
  • не допускается транспортировать авто с неисправной «баранкой».

Трос для буксировки, какой бы он ни был - жёсткий или гибкий, не столь важен, сколько соблюдение правил.

Переброска машин с коробкой

Видео - как правильно производить буксировку автомобиля на гибкой сцепке:

Теперь рассмотрим вариант буксировки . Как известно, перевозить их следует иначе, чем автомобили с .

Считается, что буксировка автомобиля с АКПП до сих пор выдвигает массу спорных и острых вопросов. Если же учитывать, что владельцев таких машин с каждым днём становится всё больше, этот вопрос становится весьма актуальным.

Хотя, если следовать ряду правил, перевоз авто с АКПП такой уж сложной процедурой не покажется. Правила же придуманы, для того чтобы оградить транспортное средство от серьёзных поломок.

Проводят буксировку автомобилей с автоматической коробкой тремя способами. Первый из них - это транспортировка на эвакуаторе, всё чаще входящая в моду у нас в стране. Стоит это не совсем дорого, и эвакуационные службы берут всю ответственность за состояние кузова на себя. Другими словами, если в процессе эвакуации с или с другой его частью что-либо случится, компания за это в ответе.

Хотя, с другой стороны, перевозка транспорта эвакуатором считается самым дорогим способом, если сравнивать метод с двумя другими.

Второй способ буксировки автомобилей с АКПП осуществляется при помощи жёсткой сцепки. Это прекрасный способ перевозки, если у машины неисправна тормозная система. Обязательным условием здесь может выступать длина сцепного устройства, которая не должна превышать четырёх метров, и определённые правила, касающиеся ограничения скоростного режима.

Видео - как правильно производить буксировку авто с АКПП:

Рассмотрим, что это за скоростной режим. Как известно, на сухом дорожном покрытии двигаться желательно со скоростью до пятидесяти километров в час. Если же буксировка проходит при непогоде, рекомендуется двигаться со скоростью не более сорока километров.

Кроме того, переброска машины с АКПП при помощи жёсткой сцепки потребует ещё одного важного условия - соответствия массы. Как и было сказано выше, масса перегоняемой машины должна быть меньше массы автомобиля-буксира.

Проводят перегонку машин с «автоматом» и при помощи гибкого мягкого троса. Это самый востребованный способ буксировки среди российских автомобилистов как для обычных машин, так и для машин с автоматом. Такой вид транспортировки не требует дополнительных устройств для эвакуации, но машины с «автоматом» иногда этого не выносят. Поэтому перед использованием такого троса желательно узнать, какую минимальную массу тот готов выдержать. Кроме этого, существуют определённые требования и к параметрам троса. Он, как и говорилось выше, должен быть не короче четырёх и не длиннее шести метров.

Правило 40×40

Существует и такое правило, действующее для машин с . В частности, если нет возможности перевезти транспорт с АКПП на эвакуаторе, то на тросе его нужно везти со скоростью не более 40 километров в час и не далее, чем на сорок километров. После того как проехали сорок километров, нужно обязательно остановиться и охладить двигатель.

Вот эти простые правила, представленные выше, помогут транспортировать автомобили с коробкой «автомат» без особых сложностей. Надеемся, что эта статья оказалась полезной и предоставила водителям достаточно информации. Советы и правила, представленные здесь, полностью соответствуют законам, действующим на территории Российской Федерации.

20.3. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4-6 м, а при буксировке на жесткой сцепке не более 4 м. Гибкое связующее звено должно быть обозначено в соответствии с пунктом 9 Основных положений.

Штрафы

Нарушение правил буксировки влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере 100 рублей (КоАП, ст. 12.21).

Комментарии

Длина гибкой сцепки должна обеспечивать безопасную и в то же время разумную дистанцию между машинами:

  • при очень короткой сцепке (менее 4 метров):
    - водитель буксируемого автомобиля лишен обзора;
    - слишком велика вероятность столкновения сцепленных автомобилей.
  • при очень длинной сцепке (больше 6 метров):
    - есть риск чрезмерного отклонения траектории движения буксируемого автомобиля от траектории тягача;
    - имеется вероятность того, что кто-либо из других водителей не заметит сцепки машин и попробует проехать между ними.

Длина жесткой сцепки Правилами не ограничена. Однако по соображениям безопасности она не должна быть менее половины габаритной ширины тягача (в целях обеспечения свободного маневрирования сцепленных автомобилей без касания друг друга).

Следует также отметить, что в соответствии с пунктом 9 "Основных положений" на гибком сцепном устройстве в целях обеспечения информативности должно находиться не менее двух предупредительных устройств со световозвращателъными полосами - флажков или щитков.

  • при буксировке будьте готовы к тому, что, когда двигатель заглушён, гидроусилитель и усилитель тормозов работать не будут, поэтому придется жать на педаль тормоза и крутить руль посильнее.
  • в случае неисправности двигателя или другой системы буксировать автомобиль с АКПП нужно на скорости не более 50 км/ч и на расстояние не более 50 км. Если расстояние больше, нужно вызывать эвакуатор.

п. 20.1 - водитель и буксируемое ТС;
п. 20.2 - пассажиры и буксируемое ТС;
п. 20.3 - расстояние между буксирующим и буксируемым ТС;
п. 20.4 - случаи, когда буксировка запрещена.

Анекдоты

"Мерседес" и "Запорожец" отъехали вместе от бензоколонки. "Мерседес" взял большую скорость, но "Запорожец" не отстает. "Мерседес" остановился, "Запорожец" тоже. Водитель первого спрашивает:
- Мужик, что у тебя за движок на "Запорожце" стоит?
- Обыкновенный, просто на заправке ты мне своей дверцей ремень безопасности защемил.

Изобретения

Компания Mercedes-Benz изобрела электронный "ошейник" для трейлеров. Новая система называется "Вспомогательная стабилизация трейлера" (TSA). Она полностью интегрирована в существующую электронную систему курсовой стабилизации машины. TSA быстро обнаруживает начинающийся занос или поперечную раскачку прицепа и эффективно подавляет эти движения, попеременно подтормаживая правое и левое передние колёса автомобиля.

Использование для буксировки неисправного авто негнущейся конструкции называется жесткой сцепкой. Это удобный и безопасный способ переместить транспортное средство. Но он должен выполняться с соблюдением прописанных в ПДД условий, иначе придется платить штраф или устранять последствия аварии.

О том, как должна использоваться жесткая сцепка, а также методах изготовления приспособления своими руками, читайте в этой статье.

Читайте в этой статье

Особенности жесткой сцепки

Этот способ буксировки осуществляется с применением твердой конструкции, один конец которой присоединяют к ведущей машине, другой – к ведомой. Она позволяет удерживаться обоим транспортным средствам во время движения на единой линии, что обеспечивает надежность и безопасность.

Поэтому жесткая сцепка автомобиля особенно пригодится для перемещения тяжелой, неповоротливой техники. Она не даст машинам столкнуться друг с другом.

Когда может потребоваться для перевозки, буксировки

Способ применим для перемещения отечественной или импортной машины. Его допустимо использовать ночью, независимо от сезона. Буксировка на жесткой сцепке может осуществляться за городом и в его черте. Туман – тоже не помеха для нее.

Еще одно преимущество способа перед гибкой сцепкой – его можно применять для перемещения авто с неисправной тормозной системой. Приспособление не даст ему ударить сзади ведущую машину. Но при этом масса буксируемого авто не должна превышать половину того же показателя буксировщика.

Нужна ли категория

Водитель машины, которая тянет на негибком приспособлении другое ТС, должен быть достаточно опытным. Но один из вопросов, беспокоящих автомобилистов в связи с понятием «жесткая сцепка» – категория прав. Некоторые думают, что они должны быть с буквой E, позволяющей возить прицеп тяжелее 750 кг.

Определение разницы между ним и автомобилем есть в ПДД:

Прицеп» – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.

Механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение двигателем. термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Буксировка автомобилей, регламентируется пунктом 20 ПДД. В нем категории прав не оговариваются. О них речь идет в статье 25 закона «О безопасности дорожного движения». Правовой документ для каждого транспортного средства устанавливает особую категорию, как и для использования вместе с ними прицепов. Здесь уже не говорится о буксировке.

Из ПДД ясно, что прицеп и лишившийся возможности идти своим ходом автомобиль – это разные типы ТС. Закон, существующий для использования первого, не применяется в отношении второго. И чтобы везти на буксире машину, водителю не нужно иметь в правах букву E.

В Постановлении правительства №333 от 24.03.2017 г. есть уточнение, касающееся стажа автомобилиста:

При буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет.

Правила для легковых и грузовых автомобилей

Способ транспортировки авто с помощью негнущейся конструкции должен выполняться с соблюдением некоторых условий. Они немного различаются в зависимости от типа перемещаемого ТС.

Общие

Жесткая сцепка делает обязательными правила:

  • за рулем ведомого ТС должен сидеть водитель, не считая случаев, когда приспособление дает ему возможность ехать по траектории ведущей машины при прямолинейном движении;
  • если буксируют автобус или троллейбус, в нем не оставляют пассажиров;
  • при перемещении грузовика в кузове тоже не должно быть людей;
  • жесткая сцепка для легковых автомобилей используется и при наличии в салоне пассажиров;
  • скорость машин не может быть выше 50 км/ч;
  • сама конструкция должна быть ярко окрашена, чтобы другие участники движения ее видели и не пытались вклиниться между ведущим и ведомым ТС;
  • на буксируемой машине следует включить аварийные огни или вывесить знак.

Если рулевое управление авто не работает, использовать метод нельзя. А при испорченных тормозах жесткая конструкция разрешена к применению. Но масса буксируемого ТС должна быть меньше ведущего. Тащить можно только один автомобиль, не больше.

Расстояние

Дистанция между буксируемым и буксировщиком должна быть достаточной, но не чересчур большой. Расстояние на жесткой сцепке допускается до 4 м. Именно оно делает движение безопасным. Водитель ведущей машины может видеть в зеркала дорогу с боков и сзади. Тот, кто сидит за рулем ведомой, сохраняет возможность вовремя остановиться и не столкнуться с идущим впереди ТС. Автопоезд не загромождает дорогу.

Длина

Размер приспособления выбирается в соответствии с требованием о дистанции между ТС Поскольку оно не может быть больше 4 м, длина жесткой сцепки тоже должна быть меньше этого значения. Учитываются общая величина основы конструкции и креплений, которыми она цепляется за автомобили.

Поведение водителей

В ПДД отсутствуют нюансы, выполнение которых необходимо для успешной буксировки. Но их знают и применяют опытные автомобилисты:

  • маршрут выбирают заранее;
  • на нем не должно быть много проблемных участков (перекрестков, разворотов, автомагистралей и др.);
  • если это жесткая сцепка для грузовых автомобилей, лучше ехать со скоростью до 40 км/ч;
  • заранее нужно договориться, какими сигналами общаться в дороге при необходимости остановки и других действий;
  • не нужно делать резких поворотов рулем;
  • движение и маневры должны выполняться плавно, особенно набор скорости и торможение;
  • лучше не использовать езду назад, а если без нее не обойтись, то выполнять согласованно.

Нужно также учесть, что жесткая сцепка нежелательна, когда нужно тащить машину с автоматической коробкой переключения передач. Техника может в процессе получить дополнительные неисправности. Еще выше вероятность повреждения при использовании авто с АККП в качестве тягача.

О том, как правильно буксировать ТС на жесткой сцепке, смотрите в этом видео:

Когда от буксировки на жесткой сцепке лучше отказаться

Способ транспортировки обездвиженной машины с помощью жесткой конструкции не стоит использовать, если:

  • она тяжелее по весу, чем ведущий транспорт;
  • водитель неопытный, не уверен в себе;
  • автомобиль значительно поврежден (сцепка может усилить дефекты);
  • нет возможности надежно закрепить конструкцию.

В этих случаях стоит искать иного пути перемещения ТС.

Готовим жесткую сцепку своими руками

Для буксировки можно купить заводскую конструкцию. Но жесткая сцепка своими руками тоже вполне доступна и может использоваться. Есть два варианта приспособления:

  • В виде штанги. Она обязательно должна быть складной, поэтому необходимо взять 3 отрезка 20 — 50-миллиметровой металлической трубы, соединить их болтами и шарнирами. На концах, которые цепляются к автомобилям, нужны головки со скобами и креплениями. В роли последних тоже могут выступить болты.
  • В виде треугольника. Его углы также скрепляются с помощью шарниров, чтобы изделие складывалось. Те, что расположены у основания, предназначены для буксируемого авто. Верхушка будет присоединяться к тягачу, здесь нужно крепление, как для фаркопа. Это более прочная конструкция, в отличие от штанги. С ее помощью можно переместить ТС на достаточно большое расстояние.
Вопрос Ответ
Разделом 20 Правил дорожного движения РФ (ПДД РФ).
Нет, пассажиров быть не должно.

При неисправностях тормозной системы или рулевой колонки.

В таком случае стаж водителя должен составлять два и более года.
При гололедице в зимнее время года.

При неисправностях рулевой колонки ведомого авто.

Если присутствуют пассажиры, то в буксируемом транспортном средстве.

Нет, такая буксировка не рекомендуется.
Буксирование грузовиков обычно производится через жесткое сцепление или частичную погрузку.

Буксировка транспортного средства (ТС) применяется для транспортировки машины, которая не может продолжать движение по техническим или другим причинам, до станции техобслуживания или для того, чтобы буксируемое транспортное средство не создавало помех другим участникам движения.

Раздел 20 Правил дорожного движения Российской Федерации (ПДД РФ) содержит описание всех норм, регулирующих процесс буксировки транспортных средств по российским дорогам.

Когда буксировка запрещена или разрешена?

ПДД РФ описывают следующие случаи, при которых нельзя брать автомобиль на буксир:

  • В случае неисправности системы рулевого управления у буксируемой машины запрещено брать такой автомобиль на буксир методом гибкой или жесткой сцепки. Тем не менее, в данном случае можно транспортировать транспортное средство путем частичной погрузки.
  • Запрещено буксировать два и более ТС. Таким образом, водитель может взять на буксир только одну автомашину.
  • Запрещается транспортировать таким образом мотоциклы. Исключение составляют мотоциклы с коляской.
  • Мотоциклист также не может буксировать другие транспортные средства, если его мотоцикл не оборудован коляской.

В кузове или салоне авто, взятого на буксир методом гибкой или жесткой сцепки, не должно быть пассажиров.

Если же речь идет о частичной погрузке, людей не должно быть в кузовах обоих машин, причем в кабине буксируемого авто также не должно быть людей.

При транспортировании автомобиля данным способом должны также быть соблюдены следующие условия:

  • Водительский стаж лица, управляющего буксирующим автомобилем, должен быть не меньше двух лет.
  • Водитель буксируемого автомобиля обязан находиться за рулем своей машины. Это условие необязательно к выполнению в случае, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает точное следование буксируемого автомобиля траектории буксирующей машины.

Виды буксировки

Правила дорожного движения России регламентируют три вида буксировки: с использованием гибкой сцепки, на жесткой сцепке, а также с помощью частичной погрузки.

На гибкой сцепке

Для транспортирования неисправной автомашины таким способом необходим гибкий стальной трос и буксировочные крепления, устанавливающиеся на бампер авто. Такой вид транспортировки может быть применен любым водителем с водительским стажем от 2 лет при условии наличия у него с собой водительских прав.


При использовании гибкого стального троса должны соблюдаться следующие правила:

  1. Длина данного троса должна составлять от 4 до 6 метров.
  2. На тросе должно быть как минимум два опознавательных знака, представляющих из себя прямоугольники размером 20х20 с чередующимися красными и белыми полосами.
  3. Обязательно присутствие водителя буксируемой машины за рулем данного авто.

Использование метода гибкого сцепления запрещается в следующих случаях:

  • При гололедице зимой.
  • При любых неисправностях, затрагивающих работу тормозов или рулевой колонки.

Штраф за невыполнение любого из вышеперечисленных условия составляет 500 рублей.

На жесткой сцепке

При транспортировании машины подобным способом применяется специальная жесткая металлическая конструкция, обеспечивающая постоянное расстояние между машинами, с помощью которой два транспортных средства соединяются между собой. Как правило, данный метод применяется при транспортировании крупногабаритных авто, грузовиков и автобусов.

При подобной буксировке обязательно выполнение следующих правил:

  • Устройство, обеспечивающее сцепление между автомашинами, должно иметь длину, не превышающую 4 метра.
  • При наличии трех точек крепления наличие водителя в машине, взятой на буксир, не обязательно.

В свою очередь, если устройство имеет два крепежных узла, в ведомом автомобиле обязательно должен быть водитель.

При неисправностях тормозной системы ведомого авто, взять его на буксир может только водитель машины, масса которой превышает массу буксируемого авто на 50%.

Перемещение автомашины с использованием жесткого сцепления запрещена в нижеперечисленных случаях:

  • Во время зимнего гололеда.
  • При неполадках, связанных с рулевой колонкой ведомой машины.
  • При присутствии пассажиров в буксируемой машине.

Частичная погрузка

Для использования данного метода транспортировки автомашины необходим специальный прицеп, на который погружается передняя колесная база машины. Такой метод разрешен к использованию в гололедицу, а также при неисправностях системы рулевого управления и тормозов.


Важно отметить, что при частичной погрузке запрещено нахождение людей в ведомом автомобиле, а в машине, взявшей на буксир, запрещена перевозка пассажиров.

Буксировка транспорта с АКПП

Буксирование автомашин, оснащенных автоматической коробкой переключения передач (АКПП), не рекомендуется. При подобной транспортировке авто с АКПП происходит вращение колес автомобиля, вследствие чего начинается движение некоторых механизмов внутри авто. В то же время гидронасос, обеспечивающий подачу масла в двигатель, не функционирует из-за того, что двигатель не заведен. Таким образом, при буксировке машины с АКПП высок риск износа и выхода из строя некоторых деталей двигателя.

Буксирование машины с коробкой «автомат» нужно осуществлять с запущенным силовым агрегатом, если есть такая возможность.

Также перед осуществлении подобной операции необходимо ознакомиться с руководством по эксплуатации автомобиля, который планируется буксировать, так как устройство некоторых АКПП требует соблюдения дополнительных мер предосторожности при буксировании.

Буксировка грузового автомобиля

Буксирование грузовиков как правило осуществляется посредством жесткого сцепления или частичной погрузки, так как эти методы обеспечивают более надежное соединение между буксиром и грузовиком, а также облегчает управление обеими машинами.

При транспортировании грузовика путем буксировки обязательно отсутствие грузов в кузове авто. Также желательно разгрузить машину перед взятием ее на буксир.

Буксировка мотоцикла

Правила дорожного движения России запрещают перемещать двухколесные мотоциклы путем буксирования. Помимо данного запрета, мотоциклистам также запрещено брать на буксир другие транспортные средства. Исключением из первого правила являются мотоциклы с коляской, которые можно брать на буксир.

Буксировка автобуса

Буксирование автобуса идентично подобному перемещению грузовых машин. Также как и в случае с перемещением грузовиков, для буксирования подобных автомашин используется способ частичной погрузки или буксировка с применением жесткого сцепления. Не допускается буксировка автобуса с пассажирами.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

УСТРОЙСТВА БУКСИРНЫЕ АВТОМОБИЛЕЙ

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

ГОСТ 25907-89

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

УСТРОЙСТВА БУКСИРНЫЕ АВТОМОБИЛЕЙ

Общие технические требования. Методы испытаний

Towing attachments for commercial venicles. General technical requirements and test procedure.

ГОСТ

25907-89

Срок действия с 01.01.90

до 01.0 .9 5

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на буксирные устройства, состоящие из буксирной вилки или гнезда со шкворнем (буксирных вилок или гнезд), расположенных в передней части автомобилей всех типов (кроме легковых и грузопассажирских, изготовленных на их базе) конструктивной полной массой* до 50000 кг (а также в задней части тех автомобилей, которые не имеют тягово-сцепного устройства), и жесткого буксира типа «штанга» или «треугольник», применяемого в качестве сцепного звена с буксирующим автомобилем, имеющим сзади тяговый крюк по ГОСТ 2349 или тяговую вилку по СТ СЭВ 5165.

Стандарт не распространяется на буксирные устройства автомобилей конструктивной полной массой свыше 50 000 кг и автомобилей, поставленных на производство до 01.01.92, а также на буксирные устройства других типов.

1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. В зависимости от конструктивного исполнения следует различать буксирные устройства типов «штанга - буксирная вилка» и «треугольник - буксирные вилки».

* Под конструктивной полной массой седельного тягача следует понимать сумму массы снаряженного седельного тягача и седельной массы, устанавливаемых изготовителем, а также регламентированных масс водителя и обслуживающего персонала по числу мест в кабине.

1.2. Типоразмер буксирного устройства должен определяться в зависимости от конструктивной полной массы буксируемого автомобиля в соответствии с таблицей.

Размеры, мм

Типоразмер

Конструктивная полная масса буксируемого автомобиля, кг

не менее

не менее

не менее

Высота расположения продольной оси буксирной вилки

До 3500

1800

От 570

до 1150

От 1500

до 2000

От 300 до 800

Св. 3500 до 19000

2100

От 600*

Св. 14500 до 35000

2200

Св. 30000

От 900

до 1300

* Конкретное значение устанавливаетсяпо согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком).

1.3. Основные размеры буксирной вилки со шкворнем должны соответствовать указанным на черт. 1 и в таблице.

Черт. 1

Примечание. Конструкция буксирной вилки со шкворнем чертежом не регламентируется.

1.4. На автомобилях всех типов, кроме автомобилей высокой проходимости, должны устанавливаться одна или две буксирные вилки, а на автомобилях высокой проходимости обязательна установка двух буксирных вилок. Буксирные вилки должны быть расположены либо в вертикальной продольной плоскости симметрии автомобиля (одна вилка), либо симметрично относительно нее на расстоянии от 570 до 1150 мм между осями шкворней (две вилки), причем ось вилки (вилок) должна быть параллельна продольной оси автомобиля.

По согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком) допускается иное число и расположение буксирных вилок.

1.5. Высота расположения продольной оси буксирной вилки (буксирных вилок) от опорной поверхности для автомобилей всех типов, кроме автобусов, должна соответствовать указанной в таблице, а для автобусов - устанавливаться по согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком).


Черт. 2

Примечания:

1. Конструкция буксира чертежом не регламентируется.

2. Отклонение размеров петель по ГОСТ 7505 .

1.6. Размеры буксиров и их петель должны соответствовать, указанным на черт. 2 и в таблице. Для буксиров типа «штанга» типоразмеров 1-3 по согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком) допускаются, а для буксира типоразмера 4 обязательны одинаковые размеры петель на обоих концах буксира, которые должны соответствовать указанным на черт. 2 для петли, сцепляемой с тягово-сцепным устройством буксирующего автомобиля.

Для буксиров типа «треугольник», в конструкцию которых встроены шарниры с горизонтальной осью вращения, размеры петель, сцепляемых с буксирными вилками, допускается устанавливать по согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком).

Для международных перевозок размеры петли буксира, соединяемой с тягово-сцепным устройством буксирующего автомобиля, должны соответствовать СТ СЭВ 5165.

Конструкция буксира типа «треугольник» должна позволять изменять размер С в пределах, указанных в таблице.

2. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Элементы буксирного устройства (буксирные вилки и жесткие буксиры) должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по нормативно-технической документации.

2.2. Конструктивные размеры и формы элементов буксирных устройств, материал и способ изготовления, а также место и способ крепления буксирной вилки (буксирных вилок) к автомобилю и способ стопорения шкворня следует устанавливать в нормативно-технической документации по результатам расчета на прочность и опыта эксплуатации.

2.3. Твердость сопрягаемых рабочих поверхностей петли буксира и шкворня вилки должна быть не ниже HRC э 43.

2.4. Буксирные вилки не должны выступать за габариты автомобиля, а их конструкция и расположение должны обеспечивать возможность свободного отклонения прицепленного буксира относительно продольной оси автомобиля:

в вертикальной плоскости (угол a черт. 1) на угол не менее ±15°, а для автомобилей высокой проходимости на угол не менее ±45°. Последнее требование допускается обеспечивать конструкцией буксира;

в горизонтальной плоскости (угол β черт. 1) для буксира типа «штанга» на угол не менее ±50°.

По согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком) допускаются иные углы свободного отклонения прицепленного буксира.

Для буксира, выполненного с одинаковыми размерами петель в соответствии с , углы свободного его отклонения устанавливают по согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком).

2.5. Конструктивные размеры и форма буксирной вилки должны обеспечивать возможность сцепки с тросом, цепью или канатом при вытаскивании застрявшего автомобиля или закреплении автомобиля для перевозки его на другом транспортном средстве.

2.6. Шкворень должен быть расположен вертикально и иметь посадку с гарантированным зазором в отверстиях буксирной вилки. Конструкция стопорения шкворня должна исключать возможность самопроизвольного отсоединения буксира во время движения и не препятствовать отклонению его в пределах углов, предусмотренных в п. 2.4.

2.7. Сцепные петли буксира должны быть неподвижно закреплены и установлены в одной плоскости. Для буксира типа «штанга» допускается взаимное отклонение плоскостей петель не более 3°. Для буксира типа «треугольник» при опоре на общую плоскость неперпендикулярность оси каждой сцепной петли буксира к. этой плоскости должна быть не более 3°.

2.8. Буксир следует окрашивать красными и белыми чередующимися поперечными полосами шириной 240-260 мм.

По требованию потребителя (заказчика) допускается однотонная окраска темных цветов.

2.9. На буксире должны быть нанесены:

обозначение типоразмера;

максимальная конструктивная полная масса буксируемого автомобиля в тоннах;

товарный знак предприятия-изготовителя;

клеймо службы контроля;

месяц и год выпуска буксира.

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

3.1. Испытания буксирных устройств подразделяются на лабораторные и пробеговые и должны проводиться в ходе предварительных испытаний автомобиля, а пробеговые испытания буксирных устройств - также и при приемочных испытаниях автомобиля.

3.2. При лабораторных испытаниях буксирных вилок автомобиль должен быть закреплен от перемещений на твердой горизонтальной опорной поверхности путем фиксации элементов передней оси. Вместо комплектного автомобиля допускается использовать его шасси или корпус при обеспечении эквивалентности условий нагружения.

3.3. Статическая нагрузка при лабораторных испытаниях должна быть приложена к установленному в буксирную вилку шкворню через жесткую штангу или заменяющее ее приспособление с имитацией работы штанги как на растяжение, так и на сжатие.

3.4. Лабораторные испытаниябуксирнойвилки должныпроводиться последовательно при направлениях действия статической нагрузки:

под углом ±25° к продольной оси автомобиля в горизонтальной плоскости;

под углом ±10° к продольной оси автомобиля в его вертикальной плоскости.

Величина статической нагрузки должна быть равна половине силы тяжести от конструктивной полной массы автомобиля.

3.5. Для автомобилей, имеющих в передней части две буксирные вилки, дополнительно проводят лабораторные испытания буксирных вилок с буксиром типа «треугольник» при направлениях действия статической нагрузки:

параллельно продольной оси автомобиля;

под углом ±5° к продольной оси автомобиля в его вертикальной плоскости.

Величина статической нагрузки должна быть равна полуторакратной величине силы тяжести от конструктивной полной массы автомобиля, а для автомобилей, изготовленных по требованиям заказчика, - утроенной величине силы тяжести от конструктивной полной массы автомобиля или устанавливаться по согласова­нию с потребителем (заказчиком).

3.6. Лабораторные испытания буксиров должны проводиться с имитацией их работы как на сжатие, так и на растяжение, при этом величина статической нагрузки для буксиров типа «штанга» должна составлять половину силы тяжести от конструктивной полной массы буксируемого автомобиля, для буксиров типа «треугольник» - полуторакратной ее величине, а для буксиров типа «треугольник», изготовляемых по требованиям заказчика, - утроенной ее величине. В качестве конструктивной полной массы буксируемого автомобиля для буксира соответствующего типоразмера следует принимать ее максимальное значение по таблице. Для буксиров типа «треугольник» допускается проводить испытания путем приложенияк петле, соединяемойс тягово-сцепным устройством автомобиля, боковой статической нагрузки, действующей в общей плоскости буксира последовательно в обоих направлениях, причем ее величина должна быть такой, чтобы обеспечить эквивалентное вышеизложенному нагружение петель буксира, сцепляемых с буксирными вилками.

3.7. Число повторений каждого приложения статической нагрузки по пп. 3.4-3.6 должно быть не менее пяти. Контроль угла приложения статической нагрузки, а также углов гибкости буксирного устройства по п. 2.4 и углов взаиморасположения плоскостей петель по должен проводитьсясоответствующим угломерным инструментом с погрешностью не более 0,2°.

3.8. Пробеговые испытания буксирных устройств должны проводиться путем буксировки автомобиля, груженого до конструктивной полной массы, в объеме не менее 250 км пробега со скоростью не выше 50 км/ч, причем 120 км пробега должно проводиться в условиях имитации городского режима движения, а 130 км пробега - при движении по грунтовым дорогам. При использовании буксира типа «треугольник»радиусы поворота буксирующего автомобиля должны превышать минимальный радиус поворота буксируемого автомобиля не менее чем в 1,25 раза во избежание бокового скольжения передней оси буксируемого автомобиля и опасности поломки буксира и буксирных вилок.

Пробеговые испытания буксирных устройств седельного тягача допускается проводить при снаряженном его состоянии.

3.9. После окончания как лабораторных, так и пробеговых испытаний детали буксирных вилок и буксира, а также детали несущей системы, к которым крепятся буксирные вилки, не должны быть деформированы, элементы крепления буксирных вилок не должны быть разрушены, а расположенное рядом с буксирными вилкамиоборудование (осветительные и сигнальные приборы, элементы тормозной системы, рулевогоуправления и т.п.) не должно быть повреждено. Контроль визуальный.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

РАЗРАБОТЧИКИ СТАНДАРТА.

О.И. Гируцкий, канд. техн. наук (руководитель темы); В.И. Соловьев, канд. техн. наук; Н.М. Варыпаев; Б.В. Кисуленко, канд. техн. наук; И.И. Малашков, канд. техн. наук

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.06.89 № 2277

3. Срок проверки 1994 г.

4. Взамен ГОСТ 25906-83, ГОСТ 25907-83

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ